В 32-м каноне того же Трулльского Собора отвергается распространенная в Армении практика совершать Евхаристию на вине, не смешанном с водой, и предписывается под угрозой извержения виновных из сана соединять воду с вином при приготовлении Святых Даров. В соответствии с 52-м правилом Трулльского Собора в Великий пост во все дни, кроме суббот, воскресений и Благовещения, полагается совершать Литургию Преждеосвященных Даров. В соответствии с 29-м правилом того же Собора, уточняющим 41-е правило Карфагенского Собора, хранение литургического поста перед совершением Божественной литургии предписывается во все дни года, в том числе и в Великий четверг, для которого отцами Карфагенского Собора когда-то еще делалось исключение. 101-е правило Трулльского Собора предписывает при причащении Святым Таинам «слагать руки» «во образ креста». В 57-м правиле Трулльского Собора содержится запрет мирянам «преподавать себе Божественные Тайны», впрочем, под угрозой весьма мягкого наказания – отлучения от церковного общения на одну неделю. По толкованию еп. Никодима (Милаша) , тем самым воспрещается существовавшая в древней Церкви практика, когда «верующие уносили с собой святое причастие и сами, собственными руками причащались», что было «причиной многих злоупотреблений» 166 . 83-е правило, повторяя норму, содержащуюся в 50-м и 18-м правилах Карфагенского Собора, запрещает имитировать причащение уже умерших христиан. Приведенные здесь каноны, прямо или косвенно относящиеся к таинствам, составляют незыблемое основание церковной практики. Однако, пытаясь адекватно оценить значение канонов, настаивая на их неприкосновенности для ревизии, мы не можем одновременно утверждать, что все вообще нормы права, заключенные в канонах, действуют или должны действовать в любое время и в любом месте по своему буквальному смыслу. Так, хорошо известно, что дисциплина канонических наказаний, косвенно связанная с таинством Покаяния, была в реальной епитимийной практике основательно реформирована уже в средневизантийскую эпоху, когда стали применяться при назначении епитимий не канонические сроки отлучения от Причащения, а те, что предлагаются в покаянном Номоканоне патриарха Иоанна Постника , содержащем несравненно более мягкие санкции (хотя Номоканон Иоанна Постника не был включен в основной канонический свод и рассматривается не более чем как дополнение к основному каноническому корпусу). Впоследствии дисциплина прещений по отношению к мирянам продолжала эволюционировать в сторону смягчения, так что у нас, в Русской Церкви, в XVIII веке отлучение от причастия кающихся грешников на длительные сроки было даже положительно воспрещено высшей церковной властью под угрозой извержения из сана, но при этом, разумеется, никто не отменял сами каноны, содержащие запрещенные к практическому употреблению в церковно-судебной практике санкции.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

1237 Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. С. 172. 1238 Послания Патриархов о православной вере. С. 170. 1239 Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 395. 1240 Следует отметить, что впервые такие идеи на христианском Западе появились задолго до отпадения Римской Церкви от Вселенского Православия. Например, сщмч. Киприан Карфагенский уже говорил о священнослужителях как о заместителях Христа (sacerdos vice Christi). См.: Cypriani Carthaginensis. Epistola 63, ad Caecilium de sacramento dominici calicis. 14//PL. T. 4. Col. 386A. Рус. пер. см.: Киприан Карфагенский, сщмч. Письма. 63, 14//Творения сщмч. Киприана, епископа Карфагенского. М.: Паломник, 1999. С. 673—674. 1241 См.: Огицкий Д. П., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. С. 102—103. 1242 Пространный катихизис. С. 60. 1243 Пространный катихизис. С. 59. 1244 Например, см.: 7-е правило Второго Вселенского собора//Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 271—272. 1245 Пространный катихизис. С. 60. 1246 См.: Православное исповедание. С. 76—77. Ч. 1. Ответ на вопр. 103. 1247 Греческое название этого таинства — β α πτισμα происходит от глагола βαπτ ζω — погружать. 1248 См.: 50-е правило свв. апостолов; 7-е правило Второго Вселенского собора//Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 123, 271—272. 1249 См.: Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 250. 1250 См.: 49-е правило свв. апостолов//Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 122. 1251 См.: Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 251—252. 1252 См.: Там же. С. 252—253. 1253 См.: Пространный катихизис. С. 60. 1254 Например, см.: 110-е правило Карфагенского собора//Правила Православной Церкви. Т. 2. С. 258. 1255 О том, что Господь может прощать грехи одних людей по вере других, см.: Мк.2:5. В Священном Писании нет ни прямых указаний на необходимость или возможность крещения младенцев, ни запрета такой практики. В то же время апостолы неоднократно крестили целые семейства (см.: Деян.16:14—15, 30—39; 1 Кор.1:16), при этом в Священном Писании ничего не говорится о том, что при таком крещении для младенцев делались исключения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4139...

Так, о возбранении брака с неверными и еретиками он сослался только на 72-е правило Шестого Вселенского Собора, а не принял во внимание касающиеся того же предмета правила других Соборов, прежде бывших, каковы 10-е Собора Лаодикийского и 14-е Четвертого Вселенского. В славянской Кормчей 10-е пр. Лаодикийского Собора изложено кратко: «Со еретики в сватовство не сходитися». А по более точному и полному переводу в Книге правил оно читается: «Не должно церковным без разбора совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками». Итак, здесь не безусловно воспрещаются браки православных с еретиками, а только те, которые заключаются «без разбора», т. е. без внимания к разным обстоятельствам, каковы большая, или меньшая степень еретичества, также к условиям, под которыми заключается брак и из которых главное воспитание детей в православии. А 14-е правило Халкидонского Собора гласит: «Чтец, или певец еретическую поим жену и чада с нею приобрет, да приведет ю ко общению; аще ли суть тамо не крещена, ктому да не будет крещена от еретик». Итак, правило говорит только о причетниках церковных, а о мирянах совсем не упоминает, и это умолчание показывает, что по некоторым обстоятельствам снисходительно мирянам попущает Собор брачиться с еретиками. Если бы не так, то, без сомнения, Собор о подобных браках мирян не умолчал бы в правиле. Достойно внимания и то, что браки даже клириков с лицами еретическими, как видно из правила, существовали тогда в Церкви, чем Собор и вызван был к составлению 14-го правила 30 . Правило же 72-е Шестого Вселенского Собора, на которое указал вопроситель, действительно воспрещает православным брачиться с еретиками ; но необходимо принять во внимание, что при этом отцы Шестого Вселенского Собора не сделали прямого отменения правил прежних Соборов по сему вопросу, т. е. 10-го Лаодикийского и 14-го Халкидонского, и не упоминают о них, тогда как решительно отменили, напр., 16-м правилом правило 15-е Неокесарийского Собора о семи диаконах и 29-м правилом 50-е Собора Карфагенского, дозволявшее в великий четверток причащаться по вкушении пищи. Не отменив прямо 10-е правило Лаодикийского Собора, возбраняющее только «без разбора» совершаемые браки православных с иноверными, и 14-е Халкидонского Собора, запрещающее только клирикам вступать в такие браки, а на мирян не простирающее такого запрещения, Шестой Вселенский собор, хотя и сделал не согласное с сими правилами определение, но очевидно и не воспретил по обстоятельствам времени и места пользоваться ими. На основании сих правил и действует Российская Церковь , дозволяя православным мирянам вступать в брак с иноверными, и именно не «без разбора», но под условием, чтобы дети от таких браков были крещены и воспитаны в православии. Вопроситель, осуждающий за это православную Российскую Церковь , должен будет осудить и отцов Лаодикийского и Халкидонского Собора, на что, конечно, и сам не решится. А не дерзая осуждать отцов сих соборов, напрасно осуждает и нынешнюю православную Церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Андрея Критского , содержащие размышления на основные темы Великого Четверга: предательство Иуды, Тайная Вечеря, умовение ног, Жертва Христова. Мы сознательно начинаем перечисление служб не с вечерни накануне Великого Четверга, а с повечерия или утрени, поскольку на Страстной седмице привычная последовательность суточных служб меняется, и вечерни, как правило, не начинают собой новый богослужебный день, а завершают день уходящий (это видно, в частности, из повторения стихир утрени на последующей вечерне). Подробный анализ последования Двенадцати Евангелий, в современном богослужении интерпретируемого как утреня Великой Пятницы (хотя изначально это была служба в продолжение всей ночи, начинавшаяся вечером в Великий Четверг; соответствующее указание до сих пор содержится в богослужебных книгах), мы также оставляем за рамками настоящей публикации. 2 Прежде всего, это 50-е правило Лаодикийского Собора (ок. 364 г.): «В четверток последней седмицы Четыредесятницы не подобает прекращать пост» (из этого запрета следует, что в ряде общин четверг перед Пасхой праздновался особым образом), а также 50-е (по нумерации Афинской Синтагмы – 41-е) правило Карфагенского Собора (419 г.; Собор кодифицировал ряд правил более ранних Соборов 2-й пол. IV – нач. V в.): «Святое таинство алтаря [т.е. Евхаристия.– свящ. М.Ж.] да совершается теми, кто [в этот день] не ел. Исключение составляет единственный день в году, в который Вечеря Господня совершается». Маловероятно, что в процитированном правиле речь может идти о каком-то отличном от Великого Четверга дне. Ср. 29-е правило Трулльского Собора 691 г.: «Правило отцов Карфагенского Собора повелевает, дабы священнодействие алтаря совершаемо было не иначе, как „теми, кто [в этот день еще] не ел, кроме единственного дня в году, в который Вечеря Господня совершается“. [Но] указанные святые отцы издали такое распоряжение, возможно, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви. А поскольку нас ничто не побуждает оставить благоговейную строгость, то, следуя апостольским и отеческим преданиям, определяем: не подобает в Четыредесятницу, в четверг последней седмицы, прекращать пощение и тем самым бесчествовать Четыредесятницу» (выделение наше – свящ. М.Ж.). 3 См. обзор сохранившихся источников и основной литературы по теме в кн.: Bradshaw P. F., Johnson M. E. The Origins of Feasts and Seasons in Early Christianity. Collegeville (MN), 2011. P. 39–59. Необходимо также отдельно отметить обширную – свыше 500 страниц – монографию по проблеме даты празднования Пасхи: Leonhard C. The Jewish Pesach and the Origins of the Christian Easter: Open Questions in Current Research. Berlin, 2006. (=Studia Judaica. Forschungen zur Wissenschaft des Judentums; 35), хотя предложенная ее автором реконструкция этапов развития пасхального и предпасхального богослужения в Церкви до IV в. включительно нам не кажется убедительной.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Виноград же как первый урожай благословлять особой молитвой и преподавать людям, с тем чтобы они воздавали благодарение Богу, дающему такие плоды, питаясь которыми возрастают и укрепляются наши тела. Тот же, кто поступит вопреки этому правилу, да будет извержен. Прочти также Апост. 3. Правило 29 Правило отцов Карфагенского собора повелевает, чтобы таинство алтаря совершалось не иначе как теми, кто ничего не вкушал, за исключением одного дня в году, в который совершается Господня вечеря. Вероятно, божественные отцы воспользовались такой икономией в то время по некоторым полезным для Церкви причинам местного характера. Поэтому, когда ничто не побуждает нас оставить акривию, мы, следуя апостольским и отеческим преданиям, определяем, что не должно в Четыредесятницу, в четверг последней недели, разрешать пост и бесчестить всю Четыредесятницу. (Апост. 69; VI Всел. 89; Лаодик. 49–52; Карфаг. 48, 56; Дионисия Александр. 1; Тимофея Александр. 8, 10.) Толкование Поскольку Господь наш Иисус Христос вечером в Великий четверг вначале вкусил обычную трапезу, а после этого преподал Божественные Тайны апостолам, то и в местностях Африки установился обычай, по которому в Великий четверг, как говорит Зонара, вначале ели какие-нибудь более приятные кушанья, ослабляющие обычное сухоядение, соблюдаемое в прочие дни Четыредесятницы, а после этого совершали таинство и причащались Божественных Таин. Итак, настоящий Собор, совершенствуя правило Карфаг. 48, упоминающее об этом обычае, определяет, что те отцы, вероятно, употребили такую икономию с целью принести какую-то пользу в тех местах. Однако мы, поскольку не имеем никакой причины, побуждающей нас оставлять строгость правил, следуем как преданию апостолов, т. е. правилу Апост. 69, которое определяет, чтобы все постились во время святой Четыредесятницы (Четыредесятница включает в себя и Великий четверг, и всю Великую седмицу), так и преданию отцов, т. е. 50-му правилу отцов Лаодикийского собора. Это правило определяет, что никто не должен разрешать пост четверга последней недели Четыредесятницы (т. е. Великого четверга) и этим разрешением бесчестить и делать бесполезным пост всей Четыредесятницы, но следует всю Четыредесятницу, а значит и в Великий четверг, поститься с сухоядением [ 233 ] . Согласование Отметь, что не одно упомянутое правило Карфаг. 48 определяет, что иереям следует литургисать натощак: 56-е правило того же Собора говорит, что это было подтверждено и Никейским собором. Однако если кто-то находится в опасности умереть, то ему следует причаститься и после еды, согласно правилу Никифора Константинопол. 9. А Златоуст, обвиненный в том, что он причастил неких людей после того, как они поели, пишет в письме к еп. Кириаку: «Если я это сделал, то да будет изглажено мое имя из книги епископов. Впрочем, если они все же говорят это против меня и настаивают на этом, то пусть осудят и Павла, который после вечери крестил целый дом. Пусть осудят и Христа, Который после вечери преподал причастие апостолам» 234 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Скачать epub pdf Глава 1-я – о святом крещении Дошедши до следующей по порядку буквы ( Β), считаю нужным прежде всего изложить постановления относительно святого крещения. 47-е правило святых Апостол повелевает – удостоившегося истинного крещения, как требует заповедь Господа и предание Апостолов, – не перекрещивать, а того, кто злочестиво от нечестивых более осквернен, чем крещен, – «ничтоже сумняся» – перекрещивать; а если крестившийся уже получил истинное крещение, а впоследствии от нечестивых был «осквернен», того помазать только миром, ибо и это признается частию божественного крещения; а того, кто не так делает, епископ ли будет то, или пресвитер, правило осуждает совершенным извержением, как посмевающегося кресту Господню и глумящегося над Его спасительною смертию. Ибо божественный Апостол говорит: волею согрешающим нам по приятии разума истины, к тому о гресех не обретается жертва ( Евр. 10, 26 ), – т.е. очищение посредством крещения: ибо смерть Христова едина и едино очистительное крещение. То же самое повелевает и 50-е (59-е) правило собора Карфагенского. 49-е правило святых Апостолов повелевает крестить, согласно Господню изречению, во Отца и Сына и Св. Духа, а не в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: ибо един безначальный Отец, по безвиновности, и един Сын, по неизреченному рождению, и един Утешитель, Дух Святый, по исхождению от нерожденного, а не так делающие епископы или пресвитеры подвергаются епитимии извержения. 50-е (правило святых Апостолов) повелевает совершать три крещения единаго тайнодействия, т.е. три погружения в едином крещении, и при каждом погружении произносить едино имя Святой Троицы, а не едино крещение, даемое в смерть Господню, т.е. единожды погружать крещаемого и единым погружением возвещать смерть Господню, как предлагает преисполненная неистовства ересь евномиан, о которой упоминает и 7-е правило II-ro Собора: ибо не рек Господь: в смерть мою крестите, но: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф. 28, 19 ); а не так делающего епископа или пресвитера правило наказывает отнятием священства. Ищи еще во 2-й гл. буквы Α 7-е правило II Собора, из которого ты ясно узнаешь, кого должно перекрещивать и кого – только помазывать божественным миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Исключение было сделано только для Финляндии. 178 7–ое правило Карфагенского собора 401 года (по Книге правил — 83–е правило). 179 Евхаристия занимает совсем особое положение в числе таинств. Что касается елеосвящения, то природа его как таинства остается до настоящего времени не вполне выясненной. Об этом см. мою статью Таинства и тайнодействия (Православная мысль, сб. 8. Париж, 1951, с.17–33). 180 Крещение через окропление допускается в Православной Церкви в случае крещения тяжко больных. Его действительность в настоящее время не подвергается сомнению. Вопрос о том, как совершено крещение, обычно не ставится. Крещение настолько стало частным актом, совершаемым священником, что большею частью церковная власть даже не знает как священник совершает крещение: через погружение или окропление. 181 Пидалион — современный канонический сборник греческой Православной Церкви. 182 49–ое Апостольское правило (по Книге правил). 183 50–ое Апостольское правило. 184 того мнения придерживается P. de Puniet в статье Bapteme — Dictionaire d " Archeologie et la Liturgie chretienne, t. II, col.282. 185 Осмос (греч. толчок, давление) — медленное проникновение растворителя через разделяющую два раствора перегородку. 186 Ср. 46–ое, 47–ое и 68–ое Апостольские правила. 187 Евсевий Кесарийский, Церковная история, кн; VIII, X. (Русск. пер., СПб, 1858, с.372.) 188 О крещении, совершенном вне кафолической Церкви, см.следующую главу. 189 Толкование 11–го правила Иппонского собора 393 (15/17 правило Карфагенского собора по Книге правил). 190 Толкование Вальсамона 18–го правила Сардикийского собора. 191 Cypr. Epist. LXXI, II, 1. 192 Сург. Epist. LXXV, 19. 193 Ibid.,n.7. 194 Евсевий Кесарийский, Церковная история, VII, 7. 195 Strom., lib.I,19. PG 3, 815. 196 «Крещенные ими [нечестивыми] не освящаются, но оскверняются, получая не прощение грехов, но узы нечестия». — Апостольские постановления, VII,15. (Русск. пер., Казань, 1864, с.186.). 197 Утверждение Никодима Милаша (Правила с толкованиями, т. 1, с. 277), что в Православной Церкви «правильным и действительным считается всякое крещение, совершенное во имя Святой Троицы, кем бы оно ни было совершено», не отвечает ни ее практике, ни ее учению. 198

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

В середине XVIII века сторонники Ороса получили сильную поддержку со стороны движения «колливадов». Это движение стало одним из главнейших духовных явлений жизни Греческой Церкви начиная с середины XVIII и до середины XIX века. Оно называется еще «филокалистическим», потому что одним из его характерных плодов стало знаменитое «Добротолюбие». Некоторые исследователи называют это движение «паламизмом» XVIII века. Колливады поддержали идею обязательного перекрещивания католиков, приходящих в Православие, несмотря на то что патриарх Кирилл V с самого зарождения этого движения на Святой Горе Афон выступил его главным гонителем. Из числа колливадов о необходимости перекрещивания католиков писали прп. Неофит Кавсокаливит (1713(?)–1784), прп. Афанасий Париос (1721/2–1813) и прп. Никодим Святогорец (1749–1809). Так, прп. Неофит составил «Краткое изложение Священных Правил» 488 . У прп. Афанасия Париоса данному вопросу посвящены два произведения: 1) «Краткое изложение Божественных догматов веры» 489 и 2) «О том, что возвращающиеся от латинян должны безоговорочно, обязательно и необходимо креститься» 490 . Прп. Никодим Святогорец рассматривает исследуемую проблему в «Пидалионе» 491 . Сейчас я хотел бы подробнее остановиться на богословских и канонических аргументах, приводившихся колливадами в пользу перекрещивания католиков. С точки зрения рассматриваемых нами авторов в отношении способа принятия в Церковь еретиков и раскольников существуют две канонические традиции. Согласно первой из них, любое таинство, совершаемое вне Церкви, рассматривается как недействительное, а потому необходимо перекрещивание, вернее – Крещение, поскольку крещение, полученное за пределами Церкви, таковым не является. Согласно другой традиции, некоторые инославные могут приниматься в Церковь без Крещения. Первая традиция основывается на том принципе, что только в Церкви возможно совершение Таинств. Это сознание отражено в 46, 47, 50 и 68 Апостольских правилах. В примечании к 46 правилу прп. Никодим пишет 492 , что оно легло в основу правила Карфагенского Собора, бывшего при сщмч. Киприане Карфагенском , выдвинувшем известный принцип: «Вне Церкви нет спасения» 493 . Затем эта традиция была продолжена в 8 и 19 правилах I Вселенского Собора. В соответствии с первым из них, новациане должны были приниматься в Церковь без перекрещивания, поскольку они являлись не еретиками, но раскольниками; тогда как, согласно второму, павлиниан, как еретиков, следовало крестить. Данную традицию подтверждают 1 и 47 правила свт. Василия Великого . Вторую традицию представляют каноны, которые позволяют принимать без Крещения не только раскольников, но и некоторых еретиков. Это, во-первых, 7 правило II Вселенского Собора, почти полностью повторяющее его 95 правило Трулльского Собора, а также 7 и 8 правила Лаодикийского и 57 правило Карфагенского Соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Итак, Новый Завет практически у всех христиан содержит одни и те же 27 книг, но что касается Ветхого Завета, тут нет полного единства. Русская Православная Церковь признает 50 книг, примерно столько же (с минимальными отличиями) насчитывают другие православные и католики. Но протестанты признают библейскими только те 39 книг, которые вошли в иудейский канон; можно сказать, что они его просто заимствовали. Но почему сложилась такая ситуация с католиками и православными? Принято считать, что все самые важные решения принимались на церковных Соборах. В связи с библейским каноном обычно вспоминают Лаодикийский Собор на Востоке (ок. 360 г.) и Третий Карфагенский на Западе (397 г.). Но на самом деле деяния этих Соборов далеки от окончательного разрешения всех вопросов. Так, постановления Лаодикийского Собора дошли до нас в нескольких списках. Одни из них содержат 60-е, самое последнее правило, со списком библейских книг; другие завершаются 59-м. Это дало повод сомневаться в подлинности 60-го правила, которое перечисляет «книги, которые должно читать» – краткий список книг Ветхого Завета с добавлением книг Варуха и Послания Иеремии, и 26 книг Нового Завета, но без Откровения. 47-е правило Третьего Карфагенского Собора требует, чтобы «кроме канонических Писаний ничто не читалось в церкви под именем Божественных Писаний» и перечисляет знакомый нам полный список Ветхого Завета и 27 книг Нового. Очень долгое время это разногласие никому не мешало. Когда в 691–692 гг. на Трулльском Соборе епископы занялись сведением воедино и кодификацией постановлений предшествующих Соборов, они подтвердили авторитетность и Лаодикийского, и Карфагенского Поместных Соборов, но не указали, какому списку книг нужно следовать. Но помимо этих двух Соборов, они ссылаются и на текст под названием «Апостольские постановления». В их 85-м (тоже последнем) правиле приводится список канонических книг, причем Новый Завет там представлен без Откровения, зато с двумя посланиями Климента Римского . Возникает ощущение, что точный состав Библии Отцы рассматривали далеко не в первую очередь и даже не особенно старались устранить явные расхождения: в подобном каноне просто не было особенной практической надобности. Правила Лаодикийского и Карфагенского Соборов не проводят никакой границы между истинными и еретическими книгами, а всего лишь определяют, какие книги могут читаться в церкви в качестве Писания. Если в одной церкви будут читать Откровение Иоанна Богослова, а в другой нет, в этом расхождении не будет ничего страшного, лишь бы место этой книги не заняло какое-нибудь еретическое сочинение.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

88. Толкование этого правила в Аф. Синт., III,402. 89. См. Kraus, Real-Encyklopadie (II,947) прекрасную статью под заглавием: Viduae. Правило 39(48). Епископ первого престола да не именуется екзархом иереев, пли верховным священником, или чем-либо подобным, но токмо епископом первого престола (Ап. 34; IV всел. 9; сердик. 6). В Африканской церкви, как мы видели в толковании 17 правила этого собора, было несколько первенствующих кафедр (или митрополичьих церквей). Епископы этих первенствующих кафедр назывались в Африке различно, но всегда носили высокие титулы Из-за этих титулов часто происходили препирательства между упомянутыми епископами, особенно же из-за того, что после карфагенского епископа, называвшегося primas totius Africae, первым епископом-примасом считался старейший по хиротонии. Чтобы воспрепятствовать этому, а также устранить все поводы к суетности и гордости правило воспрещает епископу первенствующей кафедры называться εо ε (sacerdotum princeps), или ο εε (summus sacerdos), оставляя за ним только титул εοο (primae sedis episcopus), примас Примечания: 90. Прав. 25 иппон. собора 393 г. 91. Optat. Milev., De schismate donatistarum contra Parmenianum, lib.I, [Migne, s.1., t.XI, col.885 и сл.] называет епископов apices et principes omnium. Tertull., lib. de baptismo [Migne, s.l, t.11,1218] называет епископа summus sacerdos. 92. Толкование Зонары на данное правило в Аф. Синт., III,404. 93. См. толкование этого правила в Кормчей (I,133). Правило 40(49). Клирики, ради ястия и пития, да не входят в корчемницы, разве быв понуждены необходимостью витания на пути (Ап. 54; трул. 9; лаод.24). См. толкование 54 Ап. правила. Примечания: 94. Прав. 26 иппон. собора 393 г. Правило 41(50). Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими. Исключается из сего единый в году день, в который вечеря Господня совершается. Аще же память будет некиих в вечернее время скончавшихся, епископов, или прочих: то да совершится она молитвами токмо, когда совершающие оную окажутся обедавшими

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010