В 532 г. К. С. принял пострижение во чтеца от митр. Скифопольского Феодосия (Vita Sabae. 75// Schwartz. 1939. S. 181). В 543 г. К. С. был пострижен в монашество Георгием, основателем и игуменом мон-ря Веэлла (Βεελλ), расположенного недалеко от Скифополя ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 74//Ibid. S. 71). Игум. Георгий упоминается в одной из греч. надписей, найденных в Скифополе ( Fitzgerald G. M. A Sixth Century Monastery at Beth-Shan (Scythopolis). Phil., 1939. P. 16). В том же году с разрешения игумена К. С. покинул монастырь и направился в Иерусалим, чтобы посетить св. места и присутствовать на освящении построенной по повелению имп. св. Юстиниана I (527-565) базилики во имя Пресв. Богородицы (освящена 20 нояб. 543). Движимый желанием подвизаться в одном из мон-рей Иудейской пустыни, К. С. в 544 г. по наставлению матери обратился к прп. Иоанну Молчальнику (454-559), подвизавшемуся в Саввы Освященного лавре , с вопросом о возможном вступлении в эту обитель. Прп. Иоанн посоветовал К. С. поступить в киновию прп. Евфимия Великого , чтобы здесь подготовить себя к более строгой монашеской жизни лавры. Однако К. С. предпочел сразу начать жить отшельником в лавре Каламон , месте подвигов прп. Герасима Иорданского († 475) (Vita Euthym. 74// Schwartz. 1939. S. 72). Здесь К. С. серьезно заболел. После 6 месяцев болезни ему явился во сне прп. Иоанн Молчальник и повелел отправиться в гостиницу в Иерихоне, принадлежащую мон-рю прп. Евфимия ( Cyr. Scyth. Vita Ioan. Hesych. 20//Ibid. S. 217). К. С. проявил послушание и оставался в мон-ре прп. Евфимия более 10 лет, до февр. 555 г. Вероятно, в этот период К. С. начал собирать сведения о жизни преподобных Евфимия и Саввы, продолжая поддерживать отношения с прп. Иоанном Молчальником, доставляя иногда по его просьбе письма нек-рым отшельникам (Ibidem). Исполняя одну из таких просьб, К. С. познакомился с прп. Кириаком Отшельником и имел с ним продолжительную духовную беседу. Прп. Кириак сообщил К. С. много сведений о жизни святых Евфимия и Саввы и о смуте оригенистов ( Idem.

http://pravenc.ru/text/1840445.html

Babai the Great (d. 628). Syriac monk who founded a monastery and school in his region of Beth Zabday and later served as third superior at the Great Convent of Mount Izla during a period of crisis in the Nestorian church. Basil the Great (b.c. 330; fl. 357–379). One of the Cappadocian fathers, bishop of Caesarea and champion of the teaching on the Trinity propounded at Nicaea in 325. He was a great administrator and founded a monastic rule. Basilides (fl. second century). Alexandrian heretic of the early second century who is said to have believed that souls migrate from body to body and that we do not sin if we lie to protect the body from martyrdom. Bede the Venerable (c. 672/673–735). One of the most learned men of his age and author of An Ecclesiastical History of the English People. Born in Northumbria, at the age of seven Bede was put under the care of the Benedictine monks of Saints Peter and Paul at Jarrow and given a broad classical education in the monastic c tradition. Book of Steps (c. 400). Anonymous Syriac work consisting of thirty homilies or discourses and which specifically deal with the more advanced stages of growth in the spiritual life. Benedict of Nursia (c. 480–547). Considered the most important figure in the history of Western monasticism. Benedict founded many monasteries, the most notable found at Montecassino, but his lasting influence lay in his famous Rule. The Rule outlines the theomonastic ideal while also legislating the shape and organization of the coenobicic life. Braulio of Saragossa (c. 585–651). Bishop of Saragossa 631–651 and noted writer of the Visigothic renaissance. His Life of St. Aemilianus is his crowning literary achievement. Caesarius of Arles (c. 470–542). Bishop of Arles from 503 known primarily for his pastoral preaching. Cassian, John (360–432). Author of a compilation of ascetic sayings highly influential in the development of Western monasticism. Cassiodorus (c.485-c. 540). Founder of Western monasticism whose writings include valuable histories and less valuable commentaries.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

Это отрадное положение подтверждалось и отзывами профессоров о кандидатских работах во всех академиях, особенно в области истории Церкви, хотя темы работ молодым исследователям иногда назначались по жребию и не всегда соответствовали научным интересам диссертантов  . В заключение следует заметить, что из–за недоступности источников — официальных документов, протоколов заседаний, мемуаров и т. п. в настоящее время невозможно дать ясную картину внутреннего состояния духовного образования в последние десятилетия синодального периода, на нем весьма неблагоприятно сказывались политические потрясения эпохи и ее нездоровая общественная атмосфера, однако стремительный подъем богословской науки позволяет дать духовной школе этого времени и ее достижениям в общем положительную оценку  . Список источников и литературы Общая литература а) Сущность Восточной Церкви Зернов Н. Вселенская Церковь и русское православие. Париж, 1952. Лотоцкий О. Автокефалия. Варшава, 1935–1938. 2 т. Шмеман А. Исторический путь православия. Нью–Йорк, 1954. Algermissen K. Konfessionskunde: Ein Handbuch der christlichen Kirchen und Sektenkunde der Gegenwart. Hannover, 1930; 7 Ed. Celle, 1950 Alivisatos H. S. Die gegenwärtige Stellung der orthodox–östlichen Theologie//Kyrios. 1936. Bd 1. Arseniew N. S. Die Kirche des Morgenlandes. B., 1926 (Sammlung göschen 918). Arseniew N. S. Ostkirche und Mystik. München, 1925; 2 Ed. München, 1943. Arseniew N. S. Von dem Geist und dem Glauben der Kirche des Ostens. Leipzig, 1941. Beck E. Die russische Kirche: Ihre Geschichte, Lehre und Liturgie. 2 ed. Bühl i. Baden, 1926. Benz E. Geist und Leben der Ostkirche. 7 Ed. Hamburg, 1957 (Rowohlts deutsche Enzyklopädie. 40). Beth K. Die orientalische Christenheit der Mittelmeerländer. B., 1902. Boulgakoff S. The Orthodox Church. London, 1935. Boulgakoff S. L’Orthodoxie. Paris, 1932; 2 ed. 1958. Boulgakoff S. Die Wesensart der russischen Kirche//IKZ. 1939. Bratsiotis P. Die Grundprinzipien und Hauptmerkmale der orthodoxen Kirche//Kyrios.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Также неудачно объяснение Ельски того места» Автобиографии» Иосифа Флавия, где он упоминает, в связи с делом Иоанна Гискалы, о Симоне, сыне Гамалиила, который, по словам историка, происходил из очень знатного рода (γνου σφδα λαμπου). 348 По объяснению Ельски, знатность (λαμπτη) происхождения Симона, конечно, состояла в том, что его предки по прямой линии, начиная с Гиллеля, стояли во главе верховного государственного учреждения как Aboth-beth-din. 349 Почему в этом состояла знатность происхождения Симона, остается непонятным. Как будто должность Abbemhdina давала потомственное дворянство. Между тем дело объясняется очень просто. В Талмуде неоднократно сообщается, что Гиллель происходил из дома Давида. 350 Поэтому нет ничего удивительного в том, что его правнук Симон, сын Гамалиила, назван историком человеком знатного рода. Следовательно, сообщения И. Флавия не предполагают существования в Синедрионе второго председателя. И если он упоминает о лицах, которые по Талмуду председательствовали в Синедрионе, то потому, что они по своим умственным и нравственным качествам, выделялись из массы фарисейских ученых и саддукейских чиновников. В доказательство своего предположения Ельски указывает на деятельность Синедриона, как политического, законодательного и судебного учреждения, и на общий характер фарисейства и саддукейства. Саддукеи, как люди политики, мало, притом, приверженные к закону, не могли быть законодателями и судьями. Это – дело знатоков закона, фарисеев. руководить собраниями, посвященными выработке закона и судебным разбирательствам, мог только выдающийся фарисейский ученый, так как первосвященники были большей частью полными невеждами в законе. Поэтому в Талмуде раввинам, как председателям, и приписываются все новые законы. Эти положения Ельски до некоторой степени верны, но из них не вытекает прямо, что в Синедрионе должен быть второй председатель. Вообще нужно заметить, что законов, изданных Синедрионом в период существования Иудейского государства, немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4658 E.g., p. Ta c an. 4:5, §13, which may compare the amount of bird offerings to mikvaot but attributes Jerusalem " s destruction to fornication. 4659 E.g., lQpHab 9.6–7; T. Levi 15:1; T. Mos. 5:4; 6:8–9; see Keener, Matthew, 561, 613. Apocalyptic texts frequently critique the priesthood (see Freyne, Galilee, 187–89). 4662 Witherington, Christology, 115, comparing Neh 13:4–9,12–13. See also Evans, «Action,» opposing Sanders " s view, below. Borg, Conflict, 163–99, emphasizes Jesus» opposition to his contemporaries» understanding of holiness. 4664 Sanders, Jesus and Judaism, 65, cites Mai 3:3; Pss. So1. 8; CD 5.6–8. He doubts that the temple system as a whole was corrupt (Judaism, 90–91), but the complaints are multiply attested in various streams of early Jewish tradition (cf. Josephus Ant. 20.181, 206; lQpHab. 9.4–5; Τ Levi 14:1; 2 Bar. 10:18; t. Menah. 13.21 in Avigad, Discovering, 130; cf. Stauffer, Jesus, 67). 4665 Sanders, Jesus and Judaism, 68. Qumranites applied requirements for ritual purity of the sanctuary even to Eden (4Q265 frg. 7,2.11–17). 4668 A coin from 132 C.E., during the Bar Kokhba revolt, indicates the hope for a restored temple after 70 (Carmon, Inscriptions, 81, 178, §§178–179), as do many texts (e.g., 2 Bar. 4:3; 32:4; t. Roš Haš. 2:9; Šabb. 1:13; p. Ber. 1:5, §5; Gen. Rab. 65:23; Num. Rab. 14:8; 15:10; Lam. Rab. proem 33), and probable indications in the sixth-century Beth Alpha mosaic (Dequeker, «Zodiaque»); cf. also the plea for Jerusalem " s rebuilding in the fourteenth benediction of the Amidah (Oesterley, Liturgy, 65) and surrogate temple features in synagogues (e.g., Friedman, «Features»). Worship probably continued on the site of the temple until 135 (Clark, «Worship»). 4669 E.g., 1 En. 90:28–29; Tob 13:10; 14:5; Sib. Or. 3.657–660,702,772–774. The Aramaic may diverge from the Ethiopie of 1 En. 91:13, but the reconstruction of the Aramaic is problematic, so 1 En. 91probably also refers to the future temple. 4670 11QT cols. 30–45; 4Q174, 3.2; 4Q509, 4.2, 12; 4Q511 frg. 35, line 3; notes in Maier, Scroll 98–116; Yadin, «Scroll,» 41; Lincoln, Paradise, 149; Broshi, «Dimensions.»

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Cohen, «Names»   Cohen, Naomi G. «The Names of the Translators in the Letter of Aristeas: A Study in the Dynamics of Cultural Transition.» JSJ 15 (1984): 32–64. Cohen, «Respect»   Cohen, Shaye J. D. «Respect for Judaism by Gentiles according to Josephus.» HTR 80 (1987): 409–30. Cohen, «Shekhinta» Cohen, Norman J. «Shekhinta ba-Galuta: A Midrashic Response to Destruction and Persecution.» JSJ 13 (1982): 147–59. Cohen, «Taryag» Cohen, Naomi G. «Taryag and the Noahide Commandments.» JJS 43 (1992): 46–57. Cohen, «Viticulture»   Cohen, Dan. «On Viticulture and Wine–in Israel and the Ancient World.» (In Hebrew.) Beth Mikra 37 (1991–92): 59–69. Cohn, Trial   Cohn, Haim. The Trial and Death of Jesus. New York: Ktav, 1977. Cohn-Sherbok, «Mandaeans»   Cohn-Sherbok, D. «The Mandaeans and Heterodox Judaism.» HUCA 54 (1983): 147–51. Cole, Theoi   Cole, Susan Guette1. Theoi Megaloi: The Cult of the Great Gods at Samothrace. Études préliminaires aux religions orientales dans l " Empire romain 96. Leiden: Brill, 1984. Collins, «Apotheosis»   Collins, Adela Yarbro. «Apotheosis and Resurrection.» Pages 88–100 in The New Testament and Hellenistic Judaism. Edited by Peder Borgen and Soren Giversen. Peabody, Mass.: Hendrickson, 1997. Collins, «Artapanus»   Collins, John J. Introduction to «Artapanus.» OTP 2:889–96. Collins, «Cana»   Collins, Raymond F. «Cana ( Jn. 2:1–12 )–the First of His Signs or the Key to His Signs?» Irish Theological Quarterly 47, no. 2 (1980): 79–95. Collins, «Commentary»   Collins, Raymond F. «The Oldest Commentary on the Fourth Gospe1.» The Bible Today 98 (November 1978): 1769–75. Collins, Divorce   Collins, Raymond F. Divorce in the New Testament. Good News Studies 38. Collegeville, Minn.: Liturgical Press, 1992. Collins, «Doxa»   Collins, Matthew S. «The Question of Doxa: A Socioliterary Reading of the Wedding at Cana.» Biblical Theology Bulletin 25 (1995): 100–109. Collins, Oracles   Collins, John J. The Sibylline Oracles of Egyptian Judaism. SBLDS 13. Missoula, Mont.: Society of Biblical Literature, 1972.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

11. Здесь же в пророческой книге мы находим слова λιγοστς ε, что значит в малых ты (Мих. 5. 1), а у Матфея сказано: И ты, Вифлеем, дом Иудин, ничем не меньше (Мф. 2. 6). Здесь дом Иудин, там дом Ефрафы. В этом расхождение слов, но не понятий: ведь и Иудея изнутри увидела ярость, и Иудея внешняя 2472 претерпела, и среди малых она, ибо мало входящих в дом хлеба через тесные врата, 2473 и не среди малых она, то есть не из входящих та, которая не познала Христа. И велика та, которая дом благословения и вместилище божественной благодати, а в том мала, что тот, кто приносит ей что–либо, оказывается приносящим в дар Христу и кто нападает на Церковь, на Христа нападает. Ведь в любом из меньших оскорбляют или прославляют Христа, как Сам Он говорит: Что вы сделали одному из сих меньших, то сделали Мне (Мф. 25. 40). 12. И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем (Быт. 35. 19). При дороге находится гробница святой Рахили, которая была прообразом Церкви, 2474 чтобы говорили проходящие: Благословение Господне на вас (Пс. 128. 8) и Ходящие да придут в радости (Пс. 125. 6). 13. Итак, всякая душа, которая приняла Хлеб Сей, сходящий с небес, 2475 есть дом хлеба, то есть Хлеба Христова, она питается твердью живущего в ней Хлеба небесного и укрепляется сердцем. Потому и апостол Павел говорит: Все мы единый хлеб (1 Кор. 10. 17). Всякая верная душа — это Вифлеем, равно как зовется Иерусалимом душа, 2476 в которой пребывает мир и спокойствие горнего Иерусалима, сущего на небесах. Истинный хлеб, который, будучи преломлен и раздроблен, насытил всех. 2477 14. Текст пятый 2478 содержит такое толкование: [«дом хлеба»; beth означает «дом», leem — «хлеб»]. Что до других текстов, то мы думаем, что в них это место то ли сами иудеи пропускают по своему вероломству, чтобы не изобличать самих себя, то ли оно удалено другими. 15. Мы также узнаем из книги Судей, что Вифлеем принадлежал колену Иудину, ибо муж левит взял себе наложницу из Вифлеема Иудейского, и разгневалась на него наложница его и возвратилась в дом отца своего, в Вифлеем Иудейский (Суд. 19. 1–2).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Но на такой очистительный водоем нет никакого указания не только в библии, но и у иудейских писателей (Lichtfoot ad h. 1.); да и странно было бы видеть его при воротах города, в которые постоянно входил и выходил народ. – Напротив, овечьи ворота ( πυλη) известны в библии ( Неем.3:1, 32, 12:38 ). Известны они, как и водоем, находившийся близ них, блаж. Иерониму и путешественникам средних веков (Вениамину тудельскому и другим). Потому в русском переводе верно выражена мысль подлинника: «есть – у овечьих ворот купальня». Вифезда beth chisda – дом благотворения. – Евсевий писал о купальне: «купальня показывается и ныне в тех же двух озерах, из которых каждое наполняется от годовых дождей: каждое содержит воду странно окрашенную» (Onomatt). Слов ст. 4 нет в некоторых списках ( Ориген ) и замечают: «не в характере Иоанна вводить известие, не имеющее связи с главною мыслию его» (Толукк). Но замечание неверно: известие об особенности водоема имеет связь с чудом. Сирский перевод, Вульгата, Златоуст, Кирилл, Августин, древний схолиаст Матфея читают четвертый стих. Сходил ли ангел в водоем в определенное время – в пасху (Кирилл Алекс.), или в неопределенное время, по усмотрению Божию (Зигабен), об этом нет известия у св. Иоанна. Он говорит неопределенно: «ангел по временам ( κατà κα ρον) сходил в купальню». Целительное действие воды во всяком случае зависело не от воды, а от ангела, или что то же, было чудесное ( Тертуллиан , Златоуст). Ст. 5–9. 38 лет – лета болезни несчастного, а не лета возраста, как иные думали. Иначе читалось бы: ν δε τις ανθρωπος εν ασθενεια, τριακοντα και οκτω ετη εχων, да и то было бы не совсем по-гречески. Греки говорили: εχειν εν ασθενεια, а не ειναι, εν àσθενεα, когда шло дело о болезненном состоянии кого-либо (Ксенофонт Cyrop 6, 1. 20); у евангелиста в ст. 6. о долголетнем страдании сказано: πολον ηδη χρονον εχει. Спаситель пришел на место страждущего человечества и обратил внимание любви на тяжкого страдальца. Страдалец говорит Ему о себе, что он «лежит долгое время» и что не встречалось «человека, который опустил бы» его в целебную купальню.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ulrichsen, «Troen» Ulrichsen, Jarl H. «Troen pâ et liv etter doden i Qumrantekstene [Belief in a Life after Death in the Qumran Texts].» Norsk Teologisk Tidsskrift 78 (1977): 151–63. Umoh, Plot to Kill Jesus Umoh, Camillus. The Plot of Kill Jesus: A Contextual Study of John 11.47–53 . European University Studies, Series 23: Theology, 696. Frankfurt: Lang, 2000. Urbach, Sages Urbach, Ephraim Ε. The Sages: Their Concepts and Beliefs. Translated by Israel Abrahams. 2 vols. 2d ed. Jerusalem: Magnes Press, Hebrew University, 1979. Urbach, «Self-Isolation» Urbach, Ephraim Ε. «Self-Isolation or Self-Affirmation in Judaism in the First Three Centuries: Theory and Practice.» Pages 269–98 in vo1. 2 of Meyer and Sanders, Self-Definition. Urban and Henry, «Abraham»   Urban, Linwood, and Patrick Henry. « " Before Abraham Was I Am»: Does Philo Explain John 8:56–58 ?» Studiaphilonica 6 (1979–1980): 157–95. Urman, «House»   Urman, Dan. «The House of the Assembly and the House of Study: Are They One and the Same?» JJS 44 (1993): 236–57. Usher, «Introduction to Dinarchus»   Usher, Stephen. «Introduction to Dinarchus!» Pages 246–49 in vo1. 2 of Dionysius of Halicarnassus, Critical Essays. Translated by Stephen Usher. 2 vols. LCL. Cambridge: Harvard University Press, 1974. Uval, «Streams»   Uval, Beth. «Streams of Living Water: The Feast of Tabernacles and the Holy Spirit.» Jerusalem Perspective 49 (1995): 22–23, 37. Vaage, «Barking»   Vaage, Leif E. «Like Dogs Barking: Cynic parrêsia and Shameless Asceticism.» Semeia 57 (1992): 25–39. Vale, «Sources» Vale, Ruth. «Literary Sources in Archaeological Description: The Case of Galilee, Galilees, and Galileans.» JSJ 18 (1987): 209–26. Van Belle, «Faith» Van Belle, Gilbert. «The Faith of the Galileans: The Parenthesis in Jn 4:44 .» Ephemerides theologicae lovanienses 74 (1998): 27–44. Van Belle, «Salvation Is from Jews» Van Belle, Gilbert. " " Salvation Is from the Jews»: The Parenthesis in John 4 :22b.» Pages 370–400 in Anti-Judaism and the Fourth Gospel: Papers of the Leuven Colloquium, 2000. Edited by R. Bieringer, D. Pollefeyt, and F. Vandecasteele-Vanneuville. Assen: Royal Van Gorcum, 2001.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

231 Именно: в Каире св. Афанасия (строится на средства Хриса- фида), в Бенгазе – Благовещения и в Джибути. 232 Св. Саввы в Александрии (патриарший), св. Николая в Рахити (патриарший), св. Николая в Каире (патриарший), св. Николая в Дамиете (патриарший) и св. Георгия в Старом Каире. 233 Гимназия Аверова (с коммерческим отделением), мужская городская школа Тосицы, мужская городская школа Зервудаки, женский институт Аверова, городская женская школа Зервудаки, смешанная народная школа в Рамлии, ремесленная школа Сальваги, греческий лицей Гика, греко-французский лицей Симотта и Михаилиди, вечерняя школа Ариона и др. 234 Амбетьевская гимназия, женский институт Ахиллопула, городская кинотская школа, начальная школа Шюбра и др. 235 В Александрии: греческое благотворительное общество, благотворительное братство греческих дам, сиротский приют Бенаки, столовая Бенаки для бедных, больница греческого кинота; в Каире – греческая больница, общество покровительства греческой молодежи и пр. 237 Ср. И. И. Соколов , Православный греческий Восток, стр. 23–24, П. 1913; Karl Beth, Dio orientalische Christenheit der Mittelmeerländer, S. 39–48. Berlin 1902; Adrian Fortescue, The orthodox eastern Church, p. 285–286. London 1907 [здесь указана (p. XV–XXVII) и другая литература предмета]. 238 Р λ λ η ς κα Π ο τ λ ς. Σνταγμα, III, 234. См. толкования Феодора Вальсамона – ibid., σ. 237, 242, 255, 147–150. 240 Византийский царский престол в это время занимал Андроник II Палеологе (1282–1328 г.). Патриарх Григорий, вследствие господства в Египте мамелюков, отправил свое исповедание, в интересах сохранности и безопасности, непосредственно императору. 242 . К α λ λ ι κ ο ς Δ ε λ ι κ ν η ς, II, 6–7. В этом издании избрание как Герасима I, так и константинопольскаго патриарха Кирилла Лукарис-а неправильно относится к «1621» году. В действительности оба патриарха были избраны в 1620 году, – Герасим александрийский 30 ноября, а Кирилл I константинопольский 4 ноября. Ср. Leg rand Bibliographic hellénique au dix-septième sièlce, t. Ιλ’, p. 340–343. Paris 1896; . ΙΙαπαδπουλος Κ α p a μ ε ς, εροσολυριτικ Βιβλιοθκη, IV, 10. Πετροπολις 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010