Тем не менее, он решил бежать и попросил Пьера де Берюля устроить его в какое-нибудь удаленное от Парижа местечко, где он мог бы служить в бедности и безвестности. Де Берюль согласился. Сельскому приходу в Шатийон-ле-Домб нужен был настоятель. Семье де Гонди Венсан де Поль сказал, что едет уладить личные дела, и только через несколько месяцев они поняли, что он не собирается возвращаться. Приход в Шатийон-ле-Домб был бедным, церковь - грязной и запущенной, а священники проводили больше времени в развлечениях, чем в служении Богу. Однако новый настоятель смог изменить жизнь сонного местечка. Под руководством Венсана многие знатные дамы окрестности посвятили себя заботам о бедных. Одна из них как-то попросила его объявить после мессы, что в некой бедной семье больны все дети, и нужна помощь. Когда через несколько часов де Поль отправился проведать больных, то он увидел множество своих прихожан, уже возвращавшихся обратно. Он подумал, что там, куда сегодня отправились все, уже завтра не будет никого, и организовал дежурство: желающие помочь прихожане, распределив дни недели, по очереди снабжали семью всем необходимым. Чтобы помочь организовать уход за больными и нуждающимися, Венсан де Поль написал правила, которые объясняли, как найти подход к нуждающейся семье, как установить дежурство, как вести отчетность, как обратиться за дополнительной помощью, как ухаживать за больными в свете Христовой любви и даже как разумно использовать время. Тем временем граф и графиня де Гонди просили его вернуться. Они убеждали, что работа в Шатийон-ле-Домб может быть продолжена другим священником, они же с радостью помогут реализовать его благотворительные планы в Париже и в своих имениях. Де Поль согласился, и вскоре общества подобные Шатийонскому были созданы во всех имениях де Гонди. Королевские галеры Королевский флот под командой графа де Гонди состоял из галер - гребных судов, команды которых формировались из осужденных преступников. В тюрьмах, где содержались приговоренные к галерам преступники, были тесные и сырые помещения, до отказа забитые заключенными. Каторжников содержали на хлебе и воде, без какой-либо медицинской помощи. Еще в 1564 г. король Карл IX запретил приговаривать к галерам менее, чем на десять лет, поскольку " не менее трех лет требуется на обучение галерника искусству грести и на приучение его к морю " , и в безысходности многолетнего заключения единственным развлечением каторжников были драки и склоки.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

17 янв. 1389 г. в Москве М. участвовал в архиерейском Соборе во главе с митр. Пименом (низложен К-польским патриархом в 1385/86, низложение подтверждено в кон. 1387 - нач. 1388), во время которого вместе с Рязанским еп. Феогностом, Сарайским еп. Саввой и титульным Звенигородским еп. Даниилом М. (в Новгородской первой летописи ошибочно назван Даниилом) совершил хиротонию Иоанна (Стухина) во архиепископа Новгородского. В Москве 11 апр. 1389 г., «в Неделю вербную», по всей вероятности, М. участвовал в избрании настоятеля владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря архим. Павла в епископа Коломенского. 13 апр. 1389 г., «на тои же недели в трети день во вторник на страстнои недели», вместе с митр. Пименом и настоятелем московского в честь Преображения Господня мужского монастыря архим. Сергием (Азаковым) (впосл. епископ Рязанский) тайно от Московского вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского М. покинул Москву и отправился в К-поль. В сент. 1389 г. в грамоте К-польского патриарха Антония IV о соборном решении по делу митр. Пимена отмечалось, что М. был его свидетелем («послухом») в соборном суде против свт. Киприана , поставленного в митрополита Киевским патриархом Филофеем в 1375 г., и нового архиеп. Ростовского Феодора (ПДРКП. Доп. 5. Стб. 423). Однако вскоре, по-видимому благодаря посредничеству владыки Феодора, М. наладил отношения со свт. Киприаном и был им оставлен на Смоленской кафедре. Михаил, еп. Смоленский, сопровождает митр. Пимена в поездке в К-поль. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 257) Михаил, еп. Смоленский, сопровождает митр. Пимена в поездке в К-поль. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 257) 1 окт. 1389 г. вместе со свт. Киприаном и его многочисленной свитой М. покинул К-поль и отправился морем (где их застала сильная буря) на Русь. В февр. 1390 г. они прибыли в Киев. Весной того же года вместе с митр. свт. Киприаном, Адрианопольским митр. Матфеем Гречином, Газским митр.

http://pravenc.ru/text/2563464.html

Делегация Александрийской Церкви из 48 епископов на Собор допущена не была, после чего Афанасий отказался от участия в заседании и немедленно отправился в К-поль, чтобы вновь доказать свою невиновность лично К. В нач. осени 335 г., когда император с эскортом проезжал по городу, свт. Афанасий неожиданно вышел из толпы перед К. Император первоначально воспринял поступок Афанасия как наглость и отказался с ним разговаривать, но вскоре все же принял его и после объяснений святителя понял необходимость вмешаться в ситуацию на Соборе. К. направил послание к участникам Собора, в к-ром выразил свое недовольство ведением заседаний и приказал представителям Церкви явиться в К-поль для разбора результатов Собора и обстоятельств конфликта между Афанасием и евсевианами (Ibid. 86-87; Socr. Schol. Hist. eccl. I 34). В нач. нояб. в К-поле состоялось совместное заседание церковных партий в присутствии К. По его итогам 7 нояб. К. объявил о низложении еп. Афанасия и его ссылке в Августу Треверов. Т. о., прежде неизменно доброжелательное отношение императора к Афанасию в этот момент поменялось. Древние историки и совр. исследователи предлагали различные варианты объяснения этого решения К. Сам Афанасий писал, что гнев К. вызвали сведения о том, что он якобы угрожал прекратить экспорт хлеба из Египта в К-поль ( Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 87). Это объяснение было принято Сократом Схоластиком, Феодоритом Кирским и большинством других церковных историков и визант. хронистов ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 35; Theodoret. Hist. eccl. I 31; Theoph. Chron. P. 32). Тем не менее подобные действия в то время явно были вне компетенции и возможностей еп. Афанасия и всей Александрийской Церкви. Обвинения в адрес свт. Афанасия и аргументы его противников скорее всего, как и ранее, не произвели впечатления на К., иначе наказание для святителя было бы куда более суровым, чем ссылка. Крещение имп. Константина Великого. Гобелен по эскизу П. Рубенса. 1625 г. (Художественный музей, Филадельфия) Крещение имп.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Церковь и визант. власти. Уже в 969 г. имп. Никифор II Фока приказал привезти яковитского патриарха Иоанна VII в К-поль для богословского диспута и держал его в столице под надзором (RegImp, N 718a). Однако вскоре, после убийства Никифора Фоки, патриарх получил возможность вернуться в К., где благоприятное положение для яковитов сохранялось в течение еще неск. десятилетий. В 1003 г. православные похитители яковитского еп. Мелитины Мар Иванниса и вывезли его в К-поль, безуспешно пытаясь помешать избранию очередного яковитского патриарха. В 1029-1030 гг. яковитский патриарх Иоанн VIII Бар-Абдун и ряд др. епископов были привезены в К-поль на новый богословский диспут. В результате прений епископы-яковиты Игнатий Мелитинский и Исаак из Арки приняли православное вероисповедание; К-польский Собор осудил яковитское учение как ересь, а упорствовавший патриарх Иоанн был отлучен, сослан в мон-рь на горе Ганос во Фракии, где умер в 1033 г. (RegPatr, N 838-840). В К. начались преследования яковитов; они покинули Мелитину, укрывались в горных местностях и в 1034 г. избрали нового патриарха Дионисия IV в дер. Таманин. Его резиденцией стала Амида, находившаяся под управлением мусульман. Мавзолей Хунат Хатун в Кайсери. XIII в. Мавзолей Хунат Хатун в Кайсери. XIII в. Яковиты в Восточной К., как и все остальные христ. общины, во многом пострадали от разграбления сельджуками Мелитины и мон-ря Бар-Гагай в 1058 г. Угроза сельджукского нашествия не изменила религ. политику византийцев в К. После церковных актов 1063 г. гонениям подверглись не только на яковиты, но и на армяне, отказывавшиеся признавать халкидонское православие. Предписывалось изгонять еретиков из Мелитины, а их книги и храмы сжигать (RegPatr, N 890-891). После окончательного падения византийского правления в К. резиденцией яковитских патриархов стал монастырь Бар-Саума к юго-востоку от Мелитины (до 1293). После завоевания К. тюрками яковиты оказались в гораздо более выгодных условиях, чем при византийцах. В кон. XI-XIII в.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Мученичество сщмч. Климента, еп. Анкирского, и с ним пострадавших. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Мученичество сщмч. Климента, еп. Анкирского, и с ним пострадавших. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. К. устойчиво включается в состав святых на лицевых рукописных минеях под 23 янв. В мучении (усечение головы) вместе с мч. Агафангелом он изображен на миниатюрах в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 346. К-поль, 1-я четв. XI в.); таким же образом - в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Bodl. f. 1. Fol. 44v. Фессалоника, 1322-1340 гг.). Миниатюра в Императорском минологии на янв. (Walters. 521. Fol. 207v. К-поль, 2-я четв. XI в.) буквально следует тексту Мученичества - казнь К. совершается во время Евхаристии в алтаре, усеченная голова падает на престол, окропляя его кровью, за престолом - обезглавленные тела диаконов Христофора и Харитона. В рост вместе с мч. Агафангелом К. представлен в Синаксаре (Минеях) из Давидгареджийской пуст. (Кекел. А 648. Fol. 30v (60), Афон, 1030 г.), в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 295, К-поль, кон. XI в.), в Минологии, происходящем из монастыря прп. Саввы Освященного в окрестностях Иерусалима (Paris. gr. 1561. Fol. 95, XIII в.), в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов, под 23 янв. (РНБ. O.I.58. Л. 97, кон. XV в.; там же на Л. 157 есть еще один ростовой образ свт. Климента без уточняющей титулатуры, атрибутирован Л. М. Евсеевой как К., см.: Евсеева. С. 193). В соответствии с днем своей памяти он изображается под 23 янв. и в настенных минологиях балканских храмов; наиболее часто встречается сцена мученической кончины К. вместе с мч. Агафангелом. На фреске в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), оба святых стоят на коленях, над их головами занесены мечи, голова К. усечена. В росписи ц. Успения монастыря Трескавец близ Прилепа, Македония (между 1334 и 1343), воин, совершив судилище, вкладывает в ножны меч, у его ног обезглавленные тела стоящих на коленях К.

http://pravenc.ru/text/1841335.html

—175— Феогноста и его общников, как оскорбителей величества 2772 ; грозил папе и Риму мщением 2773 и, главное, умалял привилегии св. престола 2774 . Рим неуважительно был назван одряхлевшим 2775 , латинский язык – варварским и скифским 2776 ; о приглашении легатов в 860 г. было сказано, что император „приказывал“ прислать их 2777 ; наконец, в письме содержались личные нападки на Николая 2778 . Даже из схематической реконструкции письма видно, что его автор стоит на той же точке зрения, какую выдвигало византийское правительство на соборе 861 года, т.е. что византийская церковь не нуждалась, в суде над Игнатием, в услугах папы, а тем более в утверждении им приговора: дело было окончательно решено к-польским собором 859 года. Провозглашая принцип, что решение поместной церкви в утверждении папы не нуждается, К-поль показывал, что папскую супрематию он не признаёт. В этом и была главная цель письма 2779 . Письмо обидело Николая до глубины души. По его словам, оно полно хулы и обид 2780 ; писавший, кажется, макал перо в змеиное горло 2781 , а уста диктовавшего источали яд 2782 . Как раз пред этим папа собирался послать —176— в К-поль письмо с дружественными увещаниями; теперь он вынужден изменить тон, чтобы дать достойный ответ на нападки императора. И папа отвечает обшир- —177— ным посланием 2783 , которое было бы еще обширнее, если бы не помешала болезнь папы и поспешность, с которой византийское посольство, в виду приближения зимы, уезжало в обратный путь. В соответствии с основной мыслью императорского письма, Николай должен был раскрывать и, главное, обосновывать привилегии своей кафедры. Если в прежних письмах в К-поль он заявлял свои притязания на верховенство, не считая нужным их обосновывать, то теперь, очевидно, он понял недостаточность голословных требований. Николай ищет аргументов. А так как твердых —178— и несомненных доказательств в его распоряжении не оказывалось, то он прибегает к очень сомнительным, к превратным толкованиям и лжеисидоровым декреталиям. „Древне-церковным воззрениям Востока папа противопоставляет систематически-развитые и подкрепленные лжеисидоровыми декреталиями принципы средневекового папства“ 2784 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что касается изданий «Божественных литургий», православные издания до БЛ К-поль. 1820, как и некоторые «латинствующие» 899 , не описывали причащение священнослужителей и потому не приводили соответствующих молитв. Другие «латинствующие» издания, включая и первопечатное Д. Дуки (1526), приводят ту же последовательность, что и вышеупомянутые первые печатные Евхологии. Униатское БЛ Рим. 1601 предписывает сверх того ещё одну молитву 900 , а БЛ С.Ч.Д. 1644 ( И , «τρα κδοσις») приводит три молитвы: «Вечери Твоея тайныя...», вариант молитвы «Ослаби, остави...», приведённой выше в XXXII .1 A , который стоит в первом лице, и одну малоизвестную молитву 901 . БЛ К-поль. 1820 приводит те же молитвы, что и в современном русском чине. Последующие издания вновь опускают описание причащения священнослужителей, тогда как молитвы, приведённые в БЛ ред. патр. Константия I (К-поль 1858 и Афины 1870), полностью идентичны молитвам в современном греческом чине. В Приложении к Пандекту 1864 сверх того добавляется молитва «Пред дверьми храма Твоего предстою и лютых помышлений не отступаю...», находящаяся в «Последовании ко Святому Причащению» и приписываемая св. Иоанну Дамаскину 902 . А в «Божественной литургии», изданной в 1892 г. Г. Кариофиллисом, помещён целый сонм подготовительных молитв и тропарей. Предписываются все молитвы и тропари современного греческого чина вместе с только что упомянутой молитвой, и добавляется указание для священника и диакона читать «тайно» тропари «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных», «Вся небесныя силы, святых ангел и архангел, молите о нас грешных» и пр. из великого повечерия, а также молитва всем бесплотным силам 903 . БЛ С. Юлис 19.. приводит больше всего молитв из просмотренных нами богослужебных книг. Помимо элементов, предписанных в БЛ Афин. 1892 (Г. Кариофиллис), в тексте И этого издания, после последнего тропаря из великого повечерия («Непобедимая, и непостижимая, и божественная сило Честнаго и Животворящего Креста...»), существует примечание о том, что здесь могут быть прибавлены молитвенные призывания прп. Афанасия Афонского (если священник является афонским монахом), святого дня и составителя совершаемой литургии 904 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

получила его имя (ныне г. Сен-Поль-де-Леон)). Оттуда святой отправился на близлежащий о-в Бата, где встретил местного комита Витура (вероятно, форма лат. имени Виктор), к-рый оказался его родственником. После того как П. А. изгнал с острова жившего там огромного змея, Витур подарил ему и остров, и расположенную там крепость. На острове святой основал мон-рь. Витур желал сделать П. А. епископом, но, боясь его отказа, пошел на хитрость. Он отправил П. А. к своему сюзерену, благочестивому «императору» Филиберту, жившему в Париже (по-видимому, в этом персонаже составитель Жития совместил черты кор. Хильдеберта I (511-558), сына Хлодвига из династии Меровингов, к-рый упоминается и в др. Житиях бретонских святых (в т. ч. в Житии св. Самсона), и св. Филиберта († 684), основателя монастыря Жюмьеж ). По королевскому распоряжению П. А. был рукоположен во епископа, его диоцез составили бретонские регионы Ах и Леон. Состарившись, П. А. рукоположил на епископскую кафедру своего ученика св. Иовина , а когда тот спустя год умер, др. ученика - Тигерномагла. Когда и Тигерномагл умер спустя год, П. А. рукоположил еще одного ученика, Кетомерина, после чего удалился на о-в Бата, где скончался 12 марта (год не указан); согласно Житию, ему было ок. 140 лет. Мощи и почитание По сообщению Урмонока, после смерти П. А. между монахами с о-ва Бата и клириками из Сен-Поль-де-Леона возник спор о месте погребения святого. Погребальная повозка чудесным образом двинулась в сторону собора в Сен-Поль-де-Леоне, где мощи П. А. и упокоились. В 50-х гг. Х в. (по разным версиям, между 952 и 960) Маббон, епископ Леона, покинул свою кафедру и удалился в мон-рь Флёри, взяв с собой большое число книг, ценных литургических облачений и др. предметов, а также реликвий, включая и мощи П. А. В церкви аббатства Флёри в честь П. А. был освящен алтарь. Во время религ. войн во Франции гугеноты, захватившие мон-рь Флёри (апр. 1562), забрали украшенную серебром раку святого, а мощи сожгли. Согласно написанной в XIII в. хронике мон-ря Сен-Флоран близ Сомюра (Анжу), при аббате Робере († 1011) из-за угрозы нападений норманнов глава П.

http://pravenc.ru/text/2578537.html

Испугавшись реакции Коментиола, епископы попросили И. Б., Феодора Аравийского и Евгения Тарсийского составить письмо об их отношении к эдикту императора. Новый документ почти ничем не отличался от прежнего, и реакция сир. монахов на него была та же. Более того, монахи пригрозили И. Б. разорвать с ним общение и анафематствовать его. Испугавшись, И. Б. произнес анафему собственному письму. Узнав об этом, Иоанн Коментиол прекратил дальнейшие переговоры и уехал в К-поль. В столице некоторые сторонники И. Б. из числа епископов-антихалкидонитов считали, что И. Б. должен вернуться в К-поль и продолжить переговоры об унии на основе имп. эдикта. Имп. Юстин направил комиту Востока Сергоне предписание отправить еп. Феодора Аравийского и И. Б. в К-поль для дальнейшего рассмотрения церковных дел. Феодор последовал имп. распоряжению; И. Б. же под давлением монахов предпочел скрыться на Востоке. В то же время разрушилось и соглашение по проблеме тритеизма. На Каллиникской конференции в К-поле был составлен 2-й «Синдоктикон», к-рый содержал больше, чем 1-й, уступок православных тритеистам. 17 мая 567 г. архимандриты и монахи Востока, собравшиеся в мон-ре Мар-Басса в Батабу, составили документ с осуждением непримиримых тритеистов, а также тех, кто отказывались признать Павла патриархом Антиохии. В это время произошел окончательный разрыв между И. Б. и сторонниками тритеистов, к-рых представляли Конон Тарсийский, Евгений Селевкийский, некий еп. Феона, а также монахи Афанасий, Авуи и Фока. Последние были готовы согласиться с православными и с противниками патриарха Павла Антиохийского как человека близкого к патриарху Феодосию Александрийскому, главному борцу с тритеистами. Об этом Павел писал И. Б. и еп. Феодору Аравийскому. Они выразили полную поддержку Павлу, а также всему, что было сделано и сказано патриархом Феодосием Александрийским. Вместе с тем еще во время конференции в Каллинике И. Б. писал еп. Евгению Селевкийскому, чтобы тот не поддерживал раскол в рядах антихалкидонитов и письменно отказался от тритеизма. Тем не менее число сторонников тритеизма на Востоке росло; распространялось сочинение «О Троице» александрийского философа Иоанна Филопона . И. Б. с трудом удалось воспрепятствовать появлению перевода трактата на сирийский. Тритеисты также распускали слухи, что И. Б. и Феодор, а также почти все архимандриты Сирии уже примкнули к ним, отрекшись от патриарха Павла Антиохийского. В этой связи И. Б. и Феодор обратились с письмом к монахам, в к-ром они заявляли о своем неприятии тритеизма и преданности патриарху Павлу. 3 янв. 568 г. предводители вост. монашества вновь собрались в монастыре Мар-Басса и издали новый «Синдоктикон» с безоговорочным осуждением тритеизма.

http://pravenc.ru/text/200315.html

К. в залог того, что сдержит свое обещание, дал преподобным свой перстень. Когда К. стал императором, Никита и Иоанн приехали в К-поль, чтобы напомнить ему о данном им обещании. Тот предложил выбрать в качестве образца для строительства монастырского храма любую церковь, кроме Св. Софии. Преподобные остановились на «малом храме святых Апостолов», к-рый X. Бурас считает мавзолеем Константина Великого, находящимся с вост. стороны знаменитой ц. св. Апостолов. Император отправил на Хиос архитектора и строительные материалы. Имп. хрисовулы обеспечили материальное благосостояние мон-ря, и обитель освободили от налогов ( Σκαμπαβας Κ. Η Να Μον Χου: Ιστορα και τχνη. Αθνα, 2004. Σ. 6-8). Известны значительные пожертвования и грамоты К., подтверждавшие права и привилегии мон-рям на Св. Горе Афон: Великой Лавре (1048; RegImp, N 886, 907), Иверскому монастырю (RegImp, N 881а, 885a-b, 928с), Ватопеду (RegImp, N 928g), мон-рю Иера близ г. Сампсон (Приена, Фракия; RegImp, N 909a-b). В 1045 г. К. утвердил новый устав-типикон для всех мон-рей Св. Горы, уточнявший многие правила типиконов X в. (RegImp, N 874, 876a, 879; Actes du Protaton. N 8. P. 216-232). В 1053 г. К. поддержал мон-рь прп. Лазаря Галисийского, разрешив его общине занять гору Галесий (близ Эфеса) для основания своего монастыря, а спустя год утвердил его типикон (RegImp, N 911a, 920а). В 1052 г. по инициативе Никиты Стифата , поддержанной К-польским патриархом Михаилом I Кируларием (1043-1059), в К-поль были перенесены мощи св. Симеона Нового Богослова. Главным объектом интересов К. как мецената в К-поле был мон-рь вмч. Георгия Победоносца в Манганах. На территории мон-ря размещались 2 храма, помещения для монахов, дворцовые покои К., а позднее и других императоров. Мон-рь получил полный иммунитет от выплат в казну; ему предписывалось давать кров монахам горы Олимп Вифинский и мон-ря Неа-Мони во время их поездок в К-поль. В праздник св. Георгия рядом с мон-рем совершались крестные ходы. При мон-ре была организована большая б-ка, к-рой при К.

http://pravenc.ru/text/2057052.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010