Пусть никто не будет таким возмутителем, никто - малодушным, никто - потерявшим надежду. Пойдем, братия, пойдем, как Халев и Иисус Навин, наследники обетования. Поколеблются перед нами умственные стены, как тогда Иерихонские, от трубных звуков благодарности, которую воспел блаженный Фаддей, взывая с самого начала подвигов: сей день сотворил Господь (Пс.117:24). Так убеждаю, так прошу; мы, - говорит апостол, - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас (2Кор.5:20). Умоляю не бояться даже смерти за Него и с Ним, если будет нужно. Это письмо ко всем, хотя и написано тебе, добрый сын. Поэтому всех приветствую и всем сорадуюсь в страданиях. Кто достоин восполнить недостаток скорбей Христовых в плоти своей (Кол.1:24)? Горе же отрекшемуся и отступившему, пусть даже и под угрозой смерти; ибо вечная смерть будет пасти их, и праведные скоро будут владычествовать над ними (Пс.48:15). Мир вам Христов, держава, сила, утешение, молящимся обо всех братьях и обо мне, чтобы и я, по милости Божьей, оказался исполнителем того, к чему призываю. Находящиеся со мной братья приветствуют вас. Примечания 1. Написано в 814 году. Послание 6(65). К пресвитеру подписавшемуся Что потерпел ты, честный отче? Подписка стала для тебя кораблекрушением. Сколько ты оплакивал это падение? Ибо поистине падение - это восстание против святой иконы Христовой, хотя бы ты только подписался рукой. Я узнал об этом из твоего письма, человек Божий, и сострадал, совоздыхал, соболезновал, взывал горько, как и следует дружелюбно расположенному. Ибо мы члены друг другу (Еф.4:25), и если страдает один член, то вместе с ним страдают и все члены, - говорит апостол. - И если славится один член, с ним радуются все члены (1Кор.12:26). Но, о бедствие! Мы подверглись нападению, устрашились, убоялись того, чего не должно страшиться и бояться, если действительно читаем слова: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф.10:28). Зачем же ты, друг, обратил речь ко мне, непотребному? Какое врачевание могу я предложить, болеющий грехами и не принадлежащий к тем, кому вверено исцеление таких ран? Бог - не Бог нестроения; исправление и исцеление пресвитеров, т.е. священников, Он вверил епископам. Ты требуешь от меня того, что выше моих сил. Не следует этого делать. Впрочем, чтобы мне не оставить тебя совершенно без ответа, с любовью предлагаю тебе следующий совет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

Ради такого его правосудия все люди земли, с радостью (допустив) его до церковного помазания 812 , обманулись в нем. Когда же он получил столь чудесный и высокий сан и такое совершенно ему несвойственное звание, когда выше природы он окончательно оделся в великолепную порфиру пресветлого царства, тогда он обманул ожидания всего народа, который с надеждой на предполагаемые блага, а вместе и с сердечной верой в него ждал от него лучшего. Получив такую славу, он тотчас же переменился и оказался для всех совершенно нестерпимым, ко всем жестоким и тяжким; сделав людям немного добра, он этим обманул свою державу. Солгав, он приобрел себе великое и обширное царство, но не вечное, так как тотчас же и тем (людям) и себе – как телу, так и душе своей – причинил двойную рану, потому что в этой жизни он насладился тогда многой честью от всех людей. В годы до его царствования, когда он был правителем, та же честь как бы собралась в одно место, и тогда он покойно, как бы на груди Авраама, пользовался счастьем больше, чем после, по получении царства, потому что во дни царствования никакого счастья у него не было, а были только в членах его трепет и боязнь всех из-за величия и наименования сана; а к этому прибавилась еще неизлечимая болезнь и скорбь из-за телесного недуга, а также его злость и недоверие к людям, потому что прежде получения (царского) сана он сам с собой не рассудил и не подумал о своем бесстыдном дерзновении на несравнимое величие сана; «он красил и гроба праведников» книжно, по-фарисейски 813 , как писано в (Евангелии); думается, что (он делал это) из гордости, потому что это явно показал их (фарисеев) конец. Тот, кто приказывал слить их (гроба праведников), сам на себя произнес евангельский приговор, так как пришедшие в нашу землю народы 814 все их (гробы) разбили, а другие на мелкие части раздробили, многие переделали в серебряные деньги, а остальные (употребили) на разные свои потребности; (из этого) ясно, что они не для Бога, а ради тщеславия были сделаны, поэтому и не приняты были ни Богом, ни его святыми, и не утвердилось это деяние на вечные времена, по (словам) книги апостола 815 : «дело каждого обнаружится, – ибо день покажет; оно в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Сол. 17: 35; 17:42), участники блаженного царства будут исполнены мудрости, источники которой откроются для всех жаждущих (Ен. 5:8; 48:1; 91:10). Со своей законнической точки зрения иудеи полагали эту мудрость главным образом в знании закона и путей праведности; руководителем сынов Израиля в правде будет сам Мессия, который «не допустит, чтобы неправда обитала в среде их» (Пс. Сол. 17:29). Более подробную картину этого обращения Израиля на путь законной праведности рисует автор книги Юбилеев, который влагает в уста Бога к Моисею следующие слова: когда сыны Израиля познают свои грехи, они «обратятся ко Мне во всей праведности и от всего сердца и от всей души: и Я обрежу крайнюю плоть их сердца и крайнюю плоть сердца их семени, и созижду в них дух святый, и очищу их, чтобы они более не отвращались от Меня с того дня и до века. И их душа прилепится ко Мне и ко всем Моим заповедям, и они будут исполнять Мои повеления; и Я буду их отцом, и они будут Моим сыном, и все будут именоваться сынами Божиими и сынами духа» (Юбил. 1 гл.). Возродившийся и очистившийся Израиль будет предметом радости для Иеговы, который покажет славу его всей поднебесной; тогда Иерусалим, как место истинного и чистого служения Израиля Богу, с полным правом будет носить имя: мир правды и слава благочестия ( Вар. 5:3–4 ). О духовном возрождении и очищении Израиля говорится и в талмуде: «в будущее время Бог обоймет со всех сторон землю Израилеву, и удалит из неё всякую нечистоту, как делает человек, очищающий одежду от пыли и удаляющий из неё всю нечистоту, согласно Писанию» ( Иов. 38:13 ) 814 . Восстановление завета Божия с Израилем естественно должно сопровождаться изменением отношений Бога к миру и Своему народу; если теперь Он существует в бесконечном отдалении от мира, оскверненного грехом и как бы отданного во власть злых духов, то тогда Он станет опять в прежние отеческие отношения к Своему возлюбленному первенцу; «праведный Судья и Владыка Сам будет оберегать его Своим могущественным предстательством, как стена, охраняющая здание от горящего огня» (Сив.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Ст. 15–16. …И посылал к ним (к Иудеям) Господь, Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. Но они издевались над посланными от Бога и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения... В этих словах заключается главная и внутренняя причина падения царства Иудейского с его столицей, и погибели дома Божия с его святыней и сокровищами, – это крайнее и всеконечное развращение Иудеев, превзошедшее все меры божественного милосердия и промышления о народе еврейском. Но эти слова Писания важны не только по отношению к народу еврейскому, но и к народам всех времен, и ко всем племенам земли, – точно так же, как и в отдельности к каждому человеку; ибо в них излагается тайна отношений всеправосудной и всемилосердной воли Божией в ограниченной и несовершенной воле человеческой. Оказывается, что по той мере, как собираются громы небесного правосудия над развращением людским, – по той мере усиливается и богатство щедрот и промыслительных мер Божиих для ослабления и рассеяния этих громов. В этом-то смысле и говорится об Иудеях, что Бог отцов их, т. е. тот самый Бог, Которого возлюбили всем сердцем своим и всей мыслью своей патриархи Авраам, Исаак и Иаков, – сей самый Бог, ради благочестия и верности древних рабов Своих, посылал и к их потомкам посланников Своих от раннего утра, т. е. неусыпно и неустанно звал их к Себе устами пророков, давая им чувствовать их заблуждения и склоняя к покаянию, дабы потом помиловать их; ибо, – прибавляет Писание, – Он жалел свой народ и Свое жилище (т. е. храм). Но не мог ли Господь, если Он так жалел народ Свой, помиловать его – или туне, задаром, – или же, наперед сделавши его достойным Своей милости, т. е. обративши к Себе одной всемогущей силой Своей, как это Он сделал, по-видимому, с Ниневией, накануне ее погибели? Но первое было бынесогласно с правдой Божией и унижало бы достоинство самого дара благодати Божией, который повергался бы в сем случае недостойным людям, как святыня псам, или как бисер пред свиньями 814 ; второе же было бы несогласно с достоинством и сущностью нравственной свободы человеческой, насильное и непреклонное влияние на которую всемогущей воли Божией равнялось бы уничтожению и подавлению воли человеческой, – этого величайшего дара Божия и было бы ничем иным, как отнятием этого дара, – Господь же даров Своих назад не возвращает, в силу неизменяемости определений Своей премудрой и непогрешимой воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Так и написано: «Лучши бо премудрость многоцнныхъ» 812 . Какая же общность природы у премудрости и камней? Итак, если иной образ имеет сравнение между принадлежащими к одному виду, а «лучше» употребляется в отношении не подобных по природе, то Сын не будет ни подобен ангелам, ни сотворенным, как они, но сравнение Его с ними – гипербола. И тем, что Он называется «лучшим», скорее, [показывается, что] Он иного вида, нежели того же. ИНОЕ, о том же. Если из-за того, что Писание говорит: «Толико бывъ ангеловъ» 813 . Сын будет [считаться] принадлежащим к одному с ними виду, как с ними сравниваемый, то пусть они посмотрят, куда рискует [зайти] их слово. Ибо впору [им уже] исповедовать, что ангелы могут и сосидеть с Богом [на престоле], и царствовать вместе с Ним, и что у Сына ничего нет сверх того, что у них. Ведь принадлежащие к одному виду, хотя бы они и имели по отношению друг к другу различие, относятся к одной и той же природе. Ибо, таким образом, они и будут одного вида. Стало быть, поскольку об ангелах говорится: «Творяй ангелы Своя духи» 814 , а о Сыне: «Престолъ Твой, Боже, въ вкъ вка» 815 , а ангелы и Сын, – по их мнению, – одного вида, так как Он имеет с ними сравнение через то, что называется «лучшим», то ничто не мешает и ангелам иметь [потенциальную] возможность сидеть [на престоле] вместе с Богом, хотя бы никто из них на деле и не удостоился этого. И всуе, должно быть, сказал Павел: «Кому же отъ ангелъ рече когда: сди одесную Мене?» 816 Или почему Он дает это исключительно Сыну, когда и ангельская природа претендует на это, если они суть одного с Ним вида? Ибо для всех представителей одного вида являются общими принадлежащие данной природе [свойства]. А сверх того, присущие некоторым [представителям этого вида] преимущества не относятся к сущности. Как, например, у [всех] людей одна природа, но не все богаты и не все царствуют, хотя [все потенциально] способны воспринять и это. Но никто не позволит ангелам облечься во славу Сына, ибо Он есть Владыка, а они – рабы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Так, Мелхиседек, священник Бога Всевышнего, принес Аврааму хлеб и вино как прообраз истинного Тела и Крови Христовой; а ветхозаветная «образная пасха» (typicum pascha) была прообразом «истинного священнодействия Пасхи» (verum Paschae sacramentum) 808 . Подобным образом хлеб, вино и елей, о которых говорит пророк Иеремия, по мнению нашего автора, были «образом» (typus) Тела и Крови Господних 809 . Также и хлебы предложения в ветхозаветном храме «настолько отличались от Тела Христова, насколько тени – от предметов, образ – от истины (inter imaginem et veritatem), а прообразы будущих вещей – от того, что прообразы предызображают» 810 . Переходя от прообразов к истине, Иероним учит, что на Тайной вечере Спаситель показал «образ Своих Страстей и подтвердил истинность Своего Тела» 811 , а совершаемая ныне священниками Евхаристия есть «заклание Агнца» (immolatio agni), приготовляющее нас к принятию Плоти и Крови Христовой 812 . Наш автор однозначно свидетельствует о реальном присутствии Христа в таинстве Евхаристии. Так, в пространном письме к Гедибии, отвечая на ее вопрос о том, что значат слова Христа: Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего ( Мф.26:29 ), он пишет: «Да услышим, что хлеб, который преломил Господь и дал Своим ученикам, есть Тело Господа Спасителя, как Он Сам сказал им: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое; а чаша сия есть та, о которой Он сказал: Пейте из нее все, сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ) 813 . Царство Отца, о котором далее сказал Христос, есть Церковь , в которой “мы пьем Его Кровь... и Христос с нами будет пить Свою Кровь в Царствии Церкви”, поскольку “Он Сам – сотрапезник и трапеза, Сам вкушающий и вкушаемый”» 814 . Вместе с тем блаж. Иероним в близком к богословию александрийской школы духе полагает, что Тело и Кровь Христовы должны пониматься двояко: и как небесный хлеб – те «духовные и Божественные» Плоть и Кровь (spiritualis ilia atque divina), о которых Христос сказал, что они суть истинная пища и питие (ср.: Ин.6:55 ), и как распятое на кресте Тело и Кровь, истекшая из Его пронзенного ребра (ср.: Ин.19:34 ) 815 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Я хочу дать тебе закон и правило, если ты будешь соблюдать (эти) мои заповеди и законы». Он отвечал ангелу, который говорил с ним: «О, Господин мой! Ты знаешь помыслы моего сердца и расследовал нутро мое, (Ты знаешь), что я возложил свое упование только на Тебя. Народ, над которым я царствую, (люди) неверующие. Я не знаю, поверят ли они или нет. Если на меня снизошло милосердие Твое, явись к такому-то князю, который (есть) среди них» 808 . Всесвятой, – благословен он, – исполнил желание его и явился тому человеку во сне. Он встал утром, пошел и рассказал (это) царю, а царь собрал всех князей и рабов своих и весь свой народ и изложил перед ними все это. Они приняли (новую) веру, пошли и стали под покровительством Шехины 809 . Этому (уже) 340 лет 810 . И он еще раз явился ему и сказал ему: «О, сын мой! Небеса и земля не вмещают меня. Ты, все же, построй храм во имя Мое, и Я буду пребывать в нем». Он отвечал ему: «О, Владыка мира! Ты знаешь, что нет у меня в распоряжении серебра и золота. На что я построю (храм)?» Он сказал ему: «Крепись и мужайся! Возьми народ твой и все войско твое и иди по пути к “Д-ралан», в страну Ар-д-вил 811 . Вот я вложу в сердце их страх и ужас перед тобой и дам их в твои руки. Вот я приготовил тебе два склада: один, полный серебра, и один, полный золота. Ты их возьмешь, а Я буду с тобой, охраню тебя и помогу тебе, и ты доставишь (это) имущество благополучно (к себе) и построишь на него храм во имя Мое». И он поверил Господу и сделал, как Тот (ему) сказал. Он пошел и вел многие войны и одержал в них, с помощью Всемогущего, победу. Он опустошил (этот) город, взял имущество и благополучно вернулся. Он посвятил их (Богу) и выстроил благодаря им шатер, ковчег, светильник, стол, жертвенники и священные сосуды. По милосердию Господа и силе Всемогущего, они до настоящего дня целы и хранятся в моем распоряжении 812 . После этого слух о нем распространился по всей земле, и услышали о нем царь Эдома 813 и царь исмаильтян 814 и прислали своих посланцев и послов с великим имуществом и великими и многочисленными дарами, вместе со своими мудрецами, к царю, чтобы склонить его (перейти) в их веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Езекия 716–687 Осия Менаим 743–738 Падение Самарии Факия 738–737 Манасия 687–642 Факей 737–732 Амон 642–640 Осия 732–724 Наум Иосия 640–609 Падение Самарии 721 г. Аввакум Иоаким 609–597 Софония Седекия 597–586 Иеремия Разрушение Иерусалима 586 г. III. Период Вождей  (1290–1200 гг. до н. э.). Моисей, Иисус Навин а) Выход евреев из Египта 1250 б) Синайское законодательство 1250 в) Завоевание Обетованной земли 1212–1200 IV.Nepuoд Судей  История еврейского царства после разделения. Иудейское царство 930–586 Израильское царство 930–722 Пророки Цари Пророки Цари Ровоам 930–914 Иеровоам I 930–910 Авия 913–911 Нават 910–909 Аса 911–870 Ваас 909–886 Иосафат 870–848 Ила 886–885 Авдий Иорам 848–841 Амврий 885–874 Охозия 841 Илия Ахав 74–853 Гофолия 841–835 Елисей Охозия 853–852 Иоиль Иоас 835–796 Иона Иорам 852–841 Амасия 796–781 Ииуй 841–814 Озия 781–740 Иоахаз 814–798 Михей Иоафам 740–736 Иоас 798–783 Исаия Ахаз 736–716 Амос Иеровоам II 783–743 Езекия 716–687 Осия Менаим 743–738 Падение Самарии Факия 738–737 Манасия 687–642 Факей 737–732 Амон 642–640 Осия 732–724 Наум Иосия 640–609 Падение Самарии 721 г. Аввакум Иоаким 609–597 Софония Седекия 597–586 Иеремия Разрушение Иерусалима 586 г. V. Период Царей  (до разделения). Саул 1040–1010 Давид 1010–970 Соломон 970–930 История еврейского царства после разделения. Иудейское царство 930–586 Израильское царство 930–722 Пророки Цари Пророки Цари Ровоам 930–914 Иеровоам I 930–910 Авия 913–911 Нават 910–909 Аса 911–870 Ваас 909–886 Иосафат 870–848 Ила 886–885 Авдий Иорам 848–841 Амврий 885–874 Охозия 841 Илия Ахав 74–853 Гофолия 841–835 Елисей Охозия 853–852 Иоиль Иоас 835–796 Иона Иорам 852–841 Амасия 796–781 Ииуй 841–814 Озия 781–740 Иоахаз 814–798 Михей Иоафам 740–736 Иоас 798–783 Исаия Ахаз 736–716 Амос Иеровоам II 783–743 Езекия 716–687 Осия Менаим 743–738 Падение Самарии Факия 738–737 Манасия 687–642 Факей 737–732 Амон 642–640 Осия 732–724 Наум Иосия 640–609 Падение Самарии 721 г. Аввакум Иоаким 609–597 Софония Седекия 597–586 Иеремия

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Претензии Пипина II на Аквитанию были отвергнуты, а Людовику Немецкому оставили только Баварию. Людовик и Пипин подняли восстание. В 839 г. Л. Б. отправился подавлять мятеж в Аквитании, в 840 г. с той же целью возглавил поход в Баварию, но по дороге почувствовал себя плохо. Он остановился в имп. дворце в Ингельхайме и вскоре скончался. Из его родственников при этом присутствовал лишь Дрогон Мецский, к-рый похоронил императора в аббатстве св. Арнульфа в Меце, рядом с могилами его матери Хильдегарды и сестер Ротруды и Хильдегарды. После кончины Л. Б. в гос-ве Каролингов продолжались распри между наследниками, вызванные его непоследовательными политическими решениями, не позволившими уберечь империю от распада. «Война братьев» завершилась т. н. Верденским разделом империи между имп. Лотарем I, Людовиком Немецким и Карлом Лысым (843). Лит.: Ganshof F.-L. The Carolingians and the Frankish Monarchy. L., 1971; Bischoff B. Die Hofbibliothek unter Ludwig dem Frommen// Idem. Mittelalterliche Studien. Stuttg., 1981. Bd. 3. S. 170-186; Schieffer Th. Ludwig der Fromme//NDBiogr. 1987. Bd. 15. S. 311-318; Coupland S. Money and Coinage under Louis the Pious//Francia. Münch., 1990. Bd. 17. N 1. S. 23-54; Charlemagne " s Heir: New Perspectives on the Reign of Louis the Pious (814-840)/Ed. P. Godman, R. Collins. Oxf.; N. Y., 1990; Boshof E. Ludwig der Fromme. Darmstadt, 1996; Depreux Ph. Prosopographie de l " entourage de Louis le Pieux: (781-840). Sigmaringen, 1997; Gobry I. Louis Ier, premier successeur de Charlemagne (814-840). P., 2002; K ö lzer T. Kaiser Ludwig der Fromme (814-840) im Spiegel seiner Urkunden. Paderborn, 2005; Eichler D. Fränkische Reichsversammlungen unter Ludwig dem Frommen. Hannover, 2007; Booker C. M. Past Convictions: The Penance of Louis the Pious and the Decline of the Carolingians. Phil., 2009; De Jong M. The Penitential State: Authority and Atonement in the Age of Louis the Pious, 814-840. N. Y., 2009; Сидоров А. И. Казус Людовика, или О чем рассказывает каролингская книжная миниатюра//Universitas historiae: Сб. ст. в честь П. Ю. Уварова. М., 2016. C. 451-460. А. И. Сидоров Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2561074.html

Получив известие о кончине отца (28 янв. 814), Л. Б., опасаясь мятежа группировок франк. знати, поспешно отправился из Аквитании в Ахен и принял власть над империей. Его наследственные права и имп. титул были подтверждены на собрании знати. Пытаясь подчеркнуть легитимность и укрепить свою власть, Л. Б. организовал повторную имп. коронацию, проведенную 5 окт. 816 г. папой Римским Стефаном IV (V) в кафедральном соборе в Реймсе. Понтифик возложил на головы Л. Б. и его супруги Ирмингарды золотые короны, доставленные из Рима (одна из них якобы принадлежала имп. Константину Великому). Прибыв в Ахен, Л. Б. сразу попытался упрочить контроль над придворными: он отправил в мон-ри своих незамужних сестер и незаконнорожденных сводных братьев Гуго, Дрогона и Теодориха, а сподвижников Карла Великого выслал в провинции (Вала был вынужден стать монахом в Корби , Агобарда назначили на архиепископскую кафедру Лиона). Их место заняли люди из аквитанского окружения Л. Б., к-рые вскоре получили важнейшие гос. и церковные должности. Имп. канцелярию возглавил пресв. Элизахар, королевский библиотекарь Эббон был возведен на Реймсскую архиепископскую кафедру (816), Клавдий стал епископом Турина (816/7), а Иона - епископом Орлеана (818). Смена придворных советников свидетельствовала о новом политическом курсе Л. Б., направленном на унификацию всех сторон жизни в империи франков (т. н. обновление империи - renovatio imperii Francorum). Церковная политика Монета с изображением имп. Людовика Благочестивого. 814-840 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) Монета с изображением имп. Людовика Благочестивого. 814-840 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) После воцарения Л. Б. Бенедикт Анианский, Элизахар, Эббон и Агобард получили возможность распространить на всю империю церковную реформу, начатую в Аквитании. На Соборах в Ахене (816-819) были приняты постановления, призванные более четко разграничить монашеские общины, обязанные следовать единому для всех уставу св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский ), и общины каноников, для которых был разработан особый свод правил - «Institutio canonicorum» (подробнее см. ст. Каролинги , разд. «Монастырская реформа»). Участники Соборов высказались в пользу унификации монастырских «обычаев» (consuetudines) и свободных выборов аббатов. Церковные преобразования продолжались и после отставки Элизахара (819) и кончины Бенедикта Анианского (821).

http://pravenc.ru/text/2561074.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010