И в других местах Иероним замечает о пребывании Петра в Риме, напр., ер. 46 (al. 17) ad Marcellam, c. 8. Migne, P. L., 22, 448. Кроме Иеронима о пребывании Петра в Риме из позднейших церковных писателей говорят: Кирилл Иерусалимский (†386), Ефрем Сирин (†372), папа Дамас (†390), Амвросий Медиоламский (†397), Григорий Назианзин (†394), блаж. Августин (†420), Лев I Великий (†461), Григорий Великий (†604). Свидетельства их не приводим, как позднейшие, и так как эти отцы не указывают источников, откуда они брали сообщаемые ими сведения. Срв. П. Д. Брянцев. Был ли св. ап. Пётр в Риме? Казань. 1899. Стр. 15. Брянцев в своей брошюре дает сводку католических свидетельств за пребывание Петра в Риме и протестантских опровержений их. Кроме св. отцов, указанных Брянцевым, о пребывании Петра в Риме свидетельствуют Епифаний, Haer. 27, 6. Migne, P. G., 41, 372, cfr. 373. Творения… Москва. 1863. Часть I, стр. 186, срв. 187–188; Орозий, historiarum VII, 6. Migne, P. L., 31, 1072–1073; Феодорит Кирский в письме 113 к епископу Римскому Льву (Migne, P. G., 83, 1313, срв. Творения… Перевод проф. Н. Н. Глубоковского . Ч. VII. С.-Посад. 1907. Стр. 133). 269 Justini I Apolog., c. 26: «Симон… силою демонов, действующих через его посредство, во время Клавдия кесаря делал волшебные чудеса в царственном городе вашем Риме и за то признан богом и, как бог, почтён у вас статуей. Эта статуя воздвигеута на реке Тибре, между двумя мостами, с такою надписью н аримском языке: «Симону, богу святому " ». Migne, P. G., 6, 368. Срв. Сочинения св. Иустина философа и мученика. Перевод прот. П. Преображенского . Москва. 1892. Стр. 56. Срв. 1 Apolog., 56: «Симон, как я уже сказал, был у вас в столице Риме при Клавдии Кесаре, и так удивил священный сенат и народ римский, что его признали за бога и в честь его воздвигли статую, подобно как и другим богам, у вас почитаемым». Migne, P. G., 6, 413, срв. Сочинения… Перевод прот. П. Преображенского . Стр. 88. В других местах своих сочинений, упоминая о Симоне, Иустин не связывает его имени с именем ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pervoe...

439 У Иоанна Леств. есть такое наставление: „Прежде всего исповедуемся доброму Нашему судье и притом ему одному (δικαστ α μν); если же повелит, то и всем (πσι), Мидпе, Р. G. LXXXVIII, 681; р. п. 41. Но здесь говорится только о возможности предписания старцем открытой исповеди и об обязанности послушника исполнить это предписание, как и всякое другое, а не о существовании такой исповеди как обычного явления. Припомним, что публичную сакраментальную исповедь разбойника в монастыре братия и сам Иоанн приняли, как нечто необычайное – невиданное и непонятное (см. Б. В. февр. 395–396 стр.). 442 Преп. Исаии, Migne, Р. G. XL, 1107, 1115; р. п. Доброт. I, 252, 266. Латинская редакция: „Ничему так не радуются диаволы, как тому, если кто скрывает помыслы свои от духовного своего наставника“. Migne, Р. L. CIII, 434. „Ничто не причиняет столько вреда монахам и радости демонам, как утаение помыслов от отцов духовных“. Пат., изл. по гл., IV, § 27. стр. 63; Migne, Р. L. LXXIII, 867. 443 Apophthegmata, Migne, Р. G. LXV, 345; р. п. 297. То же говорит преп. Варсануфий: „да не скрывает никто помысла ибо если кто скрывает помыслы, злые духи радуются, (усиливаясь) погубить его душу“. Aπορ. 583, р. 283; р. п. 371. 447 Migne, Р. G. LXXXVIII, 701; р. п 56–57 Вероятно этот игумен применил к исповеди наставление Антония Великого . Антоний поучал братию, как ограждать себя от греха: „Пусть каждый из вас замечает, и записывает свои поступки и душевные движения, как бы с намерением сообщить это друг другу (ς μλλovτες λλλοις παγγλλειν), и будьте уверены, что, стыдясь известности, непременно перестанем грешить и даже содержать в мыслях что-либо худое. Ибо кто, когда грешит, желает, чтобы это видели? Или кто, согрешив не пожелает лучше солгать, только бы утаить грех ? Как наблюдая друг за другом, не станем творить блуда, так если будем записывать свои помыслы с намерением сообщить их друг другу, то легче соблюдём себя от нечистых помыслов, стыдясь известности”. Св. Афанасия, Жизнь преп. Антония, Migne, Р. G. XXVI, 924; р. п. III, 254. Ср. Созомена, Церк. история кн. 1, гл. 13; р. пер. 50 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Band XIV. Paris, 1709, 189 f, 743. 12. Cellier. Histoire generale des autuers sacres et ecclesiastiques. Bd. XIII. Paris, 1747, стр.147. 13. J. Kunze. Markus Eremita. Leipzig, 1895, стр.63, прим.3. 14. O. Bardenhewer. Geschichte der altkirch. Lit. Freiburg im Br., 1924, IV Bd., стр.163. 15. F. Degenhart. Nilus Sinaita, стр.25. 16. См.: Migne Patrol. gr.s., t.79, col.700C. 17. Точность этого вывода подтверждает также и письмо к Илиодору, в котором мученик Анкирский Платон называется земляком преп. Нила (см.: Migne Patrol. gr.s., t.79, col.580D). 18. См.: K. Heussi. Untersuchungen zu Nilus dem Asketen. Leipzig, 1917, с.92. 19. См.: Migne Patrol. gr.s., t.79, col.968. 20. См.: В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. СПб., 1907, m.I, с.157158. 21. Epist., II, 265. Migne Patrol. gr.s., t.79, col.336AB. 22. K. Heussi в своем труде " Untersuchungen zu Nilus dem Asketen " , с.93, прим.3, полагает, что землетрясение, описываемое преп. Нилом, произошло в 407 году. 23. Epist. Lib. III, 279. Migne Patrol. gr.s., t.79, col.521CD. 24. Epist. Lib. I, 257. Ibid., col.177 BC. 25. Во всех месяцесловах XI и XII вв. в день 14 января (см. месяцеслов архиепископа Сергия, т.1, М., 1876, с.13 и месяцеслов Косолапова, Симбирск, 1880, с.31) говорится, что нападение варваров на монахов, живших в пределах Синая, Хорива и Раифской пустыни, имело место дважды. В первый раз во времена Диоклетиана и александрийского патриарха Петра, когда сарацины убили 40 монахов на Синае и 39 в Раифе; и во второй раз в V в., во время постничества преп. Нила. У самого преп. Нила в его " Narrationes " мы находим подтверждение этим свидетельствам. В конце он говорит: " Убиены были и другие много лет до сего и их память прославляется в тот же день, то есть 14 января " . О втором нападении на монахов упоминают блаж. Иероним и блаж. Августин. Блаж. Иероним в письме Марцеллину и Анапсихию (Epist. 126, т.2. Migne lat.s., t.22, col.1086), которое он написал из Вифлеема в 411 г. (см. прим.в, col.1085), помимо всего прочего, пишет следующее: " В этом году, когда написал я три книги, внезапное нападение варваров, подобно лавине, пронеслось по всему Египту, Палестине, Финикии, Сирии, и мы едва избавились от их рук по милости Христовой " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

1057 В особенности см. творения св. Афанасия Великого , «отца православия», напр., «Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти» (Oratio de incarnatione Verbi. Migne. P.s.gr., t.25, col.95–197; рус. пер., m.I, с.91–264. Ср. у других, напр., проф.В.А.Троицкий (архим.Иларион). Воплощение. Моск. церк. вед., 1912, с.1167–1178). 1058 Ср., напр., Gregorius Theologus. Oratio 38. Migne. P.s.gr., t.36, col.316; рус. пер., m.III, с.194. 1060 Gregorius Theologus. Oratio 40; Migne. P.s.gr., t.36, col.365; рус. пер., III, с.228: Владыка «воссоздал получивших бытие созданием, которое божественнее (θειοτραν), выше прежнего (ψηχοτραν)». См. также в диссертации проф.С.М.Зарина. Аскетизм, m.I. кн.2, с.35–36, прим.36. 1062 Athanasius Magnus. Oratio II Contra Arian. Migne. P.s.gr., t.26, 269, col.260; рус. пер., с.331. 1064 De incarn. Verbi, Migne. P.s.gr., t.25, col.152; рус. пер. с.232; Oratio II. Contra Arian, col.295; с.352; Oratio III. Contra Arian, col.268, с.440–441. 1076 Oratio II. Contra Arian, col.156; с.339; Gregorius Theologus. Oratio 30. Theologica III. Migne. P.s.gr., t.36, col.100; рус. пер. III, с.59: «дабы и мне быть богом, поколику Он стал человеком». 1079 Христологическое учение Церкви столь значительное и высокое, понятно, не принималось гордым сознанием еретиков, послушных велениям врага рода человеческого. О христологических заблуждениях см. у В.И.Несмелова (Догматическая система св. Григория Нисского , напр., с.431–438), и у В.А.Снегирева (Учение о Лице Господа Иисуса Христа, с.27–103 и др.). 1080 Вполне понятно, что и само воплощение является первым здесь и основным чудом. Ср., напр., K.Beth. Die Wunder Jesu, s.3, 23. P.Dausch. Die Wunder Jesu, s.92, справедливо восклицает: «Kein Christus ohne Wunder». 1083 Говоря, что чудеса Иисуса Христа имеют значение доказательства Его Божественности, мы подразумеваем, что они имеют таковое значение лишь потому, что Он Сам учил о Себе как о Боге и в подтверждение этого творил разнообразные чудеса. Таковые творили также свв.пророки и апостолы, но они учили о себе, лишь как о посланниках Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

CLXXIV, CCI: Μ. 84, col. 791–792. 819. В: см. выше к прим. 166–167 на стр. 150), между тем известно, что отвозивший в Антио­хию послание Прокла легат подставил к приложенным к нему отрывкам из Феодо­ровых трудов имя Мопсуэстийского пастыря, который таким образом оказывался осу­жденным Константинопольским владыкой (Facundus. Pro defens., VIII, 2. 5: Migne, lat. ser. t. 67, col. 713–715. 728. Epist. S. Procli X, XI: Migne, gr. ser. t. 65, col. 879–880). 3)По поводу томоса Прокла Иоанн держал собор, где, по Факунду (I, 1. 3. II, 2. III, 1. VIII, 1: Μ. 67, col. 530. 538–539. 563. 583. 709–711 и мн. др.; cnf. epist. S. Cyrilli ad Acacium Melit.: Synodicon, cap. CCXII: M. 84, col. 837. Migne, gr. ser. t. 77, col. 337–338. Mansi, IX, 245. 445. Деян., V, стр. 133–134. 435), присутствовали все предстоятели «Востока». Конечно, нельзя принимать omnes защитника трех глав в слишком тесном и совершенно буквальном смысле, но все же это выражение показывает, что в вопросе о Феодоре Антиохийский владыка нашел общую поддержку Сирийцев. Этого не могло быть до тех пор, пока счастливый результат миссии Аристолая не обрисовался с полною определенностью. А мы с достаточною несомненностью предполагаем, что религиозный мир на «Востоке» был упрочен в 436–437 гг. 4)Замыслы против Феодора пришед­ших в царственный город и клеветавших (Леонтия и Аверия?) на своих епископов (Иву и его сторонников?) в Антиохии считали за покушение произвести новое волнение и восстание против «общего тела Церкви» (Synodicon, cap. CXCVI: М. 84, col. 809). Ясно, что речь идет о времени после прекращения споров из-за Нестория. По всем, указанным сейчас, соображениям мы относим появление Проклова томоса к Армянам к 437 году. 605 Liberati Breviarium, cap. X (Migne, lat. ser. t. 68, col. 990). Facundi Pro defens., I, 1. 3. II, 2. III, 1. VIII 3: Migne, lat. ser. t. 67, col. 530. 538–539. 563. 583. 709–711. Epist 69 (52) Gyrilli ad Acacium Melit. (Synodicon, cap. DCV: M. 84, col. 831. Migne. gr. ser. t. 77, col. 340. Mansi, IX, 266.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Вторая: надо понимать, что святитель Григорий, по сути, был первым, кто пытался разъяснить православный взгляд на образ соединения во Христе двух природ. Поэтому требовать от Григория Нисского совершенства в терминологии бессмысленно . « Христология Григория менее разработана, чем его триадология. Ему не удалось достичь достаточно точных догматических формулировок, напротив, отдельные его выражения нередко напоминают позднейшие несторианские и монофизитские формулы» . На самом деле такой вывод можно сделать и относительно остальных отцов-каппадокийцев, так как при них христологические споры только начинались . Третье: необходимо, по мысли Несмелова, учитывать полемичный характер сочинений, где святитель использует этот образ. Для достижения своей цели (т.е. обличить еретиков и показать несостоятельность их учения) святитель Григорий иногда использует выражения, которые как бы уводят в другую крайность (к примеру, от Евномия к Аполлинарию). Но причина этого кроется, конечно же, не в неправомыслии Григория, а в полемическом характере его трудов. Об этом хорошо говорит о. Георгий Флоровский: «Нужно различать его [святителя Григория, - А.Б.] творения, писанные по полемическим обстоятельствам времени, и те, в которых он положительно раскрывает привлекшие лично его темы» . Библиография Источники: 1. Gregorii Nysseni. De hominis opificio.//J. – P. Migne. Patrologiae Corsus Completus. Series Graeca. T. 44. Paris: Migne, 1857-1866. Col. 123-257. 2. Gregorii Nysseni. Contra Eunomium.//J. – P. Migne. Patrologiae Corsus Completus. Series Graeca. T. 45. Paris: Migne, 1857-1866. Col. 243-1122. 3. Gregorii Nysseni. Adversus Apollinarem.//J. – P. Migne. Patrologiae Corsus Completus. Series Graeca. T. 45. Paris: Migne, 1857-1866. Col. 1281-1302. 4. Анастасий Синаит, преп. Путеводитель// Пер. Адриан (Пашин), игум. «Путеводитель» преп. Анастасия Синаита как опыт раскрытия христологического учения Церкви. – Сергиев Посад, 2009. – 159 с. 5. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. Полное собрание творений в восьми частях. Т. 1. – М., 1865. – С. 75-222.

http://bogoslov.ru/article/4369796

1978 Ефрем Сирин, I t. 307 ρ.; рус. пер. I, 560. О смиренномудрии, 25 гл. „Если ты возлюбленный пребываешь на послушании у отца духовного (ατζ ν ποταγ π. πν.), не налагай сам себе устава, говоря: „не можно сделать того или этого“. Но если приказанное не по силам, то не с гневом воспротивимся приказанию игумена“ (τ το γονμνου διαταγ). Свидетельство Василия Вел. см. ниже. 1981 Ibid. II, 103; Migne P. G. LXXXVIII, 980; Βαρσανουφου Ιωννoυ ποκρ. 500, 501. Но чаще они употребляют ββς, πατρ. 1988 Migne, P. G. XXXI, 1400–1401, 1404, 1409; XXXII, 296; LXXVIII, 701. λεπτης буквально значит: натиратель, натирающий маслом атлетов перед поединком. 1991 Ibid. 681, 709, 1189. νδοχος – восприемник, в данном случае: восприемник грехов послушника на свою совесть. 1993 Подобное понимание встречается в одном из писем (неподлинных) преп. Антония. Epist. XIV: „Si parentes igitur filiique carnales hac sunt praediti charitate, quo magis spirituales parentes eorumque in Deo filii“. Migne P. G. XL, 1027. – Феодор, еп. Петрский, называет преп. Феодосия Киновиарха „духовным отцом“ иноков его монастыря, а немного выше „родившим их о Боге отцом“. (Житие, гл. 22. Палест. Патер, вып. 8, стр. 37). – В уста преп. Харитона Исповедника (между 250 и 350 гг.) его поздний жизнеописатель Симеон Метафраст влагает такие слова: „легче и я, ваш отец по духу, и вы, которых я родил о Христе чрез Евангелие... будем... плодоносить мёд добродетели“ ( μτερος ατ πνεμα πατρ, α υμες ος ν Χριστ δι το Εαγγελαυ γννησα) Житие, гл. 10. Migne, P. Gr. CXV, 912;. p. п. Пал. Пат,. вып. 10, стр. 18. 1995 Ibid. 1388. Текст приведён выше на стр. 476, прим. 2. В другом месте сам союз наставника и ученика св. отец называет духовным обществом – πνευματικν σστημα, С. 1401. 1997 Ibid., 1597. В отношении к епископам, сосланным за иконопочитание, преп. Феодор наз. себя и иноков „детьми духовными“ (с. 1344). 1998 Sermones cathechici. Migne, ibid. 514. р. п. 304. В житии преп. Феодора, которое приписывается монаху Михаилу. Феодор говорил императору Льву Армянину: „следуй во всём духовному отцу твоему“ и при этом указал на патриарха Никифора. Migne, ibid. 284, р. п. 53. Ср. Добротолюбия т. IV, стр. 471: „Отец наш духовный святейший митрополит Синадский Михаил переселился к Господу“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

---. “Epistulae festales.” In Opera omnia. Edited by J.-P. Migne. Patrologiae Cursus Completus; Series Graeca, vol. 26. Paris: Migne, 1865. Augustine of Hippo. “Confessionum libri tredecim.” In Aurelii Augustini opera. Edited by Lucas Verheijen. Corpus Christianorum, Series Latina, vol. 27. Tumhout, Belgium: Typographi Brepols Editores Pontificii, 1981. ---. “Contra Julianum Pelagianum.” In Opera omnia. Edited by J.-P. Migne. Patrologiae Cursus Completus, Series Latina, vol. 44. Paris: Migne, 1865. ---. “De civitate Dei.” In Aurelii Augustini opera. Edited by Bernardus Dombart and Alphonsus Kalb. Corpus Christianorum, Series Latina, vols. 47, 48. Turnhout, Belgium: Typographi Brepols Editores Pontificii, 1955. ---. “De diversis quaestionibus octoginta tribus.” In Aurelii Auguttini opera. Edited by Almut Mutzenbecher. Corpus Christianorum, Series Latina, vol. 44a. Turnhout, Belgium: Typographi Brepols Editores Pontificii, 1975. ---. “De doctrina christiana.” In Aurelii Augustini opera, pp. 1–167. Edited by J. Martin. Corpus Christianorum, Series Latina, vol. 32. Turnhout, Belgium: Typographi Brepols Editores Pontificii, 1962. ---. “De fide et symbolo.” In Sancti Aureli Augustini opera. Edited by Joseph Zycha. Corpus Scriptorum 1 5 8 Ecclesiasticorum Latinorum, vol. 41. Vienna, Austria: F. Tempsky, 1900. ---. “De Genesi ad litteram imperfectus liber.” In Sancti Aureli Augustini opera. Edited by Joseph Zycha. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, vol 28, pt. 1. Vienna, Austria: F. Tempsky, 1894. ---. “De Genesi ad litteram libri duodecim.” In Sancti Aureli Augustini opera. Edited by Joseph Zycha. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, vol. 28, pt. 1. Vienna, Austria: F. Tempsky, 1894. ---. “De Genesi contra Manichaeos.” In Opera omnia. Edited by J.-P. Migne. Patrologiae Cursus Completus, Series Latina, vol, 34. Paris: Migne, 1865. ---. “De natura et gratia.” In Sancti Aureli Augustini opera. Edited by Carl Franz Urba. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, vol. 60. Vienna. Austria: F. Tempsky, 1913.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

---. “De trinitate.” In Aurelii Augustini opera. Edited by W. J. Mountain. Corpus Christianorum, Series Latina, vols. 50, 50a. Turnhout, Belgium: Typographi Brepols Editores Pontificii, 1968. ---. “Epistulae.” In Sancti Aureli Augustini opera. Edited by A. Goldbacher. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, vol. 34, pt. 2. Vienna, Austria: F. Tempsky, 1895. ---. “In Johannis euangelium tractatus.” In Aurelii Augustini opera. Edited by Radbodus Willems. Corpus Christianorum, Series Latina, vol. 36. Tumhout, Belgium: Typographi Brepols Editores Pontificii, 1954. ---. “Sermones.” Patrologiae Cursus Completus, Series Latina, vol. 38. Edited by J.-P. Migne. Paris: Migne, 1861. Barnabas. “Barnabae epistula.” In Epitre de Barnabe. Edited by R. A. Kraft. Sources Chretiennes, vol. 172. Paris: Cerf. 1971. Basil the Great (of Caesarea). “De humilitate.” In Patrologia Cursus Completus; Series Graeca, vol. 31. Edited by J.-P. Migne. Paris: Migne, 1857. ---. “De spiritu sancto.” In Basile de Cesaree: Sur le Saint-Esprit, 2nd ed. Edited by B. Pruche. Sources Chretiennes, vol. 17. Paris: Cerf, 1968. ---. “Epistulae.” In Saint Basile. Lettres, 3 vols. Edited by Y. Courtonne. Paris: Les Belles Lettres, 1957, 1961, 1966. ---. “Homiliae in hexaemeron.” In Basile de Cesaree: Homelies sur l " hexaemeron, 2nd ed. Edited by S. Giet. Sources Chretiennes, vol. 26. Paris: Cerf, 1968. ---. “Homiliae super Psalmos.” In Opera omnia. Edited by J.-P. Migne. Patrologia Cursus Completus; Series Graeca, vol. 29. Paris: Migne, 1865. Bede the Venerable. “De tabernaculo et euasis eius ac vestibus sacerdotem libri iii.” In Bedae Venerabilis opera. Edited by D. Hurst. Corpus Christianorum, Series Latina, vol. 119a. Turnhout, Belgium: Typographi Brepols Editores Pontificii, 1969. ---. “Homiliarum evangelii libri ii.” In Bedae Venerabilis opera. Edited by D. Hurst. Corpus Christianorum, Series Latina, vol. 122. Turnhout, Belgium: Typographi Brepols Editores Poncificii, 1953. Caesarius of Arles. “Sermones.” In Caesarii Arelatensis opera. Edited by D. Germani Morin. Corpus Christianorum, Series Latina, vols. 103,104. Turnhout, Belgium: Typographi Brepols Editores Pontificii, 1953.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ge...

1382 См. Migne, CXL, col. 264. Успенский, стр. 362–63. (Архиерейская присяга, составленная патриархом Филофеем, когда он был еще митрополитом Ираклийским, по Мюнхенской рукописи 508, л. 123). 1383 Напр., собор 1157 г., (Migne, CXL, col. 176, анафематизмы собора 1156), собор, 1361 г. (Migne, CLI, col. 727. анафематизм собора 1166 г.), собор 1117 (см. выше). 1385 Zacharia, JGR III, p. 320 (Nov de seditiosis). В конце этого тома (τομος) читались следующие анафематизмы: Тем, которые отныне будут возбуждать заговоры, или возмущения – анафема. Содействующим им и участвующим в восстании – анафема. Советующим или поощряющим на таковые дела – анафема. Помогающим им оружием – анафема. Принимающим их на покаяние, когда они не раскаиваются в восстании и не оставляют его – анафема. Ср. Вальс. на 3 пр. Гангрского собора. 1400 «Сборное знамение» – так переведено из Властаря в послании Фотия. Русск. историч. Библиот. Спб. 1880, VI, стр. 372. Σημειωσις обозначает вообще определение или какой-нибудь акт, скрепленный подписью, или печатью. 1410 Σντ. V, 4. Zachariae, JGR III. 228. Leunclancii, JGR. I, 104. Славянск. перев. в Кормчей, гл. 52. (Цитируют: Зонара, 50 пр. Вас. Вел. Вальсам. XIII, 2, номок. 4, 50, 80 пр. Вас. Вел. 14, 62 и 64 канон. отв. Властарь, Г гл. 4. К, 5. Арменопула, V, 3 (Migne, CL, col. 140). Об обстоятельствах издания, Σ V, 3. Богатая переписка Николая с Симеоном, царем болгарским, болгарским архиепископом, различными греческими епископами и другими лицами, всего 263 письма, у Миня, Patrol. CXI, col. 29. 1414 В толк. на 12 пр. Анкирск. Полиевкту же принадлежит грамота от 966 г., объявляющая один монастырь патриаршей ставропигией. Acta, V, 250. 1415 Изд. Σντ., V, 11. Leuncl. I, 197 (Migne, CXIX, col. 227) Вальс. Номок. XIII, 2. Властарь, В. гл. 8. К этому толков. Зонары, Σ. V, 19. 1419 Leuncl., III, 203 (Migne, CXIX, col. 742). Вальс. на 13 пр. II, всел. соб. Здесь и о противополож. постанов. Сисиния. Гεδεων , Кανονικα διατξεις, επιστολα, λσεις ϑεσπσματα τν αγιωττων πατριαρχων Кονσταντινουπλεως. ν Кονσταντινουπολει, 1888, II, 5. Властарь, E. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010