45. Древнейшие списки Студийско-Алексиевского устава: 1) в ркп. Моск. Типогр. библ. XI–XII b. без начала (недели мясопустной и конца, заключающий только триодный устав, а вместо месяцеслова (может быть впрочем, оторванного) кондакарий, по местам нотный, на весь год; 2) почти цельный (с недели блудного) и полный (со всем месяцесловом и обширною дисциплинарною частью) в ркп. Моск. Синод библ. XII–XIII b. более обширной редакции, чем первый; ближе к уставу Великой церкви, чем первый (памяти Недель Великого поста следовательно не менее древний, хотя имеет более памятей (на 12); затем 3) б. Софийск.-Новгор. библ. (ныне хранящейся в Спб. Дух Акад.) должно быть, XIII b. — только Триодь с вечерни мясопуста и месяцеслов по 17 янв.; 4) Моск. типогр. библ.; 144/1236; 5) Моск. Синод. библ. писан в 1398 г. без дисципл. части; 382 XV b. Все эти списки, начиная с; 330, почти буквально тождественны друг со другом, списаны явно с одного, но позднейшие изредка представляют легкие изменения специально студийской практики (например, не упоминается о постной литургии во все дни поста, с меньшею торжественностью память св. Феодора 11 ноября, о не говорится «отца», а не «отца нашего»). Есть несколько и фрагментов Студ.-Ал. устав (например в сборн. б. Кирил.-Белоз. библ. (в Спб. Дух. Ак.) и др.). 46. Гроттаферратский монастырь и его Типикон долго отстаивали свою независимость от могучего соседа. Первого игумена Нила друзья не могли склонить даже к посещению Рима и его святынь. Игумен Варфоломей, хотя находится в дружественных отношения с папами Иоанном XIX и Венедиктом IX и даже участвует в Латеранском Соборе 1044 г., но написанные при нем Минеи строго блюдут восточные традиции и расходятся с позднейшим Криптоферратским Типиконом. только иг. Власия папа Мартин IV именует своим вассалом; ввиду таких новых отношений к Риму и было предпринято этим игуменом обновление (νακαινσθη) Крипт. Типикона; сразу видно, в чем оно состояло: 1 ноября предлагается праздновать всем свв.; в вел. праздники полагается латинская литания и на литургии «последование соединенное греческое и латинское»; в Великийпост рекомендуется ежедневная преждеосв. литургия в виду обычая Римской Церкви совершать ежедневно полную литургию; на Воздвиж. и в Филиппов пост разрешаются сыр и яйца; на ектениях поминается папа с титулом «честнейшего и святейшего отца нашего δενα», латинская терминология и т. п. Типикон сохранился в современной Власию ркп. с датой 1200 г. в монастырск. библ. II. 7. Описан Toscani Th. Ad Typica graecorum, Rom. 1864; дополнительно к этому описанию у Дмитриевского, Τυπικ 899 и д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Во всех основных редакциях Студийского устава - таких, как Студийско-Алексиевский Типикон (отражает к-польскую студийскую практику 1-й пол. XI в.; это наиболее архаичный из сохранившихся полных студийских Типиконов; использовался на Руси до кон. XIV в.; текст см.: Пентковский. Типикон. С. 332-341), Евергетидский Типикон (отражает практику реформированного к-польского монашества посл. трети XI в.; текст см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 429-444), Мессинский Типикон (отражает южноитал. (точнее, калабро-сицилийскую) практику XII в.; текст см.: Arranz. Typicon. P. 129-144),- Б. г. находятся в месяцесловной части после описания службы праздника и содержат указания для совпадения Благовещения с субботами и неделями поста, а также с каждым днем в период от Лазаревой субботы до понедельника Светлой седмицы. В каждом из них Б. г. заканчиваются статьями о порядке совместного исполнения триодных и минейных песнопений (т. е. комментарием к самим Б. г.) и о литургии в день Благовещения, совпавший с Великой пятницей. Евергетидский Типикон, кроме того, содержит краткое замечание о случае совпадения праздника с субботой Акафиста. Все Типиконы имеют практически одинаковые рубрики о празднике в Великие вторник и среду. В Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах совпадают нек-рые указания о вечерне в праздник, случившийся в Лазареву субботу и Великий пяток. В Студийско-Алексиевском и Мессинском Типиконах сходно описание Благовещения в Неделю ваий. Типиконы разнятся в элементах структуры праздника и в использовании гимнографии (см. ст. Благовещение Пресвятой Богородицы ). К Мессинскому Типикону близки Б. г. в Георгия Мтацминдели Типиконе (отражает афонскую практику сер. XI в.; фрагменты текста см.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 256-260), а также Николо-Казолянском Типиконе (отражает южноитал. (точнее, отрантскую) практику XII в.; текст см.: Toscani Th. Ad Typica Graecorum ac praesertim ad Typicum cryptoferratense s. Bartholomaei abbatis animadversiones. R., 1864. P. 56-64 и Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 828-830) и в Типиконе мон-ря Патирион, относящегося к гроттаферратской редакции южноитал. Типиконов; в последних двух Типиконах Б. г. помещены не в месяцесловной, а в триодной части ( Пентковский. Типикон. С. 121-122).

http://pravenc.ru/text/благовещенских ...

1619 Сохранился 1) в ркп. Туринской университетской библ. 216 XII-XIII в.; к этой ркп. близки: 2) Типикон Барбериновской библ. в Риме 69 III (77) 1205 г. «по чину Николо-Касулянского монастыря»; 3) Валличелиановской библ. в Риме N D. 61 – XIII в. 4) Лаврентианской библ. Во Флоренции 15 – 1336 г. 5) Барбериновской библ. III, 102 (236) 1583 г., представляющий буквальное сходство (исключая конца) с Туринским. 1620 Основная ркп. 1) Ватиканской библ. 1877, изготовленная для этого монастыря в 1292 г.; к ней близки 2) ркп. Венской императорской библ. 1126/326/144 XIII в.; 3) Барбериновск. библ. 67, писанная в 1552 г. для собора г. Бовы в Калабрии; 4) Ватиканской библ. 1609 г. XVI в., подаренная в 1585 г. папе Сикету V хорепископом Родосским (в виде отдельного приложения здесь латинский месяцеслов). Описаны (обе редакции) у Toscani , Ad Typ. graec.; полнее и подробнее у Дмитриеввского Τυπικ (последнему принадлежит и деление на две редакции). 1621 Сохранился в ркп. Афинск. унив. 788 XII в., откуда впервые издан Дмитриевским Опис. лит. ркп. I Τυπικ 256—656. – От той же эпохи дошло до нас еще несколько ктиторских Типиконов, но дисциплинарного лишь содержания, отсылающих за литургической практикой к вышеперечисленным Типиконам или вообще студийскому уставу, или же наконец к общеупотребительному уставу («синаксарю»), не называя его определенно. Таковы Типикон 1130 г. К-польского Пандократорского ( в честь Вседержителя) монастыря, основанного имп. Иоанном Комненом (в ркп. XVIII в. Халкинской школы в К-поле 85), предписывающий богослужение «по образцу великого храма во дворце», ссылающийся иногда и на «последование Агиополита» (как показывает название – Иерусалимское, по Дмитриевскому Τυπικ LXIV – «придворный устав»); Типикон К-польского загородного мон. св. Маманта 1159 г., пролог которого подписан несколькими игуменами и м. пр. Студийским и указывающий руководиться в богослужении Евергетидским уставом «как принятым уже и вошедшим в обычай» (гл. 8 и др.; подлинн. ркп. в Париж. национ. библ.); Типикон малоазийского Богородичного мон. τω ν λον Βωμω ν τοι λεγμω ν («солнечных ступеней, т.е. обличений») 1162 г., ссылающийся на Студийский синаксарь (гл. 8 и др.; подлинник в Патмосск. библ.); все изданы Дмитриевским Τυπικ 656—715.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

335.  Симеон Солунский. О бож. мол., гл. 332 (296). 336.  Симеон Солунский. О бож. мол., 341 (305); ср. 314 (278), где хвалитные стихиры названы μνωι. 337.  Кекелидзе К., прот. Лит. груз. пам., 352. 338.  Кекелидзе К., прот. Лит. груз. пам., 355. 339. Цитаты — см. с. 105, прим. 340.  Goar. Εχολγιον, 3. 341.  Симеон Солунский. О бож. мол., 332 (296). 342.  Toscani. Ad typ. gr., 52. Дмитриевский Α. Τυπικ, 800, 607. 343. Ркп. Моск. Синод. библ. л. 3 об., 7 об., 12. 344.  Кекелидзе К., прот. Лит. груз. пам., 316; ркп. Моск. Рум. Муз. Сев. 491/35, л. 3. 345. Николо-Касул. Тип., гл. 12. Жизнеописатель Иоанна Дамаскина говорит о нем, что он положил начало первой книге своей словами «Твоя победительная десница» (Четьи Минеи, 4 декабря). Одна слав. ркп. приписывает Иоанну Дамаскину не Октоих, а только Ирмологий ( Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864, 261). 346. Только Октоих в 4 гл. в тексте называет их «творение Анатолиево». 347.  В. П-ский. Об авторе воскресных и др. стихир, называемых в слав. богосл. книгах «восточными» или Анатолиевыми//Рук. для сел. паст. 1894, 1, 222. 348.  Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. Чернигов, 1864, 193. 349. См. прим. 4 на с. 545. 350.  Дмитриевский Α. Τυπικ, 800, 607. Ркп. Моск. Синод. библ. л. 3 об., 9 об., 12. 351. Так предлагается у Розанова В Богослужебный устав православной церкви. М., 1902, 59. 352.  Никольский К., прот. Пос. к из. уст., 204. 353. См. примеч. 1 на с. 543. 354. Ркп. Моск. Синод, б. л. 191, 192; то же и в др. ркп. 355.  Архим (архиеп) Модест О церковном Октоихе. Вильна, 1865, 122–126 356. В некоторых монастырях первую половину припева возглашает канонарх, а лик поет только вторую половину. 357. Пред догматиком, так как он поется без канонарха, в Киево-Печерской лавре возглашает канонарх: «И ныне (или: Слава и ныне), глас Ν, Богородичен догмат: Всемирную славу от человек прозябшую» и т. п.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Кат. 1034, 1475-1483. С. 420, 613-615; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Церковь св. Иоанна Воинственника в Москве, на Б. Якиманской ул.//Рус. достопамятности/Изд.: А. А. Мартынов. М., 1883. Т. 4. С. 1-76; Песоцкий А. М., свящ. Церковь Св. Живоначальныя Троицы лейб-гвардии Измайловского полка: Ист. очерк. СПб., 1894; Лицевые святцы XVII в. Никольского единоверческого мон-ря в Москве: Иконописный подлинник/Изд.: В. П. Гурьянов. М., 1904, 1997р. С. 35, 61; Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. М., 2001р. Т. 1. С. 81, 86, 89. Табл. IX, 23, 38; Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1951; Marcucci L. Gallerie Nazionali di Firenze: I dipinti toscani del sec. XIII: Scuola Bizantina e russa dal sec. XII al sec. XVIII. R., 1958. P. 110, 112. N 85, 92; Skrobucha H. Ikonen-Museum Recklinghausen. Recklinghausen, 1965. N 328; Антонова В. И. Древнерусское искусство в собр. П. Корина. М., 1966. Кат. 75. Табл. 93; Янин В. Л. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1: Печати X - нач. XIII в.; Искусство строгановских мастеров в собр. ГРМ: Кат. выст. Л., 1987. Кат. 43. С. 58, 85-90; Москва православная: Церк. календарь. История города в его святынях. Благочестивые обычаи: Февр. М., 1994; То же: Июль. М., 2000. С. 583, 585, 592-601; Icon Painting: State Museum of Palekh Art. Moscow, 1994. Pl. LXXX; Православие, армия и флот России. СПб., 1996. Кат. 28, 227-228; Евсеева. Афонская книга. С. 319. 171; Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Др. Руси X-XV вв. М., 1998. Т. 3: Печати, зарегистрированные в 1970-1996 гг.; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998; Сибирская икона. Омск, 1999; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002; Реставрация музейных ценностей в России: «Триеннале IV»: Кат. выст. М., 2002. Кат. 8. С. 12, 13; Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По мат-лам реставрационных работ ВХНРЦ: Кат.-альбом.

http://pravenc.ru/text/471095.html

z. griechischen Sprachschatz und zu realienkundlichen Aussagen in seinen Werken. W., 1980; Vin P. A., van der. Travellers to Greece and Constantinople. Leiden, 1980. 2 vol.; Richard J. Les recits de voyages et de pèlerinages. Turnhout, 1981; Hunt E. D. Holy Land Pilgrimage in the Later Roman Empire, A. D. 312-460. Oxf.; N. Y., 1982; Hill J. From Rome to Jerusalem: An Icelandic Itinerary of the Mid-Twelfth Cent.//HarvTR. 1983. Vol. 76. N 2. P. 175-203; Dilke O. A. W. Itineraries and Geographical Maps in the Early and Late Roman Empires//The History of Cartography/Ed. J. B. Harley, D. Woodward. Chicago, 1987. Vol. 1. P. 234-257; Reumann J. The «itinerary» as a Form in classical Literature and the Acts of the Apostles//To touch the Text: Biblical and Related Studies in Honor of F. A. Fitzmeyer. N. Y., 1989. P. 335-357; Pellegrini Scrittori: Viaggiatori toscani del Trecento in Terrasanta/A cura di A. Lanza, M. Troncarelli. Firenze, 1990; Cappelli R., Pesando F. Gli itinerari romani: Repertorio bibliografico//Viae publicae romana: Roma, Castel Sant " Angelo, 11-25 apr. 1991: [Cat. X Mostra europea del turismo, artigianato e delle tradizioni culturali]. R., 1991. P. 41-44; Reisen und Reiseliteratur im Mittelalter und in der frühen Neuzeit/Hrsg. X. von Ertzdorff, D. Neukirch. Amst.; Atlanta, 1992; Pilgrimage in the Middle Ages: A Research Guide/Ed. L. K. Davidson, M. Dunn-Wood. L.; N. Y., 1993; Reisen in reale und mythische Ferne: Reiseliteratur in Mittelalter und Renaissance/Hrsg. P. Wunderli. Düsseldorf, 1993; Brodersen K. Terra Cognita: Stud. zur römischen Raumerfassung. Hildesheim, 1995; idem. The Presentation of Geographical Knowledge for Travel and Transport in the Roman World: Itineraria non tantum adnotata sed etiam picta//Travel and Geography in the Roman Empire/Ed. C. P. Adams, R. M. Laurence. L.; N. Y., 2001. P. 7-21; Ciggaar K. N. Western Travellers to Constantinople: The West and Byzantium, 962-1204: Cultural and Political Relations. Leiden; N. Y., 1996; Miedema N.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

там же). Коренное значение слова не может исчезнуть совсем во всех случаях его употребления; и если τπος иногда означает закон, устав, то особого характера; так, у Григория Назианзина оно употребляется по отношению к Символу веры, у Юстиниана означает Божественный закон (цитаты см. у Sophocles " a); император Констанс так назвал известный вероисповедный указ. Закон же, устав религиозный существенно отличается от всякого другого, и его особенность хорошо выражается основным значением слова τπος . Точнее, чем «устав», было бы перевести τυπικν – «чиновник», лат. ordinarium (так переводит Toscani Ad typica graecorum. Romae, 1864, p. 5). 1835 Впервые слово διατπωσις в церковной литературе употребляют «Апостольские Постановления» (IV-haч. V в.) в приложении, по-видимому, вообще к церковному устройству или ближайшим образом к чинам хиротонии и литургии (Апостольские Постановления. VIII, 3). 1836 Голубцов А . Соборные чиновники и особенности службы по ним, с. 10//Чтения в Импер. Общ. Истории и древн. Росс, 1907, кн. 3. 1837 Дмитриевский А . Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. Ι . Τυπικα . 1895. с. 833. 1838 Дмитриевский А . Рецензия на книгу «Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви», проф. И. Мансветова//Христ. Чт. 1888, 1839 У римо-католиков с утра. 1840 Мф. 28:1: ψ δ σαββατων – поздно в субботу. 1841 См. Вступ. гл., с. 10—11. 1842 Игнатий Богоносец . К Поликарпу, 4. 1843 Казанский П . О призыве к богослужению в восточной Церкви//Труды первого археологического съезда в Москве 1869 г. М., 1871, с. 310. 1844 Тертуллиан . К жене II, 4. 1845 Peregrinatio ad loca sancta (Паломничество Сильвии), 29, 30//Православ. Палест. Сборник. Вып. 20-й. СПб., 1889. 1846 Кассиан . De institutis coenobiomm (Об установлениях киновий). IV, 12. 1847 Map A . Acta Sanctorum, t. III, appendix, pp. 35, 43. Указание в Правилах св. Пахомия, сохранившихся только на лат. яз., на созыв к богослужению посредством трубы («когда услышит звук трубы, созывающей на собрание, vocem tubae ad collectam vocantis») сомнительно или же имеет такой же метафорический смысл, как выражение в Лествице: «когда по гласу духовной трубы видимо собираются на богослужения братия» (Лествица , степ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

    Swainson. The Gr. Lit., 290, 291, 196; Goar Εχολγιον, 93, 151.     Toscani Ad typ., 52; ркп. Моск. Син. библ. 330/380, л. 1. Еп. Порфирий Вероуч., богосл. коптов, 73. Тураев Б. Часосл. ефиоп. ц., 81. Дмитриевский Α, Τυπικα, 607.     Henry W. Angelus. Cabrol. Dictionnaire d " archeologie chretienne. Par., 1903, VII, 2068.    Breviarium romanum, 1.     Кекелидзе К., прот Литург. груз. пам, 317; ркп. Моск. Рум. муз. 491/35, л. 5 об.; Моск. Синод. библ. 381 греч., л. 5, Goar. Εχολγιον, 5; ερατικν Константинополь, 1895, 15. Εχολγιον. A­θ., 1902, 28.    В противоположность аналою, часто делавшемуся на одной ножке.    Так изображено на рисунке в Служебнике Петра Могилы, с. 46.    Хлебы, вино, елей, пшеница.     Симеон Сапунский. О бож. мол., 342 (306).    Уст Моск. Син. б. греч 380 XVI в. «нужно знать, что некоторые Типиконы говорят 3 хлеба и чашу вина, а о пшенице и елее не говорят».     Кекелидзе К., прот. Литург. груз. нам., 317; ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 5 об.; Моск. Син. б. греч. 381, л. 4; 328/383, л. 4, 678/386, л. 7; Старообр. уст., л. 7 (13—14); Goar. Ευχολγων, 4—5; Служ. П. Могилы, 47—48; Старообр., 27—28 об.; Моск. 1647 г., 86—91; 1658 г., 89—91.     Еп. Порфирий Вероуч., богосл. – коптов, 175, 153. Swainson. The Gr. Lit, 202, 72, 318. Серединский Т., свящ. О богослуж. западной церкви. СПб., 1856, IV, 103, 111, 120, 128, 185.    Апостольские Постановления. VIII, 13.    Vita Caesarii, II, 12.    Цитаты в примеч. на с. 605.     Ιερατικν, 17.     Εχολγιον, 28.    Богослужебный Апостол имеет, кроме разделения на главы и зачала, особые отделы в количестве 72, на полях пред коими поставлены пометы седмичных дней: «неделя», «понедельник " … Это разделение сделано для келейного чтения, как и объяснено в ркп. Моск. Син. б. 51. В эти отделы внесены и «сказания» о происхождении посланий. Пользоваться этим делением для настоящих чтений (Никольский К., прот. Пос. к из. уст. богосл., 230) нельзя уже ввиду несоответствия числа отделов воскресным бдениям, на коих полагаются такие чтения и которых менее 50.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

у Sophocles " a); император Констанс так назвал известный вероисповедный указ. Закон же, устав религиозный существенно отличается от всякого другого, и его особенность хорошо выражается основным значением слова τπος. Точнее, чем «устав», было бы перевести τυπικν – «чиновник», лат. ordinarium (так переводит Toscani Ad typica graecorum. Romae, 1864, p. 5).    Впервые слово διατπωσις в церковной литературе употребляют «Апостольские Постановления» (IV-haч. V в.) в приложении, по-видимому, вообще к церковному устройству или ближайшим образом к чинам хиротонии и литургии (Апостольские Постановления. VIII, 3).     Голубцов А. Соборные чиновники и особенности службы по ним, с. 10//Чтения в Импер. Общ. Истории и древн. Росс, 1907, кн. 3.     Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. Ι. Τυπικα. 1895. с. 833.     Дмитриевский А. Рецензия на книгу «Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви», проф. И. Мансветова//Христ. Чт. 1888, 1-я глава типикона «чин малыя вечерни» (малая вечерня и сопу...    Типикон начинается изложением воскресной службы, так как она образовалась ранее будничной и послужила основой и образцом для последней Такое начало для Типикона тем естественнее, что в большинстве церквей служба в будни совершается сравнительно редко.    Такое начало для Типикона, как и заглавие его, выбрано тоже не без исторического колебания. Древнейшие памятники церковного устава IX-X в.: ποτπωσις, приписываемый св. Феодору Студиту, Διατπωσις с именем св. Афанасия Афонского и Канонарь Синайской библиотеки – начинаются с пасхальной службы. Устав Великой Константинопольской церкви IX в. и др. – с месяцеслова. Уставы студийского типа – с недель, подготовительных к Четыредесятнице. Впервые уставы иерусалимского типа стали начинать Типикон с вечерней службы, что объясняется тем значением, которое они придали празднованию воскресного дня.    Изложение воскресной службы в Типиконе начинается с вечера субботы ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера, так как течение времени, по учению Св. Писания, началось с вечера. Празднование же воскресения тем естественнее начинать с вечера, что и самое воскресение Христово произошло в «вечер субботний», т. е. в субботнюю ночь. Естественно, что эту ночь, начиная с вечера, церковный устав назначает проводить в молитвах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Софт «на почитанье священником и на послушание крестьянам и себе на спасение души» Кормчая, ныне хранящаяся под 132 в М. Синод. библ. Настоящий Устав был списан им, очевидно, для новгородского Софийского собора, чтобы клир его мог руководствоваться им, при совершены архиерейской службы. 10 О должностных лицах патриаршего византийского двора, с указанием их обязанностей, говорится в письме Мелетия ко всем вообще православным русским польской державы от 22 июля 1597 года, напечатанном в книге проф. Киев. дух. Акад. И. И. Малышевского „Александрийск. патр. Мелетий Пигас и его участие в делах русск. Церк. " т. II Киев. 1872 г., стр. 55–57. В упомянутом письме патр. Мелетия эти названия должностных лиц переводятся на русский язык. „Первый остиарий, держай двери к рукоположению». „Второй остиарий держай монованвило». 14 Это были шесть первых диаконов Великой Церкви, а именно: великий эконом, великий сакелларий, великий скевифилакс, хартофилакс,сакелларий и протекдик. Ενχо λоу. Goar. pag. 240 not. 54. 15 К особенностям утренней службы по Уставу Великой Церкви нужно, между прочем, отнести обычай в двунадесятые праздники читать по одной кафизме ( А. Попов , нерв, прибавл. к Описан. ркп. библ. А. И. Хлудова стр. 15, 17; Горск, и Невостр. Опис. ркп. М. Синод, библ. отд. III,ч. I, стр. 273; Toscani ad typic. graecor. Rom. 1864 an. pag. 48,60, 68), которая по своему содержанию была близка к празднуемому событию. 16 Обычай этот имел место и в практике древнерусской Церкви. По поводу этого сидения митрополит Иоанн II (1080–1089) в своих канонических ответах даёт такое разъяснение: „иже в пении „Воскресни Господи“ и „Всякое дыхание“ , „Аллилуйя“ и прокимен вечерний церковных иереем и архиереем седати бельцем или простьцем никакоже аще князь или царь будет“ . Русск. Истор. библ. т. VI,1880 г., стр. 5. 18 Иеромнимон, еже взирати молитвы на заде архиерея, держа столец и песнь поа рукоположения, иже над колены повешаай над коленьми образ святителя. Это должностное лицо во многом напоминает нам нашего архиерейского чиновника. 20 Свиток пергаменный или бомбицинный, намотанный на скалку и содержаний в себе литургические молитвы, писанные с начала свитка до конца его и обратно. 21 И иже на священных подеах. Лицо, напоминающее собою нынешнего посошника, обязанного подстилать орлецы, при архиерейских выходах из алтаря. Это лицо состояло последним в числе девятой пятерицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002   003     004    005    006