Соч.: Il Reversurus ovvero la Turchia ed il papato. R., 1872; Les droits civils et la liberté religieuse des catholiques d " Orient. R., 1872; Le Vatican et les Arméniens. R., 1873; Дух армян. К-поль, 1879. Антилиас, 1955 (на арм. яз.); Единство армян. К-поль, 1879. Париж, 1958 (на арм. яз.); Армянская молодежь. К-поль, 1880 (на арм. яз.); Армянская нация. К-поль, 1880 (на арм. яз.); Престол Армянский. Вагаршапат, 1886 (на арм. яз.); Энциклика о браке. К-поль, 1901 (на арм. яз.); Церемониальный словарь//Подробный календарь армянской больницы Св. Спасителя. К-поль, 1905. С. 319-377; 1906. С. 81-204; 1907. С. 213-254; 1908. С. 73-104. Антилиас, 1957, 1979. Ер., 1992 (на арм. яз.) (англ. пер.: A Dictionary of the Armenian Church/Transl. B. Norehad. N. Y., 1984); Воспоминания о двенадцатилетнем Патриаршестве. К-поль, 1910 (на арм. яз.); Амапатум=Синопсис. К-поль, 1911. Антилиас, 1953, 1983. Эчмиадзин, 1997. Тегеран, 2002 (на арм. яз.); L " église arménienne: Son histoire, sa doctrine, son régime, sa discipline, sa liturgie, sa littérature, son présent. P., 1910. Antélias, 1954 (арм. пер.: Армянская Церковь/Пер. с франц.: М. Орманян. К-поль, 1911, 1912, 1913. Буэнос-Айрес, 1949. Антилиас, 1952. Бейрут, 1960, 2009. Ер., 1993, 2016; рус. пер.: Армянская Церковь: Ее история, учение, управление, внутренний строй, литургия, лит-ра, ее настоящее/Пер. с франц.: Б. Рунт. М., 1913. Ер., 2005, 2006, 2012, 2015, 2016); Азгапатум=История нации. К-поль, 1912-1914. Т. 1-2. Иерус., 1927. Т. 3. Бейрут, 1959-1961. Антилиас, 2001. Эчмиадзин, 2001. Т. 1-3; 2002. Т. 4: Указ. (на арм. яз.); Книга наблюдений: Исслед. и освещение нового устава, сост. для Иерусалима. Иерус., 1915 (на арм. яз.); Катастрофа турецких армян: Ист. док-ты/Новые примеч. и прил.: Г. Ачемян. Эчмиадзин, 1919 (на арм. яз.); Раздумья и заветы. Иерус., 1929, 1990 (на арм. яз.); Армянский Иерусалим. Иерус., 1931 (на арм. яз.); Чистая вера Армянской Церкви: Две энциклики. Антилиас, 1956 (на арм. яз.); Поминовения [святых на утренней службе] в церквах Иерусалима/Изд.: архиеп. А. Асланян. Иерус., 1965, 2007 (на арм. яз.); Практическая литургика Святой Армянской Церкви/Изд.: архиеп. А. Асланян. Иерус., 1977 (на арм. яз.); Основы богословия. Иерус., 1985 (на арм. яз.); Сведения об Общенародном церк. избирательном соборе для выбора патриарха всех армян (1892)/Ред.: архиеп. М. Мутафян. Стамбул, 1995 (на арм. яз.); Блудный сын. Стамбул, 2012. (Армаш; 2) (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/2581563.html

Вскоре, в 1453 году, К-поль завоеван турками, и Византийское государство прекращает существование как государство, но церковь естественно остаётся. В этой ситуации Москва считает, произошло то, что должно было произойти: К-поль соединился с Римом и за это наказан, и Москва – это последняя сила, которая стоит в православии. Этому пониманию во многом способствовали сами греки. Дело в том, что для русских епископов и мирян, не особо искушенных в богословии, проблема отношений К-поля с Римом была не очень актуальна и важна. Но греки, для которых это было очень важно, в первую очередь вопрос о юрисдикциях, о власти, о традиции, о богословии, они воспитывали русских непримиримыми врагами латинства с 13 века, с того времени, как К-поль был завоеван крестоносцами. Русские оказались хорошими учениками и восприняли римскую церковь как безусловное зло. Этому же помогала и политика татар, которые чтобы отделить Русь от Европы также всячески давали поблажки русской церкви и требовали безусловного неприятия западной церкви. Теперь это сработало против самого К-поля. Коль учителя, которые так долго учили, что не может быть ничего хорошего из Рима, если они соединились с Римом, значит, они пали и с ними не может быть ничего общего. Правда, очень скоро К-поль порвал с Флорентийской унией, но было уже поздно. Русские епископы почувствовали радость от самостоятельного состояния. Тем более, К-поль был теперь зависим, подчинялся иноверной мусульманской власти. Как вы помните, в 1458 году митрополит Иона берет слово со всех русских епископов, что они никогда не будут обращаться в К-поль, чтобы получить оттуда главу церкви. Это происходит только в восточной части русского государства, в Московском царстве. В западной части, которую мы называет Литовским государством, литовско-русское государство, объединявшее тогда земли нынешней Белоруссии и Украины, процессы в церковном плане идут совершенно другие. С одной стороны остается подчинение К-полю, автокефалия не признается, и единая русская митрополия делится на две части. На митрополию московскую и киевскую. Киевская продолжает быть зависимой от К-поля, где ставят митрополитов. А Московская становится автокефальной. В результате, московская анафематствуется К-полем, потому что автокефалия провозглашена без согласия материнской церкви, и все связи с Москвой прекращаются на 100 лет. А связи с киевской митрополией продолжаются: связь с греческим востоком, с афонскими монастырями – всё это в полной мере сохраняется для киевской митрополии, куда приезжают и антиохийский, и к-польский патриархи, приезжают за финансовым средствами, потому что восток бедствует. Но приезжают и с учительным словом, привозят книги, живой духовный обмен продолжается. (Западнорусское православие)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

300 монахов-оригенистов, к-рые были вынуждены искать прибежища в др. странах (Ibid. 7; Sulp. Sev. Dial. 1. 7). Многие из них обосновались в Иерусалиме, 80 - в Скифополе ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 7; Hieron. Adv. Rufin. 3. 18; Sozom. Hist. eccl. VIII 13. 1). Через неск. месяцев ок. 50 из них, включая пресв. Исидора и «Длинных братьев», прибыли в К-поль, где подали жалобу на еп. Феофила императору и К-польскому епископу, к-рым в то время был свт. Иоанн Златоуст ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 7; Sozom. Hist. eccl. VIII 13; Socr. Schol. Hist. eccl. VI 9). Между тем еп. Феофил, поняв, что дело может дойти до разбирательства в К-поле, решил опередить противников. Он направил епископам Палестины и Кипра послание, составленное Нитрийским Собором 400 г. ( Theoph. Alex. Ep. synod. Palest. et Cypr.), чтобы заручиться поддержкой как можно большего числа вост. епископов в борьбе с оригенистами. В сопроводительном письме к Е. К. еп. Феофил призвал его созвать Собор кипрских епископов для осуждения Оригена, а также как можно скорее с верными людьми отправить соответствующее соборное послание в К-поль, Исаврию и Памфилию, чтобы подготовить почву для осуждения лидеров оригенистов, направлявшихся в К-поль ( Idem. Ep. Epiph.). Получив письмо еп. Феофила, Е. К. очень обрадовался и поспешил написать блж. Иерониму, попросив его перевести это послание на латынь, чтобы отправить его в Рим ( Epiph. Ep. Hieron.). Когда в кон. 400 г. ( Dechow. 1988. P. 409) или в сент. 401 г. ( Nautin. 1963. Col. 624) на празднике обновления храма в Палестине состоялся Собор палестинских епископов, в то же самое время Е. К. созвал Собор кипрских епископов, осудивших Оригена; он пожелал лично отвезти соборное постановление в К-поль. Дождавшись благоприятного для плавания времени, весной 402 г. (Ibid. Col. 624; др. даты: зима 402 г.- Schneemelcher. 1962. S. 913, или весна 403 г.- Dechow. 1988. P. 409, 411) Е. К. отправился в К-поль для того, чтобы сместить свт. Иоанна Златоуста с К-польской кафедры и лишить оригенистов его покровительства ( Sozom.

http://pravenc.ru/text/190091.html

Во время 1-го голосования в Базеле по вопросу о месте буд. Собора 5 дек. 1436 г., а также окончательного голосования в мае 1437 г. сторонники папы Римского, в число к-рых входил и Н. К., оказались в меньшинстве. Несмотря на это, 16 мая 1437 г. по инициативе и при участии возглавившего к этому времени папскую партию в Базеле кард. Чезарини было принято решение от имени Собора отправить к имп. Иоанну VIII и патриарху К-польскому послов с якобы офиц. соборными письмами. В действительности эти послы должны были представить не решение соборного большинства, а мнение папы Римского и поддерживавшего его меньшинства, убедив греков прибыть на Собор не в Базель, а в предложенное папой место (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 197-202. N 294-296). Послами были назначены Пьер III де Версей, еп. Диня (1432 -1439), Педру ди Норонья, архиеп. Лиссабона (1424-1452), и Н. К. Первоначально посольство отправилось из Базеля к папскому двору в Болонье, где получило инструкции от папы Римского Евгения IV. Желая, чтобы его послы прибыли в К-поль раньше послов соборного большинства, папа Евгений IV в булле «Salvatoris et Dei nostri» от 30 мая 1437 г. утвердил мнение меньшинства как постановление Базельского Собора (текст см.: Epistolae Pontificiae ad Concilium Florentinum spectantes. R., 1940. Pt. 1. P. 64-70. N 66), а 15 июля 1437 г. подписал послание имп. Иоанну VIII и патриарху К-польскому, подтверждающее полномочия «представителей Базельского Собора» (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 211-212. N 312-313). Всего в папское посольство было включено 5 человек: 3 «представителя Базельского Собора» (Basiliensis concilii oratori), в т. ч. Н. К., а также 2 папских нунция: Марко Кондульмер, архиеп. Тарантезский (1433-1438), официально возглавлявший делегацию в качестве легата a latere, и Кристофоро Гаратони, еп. Корона (1437-1448), ранее уже посещавший К-поль, к-рый должен был вести основные переговоры с императором и патриархом. В кон. июля 1437 г. участники посольства вместе с возвращавшимися в К-поль греч. посланниками отплыли из Венеции на 2 кораблях. Н. К. вместе с Марко Кондульмером плыл на 2-м корабле, к-рый прибыл в К-поль 24 сент. 1437 г. (см.: Ibid. S. 214. N 317-318; ср.: Bond. 1996. P. 138-139).

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Наиболее важное решение в истории византийско-рус. отношений, к-рое принял И. Г.,- это возведение на Киевскую кафедру бывш. епископа Владимирского, а затем Смоленского Герасима (см. ст. Герасим , митр. Киевский и всея Руси). Герасим дважды посетил К-поль (весной-летом 1428 и осенью 1432 - зимой 1433) и сумел добиться расположения патриарха ( Флоря. 2007. С. 349-350). После казни Герасима вопреки воле Москвы, рассчитывавшей, что новым митрополитом станет свт. Иона (в то время епископ Рязанский), на Киевскую кафедру был возведен сторонник унии Исидор . Вероятно, инициатива его поставления исходила не от И., а от имп. Иоанна VIII Палеолога . В марте 1437 г. И. высказывал недовольство решением назначить Исидора представителем Иерусалимского патриарха на запланированном Соборе в Италии, куда из-за запрета османских властей патриархи попасть не могли (Там же. С. 368-370; Gill. 1959. Р. 76). Переговоры И. с Римом по вопросу о заключении унии Зап. и Вост. Церквей были начаты при папе Мартине V . 14 нояб. 1422 г. И. вместе с имп. Иоанном VIII сформулировал ответ на «Девять глав» Мартина V, доставленных в К-поль папским легатом Антонио де Масса в сент. 1422 г., в к-рых папа напоминал об обещании созвать объединительный Собор и просил назначить место и дату его проведения. В ответ патриарх и император заявили, что речь должна идти не об объединительном, а о Вселенском Соборе, созванном так же, как и первые 7. Этот Собор должен состояться в К-поле, однако на средства папы Римского и только после того, как минует угроза со стороны тур. султана Мурада II (RegImp, N 3406). Переговоры, в ходе к-рых византийцы согласились на проведение Собора в одном из итал. городов, продолжились в 1426-1430 гг., однако не были завершены из-за кончины Мартина V (20 февр. 1431), и направлявшееся в Рим визант. посольство было отозвано. В 1431-1437 гг. И. вел переговоры о церковной унии как с папой Евгением IV , так и с участниками противостоящего ему Базельского Собора . В 1433-1434 гг. К-поль дважды посетил папский посланник Христофоро Гаратони. Итогом переговоров стало решение о созыве Собора в К-поле. Осенью 1435 г. в К-поль прибыли послы от участников Базельского Собора с предложением провести Собор в Базеле. После долгих обсуждений имп. Иоанн VIII и И. дали послам положительный ответ, однако И. в качестве обязательного условия выдвинул участие в Соборе папы ( Gill. 1959. P. 66; Ломизе. 1994. С. 109).

http://pravenc.ru/text/673635.html

С течением времени число монашествующих и строений возрастало. Между 1622–1629 годами находилось кроме игумена, 9 человек братии, жившие в особых кельях, и трое работников крестьян, имевших отдельный крестьянский двор. Таким образом, Красногорский монастырь основанием своим обязан постоянству труда и терпения игумена Макария (в миру священника Мирона). Не привлекательный на вид, скудный постройками, бедный по средствам и малочисленности братии, Красногорский монастырь в начале существования своего представлял убогую пустынь, со всех сторон огражденную высоким, густым лесом. Первобытный вид и его состояние в писцовых книгах Мирона Вельяминова изображается в следующих чертах: «На волоку Пинежском Черногорский монастырь, а в монастыре деревянная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы с папертью. В церкви образа: Похвалы Пречистой Богородицы на золоте умиления её, Воскресения Господня, Пречистой Богородицы Одигитрии; царские двери, столпцы и сень на празелени, деисус, под ним одиннадцать образов, да пятнадцать образов пядничных, против деисуса два медных паникадила; в алтаре за престолом образ Пречистой Богородицы на празелени, евангелие Московской печати в бархате, евангелисты серебряные под золотом, три креста воздвигательных деревянных, крест выносной, да пять разных образов, сосуды церковные: потир, дискос и лжица оловянные; ризы полотняные, оплечья чёрного бархата, епитрахиль, крашеные ветхие, кадило медное, книг два октоиха на восемь гласов Московской печати, два Апостола, один Московской печати, другой письменный в полдесть, две псалтыри, одна в полдесть Московской печати, другая письменная, часовник печатный, устав письменный в десть листа, книга сборник в полдесть, святцы, ирмологий, два каноника; на колокольнице четыре колокола, весу в них 14 пудов. В монастыре же в келье игумен Макарий, да девять келий братских и служних, а в них девять братов; за монастырем двор коровий; пашни монастырские средней земли восемнадцать частей с третником в поле, а в двух по тому-ж, сена меж поль и по конец поль пятнадцать копен; починок Марковской, а в нем во дворе крестьянин Марко Тимофеев сын Клыков, у него два сына Артемко да Исачко; пашни паханые худые земли три чети в поле, а в двух потому-ж; сена меж поль и по конец поль десять копен; лесу не пашенного десятина, да новорасчищенные земли от ручья Бобровца по Черной реке к Малетины до Ворги, да речка Кумечева с сенными покосы и наволочки. Старого оброку десять алтын три деньги».

http://sobory.ru/article/?object=23771

Опять наступило молчание, и мальчик стал уже уходить, крадучись, когда услышал ее шаги наверху и остановился. Она подошла к Джонасу, заговорила с ним ласково, сказала, что полагается на него во всем, будет всегда спрашивать его и делать, как он захочет, и что они еще могли бы быть очень счастливы, если б только он был с ней поласковее. Он ответил проклятием и… Неужели ударом? Да. Пусть суровая правда свидетельствует против подлого негодяя — ударом! Ни сердитых криков, ни громких упреков. Даже ее плач и рыдания звучали приглушенно, так как она прижалась к нему. Она только твердила в сердечной муке — как он мог, как он… мог! — а остальное заглушили слезы. О женщина, возлюбленная дщерь господня! Лучшим из нас следует быть снисходительным к твоим ошибкам, хотя бы ради той пытки, какую придется тебе терпеть, свидетельствуя против нас в день Страшного суда! Глава XXIX, в которой одни держат себя развязно, другие деловито, третьи загадочно — каждый на свой собственный лад.   Быть может, тревожное воспоминание о виденном и слышанном, а быть может, не слишком глубокомысленное открытие; что ему решительно нечего делать, заставило мистера Бейли на следующий день почувствовать особенное тяготение к приятному обществу и побудило его нанести визит своему приятелю Полю Свидлпайпу. Как только маленький колокольчик шумно возвестил о прибытии гостя (ибо мистер Бейли при входе сильно толкнул дверь, стараясь извлечь из колокольчика возможно больше звона), Поль Свидлпайп оторвался от созерцания любимой совы и сердечно приветствовал своего молодого приятеля. — Ну, днем ты выглядишь еще нарядней, чем при свечах! — заметил Поль. — Первый раз вижу такого франта и ловкача. — Вот именно, Полли. Как поживает наша прелестная Сара? — Да ничего себе, — сказал Поль. — Она дома. — А ведь и сейчас видать, что была недурна, — заметил мистер Бейли небрежным тоном светского человека. «Ого! — подумал Поль. — Да он старик! Дряхлый старик, совсем дряхлый». — Уж очень расползлась, знаешь ли, — продолжал Бейли, — очень жиру много. Но в ее годы бывает и хуже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

О. особенно часто упоминается в источниках эпохи визант. династии Палеологов (1261-1453). В эти столетия икона Божией Матери «Одигитрия» постепенно стала едва ли не главной святыней К-поля, покровительницей города и правящих императоров, мон-рь часто рассматривался как 2-й по значению религ. комплекс в К-поле после собора Св. Софии. 15 авг. 1261 г., в день вступления имп. Михаила VIII Палеолога в освобожденный К-поль, икону «Одигитрия» торжественно возили по улицам в сопровождении шествия ( Georg. Pachym. Hist. Vol. 1. P. 160; Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 87). В 1289 г. в О. удалился К-польский патриарх Григорий II Кипрский , отрекшийся от престола. В 90-х гг. XIII в. имп. Андроник II Палеолог предоставил О. в качестве резиденции проживавшего в К-поле Антиохийского патриарха Кирилла II . В 1308 г. патриарх Кирилл скончался, он завещал впредь совершать в мон-ре свое поминовение ( Georg. Pachym. Hist. Vol. 2. P. 580, 615). С этого времени О. более чем на столетие стал метохией (подворьем) Антиохийской Православной Церкви. Официально мон-рь находился в юрисдикции Антиохийских патриархов, в большинстве своем живших в К-поле. В 1296 г., после подавления мятежа Алексея Филантропина, имп. Андроник II посещал О., возносил перед иконой благодарственные молитвы (Ibid. P. 231). Имп. Андроник III Палеолог также молился в О.: в 1322 г.- после завершения гражданской войны и установления мира, в 1328 г.- после победы в гражданской войне и вступления в К-поль, в 1337 г.- после победы в морской битве над турками ( Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 168, 305; Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 542). В июне 1341 г. тяжелобольного Андроника III вновь доставили в О., чтобы молиться о его выздоровлении, но вскоре он умер, и в течение 3 дней его вдова Анна Савойская, оставалась в мон-ре рядом с его телом ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 555, 559; Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 557, 560). Осенью 1342 г. большая толпа горожан пришла к О., чтобы благодарить Богородицу за то, что имп. Иоанн Кантакузин потерпел неудачу в походе на Фессалонику ( Cantacus. Hist. Vol. 2. P. 300). В февр. 1347 г. Кантакузин вернулся в К-поль, победив в очередной гражданской войне, и в первую очередь направился в О. для молебна перед иконой (Ibid. Vol. 2. P. 607). В 1354 г. Кантакузин молился перед иконой накануне коронации своего сына Матфея как соправителя (Ibid. Vol. 3. P. 259). В кон. 1354 г., потеряв надежду сохранить власть, Кантакузин перед иконой в О. клялся передать правление своему бывш. врагу имп. Иоанну V Палеологу , отказаться от союза с серб. кор. Стефаном IV Душаном в обмен на возможность ему жить в К-поле с почетом ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 555). Победитель Иоанн V, войдя в К-поль, пригласил Кантакузина в О. и там принудил его объявить вновь о своем отречении.

http://pravenc.ru/text/2578201.html

Однако осложнившаяся внешнеполитическая ситуация (венецианско-генуэзская война и давление со стороны турок) вынудила конфликтующие стороны искать примирения. В 1381 г. Андроник получил Силиврию (Силимврию) в управление и был признан соправителем Иоанна V. Тем самым он отстранил М. П. от наследования престола. В 1382 г. М. П. тайно переправился в Фессалонику. Игнорируя призывы отца вернуться в К-поль, он правил в Фессалонике как независимый государь, подписывая хрисовулы титулом василевса (RegImp, N 3173a, 3175b, 3180a). В отличие от отца, стремившегося к примирению с султаном, М. П. проводил политику противодействия османам. В 1-й год своего правления в Фессалонике М. П. старался восстановить визант. власть в Фессалии и Македонии и даже на короткий срок смог отвоевать г. Серры. Однако в сент. 1383 г. турки захватили Серры и начали осаду Фессалоники, к-рая продолжалась до 1387 г. В период осады М. П. столкнулся с растущим недовольством горожан, страдавших от тягот войны и желавших скорейшего ее прекращения, и в апр. 1387 г. вынужден был покинуть город, оставив его на милость победителя. Он бежал на о-в Лесбос, а затем явился в ставку султана Мурада I в Бурсе (Прусе) и выразил ему свою покорность. В 1387-1389 гг., попав в опалу к отцу, М. П. находился на о-ве Лемнос, а по возвращении в К-поль был вынужден следовать отцовской политике умиротворения турок. М. П. поддержал отца в противостоянии с Иоанном VII, племянником М. П., к-рый после смерти своего отца Андроника IV (1385) предъявил права на престол. С помощью турок 14 апр. 1390 г. Иоанн VII вошел в К-поль, но уже 17 сент. 1390 г. М. П. при поддержке рыцарей-госпитальеров с о-ва Родос изгнал Иоанна, заставив его вернуться в Силимврию. Как вассалы султана М. П. и Иоанн VII неоднократно принимали участие в малоазийских походах турок (1390-1392). М. П. был вынужден участвовать во мн. тур. походах, в т. ч. в 1390 г. в захвате Филадельфии, последнего византийского города в М. Азии. После смерти имп. Иоанна V (16 февр. 1391) М. П. тайно покинул лагерь турок и поспешил утвердиться на престоле, не дав Иоанну VII возможности захватить власть. В марте 1391 г. он прибыл в К-поль, но вскоре вынужден был вернуться в М. Азию для участия в военной кампании турок в Пафлагонии и на Понте. По возвращении из похода, 10 февр. 1392 г., М. П. женился на Елене Драгаш, дочери серб. господаря Константина Драгаша и внучатой племяннице сербского царя Стефана Душана. На следующий день после венчания М. П. и его супруга были коронованы патриархом Антонием IV ( Schreiner. 1977. Bd. 2. S. 348). От этого брака родились 8 сыновей (выжило 6); 2 из них, Иоанн VIII и Константин XI , стали визант. императорами.

http://pravenc.ru/text/2561896.html

е. К-поль освободить и Византию возродить не удалось. Удалось бы, все бы сложилось как-то иначе. В 1453 году султан Мехмет завоевывает К-поль, последний византийский император Константин XI как истинный воин с оружием в руках погибает сражаясь за свой город. София константинопольская разорена, богослужения прекращены, всё закончилось. На Руси это восприняли так: видите, они изменили Православию, и освободить их никто не смог, и завоевали их турки. Теперь только мы остались, мы московские православные люди единственные. Те, что в Киеве, неважно, они всё равно уже с Польшей в союзе, сомнительные православные. Правда, в К-поле гибель империи вызвала тоже обратную реакцию. Патриарх униат был смещен, избран патриарх Геронтий, турки-сельджуки это тоже только приветствовали, им, так же как и на Руси, было важно, чтобы покоренные греки исповедовали другую веру, не как римляне, чтобы больше походов на Варну не было. Поэтому они приветствовали: православные – это анти-католики. Позиция Геронтия, что лучше турецкий тюрбан, чем папская тиара, была вполне одобряема завоевателями. Ну, коль завоевали, какие же это свободные люди, да пусть православие возродилось, но они разорены, и остались только мы. Умирая митрополит Иона в 1458 году берет слово со всех епископов татарской части митрополии, не литовской, никогда не брать митрополита из К-поля, всегда его выбирать самим. Вот эта клятва русских епископов может считаться началом период схизмы. Греки никогда не признали это самостийное отсоединение русской митрополии. Они естественно продолжали требовать, чтобы митрополита как и раньше назначала материнская церковь . Материнская церковь назначала митрополита в Киев, Москва отделилась от Киева и К-поля, и К-поль анафематствовал Москву. Это тоже не любят вспоминать. И в течение последующего времени, до Ивана Грозного, К-поль не признавал Московскую церковь . Последний ручеек, соединявший Русь с мировым христианством, прервался. Русь оказалась абсолютно изолирована, культурно опустошенная татарским нашествием, в гордости возомнившая себя третьим Римом и при этом не желавшая видеть нигде авторитета, кроме как в самой себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010