сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Персоналии (в алфавите имен) Архиереи Алексий I (Симанский), патр. – см. также ИУ. 962. Игнатия (Петровская) , мон. О Святейшем патриархе Алексии I/Публ.: А. Л. Беглов//АиО. 2000. 1(23). С. 128–146. 963. Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 13–185. 964. Комаров К. М. К 120-летию со дня рождения Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Сб. 34. С. 11–12. 965. Платон (Игумнов) , архим. Посещение Святейшим патриархом Алексием I Святой Земли в мае 1945 г.//БТ. 1999. Сб. 35. С. 59–63. 966. Пятилетие интронизации Святейшего Алексия (Симанского), патриарха Московского и всея Руси (4 февр. 1945 г.)//ВРЗЕПЭ. 1950. 1. С. 7–10. 967. Святейший патриарх Алексий I и восстановление Свято-Троицкой Сергиевой лавры/Московская прихожанка//АиО. 1999. 4(22). С. 193–206. Алексий II (Ридигер), патр. – см. также ИУ. 968. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Ответное слово... [на Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова перед вручением диплома почетного профессора РАН]//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). 969. Осипов Ю. С. Обращение президента РАН акад. Ю. С. Осипова к Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II перед вручением диплома почетного профессора РАН//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 22. 970. Платэ Н. А. Слово перед вручением диплома почетного профессора РАН Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 19–21. 971. Уржумцев П. В. Пребывание Святейшего патриарха Алексия II в Святой Земле//БТ. 1999. Сб. 35. С. 9–18. 972. Цыпин В. , прот. Алексий II, патриарх Московский и всея Руси: (По страницам «Православной энциклопедии»)//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 19–35. Андроник (Никольский), архиеп., сщмч. – см. 813 973. Памяти высокопреосвященного митр. Ленинградского и Новгородского Антония [Мельникова] (1924–1986)//БТ. 1987. Сб. 28. С. 5. Афанасий (Сахаров), еп., священноисповедник – см. ИУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

BBC Says Magnificent Georgian Monasteries on Turkish Territory are Crumbling Source: Georgia Today Natalya Mihailova 18 July 2017 Photo: Oshki Monastery The BBC has dedicated an article to Georgian medieval monasteries that are now on the territory of the neighboring country, Turkey. “Turkey’s Forgotten Georgian Kingdom” is the name of the article, which explains that the ongoing governmental disputes between the two states have left the fate of the medieval architectural wonders in limbo. “A rugged, remote area where unforgiving rocky crags give way to green oases, north-east Turkey is home to magnificent Georgian monasteries from the medieval principality of Tao-Klarjeti, a former feudal state ruled by the Bagrationi royal family,” the article reads. The authors of the article, Katie Nadworny and Emma Harper, explain that Tao-Klarjeti was once a part of the United Kingdom of Georgia that thrived during the 12th and 13th centuries. However, repeated incursions by the Turco-Mongol conqueror Timur in the late 14th Century led to the demise of the kingdom, and in the mid-16th Century, Tao-Klarjeti came under Ottoman rule, which led to it becoming a part of modern-day Turkey. “During the kingdom’s golden age, Tao-Klarjeti was the center of monastic life governed by the Georgian Orthodox Church. Today, striking remnants of the principality’s spiritual influence remain tucked in tiny Turkish villages among the visually arresting Kaçkar Mountains near the Turkey-Georgia border,” the article reads. The authors say that Oshki Monastery (963973 AD) in Erzurum Province, one of region’s grandest Georgian Orthodox sites, is in danger, as the expansive, cruciform-shaped monastery is now mostly roofless, though the open sky emphasizes the splendor of the soaring central dome. “Disagreements between the Turkish and Georgian governments on how to proceed with restorations have left the monastery in a state of neglectful limbo, and the majesty of Oshki is left open to the elements, crumbling slowly,” the article reads.

http://pravmir.com/bbc-says-magnificent-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ VIII Лев VIII, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 146 (РГБ) Лев VIII, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 146 (РГБ) († 1.03.965, Рим), папа Римский (4 дек. 963 - 22 мая 964, 23 июня 964 - 1 марта 965). Сведения о Л. содержатся в Liber Pontificalis , а также в «Historia Ottonis» (История императора Оттона I) Лиутпранда Кремонского, в продолжении «Хроники» Регинона Прюмского, написанном Адальбертом Магдебургским, и в «Хронике» Бенедикта Сорактского. Л. род. в Риме. Его отец Иоанн был протоскриниарием Римской Церкви (т. е. главой скриния - папской канцелярии и архива). Л. накануне избрания на Папский престол занимал эту же должность и был мирянином. Избран папой на Соборе в Риме, который был проведен по инициативе имп. Оттона I (962-973). Собор заочно низложил папу Иоанна XII (955-963), поддерживавшего противников императора, бывш. кор. Италии Беренгария II Иврейского и его сына Адальберта II (правили совместно в 950-964). 6 дек. 963 г. при участии епископов Остии, Порто и Альбано Л. вопреки канонам за 1 день последовательно был посвящен во все церковные чины и рукоположен во епископа Римского. Почти весь понтификат Л. прошел в борьбе с теми, кто оспаривали его право занимать Папский престол. Иоанн XII побуждал римлян выступить против Оттона I и свергнуть Л. В февр. 964 г., после того как император с армией покинул Рим, Л. был изгнан из города и бежал в лагерь Оттона I в Умбрии. 26-28 февр. 964 г. Иоанн XII провел в Риме Собор, признавший незаконными его низложение и избрание Л., а также отменивший все распоряжения Л.; епископы Порто и Альбано, участвовавшие в поставлении Л., раскаялись и получили прощение, епископ Остии был заочно осужден. После Пасхи (3 апр. 964) имп. Оттон I вместе со Л. выступил в поход на Рим, Иоанн XII вновь бежал из города. После внезапной смерти Иоанна XII (14 мая 964) на Папский престол был избран Бенедикт V (22 мая 964). Войска имп. Оттона I осадили и взяли Рим, Бенедикт V был схвачен и выдан императору. 23 июня 964 г. состоялся Собор, в присутствии Оттона I восстановивший Л. на Папском престоле. Бенедикт V, избрание которого признали незаконным, был низложен и приговорен к ссылке в Германию; Л. лично принимал участие в процедуре его низложения. После Собора имп. Оттон I вновь покинул Рим.

http://pravenc.ru/text/2463267.html

Чамлыямак. Собор Иоанна Предтечи. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Собор. Не действует.   Престолы: Иоанна Предтечи Год постройки:приблизительно 963 - 973. Адрес: Турция, пос.Чамлыямак Координаты: 40.613942, 41.542523 Проезд:пос.Чамлыямак находится недалеко от трассы Юсуфель-Эрзурум Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Тао-Кларджети — собирательное название районов южной Грузии, образовавших средневековое княжество, соседствовавшее с древней Иберией и подчинявшееся ей. В 8 веке земля была захвачена арабами, царь оказался в багдадской тюрьме, и Грузия, как национальное государство, фактически сократилась до размеров княжества Тао-Кларджети, этой некогда окраины грузинской земли. На границе первого и второго тысячелетий царь Тао-Кларджети Давид III Великий стал одним из самых значимых правителей на Кавказе. При нем был построен один из четырех Великих Кафедралов — храм в Ошки. Чтобы представить масштаб этого строения и его значение для страны в то время, только напишу названия остальных Кафедралов, они общеизвестны: Храм Баграта в Кутаиси, Светицховели в Мцхете и Алаверди. Ошкский кафедральный собор Святого Иоанна Крестителя был построен первым и получается, что в какой-то момент являлся самым большим на Кавказе. Со смертью бездетного Давида Великого фактически кончилась независимость Тао-Кларджети, сначала княжество было поглощено Византией. Область погрузилась на несколько лет в смуту. Баграт III, бывший племянником Давида (а согласно некоторым источникам и приемным сыном), царствовал в Абхазии, его отец Гурген был царем в областях к северу от Тао-Кларджети. После смерти отца Баграт получил его земли в наследство, присоединил к своим, расширив царство до границ Тао, и заявил свои права на княжество, в результате чего имела место Византийско-грузинская война (1014—1023). Война закончилась поражением, территория осталась за Византией. И была возвращена уже при Давиде Строителе и царице Тамаре, когда Византийская империя ослабла и теряла влияние. Грузины остались без одного из своих культурных и религиозных столпов, поскольку эта вроде бы окраина была центром монашеского движения, бурно развившимся в VIII-XI веках (выходцы Тао основали за рубежом — в Византии, Палестине, Сирии, — грузинские монастыри, среди них — монастырь Креста в Иерусалиме). Давид Вартумашвили. http://vartumashvili.com/hahuli Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=36416

Vladimir Moss 49. SAINT EDWARD THEMARTYR, KING OF ENGLAND The holy Martyr-King Edward was the son of King Edgar the Peaceable of England and his first wife, Queen Ethelfleda, who died not long after his birth in 963 or 964. Already before St. Edward " s birth, his father had had a dream. He told this to his mother, the abbess St. Aelgifu, who was greatly gifted for her gift of prophecy and wonder-working. She interpreted the dream as follows: After your death the Church of God will be attacked. You will have two sons. The supporters of the second will kill the first, and while the second will rule on earth the first will rule in heaven. Now King Edgar had been anointed twice on the model of King David: first in 960 or 961, when he became King of England, and again in 973, when his dominion expanded to the north and west and he became «Emperor of Britain», receiving the tribute of eight sub-kings of the Celts and Vikings. But between these two anointings he had married again and fathered a second son, Aethelred. When King Edgar died in 975 (his relics were discovered to be incorrupt in 1052), Aethelred " s partisans, especially his mother, argued that Aethelred should be made king in preference to his elder half-brother Edward, on the grounds that Edgar had not been anointed when he begat Edward in 959 or 960, and that his first wife, Edward " s mother, had never been anointed, so that the throne should pass to the younger son, Aethelred, who had been born «in the purple» when both his parents were anointed sovereigns. The conflict was settled when the archbishop of Canterbury, St. Dunstan, seized the initiative and anointed St. Edward. However, the defeated party of Aethelred did not give up their opposition to God " s chosen one. St. Edward, according to an early source, «was a young man of great devotion and excellent conduct. He was completely Orthodox, good and of holy life. Moreover, he loved above all things God and the Church. He was generous to the poor, a haven to the good, a champion of the Faith of Christ, a vessel full of every virtuous grace.»

http://azbyka.ru/otechnik/world/a-centur...

Иго Христово Враг душевный диавол выну нам стужает, многовидныя стрелы на ны испущает 958 , Желая душы наша 959 онеми язвити, иго свое лютое на ны возложити, Еже иго бремене 960 пророк нарицает Исаиа 961 , тяжко бо быти усмотряет. Тяжко повелением, ибо то творити велит, еже не может Богу любо быти, Но яже богомерзка и люте безчестна, во ад влекут, лишают жилища небесна. Тяжко есть мздою, ибо 962 что хощет воздати служащим 963 себе, страшно 964 и в ум восприяти. Неугасимым 965 огнем 966 имать я палити, гладом, хладом, червием во веки томити. Сицеву мучителю себе подчиняти есть волею си смерти безумно 967 искати, Смерти же безсмертныя, ея же есть дело безконечно томити и душу, и тело, Никогда же мертвити. Оле казнь велика, от ея же да хранит нас Христос Владыка! Сохранит же конечно, аще мы Христови, не демону служити пребудем готови. Аще не подчинимся злому томителю, но поработим себе Христу Спасителю, Его же иго благо 968 есть и легко бремя, покой приносящее в безконечно время. 2 Иго Свое Христос Бог людем ублажает, и бремя легко быти светло возвещает. Истинна рече правду, но како, есть требе всякому человеку разсуждати в себе. Како бо иго благо, зане утруждает? И бремя како легко, еже отягчает? Легко се, ово благо многими винами, яже аз предлагаю отчасти пред вами. В первых, иго Христово есть, по воли жити Божией и Самому Оному служити, А во Божией воли благо пребывати и служити Оному, есть то царствовати. Царствовати же и зде, и 969 во веки в небе, его же кто царствия не желает себе? Зде над страстми, онамо царство в славе будет, иде же радость верным 970 без конца пребудет. Сие легко и благо, убо возлюбите иго Христово, и то любезно носите. Аще же тягота в нем чювствуется нека, благодать легчит, иго 971 крепит человека, Еже трудности кроме то бремя носити и вся со веселием заветы творити. Та же 972 изветы греха от нас удаляет, или враги лютыя наши 973 укрощает. Или искушения смиряет велика, или утешением твердит человека. Всяко не оставляет под игом падати, тщится руку помощи 974 временно подати.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Слово 24. На сказанное евангелистами о Спасителе по-человечески, на «плакася» 962 , на «нын душа Моя возмутися» 963 , на «аще возможно есть, да мимоидетъ отъ Мене чаша 964 и «прискорбна есть душа Моя» 965 , и подобные этим речения. От божественного Писания примеры убедительные и опровергающие зломыслие христоборцев Если мы полагаем, что эти слова изречены кем-то из обычных людей или просто человеком, то пусть он плачет как человек, боится и страшится смерти, печалится и смущается, и все, что обычно терпеть человеческой природе, терпит. Если же Он был Богом во плоти, – а Он был Им, и не иначе, – то чего боится Бог ? Если Он был правдив, говоря: «Азъ есмь животъ» 966 , то каким образом Жизнь боится смерти? Если иных Он спасал от смерти, то как Сам боялся смерти Тот, Кто увещал учеников мыслить дерзновенно и говорил: «Не убойтеся отъ убивающихъ тло, души же не могущихъ убити» 967 ? Как Сам Он боялся претерпеть это, если Он Авраама ободряет, говоря: «Не бойся, яко съ тобою есмь» 968 ? Если Он Моисея сделал грозным для Фараона, и Иисусу Навину говорит: «Крпися и мужайся» 969 , то как Сам будет подвержен страху? Или как убоялся людей Тот, Кто иным советует не бояться и, убеждая их, вопиет: «Господь мн помощникъ, и не убоюся: что сотворитъ мн человкъ?» 970 Как для того пришедший, чтобы умертвить смерть, Сам убоялся того, против чего Он пришел [сразиться]? И как не за пределами всякого злочестия будет называть убоявшимся ада Того, Кого его вратницы, едва лишь видевше, убояшася 971 и, распахнув врата, через которые никто не мог убежать (τς φκτους πλας), отпустили заключенных [во аде] духов (τ ναποκλεισθντα πνεματα) 972 , так что многие святые восстали и вошли во град 973 , как написано, и были видимы некоторыми? Как испугался смерти Тот, Кто пришедшим искать Его сказал: «Азъ есмь» 974 ? Как испугался смерти сказавший: «Область имамъ положити душу Мою, и область имамъ паки ю» 975 и также: «Никтоже возметъ ю отъ Мене, но Азъ полагаю ю о Себе» 976 ? Стало быть, это не Само по Себе Слово было убоявшимся смерти, но было в нем человеческое [естество], которому всегда свойственно испытывать это [чувство].

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Образование И. м. связано с именами 2 груз. полководцев, приближенных царского дома Тао-Кларджети эриставов Иоанна (прп. Иоанн Святогорец) и Торникия (прп. Иоанн-Торникий). В 60-х гг. X в. прп. Иоанн в возрасте ок. 30 лет принял постриг и обосновался в мон-ре Отхтаэклесиа в Кларджетской пуст., где вскоре прославился как аскет и отшельник, и к нему стали приходить люди. Ища уединения, он перебрался в мон-рь на горе Олимп в Вифинии, где, скрыв свое высокое происхождение, выполнял черную работу: чистил стойла для животных. Узнав, что его малолетний сын (впосл. прп. Евфимий Святогорец) в числе др. детей груз. вельмож был привезен в К-поль как гарант союза Византии и Тао-Кларджетского царства, прп. Иоанн прибыл в столицу Византии. После встречи с визант. имп. Романом II он увез мальчика сначала в Вифинию, затем на Афон, к основавшему в 963 г. Великую Лавру прп. Афанасию Афонскому, мать к-рого происходила из Колхиды. Именно этим мн. исследователи объясняют быстро возникшую между преподобными духовную дружбу (Там же. С. 104). На основании сведений источников о встрече прп. Иоанна с прибывшим на Афон визант. имп. Никифором II Фокой (963-969) появление прп. Иоанна в Великой Лавре датируют между 963 и 969 гг. (по мн. источникам, 965). Прп. Иоанн и сопровождающие его грузины нек-рое время оставались в Великой Лавре, но не находились на ее полном иждивении: после 969 г. прп. Иоанн получил от визант. имп. Иоанна I Цимисхия (969-976) хрисовул, согласно к-рому годовой доход от о-ва Лемнос в размере 244 номисм передавался Великой Лавре (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 6; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21; ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52). В нач. 70-х гг. X в., желая последовать примеру родственника, в возрасте ок. 50 лет с именем Иоанн принял постриг эристав Торникий, принадлежавший к груз. знатному роду Ксанских эриставов Чорчанели (Чордванели). Стремясь разыскать прп. Иоанна, он прибыл на Олимп, затем на Афон и был радушно встречен в Великой Лавре, где образовалась груз. община. По совету прп. Афанасия в 1,5 км от Лавры были построены груз. ц. во имя св. Иоанна Предтечи и келлии, получившие название «келлии Иоанна Ивера». В Уставе Великой Лавры, созданном прп. Афанасием (973-975), указано, что груз. келлий не должно быть больше 8, что означало ограничение числа монахов также до 8, насельники келлий подчинялись настоятелю Великой Лавры, келлии нельзя было продавать или сдавать внаем (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 16-17; ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52-54).

http://isihazm.ru/?id=748

P. 58). В. Л. сыграла большую роль в становлении афонского законодательства. Первый офиц. устав всего афонского монашеского сообщества - Типикон Иоанна Цимисхия (972), т. н. Трагос (Actes du Prôtaton. N 7),- появился для разрешения споров, возникших в связи с созданием прп. Афанасием большого общежительного мон-ря. Еще в 962-963 гг. по аналогии со студийским одноименным документом прп. Афанасием был составлен «Ипотипосис» (Υποτπωσις), регламентировавший богослужение В. Л. и правила пощения («О качестве и количестве в пище и питии и о благочинии за трапезой») ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 246-256), а ок. 973-975 гг.- Устав В. Л. (τυπικν или κανονικν), где, в частности, говорится о независимости «свободной и самоуправляемой» В. Л. от светских и церковных лиц ( Meyer. S. 106, 109). В «Завещании» преподобного (см. ст. «Диатипосис» прп. Афанасия ), написанном после сент. 993 г., определяется порядок назначения монастырских эпитропов (управляющих) и избрания игумена ( Meyer. S. 102-140). Мн. положения этих документов впосл. вошли в уставы др. афонских общежительных мон-рей (см.: Γιγκος. Σ. 253-288). При этом нек-рые особые черты монастырской жизни, введенные прп. Афанасием, тщательно соблюдались только лаврской братией, как, напр., земной поклон игумена братии на братских собраниях ( Δωρθεος, μον. Τ. 2. Σ. 156) или чоканье стаканами в конце праздничной трапезы («Ипотипосис» - Meyer. S. 136). Имп. Василий II Болгаробойца в 993 г. подарил обители о-в Неон (τν Νων букв.- Юных), находящийся недалеко от о-ва Скиатос, названный так в связи с тем, что на нем селили юных безбородых послушников, к-рым был запрещен вход на Афон (Vita А// Noret. P. 99; Vita В//Ibid. P. 193), о-в Айос-Эфстратиос, известный производством древесного угля, подворья и мн. дары. Прп. Афанасий погиб вместе с 6 монахами и неск. рабочими под обломками строившегося ими храма 5 июля ок. 1000 г. За 3 дня к мироточащему телу приложилось 2,5 тыс. монахов, составивших ок. 2/3 от общего числа святогорцев (Vita А// Noret. P. 114, 118; Vita В//Ibid. P. 201). Местом погребения прп. Афанасия стал параклис 40 Севастийских мучеников, его гробница остается главной монастырской святыней.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

И те, и другие, задав риторический вопрос, могли дать один ответ: «Кто в силах описать человека, сотворенного по образу Божию? Никто» 963 . История сотворения человека по образу Божию доказывала обеим сторонам, что слово «образ» было древней категорией христианского учения 964 . Все могли согласиться, что «поскольку человек создан по образу и подобию Божию, человеческому естеству должно… как образу нести в себе черты первообраза» 965 . Однако на основании этой общей посылки можно было прийти к двоякому выводу: или в силу сказанного человека можно описывать в его божественной образности 966 , или же речь идет о таком качестве человеческого существования, которое не может быть уловлено изобразительными средствами. Итак, идея образа Божия в человеке вплотную подводила к вопросу: Что описывается на картине – ноумен этого образа или только феномен? 967 . Несмотря на то что в христианском учении о человеке «образ Божий» представлял собой хорошо известный термин, более известным (и более определенным) он стал не в антропологии, а в христологии. Согласно некоторым отрывкам (и, в частности, отрывку из 2-го Послания к Коринфянам) Христос – это «образ Бога невидимого» ( 2Кор.4:4 ), и иконопочитатели так Его и прославляли 968 . Соотнося этот отрывок со взглядами своих оппонентов, они заявляли, что «бог мира сего ослепил их умы, и посему они не зрят свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» 969 . Опираясь на Послание к Колоссянам, можно было сказать, что Сын Божий – это «живой, естественный и точный образ невидимого Бога» 970 . Однако прибегая к тому же самому термину, иконоборцы утверждали, что «если, согласно словам «видевший Меня видел Отца " … Сын есть точный образ Отца» 971 , то в таком случае отсюда следует, что никакое живописное изображение не может показать, что Он действительно Его образ 972 . Они утверждали, что в отличие от других так называемых образов Писание по-особому именует Сына «образом Бога и Отца» 973 ; Христос – «образ Бога и человека» 974 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010