171 Наилучшим комментарием на место Быт. 28:12–13 служат слова Спасителя при призвании Нафанаила, видимо, имеющие основанием видение Иакова ( Ин. 1:51 ): Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих ( τν ορανν νε γ τα κα τος γγλους το θεο), восходящих и нисходящих к Сыну человеческому ( ναβα νοντας κα κατα βα νοντας πι τν υν το νθρ που). Явившийся на земле во плоти Сын Божий здесь представляется центром, около которого сосредоточиваются все духовным благодатным силы, исходящая от Бога с неба, проводниками которых служат ангелы Божии. Нет ничего естественнее, как заключить отсюда, что и центром и источником ангельского служения человечеству и божественного покровительства Иакову и другим праотцам был тот же Сын Божий, в Его ветхозаветной деятельности для спасения человечества. 172 По И. Флавию (Ant. I, 20, 2), Иаков, узнав уже, с кем имеет дело, просит теперь открыть, что определила о нем судьба. 173 Преосвященный Филарет (Записки на кн. Быт. ч. III, 108) следующим образом комментирует слова таинственного борца: «на что ты спрашиваешь о имени моем? ты не можешь благословить Меня новым именем, как Я тебя». 176 Таково было почти общее воззрение древних отцов и учителей церкви: Иустина (dial. с. Tryph. cap. 52), Климента Александрийского (Paedag. 1:7), Тертуллиана (adv. Prax. с. 16), Евсевия Кесар. (Eclogae prophet, lib. I, cap. III), Афанасия Вел. (orat. contr. arianos), Илария (de trinit. 1. IV-V), Златоуста (Бес. на кн. Быт. рус. пер. часть III, бес. 38, стр. 304–308 и бес. 60, стр. 332–3), бл. Феодорита (in Genes. Quaest. XCIII, рус. пер. стр. 84–85). Бл. Августина (de civ. Dei. lib. XVI, cap. 39) видеть в Борце Быт. 32 . Ос. 12 тварного ангела, как во всех вообще богоявлениях ветхозаветных. Ему следуют поименованные выше новые защитники гипотезы тварного ангела. Некоторые раввины считают Борца Саммаелом – мнение, несмотря на очевидную нелепость его, разделяемое в новое время, напр., Hirschfeld (Gesch. des. Volk. Isr. Bd. II, s, 280, 334). Ярхи -ангелом, хранителем Исава, Ориген ( περι ρχν lib. III), а за ним Иероним (in Ephes VI) – Ангелом, который помогал Иакову в борьбе против злого духа; иные – Уриилом, боровшимся с ангелом Израилем, вошедшим в Иакова, и под., см. Pfeiffer, Dub. vex. s. s, cent. I, loc. LX, p. 157; Cornel, a Lapide ad h. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

   Итак слово Господне было к Михею после Осии, Амоса и Исаии, пророчествовавших во время царя Озии; отсюда мы заключаем, что Михей ее пророчествовал во время Озии, а пророчествовал во время сына его Иоафама, после которого царствовал Ахаз; а Езекия, при котором десять колен были отведены в плен ассириянами, (4 Цар. 14), наследовал царство после отца своего Ахаза. Итак по отношению к истории оглавление пророчества располагается соответственно порядку плена, сначала о Самарии, а потом о Иерусалиме, потому что сначала была взята Самария, — столица Израиля, — а потом Иерусалим, — столица Иуды; а по отношению к таинственному смыслу, — при чем Самария всегда понимается в смысле ересей, а Иерусалим — церкви, — мы говорим, что слово Господне было в смиренному или Иерусалиму и сонаследнику Христа об извращенном учении и о церкви, если бы она допустила какие-либо грехи, В этом и заключается смысл и расположение всей книги пророка. А что Самария и десять колен, оторвавшихся от дома Давидова при Иеровоаме (3 Цар. 12), принимаются в значении еретиков, об этом свидетельствует и все Писание, и особенно пророк Осия, и эта самая книга Михея, называющая еретиков нечестивыми, и принадлежащих в церкви-грешниками. Ведь почти непосредственно за сим следуют слова; «Что есть нечестие Иакова? разве не Самария? и что есть грех Иуды? разве не Иерусалим?» Так согласно LXX, Каким образом остальное читается в еврейском тексте, мы присоединим немного после. А то, что еретики опираются на видимую возвышенность своих догматов и с презрением относятся к простоте учения церкви, указано в другом месте: «Горе презирающим Сион и доверяющимся горе Самарийской» (Амос. VI:1), «ибо от Сиона изыдет закон и слово Господне от Иерусалим»а (Uc.:II, 3). Затем, Самария устроила себе по своему разумению золотых тельцов, которые, правда, имеют внешнее благоприличие, но не имеют духа жизни, — и устроила в доме Божиим, что обозначает слово Вефиль. Ведь народ израильский мог принять только тех богов, которые поставлены в доме Божием и согласно с Писанием; но хотя самаритяне и называют место своих сборищ Вефилем, однако после устроения в нем идолов оно перестало быть Вефилем (домом Божиим) и называется Вефавен (Bemhaien), что значит «дом идола», почему LXX перевели дом ν... Это относится к оглавлению книги. А теперь перейдем к началу пророчества и вследствие свирепствования Лернейской гидры испросим наития Святого Духа. Вы же, о Павла и Евстохия, излейте молитвы свои ко Господу Спасителю, чтобы мне не повредила зависть, чтобы свободный ум размышлял только о том, что он стремится изъяснить, и не чувствовал ударов злословия, которое Господь презрел в часы Своих страданий (Мк. 14; и Ин. 14; Ин. 18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В «Письмах к родным и разным уважаемым лицам», напечатанным во II выпуске его «Пастырского голоса», о. Петр изобразил все свои странствования по Св. Земле и по другим местам Востока, связанным с пребыванием Спасителя и Божией Матери, как, например, в Египет и на Афон, и оставил нам в них немало весьма интересных черт своих отеческих отношений к прихожанам своего родного села. О своей пастве, о своих духовных детях с Дейкаловки о. Петр не забывает даже в день Св. Пасхи у Живоносного Гроба Господня, ими он занят на Афоне, и к ним он пишет весьма сердечные послания из Египта (Каира) и из других мест. «Настоящее письмо (из Иерусалима 17 мая 1875 г. – А.Д.) хотел бы приспособить, как продолжение последнего (описание путешествия в Назарет – А.Д.), с характером описательно повествовательным, но моя душа смущена известием о нарушенной у нас народной трезвости, что и самые мысли как будто сжимаются, обращаясь к одному и тому же предмету – печальному повороту местно-народной жизни, изменившей прежнему направлению» (Там же С. 273), и далее следуют прощения и советы практического свойства. В канун своего кладбищенского храмового праздника, очутившись в Каире, о. Петр пишет одному из своих друзей сердечное послание со следующим горячим убеждением: «Созови старейшин нашей веси, собери лучших людей прихода и моли их моим именем и именем самого Господа, пусть они восстанут на защиту чести своего народа, пусть позаботятся восстановить трезвость, изгоняющую шинководство – эту бездонную, всепоглощающую и всепожирающую пропасть» (Там же С. 281). По возвращении из путешествия, находясь под неотразимым влиянием глубоких и неизгладимых впечатлений, вынесенных им из поездки по св. местам Православного Востока, о. Петр употребляет все силы своей восторженной души и любящего сердца, чтобы передать эти переживаемые им глубокие впечатления живо и тепло и своим духовным детям. Своему путешествию по Востоку он посвящает несколько проповедей: «Духовное общение со святою горою Афоном», «Примеры из афонской жизни. Современное церковное пение на Афоне и у нас», «Кто мы по сравнению с жителями Афона, и в чем может быть спасение наше в мире», «Выражение благодарности и признательности поклонника Св. Земли», «Иерусалим и его основание», «Сведения о дальнейшей судьбе Иерусалима», «Краткие сведения о теперешнем состоянии Иерусалим и о направлении в нем православно-миссионерской деятельности», «Главнейшие иерусалимские святыни», «Присутствие иерусалимских святынь в православном богослужении», «Поклонники святых мест», «Обстоятельства возвращения палестинских поклонников», «Поучайся судьбами Св. Земли» и «Храни тебя Бог пренебрегать кем-либо из народов земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

II Ватиканский Собор 1962 г. говорит: «Причастие под двумя видами, затрудненное догматическими правилами, постановлениями Тридентского Собора, может быть передано на суд епископов, и в каждом случае будет решать Святая Кафедра, касательно и священнослужителей, и монахов, и народа» 127 . 4) Папство упразднило Святое Елеосвящение В то время как Елеосвящение является повторяемым Таинством в случаи болезни, как сообщает Иаков 128 и как нам передает церковное Предание, папство практически упразднило это Таинство: святым елеем помазываются только находящиеся на смертном одре. Тридентский Собор постановил: «Помазание освященным маслом должно происходить только над тяжело больными, которые кажутся приближающимися к концу их жизни» 129 . Таким образом, Елеосвящение называется «последним помазыванием» и совершается однажды. В этом католики следуют еретикам – гностикам . Может быть, на них также оказали влияние «архонтики» 130 и «ираклеониты» 131 . 5) Самостоятельное почитание и поклонение Богородице. Папские догматы о Деве Марии   1) Непорочное зачатие Богородицы без первородного греха Папская церковь воздает исключительную почесть Богородице. В 1854 папа Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии Богородицы . Он был сформулирован следующим образом: «Пресвятая Дева Мария, с самого первого момента Ее зачатия через Благодать Всевышнего Бога, даром, проистекающим от заслуг Христа, Спасителя человеческого рода, была сохранена чистой от всякой грязи первородного греха " 132 . Фактом является естественное зачатие Богородицы от св. Иоакима и св. Анны. Однако нет никаких данных о том, как произошло в момент зачатия освобождение от первородного греха. Как Богородица не унаследовала общий для всех первородный грех ? Как Она приобрела тут же образованную святость, победу над грехом? Католики для обоснования их догматического заблуждения цитируют Писание отрывочно, как, к примеру: первое объявление: Быт.3,15 , затем отрывок из Луки 1,28 : «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» (приветствие – благовещение Богородицы); далее опять Лука 1,42: «Благословенна Ты между женами» (восклицание Елисавет).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/osuz...

959. В Вечерни и Утрени отсутствуют также молитва оглашенных и две молитвы верных конца [XII], [ ΧIII] и [XIV]: обычай, который начинал практиковаться в некоторые дни по Гротт. ΓβΙ и Коален 213. Возможно, что это было вызвано монастырским влиянием (см. гл. III, с.50, примеч. 12). Это уменьшение службы, во всяком случае, должно бы объясняться не заботой об упрощении (явление редчайшее в истории литургики), но, вероятно, заменой одного элемента (молитва ектении) другим (псалмодия или пение канонов). ГРУППА Ε НОВАЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ РЕДАКЦИЯ 14 . Подл. Auct. Ε 5.13: XII в., монастыря Спасителя в Мессине. а. Литургии (Златоуста, Василия, Преждеосвященных). б. Вечерня: Е). в. Утреня ; Ав). г. Ряд молитв на различные моменты дня. Вечерня и Утреня приблизительно следуют схеме Вечерни и Утрени Барб. 336. Мы уже отметили (с. 50, пр. 12), что они не соответствуют службам Типикона архимандрита св. Луки, и которые были уже службами согласно палестино-студийскому Часослову. Ряд молитв г.) могли зато приспособляться к службам того же самого Часослова, который предусматривал очень ограниченное участие священника. 15 . Гротт. Γ β II: XI-XII вв. а. Литургии (Златоуста, Василия...). б. Вечерня: Н). в. Утреня: Ав). г. Другие обряды. д. Молитва Повечерия=[X] Вечерни. е. Молитва против праздности. ж. Молитва после Повечерия. Заметно, что в трех рукописях, где Литургия Златоуста предшествует Литургии Василия (то, что для А. Жакоба является признаком «новой редакции»), Малые Часы типа Барб. 336 исчезают полностью; монастырские Часы замещают Песненное последование в службах Полуночи, четырех Часов и даже в «Паннухис». Кажется, что Вечерня и Утреня переживут дольше, но они также – не будучи заменены полностью – приспособятся, наконец, к новым монастырским обычаям (см. гл. III, с. 56). 16 . Оттоб. 344: 1177 г., собора Отранто, тенденция константинопольская. Литургии (Златоуста, Василия). вечерня: L). утреня: D2a). «Паннухис»: только одна молитва (л. 145). л. 168: Молитвы Часов «святого Германа» Великой Пятницы, 24 декабря и 5 января: Первый Час: шесть молитв, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Спаситель не мог принять его приглашения и послал ему Свой Святой Нерукотворный Образ, отпечатленный на плате. По возвращении послов царь Абгар принял от них этот драгоценный дар, и, приложив к лицу своему, выздоровел. Чудесный Образ Христов был поставлен над главными воротами города Эдессы. Поражённый чудом, возвратившим ему здравие, царь Абгар благосклонно принял апостола Фаддея и обратился в христианскую веру, и вместе с ним крестилась его семья, придворные и большая часть населения города Эдессы. Св. Фаддей проповедовал в Эдессе и в окрестностях этого города в продолжение нескольких лет. В этом городе святой апостол основал первую христианскую церковь , рукоположил пресвитеров и диаконов, и, поставив здесь епископом св. Аддея († 51), ученика своего, дал им Евангельские правила, служащие к управлению вверенной им паствы. Правила эти записаны и сохраняются до нашего времени в армянских книгах, в так называемом «Канонагирке», или «Номоканоне». Устроив таким образом все ко благу, святой апостол Фаддей направил свои стопы в Центральную Армению, где обратил к вере великое множество армян и царя их Санатрука 5 с дочерью его Сандухт, а также учредил епископскую кафедру в области Артаз, в провинции Васпуракан, первым предстоятелем которой был ученик святого апостола, св. мученик Захария. Последний возглавлял церковную кафедру с 68 по 72 гг. Сохранился относящийся к 649 г. манускрипт церковной кафедры, основанной св. Фадеем в Артазе, где сообщается, что апостол «рукоположил своего ученика Захарию городским епископом, а сам пошёл проповедовать язычникам в других местах страны». Вторым после Захарии епископом артазским был Зементос (72–76 гг.), также ученик св. Фаддея. Подробностями его биографии мы не располагаем, известно лишь, что он умер своей смертью . Третьим стал св. Атрнерсех (77–92 гг.), принявший смерть от руки язычников. При нём центр Армянской Церкви находился в Сюникском крае. Вслед за ним Церковь возглавил парфянин Муше (93–123 гг.), который вновь перенёс кафедру в Артаз. За ним следуют епископы Шаен (124–150 гг.) и Шаварш (151–171 гг.), последний был уроженцем Албании Кавказской. Затем следует св. Леонтий (172–190 гг.), которого казнили в Васпураканском Шаваршане во времена небывалых гонений на христиан. И последний епископ Артаза Меружан (240–270 гг.) возглавил кафедру через пятьдесят лет после мученической кончины св. Леонтия. По датам правления Меружана можно предположить, что артазская кафедра, начиная с последнего десятилетия II века и почти до середины следующего пустовала, либо до нас не дошли сведения о епископах данного периода. Такой интервал мог быть связан с волной массового преследования христиан, которая поднялась в Римской Империи и захлестнула страны, входившие в сферу её политического влияния.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Варнавы: будь чист сердцем и богат (а не беден) духом (Святым). 231 См. Bleek (VIII, 7) 1, 231. Tiscbendorf II, 254. Мне весьма приятно заявит, что мысль: нищий духом=бедный миром есть у Хромация еп. Аквилейского; см. его на Матф. в Bibliotheca veterum Patruni. ed. Gallandii. VIII Venet. 1788 p. 335. 333. 233 Гризбах в диссертации (V, 3 pag. 43 f.) рассказывает, что перемещение стихов держится на авторитете Оригена неправильно, ибо сам Ориген заимствовал у Кл. Александр., хотя в тоже время alibi читает как должно, и поэтому следующие ему text, recept. после 1 зап. читают требование плача. Не упоминая о его предположении ошибки переписчиков (повторенном у Еразма col. 26 а за ним у Милля р. 11); надо сказать, что перемещение имеет за себя а) из древнейших text, recept. только Италийский; б) из кодд. только один Кентерб. Безы; в) из Отцов только св. Гр. Нисского; но не 1) Вас. Великого, ибо если бы Тишендорф (I, 16) просмотрел его толкование на 33 пс ; то увидел бы, что св. Отец хотя действительно, остановившись на Мф. 5:3 , переходит к ст. 5, а потом снова к 3-му; но по теме суждения ему и не предстояло говорить о плачущих ст. 4; 2) не Хромация, ибо если бы Ветштеин (р. 286) посмотрел его op.; то увидел бы, что только в первом трактате у него за дух. нищими следуют кроткие, во втором же (XVIII, 17 р. 335 f.) у него следуют плачущие, а за ними уже кроткие. 239 Hammond (VIII. 5) p. 32. Clericus (ib.) p. 33. Fritzsche (V, 1) 1, 202. Rosenmüller I, 99 полагают, что Спаситель вероятно выразил, и только Ев. не упомянул, что разумел нищету лишь духовную. 241 напр. Sommer, D. Evangelium Matthäi ргаст, ausgelegt. Erlangen 1877 p. 115 f.; Zahn (XVIII, 9) II, 144; 245 (II. 8) I. 204 ср. Uilmar, Collegium biblicum, her. v. Chr. Müller. Gütersloh 1879 t. II, 86. 247 Calmet, Commenterium literale in omnes ac singulos tum U. cum N. N. Testamenti libros. t. II. an. 1735 p. 127; Gratz (XI, 1) 1, 287; Витринга у Толука (XVI, 17) p. 89; Bleek (III, 7) 1, 234 Paulus (XVI, 12) 1, 647 f. См. хорошо о В.-Заветной истории понятия Ханаана у Ахелиса р. 12–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

— на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114); — на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69); — на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111); — на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62). После чтения Евангелия хор поет: «Слава долготерпению Твоему, Господи» и антифон «Днесь висит на древе…». После пения антифона произносится сугубая ектения и молитва ко Господу Иисусу распятому из акафиста. Хор поет стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь. Затем читается «Ныне отпущаеши…» и совершается обычное окончание постовой вечерни воскресного вечера. После пения антифона «Днесь висит на древе…» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя. II. Cobepшehue пассии без акафиста В пятницу вечером на великом повечерии, после «Слава в вышних Богу…», хор поет стихиру «Тебе одеющагося…». Во время пения стихиры духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель выносит Евангелие. Совершается полное каждение храма. По окончании стихиры и каждения возглашается «И о сподобитися нам…», после чего читается Евангелие. Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!» — на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114); — на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69); — на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111); — на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62). После чтения Евангелия хор поет: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Произносится проповедь о страданиях Спасителя. Хор поет стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь. Далее следуют Трисвятое, «Господи сил…» и обычное окончание повечерия. Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.)

http://patriarchia.ru/db/text/5444790.ht...

- на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114); - на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69); - на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111); - на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62). После чтения Евангелия хор поет: " Слава долготерпению Твоему, Господи " и антифон " Днесь висит на древе… " . После пения антифона произносится сугубая ектения и молитва ко Господу Иисусу распятому из акафиста. Хор поет стихиру " Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго… " . Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь. Затем читается " Ныне отпущаеши… " и совершается обычное окончание постовой вечерни воскресного вечера. После пения антифона " Днесь висит на древе… " или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя. II. Cobepшehue пассии без акафиста В пятницу вечером на великом повечерии, после " Слава в вышних Богу… " , хор поет стихиру " Тебе одеющагося… " . Во время пения стихиры духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель выносит Евангелие. Совершается полное каждение храма. По окончании стихиры и каждения возглашается " И о сподобитися нам… " , после чего читается Евангелие. Перед чтением Евангелия хор поет: " Слава Страстем Твоим, Господи! " - на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114); - на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69); - на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111); - на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62). После чтения Евангелия хор поет: " Слава долготерпению Твоему, Господи " . Произносится проповедь о страданиях Спасителя. Хор поет стихиру " Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго… " . Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь. Далее следуют Трисвятое, " Господи сил… " и обычное окончание повечерия.

http://mitropolia.spb.ru/docs/passiya-ka...

— на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114); — на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69); — на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111); — на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62). После чтения Евангелия хор поет: «Слава долготерпению Твоему, Господи» и антифон «Днесь висит на древе…». После пения антифона произносится сугубая ектения и молитва ко Господу Иисусу распятому из акафиста. Хор поет стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь. Затем читается «Ныне отпущаеши…» и совершается обычное окончание постовой вечерни воскресного вечера. После пения антифона «Днесь висит на древе…» или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя. II. Cobepшehue пассии без акафиста В пятницу вечером на великом повечерии, после «Слава в вышних Богу…», хор поет стихиру «Тебе одеющагося…». Во время пения стихиры духовенство царскими вратами исходит к аналою перед Распятием. Предстоятель выносит Евангелие. Совершается полное каждение храма. По окончании стихиры и каждения возглашается «И о сподобитися нам…», после чего читается Евангелие. Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!» — на 1-й пассии читается Евангелие от Матфея, зачала 107-114 (или только 110-114); — на 2-й пассии читается Евангелие от Марка, зачала 63-69 (или только 66-69); — на 3-й пассии читается Евангелие от Луки, зачала 108-111 (или только 110-111); — на 4-й пассии читается Евангелие от Иоанна, зачала 58-62 (или только 60-62). После чтения Евангелия хор поет: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Произносится проповедь о страданиях Спасителя. Хор поет стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…». Духовенство поклоняется Кресту и уходит в алтарь. Далее следуют Трисвятое, «Господи сил…» и обычное окончание повечерия. Календарь ← 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5444792...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010