— на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114); — на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69); — на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111); — на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62). После чтения Евангелия хор поет: «Слава долготерпению Твоему, Господи» и антифон «Днесь висит на древе…». После пения антифона произносится сугубая ектения и молитва ко Господу Иисусу распятому из акафиста. Хор поет стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь. Затем читается «Ныне отпущаеши…» и совершается обычное окончание постовой вечерни воскресного вечера. После пения антифона «Днесь висит на древе…» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя. II. Cobepшehue пассии без акафиста В пятницу вечером на великом повечерии, после «Слава в вышних Богу…», хор поет стихиру «Тебе одеющагося…». Во время пения стихиры духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель выносит Евангелие. Совершается полное каждение храма. По окончании стихиры и каждения возглашается «И о сподобитися нам…», после чего читается Евангелие. Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!» — на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114); — на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69); — на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111); — на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62). После чтения Евангелия хор поет: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Произносится проповедь о страданиях Спасителя. Хор поет стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь. Далее следуют Трисвятое, «Господи сил…» и обычное окончание повечерия. Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.)

http://patriarchia.ru/md/db/text/5444794...

— на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114); — на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69); — на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111); — на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62). После чтения Евангелия хор поет: «Слава долготерпению Твоему, Господи» и антифон «Днесь висит на древе…». После пения антифона произносится сугубая ектения и молитва ко Господу Иисусу распятому из акафиста. Хор поет стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь. Затем читается «Ныне отпущаеши…» и совершается обычное окончание постовой вечерни воскресного вечера. После пения антифона «Днесь висит на древе…» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя. II. Совершение пассии без акафиста В пятницу вечером на великом повечерии, после «Слава в вышних Богу…», хор поет стихиру «Тебе одеющагося…». Во время пения стихиры духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель выносит Евангелие. Совершается полное каждение храма. По окончании стихиры и каждения возглашается «И о сподобитися нам…», после чего читается Евангелие. Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!» — на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114); — на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69); — на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111); — на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62). После чтения Евангелия хор поет: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Произносится проповедь о страданиях Спасителя. Хор поет стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь. Далее следуют Трисвятое, «Господи сил…» и обычное окончание повечерия. скрыть способы оплаты Комментарии

http://pravoslavie.ru/121540.html

В Серапиона Евхологии (IV в.) есть Б. м. под названием «Μετ τν δι[δο]σιν το λαο εχ» (Молитва после раздаяния [Причастия] людям; нач.: «Εχαριστομν σοι δσποτα τι σφαλμνους κλεσας» - Благодарим Тебя, Владыко, ибо падших воззвал), 1-я часть к-рой посвящена благодарению за искупление (что характерно для анафор, а не для Б. м.), а далее следуют просьба благословить верующих и дать им часть в Теле и Крови Христовых и славословие ( Johnson. Sarapion. P. 52). Близость ранних Б. м. к анафорам заставляет предположить зависимость первых от вторых. Кроме того, на развитие Б. м. могли повлиять формулы, произносившиеся непосредственно при Причащении; их ранний пример содержится в «Деяниях ап. Иоанна» (II в.- Lodi. Enchiridion. P. 143). Свои Б. м. есть во всех традиц. литургиях: к-польских свт. Василия Великого (нач.: «Εχαριστομν σοι, Κριε Θες μν, π τ μεταλψει» -              : Εχολγιον τ Μγα. Σ . 96; Служебник. Т. 2. С. 413; СДЛ. Вып. 2. С. 78; в сир. и копт. версиях литургии - свои Б. м., копт.: The Coptic Liturgy of St. Basil. Cairo, 1993. P. 282-284, сир.: СДЛ. Вып. 2. С. 107), свт. Иоанна Златоуста («Εχαριστομν σοι, Δσποτα φιλνθροπε, εεργτα τν ψυχν μν» -              : Εχολγιον τ Μγα. Σ . 72; Служебник. Т. 1. С. 165; СДЛ. Вып. 2. С. 132) и Преждеосвященных Даров («Εχαριστομν σοι τ Σωτρι τν λων Θε» -          : Εχολγιον τ Μγα. Σ . 117; Служебник. Т. 2. С. 457); александрийской ап. Марка (молитва та же, что в греч. версии литургии свт. Василия Великого, с нек-рыми разночтениями - Cuming G. The Liturgy of St. Mark. R., 1990. (OCA; 234). P. 58; СДЛ. Вып. 3. С. 44-45; в копт. версии др. молитва - СДЛ. Вып. 3. С. 73); вост.-сир. апостолов Аддаи и Мари (2 молитвы; нач. 1-й: «Достойно, Господи, праведно и справедливо во все дни» - такое вступление характерно не для Б. м., а для анафор; нач. 2-й: «Христе Боже наш, Царь, Спаситель и Оживотворитель наш»: http://www.cired.org/liturgy/apostles.html [Электр. ресурс]; СДЛ. Вып. 4. С. 31-32); иерусалимских ап. Иакова (нач.: «Ο Θες, δι πολλν κα φατον εσπλαγχναν» - Боже, по великому и неизреченному благоутробию: Η θεα λειτουργα Ιακβου το δελφοθου. Αθναι, 1997. Σ. 43-44; СДЛ. Вып. 1. С. 194-195; в сир. версии - та же молитва, со мн. разночтениями и иным славословием - СДЛ. Вып. 2. С. 43) и Преждеосвященных Даров ап. Иакова (сохр. только в груз. переводе; нач.: Благодарим Тебя, Господи страшный и благой: CSCO. Vol. 123. P. 76) и др. В зап. обрядах Б. м.- одна из изменяемых; в Сакраментариях и Миссалах помещается большое количество Б. м. на разные праздники (см. ст. Posmcommunio ).

http://pravenc.ru/text/149307.html

25 января. «Петр же следовал за Ним издали» ( Мф. 26:58 ) Петр следовал, но это следование привело его к отречению, потому что он следовал издали. Он отдалился от Христа, в этом было начало зла; он отстал от Него, и между ним и Учителем образовалось слишком большое расстояние. Он чувствовал некоторое влечение, он следовал за Ним, но не довольно близко. Совершенно таким же образом и в наши дни многие следуют за Христом: они не покидают Его вполне, они не переходят на сторону неверующих, но они не связаны с Ним тесными узами, они не идут за Ним шаг за шагом, они следуют издали. Сколько людей отдаются мирским заботам, светским удовольствиям и через то теряют общение со Христом; они слишком поглощены всякими делами, они подходят ко Христу лишь по обычаю в воскресный день, но теряют Его из виду в продолжении недели. Молитвы их становятся реже и короче, они перестают изучать Слово Божие, вера их охладевает, все духовное обращается в мертвую букву. Только на вид они еще следуют за Христом, но на деле они очень далеки от Него и близки к полному отречению. Спросим же и мы самих себя, как мы идем за Христом? С ревностью ли, с любовью, или отстаем мы, подобно Петру, отвлекаясь посторонними предметами? Такой путь всегда опасен: тот, кто сегодня удаляется от Христа, тому угрожает завтра полное отречение от Спасителя – и сколько горьких слез это будет стоить, сколько вреда будет через это принесено и себе, и другим! Будем хвалиться скорбями 26 января. «Господь показал ему (Моисею) дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» ( Исх. 15:25 ) В истории странствования народа Израильского по пустыне есть много утешительного для нас. Израильтяне пришли к источнику, но вода оказалась горькой, и они ее пить не могли. По обыкновению, они стали роптать на своего вождя, Моисея, и он возопил к Господу. Тогда «Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою». Вода осталась та же, но вкус ее изменился. Поразительно, как часто Господь и теперь обращается с нами, как некогда с народом Израильским. Испытания, болезни и скорби не минуют христиан, напротив, часто кажется, что они ими наделены вдвое больше других. Но на все эти испытания, на все скорби наши Господь отвечает словами: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир» ( Ин. 16:33 ). Вот наше целебное дерево. Сам Господь наш Иисус Христос – один Он может утешить в скорби и исцелить в болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

Временными удалениями Иисуса Христа в пустынные места, как это было доселе, уже нельзя успокоить врагов; всякая попытка придти в Иерусалим уже видимо грозила Спасителю смертью, и об этом засвидетельствовали сами ученики Господа в ответ на высказанное Им желание идти в Иудею ( Ин.11:8 ). При таких-то обстоятельствах Иисус Христос отправляется в Иерусалим. Он идет молча впереди, весь преисполненный ожиданием мук и смерти, а сзади за Ним следуют ученики Его, следуют со страхом, как замечает евангелие. При таких-то обстоятельствах и происходит замечательный разговор Спасителя с учениками Своими. Он подзывает их и говорит: «Вот мы восходим в Иерусалим и Сын Человеческий предан будет в руки грешников, и поругаются над Ним, и оплюют Его, и убьют Его, и убиен быв, в третий день воскреснет». В словах Спасителя слышится желание предохранить учеников от грядущего соблазна: пусть знают они, что совершенно ясно Учитель их предвидит страдания, что совершенно добровольно Он идет на эти страдания, что сила Божества Его все-таки восторжествует над спасенным миром. Христос говорил о Своих страданиях и унижении, – а ученики помышляли о славе Его земного царства, которого они упорно ожидали, вопреки всем указаниям Господа. Мать сынов Зеведеевых, т.е. апостолов Иоанна и Иакова, а потом и сами они обращаются здесь к Спасителю с необычною просьбою: дай, чтоб один из нас сел по правую, а другой по левую сторону в царстве Твоем ( Мк.10 ). Так просят они, а другие апостолы негодуют на них, но не за то, что просьба их неуместна, а за то, что Иаков и Иоанн себе одним просят благ, на которые рассчитывают и прочие апостолы. Все они глубоко заблуждались, думая, что царство Христа есть царство земное, и можно себе представить, как горько было на душе и сердце Спасителя, когда Он видел, что ближайшие Его ученики не понимали Его. И вот здесь-то Он и сказал им вечныя слова: «Вы знаете, что князья владеют людьми и сильные господствуют над ними и благодетелями называются; у вас же пусть будет не так, но кто хочет быть из вас первый, да будет всем слуга, а кто хочет быть старшим между вами, пусть будет всем раб».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Бедные и жалкие беспоповцы! С какою смелостию и как уверенно твердят они на каждом шагу, будто заповеди Христовы они исполняют неотступно и евангельскому учению следуют неизменно! Но иметь у себя святое Причастие разве не Христос заповедал? О необходимости для всех последователей Христовых причащаться Святых Тайн разве не в Евангелии написано? «И, взяв хлеб, – читаем мы про Господа Иисуса в Евангелии от Луки, – и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). «И, взяв чашу, – читаем мы у другого евангелиста, – и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:27–28 ). «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, – уверяет верующих во Христа святой апостол Павел, – что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( 1Кор.11:23–25 ). «Сие творите в Мое воспоминание», – говорит Христос Спаситель. «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови», – внушает Он Своим ученикам. «Пейте из нее все», – говорит Он же. Спрашивается: ужели беспоповцы никогда не читали этих слов Христа Спасителя? Ужели не считают их за евангельское учение и за заповеди Христовы? А если все это заповеди, и притом важнейшие (завет в Моей Крови) и для всех обязательные (пейте из нее все), то как же беспоповцы, не делая и не имея ничего подобного, смеют уверять, будто они заповеди Христовы исполняют неотступно и евангельскому учению следуют неизменно? Нет. Это не исполнение заповедей Христовых, а нарушение их (нарушение «завета»). Это не послушание «завету» евангельскому, а ослушание ему. Хоть вспомнили бы беспоповцы, как учили об этом предмете их и наши благочестивые предки! «Господа ради, – читаем мы в Книге о вере, – Иже пречистую Кровь Свою излия о нас, не послушаем гласа чужого иже в погибель ведет, но сего послушаем, иже рече: овцы Мои гласа Моего послушают, и Аз знаю я, и по Мне грядут, и живот вечный дам им. Тем же ради живота вечного послушаем Христова гласа. Пийте от нея вси. Чесо же ради; слыши. В древнем законе Господь Бог повеле, иже кто кийждо прагов дома своего не помажет кровию агнца, в таковом дому ангел первородных убиваше. Такоже и в новой благодати кто кийждо сего истинного и единого Себе за нас жертву принесшего Ангца Божия, Кровию предражайшею не помажет дому своего, в таковом койждом первородная душа его жива быти не может» (Книга о вере, л.54 и об.). Вот как понимали, вот в чем полагали и вот в чем видели послушание заповедям Христовым благочестивые предки старообрядцев времен патриарха Иосифа. Как же стали непохожи на этих истинно древних истинно-православных людей современные старообрядцы-беспоповцы!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Сын Божий, Спаситель мира, будучи Сам совершеннейшей Истиной, явился на землю открыть эту истину людям ( Ин.18:37 ), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:15, 16 ). И лишь только раздался голос этой Божественной Истины, как тотчас же появились слушатели и последователи Её ( Мф.5:23–25 ). Истина, духовная пища человечества, открывается миру ( Ин.3:35, 36 ), но плотские люди не в состоянии принять, яже Духа Божия (2:19, 20; 3:3, 4; 4:10–15, 32 и 33 ст. и др.); таков закон естества ( 1Кор.2:14 ; Ин.3:31 ; Гал.5:17 ). Поэтому Спаситель Сам избирает себе 12 учеников и делает их апостолами; одних Он призывает от мирских занятий в ученики Себе; другие, влекомые силою Божества Его, неотлучно следуют за Ним. Но Спаситель не был учителем только апостолов, Он и народу открывал Своё учение. Он Сам сказал: доколе Я в мире, Я свет миру ( Ин.9:5 ). Народу Спаситель предлагал начатки Своего учения и то большею частью в притчах, а тех, кого желал сделать ловцами человеков, научал всему; Он ученикам Своим открывал всю волю Отца Своего небесного ( Ин.15:15 ) наедине; постепенно научая их тайнам царствия Божия ( Ин.13:11 ), открыл их ум к уразумению Писаний ( Лк.24:45 ) всех ветхозаветных пророческих, предал им всё, что слышал от Отца своего Небесного ( Ин.15:15 ). Учением Своим Спаситель очистил апостолов, как сосуды избранные ( Ин.15:2 ; Деян.9:15 ); сделал их соработниками Своими, служителями Своими и домостроителями тайн Божиих ( Лк.1:2 ; 1Кор.3:9 ; 2Кор.3:6 ). В знак того, что апостолы вполне поняли истину, Спаситель вручил им Божественную власть на земле – духовными узами вязать и решить всё (человечество) ( Мф.18:18 ). Утвержденных в истине и уполномоченных Божественною властью, апостолов Спаситель, истинный свет мира, оставляет в мире вместо Себя тоже как свет мира ( Мф.5:14 ). Пм одним Спаситель заповедует: идите по всему миру, и проповедуйте евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Он говорит апостолам: вы друзья мои, если исполните то, чего Я заповедую вам ( Ин.15:14 ); Я назвал вас друзьями потому, что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (15 ст.); не вы Меня избрали, а Я вас избрал, чтобы вы шли, и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал (16 ст.). И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век ( Ин.14:16 ); когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, и будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ); научит вас всему и напомнит вам всё то, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ). И тогда только вы, облагодатствованные Духом Святым, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:19, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Им последуем и благополучно достигнем царства небесного, где вкупе с ними будем славить Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Преображение Господа нашего Иисуса Христа, как явление Его Божественной славы И по днех шестих поят Иисус Петра и Иакова, и Иоанна брата его, и возведе их на гору высоку едины ( Мф.17:1 ; ср. Мк.9:2 ). Откуда же евангелисты ведут точный счет дням, и какая важность в этом, когда в других случаях они не указывают точно времени событий? Что было за шесть дней до преображения Спасителя? В пустынной местности, недалеко от города Кесарии Филипповой, Иисус Христос спрашивал учеников Своих, за кого почитают Его люди, а затем за кого – и сами ученики? Апостол Петр исповедал Его от лица всех сотоварищей своих по апостольству Христом, Сыном Бога Живаго. Спаситель подтвердил эту истину и пророчески сказал, что на сей истине, как камне неподвижном Он оснует Церковь Свою и апостолов поставит пастырями. Но до времени Спаситель запретил разглашать, что Он есть Христос, Мессия, а ученикам Своим начал открывать, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Ученики не могли вместить в сердце своем этого откровения. Петр прекословит. Спаситель дает ему внушение не быть соблазном для Него. За сим следуют наставления о необходимости всем последователям Христа отвергнуться себя, взять крест свой и идти за Ним, если они желают получить награду во второе пришествие Его ( Мф.16:13–28 ). В этой беседе с учениками Своими Спаситель открыл две великие истины: о Своем Божестве и о вольных страданиях по плоти. Крестный путь к славе Иисуса для несовершенных еще апостолов казался несовместимым с Божественною славою Его. Милосердый Господь и в этом случае не хотел оставить Своих учеников в недоумении. Он благоволил действительно по всем Божественном величии показать им славу Свою и при сем отметить избранный Им свободно крестный путь вольных страданий за грешный род человеческий. Троих только учеников берет с Собою на гору Спаситель. Почему не всех? По немощи их. И более совершенные из них, Петр по вере, Иоанн по любви и Иаков по терпению едва могли вынести созерцания славы Его. Что же сказать об Иуде предателе? А не взять только его одного, значило дать ему повод к жалобе на несправедливость к нему, на унижение его. С избранными Спаситель идет на гору высокую. Евангелисты не называют ее по имени. Издревле идет предание, что Фавор был горою преображения Спасителя, «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются», вещал боговдохновенный пророк Давид. Много дивных Божиих знамений совершилось на этой горе еще во времена ветхого завета. Но все эти события были только предзнаменованием той славы, каковую Господь Иисус Христос доставил Фавору, избрав его местом Своего славного преображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Кроме того, Ангелы имеют возможность передвигаться в пространстве совершенно необычным для нас способом. Тогда можно думать, что один и тот же Ангел сначала явился женщинам на гробовом камне, а потом внутри гроба. Слова «с правой стороны» означают, что он сидел на ложе Спасителя. Сейчас от самого гроба почти ничего не осталось, кроме каменного ложа. Все было разрушено в XI веке фанатичным халифом Хакимом, желавшим уничтожить христианские святыни (из-за чего и начались Крестовые походы). Впоследствии на месте гробовой пещеры была воздвигнута кувуклия, однако расположение ложа внутри нее, конечно, осталось прежним. Ложе – каменный уступ, на который было положено тело Спасителя, – находится как раз с правой стороны. Отсюда можно сделать вывод о том, что Ангел сидел именно на нем. Это само по себе есть немое доказательство, которое, однако, более убедительно, чем самые мудрые слова. Ангел сидел на том месте, где должно было лежать тело Спасителя, и само его присутствие – повторю – уже являлось доказательством Воскресения Христова. «И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись» ( Мк. 16:5 ). Выражение «белая одежда» указывает не просто на белизну, но на нечто особенное. Евангелист Марк, рассказывая о Преображении Спасителя на Фаворе, говорит: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» ( Мк. 9:3 ). Сравнивая эту белизну с цветом обычных предметов, евангелист замечает, что на самом деле белый цвет одежды Спасителя был не земным, не таким, в какой может окрасить на земле ткань белильщик при помощи обычных средств. Именно о такой белизне идет речь и здесь. «И ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь» ( Мк. 16:5–6 ). Ангел успокаивает женщин, пребывающих в страхе и трепете от необыкновенных видений, которые, как можно предположить, следуют одно за другим. Нужно помнить и то, что само благовестие о Воскресении исходит не от обыкновенных людей, пусть и возвещающих нечто удивительное, а от Ангелов – существ, которые самим своим видом потрясают человеческое воображение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Скачать epub pdf Чего требует Спаситель от последователей? ( Лк. 22:35–39 ) Когда царь Давид принужден был бежать из Иерусалима от своего мятежного сына Авессалома, он взошел на гору Масличную и плакал, снял обувь свою и покрыл голову свою. «И все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» ( 2Цар. 15, 30 ). Это были верные друзья его, не отступившие от него даже в часы нужды, скорби и опасности. Между ними был Еффей-гефянин, направлявшийся было сначала вместе с шестьюстами соотечественниками в Иерусалим. «И сказал царь Еффею гефянину: зачем и ты идешь с нами? возвратись и оставайся с тем царем, ибо ты – чужеземец и пришел сюда из своего места… Возвратись и возврати братьев своих с собою; да сотворит Господь милость и истину с тобою! И отвечал Еффей царю и сказал: «Жив Господь, и да живет господин мой, царь: где бы ни был господин мой, царь, в жизни ли, в смерти ли, там будет и раб твой! И сказал Давид Еффею: итак, иди и ходи со мною!» ( 2Цар. 15, 21–22 ). И пошли они вместе чрез поток Кедрон по пути в пустыню. Ныне Христос Спаситель наш также оставляет город Иерусалим, для того чтобы направиться в Гефсиманию и вступить на путь Своих крестных страданий и смерти. Его верные ученики следуют за ним: они не хотят оставить своего Учителя и Господа. Каждый из них готов воскликнуть с Еффеем: «Где бы ни был господин мой царь, в жизни ли, в смерти ли, там будет и раб твой!» Апостолы Христовы для нас, христиан, служат лучшими примерами и светильниками немеркнущими в земной жизни. Лишь подражая им, мы можем сделаться истинными последователями Христу: чего требовал Иисус Христос от ближайших Своих последователей, того, очевидно, требует Он и от нас, дальнейших Его учеников. Чего же требовал Он от Своих апостолов? Посылая учеников Своих на проповедь Евангелия Царствия Божия, Спаситель заповедал им: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха» ( Мф. 10, 9–10 ). Они не должны были заботиться ни о теле, ни о пище и прочих нуждах житейских: во всем они должны были полагаться на Господа и на обетование Его: «трудящийся достоин пропитания» (ст. 10). Испытание веры их состояло в том главным образом, что ради Своего Учителя должны были они оставить все и ни о чем другом не заботиться, как о имени Его и проповеди Его Евангелия, которое само по себе не могло обещать им никаких житейских выгод. И вот в последние часы Своей земной жизни Господь спрашивает теперь Своих апостолов: «Когда Я посылал вас без мешка и без сумы, и без обуви, имели ли вы в чем-нибудь недостаток?» Ученики должны были засвидетельствовать, что во все время пребывания их с Господом Он заботился о них, как добрый пастырь заботится об овцах своих. Они отвечали Ему: «Ни в чем». Это было с их стороны благодарным признанием того, что Господь всегда верен Себе, – пребывает и исполняет на них все Свои обетования, сказанные им.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010