73 Молебствие это было совершено, и при оном слово произнесено. См. Хронологич. указат., стр. 80. 74 Обер-гофмейстеру Олсуфьеву, как видно из подлинника рескрипта о сем Государыни Цесаревны – ныне в Бозе почившей Государыни Императрицы от 13 окт. 1854. Икона называется здесь «написанною лаврскими художниками и изображающею и Свят . Алексия и Преп. Сергия». 75 Речь по всей вероятности об изданной уже в 1856 г. книге «Сказание о странствии и путешествии постриженника святой горы Афонской инока Парфения». 76 Сие относится, без сомнения, к сказанию, заключающемуся в письме из Лавры от 1-го ноября 1854 г., и помещенному в книжке «Монастырские письма» (стр. 127–130). 79 В печатном издании (втором) этого обещания нет, и иеродиакон обозначен только буквою М., ч. 1, стр. 282. 80 Письмо, по-видимому, сохранилось не в целости: оно не имеет обычного начального приветствия; притом от него уцелела одна только четвертка, ныне печатаемая. 81 Слова почти с буквальною точностью повторены в письме к А.Н.М… от 2 марта 1855. См. названные письма стр. 465. 82 Одною из причин, по которым Святитель Филарет придавал важность этому делу, было то, что этот мост находится на пути сообщения живущих за монастырем академических профессоров с академиею: по вниманию к ним сберегая время этих тружеников, Владыка впоследствии сам указал и место этому мосту, сокращающее их путь. 93 Письмо это от 8 октября 1855 г. в первый раз напечатано было еще при жизни Высокопреосвященного Митрополита в Сентябрьской книжке душеполезного чтения за 1863 г. 95 Напечатана и Прибавл. к изд. Твор. Свв. Оо. ч. 142, стр. 415–421, а оттуда перешла потом общее собрание Слов и речей. 96 Вероятно, речь о беседе на освящ. храма въ Варваринском Сиротском Приюте; ноября 1 д. 1855 г. См. Сл. и р. Т. 3, стр. 173–175. 105 Беседа в неделю про блудного сына и на память Свят. Алексия. Напеч. В полном собр. Слов и речей, ч. 3, стр. 23–26. 108 О. наместник приведен к присяге на вступление в это служение 10 марта 18. Слич. Сие же издание писем, ч. 1, стр. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

313. Минея Праздничная , в четвертку, без конца, 249 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. 314. Минея Праздничная , в четвертку, без начала, 237 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете, разбита. Начинается службою 2-го мая. Службы русским святым: 1) мая 20 – Алексию митрополиту (6 об.–19 об.); 2) мая 23 – Леонтию Ростовскому (29 об.–36 об.) и 3) июля 20 – Борису и Глебу (112–127). 315. Минея Праздничная , в четвертку, без начала, неполная, 103 л., полууставом XVI в., с нижнею доскою от переплета; 52 лисг порван с ущербом для текста. На л. 103 об. запись полууставом: «Описана бысть сия книга канунник на Господские праздники и на Пречистыя Владычицы нашея Богородици лета 7119 (1611) июля 24 день на память святыя мученици Крестины и святых преподобных страстотерпец русских князей обою брату по плоти Бориса и Глеба нареченных во святом крещении Романа и Давида. А писал сию книгу многогрешный чернець Протасьище а писал со архаггельского переводу. И где буде описался или преступил в суетных мыслех света сего и вы Бога ради отци и братья собою исправляйте а не клените якож апостол рече: благословите, а не клените». На полях внизу листов 1–8 приписка позднейшею скорописью: «Книга Минея церкви Николая чудотворца что в Старом селе». 316. Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 372 л., полууставом и скорописью разных почерков XVI и XVII вв., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–4, 38, 42, 49, 50, 70, 82, 96, 97, 99, 101, 131, 136–171, 176–180, 191, 201, 203–204. Начинаетея службою Покрову Богородицы, оканчиваетея службою 30-го мая. 317. Минея Праздничная , в лист, 516 лл., без начала и конца, полууставом XVI–XVII вв., с разрисованными буквами, в кожаном переплете; некоторые листы подклеены. Рукопись начинается продолжением службы 1-го сентября, а оканчивается неполною службою 29 августа. В числе других служба Борису и Глебу (472 об.–481 об.) 318. Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 294 л., полууставом разных почерков XVI–XVII вв., без переплета. 1 и 3 листы порваны, некоторые листы подклеены. Руколись начинается продолжением службы на Рождество Христово, а оканчивается стихирами на «хвалитех» в службе на 26-е октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. 256 – 257. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства «Паломник», 1994.//Ср.: Лебедев А. П. Царствование Византийского императора Никифора Фоки в церковно-историческом отношении (963–969). Очерки внутренней истории Византийско – Восточной Церкви в IX – XI веках. М., 1902. С. 278–279.//Никодим, епископ Далматинско – Истрийский. Правила Василия Великого . Правило 13. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т.2. С П б., 1912. С. 394. Правила святых апостол и отец с толкованиями. Паломник, 2000. С. 211. 87 Holderegger Adrian. Selbsttoetung(Suizid). Neues Lexikon der christlichen Moral, herausgegeben von Hans Rotter und Guenter Wirt. Wien: Tyrolia-Verlag, 1990. S. 675. 91 Месяц октябрь 4 день. Святыя мученицы Домнины и дщерей ея Виринеи и Проскудии. Пролог (месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь). М.: В типографии единоверцев, 1875. Лист 145 (Р М Е).//См. так же: Сергий (Спасский) , архиеп. Мученицы Домнина, Вереника и Просдока. Полный месяцеслов Востока. Т. 3. Святой Восток, части вторая и третья. М., 1997. С. 413. 93 Память преподобной Мастридии. Жития святых. Книга третья. Ноябрь. М., 1902. С. 698–699. Подобный сюжет встречается и в других источниках. См.: Иоанн Мосх , блж. Удивительный поступок одной благочестивой женщины. Глава 60. Луг Духовный. Свято-. Троицкая Сергиева Лавра, 1896. С. 76–77. 94 Августин, блж. О граде Божием. Книга первая. Глава 18, 19. Творения. Часть 3. Киев, 1906. С. 32, 33, 37. 95 Страдания святой мученицы Лукии. Жития святых. Книга четвертая. Декабрь. М., 1906. С. 388. Подобный эпизод содержится и в житии мучеников Феодоры и Дидима: Страдания святых мучеников Феодоры и Дидима. Жития святых. Книга девятая. Май. М., 1908. С. 725).//Таких сюжетов в житиях святых немало. Таково, напр., житие мучеников Тараха, Прова и Андроника (12 октября ст. ст.); мучеников Зиновия и Зиновии (30 октября ст. ст.); Анисии девицы ( 30 декабря ст. ст.) и др. 96 См. о Тимофее: Петров Л., прот. Справочный богословский преимущественно церковно-богословский словарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Маврикия. Павла (отсек себе руку). Пустынника Иоанна, слепец. Строителя Коневского иеромонаха Адриана, в схиме Алексия 28/3 1812 г. Ординского игумена Серапиона и его сподвижников: иеромонахов Иринарха и Гавриила. Блаженного Феодора. Память их 30 декабря. Первоначальников Флорищевой пустыни. Пустынножителей Мефодия, Варлаама, Менандра, Иоанна и митрополита Илариона (Суздальский). Помер 14 дек. 1708 г. Священо-иерея Гавриила † 30/12 1855 г. Монахини Серафимы и блаженной монахини Херувимы † 5 октября 1884 г. Поговорка ее «Матушь а матушь» Каменского Успенского монастыря. Киево-Печерского схимонаха Михаила. † 23/12 1815 г. 96 1/2 лет от роду. Старцев: Паисия и Феодора. Протоиерея Матфия, Гомелевский, Рыбинский. Р.Б. Иоанна. (Путилов похоронен в г. Мологе за алтарем кладбищенской Всехсвятской церкви.) Р.Б. Андрея и Марии, родители святителя Иоасафа. Димитрия и Даниила, дедушки святителя Иоасафа. Старца Иерофея. Похоронен у Троицы на кладбище г. Тутаев. Р.Б. Александра. Михайлович Крайнев, странник. † 10 декабря 1889 г. Из жизнеописания отечественных подвижников 18–19 веков, книга за декабрь месяц. Москва 1910 г. Издание Русского Пантелеймонова монастыря. Царствие им Небесное, и вечный покой и их святыми молитвами нас, Господи, помилуй. Иерея Никиту, иерея Георгия и рабу Божию Анастасию (дед и родители митрополита Киевского Филарета). Помяни, Господи, убиенных в 1609 г. иноков Толгского монастыря 15 монахов и 31 послушников. Помяни, Господи, Югского старца Адриана. Схимонаха Вассиана. Раба Божия Иоанна Евфимовича, помер 15 окт. 1906 г. 104 годов от рождения близ Вышнего Волочка. Монахиню Антонию. Схимонахиню Пелагию. Елену, Параскеву. Иосифа. У Пятницы на Бору. Монахиню Евстолию. Монахиню Сарру, она затушила подожженные фитили французами в 1812 г. и предотвратила этим взрыв Ново-Девичьего монастыря, померла 18 марта 1840 года. Иеросхимонаха Анатолия. Благоговейный, жил в Глинской пустыни. Он говорил так: «Сластолюбивых Бог не слушает», помер 30 ноября 1860 года. Монаха Авеля, прозванный прорицателем. Вся жизнь его прошла в тюрьмах. Помер в арестантской камере Суздальского монастыря 29 ноября 1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

Синода, а даже вопреки видам Синода. Может ли быть признано действительным такое рукоположение? А ведь первые начинщики Английских церковных порядков поступили как раз похоже, как предположенный нами собор Иерархов 841 . Позвольте надеяться, что усердие моё к раскрытию начатого Вами вопроса не встретит себе холодного приёма – и что это письмо моё к Вам будет напечатано так же, как первое без выпуска, т. е. без сокращений. – Сокращение в настоящем случае было бы неудобно потому, что иногда в одной строке я старался вставить ка- —548— кой-нибудь видный для дела пункт. С опущением подобной строки может оказаться трещина, какую после нужно будет восполнять, пожалуй что и не без затруднений. Святой и преподобный и Богоносный Отец наш Сергий, память которого у Вас завтра 842 будет столь знатно праздноваться, – величайший из подвижников и угодников Божиих (св. мощи и св. иконы которых, т. е. святых угодников Божиих – Англикане обходят каноническим почитанием) да поможет Вам – спокойно, безопасно и с подобающим достоинством пройти утёсистый и покрытый туманом путь, по которому Вы шествуете с начатым Вами предметом 843 . Вашего Высокоблагородия покорный послушник Иоанн Епископ Аксайский Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни:] Автобиографические записки высокопреосв. Саввы [Тихомирова], архиеп. Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Том 1. (1819–1850 гг.) Годы: 1831–1834]//Богословский вестник 1897. Т. 1. 3. С. 65–96 (4-я пагин.). (Продолжение.) —65— 1831 г. реев в Петербурге, настоятель Владимирской церкви и 1831 г благочинный: его младший брат Афанасий поступил вместе со мной в училище и на первом же году умер. В Кохме, пока я учился в училище и семинарии, мне случалось очень часто бывать в каникулярное время. В 1832 году, незадолго до перехода нашего в высшее отделение, у нас произошла перемена одного учителя. Инспектор и учитель греческого языка в высшем отделении, священник И.А. Субботин, не знаю почему, оставил в 1832 году училищную службу; его место занял наш учитель греческого языка священник И.П.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

77 Лао Цзы приводит пример: «Мудрый, дабы стать над людьми, должен говорить так, будто он ниже их. Чтобы руководить людьми, он должен поставить себя на последнее место». Это приводит на память слова Христа: А кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом ( Мф.20:26–27 ). 87 Gi-ming Shien. Being and Nothingness in Greek and Ancient Chinese Philosophy//Philosophy East and West 1951. July. Vol.1. P.17, 19. 90 Eugene Rose. Some Observations on Jung and Eastern Thought. 1957. June 3. Essay for Alan Watts’ Psychology Seminar. 95 Gi-ming Shien. The I Chingand Chinese Culture: the four stages of development of the I Ching in Ancient China and the relationship of each with the Chinese culture of its age (unpublished manuscript). 96 Gi-ming Shien. The I Chingand Chinese Culture: the four stages of development of the I Ching in Ancient China and the relationship of each with the Chinese culture of its age (unpublished manuscript). 97 Gi-ming Shien. Traditional Wisdom and Revolutionary Philosophy in Contemporary China; Notas у Estudios de Filosofia. 1951. July–Dec. Vol.2. P.327, in Spanish. Trans. Daniel Berry. 101 Eldridge Cleaver. Soul On Ice. New York, 1968. P.31–39. О Ловджиеве упоминает и Алан Уоттс в автобиографической книге 103 В 1961г. епископ Иоанн стал архиепископом. До 1979г. он был правящим иерархом Сан-Франциско и Западной Америки. Скончался в 1989г. 105 Eugene Rose. Pseudo-Religion and the Modern Age. Jan. 31. 1957, essay for Alan Watts’ Comparative Mentality course. 106 9 октября 1950г. Генон из Каира писал о суфийском ордене, который Шуон сформировал вокруг себя: «Теперь я вижу, что был всего-навсего слишком прав, заметив, что вскоре это вообще станет не орденом, а смутно очерчиваемой “универсалистской” организацией, более или менее похожей на ту, что образовали ученики Вивекананды». 18 сентября того же года Генон отмечал: «Я не удивлен, так как в специальном аспекте невежество всех этих людей, начиная с самого Ф.Ш. [Фритьофа Шуона], и впрямь пугает».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

92 Список Кормчей Книги, принесенной преп. Саввою с Афона, находится в сборнике XV века, в архиве министерства иностранных дел. 93 Этот крест и теперь стоит в часовне близь монастыря, но обложенный досками и с лицевой стороны литыми из алебастра священными изображениями. 94 Лисицкий монастырь, с церковью Рождества Богородицы, находился на Лисьей (Лисичьей) горе, в трех верстах от Хутынской обители. Он давно уже упразднен, но следы его еще заметны по оставшемуся кургану. 95 Мощи преп. Саввы Питерского почивают под спудом в обители его, напротив южных дверей алтаря соборной Вознесенской церкви. Память его празднуется 1-го октября. Служба и житие написаны, по воле владыки Ионы, Пахомием Логофетом. В 1764 году обитель его была упразднена, но семь лет спустя, снова возобновлена, по ходатайству генерал-аншефа Бороздина, усердием гвардейских офицеров, посвятивших себя иноческой жизни: Василия Павловича Глазатова (в иночестве Варлаама), и Ивана Ивановича Аничкова (в иночестве Иоасафа). Первый из них, по возобновлении монастыря, был первым строителем, а последний его преемником. 96 Мощи преп. Ефрема почивают под спудом в соборной Никольской церкви основанного им монастыря, в посвященном ему приделе. Обитель его называлась Перекопской, и по протоку Веренды – Верендовскою, а теперь носит название Перекомского Розважского заштатного монастыря. 97 Преп. Пафнутий родился в наследственном сельце Кудинове, в 3-х верстах от Боровска. На месте этого сельца стоить теперь часовня. 98 Место, где основал новый монастырь преп. Пафнутий – отлогая долина между рекой Протвою и речкой Истермою, близ дороги из Боровска в Серпухов – принадлежало к отчине князя Суходольского, а монастырь Высокий, где он прежде игуменствовал, находился в уделе князей Боровских. Основание Пафнутьева монастыря относится к 1444 году. Эта обитель, до учреждения штатов, имела 11,000 крестьян и более 30,000 десятин земли; теперь она состоит в числе первоклассных, но от прежнего богатства сохранила только небольшое число драгоценных утварей в ризнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Священный Синод в заседании от 15 июля 2016 года (журнал 66) определил, что «Правом ходатайствовать о прославлении подвижника благочестия к местному почитанию обладают в митрополиях — архиерейские советы митрополий» и что «после решения Священного Синода канонизация подвижника благочестия совершается в установленном богослужебном порядке в митрополиях — архиереями митрополии». При этом «имена прославленных местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, а посвященные им богослужебные тексты одобряются в установленном порядке, но не печатаются в общецерковных изданиях». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Причислить к лику святых для местного почитания в Волгоградской митрополии игумению Арсению (Себрякову). 2. Память преподобной Арсении Усть-Медведицкой совершать 21 июля (3 августа) в день ее преставления ко Господу. 3. Честные останки преподобной Арсении, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 4. Писать новопрославленной святой иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.   ЖУРНАЛ 96 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, о новой редакции текста акафиста и рапорт Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя синодальной богослужебной комиссии, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты служб Божией Матери в честь иконы Ее «Абалакская» , священномученику Владимиру Амбарцумову , а также тропарь, кондак и молитву преподобным Геннадию и Никифору Важеозерским . 2. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве новую редакцию текста акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Серафимо-Дивеевская» . 3. Направить утвержденные богослужебные тексты, а также акафист в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.

http://patriarchia.ru/db/text/4645730.ht...

Множество чудес совершилось по молитвам угодника Божия. Многие исцеления совершались тайно, что свидетельствует о глубоком смирении святителя даже после смерти. Глубокое почитание Первосвятителя Русской Церкви со дня его преставления утверждалось и распространялось по всей Русской земле. Через 13 лет, в 1339 году, при святителе Феогносте (сведения о нем 14 марта), он был причтен к лику святых. У гроба святителя князья целовали крест в знак верности великому князю Московскому. Как особо чтимый покровитель Москвы святитель призывался в свидетели при составлении государственных договоров. Новгородцы, имевшие право избирать себе владык у Святой Софии, после присоединения к Москве при Иоанне III клятвенно обещали ставить своих архиепископов только у гроба святителя Петра чудотворца. При гробе святителя нарекались и избирались русские Первосвятители. О нем постоянно упоминают русские летописи, ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у гроба святителя Петра. В 1472 и 1479 годах совершалось перенесение мощей святителя Петра. В память этих событий установлены празднования 5 октября и 24 августа . Иконописный подлинник Москва. 1480-е. Свт. Петр с житием. Икона. Москва. 1480-е гг. Успенский собор Кремля. Москва. Новгород. XV. Святые Петр Митрополит, Леонтий Ростовский, Феодосий Печерский. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Москва. XV. Свт. Петр Митрополит. Икона. Москва или Тверь. 1-я половина XV в. 158 х 96. Возможно, из Тверского Отроча монастыря. ГТГ. Москва. Русь. О. 1497. Свт. Петр. Икона. Русь. Около 1497 г. 191 х 74.5. КБИАХМЗ. Кириллов. Русь. XVI (?). Свт. Петр Московский. Икона. Русь. XVI (?) век. Вологда. XVI. Свт. Петр с житием. Икона. Вологда. 3-я четверть XVI в. (1560-е годы). 139 х 99.3. Из ц. архангела Гавриила в Вологде. Вологодский областной краеведческий музей. Москва. 1574. Свт. Петр. Мастерские Новодевичего монастыря. Шитый покров. Москва. 1574 г. 200 х 105. Из Успенского собора Московского Кремля.

http://patriarchia.ru/db/text/908880.htm...

Феофилакт, епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии (Праведников Феофан Абрамович) Родился в семье священника Курской губернии. Первоначально обучался в Курской духовной семинарии. В 1833 году поступил в Киевскую духовную академию. 25 сентября 1837 года, по окончании академии со степенью кандидата богословия, назначен учителем Павловского духовного училища. С 29 апреля 1838 года – инспектор того же училища. 25 августа 1838 года переведён учителем в Воронежскую духовную семинарию. 30 ноября 1845 года пострижен в монашество. 5 декабря 1845 года рукоположен во иеродиакона. 6 декабря 1845 года рукоположен во иеромонаха. 23 декабря 1845 года определён инспектором семинарии. 6 августа 1851 года возведён в сан архимандрита. С 3 декабря 1852 года – ректор Тамбовской духовной семинарии и настоятель Козловского Троицкого монастыря. С 1 декабря 1858 года – ректор Херсонской духовной семинарии и настоятель Одесского Успенского монастыря. 13 октября 1868 года хиротонисан во епископа Новгород-Северского, викария Черниговской епархии. Настоятель Черниговского Елецкого Успенского монастыря. Скончался 12 января 1869 года от нервного удара. Оставил о себе память как о человеке добросердечном. Труды: Частные правила монастырского благочиния. Литература: Добровольский П.М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь: (Историческое описание). Чернигов. 1900, стр. 94–96. Ефимов А.Н., священник. Черниговский Елецкий Успенский монастырь. – Чернигов, 1903, стр. 147–148. Никольский П.В. История Воронежской духовной семинарии: в 2 ч. – Воронеж. 1898–1899. Булгаков С. В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1417. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, 409. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 26. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, 409. Черниговские епархиальные ведомости, 1869, 2, стр. 38. Литовские епархиальные ведомости, 1869, 4. Воронежские епархиальные ведомости. 1869, 4. Русская старина. СПб., 1907, т. 130, стр. 166. Русский архив. М. 1871. 3, стр. 510. Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.: М. 1896–1913, т. 25, стр. 466. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010