Препятствием к совершению Литургии Божественной может служить и вкушение пищи после двенадцатого часа ночи. Об этом свидетельствуют канонические правила: 50-е и 58-е – Карфагенского собора; 29-е Шестого Вселенского собора. Кроме воздержания в пище, священнослужитель обязан воздерживаться и в супружеской жизни несколько дней перед Литургией и после, как об этом свидетельствуют правила Карфагенского собора (3-е, 4-е, 34-е, 81-е). Немалым препятствием к совершению Литургии может служить и внешний вид пастыря или диакона, то есть его телесная нечистота и неопрятный вид. По мысли св. Амвросия Медиоланского , внешний вид священнослужителя отражает внутреннее состояние его души. При совершении величайшего Таинства, одежды служащего священника или диакона должны быть чистыми и нерваными, иначе он может уничижать Христа Бога, Который пребывает в пречистых Тайнах. Лицо и руки должны быть вымыты, волосы причёсаны, ногти обрезаны, усы подстрижены, чтобы во время причащения Святых Тайн не оставалось на них ни одной капли Божественной Крови, зубы вычищены, уста вымыты ещё с вечера. Кроме всего вышесказанного, от священнослужителя требуется и то, чтобы он настроил свою душу к благоговейному совершению Божественной Литургии посредством церковных служб, т. е. со вниманием выслушал вечерню, утреню и часы. Затем, необходимо служащему священнику и диакону вычитать вечернее правило, состоящее из определённых Церковью на каждый день канонов. Так, в воскресенье вечером следует читать каноны: Иисусу Сладчайшему, Божией Матери (начало 1-го тропаря: «Многими содержимь напастьми»), Ангелу Хранителю (а кто имеет усердие, то и Архангелам); вечером в понедельник: Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, св. Иоанну Предтече и Ангелу Хранителю; во вторник вечером: Иисусу Сладчайшему, Богородице Одигитрии и Ангелу Хранителю; в среду вечером: Иисусу Сладчайшему, Богородице, Ангелу Хранителю, св. Апостолам и св. Николаю (по желанию можно читать и акафист св. Николаю); в четверг вечером: Животворящему Кресту, Богородице и Ангелу Хранителю; в пятницу вечером: Иисусу Сладчайшему, Божией Матери с акафистом и всем святым; и в субботу вечером: Иисусу Сладчайшему, Богородице и Ангелу Хранителю 5 . Кроме указанных канонов, священнослужители обязаны прочитывать ещё молитвы вечерние и утренние, а также и молитвы ко святому Причащению. Всё правило должно вычитываться перед каждой литургией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

Если говорить об этой практике, то она, во-первых, более древняя, сложившаяся окончательно к IV веку. А во-вторых, она закреплена канонами Церкви . Так, например, 50 правило Карфагенского Собора гласит: «Святое Таинство Алтаря да совершается людьми не евшими». Правда, оно не говорит с какого времени не евшими, это лишь согласно «Учительному известию» считается, что точкой отсчета для такого поста является полночь , хотя это время условное, если учесть, что Литургия может совершаться в разное часы (и утром рано, и ближе к обеду, и вечером, и даже ночью). Скажем, если Литургия совершается ночью на праздник Пасхи или Рождества Христова, то это правило здесь не работает. В таком случае, в наше время стали руководствоваться « определением Св. Синода от 1968 года», с огласно которому пост накануне Литургии должен быть не менее 6 часов . Во время такого поста рекомендуется воздерживаться как от еды, так и питья . Впрочем, эти требования «не применяются к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи». Кроме того, готовящийся к причащению, и нечаянно проглотивший воду , может причаститься, согласно 16 правилу св. Тимофея еп. Александрийскаго. Хотя «Учительное известие» считает иначе: «Хорошо сделает всякий хотящий причаститься, если зубы с вечера почистит и уста свои вымоет, чтобы случайно ничего от воды утром в гортань (когда будет мыть уста) не попало и не послужило препятствием к службе, или причастию ». Итак, канонический пост перед Причащением для верных состоит в том, чтобы несколько часов воздерживатся от приема пищи ! Кто же не соблюдает церковные заповеди , то конечно, к ним, по моему мнению, вполне приложимо правило о говении в течение седмицы (причем туда входит не только пост, но и участие в богослужении). Но это все-таки не вариант церковной жизни, а вариант епитимьи, наказания ! Если кому-то нужны еще аргументы в подтверждении такого евхаристического поста, то пожалуйста.

http://azbyka.ru/video/79-evharistichesk...

Дореволюционный русский канонист М. Остроумов по поводу этой неофициальности появления канонических сборников писал: «Будучи частными по своему происхождению, они, однако, в сущности были публичными по своему употреблению…» . По его мнению, авторитет этих сборников был связан не с авторитетом лиц, их составивших (имена которых нередко неизвестны), а с авторитетом самого материального содержания этих сборников, а также удобством их использования. М. Остроумов при этом замечает, что древняя Вселенская Церковь не издала ни одного официального кодекса или собрания правил . Такой же мысли придерживается и наш современник, профессор С. Троянос, который утверждает, что вплоть до падения Византии ни один из канонических сборников, который был в течение какого-то времени в употреблении византийской Церковью, не был составлен под руководством  церковной власти, либо по повелению её . Здесь с уважаемыми авторами нельзя вполне согласиться – массовое распространение таких сборников, как Синагога в 50 титулах и Номоканон в 14 титулах в редакции 882-883 годов, несомненно было связано также и с авторитетом святителей Иоанна Схоластика и Фотия Константинопольских. Да, создание этих источников, их утверждение и издание не санкционировались церковными соборами , но авторитет упомянутых лиц как предстоятелей первой по значению на Востоке Константинопольской церкви, а также последующий факт рецепции сборников Церковью придают им фактически полуофициальный характер. В этом отношении деяние Трулльского собора (2-е правило) является всего лишь утверждением как общецерковных Апостольских правил, правил предшествующих Вселенских соборов, правил Поместных соборов и правил Святых Отцов и поэтому его нельзя считать какой-либо инкорпорацией или тем более кодификацией . В тот период появился только один инкорпорированный сборник (с элементами кодификации) официального происхождения, получивший распространение на Востоке – сборник правил Карфагенской церкви, отредактированный на Карфагенском соборе 419 года . Но это был сборник Поместной церкви.

http://bogoslov.ru/article/1630224

Аще же сие неудобно, или по належащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамот, и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту». Вальсамон на последнее сие правило пишет: «поставлятися – значит быть избираему и по голосам назначаему епископом. Ибо избрание происходило некогда при собрании всего народа; но это не угодно было божественным отцам, и они, вместо прежде бывшего обыкновения, установили избирать епископов всем областным епископам, находящимся в той области». По сему объяснению и в 50 правиле собора Карфагенского явственнее изображен самый закон того же избрания: епископ от триех епископов избираем бывает. Каким образом издревле избираем был епископ от прочих епископов и от своего митрополита или патриарха, это описывает Симеон Солунский (в гл. 189) так: «когда все архиереи, или по нужде – три, соберутся для собрания, тогда первенствующий архиерей повелевает им сесть на священном месте и приступить к избранию, но сам с ними не присутствуете в это время, образуя тем Богочеловека Иисуса: ибо хотя он телесно и не присутствует, однако, преподав свою власть, он действует чрез своих избранных; и не в сем только действии он занимает место Христово, но и в том, что он заключает и как бы запечатлевает божественное избрание. А чтобы не подумали, что избрание производится без его содействия, так как он не присутствует и не избирает вместе с другими архиереями, для сего он посылает к ним своего местоблюстителя, избранного из высших лиц клира, приличествующего собранию архиереев, который бывает особенно назначен для сего и есть хартофилакс. Посему он и занимает среднее место между архиереями, не как хартофилакс, и не потому, чтобы он имел кафедру среди епископов, но как местоблюститель великого архиерея. Присутствуя с архиереями, он предлагает вопросы епископам по чину, но сам не избирает вместе с ними». И (в гл. 191): «хартофилакс присутствует среди архиереев, как бы им подобный; впрочем он занимает высшее место архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

А 18-е (19-е) правило Гангрского собора говорит: «Аще кто из подвижников, без телесные нужды, возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые Церковию», пребывая при том в полном разуме: «да будет под клятвою». 41-е (50-е) правило Карфагенского собора повелевает, чтобы диаконы и священники, совершающие таинства алтаря, были (пред совершением) не ядшими, за исключением одного дня в году, в который совершается Господня Вечеря, т.е. Великого Четвертка: ибо священнодействие пищи духовной они, как кажется, совершали после телесной пищи; кроме того, когда скончается кто-либо в вечернее время, если совершающие погребение не будут неядшими, говорит (правило), то должны совершать погребение одними молитвами. А ныне это не делается, по той причине, что сие запрещают следующия два правила, а именно: 50-е правило собора Лаодикийского говорит: не должно в святую четыредесятницу на последней седмице разрешать пост в Четверток, употребляя т.е. более изысканные яства, 328 и тем безчествовать целую четыредесятницу; но (должно) всю четыредесятницу проводить в посте и сухоядении, кроме, конечно, бывающих в ней суббот и воскресных дней. 329 А 29-е правило VI Собора говорит буквально то же самое и прибавляет, что божественные отцы (т.е. Карфагенского собора) сделали такое распоряжение, может быть, по причинам полезным в тогдашнее время; а у нас нет необходимости отменять Апостольские и отеческие предания, – подразумевая сказанное 69-е Апостольское правило и настоящее правило собора Лаодикийского. Глава 5-я – о том, что не должно поститься в субботы и в воскресные дни Ищи 37-ю главу буквы Κ. Глава 6-я – о том, что постящиеся должны воздерживаться от пищи не по гнушению яствами Ищи 9-ю главу буквы Β и во 2-й главе буквы Ε 23-е правило Великого Василия. Глава 7-я – о законе Закон есть общее повеление, – мудрых мужей установление, вольных и невольных грехов исправление или пресечение, общее уложение города; он есть также божественное изобретение. Благодеяние закона – в том, что он повелевает, 330 запрещает, 331 дозволяет 332 и наказывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

О различных уставах о поклонах – лист 504. О совокупном ядении с неверными – «Тактикон», лист 14 об. Христос Спаситель родился в 5508 году – в конце книги. Старопечатные книги, наиболее уважаемые старообрядцами 8) «Кормчая» , содержащая правила апостольские, седми вселенских и девяти поместных соборов и некоторых отцов церкви, в ней же помещены постановления византийских императоров, касающиеся церкви, и некоторые другие историко-канонические статьи; напечатана при патриархе Иосифе в 1650 году 125 . При собеседованиях с старообрядцами «Кормчая» весьма полезна, так как содержит в себе много сильных доказательств в защиту православия, каковы: Епископ – образ Христа и глава церковного телеси – толкование на 55 апостольское правило. Епископ – поставляется двумя или тремя епископами – 1 и 30 апостольские правила; 4-е I-ro; 3-е VII; 19 и 23 Антиохийского; 13, 49, 50 Карфагенского; 3 Сардикийского [Соборов]. Епископ – поставляет пресвитера – 2-е апостольское [правило]. Епископ – избранный мирскими людьми, не избран – 3-е VII-ro; 13 Лаодикийского; 19 Антиохийского; 5 Сардикийского; 30-е Апостольского Соборов. Епископ – не может самовольно переходить из одного города в другой – 14 и 15 [правила] Первого Вселенского Собора; 5-е IV; 14-е Апостольского; 1, 2 Сардикийского; 3, 13, 16, 21 Антиохийского; 23 Карфагенского соборов. Епископ – судится 12-ю епископами – 12 и 108 [правила] Карфагенского собора в толковании. До суда над епископом от него нельзя отделяться – 13 и 14 правило Двукратного собора. Без вины отделившийся от епископа подлежит извержению – 12, 31 апостольские [правила]; 31-е VI-ro; 20-е Сардикийского; 2-е Двукратного; 5 Антиохийского Соборов. На мзде не поставлять – 2 и 22-е [правила] IV-ro; 5 и 19 – VII-ro: 29 апостольское, и на листах 276, 277, 286, 287, 570. Монастыри и церкви, освящённые без воли епископа и без мощей, да раскопаются – 4, 24-е [правила] IV; 49-е VI; 7-е VII; 84 Карфагенского; 1-е Двукратного Соборов. Пресвитеры и диаконы без воли своего епископа не могут ничего творить – 34, 39 апостольские; 43 Карфагенского; 9 Антиохийского Соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

В XVI веке Пасхазий Кинель издал «Кодекс канонов Римской Церкви» (Codex canonum ecclesiae romanae). Этот кодекс считается официальным кодексом Римской Церкви конца V столетия. В нем помещены правила Никейского, Сардикийского, Карфагенского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Халкидонского, Константинопольского, Антиохийского и Лаодикийского Соборов, канонические послания (декреталы) пап, относящиеся к V веку, несколько имперских законов по церковным делам и различные статьи религиозного содержания. Самый важный из древних канонических сборников Запада составлен римским аббатом Дионисием Малым. Дионисий был родом из Далмации, возможно, славянином. Скончался после 526 г. Дионисий - ученейший из современных ему латиноязычных писателей. За составление сборника канонов он принялся еще в Далмации по просьбе некоторого пресвитера Лаврентия, который затруднялся в пользовании правилами из так называемого «Старого перевода,» а также по желанию епископа Солинского Стефана. За основу своего переводного сборника Дионисий взял Понтийский сборник в расширенной Халкидонской редакции, включавшей правила Никейского, Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского и II Вселенского Собора - всего 165 канонов. К ним он добавил 50 из 85-ти Апостольских правил, поместив их в самое начало, перед Соборными канонами. Дионисий озаглавил эти правила «так называемыми апостольскими» (canones qui dicuntur apostolorum). 35 последних правил Дионисий не перевел. Рукописи с 50 правилами, которые существовали наравне с полными сборниками, были удобнее для Западной Церкви ввиду того, что среди последних правил есть такие, которыми осуждается римская церковная практика: пост в субботу, обязательный целибат духовенства. Вслед за 165 правилами Понтийского сборника в расширенной Халкидонской редакции Дионисий поместил 27 правил IV Вселенского Собора, без трех последних, из которых 28-е правило было особенно прорекаемо на Западе. В конце сборника Дионисия Малого помещены не требовавшие перевода правила Сардикийского и Карфагенского Соборов.

http://sedmitza.ru/lib/text/432362/

i 50-е правило Карфагенского Собора даже разрешает в Великий четверг приступать к Евхаристии не натощак, как раз по причине совершения этой литургии вечером; впрочем, упомянутое правило отменено 29-м правилом Трулльского Собора, согласно которому литургия Великого четверга с точки зрения строгости евхаристического поста не должна отличаться от других вечерних литургий. Совершение литургии на вечернях, доныне сохраняемое в православной традиции в сочельники Рождества Христова и Богоявления, в будние дни Великого поста и в Великую субботу, является признаком особого поста - полного неядения от полуночии до вечера. Затруднительность соблюдения такого поста и стала главной причиной переноса совершения этих литургий на утреннее время. В этом смысле идея «восстановления» вечернего времени совершения, скажем, литургии Преждеосвященных Даров с одновременным отказом от соответствующего удлинения евхаристического поста («можно завтракать») является непониманием самого смысла совершения литургии на вечерне согласно нашему Типикону. Литургия Великого четверга, однако, представляет собой исключение - вечернее время ее совершения в древности могло одновременно сочетаться с существенным послаблением поста этого дня, поэтому смысл совершения литургии Великого четверга на вечерне - не в удлинении поста для наиболее строгих постных дней года, а воспоминание установления Евхаристии именно на вечере, а не за утренней или обеденной трапезой. ii Поскольку согласно богослужебному уставу количество святоотеческих текстов, предназначенных для литургического использования (т. н. уставных чтений), исчисляется сотнями, включение в Требник только этих двух слов явно указывает на их исключительную литургическую ценность. iii В современной практике запасные Дары заготавливаются вовсе не обязательно в Великий четверг, но, например, на Руси приготовление запасных Даров не в Великий четверг было редким явлением и даже прямо запрещалось (как, напр., вОтветах еп. Нифонта Новгородского (1130-1156) – Русская историческая библиотека. Т. 6. С. 28). Известен случай, когда во время моровой язвы 1552 г. в Новгороде закончились запасные Святые Дары, заготовленные в Великий четверг, и митрополит Новгородский Серапион даже не решился заготовить Дары посреди года, предварительно не получив разрешения от Московского митрополита (каковое и было дано свт. Макарием Московским). Современная практика заготовления запасных Даров в любой день была официально закреплена Учительным известием.

http://pravoslavie.ru/37408.html

После умовения и окончания Евангелия читается заключительная молитва чина. Тот же порядок сохраняется и в современных изданиях богослужебных книг, лишь к началу и концу чина прибавлены некоторые песнопения Великого четверга (а именно ирмос и два тропаря 5-й песни канона Великого четверга и стихиры этого дня – в начале; оставшийся тропарь 5-й песни канона – в конце). Текст чина умовения ног в соборной и монастырской редакциях приведен в  Приложении 4  к настоящей заметке.   Приложение 1. Текст слова свт. Иоанна Златоуста во Святый Великий четверток. Приложение 2. Чин омовения св. престола. Приложение 3. Порядок совершения общего маслоосвящения в Успенском соборе Московского Кремля в XVII веке. Приложение 4. Чин умовения ног.   i 50-е правило Карфагенского Собора даже разрешает в Великий четверг приступать к Евхаристии не натощак, как раз по причине совершения этой литургии вечером; впрочем, упомянутое правило отменено 29-м правилом Трулльского Собора, согласно которому литургия Великого четверга с точки зрения строгости евхаристического поста не должна отличаться от других вечерних литургий. Совершение литургии на вечернях, доныне сохраняемое в православной традиции в сочельники Рождества Христова и Богоявления, в будние дни Великого поста и в Великую субботу, является признаком особого поста - полного неядения от полуночии до вечера. Затруднительность соблюдения такого поста и стала главной причиной переноса совершения этих литургий на утреннее время. В этом смысле идея «восстановления» вечернего времени совершения, скажем, литургии Преждеосвященных Даров с одновременным отказом от соответствующего удлинения евхаристического поста («можно завтракать») является непониманием самого смысла совершения литургии на вечерне согласно нашему Типикону. Литургия Великого четверга, однако, представляет собой исключение - вечернее время ее совершения в древности могло одновременно сочетаться с существенным послаблением поста этого дня, поэтому смысл совершения литургии Великого четверга на вечерне - не в удлинении поста для наиболее строгих постных дней года, а воспоминание установления Евхаристии именно на вечере,  а не за утренней или обеденной трапезой.

http://bogoslov.ru/article/398148

Наиболее ранние памятники, фиксирующие нормы христианской дисциплины, не получили общецерковного употребления: они в большей степени сохранились не в греческой традиции, а в традиции других христианских народов Средиземноморья 18 . Целый ряд памятников дисциплинарного или, точнее, литургико-канонического 19  характера претендует на восхождение к апостольской традиции: это «Дидахи», или «Учение двенадцати апостолов» 20 , «Дидаскалия», «Апостольские постановления» 21  и «Апостольские правила». Из этих памятников только последние были включены в церковный канон. С IV в. правила соборов вселенских и поместных начинают составлять в разного вида сборники и формируются первые собрания канонов в разных диоцезах. Кодификация церковных канонов велась параллельно с кодификацией римского права при императоре Юстиниане. В греческой традиции был создан свод канонов в 50 титулах антиохийцем Иоанном Схоластиком, ставшим в 565 г. патриархом Константинопольским. Собрание канонов, систематизированное Иоанном Схоластиком, включило 85 апостольских правил, правила упомянутых выше соборов, а также собрание правил Василия Великого . Иоанну Схоластику принадлежит и Собрание в 87 главах, составленное из новелл Юстиниана, касавшихся вопросов церковной организации. В дальнейшем сборники, объединявшие императорское и церковное законодательство, получили название Номоканонов 22 . Вехой в истории кодификации стало постановление VI вселенского Трулльского 691–692 гг. (Константинопольского) собора 23 , определившего состав правил, признаваемых Церковью . В церковный канон были включены 85 апостольских правил, а также правила соборов (без указания числа принятых на них правил) Никейского (I вселенского –  названия и порядок соборов приводим в соответствии со вторым правилом Трулльского собора),  Анкирского, Неокессарийского, Гангрского, Антиохийского, Лаодикийского, Константинопольского (II вселенского), Эфесского (III вселенского), Халкидонского (IV вселенского), Сардикийского, Карфагенского 24  и Отцов Церкви Дионисия Александрийского , Петра Александрийского , Тимофея Александрийского, Григория Неокесарийского , Афанасия Александрийского , Василия Великого , Григория Нисского , Григория Богослова , Ам-филохия Иконийского, Тимофея Александрийского, Феофила Александрийского, Кирилла Александрийского , Геннадия Константинопольского и Киприана Африканского 25 . Это же правило Трулльского собора содержало запрет вносить какие-либо изменения в указанные правила.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010