В нашем законе сказано, что все способы приобретения прав тогда только признаются действительными, когда утверждаются на непринужденном произволе и согласии (ст. 700). Свобода соглашения в договоре нарушается принуждением и подлогом (ст. 701 Зак. Гражд.): здесь отрицательным деятелем служит тоже заблуждение, только не случайное, но вызванное произвольным, обманным действием другой стороны. Обман, подлог, мошенничество – уголовные преступления (Улож. Наказ. ст. 1665–1680, 1690–1693); очевидно, что преступление ни в каком случае не может служить в пользу виновного в совершении его лица, что соглашение, на подлоге или обмане основанное, не может иметь законной силы, и что за последствия обмана или подлога отвечает и по имуществу виновный. Наши законы о договорах вовсе не содержат в себе общих постановлений о действии ошибки и заблуждения. Только о духовных завещаниях сказано, что недействительны распоряжения, учиненные с очевидной ошибкой в лице или в имуществе (1026 ст.) 7 . Впрочем, как по самому существу дела невозможно отрицать значение важной ошибки в договорных отношениях, то наша судебная практика принимает его в соображение, как видно из примеров. Когда обе стороны несогласны в разумении тех или других условий договора, суду предстоит определить нормальное их значение по буквальному и внутреннему смыслу договора. Одна из сторон не вправе ссылаться на ошибочное разумение своей обязанности, определенной договором, и на этом основании оправдывать нарушение его или неисполнение обязанности; не вправе она ссылаться в оправдание свое и на неясность словесного смысла договора. Так выразился и Касс. Деп. Сената в реш. 1876 г., N 394. В данном случае запродажной записью постановлено было совершить купчую крепость к 23 сентября, а проект купчей подписан 23-го числа. Палата освободила неисправную сторону от неустойки на том основании, что она могла ошибиться в отношении срока. Если же обе стороны имели одинаковое сознание о смысле условия, то хотя бы оно и оказалось впоследствии ошибочным, оно должно быть признано для них обязательным, так как в нем выражаются воля и намерение обеих сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

(13.02.1599, Сиена - 22.05.1667, Рим; мирское имя - Фабио Киджи), папа Римский (18.04.1655-22.05.1667). Принадлежал к одному из знатных родов Сиены, изучал философию и теологию в Сиенском ун-те, в 1626 г. поступил на папскую службу: с 1629 г. секретарь Суда Апостольской Сигнатуры, в 1627 г. стал вице-легатом в Ферраре. В 1635 г. он был назначен епископом Нардо (Неаполитанское королевство) и отправлен на о-в Мальту в качестве инквизитора. В 1639-1651 гг. нунций в Кёльне, Киджи принимал участие в мирных переговорах в Мюнстере (см. Вестфальский мир ), завершивших Тридцатилетнюю войну . В 1651 г. стал гос. секретарем папского престола, а в 1652 г.- кардинал-епископом Имолы (Эмилия-Романья, Сев. Италия). Враждебность кард. Мазарини к А., выказанная им еще во время Вестфальских переговоров, вызвала конфликт с Францией уже в первые годы его понтификата. А. был отстранен от участия в заключении Пиренейского мира между Францией и Испанией (1659). Позднее франц. кор. Людовик XIV под предлогом нарушения в Риме принципа дипломатической неприкосновенности отозвал своего посла, выслал из Парижа нунция, а затем франц. войска оккупировали земли Римского престола во Франции - Авиньон и Венессен. А. реформировал управление папским гос-вом, создав для этой цели особую кардинальскую конгрегацию. Наиболее важным догматическим решением А. стало повторное осуждение в 1656 г. 5 основных положений учения Янсения , изложенных в трактате «Августин» (ранее были осуждены в 1653 буллой Иннокентия X «Cum occasione»). Буллами «Ad sacram beati Petri sedem» (1656) и «Regiminis apostolici» (1665) папа потребовал от католич. клира, прежде всего франц., подписать документ, содержавший формальное осуждение янсенизма. А. выступал за аккомодацию при миссионерской работе, полагая, что туземцев можно рукополагать во священника, если они хотя бы немного понимают смысл Таинств. В 1656 г. папа признал возможной у новообращенных католиков практику «китайских обрядов» (почитание Конфуция и культ предков), осужденную прежде Иннокентием X, при условии, однако, что, являясь только политической и общественной традицией, эти «обряды» не затрагивают основ веры.

http://pravenc.ru/text/64312.html

Таким образом он по иудейски прикрепляет власть к месту, но благодать Духа не ограничивается местом, но всюду свободно расширяется. «Затем Лигарид изобразил его» церковным новатором, поколебавшим и древнее церковное предание, что Никон был рукоположен дважды и потому и не есть законный Патриарх». Даже Каптерев, вообще настроенный против Никона и воспринявший его личную характеристику от Лигарида и Соловьева, говорит, что докладная записка Лигарида, имевшая в виду предварительно ознакомить Патриархов с делом Никона, составлена была крайне тенденциозно, и расчитана на то, чтобы заранее настроить и вооружить Патриархов против Никона, показать в нем их личного врага, покушавшегося отнять у них их достоинство и честь, при чем Лигарид не поскупился относительно Никона и на разные выдумки и очевидные несправедливости. Для того, – кто читал наши цитаты из Никоновского «Раззорения» о власти и сравнительной чести Патриархов, совершенно ясно, что все эти обвинения – сплошная клевета, но клевета, сделавшая свое дело и возстановившая Патриархов против Никона. xlvii) В чем обвиняли Никона на суде? На суде не было вовсе речи о тех обвинениях в отношении действий Никона к гражданской власти, как будто они не имели никакого значения; очевидно их считали слабым пунктом обвинений и обвиняли Никона сначала в уходе с кафедры, не принимая во внимание заявлений самого Никона, а потом читалось перехваченное письмо его к Константинопольскому Патриарху Дионисию, написанное в декабре 1665 г., в котором описывалась история Никоновского возвышения и падения; чтение его прерывалось обсуждениями отдельных мест, и таким образом перед нами не было систематического обвинения по тем пунктам, которые ставили вопросы восточным Патриархам; вовсе не подумали о том, чтобы наказание, предусмотренное там и заключающееся в низложении с престола, низвержении из сана и ссылке, оказалось примененным к самому Никону. Этого и не нужно было, ибо еще 30 ноября все архиереи и бояре огульно заявили, что Никон повинен во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

29–31). Но уже § 2-й: «Настолько ли важно в жизни общее мировоззрение, чтобы стоило заботиться о его правильности, как заботятся, например, о науке, удовлетворяющей более насущным потребностям самосохранения?» – самым своим заглавием выдает намерение автора пуститься в область совершенно неуместных сравнений и отстаивать пользу философии на такой почве, где сделать это крайне трудно, не прибегая к рискованным натяжкам. И действительно, автор с неустрашимостью Ламанчского рыцаря бросается в «экономическую область производства материальных богатств», чтобы бороться здесь за славу своей Дульцинеи-философии. И замечательное совпадение, автор начинает свою экскурсию именно с родины этого рыцаря – Испании. «Я беру, говорит он, Испанию. Эта страна, – цветущая, плодороднейшая и богатейшая во всей Европе, – совершенно изменила свой характер после изгнания мавров, когда заменила их мировоззрения средневековыми католическими. При Филиппе III производство и распределение продуктов приняло здесь крайне своеобразный характер: почти все богатства нации идут на украшение храмов и монастырей. Численность одних францисканских и доминиканских монахов (т. е. производителей известных «духовных ценностей», потребляемых народом и оплачиваемых им) доходит до 32000, не говоря о других. В двух только епархиях, калагорской и пампелунской, считаются 24000 духовных лиц. В одном Севильском соборе 100 священников. На нужды религиозной пропаганды при Лерма тратится правительством 1152283 червонцев, а, между тем, промышленность и финансы истощены и пали до последней степени. Так, в —691— Севилье, имевшей в 14 в. до 16000 ткацких станков шелковых изделий, со 120000 рабочих, к царствованию Филиппа V остается 300 станков. В Толедо из 50 шерстяных фабрик, бывших в 1665 г., остается 13. Виноградники, сады бросаются и не возделываются. Вследствие страшного поднятия цен на продукты, жители бегут из городов, и в Мадриде вместо 400000 жителей, бывших в конце 17 в., к началу 18 остается 200000. Но и в деревнях не лучше: оттуда народ бежит в столицу, и толпа в 30000 нищих буквально осаждает город.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рыбные ловли, принадлежащие Архиерейскому дому, отведены к оному в 1800 году, и состоят в Перемышльском уезде в реках: Жиздре на 11 и Оке на 16 вёрст. В озерах по правую сторону Жиздры: а) Князь Михайловском, б) Бериловском, в) Подгорнем, г) Мостовом, д) Тишь–Перерве, е) Ефремовском, ж) Ратманове, з) в двух Тишах, и) Корчевском, Заборовском, к) Гордиковском, л) Кривом, м) Новой Тише, н) Полянском, о) Круглом, п) Заборовском, р) Киселевом Затоне, с) Ивановском, т) Силаевском, у) Тиши – по левую сторону Жиздры, ф) Плесе, х) Исацком, ц) в трёх Синяевых, ч) Дубровском, ш) Тиши – по правую сторону реки Оки в озерах, щ) Старой Тиши, ъ) Дорошне, ы) Титове, ь) Корекозеве. В сих 29 озёрах числится 69 десятин 1734 сажени. С них Архиерейский дом получает в год до 536 рублей 50 к. арендной суммы. Земли: а) Земли под монастырём 6 десятин, под садом и огородом 8 десятин, неудобной под дорогами, водомоинами, рвами и прудами 1615 саженей, а всей под монастырём, садом и огородами удобной 14 десятин, а неудобной 1615 саженей. б) За слободкой Подзавальем земли пахотной и огородной 2 десятины и неудобной 1130 саженей. Участок сей прежде был отдаваем за 15 рублей в год, а на 1859 год отдан за 35 рублей серебром в год. в) При деревне Плетеневке в Калужском уезде 4 десятины сенного покоса и 2 десятины 2262 саженей под половиной реки Угры, бичевником и водомоинами. Прежде за сию землю получал Архиерейский дом по 36 рублей в год, а в последствии в замен сей земли дано такое же количество земли луговой подальше от деревни. Земля Спасо-Серенская луговая в Козельском уезде на речке Серене, где удобной 91 десятин 1146 саженей, а неудобной 20 десятин 1665 саженей, а всей 112 десятин 1211 саженей. За сию землю Архиерейский дом получал до 314 рублей 30 копеек серебром в год. г)      Козловская земля пахотная в Малоярославецком уезде, где удобной 58 десятин 2151 саженей, а неудобной 1 десятина 604 саженей. За сию землю Архиерейский дом получал в год до 50 рублей серебром. А всего принадлежащей ныне Калужскому Архиерейскому дому земли:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1655 Theopanis Chron. р. 455: ρξαντο ο εσεβες παρρησιζεσθαι κα λγος το θεο πλατνεσθαι, κα ο θλοντες σωθναι κωλτως ποτσσεσθαι, κα δοζολογα το’ θεο ψοσθαι κα τ μοναστρια ναρρεσθαι. Эта фраза вновь подтверждает высказанную выше мысль, что иконоборческое правительство заботилось об ограничении числа монашествующих и для достижения своей цели стесняло не только уже бывших монахов, но и запрещало постригаться мipяhaм. 1656 Theopanis. Chron. р. 453: Παλος… μετ πολλν παρατησιν dι τν κρατοσαν αρεσιν β πολλ χειροτονεται πατριρχης Κων – εως, cnf. p. 457. Полагать, что βα πολλ было употреблено со стороны императора, представляется невероятным: император мог, конечно, найти достаточно таких кандидатов, по отношению к которым не потребовалось бы ни просьб, ни понуждения. Между тем партии Ирины, выдвигая православного в душе Павла на столичную кафедру, могла только выиграть на первый раз хотя бы в том, что православный Павел не мог настраивать слабого и капризного Льва против иконопочитателей. 1665 Vita Tarasii, р. 6, 24–27. γρ πρς τ τς ρθς πστεως τοτο κεφλαιον παρως τ στρατιωτικν φερετο στφος μ σινειδοκον ες τν τν σεπτν εκνων ποδοχν κα προσκνησιν. 1667 Mansi t. XII со1. 985–988. Деян. вс. соб. в рус. пер. т. 7, стр. 30–31, cnf Theophanis Chron. р. 458–460. 1669 Παπαρρηγοπουλος (T. 3, σελ. 501) на основании последующих событий предполагает, что число несогласных с предложением Тарасия было не много менее числа согласных – да и то потому только, что Ирина, составлявшая собрание, позаботилась дать численный перевес своим сторонникам. 1670 Mansi t. XII, col. 989–990 A. Theophanis Chron. p. 460. Παπαρρηγοπουλος T. 3. σελ. 500–501. – Кончая речь об избрании Тарасия в патриарха, считаем необходимым возвратиться нисколько назад и пояснить выраженное нами выше сомнение в правдивости тех известий, которые представляют это избрание совершившимся без предварительного соглашения между Ириною и новым патриархом. Как мы видели, по известиям выходит, что предложение занять кафедру Тарасию было сделано Ириною уже после его избрания сенатом. Верить таким сообщениям нет никакой возможности. Выставить кандидатом на патриаршество светского человека, устроить его избрание и потом уже сообщить ему свое решение – думать так совершенно не естественно. Тарасий был πογραφες βασιλικν μυστηρων, следовательно, по обязанностям самой службы своей знал прежде и скорее всех все μυστρια, которые надумывала и на которые решалась императрица, и в то же время этот Тарасий чуть не последним узнает о своем избрании в патриарха! Так мог говорить Игнатий (см. стр. 408 прим. 2), так могла рассказывать и Ирина (Mansi t. XII, col. 1005–1006–13), но подобные рассказы только наводят на мысль о необходимости искать различия между казовою стороною дела и действительным ходом его. Сделать это различие позволяют и самые известия, если сопоставить их друг с другом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В виду этого на Востоке он тратил лично на себя лишь немногие сотни рублей. Аскетизм его простирался так далеко, что он не шил себе нового платья, не делал себе нового белья, так что он совсем обносился; у него остались только две поношенные летние рясы (а между тем наступил ноябрь) 1664 . В особенности его безденежья мучило его потому, что он вынужден был оставить без помощи своих кровных родных. „Эта мысль, признаётся сам о. Порфирий, слишком тяжёлая, как острый камень, падала на моё сердце, и приподнявшись, опять падала и, выдавливала из него всю кровь и потом с большой высоты падала и крушила его вдребезги“. Дело в том, что на иждивении о. архимандрита находилась „беднейшая“ его мать и „злополучная“ его сестра с дочерью; для них-то он и принял монашество: „для них я отрёкся от мира, дабы они моей нищетой были богаты“, говорил он. И однако ж вместо воображаемого богатства, мать и сестра его обретались в „голодной нищете“ 1665 . Прискорбное положение; а нашему учёному мужу оставалось одно – терпеть и скорбеть. До какой крайней степени в это время простирался у него недостаток в материальных средствах, об этом красноречиво повествует следующий рассказ самого бедствующего: „капля дёгтя нечаянно упала в ток моей жизни, и жизнь моя огоркла. Сапожник принёс мне заказанную обувь. Я примерил её. Пришлась по ноге. Ремесленник потребовал деньги. «Теперь у меня нет денег, – сказал я, – завтра отдам, – подожди». – «Пожалуйте или деньги или сапоги», – возразил он. Он унёс с собой новую обувь. А я босоногий, прибавляет о. Порфирий, босоногий бросился на постелю свою и зарыдал от того, что никогда не был нищим“ 1666 . Все эти невзгоды совершенно обескуражили петербургского гостя. „Видно, заслуженный архимандрит – размышлял —93— он в это время, – здесь ценится не более, как выжатый лимон, не более, как тряпка: однако и тряпку иногда берегут“. Среди этих горестных размышлений ему приходило на мысль бросить клобук и рясу и бежать, куда глаза глядят 1667 . Что же при таких обстоятельствах оставалось делать? Просить и унижаться.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Древние люди, в том числе и восточные славяне, не воспринимали землю материалистически, как «источник доходов», как «основное средство производства» или «всеобщий предмет человеческого труда». Они одухотворяли ее, видя в ней священное существо, мистически связанное с живущими на ней людьми, дарующее им жизнь и благоденствие. То была некая слитность, не допускающая разъединения. 1664 Вот почему земельная экспроприация киевскими князьями того или иного восточнославянского племени и учреждение верховной собственности на захваченную землю суть кабинетные изобретения ученых, подгоняющих факты прошлого под теоретические установки исторического материализма. А это означает, что исследователь не может рассматривать восточнославянское данничество в системе поземельных социально-экономических отношений и квалифицировать дань как земельную феодальную ренту. 1665 Тут нужны иные измерения. Межплеменные отношения в восточнославянском мире, как и у других народов, строились не только на материальной, вещной основе, но и на духовной, где религиозные воззрения, нравственные и этические нормы имели довольно существенное значение. Быть может, что духовный элемент был даже превалирующим в этих отношениях. Характер контактов между различными племенами во многом зависел от исходных факто ров формирования традиционных структур: внутриплеменной солидарности и межплеменной конфликтности. 1666 Настрой на конфликт с чужим и потому враждебным миром являлся одним из главных душевных состояний в первобытном обществе. Отсюда бесконечная череда межплеменных войн, что нами уже отмечалось. Данничество – плод войны и своеобразная форма межплеменных отношений. И вот здесь мы подходим к важному выводу: поскольку взаимоотношения племен базировались на материальных и духовных принципах, то надо признать, что дань являлась многозначным институтом. Касаясь материальной грани данничества, следует сказать, что дань, взимаемая с «примученных» восточнославянских племен киевскими князьями в сообществе со своими дружинниками, выступала в качестве их заурядного корма, представляя, следовательно, потребительский интерес. 1667 В этом выражалась ее грабительская суть. Вместе с тем она была средством обогащения, приобретения сокровищ, которые имели прежде всего сакральное и престижное значение. Стало быть, за данью скрывались религиозные и этические побуждения, и с этой точки зрения она заключала в себе духовную ценность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Диакон Защити, спаси, помилуй... Вечера 1662 всего совершенного... Ангела мирного, верного наставника... Прощения и оставления грехов... Доброго и полезного душам... Остальное время жизни... Христианской кончины жизни нашей... Единение веры и причастие... Священник гласно И сподоби нас, Владыка, неосужденно иметь смелость призывать Тебя, Небесного Бога Отца, и говорить: Народ Отче наш... Священник гласно Ибо Твое есть царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Хор Аминь. Священник Мир всем. Хор И духу твоему. Диакон Головы наши Господу приклоним 1663 . Хор Тебе, Господи. Священник, наклонившись, молится тайно: Боже, единый благий и милосердый, Живущий на высоте и Призирающий на низких, призри милосердым оком на весь народ Твой и сохрани его и сподоби всех нас неосужденно причаститься животворящих Твоих этих Таин; ибо Тебе мы приклонили свои головы, ожидая от Тебя богатой милости.. Гласно: Благодатью и щедротами и человеколюбием Единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты с пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Хор Аминь 1664 . Священник, наклонившись, молится тайно: Внемли, Господи Иисусе Христе, Боже наш, из святого жилища Твоего... 1665 После молитвы священник и диакон кланяются трижды, говоря: Боже, очисти меня грешного. Священник же, к покрытым Божественным Дарам простерши руку, касается животворящего Хлеба с великим благоговением и страхом. Диакон Будем внимательны. Священник возглашает: Преждеосвященное святое святым. Хор Один свят, один Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь. Потом священник, открыв его (Хлеб), совершает причащение Божественных Даров 1666 . Хор поет причастен: Вкусите и увидите, как благ Господь ( Пс. 33, 9 ). Аллилуиа. По совершении причащения и по снятии святых остатков со священной трапезы священник молится: Благодарим Тебя, Спасителя всех Бога, за все дарованные нам блага и за причащение святого Тела и Крови Христа Твоего и молим Тебя, человеколюбивый Владыка, сохрани нас под кровом крыл Твоих (см. Пс. 60, 5 ) и даруй нам до последнего нашего вздоха достойно причащаться святынь Твоих в просвещение души и тела, в наследие Небесного Царства 1667 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прилагая при сем медицинское свидетельство б. приват-доцента Императорского Московского университета, доктора медицины, М.И. Молчанова, покорнейше прошу Совет Императорской Московской Духовной Академии уволить меня от занимаемой мною должности секретаря Совета и Правления Академии, с исходатайствованием мне пенсии за 26½-летнюю службу при оной». —48— Справка : 1) §§ 109, лит. б. п.1 и 124, прим., устава духовных академий. 2) Свод. Закон. Росс. Имп. т. III, изд. 1896 г., Уст. Служб. Правит. ст. 786 и Приложения к сей статье п. 1 3) Секретарь Совета и правления Н.Д. Всехсвятский состоит на службе при Императорской Московской Духовной Академии с 1 октября 1889 года. Определили : 1) Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об увольнении секретаря Совета и Правления Академии, кандидата богословия, Коллежского Советника Н.Д. Всехсвятского, согласно его прошению, по болезни, от службы при Академии, с правом ношения в отставке мундира, занимаемой им должности присвоенного. 2) Дело об исходатайствовании Коллежскому Советнику Всехсвятскому пенсии передать в Правление Академии. X . Отношения: а) Совета Императорской Казанской Духовной Академии, от 18 апреля за 1665, с уведомлением о получении возвращённой Советом Московской Духовной Академии книги Е. Höhne. б) Императорского Общества Истории и Древностей Российских, от 20 апреля за 573, с уведомлением о получении возвращённой Советом Академии рукописи библиотеки Общества под 196. в) Того же Общества, от 8 марта, с возвращением рукописи академической библиотеки под 47, на 455 листах. г) Управления Московской Синодальной Типографии, от 21 марта за 1669, с возвращением рукописи академической библиотеки XVIII в. под 106. Определили : Принять к сведению. «На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «30 мая 1916. Исполнить». 2 мая 1916 года. 6 Присутствовали , под председательством Ректора Академии Феодора, Епископа Волоколамского, Инспектор Акаде- —49— мии архимандрит Иларион, сверхштатный заслуженный ординарный профессор М.Д. Муретов ; ординарные профессоры – С.С. Глаголев , М.М. Тареев , С.И. Смирнов , и Д.И. Введенский ; экстраординарные профессоры – И.В. Попов , Н.Л. Туницкий, А. П. Орлов, протоиерей Д. В. Рождественский , священник В.Н. Страхов, священник И.В. Гумилевский и священник П.А. Флоренский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010