1098. См. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Лекции по Апокалипсису на радио «Град Петров» в 2003 г. Лекция 4. 1099. См. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Лекции по Апокалипсису на радио «Град Петров» в 2003 г. Лекция 5. 1100. Cм. Collins A.Y. The Apocalypse (Revelation).//NJBC. P. 1001. 1101. Cм. Brown R. P. 781. 1102. Cм. Charpenmier E. P. 106. 1103. Brown R. P. 781-2. 1104. На карте расположения этих городов видно, что порядок посланий имитирует движение по кругу от Ефеса на север, затем на восток и на юг к Лаодикии. 1105. Charpentier E. P. 106. 1106. Brown R. P. 782. 1107. Cм. Charpenmier E. P. 108. 1108. Cм. Brown R. P. 783, N. 19. 1109. Cм. Brown R. P. 783. 1110. Cм. Charpenmier E. P. 108. 1111. Мень А., прот. Апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова. Комментарий. Рига. 1992. С. 62. 1112. «Не следует полагать, что это «старики». По-гречески «старцы» — пресвитеры. Это слово (кстати, по-латыни — сенаторы) означает просто положение старшинства (староста, старшина вовсе не обязательно должны быть стариками). Итак, Сидящего на престоле окружает некое подобие небесного Сената». — Ианнуарий (Ивлиев), архим. Лекции по Апокалипсису на радио «Град Петров» в 2003 г. Лекция 12. 1113. Число 24 в апокалиптике более нигде не встречается и имеет разные толкования: две группы по 12, представляющие ветхий и новый Израиль; 24 ветхозаветных святых, включая Иоанна Крестителя; ангельский лик. — Cм. Brown R. P. 786. 1114. Подробнее о роли богослужебной символики в Откр. cм. Brown R. P. 798-800. 1115. Cм. Brown R. P. 786. N. 22. 1116. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Лекции по Апокалипсису на радио «Град Петров» в 2003 г. Лекция 14. 1117. Cм. Charpenmier E. P. 106. 1118. Гипотеза «рекапитуляции» как метода написания (и истолкования) Откр. восходит по крайней мере к последней четверти III века, когда о ней засвительствовал Викторин Петавский. После этого она вплоть до XIX века преобладала в экзегезе Откр. — Cм. Collins A.Y. The Apocalypse (Revelation).//NJBC. P. 999. 1119. Примечательно, что вместо колена Дана упомянуто колено Левия (7, 7), так как у Дана была репутация неверного и идолопоклонника (см. Суд. 18; 3 Цар. 12, 28-30) и считалось, что его покровителем был сатана (Завет Двенадцати патриархов: Дан 5, 6). Позже возникло Предание, что антихрист будет из колена Дана. — cм. Brown R. P. 787. N. 25.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

343. О степени аутентичности различных посланий ап. Павла cм. Fimzmyer J.A., S.J. Introduction to the New Testament Epistles.//NJBC. P. 770; Brown R.P. 441; Kümmel W.G. P. 250-1. 344. Dunn J. The Pauline Letters.//The Cambridge Companion to Biblical Interpretation ed. by J. Barton. Cambridge. 1998. P. 277. 345. Cм. Kümmel W.G. P. 252. 346. Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 342. 347. Cм. Fimzmyer J.A., S.J. Introduction to the New Testament Epistles.//NJBC, р769. 348. Cм. Dunn J.P. 278. 349. Кассиан, еп. С. 190. 350. Cм. Collins R.F. The First Letter to the Thessalonians.//NJBC. P. 772. 351. Cм. Collins R.F. The First Letter to the Thessalonians.//NJBC. P. 773. 352. Cм. Collins R.F. The First Letter to the Thessalonians.//NJBC. P. 773. 353. Кассиан, еп. С. 190-191. 354. Cм. Collins R.F. The First Letter to the Thessalonians.//NJBC. P. 773. 355. По другим рукописям — «призывающем» (kale/santoj)=ЕК. 356. Если слово «церковь» используется как синоним понятия христианской общины и, таким образом, подразумевается одна из многих общин, мы пишем его с маленькой буквы. Если же имеется в виду единая Вселенская Церковь, состоящая из многих общин (такое значение появится в посланиях ап. Павла чуть позднее), мы пишем с большой буквы. 357. Cм. Dunn J.P. 279-80. 358. ЕК: «дабы вы не были в печали». 359. См. ТОВ. P. 2876. 360. Данн Д.Д. С. 347. 361. См. Данн Д.Д. С. 348. 362. Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 373. 363. Кассиан, еп. С. 193. 364. Данн Д.Д. С. 438. 365. См. Ключ... С. 411. 366. См. Данн Д.Д. С. 348. 367. 2 Фес. 2, 6-7 «в старом русском переводе Библейского Общества звучит так: «И теперь вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, когда не допускающего теперь не будет на свете». При всех своих недостатках перевод этот имеет то преимущество перед позднейшим Синодальным переводом, что в нем причастия o( kate/xwn и to kate/xon в ст. 7 переданы словами одного корня». — Кассиан (Безобразов), еп. Царство Кесаря перед судом Нового Завета. М. 2001. С. 17.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

87 стр 35. Дело доходило до того, что население открыто .восставало против своих правителей, которые хотели быть иконоборцами и жестоко расправлялось с ними. Ср. Рг. Lenormant, II, 389. 88 Интересно в этом случае обращение в 824 г. визант. ими. Михаила II к Людовику Благочестивому с предложением изгнать из Рима византийских беженцев. Очевидно, он опасался сильной агитации противников иконоборчества, результатом которой могло возникнуть тяготение к западной Церкви в самой Византии. Текст обращения помещен у Mansi. Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio, t. XIV, Venetiis, MDCCLIXIX, col. 417422. 91 Эта икона небольшая, приблизительно 5х7 вв.; от времени так сильно почернела, что нет возможности рассмотреть ее стилистические особенности. 95 Ср. Соколов. Состояние монашества в византийскои Церкви с половины IX в до начала XIII в (8421204), Казань, 1894, стр. 57. 108 Открыты абб. I. Cozza–Luzi в Ватиканской библиотеке среди манускриптов из многих греческих монастырей, теперь совершенно разрушенных, и изданы в 1892 г. Эти греческие жития для настоящего вопроса имеют кардинальное значение. См. Р. Batiffol. Vier .BibliotheIcen yoh alten basilicanischen Klostern in Unteritalien в Romisch Quartalschr., 1889, 3, ss. 31 ff. 110 Ορεστου πατριαρχου Ιεροσολμων βιος και πολιτεα των οσων πατερω ημων Χριστοφορου και Μακαριου – изд. J. Cozza–Luzi в Studi edocumenti di storia e diritto. An. XIII, fasc. 4, Roma, 1892, pp. 378 sqq. 113 Βος και πολιτεα του οσιου πατρος ημων Σαβα του Νεου, изд. J Cozza-Luzi в Stnd. e docum. di storia e dirit., An. XII, fasc. I, p. 40; Βιος... Χριστοφορου, ed. cit, p. 380. 116 См. Gay, cit. ouvr., p. 263 sv. и pl. 2-е в конце книги; Pr. Lenormant, кажется, неосновательно считал эту местность около Palmi, ср, ero La gr. Gr., I, p. 349. 132 E. Bertaux открыл в этой местн. гроты с визант. фресками, которые, по его предположению, можно датировать XI в. См. его L’art dans ’ Italie meridionale, t. I, Paris, 1904, p. 122. 134 См. напр. Schlumberger. L’epopée byzantine à la fin du dizième siècle . T. I, Paris, 1896, pp. 456 sv. 462 sv.; Gay, p. 269.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот однако что мы можем извлечь из этой «эпитафии». Афанасий родился в сицилийском городе Катане, «изобилующем всеми благами», вблизи огнедышащей горы Этны (§ 3). Почти единственная историческая черта памятника – описание сицилийских бедствий – не есть свидетельство очевидца или близко осведомленного лица, – она изложена в очень общих выражениях: «Измаильский народ, потомок Агари, из-за которого по грехам нашим погублен вышеназванный остров (Сицилия), подобно палачу требовал наших казней, как будто нарушителей законов, 609 ... разрушил много городов, разогнал их жителей вместе с окрестными: одних умертвил, уморил и утопил, других увел в рабство и вверг в оковы, третьих изгнал из отечества». – Катана была занята сарацинами в 828 году. Допуская, говорит Cozza-Luzi, что Афанасию в это время было 10 лет от роду, мы найдем, что святой родился ок. 818 года. – Родители Афанасия, по падении города, отправились в сыном в Старые Патры, в Пелононнисе (ες τς ν Πελοποννσ παλαις Πτρας § 4). Здесь Афанасий ушел в монастырь и после подвигов (§ 5) получил престол Мефонский, «в этом славном городе Пелопонниса» (§ 6). Когда заходит речь об учительской деятельности Афанасия, автор почерпает обильные примеры из древне-греческой истории, вспоминая имена Замолксиса, Анахарсиса, Ликурга и Мнисиона, Нестора, Солона и Клисфена (§ 8). Особенно подробно изложена предсмертная беседа Афанасия. Говоря о кончине святого, автор вспоминает о Сократе, который был будто бы выше смерти, фигурируют также имена Анита и Мелита, – и все это говорится только для того, чтобы заявить, что Афанасий был выше Сократа (§ 10). Святой скончался πλρης τν μερν (§ 12). – Вот и все исторические данные эпитафии. Когда святой скончался, из слова не видно, но можно приблизительно сказать, когда это событие имело место. Cozza-Luzi время рождения его отнес к 818 году. Известно, что Афанасий присутствовал на константинопольском соборе 879 года (θανασου Μοθνης), 610 стало быть 60-ти летним старцем. Каиетан, неизвестно на каком основании, отнес кончину святого к 885 году; 611 Cozza-Luzi недоумевает, чтобы про 67-летнего можно было сказать πλρης τν μερν, о ведь он забывает, что год рождения Афанасия принят им предположительно: если святой покинул родину не 10-ти, а 15-ти летним юношей, он прожил уже более 70 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

493. Ключ... С. 402. 494. См. Вугпе B., S.J. The Letter to the Philippians.//NJBC. P. 793. 495. Cм. Brown R. P. 491. 496. Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 368. 497. Cм. Brown R. P. 488. 498. Некоторые, впрочем, толкуют упоминание псов как намек на проповедников-киников (или циников), чье наименование (ku/nikoj) тоже уничижительно образовавали от ku/wn, gen. kuno/j, «собака», хотя Флп., кажется, не дает повод для такого толкования. — cм. Brown R. P. 487, N. 10. 499. Кассиан, еп. С. 237. 500. Кассиан, еп. С. 234. 501. Cм. Fimzmyer J.A., S.J. The Letter to Philemon.//NJBC. P. 869; Kümmel не считает эти догадки обоснованными. — cм. Kümmel W.G. P. 348. 502. Возможно, он его еще и обокрал. Иллюстрацией может быть один «папирус, который является копией объявления, предлагающего вознаграждение за возврат раба или информацию о его местонахождении. Это объявление описывает имущество, с которым он скрывается.» — Гатри Д.С. 508, сн. 1. 503. Послание к Филимону состоит всего из одной главы, поэтому в ссылках указываются только стихи. 504. Cм. Fimzmyer J.A., S.J. The Letter to Philemon.//NJBC. P. 870. 505. Например, что касается дальности расстояния, аргументы могут работать в диаметрально противоположных направлениях. Остроумное замечание Додда: «В равной мере правомерно предположение, что бежавший раб, разбогатевший за счет своего хозяина, бежал в Рим, потому что он находится далеко, как и предположение, что он бежал в Ефес, потому что он находится поблизости.» — цит. по Гатри Д.С. 444. 506. Примеры подобных ходатайственных писем (intercessio) нередко встречались в эллинистическом мире. В этом смысле Флм. сравнимо с еще более коротким письмом Плиния Младшего к Сабиниану по поводу одного молодого слуги последнего, который укрылся в доме Плиния. Плиний просит Сабиниана о снисхождении к провинившемуся. — Cм. Brown R.P. 502, N. 1; Гатри Д.С. 512, сн. 18. 507. Brown R.P. 509. 508. Некоторые комментаторы усматривают в этом самоименовании и значение «посланника» (presbeuth/j) Христова (ср. 2, Кор. 5, 20), хотя это все-таки малоправдоподобно в таком контексте, а кроме того совершенно не обосновано текстологически. — Cм. Brown R.P. 502, N. 2; Fitzmyer J.A., S.J. The Letter to Philemon.//NJBC. P. 870; Kümmel W.G. P. 349.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

541. Гатри Д. С. 436. 542. Исследователи отмечают в Кол. отзвуки учений пифагорейцев, циников или популярной тогда стоической мысли, а также платонизма. Кроме того, философией тогда называли и мистические религии. Нельзя исключать даже иудейство, так как характеризуя фарисеев, саддукеев и ессеев, Иосиф Флавий называет их философами. К тому же в 2, 8 упоминается и «предание человеческое», что также связано с иудейством (ср. Мк. 7, 8). — cм. Brown R. P. 605, N. 14. 543. Cм. Horgan M. P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 877. 544. Чаще всего две фразы расцениваются как вставленные Павлом (выделены курсивом): «И Он есть глава тела Церкви» (ст. 18) и «умиротворив через Него, Кровию креста Его» (ст. 20). — cм. Brown R. P. 603. N. 9. 545. Взято из: Данн Д.Д. С. 175. Другие варианты разбивки на строфы cм. Brown R. P. 603. 546. См. Сорокин А., прот. С. 257. 547. Brown R. E. The Introduction to the NT... 548. Ангелология довольно широко представлена в Новом Завете, причем уже как имеющееся наследие иудаизма. В Кол. 1, 13. 16; 2, 10. 15; Еф. 1, 21; 2, 2; 3, 10; 6, 12 встречаются такие наименования ангельских чинов: a)rxai/(начала, 6 раз), a)rxwn (начальник, 1), qro/noi (престолы, 1), kurio/thtej (господства, 2), e)cousi/ai (власти, 8), dunamij ((силы, 1), которые выступают и как противники Бога, «мироправители (kosmokra/toroi, Еф. 6, 12) тьмы века сего», и как ангелы Божии. Это отражено в последующем христианском Предании, например, в евхаристических молитвах (см. евхаристическая молитва Литургий свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста и др.). 549. Данн Д.Д. С. 176. 550. Cм. Horgan M. P. The Letter to the Colossians.//NJBC. P. 877. 551. В древности строчные и прописные буквы не различались. 552. См. также Еф. 5, 21 — 6, 9; Тит. 2, 1-10; 1 Тим. 2, 1-2. 8-15; 5, 1-2; 6, 1-2 и 1 Петр. 2, 13 — 3, 7. 553. Cм. Brown R. P. 617. 554. Cм. Brown R. P. 620; Dunn J. P. 288. 555. Cм. Kümmel W.G. P. 356. 556. См. Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 365.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

433. Кассиан, еп. С. 217. 434. Ключ... С. 395. 435. Ключ... С. 395. 436. Кассиан, еп. С. 218. 437. Cм. Fimzmyer J.A., S.J. The Letter to the Romans.//NJBC. P. 830. 438. Cм. Fimzmyer J.A., S.J. The Letter to the Romans.//NJBC. P. 830. 439. Fitzmyer J.A., S.J. The Letter to the Romans.//NJBC. P. 831. 440. Cм. Fimzmyer J.A., S.J. The Letter to the Romans.//NJBC. P. 831. 441. Cм. Fimzmyer J.A., S.J. The Letter to the Romans.//NJBC. P. 831. 442. Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 349. 443. Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 349. 444. Кассиан, еп. С. 219. 445. 16-я глава Рим. представляет собой текстологическую проблему, будучи, возможно, своего рода рекомендательным письмом в Ефес о некоей Фиве, диакониссе церкви кенхрейской. В некоторых древних списках Рим. 16-я глава отсутствует, а заключительное славословие следует за 15, 33. См. также другие соображения в: Fitzmyer J. A., S.J. The Letter to the Romans.//NJBC. P. 831-2; см. также Brown R. P. 575-6. 446. О специфике взаимоотношений христиан из иудеев и язычников в Риме до и после эдикта Клавдия, а также после смерти последнего cм. Fimzmyer J.A., S.J. The Letter to the Romans.//NJBC. P. 831. 447. Евангелие от Марка, Евангелие от Иоанна, Послание к Римлянам, Апокалипсис.//Славянский библейский фонд. Перевод на русский язык, 1996. СПб. 1997. С. 100. 448. См. Кассиан, еп. С. 222. 449. Кассиан, еп. С. 221. 450. Учение о первородном грехе основывается в том числе и на Рим. 5 (особенно ст. 12). По поводу учения о первородном грехе, основанном на Рим. 5, 12-21 cм. Brown R. P. 580-1. 451. Кассиан, еп. С. 220-1. 452. По поводу 3, 23: «Под славою Божиею большинство толкователей понимают ту светоносную славу Божию, которую, по иудейскому представлению, Адам имел до грехопадения (ср. в 2 Кор. 3. 7-13 о славе Моисея)». — Кассиан, еп. С. 221. 453. Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Библиологический словарь. Т. II. М. 2002. С. 350.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Афанасий Адрамиттийский, преп., неопределимой хронологии. Происходил из Фракийского города Дерка, был епископом в Адрамитте. Поздняя энкомия Константина Акрополита (XIV в.), лишённая бытового интереса. Издана Пападопуло-Керамевсом в «Varia graeca sacra», 141−147. Афанасий Александрийский , прп. † 373 г. (Болланд.). Происходил из Александрии. Три жития, представляющие скорее церковно-исторический, чем бытовой интерес, написанные на основании церковных историков и повторяющие друг друга, у Migne, P.G., 25 т., стр. CLXXXV – CCXLXVI. Память 18 января. Афанасий Афонский , преп. † около 1000 г. (Болланд.). Происходил из Трапезунта, учился в Константинополе. Риторичное, но чрезвычайно важное для истории византийской школы и быта раннего Афона, житие, составленное учеником Афанасия (стр. 94). Издано И. Помяловским в «Зап. СПб. Унив. Ист. Фил. Фак.», 1895, 1−112. Другое житие, представляющее сокращение первого, в Anal. Boll, XXV, 12−87. Память 5 июля. Афанасий, еп. Мефонский, свт. † 878 (Лопарев, 437−438). Происходил из Катаны в Сицилии. Переселился в Пелопоннес. Риторичная и малосодержательная эпитафия-житие, написанная Петром, еп. Аргосским. Изд. у Mai-Cozza-Luzi, Nova bibliotheca patrum IX, 3, 31−51. Память 31 января. Афанасия Эгинская, прп., † 860 (Сергий). Местная Эгинская святая. Житие, написанное вскоре после смерти, издано по-латыни в AASS, август, III, 170−175. Память 12 апреля. Богородицы чудо. Риторический рассказ о знаменитом чуде при осаде Константинополя аварами при Ираклии. Издан у Mai-Cozza-Luzi,. Nova patrum bibliotheca VI, 2, стр. 423−437. Другие версии у Migne, P.G., 92, 1348−1372 и 106, 1336−1353. Богородицы Иконы Римской чудеса, из эпохи X–XI вв., собранный Dobschümz’oм в «Byz, Zeitsch», XII, 193−206, и в его «Christusbilder», и сл., и сл. Вакх, муч. в 788 г. в Палестине, во время гонений калифов. Составленное современником мученичество, издано Комбефисом в «Christi martyrum lecta trias», 1666, Paris, стр. 61−126. Память 15 декабря. Варвар, муч. при Юлиане. Компилятивная легенда, издана Delehaye в Anal. Boll. XXIX, 289−301. Память 6 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак Петр жил в IX и X веках. Ни года его рождения, ни года его смерти совершенно неизвестно. Издатель его жития и его сочинений Cozza-Luzi в своем вообще дельном исследовании о Петре и в этом вопросе старается прийти к каким либо определенным датам. Так он пишет, что Петр родился после 851 года. Эта дата извлечена им таким образом. По житию, Петр жил 70 лет (§ 20), по поздней памяти Даниила Аргосского, он присутствовал на Константинопольском соборе 920 (у Даниила 922) года и вскоре после того и скончался. Вторая посылка строго не обоснована. Современный агиограф говорит о 70 годах Петра – это факт достоверный; но он не говорит о присутствии его на соборе 920 г., об этом сообщает только наш современник (1870 г.), пользовавшийся сомнительного достоинства памятями и почерпнувший очевидно из них это известие. Но рассказ о присутствии Петра в это время в Константинополе, равно как легенда о подвижнике Феодосии, как об этом мы особо скажем в IV части настоящего сочинения, внушают подозрение, опираться на них мы не можем, а стало быть не можем определить и основные даты биографии святого. Житие св. Афанасия Мефонского, написанное хотя и близким его современником Петром Аргосским. 607 очень ничтожно в историческом отношении. Собственно говоря, это не в собственном смысле слова житие, это только надгробное слово, πιτφιος. Cozza-Luzi и другие утверждают, что слово это было произнесено автором при погребении Афанасия, однако едва ли можно согласиться с таким толкованием. Мы уже видели, что ритор и философ Никифор написал πιτφιον патр. Антония Кавлея, – не надгробное слово, как мы понимаем его теперь, а вообще «эпитафию», то есть характеристику деятеля, хотя бы даже и несовременного (ср. стр. 149); тоже самое видим и здесь. Любопытным кажется то наблюдение, что в обоих случаях агиографы знали жизнь своих героев очень недостаточно и желали заполнить пробел биографических сведений посредством риторики и обильных экскурсов в область классического мира Эллады. Здесь мы видим не непосредственное чувство автора, а только искусственное риторическое произведение в честь прославляемого героя, 608 прочитанное быть может, в день его памяти, 31 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

ЖМП                Журнал Московской Патриархии ПК                    Пападопуло-Керамевс А. И. Το σου Θεοδρου το Στουδτου Μεγλη κατχησις. ΒιβλJον δετερον/Изд.: А. И. Пападопуло-Керамевс//Великие Четьи Минеи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Ноябрь, день 11-й. Выпуск седьмой. Приложение. СПб.: Типография Киршбаума, 1904 ПСТСО             Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. М., 2007 – 2012 ТФС                 Творения прп. Феодора Студита в русском переводе. СПБ., 1907 – 1908 BMFD              Byzantine Monastic Foundation Documents CFHB               Corpus Fontium Historiae Byzantinae NPB                 Nova Patrum Bibliotheca OCA                 Orientalia Christiana Analecta PC                   Parva Catechesis. Sancti Theodori Studitae sermones parvae catecheseos/Ed. J. Cozza Luzi, in A.Mai//Nova patrum bibliotheca. T. 9/1. Roma, 1888 PG                   Patrologia Graeca/Ed. J. - P. Migne. Paris, 1860. Т. 99 TSE                  Theodori Studitae Epistulae/Hrsg. G. Fatouros. Berlin, 1992 Источники Священное Писание Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: В русском переводе с параллельными местами и приложениями. – М.: Библейское общество, 1995. Святоотеческие труды 1. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы. Лествица. СПб., 1995. 2. Преподобный Феодор Студит. Творения: В 3 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. Т. 1., 2011. Т. 2., 2012. Т. 3. 3. Свт. Григорий Богослов. Творения. М., 2007. Т. 1. 4.  Творения прп. Феодора Студита в русском переводе. СПб., Т. 1.,1908. Т. 2. 5.  Триодь Постная. М., 1992. Ч. 1. 6.  Theodori Studitae Epistulae/Ed. G. Fatouros. Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Series Berolinensis. Berlin, 1992. Vol. 31/1–2 . 7. Patrologiae cursus completes/Ed. J.-P.Migne. Series graeca. Parisiis, 1860. Т. 99. 8.  Sancti Theodori Studitae sermones parvae catecheseos/Ed. J. Cozza Luzi, in A. Mai//Nova patrum bibliotheca. T. 9/1. Roma, 1888. 9.  Το σου Θεοδρου το Στουδτου Μεγλη κατχησις. ΒιβλJον δετερον/Изд.: А. И. Пападопуло-Керамевс//Великие Четьи Минеи, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Ноябрь, день 11-й. Выпуск седьмой. Приложение. СПб.: Типография Киршбаума, 1904.

http://bogoslov.ru/article/4954072

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010