671 ...но тотчас вместе с отцом своим. Феодор Студит выступил против брака Константина VI с Феодотой уже в 795 г., сразу после того, как первая жена василевса, Мария, была принуждена уйти в монастырь. В указанных выше словах речь идет о Платоне, духовном отце – дяде Феодора с материнской стороны. Имея хорошее юридическое образование и служа зигостатом, то есть взвешивателем, контролером «имперской казны», он скопил в правление Константина V немалое состояние, но уже в 24 года покинул столицу, уединился на горе Олимп, недалеко от г. Прусы, на малоазийском побережье Мраморного моря, стал вести монашеский образ жизни в монастыре Symboloi, был избран его игуменом, а затем 12 лет был игуменом Саккудийского монастыря в Вифинии, созданного на основе владения семьи Феодора. Под наставничеством дяди, человека мягкого, но пользовавшегося большим авторитетом в церковных кругах, начал свой подвижнический путь будущий игумен Студия и лидер оппозиционного монашества. В 789 г. или 790 г., когда ему исполнилось 30 лет, он был рукоположен в сан пресвитера. В 794/795 г. тяжело заболевший Платон отрекся от игуменства в Саккудионе в пользу своего племянника, менее известного в столице, но подававшего большие надежды. Он будет болеть и в дальнейшем, причем положение ухудшат гонения в связи с распрями по поводу михианства и «дела Иосифа». Умер в Константинополе в 814 г. и был оплакан Феодором в похвальном слове-эпитафии. Примечательно, что в надгробной речи Феодора о матери, умершей около 798 г., Платон представлен монахам как «наш общий отец» (подр. cm.: Theodori Studitae Laudatio Sanc- ti Platoni//PG. – 1862. – T. 99. – Col. 804–849; Доброклонский A. П. Преп. Феодор... – C. 341, 343–344; Kazdan A. A., Talbot A.-M. Plato of Sakkoudion//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 2. – P. 1684; Sideras A. Die byzantinischen Grabreden. – Wien, 1994. – S. 97–98; Каждан A. П. История византийской литературы... – C. 306–308, 314–317). 672 Очевидно, с теми правителями, кто последовал примеру Константина VI. Если это так, тогда выходит, что игумен Саккудиона Феодор и его дядя имели постоянные контакты с крещенными правителями Готфии и Боспора, их «властителями», «началь- никами», «игемонами», топархами», что опять-таки объяснимо только при условии ярко выраженной проромейской ориентации последних, совершенно невероятной для представителей власти хагана хазар.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

III кл., в Московской епархии, в 14 верстах от Москвы, при впадении в р. Москву рч. Угрешу, основан вел. кн. Дмитрием Донским в 1380 г., где ему явилась перед походом на Мамая на сосне икона св. Николая. Обрадованный этим явлением он воскликнул: «сия вся угреша сердце мое». С этих пор место, где возник монастырь, называется Угреша. Грозный в 1546 г. ездил туда; после цари, Михаил Феодорович и Алексей Михайлович также бывали на Угреше; Угрешский монастырь посещали царицы (Евдокия в 1634 г.) и патриархи. Он был богат – (в 1744 г. 3787 крест. душ). Поныне москвичи посещают Угрешский монастырь, где ныне 11 храмов и две чудотворные иконы: св. Николая и Божией Матери, именуемой «Взыграние». 696 Там же, л. 290 и дела 1775 г. 88 и 89. По новому подсчету в 1775 г., после приписки городов, в Крутицкой епархии значилось 814 цер., в Севской – 808, в Воронежской – 888 церквей; в Коломенской епархии – не показано (д. 1775 г. лл. 17–18). От Москвы до Одоева было 210 вер., до Болхова – 290, до Мценска – 314, до Новосиля – 302, до Черни – 262 версты (там же). 698 Арх. Св. Син. дело 1767 г. 40. Раньше, 31 декабря 1764 г., епископ Дамаскин по случаю исключения из подушного оклада 50 однодворцев – черемис и приписных из церковников Космодемьянского уезда Ветлужской волости был поставлен в затруднение. Распоряжение касалось инородцев Казанской епархии, а Ветлужская волость оставалась в Костромской епархии и указа об отписке ее в Казанскую епархию не было. По этому случаю епископ Дамаскин даже подавал особый доклад в Св. Синод (Арх. Св. Син. д. 1764 г. 47, лл. 184–185). 703 Арх. Св. Син. д. 1776 г. 56, лл. 107, 117. В 1775 г. в Тверской епархии насчитывалось 654 церкви и 17 монастырей (Тверские Епарх. Вед. 1890 г., неоф. отд. стр. 790). 704 Амвросий. История Российской иерархии IV, стр. 222–239 – Грамота патр. Никону. Мы расширили территорию Тверской епархии до верховьев Мсты и до Валдайского озера в том предположении, что Валдайское и Боровичское Духовные Правления, к ведомству которых отписаны 17 церквей Олонецкой епархии, находились в «оных городах Валдае и Боровичах, входивших в состав Новгородского наместничества (губернии).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Закрыть Царская конференция в Сологубовке Все статьи темы 14.11.2023 114 «Отступление от монархии началось с отступления от Бога...» Настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев в пос. Сологубовка Ленобласти о своем познании святости Царя и пути к возрождению России 16.11.2017 1422 Будем вместе готовиться к 100-летию Царской Голгофы Анатолий Степанов рассказал об итогах первого заседания Рабочей группы по созданию Народного оргкомитета 05.05.2017 2029 04.04.2017 4035 29.03.2017 1212 Какова же природа революционного пламени? Приветственное слово к участникам ежегодного конкурса «Битва хоров», имеющего в этом году название «Огни революции-2017» 27.03.2017 1262 24.03.2017 1201 24.03.2017 1516 23.03.2017 1137 22.03.2017 1072 В нас бьется вера в то, что у России будет Царь Епископ Североморский и Умбинский Митрофан выступил на конференции «Почитание святых Царственных Страстотерпцев и прославление царских слуг в России и зарубежье» 22.03.2017 1257 21.03.2017 814 Монархическая конференция и провокация телеканала «Россия 1» Время молчания прошло, настало время сопротивления, время борьбы, иначе мы уподобимся тем, кто предал Царя-страстотерпца Николая II, и грош цена будет нашей вере в его святость 21.03.2017 3460 Когда стреляли в Царя – стреляли в самого Господа Митрополит Вениамин (Пушкарь) считает, что истинная причина Революции – отступление от Бога и как следствие отступление от Царя 20.03.2017 1405 Природа взаимоотношений государства и Церкви Доклад на Международной конференции «Почитание святых Царственных Страстотерпцев и прославление царских слуг в России и зарубежье» 20.03.2017 790 Канонизация Царя-страстотерпца является нашим покаянием Выступление епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава на Царской конференции в Сологубовке 20.03.2017 951 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/tema/religia/carskaya...

Стефан II 925 г., из митрополитов амасийских , евнух (Ibid. § 683). Св. Трифон 928 г., монах (Ibid § 686). Феофилакт 933 г., сын имп . Романа, синкелл . Св. Полиевкт 946 г. монах (Ibid. § 700). Василий И-й 970 г., из монахов олимпийского монастыря (§ 703). Антоний III-й Студит 974 г., из монахов студийских (Ibid § 707). Николай ИИ-й Хризоверг 982 г. О прежнем его сане ничего неизвестно. Сисинний ИИ-й 995 г. у Кедрина р. 702 называется μαγςρος, т. e. magister officiorum – начальник придворных чинов. Сергий II-й 999 г. игумен (Кедрин р. 702). Евстафий 1019 г., главный священник над придворным духовенством (Chronolog. Patr. Historia § 725). Алексий 1025 г., игумен студийский (§ 726. 732). Михаил Керулларий 1043 г., монах (§ 738). Константин ИИИ-й Лихуд 1059 г. протовестиарий, мирянин и евнух ( Γεωργ. Αμαρτωλ. р. 883 not). Иоанн VIII Ксифилин 1064 г, с молодых лет монах (Histor. Patriarch. Chronolog. § 754). Козьма I 1075, монах святоградский (§ 762). Евстратий Гарида 1081 г., монах (§ 765). Николай ИИИ-й Грамматик 1084 г., из монастыря предтеченского в Константинополе (Lequ. Oriens Chr. Т. 1. р. 265). Иоанн IX , 1111 г. иеромнемон, из клира великой церкви, диакон (Hist. Patr. § 779). Лев Стипиот 1134 г., диакон и эконом великой церкви (Ephrae m . Angelo Maii р. 239). Михаил II оксийский 1143 г., настоятель оксийского монастыря (Ibid. § 790. 791). Козьма II аттик 1146 г., из диаконов (§801). Николай IV Музалон 1148 г., из архиепископов кипрских, а прежде состоял в различных должностях церковных (§ 811). Феодот ИИ-й 1151 г. игумен монастыря воскресенского (§ 814). Константин IV Хлиарен , 1154 г., диакон великой церкви и сакелларий патриарший (§ 829). Лука Хризоверг 1156 г., монах (ib. § 834). Михаил III Анхиали 1169 г., диакон и сакелларий великой церкви (§ 835. 844. 845). Харитон 1178 г., игумен манганский (§ 846). Фиодосий Воррадиот 1178 г. монах из горы св. Авксентия (§ 854). Василий II Каматер 1183 г., диакон и хартофилакс великой церкви (§ 854). Никита II Мунтан 1186 г. сакелларий великой церкви (Ibid. § 856. 858).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

748 Ibid. очевидно Бог может проникать душу человека потому, что она по сравнению с простотой и духовностью существа Божия все-таки является телом, а по сравнению с духами злобы она – сродная с ними субстанция и если демон может проникать в тело человека, то в душу как однородную не может. 790 Соб. IX, 32. Преп. Кассиан перечисляет условия услышания молитв братская любовь, вера, неотступность молитвы, милостыня, покаянное воздыхание в скорбях, а главное, чтобы молитва была по воле Божией. Если же Бог и медлит исполнять прошение, то это для нашей же пользы: (Соб. IX, 34). 802 В данном случае Кассиан предостерегает от антропоморфизма, который был довольно распространен среди египетских подвижников. Он приводит и пример такого хзаблуждения в лице Сераниона. Заблуждение было в том, что будто Бог имеет образ подобный человеческому, поскольку сказано, что Адам сотворен по образу Божию. На этом основании некоторые и в молитве почитали Бога под каким-нибудь образом и всегда импели этот образ в уме. (Соб. X, 2–5). 814 Похоть явление познейшее в природе человека и относится уже к ее растроенному, а не истинному существованию. 823 Кассиан насчитывает семь родов падения праведников: 1) по неведению, 2) забвению, 3) помыслами, 4) праздным словом, 5) по внезапному увлечению, 6) по тесноте обстоятельств, 7) по немощи плоти. Эти падения не смертные, а простительные. (Соб. 22, 13). 834 Соб. IX, 21–23; ср. Соб. XXIII, 19. Под хлебом насущным, который испрашивается в молитве, преп. Кассиан разумеет, как можно заключать из его слов, тело Господа И. Христа в таинстве причащения или вообще благодать Божию, питающую душу человека (Соб. IX, 21). 865 Соб. 1, 10. Дела благочестия и милосердия вызываются неравенством людей, а когда прератится неравенство, то и они будут не нужны; значит эти добродетели имеют чисто условное бытие, а созерцание, как содержание жизни всех блаженных духов, имеет значение само по себе, значение безусловное. 869 Соб. I, 13; XXIII, 5, 13. Пр. Кассиан для характеристики созерцания приводит примеры аввы Иоанна, который часто приходит в такое восхищение, что забывал даже, что он обложен тяжестью плоти, глаза и уши прекращали свои действия и он так наполнялся божественным созерцанием, что забывал, принимал ли он пищу… (Соб. XIX, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГИЛЬБЕРТ [лат. Angilbertus] (ок. 750-814), капеллан франк. имп. Карла Великого , деятель Каролингского возрождения . Происходил из знатного франк. рода; учился у Алкуина в придворной академии, был воспитателем сына Карла Пипина. В качестве посла неоднократно вел переговоры с папами Адрианом I и Львом III , в 794 г. доставил в Рим т. н. «Libri Carolini» (Карловы книги). Во время жизни при дворе находился в незаконной связи с дочерью Карла Великого Бертой, от к-рой имел 2 сыновей (один из них, Нитгард, стал известным историком). В 800 г. присутствовал при коронации Карла в Риме, в 811 г. засвидетельствовал своей подписью его завещание. В 790 г. назначен аббатом -мирянином мон-ря св. Рикара (Сен-Рикье, Центула), где вел большое строительство, увеличил б-ку на 200 книг. В 793 г. принял постриг в своем аббатстве; с 802 г. проживал там в удалении от мира, до конца дней ведя строгую подвижническую жизнь. Почитается святым католич. Церкви (пам. 18 февр.). Вскоре после его кончины аббат Сен-Рикье Ансгар составил житие А., к-рое в переработанном виде вошло в «Хронику аббатства Сен-Рикье» Хариульфа (кон. XII в). А. был значительным писателем своего времени. Сохранились немногие из его сочинений: неск. писем, «Наставление о различии обязанностей» (Institutio de diversitate officiorum), излагающее опыт его деятельности в качестве аббата, а также небольшой трактат «Книга о завершении и посвящении Центульской церкви» (Liber de perfectione et dedicatione ecclesiae Centulensis), известный также под названием «Об обновлении Центульского мон-ря» (De restauratione monasterii Centulensis), из к-рого известно об особенностях употреблявшегося в мон-ре Сен-Рикье бенедиктинского устава: основное внимание уделялось общей молитве. А. написал введение и заключение к труду блж. Августина «О христианском учении», посвященные наследнику Карла имп. Людовику Благочестивому . Из поэтических трудов А., за свое дарование получившего прозвание Гомер, сохранились неск. посвятительных стихов и эпитафий из Центульского мон-ря, а также 2 небольшие поэмы, написанные элегическим дистихом.

http://pravenc.ru/text/115116.html

Преподобный Феодор Студит (759, Константинополь – 826, Вифиния) – выдающийся подвижник, богослов, защитник иконопочитания от ереси иконоборчества, создатель Студийского богослужебного устава, автор прекрасных гимнографических текстов, глубоких духовных наставлений монашествующим, ярких проповедей. Преподобный Феодор родился в Константинополе в аристократической семье, получил хорошее образование – его отец надеялся, что он станет видным имперским чиновником. Однако, по смерти отца, Феодор в возрасте 22 лет – под влиянием благочестивой матери, вместе с ней, двумя братьями и сестрой – принял монашеский постриг. Около 790 года он был рукоположен в пресвитеры, а с 794 года стал игуменом монастыря в местечке Саккудион. В 798 году, вместе с братией своего монастыря, по предложению святой императрицы Ирины, преподобный Феодор переходит в известный Студийский монастырь в Константинополе. Здесь он создал знаменитый Студийский устав монастырской жизни, регламентировавший в том числе и порядок православного богослужения. Долгое время этот устав был распространен на всем православном Востоке, в том числе и в Русской Церкви. Монахи Студийской обители под руководством преподобного несли свой подвиг в соответствии со строгими общежительными принципами. В декабре 814 года преподобный Феодор Студит вступил в решительную борьбу со «второй волной» иконоборческой ереси. Преподобный Феодор претерпел страшные гонения от еретиков – тюремное заключение, ссылку, жестокие бичевания, от которых чуть не умер, однако продолжал стойко хранить верность православному исповеданию. Преподобный скончался 11 ноября 826 года. Авторство публикуемого «Слова на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы» ранее традиционно приписывалось преподобному Иоанну Дамаскину ; однако, вероятнее всего, гомилия принадлежит преподобному Феодору Студиту . Текст перевода (с небольшими уточнениями) печатается по изданию: Избранныя слова святых отцев в честь и славу Пресвятой Богородицы. СПб., 1869. 1. Ныне светло празднует тварь, принимая Новое Небо – Деву.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/ro...

782  Ср. Frietssch. De Theodori vita et scriptis. Halle 1836, p. 11. Nau. Not. Hist. Eccl. Barhadbešabba II, 19. PO. IX, 507. 783  Ср. Barhadbešabba. Hist. Eccl. II, 19 . PO. IX, 507. П. Гурьев. Феодор Мопсуэстский. М. 1890. Стр. 36 (нестор. история Barhadbešabba г. Гурьеву ещё не была известна). К сожалению не останавливается на епископстве Феодора и пребывании его в Тарсе позднейший исследователь его жизни и экзегетических творений Louis Pirot в своём труде L’oeuvre exégétique de Théodore de Mopsueste. Romae, 1913. Barhadbešabba тоже едва ли Pirot был известен. 786  Grützmacher G. Hieronymus. Eine biographische Studie zur alten Kirchengeschichte. Leipzig, 1901. I, 101 S. 789  Обычно год смерти Диодора указывают неопределённо перед 394 г. или около 394 г. (например, Е. Chastel cit. op. II, 349, Gieseler. cit op. II, 85, Guericke 1, 294. Niedner – S. 303, Kihn – Patrologie cit. ed. 212 ср. Bedeutung d. Antioch. Schule. Cit. ed. 56 S. Godet. DTC. IV, 1364. Venables. DChB IV, 838. Semisch RE 3 IV, 673. Ermoni. Le Muséon, 427 и др. Гурьев П. Феодор Мопсуэстский – 37 стр.); в 391–392 г. – Тильмону, Сейлье следуют Bardenhewer (Geschichte d. altkirch. Lit. 305 S. Patrologie S. 292), Pirot (L’oeuvre exégétique de Théodore de Mops. cit. ed. 30 p.). Kruck. (Lehrbuch der Kirchengesch. II, 147) указывает год смерти Диодора – 390 г. Nirschl (Lehrbuch der Patrologie und Patristik 3 B. Mainz, 1885. 1 S.) – 392–394. 790  Hist. Nestorienne I, 49. PO. V, 278. Эти три похвальные слова Иоаниа Златоуста Диодору до нас не сохранились. 795  Например, абзац сноски и далее, абзац сноски и далее и мн. др. стр. нашей работы. 812  Например, Иоанн Руф еп. Майюмский. – Plérophories 45, ср. Appendix. PO. VIII, 97, 163 pp. (Ed. Nau) Север Антиохийский. – Les homiliae cathedrales. Trad. M. Brière. PP. VIII, 222 p. 814  Можно бы представить длиннейший список научно-литературных исследований и курсов, в коих подчёркивается связь Диодора с Несторием, но мы считаем лишним такую демонстрацию. Скажем лишь, что нельзя указать такого труда, в котором бы эта связь подвергалась подробному, специально-критическому рассмотрению (приятная попытка дать тон в этом направлении Баснагием не нашла продолжателей – см.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

…на ассигнации — см. прим. к стр. 100. 790 …поелику несть ничто тайно, еже не объявится…— нет ничего тайного, что не сделалось бы явным (цитата из евангелия от Луки, VIII, 17). 791 Кокетерия — кокетство. 792 Выну (старослав.) — непрестанно. 793 Ясырь — пленник, обращенный в раба. 794 …всемилостивого спаса…— то есть Иисуса Христа. 795 Пропозиция — предложение. 796 …на упадлое место…— то есть вместо павшей лошади. 797 Сивуха — здесь: сивая лошадь. 798 Ворок — см. прим. к стр. 270. 799 Тайна сия велика есть — цитата из «Послания к ефесянам апостола Павла», V, 32. 800 Обаяние — здесь: байки, россказни. 801 Резка — сечка из соломы. 802 …лозой толчен…— розгой бит. 803 Стужаться — раскаиваться. 804 Бестягольный мужик — бессемейный (тягло — крепостная крестьянская семья, как единица разверстки барщины или оброка). 805 Дроботливый — скорый, частый. 806 В пре — в споре. 807 Обыск — запись о браке в церковной книге. 808 Скаредство — здесь: гнусность. 809 Войственники — воины. 810 Бомбардир — солдатский чин в артиллерии. 811 Усилок — силач. 812 …неезжалого стригуночка…— годовалого жеребенка, на котором еще не ездили. 813 …загугнеша, еже и не различит самим им, каковая действуют — загнусили так, что и самим им не различить, что делают. 814 Бесстудного — бесстыдного. 815 Стихарь — длинная, с широкими рукавами, одежда дьяконов и дьячков, надеваемая при богослужении. 816 Отводины — дуги по бокам саней для предохранения их от порчи, удара и т. п. 817 …воздаси отразу (старослав.) — воздашь сразу. 818 …кийжде на коегожде…(старослав.) — каждый на каждого. 819 Синяя — пятирублевая ассигнация. 820 …Хамова кровь к Иафетовой не простирается. — По библии, все люди на земле произошли от уцелевших после всемирного потопа сыновей Ноя: Сима, Хама и Иафета. Потомкам Хама Ной нарек быть рабами потомков его братьев. Поэтому «господа» называли крепостных «Хамовой кровью», «хамами» и т. п. 821 …хитрейший от попа и попадьи… — более хитрый чем поп и попадья. 822 Поспа — отвар отрубей для мочения яблок. 823

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 277 и далее. 786 Смолич И. К. К вопросу периодизации истории Русской Церкви/Пер. с нем. архимандрита Макария (Веретенникова)//Альфа и Омега. 1998. 3 (17). С. 159–174. 787 Ключевский В. О. Курс русской истории. С. 32–33. 788 См.: Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество… 789 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 15–16. 790 См.: Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 2. С. 58. 791 Там же. 792 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 23. 793 Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Т. 2. С. 67. 794 См.: Минея. Месяц иулий, 24. 795 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 2. 796 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 797 Там же. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 798 Там же. На стиховне, стихира на Славу. 799 Там же. Утреня. Канон 1. Песнь 8, тропарь 2. 800 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 801 Там же. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 802 Там же. На Господи, воззвах, стихира 4. 803 Там же. Утреня. Канон, икос. 804 Там же. Утреня. На хвалитех, стихира на Славу. 805 Там же. Малая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 3. 806 Там же. Утреня. Канон 1. Песнь 3, тропарь 1. 807 Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. С. 701–727, 850–851. 808 Греков Б. Д. Русь времен «Слова о полку Игореве»//Слово о полку Игореве. С. 14. 809 Минея. Месяц иулий, 24. Утреня. Канон 2. Песнь 4, Богородичен. 810 Минея. Месяц иуний, 29. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира 1. 811 Октоих. Глас 2. Неделя. Утреня. Канон Божией Матери. 812 Минея. Месяц иулий, 24. Утреня. Каноны 1, 2. Песнь 1, тропарь 1. 813 Там же. Великая вечерня. На стиховне, стихира 1. 814 Там же. Утреня. На хвалитех, стихира 3. 815 Там же. Канон 2. Песнь 5, Богородичен. 816 Там же. Песнь 9, тропарь 2. 817 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. С. 23. 818

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010