1693 Т. е. какой-нибудь остаток, может быть, и сохранился в народе, но пока не приведён в известность. [Простой народ увеселял себя, как и доселе увеселяет по праздникам. В древнее время принадлежность больших праздников составляли так называемые братчины (Ипатская летопись под 1159г., 2 издание стр. 340 начало: «братьщина»),– складчинные пиры прихожан у церкви. Братчины, бывшие и у Греков, собственно запрещаются каноническими правилами,– Лаодикийского собора правило 55 и Карфагенского собора правило 71 (у Ралли и П.– 60. О праздничных хороводах у Греков, для сравнения с нашими, см. у Ралли и П. III, 117, 185 и 465 sqq).] 1694 Игра в зернь (название от того, что вместо костяных кубиков,– «зерновые кости»,– нередко употребляли зёрна, по всей вероятности, есть греческая игра, которая у древних Греков называлась κβοι (кубики,– игра посредством костяных кубиков, Апостольское правило 42 и Трулльского собора правило 50), а у новых Греков называется τ ζρι·и τ τβλι, и которая есть европейский триктрак. 1699 В Лаврентьевской летописи под 1096г. О Галичском князе Владимирке Володаревиче даётся знать в летописи (не совершенно определённо), что он имел обычай каждодневно ходить за службу в придворную церковь ,– Ипатская летопись под 1152г., 2 издание стр. 319 начало; о Смоленском князе Давиде Ростиславиче летопись говорит это прямо и положительно,– ibid. под 1197г., стр. 471 fin. 1700 Понятия времени полагали в число законной военной добычи не только всё принадлежавшее у врагов людям, но и Богу – святыню храмов и их принадлежности. На этом основании князья наши, когда случалось им брать завоёванные города, старательно грабили церкви городов, чтобы обогащать их святыней и принадлежностями свои церкви. В 1066г. Всеслав Полоцкий взял Новгород и унёс из его св. Софии колокола, паникадила, иерусалим церковный и сосуды служебные (Новгородская 1 летопись под 1066г. и Ипатская летопись под 1178г., 2 издание стр. 412). В 1171г. рать Андрея Боголюбского, предводимая его сыном Мстиславом, взяла Киев под Мстиславом Изяславичем Волынским, и «грабили монастыри и Софью и Десятиньную Богородицю: церкви обнажиша иконами и книгами и ризами, и колоколы изнесоша все, и вся святыни взята бысть» (Ипатская под 1171г. с начала). В 1203г. Рюрик Ростиславич отнял Киев у своего соперника с помощью союзников, и эти последние (Черниговские Ольговичи) «митрополью святую Софью разграбиша, и Десятиньную святую Богородицю разграбиша, и манастыри все, и иконы одраша, а иные поимаша, и кресты честныя и ссуды священныя и книги, то положиша все собе в полон» (Лаврентьевская летопись под 1203г. с начала).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Mansi, t. III. pag. 732 Harduin, t. I. pag. 832. 52 Августин, рассказав о своем споре с Манихеем Фортунатом, о себе присовокупил, что он, Августин, 5 сентября, во второй год царствования Аркадия Августа и при Руфине консулах был в Иппонии и что около того же времени (peridemtempus), в присутствии (coram) епископов державших полный всея Африки собор в Иппонийской области, он, Августин, будучи еще пресвитером, по приказанию их, рассуждал о вере и cuмboлe(Van-Espen, Jus ecclesiasticum universum t. VII pag. 151 iu 4°. Possidius, vita Augustini cap. 7 сн. Mansi, t. III, pag. 732, Hefele, Conciliengeschichte t. II pag. 50). Упоминаемый в этом рассказе консулат также упадает на 393 г. когда правили: на востоке Аркадий, а на западе Феодосий. 53 Petri de Marca Dissertatio de veteris canon, collect. pag. 76 not. 16. apud Gollandum in Sylloge. 54 Ballerin, Dissertatio devemusmis coll. et collect. coron. pag. 136 not. IV ibid. Hefele. ibid. 57 В одном из этих канонов содержится предложение двух мавританских епископов Цецилиана и Феодора о том, чтобы на будущее время Карфагенский епископ каждый год письменно извещал епископов первых кафедр других провинций о дне празднования пасхи. Аврелий, в качестве председателя Иппонийского собора, спросил об этом предложении мнения прочих епископов, которые постановили сделанное предложение обратить в общее правило, т. е. чтобы епископы первой кафедры других провинций были извещаемы посланием от Карфагенской о дне празднования пасхи. В другом каноне содержится предложение того же Цецилиана с Гоноратом, тоже Мавританским епископом, о том, чтобы епископ Ситифенский был признан епископом первой кафедры (primaesedis) в Мавритании, с тем, чтобы он избирался областным собором, но самый выбор предоставлялся Карфагенскому епископу, от которого избранный и должен получить рукоположение. Аврелий предложил и этот предмет на обсуждение собора, который постановил, чтобы каждая провинция имела своего епископа первой кафедры, с тем, чтобы преимущество Карфагенской кафедры, по которому никто без ее ведома не может быть поставлен епископом первой кафедры, оставалось нерушимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Неканоничные хиротонии вызвали всплеск негодования не только в Элладской Православной Церкви и греческом правительстве, но и в самой старостильнической среде. Митрополит Хризостом (Кавуридис), епископ Христофор (Хаджис) и епископ Поликарп (Лиосис) опубликовали официальное заявление, в котором выступили с вполне резонной критикой рукоположений «матфеевских» епископов, не признав их действительности. Не приняли единоличные хиротонии и некоторые клирики юрисдикции епископа Матфея (Карпафакиса), перейдя после этого во «флоринитскую» группировку. Кроме того, в январе 1950 года пребывавший в одиночестве епископ Кикладский Герман (Варикопулос) воссоединился с «флоринитами», что резко увеличило популярность и численность «флоринитской» ветви старокалендарной схизмы 269 . Со смертью архиепископа Матфея (Карпафакиса), последовавшей 1/14 мая 1950 года, резко увеличился отток «матфеевского» духовенства в юрисдикцию «флоринитов». Это объясняется тем, что многие из них, будучи несогласными с неканоничными епископскими хиротониями, были удерживаемы в «матфеевской» группировке только благодаря личной привязанности к её непримиримому харизматическому лидеру, кончина которого побудила их перейти в обладающую большей видимостью каноничности «флоринитскую» юрисдикцию 270 . IV.4.2. Каноническая оценка действительности хиротоний «Матфеевского» епископата Изучение истории развития старостильного раскола не может осуществляться без канонического рассмотрения тех действий раскольников, которые привели к возникновению у них, так называемых «ветвей иерархического преемства». О неканоничном характере единоличной епископской хиротонии, совершённой епископом Вресфенским Матфеем (Карпафакисом), свидетельствует то, что она была совершена вопреки 1 правилу святых Апостолов, гласящему: «Епископа да поставляют два или три епископа» 271 . В комментарии на это правило известный православный канонист епископ Никодим (Милаш) говорит: «Ни один епископ самолично не может передать другому всю ту власть, которую имеет сам, удерживая в то же время эту власть и для себя, а это может сделать только собор епископов, то есть совместная власть нескольких епископов» 272 . Это положение подтверждают также 3 правило VII Вселенского Собора; 19 и 23 правила Антиохийского Собора; 12 правило Лаодикийского Собора; 6 правило Сардикийского Собора; 13, 49 и 50 правила Карфагенского Собора, а 4 правило I Вселенского Собора гласит: «Епископа поставляти наиболее прилично всем тоя области епископам. Аще же сие неудобно [...] по крайней мере три во едино место да соберутся, а отсутствующие да изъявят согласие посредством грамат: и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает ея митрополиту» 273 . Таким образом, непременным условием посвящения во епископа православные каноны признают одобрение этого действия всеми епископами области (или их большинством), во главе с их митрополитом, а также участие в рукоположении трёх, или, по крайней мере, двух архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Об этом свидетельствуют священномученик Киприан Карфагенский , Тертуллиан и другие ранние христианские писатели. Блаж. Августин видит в этом обычае важный духовно-символический смысл. Угодно было Святому Духу, пишет он, почтить великое таинство (евхаристии), чтобы Тело Господне входило в рот христианина прежде всякой пищи. Благочестивый обычай был канонически закреплен 50-м правилом Карфагенского собора (397 г.): «Святое Таинство Алтаря да совершается людьми не евшими. Исключается из сего единственный в году день, в который вечеря Господня совершается. Если же память будет некиих, в вечернее время скончавшихся, епископов или прочих, то да совершится она молитвами только, когда совершающие оную окажутся обедавшими». Сохранявшаяся практика причащаться в Великий Четверг после вкушения пищи позже была повсеместно запрещена. Окончательное решение по этому вопросу было принято святыми отцами Шестого Вселенского собора: «Правило отцев Карфагенскаго собора повелевает, дабы священнодействие алтаря совершаемо было не иначе, разве людьми неядшими, кроме единаго в году дня, в который вечеря Господня совершается (Карф. 48). Святые отцы оные, может быть, по некоторым местным причинам, полезным для Церкви, учинили такое распоряжение. А понеже нас ничто не побуждает оставить благоговейную строгость, то последуя Апостольским и отеческим преданиям, определяем: яко не подобает в четыредесятницу, в четверг последния седмицы, прекращать пощение, и тем самым четыредесятницу бесчествовать» (правило 29). Это правило сохраняет силу и для тех, кто причащается вечером. Для исповеди специального воздержания от пищи не требуется. За кого молится Церковь во время Литургии? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Церковь как чадолюбивая мать имеет сугубое попечение о своих детях. Она их родила, она заботится о их благе (земном и небесном). Это совершенно естественно. Можно применить и другое сравнение, которое часто встречается в христианской литературе. Церковь – корабль спасения в бурном и опасном житейском море, доступный всем.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

—49— такое правило, отрицало ли возможность иного порядка – даже обратного 6-му правилу карфагенскому? Между тем этот, обратный карфагенскому, порядок почти одновременно существовал в Константинополе и явственно проявлялся в должности пресвитера духовника, который, конечно, и совершал примирение кающегося. В настоящее же время порядок 6–7-го карфагенских правил, разумеется, абсолютно не исполним по причине совершенного изменения понятия о парикии, как об относительно полноправной части вселенской церкви с епископом во главе: таковой относительно полноправной частью теперь стала не парикия, где распорядитель дисциплины есть пресвитер, как предстоятель, а епархия. И в то же время должно прибавить, что в настоящее время, наряду с древним порядком обоих видов, существует третий порядок, с первыми имеющий мало общего. Так в окрестностях Афона поселяне исповедуются, и следоват. подучают примирение, не у приходских священников, а ходят на Афон к монахам, так как священники почитаются не имеющими права исповеди. От этого большинство народа исповедуется очень редко, а иным и во всю жизнь не удаётся исполнить долг исповеди: это тем, которым нет возможности быть на Афоне. Другие примеры временных канонических определений. Известно, что отцы VII всел. собора запретили под страхом анафемы всякое участие светской власти в назначении епископов на те или другие кафедры. Является вопрос: „ужели и это определение имеет обязательную силу для всех времён и мест, и все нарушители его подлежат анафеме“? 2161 . Дать на это —50— ответ утвердительный значило бы признать незаконной иерархию всех почти православных церквей и потому признать их лишёнными благодати священства. Но принятие этого соборного определения не создаёт никаких затруднений, ни теоретических, ни практических, если никогда не упускать из виду того обстоятельства, что —51— это определение очевидно относится к категории временных, которые имеют значение только при тех же исключительных обстоятельствах, которые имели место прежде в Византийской империи; и запрещение должно будет прилагать к участию светской власти в той самой форме, которая имелась в виду отцами, издавшими грозное запрещение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рукописи с 50 правилами, которые существовали наравне с полными сборниками, были удобнее для Западной Церкви ввиду того, что среди последних правил есть такие, которыми осуждается сложившаяся уже тогда в Римской Церкви практика: пост в субботу, обязательный целибат духовенства. Вслед за 165 правилами Понтийского сборника в расширенной Халкидонской редакции Дионисий поместил 27 правил 4 Вселенского Собора без трех последних, из которых 28-е правило было особенно пререкаемо на Западе. В конце сборника Дионисия Малого помещены не требовавшие перевода правила Сардикийского и Карфагенского Соборов. По поручению папы Хормизда (504–523) Дионисий Малый составил официальное издание канонов с параллельными греческими и латинскими текстами. Этот официальный сборник до нас не дошел, но из сохранившегося предисловия к нему видно, что в него не вошли апостольские правила, а также каноны Сардикийского и Карфагенского Соборов. Вслед за каноническим сборником Дионисий Малый по просьбе одного римского пресвитера составил сборник законов Поместной Римской Церкви – папских декреталов. В него вошли декреталы восьми пап: от Сириция (385–398) до Анастасия II (496–498). Этот «Сборник декреталов римских первосвященников» («Collectio decretorum pontificum Romanorum») вскоре после издания был присоединен к «Каноническому кодексу» Дионисия Малого («Codex canonum ecclesiasticorum Dionisii Exigui») и вместе с ним получил официальное признание на Западе. В 774 г. оба сборника как единое целое вместе с новыми декреталами были высланы папой Адрианом I в дар королю франков Карлу Великому, ставшему впоследствии императором. Новый «Сборник Дионисия – Адриана» («Collectio Dionisio – Hadriana») служил официальным каноническим кодексом Франкского государства (Codex canonum). 10.2.Западные канонические сборники 7–9 вв. В первой половине 7 столетия был составлен Кодекс Испанской Церкви, который приписывается св. Исидору Севильскому 636). Основанием для такой атрибуции служит то, что предисловие к сборнику читается и в Этимологиях святого Исидора.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Порядок суда над клириками (подсудность дел; от кого нельзя принимать жалобы, кто не может быть свидетелем и проч.) определяют правила 128(143), 129(144), 130(145), 131(146), 100(113), 15(15-17), 30(39), 79(90), 104(117). Осужденный судом 1-й инстанции должен оставаться под этим наказанием, пока высший суд не отменит его (прав. 29(38)). Изверженные из сана пресвитеры или диаконы, совершившие тяжкие преступления, раскаявшись, не могут вступить обратно в клир, ибо тяжкое преступление «неизбежно удаляет от священнослужения» (прав. 27(36)). Отлученный от общения в одной епархии не может быть принят в другой; покинувший свою Церковь, чтобы приобщиться в другой, он подвергается отлучению (как «обманувший Церковь Божию» - Ап. 13), согласно прав. 105(118) (об этом же: Ап. 12, 13; I Всел. 5). Собор Правило 18(27) утверждает необходимость ежегодного созыва Собора (это правило Гиппонского Собора 393), но позднейшее 95(106)-е прав. (Карфагенского Собора 407) предписывает созывать Собор только в том случае, когда возникнет необходимость. Собор должен был объявлять африканским церквам срок празднования Пасхи (правила 34(43), 51(62), 73(84)); Собор выносил решение об открытии новой епархии (правила 53(64)=98(111)). Требование полноты Собора и вытекающая отсюда обязанность епископа присутствовать на каждом Соборе отражены в правилах 76(87), 77(88), 127(141-142). Если первенствующий епископ не мог присутствовать на Соборе, он обязан был «присылать от своих соборов двух, или сколько изберут, епископов в местоблюстители, дабы составившееся таким образом собрание могло иметь совершенное полномочие» (прав. 18(27)). Епископ Собор уделил значительное внимание порядку поставления епископа, его обязанностям и правам. Согласно 13(13)-му прав., рукополагают во епископа «многие епископы», по крайней мере не менее трех (об этом и прав. 49(60)), «по повелению первенствующего»; это правило повторяет 4-е прав. I Вселенского Собора. 50(61)-е прав. утверждает право народа участвовать в избрании ему епископа, в каноническом испытании его перед хиротонией.

http://pravenc.ru/text/1681209.html

Продолжая вопросы о книжном исправлении, Неофит спрашивает здесь поморцев: что новое находится в исправленных книгах и откуда оное новое взято? или, напротив, исправление сделано по древним греческим и славянским книгам? Вместо прямого ответа на этот вопрос Денисов сослался только на прежние 50 и 79 ответы, в которых-де показано, что в новопечатных книгах приложися или изменися. Но Денисову следовало показать, что именно нового, несогласного с священным писанием и определениями вселенских соборов введено в исправленные книги, дабы то, за что он хочет обвинить исправление книг и исправившую оные церковь , было подтверждено словом Божиим и вселенскими соборами, а не приводилось самовольно, как делает Денисов, обвиняя исправление книжное даже за повторение припева слава Тебе, Боже наш, слава Тебе (ответ 50, стат. 28-я). Таковые самовольные обвинения на св. церковь не что иное, как только восхищение суда над вселенскою церковию. Замечание на ответ восемдесят вторый Продолжая тот же вопрос о новоисправленных книгах, Неофит спрашивал: «И аще не новое что внесено в них, но древнее, то для чего сопротивляетеся церкви и без вины гаждаете ю и не покоряетеся?» Денисов опять отвечал кратко, что от Никона «внесошася новая и содержанию древлеправославныя церкве несогласная, а утвержденная святыми с порицанием отложишася», что будто бы доказано им в ответе 50-м. Но мы рассмотрели изложенные Денисовым и в 50-м, и в прочих ответах обвинения на церковь и нашли, что в них не указано ни одного отступления её от евангельского и апостольского учения или от определений вселенских соборов, поэтому Денисов голословно и бездоказательно говорит, что внесошася церковию новая, а утвержденная святыми с порицанием отложишася. Если он имеет в виду частных лиц мнения или местных соборов определения, как, напр., Стоглавого, то они всегда бóльшими соборами исправлялись, как Новокесарийского собора правило 15-е о седми диаконах и Карфагенского собора правило 41-е, дозволявшее причащаться по ядении в великий четверток, Вселенским Шестым собором в правилах 16-м и 29-м исправлены; и делать таковые исправления свойственно св. церкви, как о том сказано в Великом Катехизисе (глава 25): «се есть церковь соборная, яже не верует веру умышленную, ниже держит тайны от единого человека преданные, но се верует и на се уповает, еже Господь Бог предаде, и весь мир соборне похвали и прият». Замечание на ответ восемдесят третий

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Второе постановление данного правила о том, что необходимо 6 епископов для извержения пресвитера и 3 епископа для извержения диакона, не нужно понимать в буквальном смысле, но в связи с другими правилами, говорящими об извержении пресвитера и диакона. Те правила (4 антиох. и другие параллельные ему правила) говорят и определяют, что подлежащий епископ имеет власть извергнуть пресвитера или диакона, и это является общей основной нормой. То же, что данное карфагенское правило упоминает 6 и 3 епископов, следует отнести к тому случаю, когда изверженный пресвитер или диакон считает, что с ним поступили неправильно, вследствие чего желает обратиться к высшему суду, как ко второй инстанции; этот высший суд и должен быть составлен из упомянутого числа епископов, а также епископа, которому подчинен этот пресвитер или диакон; само собою разумеется, что это бывает тогда, когда нет возможности созвать обычный епархиальный собор Примечания: 23. Прав. 10 карф.собора 390 г. 24. Аф.Синт., III,324. Ср. Harmenopuli epit. can. Seci 1, tit. (Leunclavii Jus gr.-rom., I,12). 25. Толкование Зонары в Аф. Синт., III,322-323. - В Африканской церкви начала I-ro века была возможность вообще, при каждом случае, собирать на собор большое число епископов, так как в этой церкви было тогда 466 еп. кафедр. См. " Правда всел. церкви " . Спб. 1849, стр.120. Правило 13(13). Многие епископы, собравшись, да поставляют епископа. А по нужде три епископа, в каком бы месте ни были они, по повелению первенствующего, да поставят епископа. И аще кто поступит в чем либо вопреки своему согласию или подписанию: сам себя лишит чести. (Ап. 1; I всел. 4; VII всел. 3; антиох. 19, 23; лаод. 12; сердик. 6; конст. 1; карф. 49, 50) В греческом тексте данного правила употреблено слово εοοου οο, что буквально означало бы: пусть рукоположить епископа, в смысле постановления 1 Апостолъскаго правила, в котором также употреблено это слово. Но слово εοο употребляется в правилах и для обозначения избрания, как мы говорили в толковании упомянутого Апостольскаго правила.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1322...

   См.: Православное исповедание. С. 76—77. Ч. 1. Ответ на вопр. 103.    Греческое название этого таинства — βαπτισμα происходит от глагола βαπτζω — погружать.    См.: 50-е правило свв. апостолов; 7-е правило Второго Вселенского собора//Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 123, 271—272.    См.: Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 250.    См.: 49-е правило свв. апостолов//Правила Православной Церкви. Т. 1. С. 122.    См.: Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 251—252.    См.: Там же. С. 252—253.    См.: Пространный катихизис. С. 60.    Например, см.: 110-е правило Карфагенского собора//Правила Православной Церкви. Т. 2. С. 258.    О том, что Господь может прощать грехи одних людей по вере других, см.: Мк.2:5. В Священном Писании нет ни прямых указаний на необходимость или возможность крещения младенцев, ни запрета такой практики. В то же время апостолы неоднократно крестили целые семейства (см.: Деян.16:14-15, 30-39; 1 Кор.1:16), при этом в Священном Писании ничего не говорится о том, что при таком крещении для младенцев делались исключения. Начиная со II в. отцы Церкви единодушно свидетельствуют о существовавшей в Церкви практике крещения младенцев как о повсеместно распространенной (например, см.: Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 174. Кн. II. Гл. 22, 4; подробнее см.: Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 259—260). В то же время, параллельно с практикой крещения младенцев, по крайней мере до V в., во многих христианских семьях сохранялась практика принимать крещение по достижении детьми совершеннолетия, обычно после окончания образования. Например, известно, что Великие Каппадокийцы были крещены во взрослом возрасте. До принятия крещения дети из таких семей входили в число оглашенных. Свят. Григорий Богослов, сам крещенный во взрослом состоянии, весьма благосклонно относился к практике младенческого крещения. См.: Григорий Богослов, свят. Слово 40, на святое Крещение//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 554.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010