124. Сколько чего сработано в неделю, Авва поверил в конце недели. Рогожи слагались на паперти храма: их пересчитывали, равно пересчитывали и приготовленные верви. Количество всего вносилось в записную книгу, которая в Августе в общем собрании, подвергалась ревизии. При поверке Аввою присутствовали смотритель дома, кончившего недельничание, и смотритель дома, принимавшего ее; последний, вероятно, для выслушания замечаний, которые надлежало передать работающим (п. 27). 125. Изделия братий тщательно блюлись; и если кто из смотрящих за ними как нибудь портил, терял или затрачивал какое из них, то подвергался за то ответственности (п. 147). 126. Для всех работ и послушаний по монастырю, в саду, в огороде, в поле, недельный распорядитель, после утренних молитв испрашивает у Аввы распоряжений, и что тот прикажет, приводит то в исполнение (п. 25). 127. Устав подробно определяет тот случай, когда выходили на работу за монастырь всем домом, или даже всем братством монастыря. Отправлялись за монастырь или работать в поле, или нарезывать ветви, или собирать дрова, и еще какую то траву, которую солили и употребляли между прочим и во время этих самых отлучек из монастыря, продолжавшихся иногда неделю и две. Вот как уставе определяет весь ход дела при сем! 128. Когда дан знак выходить на работу, выходят все; смотритель дома идет впереди; никто не должен спрашивать, куда и для чего идут;-дома остаться могут только те, кому велит Авва (и. 58). 129. Когда все дома будут собираемы на одно какое дело, смотритель первого дома пусть предшествует всем, а прочие идут за ним по порядку домов и братий (п. 59). Вероятно, в это время нередко отправлялся с ними и Авва монастыря, как можно заключить из примера пр. Феодора. 130. Когда идут на работу, никто не может заходить вперед или выходить из порядка (п. 63. 130). Не должны они говорить между собою; но всякой пусть повторяет на память что либо из Писания и размышляет о том (п. 59). 131. Если встретится кто, и имеет нужду сказать что либо какому брату, к нему выходит привратник монастыря и служит посредником в сношениях его с братом. Если привратника не будет тут почему либо, то смотритель дома, или другой кто, кому это будет поручено, будет давать ответы встречающимся (п. 59). |
1, §145) иеромонахом Сийского монастыря Ионою, по просьбе Богословского игумена Даниила. «Пишу я, – говорит Иона, – не как самовидец; я постриженник другого монастыря и живу далеко от обители святого (Варлаама). Пишу, что слышал я от иноков обители его, от оставшихся достоверных свидетелей, но и они – не очевидцы, слышали от прежних отцев и мне пересказали». Этим житием пользовался я в двух экземплярах: 1) «Иуния в 19 день память преп. Отца нашего Варлаама, Пенежского чудотворца, иже на Ваге», рукопись XVI в., библ. покойного В. М. Ундольского, 2) Под тем же заглавием и той же редакции житие, писанное в 1647 году в Милютинских четь-минеях, Синод, библ. 806. Сверх того сведения о Важской области, деятельности и роде Своеземцевых и о Богословском монастыре заимствованы из следующих источников: 1) Описание Архангельской губернии свящ. Козьмы Молчанова. СПБ. 1813. 2) Статья мещанина Верховажского посада Матвея Мясникова «Историческое описание страны Ваги» в Север. Архиве 1827 г., ч. XXVII; 3)Продолжение той же статьи в Отечественных записках Свиньина 1829 года, ч. XXXVIII; 4) В VIII и IX томах Энциклоп.лексикона Плюшара статьи: «Вага» и «В. С. Своеземцев»; 5)Статья «Вага» в географическом и статистическом словаре Росс. Империи П. Семенова, т. I; 6) Истор. Росс. Иерархии, т. III, с. 393. 26 Границы Важской области того времени: к северу Двинская область, к востоку Великоустюжская страна, к югу Вологодский, а к западу Каргопольский край. Вага причислялась к Заонежской пятине и составляла Важскую десятину. По нынешнему разделенно России, Вага занимала южную часть Архангельской, северную Вологодской и восточною Олонецкой губернии. 27 Заволочьем (со стороны Новгорода) называли земли «за волоком» – между реками Онегою и Двиною. 29 Эти земли простирались «от Шенкурского погоста до Ростовских меж», почти на 200 в. в длину. В. М. Своеземцев заплатил за них князькам 20 тысяч белок и 10 рублей новгородских. В купчей крепости, по которой проданы «земли, озера, реки, леса, мхи, сокольи гнезда и бобровые гоны», назначена неустойка за нарушение договора: 20 гривен золота в пользу князя и посадника. |
2207 . Флоровский или Фроловский, мужской, ныне погост Фрола и Лавра, Костромской губ., Галичского у., в 5 вер. от Галича, на южн. берегу Галичского озера. Уже существовал в XVI ст.; в 1506 г. в нем был игум. Вассиан, а в 1591–1606 г. Варлаам. Под именем «Фроловского что у озера» упоминается в 1681 г. в соборном постановлении об учреждении новых епархий, по которому отдан на содержание архиеп. Галицкого. В 1749 г. обращен в домовый синодальный. “Ист. акты”, V, 75 (Соборн. постановл. 1681 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 864, 10; “Акты Археогр. Эксп.”, IV, 86 (Патриар. гр. 1655 г. о высылке в Москву лошадей для похода на поляк.); “Собр. госуд. грам. и договор.”, IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 132 душ. крест.). 2208 . Харитонцева, мужская пустынь, несуществующая, Вологодской губ. и уезда, недалеко от Вологды; не там ли, где ныне погост Николаевский-Харитонов, лежащий в 25 вер. от Вологды? В актах 1647 г. по поводу раздач жалованья сказано: «Здвиженские волости Харитонцовы пустыни попу государева хлебного жалованья 12 чети ржи, овса тоже». В 1664 г. упоминается Варсонофий, строитель Харитонцовой пустыни. “Дополн. к Акт. истор.”, III, 36 (см. стр. 126); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 785. 2209 . Хозъюгская, мужская пустынь, ныне крест, Архангельской губ., Онежского у., в 120 вер. к югу от Онеги и в 5 вер. от Коже-Озерского мон., при р. Хозъюге. Основана в 1605 г. преп. Никодимом, подвизавшимся здесь 36 лет и погребенным в Коже-Озер- ском мон. Преп. Никодим, в мире Никита, родился в селе Ивановске, Ростовского уез.; пострижен в Москов. Чудове м-ре, откуда перешел в Кожеозерскую обитель. В 1662 г. патр. Никоном причтен к лику святых и память его чтится 3 июля. См. Кожеозерский м-рь и Муравьев, “Житие святых Росс. Церкви”, август, прилож., 240; Н. Барсуков, “Источники русской агиографии”, 1882 г.; Савва, архиеп. Тверской, “Письма Филарета митроп. Москов. к Высоч. Особам и др. лицам”, 1888 г., II, 89. |
Он, может быть, основан одновременно с Воскресенским мон.? “Ист. Росс. Иер.”, IV, 38. 2186 . Успенский – Кладбище – Русских, мужской, ныне памятник над могилою воинов, павших при взятии Казани, Казанской губ. и уезда, в 1 вер. от Казани, при рч. Казанке, у подошвы горы. Основан в 1552 г. царем Иоанном Грозным, где была его ставка и где погребены павшие воины; оставался на этом месте недолго. Разлив весенней воды разрушил монастырские здания в 1559 г., почему монастырь перенесен на Зилантову гору и существует поныне под именем Зилантова-Успенского мон. По перенесении монастыря, на месте его была первоначально поставлена часовня, в которой монастырские служители отправляли панихиды, а при Имп. Александре I воздвигнут памятник с церковью Спаса Нерукотворенного внутри. Кроме костей Русских воинов, под памятником покоятся мощи св. Мученик. Иоанна, Петра и Стефана, память которых чтится церковью 24 янв. см. Зилантов-Успенский мон. 2187 . Успенский – Любецкий на Рожку, мужской, ныне село Любец, Владимирской губ., Ковровского у., в 7 вер. к юго-зап. от Коврова, на прав. берегу р. Клязьмы. Упоминается в 1630 г.; в 1749 г. приписан к Козмину м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, V, 32; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 706, 34; “Владим. сборн.”, 1857 г., 114; “Владим. губ. в.”, 1854 г., 32 (м-ри быв. во Влад. губ.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., Отд. 1, 150 (в 1744 г. имел 16 душ крест.). 2188 . Успенский – Марипчевский, Морипчельский или Моринченский, мужской, ныне погост Морипчелки, Псковской губ., Великолуцкого у., в 40 вер. от Великих Лук, при рч. Выдрице. Уже существовал в XVI ст., что видно из грамоты патриарха Иоакима, в которой сказано, что м-рь разорен литовцами в 1611 г., после того находился в запустении и землями его владели долгое время окрестные помещики. В 1672 г. монастырские земли и самый монастырь приписаны к Торопецким церквам Казанской и Борисоглебской, а в 1676 г. значился за Новгород. архиер. домом. “Ист. Росс. Иер.”, V, 98 (с грамотой 1691 г. патриарха Адриана); Строев, “Спис. |
2032 . Соколова – Богородицкая – Каширская, мужская пустынь, ныне деревня Соколова Пустынь, Московской губ., Серпуховского у., в 41 вер. к вост.-юго-вост. от Серпухова, на лев. берегу р. Оки. По описи 1578 г. находилась в следующем состоянии: «а на м-ре церк. Преч. Богородицы, древеная, на каменное дело.... да другая церк. Усекнов. честн. главы Крестит. Господня Ивана, с трапезою, древеная, клетцки, ветха, стоит без пенья; а церкви поставленье и церковное строенье игумена Иосифа Сокола с братьею. Да игумен же Митрофан с братьею сказал, что государь пожаловал прежнего игумена Варсанофья с братьею на церковное сооруженье и на монаст. строенье в 77 году (т. е. 1569 г.) 40 руб. денег». Затем видно, что после Варсонофия был игуменом Дионисий, а после него в 1576 г. Пафнутий. В 1679 г. пустынь приписана к Коломен. архиер. дому. Последний игумен Иосиф упоминается в 1739 г. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 172; Ратшин, 528; Бакмейстер, “Топогр. известия”, 72; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 796, 8; Калачев, “Писцов. кн. ст.”, I, Отд. 2, 1430 (влад. в Раставском стане Кашир. уез.), 1521 (подроб. опись м-ря и его владений). 2033 . Соколовская, мужская пустынь, близ села Соколова, Московской губ., Звенигородского у., в 36 вер. к сев. от Звенигорода и в 15 вер. от Воскресенского, Нов. Иерусалим, м-ря, там, где ныне в роще сохранились два дуба. История ее неизвестна, но здесь, по преданию, спасались пустынники Никон, Тихон и Василий. Последнего местные жители забыли, но о первых двух память сохранилась, даже соседние крестьяне называют село Соколово не иначе, как «Тихон–Никон». Икона их находится в местной церкви. Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 85, 210. 2034 . Сокольская, мужская пустынь, совсем уничтоженная, Рязанской губ. и уезда. В описании славяно-русских рукописей книгохранилища ставроп. Воскресенского, Новый Иерусалим называемого, м-ря против книги «Служебник» Москов. печати отмечено, что она по повелению архим. Арсения в 1703 г. отослана в приписную Сокольскую пустынь Рязанского уез. “Чтения в И. Общ. ист.”, 1871 г. I, смесь, 6. |
Молитва о сынах отечества Слово перед панихидой в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября 1980 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, в день памяти Усекновения главы святого Пророка Божия, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, по обычаю, принятому только в Русской Православной Церкви, совершается заупокойная молитва о тех, кто отдал жизнь свою за Отечество, за веру, за ближних. Русский верующий народ особенно благоговейно чтит память почивших. Много раз в течение года в храмах Русской Православной Церкви совершаются заупокойные молитвы. Нигде, как у нас, не бывают так многолюдны, усердны и проникновенны панихиды в дни общего поминовения усопших. Наш народ прошел через великие битвы, защищая свою землю и свободу. Он познал радость побед, но и горе утрат его было безгранично. Память церковная свято хранит благочестивый обычай молиться о верных сынах Отечества, павших на полях брани. Как горячи бывают молитвы в Димитриевскую родительскую субботу, установленную преподобным Сергием Радонежским и благоверным князем Димитрием Донским в память о тысячах русских воинов, погибших на Куликовом поле в 1380 году в сражении против полчищ Мамая! Шесть столетий из года в год в этот памятный день в храмы наши стекаются православные христиане и с благодарением вновь и вновь молитвенно воспоминают их подвиг, умоляя Господа и о своих почивших близких. Нынешний день более двухсот лет назад (в 1769 году) был избран для поминовения погибших в сражениях русских воинов. С тех пор православные христиане молятся о неисчислимом множестве сынов своих, отдавших жизнь не только за нашу Отчизну, но и за свободу братских народов Болгарии, Польши, Сербии, Чехии, Румынии, Греции и других стран. В день памяти святого Крестителя Господня Иоанна — великого провозвестника Истины и обличителя всякого зла — вспомним тех, кто, подобно ему, не пощадил своей жизни ради торжества добра и справедливости на земле. Помолимся о тех, кому мы обязаны своей свободой и благоденствием, — о наших отцах и братьях, о сражавшихся рядом с ними женщинах и совсем юных девушках. Склоним головы перед священным самопожертвованием наших матерей и сестер, вдохновенный и тяжкий труд которых, стирая различия между тылом и фронтом, неумолимо приближал день победы над врагом. Бесценный и святой дар Отечеству его сынов и дочерей неизмерим никакой человеческой мерой. |
Это — κατασκευ со своим глаголом κατασκευαζω (у нас «вывод», как данное к мнению и заключению), ψφος («мнение», как определённая мысль, но не выраженная в слове) и απφασις («заключение», как мысль, выраженная в слове). Для ясности пользуемся таким сравнением. Пока корабль не снаряжён, все его принадлежности — χατασχευ ; корабль, совсем готовый к плаванию — ψφος ; корабль в момент своего полного хода — απφασις . Ин.5:17—18 разлагается так. «Равен ся творя Богу» , поскольку лишь мыслится, — ψφος или δπυσια «предположение», а поскольку «так» сказано — απφασις . К этому: κατασκευ — 1) заявление Господа: «Отец мой» , 2) факт: «разоряше субботу» . В конце беседы святитель и спрашивает: почему ты «Отец мой» называешь заключением Господа, а «равен ся творя Богу» (на основании: «разоряше субботу» ) считаешь предположением иудейским ( δπυοια ψφος ), когда то и другое у евангелиста связаны. Между тем еретики допускали первое, но никак не могли допустить второе, и считали его иудейским мнением. (Прим. переводчика). 19 У Миня эта беседа приурочивается к церкви апостола, как говорится в заголовке, но неизвестно, какого. Маттэи думает определеннее: местом считает церковь апостолов и временем — 30-е июня, когда празднуется память 12-ти апостолов. В доказательство он указывает: 1) на слова святителя: Ες αποστλων παραγινμε θαθκας мы приходим к гробницам апостолов; 2) исходное для святителя Мф.9есть только часть церковного чтения Мф.9:36—10(у нас зачало 34-е), — чтения, приуроченного к 30-му июня; по Маттэи, на это чтение святитель намекает словами: τν σμερον αναγνωσθντων αψμεθα займемся читанным сегодня. — Предварительно беседовал некоторый неизвестный епископ, возраст которого принятым мнением определяется в 52 года. 20 Так передаём ανθπατος , оставленное в славянском тексте без перевода. Разумеется чиновник в роде нашего вице-губернатора. 21 Произнесена была святителем накануне дня памяти мучеников Маккавеев, который тогда праздновался также 1 августа. Говоривший предварительно — неизвестен. 22 В Библии: κα μ ποδσης и не возбрани. 23 Неизвестно, какая это была беседа. 24 Некоторый пропуск в тексте. 25 Эта беседа не имеет обычного заключения. Абзацы в тексте расставлены нами. — Редакция «Азбуки Веры» Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). |
Теперь она все ходит в лес за клюквой и опятами: других грибов в этом году почти нет. Сейчас пред крестом Господним особенно чувствую необходимость бодро, радостно и покорно нести крест свой. С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, приобретши посрамление, и воссел одесную престола Божия ( Евр. 12:1–2 ). Сердечно благодарю Вас за любовь Вашу, не заслуженную мной. Бог же терпения и утешения да пребудет, родная, с Вами. Теперь часто вспоминаю Вас, брата Вашего и близких Ваших. Со днем Богоявления Господня! Шлю Вам, родная Надежда Васильевна, и всем Вашим, особенно брату и Тане, сердечную благодарность за память. Очень тронут их теплотою. Спасибо, спасибо. За последние месяцы много и часто думал о Евг. Ник. И вот его кончина. Мне более чем с кем-либо хотелось поговорить с ним, кротким православным юристом, по больному нашему вопросу. Как хорошо, что Вы мне быстро сообщили, я за него теперь молюсь. Это для меня большая радость. Конечно, возможно, будет исполнено желание Ваше. Вам самой виднее будет, а пока подождите эти недели. Да хранит Вас Христос. Сердечно благодарю Вас, родная моя Надежда Васильевна за память обо мне и внимание. Спасибо и за ребяток моих, за франц. и за Евфросинию Николаевну, сердечно еще раз благодарю за все! Молюсь за Вас, за брата, за Таню и за всех, о которых Вы просили молиться. Не смущайтесь тем, что произошло с Вами в день ангела. Все правильно. Только смирения еще немножко, и все будет хорошо. Пред лицем Господним каждый день становлюсь в своем чине... Юноши и девы, старцы с юнотами да восхвалят имя Господне ( Пс. 148:12–13 ). У не вступивших в Таинство брака и не может быть иного наименования, как дева. Только (как и вообще люди) есть прегрешившие и не прегрешившие в житии своем телесном. Поэтому даже и народ именует девами вообще незамужних, то есть не вступивших в Таинство брака. Последние уже не девы, ибо венчаются «в плоть едину». Хотя бы они и сохранили в браке свое девство, но они уже едино с мужем, и поэтому не девы перед Господом, ибо им преподана благодать на жизнь новую в едином (новом) теле и единей (новой) душе. Принимайте в смирении то, что Вам, родная моя, добрая Надежда Васильевна, надлежит. Христос с Вами. Очень смущаюсь, но все-таки обращаюсь к Вам. Не найдете ли Вы возможным проконсультировать у брата один случай. Очень спорный. Нужно ли делать предлагаемую профессору операцию или нет? Прошу об этом, потому что действительно необходимо выяснить. Если найдете возможным, окажите содействие в этом. Читать далее Источник: " Друг друга тяготы носите… " Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечёва : [в 2 кн.]/[сост. А. Ф. Грушина]. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2017./Книга 2. ISBN 978-5-7429-0500-4/Письма разным людям. 338-398 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное |
Большинство ктиторских уставов той же эпохи только и регулируют эту сторону, не смея совершенно касаться богослужебной стороны и только рекомендуя для последней тот или другой из исторически выработавшихся и освященных древностью типов богослужения. Если бы Алексеевский устав не был в первой и важнейшей своей части точным воспроизведением тогдашней Студийской практики, то получилась бы такая странность: преп. Феодосий Печерский хочет устроить свой монастырь по лучшему из существовавших тогда образцов, ищет везде в России списка Студийского устава, не найдя его здесь, посылает за ним в Константинополь, и вот оттуда то ему преподносят взамен Студийского устава устав какого-то малоизвестного патриарха. Если из множества тогдашних ктиторских уставов в удовлетворение желания преп. Феодосия доставили ему ктиторский Алексеевский, то явно потому, что незаписанные в самом Студийском монастыре порядки нашли себе лучшее воспроизведение в записи патр. Алексея. На протяжении всей богослужебной части этой записи есть, правда, два-три случая, притом тщательно отмечаемых самим «списателем», отступлений от первообразца, но это там, где Студийский устав был слишком Студийским, где он носил очень уже местный колорит; таков, напр., случай под 7 дек., где ктитор отменяет Студийскую службу «по усопшим братиям», или под 11 ноября (память преп. Феодора Студита ), где он взамен литии «на раце св. отца» предлагает таковую же «в притворе св. Алексия»... Если о. Лисицын дает понять, что Алексеевский устав имеет столько же, если не более, соприкосновения с Софийским, как со Студийским, это... объясняется тем пренебрежением к вопросу о типе суточного богослужения, которое автор последовательно проводит чрез всю книгу: для него не важно, какой строй имела в том или другом уставе вечерня или утреня, а важны редкие обряды и частности. Тип же суточного богослужения в Алексеевском уставе точно такой же, как в сохранившихся памятниках Студийского устава – Ипотипосисе и Диатипосисе, с которыми Алексеевская запись поразительно совпадает даже в столь любимых у о. |
2. Почему мы постимся в эти два дня? Пост среды был установлен в память совета иудеев, собранного в этот день с целью разработать план ареста и вынесения смертного приговора Господу: Тогда [за два дня до последней земной Пасхи Господа] собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника по имени Каиафа, и положили в совете взятъ Иисуса хитростью и убитъ ( Мф.26:3–4 ). В пятницу мы постимся потому, что в этот день Господь был распят. 3. С древнейших времен сохранилось множество исторических свидетельств о посте этих двух дней. Так, Апостольские постановления указывают: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся в понедельник и четверг. Вы же поститесь или пять дней, или в среду и пятницу, ибо в среду произнесен суд на Господа, когда Иуда за деньги нанялся предать Его, а в пятницу потому, что в этот день претерпел Господь крестную смерть при Понтии Пилате». Подобно вышеприведенному и свидетельство 15 Правила святого Петра, епископа Александрийского, пострадавшего в 311 г. во время Максиминова гонения: «Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятницы, в которые справедливо заповедано нам поститься по преданию. В среду – по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пятницу потому, что Он пострадал за нас». 4. Из сказанного следует, что пост этих двух дней был обязателен для всех верующих. 69 Апостольское правило предусматривает извержение из сана для клириков и отлучение для мирян, не постящихся в среду и пятницу. 5. Как мы должны поститься в среду и пятницу? Пост этих двух дней всегда был особенно строгим, подобно посту Великой Четыредесятницы и Страстной Недели. Для первых христиан пост среды и пятницы – как и Великой Четыредесятницы – означал сухоядение. А сухоядение, по словам святого Никодима Святогорца , заключается в том, чтобы есть один раз в день в девятом часу после восхода солнца без растительного масла и вина. Итак, если точно следовать церковным правилам о посте среды и пятницы, то мы не должны вкушать растительного масла. Как же бесчестят эти дни те христиане, которые едят мясо! И как далеко от правил находятся те, которые позволяют себе масло и при этом полагают, что они постятся! |
| |