Затем начинается пасхальное время, когда в конце комплетория поётся краткий гимн, который, по преданию, написан Папой Григорием Великим. Согласно преданию первые три строчки он услышал от Ангелов, которые сами пели: Regina caeli laetare, alleluia Quia quem meruisti portare alleluia, Resurrexit sicut dixit alleluia, ora pro nobis Deum, то есть Царица Небесная, радуйся, ибо Тот, Которого Ты удостоилась носить во чреве Твоём, – и снова Аллилуйя – воскрес из мертвых, как и предсказал: Resurrexit sicut dixit – цитата из Евангелия (Мф 28: 6) – alleluia; и затем следует последняя строчка, которую прибавил уже сам Папа Григорий I к тому, что слышал от Ангелов: Моли Бога о нас – ora pro nobis Deum. Это рифмованный антифон, который в действительности появился не в 596 г., как об этом повествует легенда, а значительно позднее, между IX и XII вв., возможно, при Григории V (умер в 998 г.), поётся от Пасхи до Троицы. И, наконец, последний: он звучит от Троицы, в течение всего года до начала Рождественского поста, то есть всё лето и осень, – это Salve Regina, Mater misericordiae, vita, dulcedo et spes nostra salve ad Te clamamus, exsules filii Hevae, ad Te suspiramus, gementes et flentes in hac lacrimarum valle, Eja ergo Advocata nostra и т. д. Он также переведен на русский язык С.С. Аверинцевым: Радуйся, Царица, Матерь милосердия; Жизнь и веселие, и упование наше, Радуйся. Это верлибр, здесь нет строгого ритма и нет рифм: к Тебе прибегаем мы, горькие чада Евы, к Тебе воздыхаем, изливая слёзы в сей плачевной юдоли; ей, Заступница наша, на нас милосердия склони взоры, и Христа, благословенный плод оный чрева Твоего, яви нам по скончании сроков земного нашего странствия; златая, благая Мария святая! Последнее восклицание этого гимна: O clemens, o pia, o dulcis Virgo Maria – о Сладостная, dulcis Virgo, Сладостная Дева Мария. Нужно отметить, что в средние века, как и в древности, не знали, что такое сахар; поэтому прилагательное сладкий звучало несколько иначе. Греческое glukuV и латинское dulcis не звучит слащаво, как русское сладкий, оно звучит каким-то особым образом, напоминая сладости плода, и поэтому есть, скажем, у Бернарда Клервосского знаменитый гимн: Jesu dulcis memoria, сладостная память о Иисусе, сладостная мысль о Иисусе.

http://religare.ru/2_40727.html

Вот почему во время Своей проповеди Христос, желая показать, что встреча с Ним означает радикальную перемену всего нашего бытия, всего нашего существа, иной раз, когда кто-то хотел за Ним последовать, говорил человеку такое, от чего тот застывал на месте в недоумении. Мы не хотим идти до конца и не позволяем Христу переменить наше существо – Господи, что мне сделать, чтобы последовать за Тобой? – Хочешь последовать? Хорошо. Пойди, продай твое имение и следуй за Мной. Человек застывал в изумлении: «Пойти и все продать?!...» Подобно тому как хирурги делают разрез и видят, что внутри организма, так и Господь Своим словом, так сказать, резал по живому, для того чтобы показать, что Его присутствие в нашей жизни и наши отношения с Ним заключаются не в совершении каких-то внешне хороших дел, но в полной перемене всего нашего существа. Только так приходит мир в душу человека – от возделывания в нашей душе покаяния. Покаяние начинается с сожаления, когда мы начинаем осуждать самих себя. Затем мы переходим к плачу о себе. Мы взираем на ту пропасть, которая отделяет нас от Бога – где Бог и где я, какое богатство даров и возможностей дал мне Бог и как я расточил все полученное от Него богатство в распутстве своей жизни, – и начинаем возделывать слезы, плач, а с их помощью и покаяние. Научимся плакать, чтобы обрести духовное равновесие. Плач – в особенности плач в уединении, наедине пред Богом – это целое искусство. Если человек научится ему, тогда он начнет духовно преуспевать. Плач привлекает Христа в его сердце. Христос приходит в наши смиренные, раскаявшиеся сердца, и там начинается великая перемена. Мы становимся иными и тогда действительно можем помолиться Господу в мире. С этого начинается Божественная литургия. Таково условие для нашего диалога с Богом в молитве. Если у нас нет мира, мы не можем общаться ни с Богом, ни с людьми. Рейтинг: 10 Голосов: 670 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Прп. Никон Метаноите (память 26 ноября/9 декабря). Был наделен от Господа даром проповеди покаяния, благодаря чему его слушатели преисполнялись сердечным раскаянием и любовью к Богу. Он прошел с проповедью по всей Греции, неустанно обращаясь к христианам с призывом: «Покайтесь» (по-гречески «метаноите» – что и стало прозвищем святого). Совершил много чудес и исцелений. Скончался в 998 году.

http://pravoslavie.ru/141252.html

Согласно др. традиции, зафиксированной в более поздних агиографических памятниках, Е. был в числе епископов, отправленных в ссылку на Сардинию кор. Трасамундом, и скончался на о-ве Корсика. В VIII в. Тициан, еп. г. Тарвизий (ныне Тревизо, Италия), из-за нападений сарацин перенес его мощи в Тарвизий. Вероятно, это были останки к.-л. др. епископа-исповедника, скончавшегося в ссылке, к-рого народное предание отождествило с Е. В Ноли (обл. Лигурия) сложилась агиографическая традиция, отраженная в одном из Житий святителя (BHL, N 2680), к-рое легло в основу местных литургических чтений в честь Е. в XVII в. Согласно этому Житию, Е. был в числе епископов, сосланных вандалами на Сардинию и Корсику. Оттуда он перебрался в Лигурию, где проповедовал Евангелие среди полуязыческого крестьянского населения в окрестностях совр. Ноли и Савоны. Возжелав вести отшельническую жизнь, Е. удалился на островок Брумиак (ныне Берджеджи), недалеко от Ноли, где и скончался. Там была построена небольшая церковь, в к-рой покоились мощи святителя. Первое достоверное известие о существовании церкви и гробницы некоего св. Евгения на о-ве Берджеджи относится к 998 г. и содержится в грамоте имп. Оттона III, в к-рой право на владение церковью и ее доходами было закреплено за еп. Савоны Бернардом. Епископ передал церковь на попечение Леринского мон-ря, к-рый управлял ею до 1252 г. После ухода леринских монахов приорат св. Евгения оскудел. Мощи святого были перенесены в Ноли и помещены в соборной ц. св. Парагория. В 1602 г. мощи были положены в новом кафедральном соборе св. Петра. В литургической практике еп-ства Ноли утвердилось отождествление св. Евгения с Е., еп. Карфагенским. Е. почитался как покровитель морской республики Ноли, впосл. поглощенной Генуей. В Ноли память Е. празднуется 16 июля вместе с др. св. покровителями города - Лонгином, Парфием и Парфенонием. Вероятно, это празднество было установлено в связи с перенесением мощей в 1602 г. Соч.: Eugenius Cartaginensis. Opera//PL. 58. Col. 767-776; CPL, N 103, 648, 799.

http://pravenc.ru/text/186921.html

Причастен субботы «Блажени яже избрал» на 4-й плагальный (8-й) глас И. С. также весьма часто встречается в рукописях, напр.: РНБ. Греч. 130. Л. 390 сл., нач. XVIII в.; Ydra. Iliou. 630. Fol. 192v - 193, нач. XVIII в.; Meteor. S. Stephani. 19. Fol. 391-391v, 1-я пол. XVIII в.; 127. Fol. 294-294v, 3-я четв. XVIII в.; Ath. Stauronik. 234. Fol. 300-312, сер. XVIII в.; Ath. Ivir. 998. Fol. 135v - 145, сер. XVIII в.; Ath. Pantel. 1012. Fol. 216-224v, 1768 г.: μαχορι - название арабо-персидского макама (лада); Meteor. Metamorph. 92. Fol. 137-137v, 1772 г., ркп. иеродиак. Гавриила; БАН. РАИК. 43. Л. 138 об.- 139 об., 2-я пол. XVIII в.; Andros. Agias. 33. Fol. 305 sq., 2-я пол. XVIII в., ркп. Фрадзиса Родосского; РНБ. Греч. 132. Л. 413 сл., кон. XVIII в. Известны также причастны И. С.- воскресный на 4-й глас (Ath. Doch. 363. Fol. 415v - 416v, 2-я пол. XVIII в.) и вторника «В память вечную» на глас βαρς (7-й) (Ath. Doch. 374. Fol. 168-170, сер. XVIII в.). Менее распространены следующие сочинения И. С.: краткие евлогитарии (тропари по непорочных «Благословен еси, Господи... Ангельский собор») на 1-й плагальный (5-й) глас (Ath. Gregor. 4. Fol. 116 sq., 1744 г., ркп. свящ. Михаила Хиосского; БАН. РАИК. 42. Л. 105-106 об., сер. XVIII в.; Ath. Doch. 348. Fol. 97v sq., 2-я пол. XVIII в.; Thessal. Sourotis. Fol. 274v - 277v, 2-я пол. XVIII в., ркп. архим. Кирилла Пелагонийского; Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 143-145v, 1789 г., ркп. архим. Кирилла Пелагонийского); пасапноарии («Всякое дыхание») на 4-й глас (Ath. Paul. 37. Fol. 193-197, 2-я пол. XVIII в.); изобразительные антифоны на 4-й плагальный глас (Ath. Xeropot. 325. Fol. 125v - 127v, сер. XVIII в.); воскресный входный стих «Приидите, поклонимся» на 2-й глас (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 184v - 185); аллилуиарий на глас πρωτβαρυς (Cypr. Machairas. 2. Fol. 317v sq., сер. XVIII в.; Andros. Agias. 34. Fol. 302v - 308v, 1756 г., ркп. иером. Нектария; Meteor. S. Stephani. 127. Fol. 188v - 189, 3-я четв. XVIII в.; РНБ. Греч. 132. Л. 292 сл., кон. XVIII в.; см. также Andros. Agias. 33. Fol. 293v - 294, 2-я пол. XVIII в., ркп. Фрадзиса Родосского); прокимен Великого поста «Не отврати» и «Да исправится» на литургии Преждеосвященных Даров (Thessal. Sourotis. Fol. 530-531; Ath. Ivir. 997. Fol. 133v - 134, кон. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/468943.html

Сначала св. Никон проповедовал покаяние в Армении, затем отправился на остров Крит, где обратил к христианству многих мусульман, а между христианами старался восстановить строгую жизнь первых времён христианства. Прожив на Крите, таким образом, 20 лет, преподобный Никон прошёл затем остальные греческие города и области: Спарту, Ахайю, Эпир, Пелопоннес, Коринф, Мессинию, Эвбею. Где бы преподобный Никон не проповедовал, люди обращали на него свой взор, ибо видели его великое подвижничество, его удивительное самоотречение, заставлявшее людей задуматься над жизнью своей, и над словами проповеди Евангелия, которые преподобный Никон исполнял на деле. В городе Спарта, где св. Никон обосновался, его усилиями была построена церковь во имя Спасителя, которая впоследствии разрослась до размеров значительного монастыря. Многое множество людей приходило ко св. Никону, дабы поучиться у преподобного духовной мудрости и изменить свою жизнь. Преподобным Никоном было совершенно много чудес и исцелений. Среди исцелённых им был и знатный византийский патриций Василий Апокавк (в 981 г.). Св. Никон также некоторое время подвизался в Дамале, в округе Тризинийском, проповедуя общее покаяние. Скончался преподобный в Лакедемоне в 998 г. Блаженный Никон Армянин небесный покровитель города Спарты. Преподобным Никоном были также написаны книги: «О нечестивом служении армян», чин «Отречения от армянства» и «Письмо к одному затворнику о незаконном отлучении». Необычайно важное для истории Пелопоннеса в X в. «Житие» святого, написанное в классическом стиле некоторое время спустя по смерти его игуменом основанного св. Никоном монастыря, Григорием, в 1142 г., издано Ламбросом («Νος Ελληνομνμων», 1906, сс. 131–222). Греческая Православная Церковь причислила св. Никона Армянина Метаноита к лику святых, и память его празднует ноября 26 (декабря 9) (см.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона «Христианство» Москва, 1995, т. II, с. 214; т. III, с. 659; Византийская Библиотека «Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии» А.П.Рудаков, Санкт-Петербург, 1997, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 ноября 1920 года ректор института протоиерей Николай Чуков подал митрополиту представление, в котором подробно сообщал об образовании Богословского института, его утверждении советской властью и текущей деятельности. На этом документе митрополит Вениамин наложил резолюцию: «1920. Ноября 5/18. Заготовить донесение Свят[ейшему] Патриарху о положении Богословского Института с представлением инициаторов и членов комиссии по учреждению Богословского Института к благословению Его Святейшества с грамотой, председателя прот. Василия Акимова к награждению наперсным крестом с драгоценными украшениями и ректора института, много способствовавшего его упрочению, протоиерея Н. Чукова, как ректора высшего Богословского учебного заведения, к награждению митрой. Митроп[олит] Вениамин " 995 . В декабре 1920 года митрополит Вениамин утвердил о. Н. Чукова настоятелем Казанского собора. В этом соборе за литургией 2 марта (17 февраля) 1921 года святитель и возложил на него митру со словами: «Патриарх Московский и всея России Тихон награждает настоятеля св. храма сего, ректора Богословского института протоиерея Николая митрою. Аксиос!» 996 Как просветительный центр епархии, Петроградский Богословский институт регулярно устраивал общедоступные публичные лекции по богословию силами членов своей корпорации, с участием представителей университета. Вечером 28 ноября 1920 года для чтения такой лекции пришел академик Иван Саввич Пальмов , бывший профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Однако ему стало плохо, и он скончался от паралича сердца прямо в аудитории. В институте были устроены панихиды, на одной из которых присутствовал митрополит Вениамин 997 , почтивший память своего наставника по академии. Близко к сердцу владыка принял и кончину академика Б.А. Тураева , последовавшую 23 (10) июля 1920 года. 25 июля митрополит и протоиерей Н. Чуков вдвоем служили панихиду на квартире покойного, куда собрались многие студенты Богословского института. На другой день митрополит Вениамин и епископ Лужский Артемий возглавили отпевание Б.А. Тураева в Александро-Невской лавре. «Чин отпевания был совершен полностью и продолжался с погребением ровно два с половиной часа./.../Владыка устроил у себя, в большой зале [Митрополичьих покоев – авт.], чай, на котором присутствовало около 40 человек. В конце, на память о Борисе Александровиче, Владыка раздал всем Евангелие», – записал в дневнике о. Н. Чуков 998 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Муроме правление князя Давида было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостивое, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, всех любили и не любили ни гордо­сти, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чин, ограждая его от нужд. Оба вели жизнь постническую, чистую, целомудренную 994 . Один женатый возмущался нечистыми мыслями, смотря на прекрасную кня­гиню. «Почерпни воды из реки с этой стороны судна», – сказала княги­ня (это было во время плавания по реке Оке); тот почерпнул; «испытай, какова?» Тот исполнил приказание. «Почерпни воды с другой стороны судна и попробуй ее», – сказала княгиня. И когда тот выполнил волю ее, она спросила: «Находишь ли разность между тою и другою водою?» «Никакой», – отвечал тот. Святая сказала тогда: «Точно так одинаково естество женское; напрасно ты, оставляя свою жену, думаешь о чужой». Когда князь и княгиня достигли старости, то в одно время облеклись в иноческое одеяние, один с именем Петра, другая с именем Февро­нии 995 . На Пасхальной неделе 1228 года умер сын князя Давида, потом на той же неделе преставился сам князь-инок, а в один день с ним по­чила и блаженная Феврония 996 . Князь и княгиня, согласно с завещанием, положены были в одном гробе 997 . В начале XVI века «по всем странам прошла весть, что в городе Му­роме явились славные чудотворцы, дарующие исцеление приходящим к ним» 998 . Собором 1547 года положено местно праздновать память князя Петра и Февронии; тогда же написана и служба им 999 . Впоследствии празднование стало повсеместным 1000 , и вероятно вскоре после того, как царь Иоанн Васильевич, на походе против Казани, в 1552 году благого­вейно «покланялся в Муроме сродникам своим великим чудотворцам, князю Петру и княгине Февронии» 1001 . Блаженные Давид и Евфросиния в жизни своей были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для Евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак. Так показывают многие опыты загробной жизни их.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На фоне более поздняя надпись: «Uhhokehmiй Епископъ Boлoroдckiu. 1841-1842». Ко времени служения И. в Харьковской епархии относится литография нач. 40-х гг. XIX в. (ГИМ): И. с книгой в левой руке, на груди - панагия и крест. Два портрета И. (писанный маслом и акварельный) экспонировались в 1907 г. на выставке, посвященной свт. Филарету (Дроздову), митр. Московскому (Каталог выст. в память митр. Филарета по случаю 40-летия его кончины. М., 1907. С. 11). В одном из залов Румянцевского музея в Москве была представлена галерея из 302 портретов-копий рус. деятелей, среди них имелось и графическое изображение И. Его портреты находились также в собраниях Д. Г. Бибикова, М. П. Погодина и др. ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 231, 241). Известно неск. эстампов сер.- 3-й четв. XIX в. с изображением И. в сане архиепископа Херсонского, в т. ч. приложенных к изданиям его сочинений (Там же. Т. 2. Стб. 997-998). Литография П. Ф. Бореля была издана в мастерской А. Э. Мюнстера в С.-Петербурге (ЦАК МДА) с пометой: «Съ Фотогр. рисунка» - и с факсимиле автографа И. (см. также: Там же. Т. 4. Стб. 142; РГБ ОР. Ф. 213. К. 112. Ед. 10). Он представлен в небольшом повороте влево, в рясе и клобуке с крестом, с панагией на груди. Эстампы аналогичного извода (на панагии образ Спасителя) выполнены в Москве в мастерской К. Эргота (ЦАК МДА, см. вкл. в кн.: Избр. поучения 12 архипастырей Рус. Церкви, с их портретами. М., 1861), в С.-Петербурге в серии худож. листков В. Ф. Тимма (1857). Др. лист Бореля 60-х гг. XIX в. (ЦАК МДА) вышел из литографской мастерской А. И. Траншеля. На с.-петербургской литографии И. Корелина по рис. А. Козлова, напечатанной в год смерти И. (1857, ЦАК МДА), он показан почти фронтально, по пояс, с четками в левой руке, внизу посвященные ему стихотворные строки («Твой взоръ орлиный въ тайны духа…»). Подобный портрет (руки не изображены) исполнен по рис. Дейнерта в литографии В. Дарленга (редакция Российской военной хроники) и помещено в изд.: Портреты лиц, отличившихся заслугами и командовавших действующими частями в войне 1853, 1854, 1855 и 1856 гг.

http://pravenc.ru/text/389617.html

В Эсфигменской библиотеке хранится 372 рукописи и более 9 тысяч книг. Старейший акт монастырского архива относится к 1034 г.; последний среди тридцати одного византийского документа относится к 1409 г. Первое издание актов Эсфигмена Л. Пти и В. Регеля содержало 44 акта, датируемых вплоть до 1848 г. В документе солунского практора (Димитрия Апельмене?) ок. 1300 г. упоминаются личные имена, образованные от корня рос-, которые могут указывать на этническое происхождение (?) их носителей (Акт. Эсф. 8 ). 435 Иверский монастырь 436 По преданию, Иверский монастырь основан учениками св. Афанасия Афонского – Иоанном Ивером и Иоанном Торником, – монахами кавказского происхождения. Монастырь был назван грузинскими монахами в память о своей родине, именовавшейся в древности Иверией. Из этой обители происходит Иверский чудотворный образ Божией Матери, список с которого был доставлен в Москву в середине XVII в. приглашенными царем Алексеем Михайловичем иверскими монахами. Иверский монастырь занимает третью позицию в святогорской иерархии. Библиотека Ивирона является одной из богатейших на Святой Горе. В ней хранится более 2 тысяч рукописей и более 20 тысяч печатных (в том числе старопечатных) изданий. Ценнейшие документы содержатся в монастырском архиве, где находятся хрисовулы византийских императоров Константина VII Багрянородного (946 и 958 гг.), Романа II (960 г.), Василия II (980 г.) и др. В акте прота Никифора, изданном в апреле 1013 г., имеется подпись игумена монастыря св. Пантелеймона Леонтия (Акт. Ивер. 18:32), известного и по более ранним актам, изданным между 998 и 1009 гг. (Акт. Прот.; Акт. Хил. 1; 9). Монастырь св. Пантелеймона, как уже упоминалось, в 1169 г. был передан Русскому монастырю, называемому с тех пор Русским монастырем св. Пантелеймона. В иверском акте судьи Льва от сентября 1056 г. среди свидетелей фигурирует Евстрагий, игумен монастыря св. Пантелеимона; он известен также по акту Русского монастыря от февраля 1030 г. (Акт. Рос. 1) 437 Лавра св. Афанасия 438

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 июля (...) И 993 святых страстотерпецъ князей русскихъ 994 обою брату по плоти Бориса и Глба, нареченныхъ во святомъ крещении Романа и Давыда , пострадавшихъ от брата своего Святополка. Борисъ збоденъ бысть копии на Алт рц месяца сентября 995 24 день. Глб же ножем закланъ тогоже месяца в 996 5 день 997 (л. 308 об.). (...) Тропарь святым, гласъ 2. П равдивая страстотерпца и истинная Евангелию Христову послушателя, цломудреный Романе съ незлобивым Давыдомъ, несопротивъ стасте врагу сущу брату, убивающему тлеса ваша, душама 998 же коснутися не могущу. Да плачется убо злый властолюбецъ,//вы же радующеся с лики аггельскими, предстояще Святй Троиц, молитеся о держав сродникъ вашихъ богоугодн быти и сыновомъ русскимъ спастися. Кондак, глас 3. В осия днесь преславная память ваю, благородная страстотерпица Христова Романе и Давыде, созывающи насъ к похвалению Христа Бога нашего, тмъ притекающе к рац мощей ваю, исцления даръ приемлем молитвами ваю, святая, вы бо божественая врача есте (л. 309−309 об.) 25 июля (...) И успение преподобнаго отца нашего Макариа Желтоводскаго, Уньжескаго чюдотворца . Макарий б во дни великаго князя Василия Васильевича Московскаго и всея Русии, родомъ нижегородецъ, посадъскаго человка сынъ, отца именемъ Иоанна и матере Марии. Младъ сый, пострижеся в Печерскомъ монастыр, и оттол иде в пустыню, не хотя славы от человкъ, на реку глаголемую Лухъ, и ту мало поживе, и отиде оттуду отай во внутренюю пустыню на Желтыя Воды, и ту монастырь созда и братию собра, и оттоле прозвася Макарий Желтоводский. Наидоша же на обитель его агаряне и разориша ю, и самого плниша, и веденъ бысть ко князю ихъ. Князь же возбрани имъ,//яко такова свята мужа взяша, и отпусти его с честию, и оттол паки отиде в пустыню на рку глаголемую Унжу, от града Унжи за 15 поприщъ, и ту монастырь возгради, и поживе в чернечеств 83 лта, а всхъ лтъ поживе 95, и успе в лто 6912 (л. 311−311 об.). (...) Тропарь Макарию, глас 5. Д несь градъ твой Галичь тобою хвалится, в концхъ бо его пресвтло, яко велие солнце, восиялъ еси, и чюдесы убо своими, преподобне Макарие, вся озарилъ еси, и нын молися Господеви избавится душям нашимъ от прелести вражия и спастися граду твоему от поганскаго наития.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010