Служ. ркп. Соф. СПб. б. л. 76. Одинцов Н. Порядок общ. и частн. богосл. в древн. Рос. до XVI b., 108.     Кекелидзе К., прот. Литург. груз. пам., 319.    Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 7 об.; Син. б.: греч., л. 6 об.; л. 9 об; л. 21 об.     Goar. Ευχολγιον, 8.    Проскинитарий, гл. 46, с. 247.    Они именуются, потому что к этому времени оканчивается проскомидия и отпуст утрени служит отпустом и проскомидии.    Цитаты - выше, со следующими листами или страницами.     Мансветов И. Церк. Уст., 10.     Luft. Liturgik. II, 59. Иератикон, 91.     Toscani. Ad typ. gr., 54. Дмитриевский Α . Τυπικα, 608.    Ркп. Моск. Тип. б. л. 1; Син. б. л. 4, 1 об.     Кекелидзе К., прот Литург. груз. пам., 319.    Ркп. Моск. Рум. м. Сев. 491/35, л. 7 об., 8; Син. б. греч., л. 6 об.; л. 9 об.; л. 21; муз. Киевск. Ак. Аа 194, с. 33.     Мансветов И Церк. уст., 425.    Старообр. уст., л. 17 об.    У Гиппокрита//Раре. Griech-Deutsch. Worterb. II, 1401.     (Невоструев и Горский). Описан. слав. ркп. М. с. б. II, 2, 323.     Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Το σιου Θεοδρου Στ. Μεγαλη Κατχησις. СПб., 1906.    Изд. Cozza-Luzi//Nova Patrum Bibliotheca, IX, 2, X. Рим:1888-1905.    Собрание сочинений прп. Феодора Ст. в рус. пер. I. СПб., 1907, 467—970 (Великое оглашение, ч. 1 и 2), СПб., 1908 (3-я ч.). (Малое оглашение I, 235—456). Есть еще рус. пер. еп. Феофана в 4 т. «Добротолюбия»; здесь оглашения Больш. Катехизиса, но в перифразе и с сокращениями.    Великие Четьи-Минеи, ноябрь, 1. СПб., 1897, 482—789.    1-ое 1602 г., перепечатанное у Миня, Patrol. s. gr. 99, 3-e Auvray. Το σιου Θεοδρου Στ. Μικρα Κατχησις. Par., 1891.     Прп. Феодор. Оглас. поуч. и завещание. М., 1872, 9. Гроссу Н., Свящ. Прп. Феодор Студит. Киев, 1907, 209.    В уставе для 13 августа и 8 мая «аще случатся в неделю» об окончании утрени замечено: «славословие великое, ектении, оглашение и отпуст и обычное исхождение в притвор», следовательно, оглашение как будто предполагается до отпуста утрени в храме; но это противоречило бы указанию для аналогичного случая в 3 гл. Типикона, и вообще нельзя представить каких-либо оснований для такого отступления от обычного порядка в этих лишь двух случаях; посему здесь, несомненно, оговорка.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАЧАТИЕ ПРАВЕДНОЙ АННОЙ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ [слав.               греч. Η σλληψις τς Αγας Αννης; лат. Conceptio Sanctae Mariae], праздник, отмечаемый правосл. Церковью 9 дек., в воспоминание чудесного зачатия Пресв. Девы прав. Анной. Событие в честь к-рого установлено празднование, впервые упоминается в апокрифическом Иакова Протоевангелии. У благочестивой семейной пары Иоакима и Анны долгое время не было детей, что в иудейской традиции расценивалось как знак греховности или Божиего неблаговоления к супругам. Иоанн, не допущенный иерусалимским первосвященником принести жертву Богу, удалился в пустыню, оставив Анну дома. В это время обоим супругам было видение ангела, возвестившего о том, что Бог услышал их молитвы и у них будет ребенок. После этого благовестия Иоаким с радостью вернулся назад, а Анна вышла встречать его у Золотых ворот Иерусалима. Через 9 месяцев у них родилась дочь - Пресв. Дева (подробнее о событии см. в ст. Иоаким и Анна ). История праздника на Востоке Самыми ранними свидетельствами установления праздника являются канон прп. Андрея Критского († 740) (PG. 97. Col. 1305-1315; проповедь на этот праздник, надписанная в нек-рых рукописях именем прп. Андрея (CPG, N 8224), принадлежит не ему, а Георгию Никомидийскому - см.: BHG, N 1148g) и гомилия пресв. Иоанна Эвбейского († ок. 744) (Sermo in conceptionem Sanctae Deiparae//PG. 96. Col. 1459-1499). Однако, как отмечает Иоанн, праздник З. А. Б. в его время еще не был известен повсеместно (Ibid. Col. 1499). Дата праздника, вероятно, была вычислена на основании даты праздника Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.). В IX в. количество свидетельств о празднике З. А. Б. резко возрастает. В частности, к этому времени относятся 4 проповеди (PG. 100. Col. 1335-1402) и ряд гимнографических сочинений Георгия Никомидийского (см., напр.: Toscani, Cozza-Luzi. 1862). В 1166 г. имп. Мануил I Комнин присоединил праздник к числу тех, в к-рые запрещено работать (RegImp, N 1466). Гимнография

http://pravenc.ru/text/182729.html

849. Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 7 об.; Моск. Син. б. греч., л. 6 об.; л. 9; л. 21. Τυπικν. Вен., 1643, л. 4. Старообр. уст., л. (9) 17 об. 850. См. прим. 8 на с. 716. 851. Обычай открывать царские двери на великое славословие — пережиток от прежней практики чтения Евангелия после славословия. 852. Ркп. Моск. Син. б. л. 14. 853. Проскинитарий, гл. 46, с. 247. 854.  Дмитриевский Α. Ευχολγια, 164. 855. См. прим. 5 на с. 717. 856. Служебник Моск. 1602 (=старообр.), л. 45 об.; Петра Мог., с. 94; Моск. 1647, л. 47; ср. Моск. 1658, с. 142–143. 857. Служ. ркп. Соф. СПб. б. л. 76. Одинцов Н. Порядок общ. и частн. богосл. в древн. Рос. до XVI b., 108. 858.  Кекелидзе К., прот. Литург. груз. пам., 319. 859. Ркп. Моск. Рум. муз. Сев. 491/35, л. 7 об.; Син. б.: греч., л. 6 об.; л. 9 об; л. 21 об. 860.  Goar. Ευχολγιον, 8. 861. Проскинитарий, гл. 46, с. 247. 862. Они именуются, потому что к этому времени оканчивается проскомидия и отпуст утрени служит отпустом и проскомидии. 863. Цитаты — выше, со следующими листами или страницами. 864.  Мансветов И. Церк. Уст., 10. 865.  Luft. Liturgik. II, 59. Иератикон, 91. 866.  Toscani. Ad typ. gr., 54. Дмитриевский Α. Τυπικ, 608. 867. Ркп. Моск. Тип. б. л. 1; Син. б. л. 4, 1 об. 868.  Кекелидзе К., прот Литург. груз. пам., 319. 869. Ркп. Моск. Рум. м. Сев. 491/35, л. 7 об., 8; Син. б. греч., л. 6 об.; л. 9 об.; л. 21; муз. Киевск. Ак. Аа 194, с. 33. 870.  Мансветов И Церк. уст., 425. 871. Старообр. уст., л. 17 об. 872. У Гиппокрита// Раре. Griech-Deutsch. Worterb. II, 1401. 873.  (Невоструев и Горский). Описан. слав. ркп. М. с. б. II, 2, 323. 874. Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Το σιου Θεοδρου Στ. Μεγλη Κατχησις. СПб., 1906. 875. Изд. Cozza-Luzi//Nova Patrum Bibliotheca, IX, 2, X. Рим, 1888–1905. 876. Собрание сочинений прп. Феодора Ст. в рус. пер. I. СПб., 1907, 467–970 (Великое оглашение, ч. 1 и 2), СПб., 1908 (3-я ч.). (Малое оглашение I, 235–456). Есть еще рус. пер. еп. Феофана в 4 т. «Добротолюбия»; здесь оглашения Больш. Катехизиса, но в перифразе и с сокращениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

При этом статус праздника З. А. Б. в литургических книгах, изданных папой Пием V , был понижен. Но в 1693 г. папа Иннокентий XII распространил празднование З. А. Б. на всю католич. Церковь, добавив празднование октавы (отмененной папой Пием V), а в 1708 г. папа Климент XI сделал 8 дек. праздником, обязательным для всех. Однако слово «Immaculata» (Непорочное) было разрешено добавлять к названию праздника только в 1806 г. папой Пием VII , Изначально привилегией пользовались францисканцы, но с 1838 г. новое название праздника могло использоваться в любом еп-стве по запросу правящего епископа (в 1843 с таким прошением обратились к папе доминиканцы , главные противники учения о Непорочном зачатии). В 1854 г. папой Пием IX был окончательно сформулирован догмат о Непорочном зачатии (в составлении буллы «Ineffabilis Deus» принимал участие франц. литургист аббат Проспер Геранже ), в 1863 г. была составлена новая служба, в основу к-рой были положены тексты службы Ногароли. В реформированном Миссале 1970 г. к этой службе были добавлены новые чтения (Быт 3. 9-15. 20; Еф 1. 3-6. 11, 12; Лк 1. 26-28) и особая префация праздника. В наст. время праздник имеет статус «Торжество» (Sollemnitas). Лит.: Toscani Th., Cozza-Luzi G., ed. De Immaculata Deiparae Conceptione Hymnologia Graecorum. R., 1862; Дебольский Г. С. Дни богослужения Правосл. Церкви. СПб., 190110. М., 1996р. T. 1. С. 109-112; Bishop E. On the Origins of the Feast of the Conception of the Blessed Virgin Maty// Idem. Liturgica Historica. Oxf., 1918. P. 238-259; Cecchin A. M. La concepzione della Vergine nella liturgia della Chiesa occidentale anteriore al sec. XIII//Marianum. R., 1943. Vol. 5. P. 58-114; Davis H. F. The Origin of the Devotion to Our Lady " s Immaculate Conception//Dublin Rev. 1954. Vol. 228. P. 375-392; Van Dijk S. J. P. The Origin of the Latin Feast of the Conception of the Blessed Virgin Mary//Ibid. P. 251-267, 428-442; Gagov G. L " ambiente liturgico e culturale inglese a favore dell " Immacolata e Giovanni Duns Scotus//Virgo Immaculata: Acta Congr. Mariologici-Mariani Romae anno MCMLIV celebrati. R., 1955. Vol. 4. P. 74-89; Bouman C. A. The Immaculate Conception in the Liturgy//The Dogma of the Immaculate Conception: History and Significance. Notre Dame (Ind.), 1958. P. 113-159; Clayton M. The Cult of the Virgin Mary in Anglo-Saxon England. Camb.; N. Y., 1990. Е. Е. Макаров, А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии

http://pravenc.ru/text/182729.html

    Toscani, Ad Typ. graec. 49. 54. 61. 68. Студ.-Алекс. уст. по. ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 4. 72. 114. Дмитриевский, Τυπικ 264. 263. 383. 357.    Ркп. Моск. Син. б. 330/380, л. 1 об. 4. 56 об.     Дмитриевский, Τυπικ 869, 873.     Toscani, Ad typ. graec. 54. 52.    Там же 50.     Никон Черногорец, Тактикон Сл. I, л. 4 (304). Ср. в Студ. Ал. Уст. о великой субботе: «утреннее пение, рекше Слава в вышних Богу, певчески поют, его же николиже бе обычай творити, точию ныне». Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 37.     Дмитриевский, Τυπικ 229, 247, 248.    Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 68—71.     Дмитриевский, Τυπικ 900.    Там же 870—871. Эти молитвы д.б. в Евхологиях X-XI в. Синайск. библ. 958 и Париж. национ. 213. Дмитриевский Εχολ. 35. 1003. См. ниже «Часы».     Дмитриевский, Τυπικ 247.    Там же 257—250. 263. 323. 512 и д.    Родом из К-поля, Ниокн должен был удалиться из Раифского мон., где принял иночество, из-за недовольства братии в Черногорский, по разорении которого сначала турками в 1085 г., а потом крестоносцами в 1098 г. возвратился в Раифский. Известен, как автор «Пандект» («Сборни») соч. канонического содержания и «Тактикона» («Устав») богослужебного и монастырско-дисциплинарного и др. соч. Сочинения его на греч. яз. еще не изданы (сохранились в ркп. Синайской библиотеки), исключая отрывков (у Pitra и др.): «Пандекты» и «Тактикон» пользовались большим уважение в древней России, и дали много материала для «Кормчей» книги. Напечатаны на слав. яз. в Отроге 1645 г. Почаеве 1795 г. и Москве в единоверч. типографии 1859 г. Мансветов, Церк. Уст., 187 и д. Голубинский, Ист. рус. ц. I, 1, 748.     Дмитриевский А. Путешествие по востоку и его научные результаты. Киев 1860, 55.     Никон Черног., Тактикон, предисл. л. 14.    Там же, сл. 6-ое, л. 44 об.    Древнейшая ркп. Иерусалимского устава в Иерусалимской библ. 1201 г., 312. Но как увидим, это не самая древняя ркп. Иерус. уст.    Так Тип. Синайск. библ. 1094 XII в.; это древнейший представитель Иерусалимского устава в том виде, какой он имел до принятия в него студийских канонов и стихир.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

1629 Ипотип. § 17; ркп. Моск. Синод. б. 330/380, л. 3 об. и др. л. 68 об. (5 сент.) л. 1174 (29 ин.); но 24 ин. и 29 авг. 9 (л. 170 об. 193 об.). 1630 Никол-Касул. Тип. гл. 12 (8). 16 (9) и др. Иногда и для свв. 8, например, Евергетид. 29 авг. (Дмитриевский, Τυπικà, 496). 1635 Ипотип. §§ 3. 13. 14; о Четыредесятнице здесь сказано: «4 καθσματα», должно быть, описка (в Ватопед ркп. этой главы нет). Лиатип. по Дмитр. 249. Студ. Ал. уст. Синод. б. 330/380 л. 71 об. 9. Ник.-Кас. Тип. гл. 1. 1641 Последнее можно считать с Toscani (Ad Typ. graec. 18) и отголоском борьбы за иконопочитание, что свидетельствовало бы о большой древности обычая (в ю. Италию, родину рассматриваемых Типиконов, спасались именно от иконоборчества), и указанием на то, что эти «величания» уже тогда, как и ныне, пелись пред иконами. 1652 Toscani, Ad Typ. graec. 49. 54. 61. 68. Студ.-Алекс. уст. по. ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 4. 72. 114. Дмитриевский, Τυπικà 264. 263. 383. 357. 1657 Никон Черногорец, Тактикон Сл. I, л. 4 (304). Ср. в Студ. Ал. Уст. о великой субботе: «утреннее пение, рекше Слава в вышних Богу, певчески поют, его же николиже бе обычай творити, точию ныне». Ркп. Моск. Синод. библ. 330/380, л. 37. 1661 Там же 870–871. Эти молитвы должно быть, в Евхологиях X-XI в. Синайск. библ. 958 и Париж. национ. 213. Дмитриевский Εχολ. 35. 1003. См. ниже «Часы». 1664 Родом из К-поля, Ниокн должен был удалиться из Раифского мон., где принял иночество, из-за недовольства братии в Черногорский, по разорении которого сначала турками в 1085 г., а потом крестоносцами в 1098 г. возвратился в Раифский. Известен, как автор «Пандект» («Сборни») соч. канонического содержания и «Тактикона» («Устав») богослужебного и монастырско-дисциплинарного и др. соч. Сочинения его на греч. язык еще не изданы (сохранились в ркп. Синайской библиотеки), исключая отрывков (у Pitra и др.): «Пандекты» и «Тактикон» пользовались большим уважение в древней России, и дали много материала для «Кормчей» книги. Напечатаны на слав. язык в Отроге 1645 г. Почаеве 1795 г. и Москве в единоверч. типографии 1859 г. Мансветов, Церк. Уст., 187 и д. Голубинский, Ист. рус. ц. I, 1, 748.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Посл. к Магнезийцам, 9 269 Contra Celsum, 8, 22–23. 270 См. Pitra. L " Hymnographie. Р. 43 sqq. 114 Ibid. Р. 43. 271 =============== 272 См. Скабалланович, 418. 273 О роли преп. Феодора см. А. Л. Доброклонский. Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. 1. Одесса, 1913. 274 См. И.Д.Андреев. Св. Герман, патриарх Константинопольский. Богосл. вестник, 1897. Св. Тарасий, патриарх Константинопольский. Богосл. вестник, 1899. 275 Mansi. Ampl. Conci. Coll. 8, 1007–1018. 276 Marin. Les Moines de Constantinople. Pp. 182–202 277 Скабалланович, с. 258. 278 Беседы на Матф. 68, 70. 279 См. Скабалланович, с. 221. 280 Там же, с. 261. О влиянии монахов на жизнь Церкви см. Pargoire, р. 210 sqq. 281 См. Флоровский. Византийские отцы. Сс. 115–117. Ср. Архим. Киириан. Ангелы, иночество, человечество. Париж, 1942. 282 Мансветов, с. 61. По истории византийского Типикона, кроме указанных сочинений см. A Toscani. Ad Typica Graecorum animadv. Romae, 1864. К.Кгитваснег. Gesch. Byzant. Lit., Typika. Ss. 314–319. 283 Цит. у Скабалпаповича, с. 248. 284 О Божеств. молитве, гл. 302–303. 285 Скабалланович, с. 249. 286 Там же, с. 250. 287 Там же, с. 258 и сл. 288 Ср. A. Ehrbard. Das griechische Kloster Mar–Saba in Palastina Rom. Quartalschr. 7, 1893, 32–79. 289 Скабалланович, 411. 290 Мансветов, 61–62. 291 О Никоне см. Мансветов, с. 187 и сл. Там же библиография. 292 Там же, с. 192. 293 Krumbacher, 676. — Филарет. Истор. обзор. С. 301 и сл. 294 См. Мансветов, с. 103 и сл. 295 Дмитриевский, CXLIII. 296 Мансветов, с. 192 и сл. Изд. его. Goar in PG 154, 745–766. 297 См. Мансветов, с. 216 и сл. Cave. Scriptorum ecclesiasticorum historia litteraria. 298 О дальнейшей судьбе устава, кроме указ. соч., см. еще Е. Panmelaxis. Les livres ecclesiastiques de Torthodoxie. Irenikon, 13, 5, 1936, S21–557. — Ф. P. Спасский. Русское литургическое творчество. Париж, 1951. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

R., 1980; Ковальская М. И. Италия в борьбе за нац. независимость и единство: От революции 1831 г. к революции 1848-1849 гг. М., 1981; De Rosa G. La Religione popolare. R., 1981; Verucci G. L " Italia laica prima e dopo l " Unità, 1848-1876: Anticlericalismo, libero pensiero e ateismo nella società italiana. R.; Bari, 1981; idem. La Chiesa nella società contemporanea: Dal primo dopoguerra al Concilio Vaticano II. R., 1988; Маджистер С. Политика Ватикана и Италия: 1943-1978 гг. М., 1982; Невлер В. Е. Демократические силы в борьбе за объединение Италии: 1831-1860. М., 1982; Toscani X. Secolarizzazione e frontiere sacerdotali. Bologna, 1982; Варес П. А. Рим и Вашингтон: История неравного партнерства. М., 1983; Cuminetti M. Il dissenso cattolico in Italia: 1965-1980. Mil., 1983; Арбатова Н. К. Внешняя политика Италии: Процесс формирования и осуществления. М., 1984; Филатов Г. С. Фашизм, неофашизм и антифашистская борьба в Италии. М., 1984; Bobbio N. Il futuro della democrazia: Una difesa delle regole del gioco. Torino, 1984; idem. Destra e sinistra. R., 1994; Гайдук В. П. Христианская демократия в Италии (60-70-е гг.). М., 1985; Яхимович З. П. Рабочий класс Италии против империализма и милитаризма: Кон. XIX - нач. ХХ в. М., 1986; она же. Политические партии в постиндустриальном обществе: итал. вариант//Европ. альманах: История, традиция, культура, наука, 2003. М., 2004. С. 74-92; она же. Национальная идея и ее роль в генезисе и трансформациях итал. государственности и нации в XIX-XX вв.//Национальная идея: Страны, народы, социумы. М., 2007. С. 95-115; Furlong P. Authority, Change and Conflict in Italian Catholicism//World Catholicism in Transition/Ed. T. M. Gannon. N. Y., 1988. P. 116-132; De Franciscis M. D. Italy and the Vatican: The 1984 Concordat between Church and State. N. Y., 1989; Formigoni G. I cattolici-deputati (1904-1918). R., 1989; idem. L " Italia dei cattolici: Fede e nazione dal Risorgimento alla Repubblica. Bologna, 1998; Giovagnoli A. La cultura democristiana.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

349). В статье „о посвете церковном“, в синод. уставе 330, между другими способами освещения, говорится несколько раз и о трех свечах, которые зажигаются на тябле. Был также обычай молиться, держа в руках свечи, и в обряднике Константина Порфирородного часто говорится о трех поклонах со свечами, которые кладут царь и патриарх входя в алтарь, или приближаясь к какой-нибудь святыне. Это называется Τρισση μετ τν κηρν προσκυν σις: λαβ ν ο βασιλυς παρ του πραιποσ του κηρα τς προσευχς κα υξμενος (р. 151). Об обычае молиться в церкви с крестом и свечами в некоторые дни, см. трактат Вальсамона об обычае патриарха дарить народ ладаном, крестами и свечами. Mign. Patrol. T. 119, p. 1216. Еще: De cerimoniis I, с. 32. С таким значением могли явиться в начале трикирий и дикирий в руках служащего архиерея, а затем были применены и к осенению. Древний обряд молитвы со свечами остался, таким образом, в литургическом употреблении и перешел к обрядам службы архиерейской. Но что трикирий не принадлежал к отличиям архиерея, а употреблялся священником и диаконом, это видно из осенения тремя свечами с кадилом на вечерне перед литургией преждеосвященных (Опис. С. Б. III. 8. 23. В уставе Синод. 385–332 л. 149 говорится: священник берет в правую руку кадило, в левую „свещи три“). 102 Toscani animadversions ad Typica р. 62. Что Евангелие в древности читалось на конце утрени, это доказывает между прочим то обстоятельство, что в некоторых списках служебника утренняя молитва , следующая за великим славословием, надписывается: „на слышание Св. Евангелия“ и есть та самая, которая теперь читается перед Евангелием: „воссияй в сердцах наших“ (Типогр. служ. 131). На это же указывают и евангельские стихиры, которые составлены применительно к содержанию одиннадцати утренних евангелий и помещаются в последней части утрени. 103 В греч. рукописной триоди из Савостьянов. собрания (по катал. 33 / 477 . XIII в.) на пасхальной утрене после хвалитных читается: „ κα ασπζονται τ γ, ευαγγλιον κα εκτενς κα πλυσις“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Ист.: The Visit of His Holiness Pope Paul VI to the Philippines and the Asian Bishops meeting. Manilla, 1971; Documents on the Liturgy, 1963-1979: Conciliar, Papal, and Curial Texts. Collegeville, 1982; Colombo G., card. Ricordando G. B. Montini, Arcivescovo e Papa. Brescia; R., 1989. Библиогр.: Paulus P. P. VI, 1963-1978: Elenchus bibliographicus/Ed. P. Arató, N. Vian. Brescia; R., 1981. Лит.: Lazzarini G. A. Profilo di Montini: Paolo VI. R., 1963; Santamaria A. Un papa riformista e conservatore. R., 19672; Anni e opere di Paolo VI/Ed. N. Vian. R., 1978; Lesourd P., Benjamin J.-M. Paul VI, 1897-1978. P., 1978; Григулевич И. Р. Папство: Век ХХ. М., 1981. С. 352-412; Le rôle de G. B. Montini - Paul VI dans la réforme liturgique: Journée d " études, Louvain-la-Neuve, 17 oct. 1984. R, 1987; Dorn L. A. Paul VI: Der einsame Reformer. Graz, 1989; Cremona C. Paolo VI. Mil., 19912; Hebblethwaite P. Pope Paul VI: The first modern Pope. L., 1993; Religious Liberty: Paul VI and Dignitatis Humanae. Brescia; R., 1995; Acerbi A. Paolo VI: Il Papa che baciò la terra. Mil., 1997; Vian G. M. Paolo VI//Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 3. P. 657-674; Macchi P. Paolo VI nella sua parola. Brescia, 2001; Marangoni R. La Chiesa, mistero di comunione: Il contributo di Paolo VI nell " elaborazione dell " ecclesiologia di comunione, 1963-1978. R., 2001; Tornielli A. Paolo VI: Il timoniere del Concilio. Casale Monferrato, 2003; Athanasios (Papas), Metr. Rome and Constantinople: Pope Paul VI and Metropolitan Meliton of Chalcedon. Rollinford, 2006; Chiron Y. Paul VI: Le Pape écartelé. Versailles, 2008; Tornielli A. Paolo VI: L " audacia di un Papa. Mil., 2009; Villa L. Paul VI beatified? Oconomowoc (Wisconsin), 2009; Ernesti J. Paul VI.: Der vergessene Papst. Freiburg i. Br., 2012; Laubier P., de. La civilisation de l " amour selon Paul VI. P., 2013; Paolo VI: Una biografia/Ed. X. Toscani. Brescia; R., 2014; Chenaux Ph. Paul VI: Le souverain éclairé. P., 2015; Montini: Arcivescovo di Milano/Ed. L. Bressan, A. Maffeis. Brescia; R., 2016; Bunson M. Saint Pope Paul VI: Celebrating the 262nd Pope of the Roman Catholic Church. Irondale (Alabama), 2018; Collins M. Paul VI: Pilgrim Pope. Collegeville (Minnesota), 2018.

http://pravenc.ru/text/2578533.html

  001     002    003    004    005    006