Сборник Дионисия Малого (ок. 500 г.). В основание этого сборника положена книга правил восточной Церкви, употреблявшаяся восточными епископами на халкидонском соборе, в переводе на латинский язык. В этой книге заключались правила соборов Никейского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского и Константинопольского под одной непрерывной нумерацией 165 правил (против греческой книги правил менее на 1, потому что в латинском переводе в правилах анкирского собора 4 пр. соединено с 5, и в итоге получилось 24 правила, а не 25, как в греческом тексте). К этому первоначальному сборнику сам Деонисий Малый прибавил сверху указанной нумерации из других источников 50 правил апостольских, 27 правил собора халкидонского, 21 правило собора сардикийского, 188 правил собора карфагенского 419 гола. Вскоре Дионисий М. сделал другое собрание, заключавшее в себе декреты пап от Сириция ( 398) до Анастасия II ( 498) включительно. Обе эти части труда Дионисия были соединены в один сборник и пользовались особенным уважением преимущественно пред всеми другими собраниями. Сами папы часто цитируют правила по этому сборнику. Кассиодор (De instit. div. c. 23) свидетельствует, что в его время (536) собрание правил Дионисия было во всеобщем употреблении в римской церкви. Выдержки из него приводятся в собраниях правил в Африке, в Галлии, Испании, Британии. При Карле в. оно получило авторитет оффициального кодекса церковного. Впрочем это была уже не первоначальное собрание Дионисия, но с прибавлением во второй части декретов пап: Илария, Симплиция, Феликса, Симмаха, Гормизды и Григория II. В этом виде папа Адриан I предложил собрание Дионисия в подарок Карлу в. в 774 году. Испанский Исидоровский сборник (VII в.). Древнейшее собрание правил испанской церкви состояло исключительно Из правил греческих соборов, именно в составе Понтийского сборника. Потом к этому сборнику были прибавлены правила собора Сардикийского по латинскому подлиннику, и правила соборов антиохийского, лаодикийского, константинопольского и халкидонского из другого дополненного греческого кодекса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Примечания: 23. Прав. 10 карф.собора 390 г. 24. Аф.Синт., III,324. Ср. Harmenopuli epit. can. Seci 1, tit. (Leunclavii Jus gr.-rom., I,12). 25. Толкование Зонары в Аф. Синт., III,322-323. - В Африканской церкви начала I-ro века была возможность вообще, при каждом случае, собирать на собор большое число епископов, так как в этой церкви было тогда 466 еп. кафедр. См. " Правда всел. церкви " . Спб. 1849, стр.120.  Правило 13(13). Многие епископы, собравшись, да поставляют епископа. А по нужде три епископа, в каком бы месте ни были они, по повелению первенствующего, да поставят епископа. И аще кто поступит в чем либо вопреки своему согласию или подписанию: сам себя лишит чести. (Ап. 1; I всел. 4; VII всел. 3; антиох. 19, 23; лаод. 12; сердик. 6; конст. 1; карф. 49, 50) В греческом тексте данного правила употреблено слово χειροτονσουσιν πσκοπον, что буквально означало бы: пусть рукоположить епископа, в смысле постановления 1 Апостолъскаго правила, в котором также употреблено это слово. Но слово χειροτονα употребляется в правилах и для обозначения избрания, как мы говорили в толковании упомянутого Апостольскаго правила. Что в данном карфагенском правиле упомянутое слово нужно понимать в этом последнем смысле, видно из заключительных слов правила, где говорится, что лицо, поступившее против своей подписи (τη Ιδα υπογραφ), при поставления епископа, лишается епископской чести. Подпись же подлежащего епископа не имеет места при рукоположении, а только при избрании епископа, а именно, когда на заседании синода члены последнего дают свои подписи, как подтверждение того, что они подали свой голос за известного кандидата. В данном правиле повторяется целиком постановление 4 правила I вселенского собора об избрании епископа, и толкование этого правила служит толкованием настоящего. В упомянутом Никейском правиле говорится, что епископы, лишенные по чему-либо возможности лично явиться на собор для избрания епископа, могут подать свой голос через грамату (δια γραμμτων). В данном карфагенском правиле приводится случай, когда один из таких епископов, не могущие явиться лично, но в то же время давший свое согласие на избрание известного кандитата устно (εν μολγησεν), или же подписавшийся на избирательном акте ( υπργραψεν εν τψ περ εκενоυ ηφσματι), откажется от данного им голоса и тем станет в противоречие с самим собою. Правило постановляет, что такой епископ сам себя лишает чести (αυτς εαυτν αποστερσει της τιμς), т.е. бывает извержен, говорит в толковании данного правила Зонара, если, впрочем, не оправдает своего поступка и не докажет ясно и основательно, что тот, за кого он подал голос, не достоин епископства

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

Если говорить об этой практике, то она, во-первых, более древняя, сложившаяся окончательно к IV веку. А во-вторых, она закреплена канонами Церкви . Так, например, 50 правило Карфагенского Собора гласит: «Святое Таинство Алтаря да совершается людьми не евшими». Правда, оно не говорит с какого времени не евшими, это лишь согласно «Учительному известию» считается, что точкой отсчета для такого поста является полночь , хотя это время условное, если учесть, что Литургия может совершаться в разное часы (и утром рано, и ближе к обеду, и вечером, и даже ночью). Скажем, если Литургия совершается ночью на праздник Пасхи или Рождества Христова, то это правило здесь не работает. В таком случае, в наше время стали руководствоваться « определением Св. Синода от 1968 года», с огласно которому пост накануне Литургии должен быть не менее 6 часов . Во время такого поста рекомендуется воздерживаться как от еды, так и питья . Впрочем, эти требования «не применяются к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи». Кроме того, готовящийся к причащению, и нечаянно проглотивший воду , может причаститься, согласно 16 правилу св. Тимофея еп. Александрийскаго. Хотя «Учительное известие» считает иначе: «Хорошо сделает всякий хотящий причаститься, если зубы с вечера почистит и уста свои вымоет, чтобы случайно ничего от воды утром в гортань (когда будет мыть уста) не попало и не послужило препятствием к службе, или причастию ». Итак, канонический пост перед Причащением для верных состоит в том, чтобы несколько часов воздерживатся от приема пищи ! Кто же не соблюдает церковные заповеди , то конечно, к ним, по моему мнению, вполне приложимо правило о говении в течение седмицы (причем туда входит не только пост, но и участие в богослужении). Но это все-таки не вариант церковной жизни, а вариант епитимьи, наказания ! Если кому-то нужны еще аргументы в подтверждении такого евхаристического поста, то пожалуйста.

http://azbyka.ru/video/79-evharistichesk...

После умовения и окончания Евангелия читается заключительная молитва чина. Тот же порядок сохраняется и в современных изданиях богослужебных книг, лишь к началу и концу чина прибавлены некоторые песнопения Великого четверга (а именно ирмос и два тропаря 5-й песни канона Великого четверга и стихиры этого дня – в начале; оставшийся тропарь 5-й песни канона – в конце). Текст чина умовения ног в соборной и монастырской редакциях приведен в  Приложении 4  к настоящей заметке.   Приложение 1. Текст слова свт. Иоанна Златоуста во Святый Великий четверток. Приложение 2. Чин омовения св. престола. Приложение 3. Порядок совершения общего маслоосвящения в Успенском соборе Московского Кремля в XVII веке. Приложение 4. Чин умовения ног.   i 50-е правило Карфагенского Собора даже разрешает в Великий четверг приступать к Евхаристии не натощак, как раз по причине совершения этой литургии вечером; впрочем, упомянутое правило отменено 29-м правилом Трулльского Собора, согласно которому литургия Великого четверга с точки зрения строгости евхаристического поста не должна отличаться от других вечерних литургий. Совершение литургии на вечернях, доныне сохраняемое в православной традиции в сочельники Рождества Христова и Богоявления, в будние дни Великого поста и в Великую субботу, является признаком особого поста - полного неядения от полуночии до вечера. Затруднительность соблюдения такого поста и стала главной причиной переноса совершения этих литургий на утреннее время. В этом смысле идея «восстановления» вечернего времени совершения, скажем, литургии Преждеосвященных Даров с одновременным отказом от соответствующего удлинения евхаристического поста («можно завтракать») является непониманием самого смысла совершения литургии на вечерне согласно нашему Типикону. Литургия Великого четверга, однако, представляет собой исключение - вечернее время ее совершения в древности могло одновременно сочетаться с существенным послаблением поста этого дня, поэтому смысл совершения литургии Великого четверга на вечерне - не в удлинении поста для наиболее строгих постных дней года, а воспоминание установления Евхаристии именно на вечере,  а не за утренней или обеденной трапезой.

http://bogoslov.ru/article/398148

Скачать epub pdf Глава 1-я – о брачных степенях Ищи 8-ю гл. буквы Β. Глава 2-я – о браках дозволенных и запрещенных Святых Апостол 26-е правило и 6-е VI Собора и Карфагенского 16-е (20-е по кн. прав.) позволяют вступать в законный брак тем из причисленных к клиру, которые состоят пока в должности чтецов и певцов; после же производства в степень иподиакона, или диакона, или пресвитера, отнюдь не дозволяют им вступать в брак, ибо тех из посвященных, кои уклоняются к браку, немедленно извергают. И 1-е (правило) соб. Неокесарийского лишает священства пресвитера даже законно сочетавшегося с женою. А божественные отцы VI собора в 13-м правиле, разрушая удержавшийся в латинской церкви обычай, чтобы рукополагаемые священники и диаконы прежде давали обязательство совершенно воздерживаться после хиротонии от жен, до нее законно с ними сопряженных, говорят: мы соизволяем, чтобы сожительства достойно удостоенных священства были ненарушимы и после рукоположения, дабы нам не унизить брак, благословенный «в пришествии» Господа, и к тому же возвещающего: яже Бог сочетал, человек да не разлучает; 48 и Апостол говорит, что брак честен и ложе нескверно; 49 и опять: привязался еси жене, не ищи разрешения. 50 . По сему да будет извержен лишающий диакона, или иподиакона, или пресвитера сообщения с законной женой, кроме определенного некоторого времени, когда намереваются священнодействовать, дабы, приступая к чистому чистыми, не погрешали в прошениях. Впрочем, некоторым из (отцов) составивших первый собор в Никее вздумалось ввести закон, чтобы епископы и пресвитеры, также диаконы и иподиаконы вовсе не разделяли ложа с супругами, которых законно привели прежде посвящения. Но Пафнутий, епископ одного из Фивских городов, муж, с детства воспитанный в подвижничестве, и во всякой добродетели преуспевший, и особенно прославившийся целомудрием, к тому же и венцом исповедания украшенный (ибо одно око у него за благочестие было избодено), противоречил тем, которые держались такого мнения, называя брак честным и союз со своими женами целомудрием, и советовал собору не постановлять такового закона, говоря, что неудобно нести бремя в мире живущим, – ибо сие, может быть, послужит и им и их женам причиною нецеломудрия, – но чтобы, по древнему преданию Церкви, приобщившиеся к священному чину безбрачными отнюдь не вступали в брак, а произведенные в священство после брака не разлучались со своими женами. Таково мнение Пафнутия о браке, и при том человека, не знающего брака. Предложение божественного мужа похвалил и собор и никакого закона о сем не положил, но предоставил это дело воле каждого, а не принуждению. Сей Пафнутий был столь Богу любезен, что от него бывали и чудесные знамения. Император Константин весьма уважал сего мужа и часто приглашал в чертоги царские и избоденное око (его) лобызал. 51

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Папкова – Остроумовым и Барсовым. Он признается целее сообразным и у проф. Заозерского. Только проф. Заозерский пользуется им односторонне, когда это представляется ему полезным. Обратим же внимание на употребление в древних памятниках тех греческих и латинских терминов, которые относятся к разрешению данного вопроса. Слово λαος в Н. 3. употребляется часто в смысле народа Израильского ( Ин.11:50 ), народа избранного Богом ( Евр.11:25 ; Мф.2:6 ; Лк.1:68, 7:16 ). Это звание избранного народа после распространения проповеди Евангелия перешло к Израильтянам уверовавшим во Христа ( Евр.49:9 ; Апок.18:4 ) и в частности к обществу Христиан из язычников (Дян.15:14; Рим.9:25 ; 1Пет.2:10 ). В средние века на Западе было употребительно выражение populus Christianus; оно означало церковь Христову, находящуюся в союзе с государством (Капитулярии Франкских королей напр. Ludowici II ап. 877). На ряду с этим слово λαος употреблялось и в специальном значении мирского состава епархии и приходов в отличие от духовенства, которое стало называться клиром (Апост. пр. 36, 39, 58, 60 и др.). В этом же последнем смысле употреблялся термин λαος и переводчиками латинских правил на греческий язык напр. Дионисием Малым (Карф. прав. 99. 120. 121. 71. и др.). Это положение хорошо выяснено и обставлено ссылками у проф. Заозерского. Но, к сожалению, ставши на эту точку зрения, он уже не хочет замечать фактов и свидетельств другого рода, встречающихся в виде редких примеров. Так он не замечает, что иногда в греческом тексте правил вместо слова ο λαος употребляется το πληθος – народное множество, громада и в том же самом значении мирского состава епископии и прихода, как и первое. Это мы находим в 34 пр. Карф. собора по Книге правил, а также в 134 правиле того же собора 4 . Другое исключение из общего правила составляет употребление вместо οι λαοι слова οι οχλοι и конечно в том же значении. Это мы находим в III правиле Карфагенского собора по Книге правил. Правило читается по Книге правил след. обр.: Народу (οχλος) никогда не имевшему своего епископа отнюдь не давать его, разве по решению всего собора каждой области и первенствующего епископа и с согласия того епископа, в пределах которого состояла оная церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Архетип существующих списков имел, конечно, гораздо больше имен. «Списки никейских отцов переписывались не часто; проходили не только десятилетия, но и столетия прежде, чем рукопись со списком никейских отцов находила себе переписчика; по истечении такого срока она становилась настолько пострадавшей от времени, что многого в ней уже нельзя было разобрать; концы листов отрывались, и вследствие этого число имен в списке постепенно сокращалось. Этим, конечно, и объясняется тот факт, что наличные списки никейских отцов содержат всего около 220 имен, тогда как на деле на Никейском Соборе присутствовало 250–270 (?) епископов. Недостающие 30–50 имен постепенно утрачены в рукописях» 103 . «Бесспорный факт неполноты всех никейских списков показывает, что отсутствие какого-либо имени во всех наличных списках не может служить доказательством, что этого имени не было и в оригинальном списке» 104 . Выше уже говорилось о том, что список подписей, стоявших под «деяниями» Никейского Собора, до нас не дошел, поэтому и характер его остается пока совершенно неизвестным. Впрочем, К. Смирнов склонен думать, что своеобразный перечень имен никейских отцов, приводимый Геласием 105 , передает действительный порядок, в каком они были расположены на подлинном экземпляре актов Никейского Собора. К сожалению, перечень Геласия содержит только 12 имен епископов. Но расположение их действительно как будто соответствует тому принципу, которого придерживались Вселенские Соборы, начиная с Третьего: вслед за именами Осия Кордубского, Витона и Викентия, Александра, Евстафия и Макария помещены имена нескольких митрополитов: Леонтия Кесарие-Каппадокийского, Александра Фессалоникского, Нунехия Лаодикийского, Цецилиана Карфагенского и некоторых (по-видимому, особо уважаемых) епископов из разных провинций. § 10. Число участников Первого Вселенского Собора 1-е правило Второго Вселенского Собора (бывшего всего лишь 56 лет спустя после Собора Никейского) начинается словами: «Вера трехсот осмьнадцати отцов, собиравшихся в Никее Вифинской, да не отменяется...»

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Закон А 58-я новелла императора Льва определяет: тех, которые продают или едят в каком бы то ни было виде соединенное с кровию, – подвергая телесному наказанию, лишать имения и подвергать бесчестию посредством острижения волос на теле и осуждать на всегдашнее изгнание; а начальников, не преследующих сего, подвергать взысканию в десять литр золота. Глава 14-я – о наказаниях Ищи в 12-й главе буквы Σ 5-е правило антиохийского Собора. Закон Никакую жену за денежный долг казенный, или частный, или за какое бы то ни было преступление, не позволяем ни ввергать в темницу, ни быть ей под стражею у мужчин, дабы вследствие таковых причин не потерпела бесчестия относительно целомудрия; а если преступление, в котором обвиняется, будет тягчайшим, в таком случае должна быть ввергаема в монастырь или предаваема женам, так чтобы безопасно была соблюдаема до тех пор, пока дело не обнаружится. Если царь назначит наказание кому-либо, – осужденный не тотчас должен быть подвергаем наказанию, но назначенное ему наказание должно быть отлагаемо на 30 дней: ибо, может быть, получит снисхождение. Ни отцовские грехи не причиняют вреда ни в чем не согрешившим детям, ни преступления детей – родителям: ибо грехи следуют за головою. Новелла запрещает отсекать обе руки или ноги. Наказание ссылкою в рудники состоит в том, когда кто-либо осужден на работу в каменоломнях или серных копях. Ищи еще в 9-й гл. буквы Μ, и в 9-й гл. буквы Δ 50-е (59-е) пр. Карфагенского собора. Глава 15-я – о блуде Ищи в 14-й гл. буквы Μ 4-е пр. великого Григория Нисского , который повелевает блудников подвергать епитимии на 9 лет. А Великий Василий в 59-м правиле на седмилетие отлучает блудника от общения: ибо хотя в 22-м правиле, которое ищи в 13-й гл. буквы Α, по-видимому, после четырехлетия разрешает таковым епитимию, но он ввел не свое мнение, а мнение прежде его бывших отцов; семилетнюю же епитимию таковым определил своим судом, наказывая блуд строже, чем прежде его бывшие (отцы) – как и многие другие страсти. Относительно мужа, сожительствующего с законною женою и блудодействующего, ищи в 16-й главе буквы Γ 21-е правило Великого Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

1 50-е правило Карфагенского Собора даже разрешает в Великий четверг приступать к Евхаристии не натощак, как раз по причине совершения этой литургии вечером; впрочем, упомянутое правило отменено 29-м правилом Трулльского Собора, согласно которому литургия Великого четверга с точки зрения строгости евхаристического поста не должна отличаться от других вечерних литургий. Совершение литургии на вечернях, доныне сохраняемое в православной традиции в сочельники Рождества Христова и Богоявления, в будние дни Великого поста и в Великую субботу, является признаком особого поста – полного неядения от полуночии до вечера. Затруднительность соблюдения такого поста и стала главной причиной переноса совершения этих литургий на утреннее время. В этом смысле идея «восстановления» вечернего времени совершения, скажем, литургии Преждеосвященных Даров с одновременным отказом от соответствующего удлинения евхаристического поста («можно завтракать») является непониманием самого смысла совершения литургии на вечерне согласно нашему Типикону. Литургия Великого четверга, однако, представляет собой исключение – вечернее время ее совершения в древности могло одновременно сочетаться с существенным послаблением поста этого дня, поэтому смысл совершения литургии Великого четверга на вечерне – не в удлинении поста для наиболее строгих постных дней года, а воспоминание установления Евхаристии именно на вечере, а не за утренней или обеденной трапезой. 2 Поскольку согласно богослужебному уставу количество святоотеческих текстов, предназначенных для литургического использования (т. н. уставных чтений), исчисляется сотнями, включение в Требник только этих двух слов явно указывает на их исключительную литургическую ценность. 3 В современной практике запасные Дары заготавливаются вовсе не обязательно в Великий четверг, но, например, на Руси приготовление запасных Даров не в Великий четверг было редким явлением и даже прямо запрещалось (как, напр., вОтветах еп. Нифонта Новгородского (1130–1156) – Русская историческая библиотека. Т. 6. С. 28). Известен случай, когда во время моровой язвы 1552 г. в Новгороде закончились запасные Святые Дары, заготовленные в Великий четверг, и митрополит Новгородский Серапион даже не решился заготовить Дары посреди года, предварительно не получив разрешения от Московского митрополита (каковое и было дано свт. Макарием Московским ). Современная практика заготовления запасных Даров в любой день была официально закреплена Учительным известием.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В результате только за два десятилетия (80–90-е гг.) количество мужских монастырей выросло с 450 до 503 (53), а женских вместе с общинами – с 168 до 325 (157), соответственно число монахов и послушников увеличилось с 6481 и 2902 до 8578 и 8090, а монахинь и послушниц с 4759 и 14 071 до 10 082 и 31 533 169 . 2.3. Пострижение в монастырь Существенным отличием в законодательстве о монастырях в синодальный период был возраст пострижения. До XVIII в. возраст пострижения определялся каноническими правилами, которые, однако, называли разнившиеся цифры. В частности, правило 40-е VI Вселенского собора для мужчин и женщин установило возраст не менее 10 лет; 140-е правило Карфагенского собора для девушек – 25 лет, но если ее целомудрию угрожает опасность, то епископ имел право постригать раньше 25 лет. Василий Великий для девиц назвал возраст пострижения в 16–17 лет 170 . В законодательных актах допетровского периода о каких-либо возрастных ограничениях в пострижении сведений нет. В указе от 8 июня 1701 г. Петр I первоначально ограничил возраст пострижения для женщин 40 годами 171 . В Прибавлении к Духовному регламенту со ссылкой на Послание апостола Павла к Тимофею: «вдовица рече да причитается не меньши шестидесяти лет» ( 1Тим. 5 ) 172 , для вдов был определен возраст пострижения «не меньши шестидесяти лет», а для девиц – 50–60 лет: «А буде которая младая девица, похощет в девстве пребывати, с намерением прияти монашество, то разсмотря прилежно, аще нелестно и не некоторыя ради нужды или, пристрастия, или лицемерия, избирает девственное житие, дати таковую в монастырь честный, и добре заключенный, под начал честной и постоянной старице, девица же да пребывает не пострижена до шестидесяти, или поне до пятидесяти лет, а буде прежде оных лет похощет ити замуж не возбраняти ей». В то время для мужчин возраст пострижения составлял всего 30 лет. По мнению В. Ивановского, Петр I считал мужское монашество «рассадником высших иерархических и административных должностей», женское же монашество для него было лишь «исторически авторизованным», с чем он был вынужден считаться 173 . В реальности пострижение осуществлялось раньше 25 лет 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010