Свою лепту в развенчании всемогущества Рима внес известный Данте Алигьери, написавший в 1313 г. сочинение «Монархия». Без особого почтения к особе понтификов он без большого труда опроверг «Константинов дар» простыми, но оттого не менее убедительными рассуждениями. Даже не оспаривая факт передачи папе Сильвестру (314–335) в собственность Рима и Италии со стороны императора св. Константина Равноапостольного, Данте утверждает: «Константин не мог отчуждать права и владения Империи, а Церковь принимать их. Никому не дозволено, основываясь на вверенной ему должности, делать то, что этой должности противоречит. А рассекать Римскую империю противно должности, вверенной императору, ибо долг его – подчинять человеческий род единому хотению. Следовательно, рассекать Римскую империю императору не дозволено». Не был обойден вниманием Данте и тот факт, что некогда папа Адриан (772–795) призвал Карла Великого защитить Рим от лангобардов и вручил ему императорскую корону. На это великий писатель не без сарказма напомнил, что в свое время император Оттон Великий (962–973) восстановил папу Льва VIII (963–965) на кафедре, а папу Бенедикта V (964) низложил 420 . И совершенно убийственный вывод: «Если бы Церковь имела полномочия санкционировать власть Римского императора, она имела бы их либо от Бога, либо от себя, либо от какого-нибудь монарха, либо по всеобщему согласию. Но ни один из перечисленных источников Церкви подобных прав не давал; следовательно, она вышеупомянутых полномочий не имеет» 421 . В это же время другой английский автор выразил в своем произведении общую для многих точку зрения: «Римская церковь навлекала на себя гнев Божий, потому что ее правители заботятся не о духовном благе народов, а только о накоплении своего собственного кошелька». В борьбе папы с королем Фридрихом II Гогенштауфеном даже многие германские епископы говорили: «Пусть папа стрижет сколь угодно своих овец в Италии, а мы защитим своих от волка, скрытого под одеждой пастыря» 422 . А канцлер знаменитого Парижского университета Жерсон, поддерживаемый епископом Салисберийским, написал трактат «О духе и средствах объединения и реформирования Церкви на Вселенском Соборе».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К этому прародительскому греху люди стали еще прибавлять свои личные грехи 959 , и род человеческий мало помалу погрузился до такой степени в беззаконие, что отдал ему на служение все свои чувства душевные и члены телесные 960 . Но таким поведением он стал в страшное противоречие с Божеской волей и, как преступник Его законов, заслуживал справедливое наказание, по силе Божественной правды 961 . Тогда явился в мир Новый Адам, новый родоначальник человечества, Иисус Христос 962 . Будучи совершенно свят и безгрешен, Он уничтожил как грех 963 , так и наказание за него 964 , и Своей смертью и воскресением победил самую смерть 965 . Всем верующим в Него Он дарует Духа Своего 966 и посредством этого Духа тесно объединяет верующих с Собой 967 . Над верующими теперь уже не тяготеет наказание за грех 968 , потому что Иисус Христос принял это наказание на Себя, Сам умерши за них 969 . Точно так же они освободились теперь и от уз плена, рабства греховного 970 ; ибо Иисус Христос отдал жизнь Свою вместо выкупа за них 971 и даровал им такого Духа, который победоносно отражает силу греховную 972 . Как искупленные Иисусом Христом, христиане сделались Его достоянием, Его собственностью 973 , и силой Его Духа очищаются, освящаются и становятся способными к приношению плодов добрых дел, достойных Духа Христова 974 . Из этого изображения нашего спасения во Христе не трудно видеть, что то же учение о спасении в сжатых и кратких чертах представлено Апостолом и в рассматриваемом нами стихе. Также не трудно заметить, что и здесь искусная рука ап. Павла сумела изобразить немногими чертами столь великую картину спасения людей, каковая находится и в других местах его посланий 975 . Нельзя не заметить еще и того, что ст. 14-й со ст. 11–13 находятся во взаимной связи, друг друга пополняют и объясняют. Так, во-первых, в стихе 11-м говорится о явлении спасительной благодати Божией, под которой разумеется Сам Спаситель; в стихе же 14-м указывается, что Спаситель наш Иисус Христос для нашего спасения Самого Себя предал на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

949. Книжица Петра Дамаскина , письменная в четверть; в ней же Псалтырь Еврейская, с приписми. 950. Книга Зерцало, письменная, в десть, бумага малая. 951–957. 7 книг Зерцал письменных в полдесть. 958–960. Три книги Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси вопросы и Соборные ответы письменные в полдесть, сиречь Стоглавники. 961. Тетрадь в коже Послание Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всея Русии в Кириллов монастырь, письменная, в полдесть. 962. Книга Максима Грека, письменная, бумага большая, в десть. 963. Другая книга Максима ж Грека, письменная в полдесть, Иоаникия Осокина. 964. Книга в начале Римским книгам Георгия мниха, письменная в полдесть о небеси сотворении. 965–967. Три книги Бытейских письменных в десть и с ветхими. 968–972. 5 книг Бытейских письменных в полдесть. 973. Книга Пророчества письменная, в десть. 974–975. Две книги Царства, одна бумага Касьяновская, а другая с деянием на харатье, в десть, обе письменные. 976–977. Две книги Иисус Сирахов, печатные в десть, бумага малая, ветха. 978. Книга Иисус Навин в полдесть, Селивестровская. 979. Книга Иисус Навин, в полдесть. 980. Книга Козма Индикоплов в лицах, в начале житие Князя Феодора Смоленского, письменная в десть. 981. Книга Козма Иидикоплов письменная в полдесть, в лицах же. 982. Книга Лапсаик письменный, в полдесть. 983. Книга Григория Самблака, письменная, в полдесть. 984. Книга Василия Нового в десть, бумага малая, письменная. 985. Другая книга Василия ж Нового на харатье, в четверть, письменная. 986. Книга Антиох письменный в полдесть. 987–989. Три книги Кирилла Иерусалимского письменные в полдесть. 990. Книга Пчела письменная в полдесть, а другая в четверть. 991. Книга Пандект Антиохийский письменный в десть. 992. Книга Иаков со Иосифом новокрещенным, в полдесть. 993. Книга Афанасия Александрийского на Арианы, в начала житие его, в полдесть. 994. Книга о Латынех, письменная в десть. 995. Книга о Латынех, како отлучишася Соборные церкви, в начале Григория Богослова , письменная в полдесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

ArchæoloGia. EUSEBIUS CÆSAREÆ. De nominibus Hebræorum 24, memoratur. Vide, PL., 23, 121–90. EPIPHANIUS. De mensuris et ponderibus, 43, 237–94. De XII gemmis, 293–304; 321–66. Physiologus, 517–34. TOPOGRAPHIA. SOPHRONIUS HIER. In loca sancta, , 87, III, 3817–24. EPIPHANIUS mon. Enarratio Syria, 120, 259–72. EUGESIPPUS. De distantiis locorum sacrorum, 133, 991–1004. ANONYMUS. In loca sacra, 133, 973–90. PERDICAS. De locis sanctis, , 133, 963–72. JOAN. PHOCAS. Descriptio terræ sanctæ, 133, 927–62. B)  M1SCELLA COMMENTARIA PTOLEMÆUS. Ad Floram epistola, 7, 1281–92. POLYCARPUS. Fg., 5, 1025–8. MELITO. Fg. 5, 1215–20. ORIGENES. Philocalia, 14, 1309–16. EUSEBIUS CÆS. Eclogæ propheticæ, 22, 1021–262. ATHANASIUS. Quæstiones in S.S., 28, 711–74. GREGORIUS NAZIANZENUS. Poemata, 12–28, . 37, 471–506. CYRILLUS ALEX. Glaphyra, 69, 13–678. In odas Scripturæ, 69, 1773–6. Collectanea V. Т., 77, 1175–1290. De adoratione in spiritu et veritate, 68, 13–1126. HESYCHIUS. Quæstiones, 93, 1391–1448. MAXIMUS. Quæstiones ad Thalassium, 90, 243–786. Quæstiones et dubia, 785–856. Quæstiones ad Theopemptum, 1393–1400. Ex opere 63 Dubiorum, 1461–2. Ex Vaticano capita, 1401–1462. PHOTIUS. Amphilochia, 101, 45–1172, 1277–96, MICHAEL GLYCAS. In divinæ Scripturæ dubia, 158, 647–958. JOANNES GEOMETRA. Canticorum metaphrasis, , 106, 987–1002. VETUS TESTAMENTUM 1 . Universe. HIPPOLYTUS. In Octateuchum, 10, 701–12. THEODORETUS. Quæstiones in Octateuchum. 80, 75–528. ANONYMUS. Octateuchi divisio in capita, 106. 1025–48. Homilia Athanasius. In SS. Patres et Prophetas, 28, 1061–74. 2 .Singuli libri. In Genesim. Melito, 5, 1215–8. Hippolytus, 10, 583–606, Origenes, 12, 45–262; 17, 11–16. Eusebius Emesenus, 86, I, 547–9. Diodorus Tarsensis, 33, 1561–80. Didymus, 39, 1111–14. Chrysostomus. Homiliæ 1–67, 53–54, ad с. 580; 64, 499–502. Aliæ 1–9, 54, 581–630. Chrysostomus 1–3, 56, 519–38. Theodorus Mopsuestenus, 66, 633–46. Cyrillus Alex. Glaphyra, 69, 13–386. Theodoretus. Quæstiones in Octateuchum, 80, 77–226. Gennadius, 85, 1623–24.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

«О том, что думали ответственные деятели иудео-христианства, мы можем судить по тем двум памятникам, которых до нас дошли от них. Это — послание Иакова и Евангелие от Матфея». — Кассиан, еп. С. 274. 961 В древнейшей версии канона Нового Завета, которой следуют многие современные переводы (в т.ч. и ЕК) и согласно которой Соборные послания располагаются после Павловых (как в богослужебном календаре Православной Церкви; см. Приложение), Иак. оказывается сразу же за Евр., хотя «строго говоря, речь может идти не о месте Иак. в отдельности, а о месте соборных посланий, как целого». — См.  Безобразов С. С. 30. Прим. 1. 962 Телушкин Й. С. 96. См. также § 5. 1. 963 См.  Безобразов С. С. 24 слл.; Кассиан, еп. С. 274. 964 «За гимном веры Евр. стоит учение о вере в Рим. и Гал. Без Рим. и Гал. само понятие «мертвых дел» в Евр. осталось бы для нас невразумительным». — Безобразов С. С. 51. 965 «Иаков нападает не на Павла как такового, а лишь на его односторонность, на его выдернутый из контекста лозунг». — Данн Д.Д. С. 281. 966 «Полемика Павла против закона могла легко быть использована в видах оправдания аморализма». — Безобразов С. С. 18. 967 См.  Безобразов С. С. 27. 968 Безобразов С. С. 49. 969 Взято из Brown R. P. 734-5. 970 См.  Brown R. P. 735-6; Гатри Д. С. 562-3. 971 Вот почему на отпусте Таинства Елеосвящения упоминается апостол Иаков. 972 1 Петр. наряду с 1 Ин. были двумя из семи Соборных посланий, которые очень скоро обрели широко признанный канонический статус. — См.  Brown R. P. 722. 973 В Деян. он именуется «Сила». 974 См. подробнее, например, Dalton W.J., S.J. The First Epistle of Peter.//NJBC. P. 903; Kümmel W.G. P. 423-4; Гатри Д. С. 588-604. 975 См. §§ 42. 2; 43. 3; Ключ... С. 344. 976 См.  Brown R. P. 718. 977 Также предпринимались попытки локализовать «Вавилон» в Египте и Антиохийской области. — см.  Кассиан, еп. С. 292; Гатри Д. С. 613-4. 978 После 72-го года восточный Понт, Галатия и Каппадокия были объединены в одну провинцию. — см.  Brown R. P. 708. N 11. 979

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Чамлыямак. Собор Иоанна Предтечи. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Не действует.   Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:приблизительно 963 - 973. Адрес: Турция, пос.Чамлыямак Координаты: 40.613942, 41.542523 Проезд:пос.Чамлыямак находится недалеко от трассы Юсуфель-Эрзурум Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Тао-Кларджети — собирательное название районов южной Грузии, образовавших средневековое княжество, соседствовавшее с древней Иберией и подчинявшееся ей. В 8 веке земля была захвачена арабами, царь оказался в багдадской тюрьме, и Грузия, как национальное государство, фактически сократилась до размеров княжества Тао-Кларджети, этой некогда окраины грузинской земли. На границе первого и второго тысячелетий царь Тао-Кларджети Давид III Великий стал одним из самых значимых правителей на Кавказе. При нем был построен один из четырех Великих Кафедралов — храм в Ошки. Чтобы представить масштаб этого строения и его значение для страны в то время, только напишу названия остальных Кафедралов, они общеизвестны: Храм Баграта в Кутаиси, Светицховели в Мцхете и Алаверди. Ошкский кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя был построен первым и получается, что в какой-то момент являлся самым большим на Кавказе. Со смертью бездетного Давида Великого фактически кончилась независимость Тао-Кларджети, сначала княжество было поглощено Византией. Область погрузилась на несколько лет в смуту. Баграт III, бывший племянником Давида (а согласно некоторым источникам и приемным сыном), царствовал в Абхазии, его отец Гурген был царем в областях к северу от Тао-Кларджети. После смерти отца Баграт получил его земли в наследство, присоединил к своим, расширив царство до границ Тао, и заявил свои права на княжество, в результате чего имела место Византийско-грузинская война (1014—1023). Война закончилась поражением, территория осталась за Византией. И была возвращена уже при Давиде Строителе и царице Тамаре, когда Византийская империя ослабла и теряла влияние. Грузины остались без одного из своих культурных и религиозных столпов, поскольку эта вроде бы окраина была центром монашеского движения, бурно развившимся в VIII-XI веках (выходцы Тао основали за рубежом — в Византии, Палестине, Сирии, — грузинские монастыри, среди них — монастырь Креста в Иерусалиме). Давид Вартумашвили. http://vartumashvili.com/hahuli Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36416

В X-XIV вв. в зодчестве на территории Армении и Грузии, уходящем корнями к раннехрист. традиции Востока, стали более явными отличия от архитектурной традиции визант столицы (в принципах планировки мон-рей, типологии построек, средств художественной выразительности, в особенностях мемориального зодчества, восприятия внешних, гл. обр. мусульм., влияний). Внутри Закавказского региона с XI в. четко определились особенности архитектуры Армении и Грузии, каждая составила самостоятельную ветвь восточнохрист. зодчества. В Закавказье еще существовали области, где активно воспринимали и синтезировали разные (арм., груз. и к-польскую) традиции, напр. в Тайке (Тао) в IX-X вв. Возникали новые типы крестово-купольного храма (триконх с длинной зап. ветвью креста и центральным ядром в виде вписанного креста - Ошки, 963-973) и аркатурное убранство фасадов, к-рые послужили основой формирования архитектуры соборов в Зап. и Вост. Грузии 1-й пол. XI в. Проникновением визант. традиции можно объяснить появление круглых (многогранных) подкупольных столпов. Спецификой груз. развития 4-столпной структуры является соединение арками 2 высоких вост. столпов, часто слитых с краями апсиды, и 2 низких, свободно стоящих на западе. Новый этап в развитии зодчества К-поля пришелся на XII в. 2 храма комплекса мон-ря Пантократора (1118-1136, совр. Зейрек-джами), ц. Христа Пантократора (между 1118 и 1124), построенная имп. Ириной Комниной, и сев. ц. Богородицы (ок. 1124), демонстрируют традиционализм заказчиков и мастеров, их приверженность к ранним образцам. Композиционные изменения минимальны и относятся гл. обр. к деталям. Снаружи весь комплекс храмов (в т. ч. средний, во имя арх. Михаила, служивший имп. мавзолеем с 1136) имеет общие зап. и вост. фасады. Объемы зданий асимметричны: вост. части понижены по отношению к зап., где устроены хоры; хотя уровень хоров понизился, они занимают 2-й ярус наоса, а не уровень его сводов. Декором насыщен внешний облик зданий (3- и 5-гранные апсиды оформлены рядами плоских и круглых ниш, средняя апсида сев. церкви имеет лопатки и карниз) и внутренний. Наряду с мраморной облицовкой стен и резными деталями в юж. церкви Пантократора сохранился инкрустированный пол, деления к-рого отражают структуру сводов, его квадратные и круглые ячейки соединены переплетениями, между ними помещены изображения животных и растительные орнаменты. Подобные полы XI в. известны в базиликах Студийского мон-ря и Св. Софии в Никее (в XIII в.- в ц. Св. Софии в Трапезунде). Принципиальным новшеством явилось украшение окон ц. Пантократора витражами с образами святых, заменившими здесь и в нек-рых др. храмах XII в. традиц. цветное остекление.

http://pravenc.ru/text/383977.html

954.  …спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе (Втор. 23. 7). 955. РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Дело 1799. Л. 1–60 об. 956. «Христианское Чтение». 1853, май. С. 411. — Там же. 1852. Остров Валаам и тамошний монастырь. С. 19. —  Здесь и далее сноски — авторские. 957. Там же. 958. Следованная Псалтирь киевской печати 1822 г. С. 315. 959. Летописец Валаамский. 960. Присуд — округ, ведомство подчиненности; одна из частей, на которые делится волость (вотчина), отделение. —  Ред. 961. Обозначение даты по архаическому летосчислению (728 год соответствует 1728 году и т. п.) — Ред. 962. Эти слова написаны по-славянски золотом, а следующий за ним титул Митрополита написан им собственноручно. 963. О последних двух изображениях в Зеленецкой обители сохраняется предание, что это были святые соименники и небесные покровители родителей Преосвященного Корнилия Митрополита. Эта мысль подтверждается еще и другим старинным образом святой мученицы Параскевы, постоянно почти у гробницы Преосвященного находившимся, но ныне снятым по случаю помещения на сем месте образа Святыя Живоначальныя Троицы. 964. Она состоит из 105 книг, считая в том числе и Богослужебные. 965. На Новгородском и Новоладогском наречии и ныне часто слышана буква ы вместо е, например он ы вместо он е. 966. В имуществе бывшего настоятеля Зеленецкого монастыря игумена Варсонуфия найдено было Евангелие, напечатанное в 1644 году. — Оно отправлено в Санкт-Петербургскую Духовную Консисторию, по требованию ее, в 1851 году. 967. Листа этого ныне не имеется. 968. и 969. Эти две книги достались Зеленецкому монастырю, очевидно, в то время, когда был приписан к нему Николаевский монастырь. 970. Наименование монастыря неизвестно. 971. Преподобный Арсений скончался 12 июня 1444 года. 972. В третий же класс возведена в 1825 году. 973. По-фински он назывался Рандасари — прибрежный остров. 974. Она немногочисленна и неразнообразна. 975. О Божественных именех главизн 13; О церковническом священноначалии главизн 7.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Photo: Oshki Monastery The BBC has dedicated an article to Georgian medieval monasteries that are now on the territory of the neighboring country, Turkey. “Turkey’s Forgotten Georgian Kingdom” is the name of the article, which explains that the ongoing governmental disputes between the two states have left the fate of the medieval architectural wonders in limbo. “A rugged, remote area where unforgiving rocky crags give way to green oases, north-east Turkey is home to magnificent Georgian monasteries from the medieval principality of Tao-Klarjeti, a former feudal state ruled by the Bagrationi royal family,” the article reads. The authors of the article, Katie Nadworny and Emma Harper, explain that Tao-Klarjeti was once a part of the United Kingdom of Georgia that thrived during the 12th and 13th centuries. However, repeated incursions by the Turco-Mongol conqueror Timur in the late 14th Century led to the demise of the kingdom, and in the mid-16th Century, Tao-Klarjeti came under Ottoman rule, which led to it becoming a part of modern-day Turkey. “During the kingdom’s golden age, Tao-Klarjeti was the center of monastic life governed by the Georgian Orthodox Church. Today, striking remnants of the principality’s spiritual influence remain tucked in tiny Turkish villages among the visually arresting Kaçkar Mountains near the Turkey-Georgia border,” the article reads. The authors say that Oshki Monastery (963973 AD) in Erzurum Province, one of region’s grandest Georgian Orthodox sites, is in danger, as the expansive, cruciform-shaped monastery is now mostly roofless, though the open sky emphasizes the splendor of the soaring central dome. “Disagreements between the Turkish and Georgian governments on how to proceed with restorations have left the monastery in a state of neglectful limbo, and the majesty of Oshki is left open to the elements, crumbling slowly,” the article reads. The article says that Ishan Church near the village of Arpack, first mentioned in a Georgian manuscript in 951 AD, has suffered a fate worse than neglect: a haphazard restoration.

http://pravmir.com/bbc-says-magnificent-...

956. Букв. «в ком, прежде чем они достигли любви, мало этого помысла». 957. Или «на свое поведение». 958. Букв. «они в духовном образе жизни или в расслабленном (небрежном) образе жизни». 959. Т.е. до мыслей о Суде. 960. Букв. «иные движения возбуждаются в них». 961. Букв. «на уровне душевного образа жизни», «в чине подвижничества души». 962. Вар. «осуждением». Сир. термин msabbranuta соответствует греч. fantasia и означает «воображение», или «ожидание». Термин masbbranuta (который без огласовки имеет точно такое же написание, как и msabbranuta) означает «мнение», «предположение», «сомнение», «осуждение». 963. Или «совесть». 964. Или «не будет убеждено». 965. Букв. «в свободе помыслов». 966. Или «образа жизни». 967. Или «подъем этот». 968. Букв. «к естественному пути образа жизни (подвижничества)». 969. Букв. «целостности сознания», «целостности совести». 970. Букв. «существует». 971. Т.е. нового века. 972. Букв. «возбуждается». 973. Вар. «кто служит в этом образе жизни», «кто пребывает в таких подвигах». 974. Т.е. находящихся на душевном уровне. 975. Т.е. находящихся на духовном уровне. 976. Духовный. 977. Букв. «в перемене своей и в деятельности своей». 978. Букв. «к нашему рассказу». 979. Букв. «слово». 980. Или «в добродетели деяний». 981. Букв. «свободой помыслов». 982. Т.е. от страха и страдания. 983. Или «свободе помыслов». 984. Букв. «чину детей». 985. Букв. «возбуждается», «движется». 986. Букв. «постоянством мысли». 987. Букв. «о вещах воскресения их мертвых», т. е. о том, что относится к воскресению из мертвых. 988. Букв. «кратких дней этой обители». 989. Букв. «еще не вошел в душевность». 990. Букв. «душевности». 991. Или «совокупность». 992. Т.е. Церковь. 993. Букв. «в душевности». 994. Преп. Исаак, очевидно, говорит о себе в третьем лице. 995. Букв. «на нёбе мышления его». 996. Букв, «к страннику в утомлении его». Сир. aksenaya является эквивалентом греч. xenos («странник»): в контексте аскетической письменности термин означает человека, сделавшегося чуждым миру («странным» для мира), т. е. отрекшегося от мира.

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010