Овчинников А.Н. Икона середины XV века «Воскресение» (псковский извод).//Древний Псков: Новые исследования. М., 1988. С. 133-154. Шалина И.А. Псковские иконы «Сошествие во ад». О литургической интерпретации иконографических особенностей.//Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 230-270. Чугреева Н.Н . Тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли.//Даниловский благовестник. 1994. Вып. 6. С. 49-55. Wilpert J. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV. Bis XIII. Jahrhundert. Freiburg, 1917. B. 2. S. 887-896. Der Nersessian S. Program and Iconography of the Frescos of the Paracclesion The Kariye Djami. Princeton, 1975. Nordhagen P.J. The Frescoes of John VII (A.D. 705-707) in S. Maria Antiqua in Rome. ActIRNov 3. 1968; «“The Harrowing of hell” as Imperial Iconography. A Note on Its Earliest Use. Byzantinische Zeitschrift, Bd. 75, Heft 2, 1982. P. 345-348. Grabar A. Christian Iconography. A Study of its Origins. New York: Princeton University Press, 1968. P. 125. Weitzman К. Aristocratic Psalter and Lectionary//Record of the Art Museum. Princeton University, 1960. 19. P. 99. Nordhagen P.J. «“The Harrowing of hell” as Imperial Iconography. A Note on Its Earliest Use. Byzantinische Zeitschrift, Bd. 75, Heft 2, 1982. P. 345-348. Lucchesi Palli E. Die Passions- und Endszenen Christi auf der Ciboriumsäule von San Marco in Venedig. Prague, 1942. P. 104-113 Айналов Д.В., Редин Е.К. Древние памятники искусства Киева. Софийский собор, Злато-Михайловский и Кирилловский монастыри. Харьков, 1899. Квливидзе Н. В. Воскресение Иисуса Христа. Иконография //Православная Энциклопедия. Т. IX. М., 2005 г. С. 421−423. Loerke М.-М.-О. Hollenfahrt Christi und Anastasis. Ein Bildmotiv im Abendland und im christlichen Osten.Inaugural-Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde der Philosophischen. der Universitat Regensburg. Regensburg, 2003. Dragas G.D. Understanding the Resurrection through Christ’s Descent into Hades//The National Herald, April 29, 2005; Schulz Hans Joachim. Die Hollenfahrt als Anastasis.//Zeitschrift fur katholische Theologie. Bd. 81. Wien, 1959. S. 30-42.

http://bogoslov.ru/article/2456923

переводе в одной статье проф. Певницкого: «Труды Киев. Дух. Академии», 1884, т. I, стр. 368–387. 1073 Проф. М. Владиславлева. «Философия Плотина, основателя неоплатонической школы», стр. 42–43. Спб., 1868. 1082 De-Boor. Neue fragmente aus der Kirchengeschichte des Philippus Sidetes (Texte und Untersuch. von Gebhar. u. Harnack. В. V, Heft 2, S. 167 u. s. w. Leipzig, 1888). 1083 Сколько знает церковная история, аплодисменты в храме по адресу ораторов впервые появились во время жизни Павла Самосатского. Но затем этот обычай нашел широкое распространение в церкви IV и V веков. Второстепенные и суетные духовные витии были в восторге от него. Впрочем, нужно заметить, что и великие христианские ораторы не только терпели его, но до известной степени и защищали его (разумеем Златоуста, Августина). Без сомнения, обычай этот возник под влиянием языческих ораторских турниров. 1088 Епископ – врач. Спрашивается, что общего между обязанностью епископа и врача? Этот вопрос прекрасно разработан в книге Нагпаск’а: Medicinisches aus der ältesten Kirchengeschichte (Texte nnd Untersuch. В. VIII, Heft 4. Leipz. 1892). Оказывается, что в видах противодействия культу Эскулапа представители христианства усердно занимались врачеванием больных. С точки зрения Гарнака хорошо уясняется значение христианского института «заклинателей», института до сих пор остававшегося темным. 1097 Harnack. Ор. citat. S. 10. – У проф. Болотова встречается указание, что ранее того (в конце I в.) на Александрийском престоле восседал даже «сапожник» (Анниан), но никакой-нибудь мастер, а сапожник, который «чинил лишь старые сапоги» («День и год кончины евангел. Марка»: «Христ. Чт.», 1893, II, 429). 1101 Некоторые отголоски веры в бессмертие у протестантов можно находить лишь в проявлении массы суеверных представлений и рассказов о привидениях, ведьмах и мертвецах. См. В. И. Штудемунд. Цит. соч. Стр. 55–57. 1113 X. Шремпф. «Мартин Лютер, переведенный с христианского на человеческое». Стр. 110–115. Штудгардт. 1901. Martin Luther aus dem Christlichen in’s menschliche übersetzt.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сочинения Паламы, Варлаама и Акиндина изданы Минем в 150 и 151 томах Патрологии (греческой). Здесь же изданы и материалы, относящиеся к истории спора. Из документов: Tμος γιορειτικος, CL, col. 1225; определение собора 1341 г. CLI, col. 680; определение собора 1351, там же, col. 717; определение собора 1368, там же, col 693. – Кроме того некоторые акты изданы у Миклошича и Мюллера, Acta patriarchatus constantinopolitani; определение собора 1347, I, р. 243; послание париарха Иоанна Калеки на Афон I, р. 238; документы, относящиеся к делу Кирилла, митрополита Сиды. I, р. 182; несколько отречений от ереси Варлаама и Акиндина. – О новых документах, относящихся к спору, есть драгоценные указания у Преосв. Порфирия. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты, ч. I, отделение I, стр. 229–262, в изложении содержания Маврокардатовой рукописи (между прочим переписка Паламы с Акиндином и Варлаамом). В печатающемся третьем томе Истории Афона, стр. 260, есть сведения о соборе 1352 г., а на стр. 177 об отношении Кантакузена к Афонским монахам. Для Истории спора весьма важны сведения, сообщаемые в Историях: Григоры, который сам был противником Паламы, и Кантакузена, опиравшегося на партию Паламы. Диалог Григоры: Флорентий напечатан в Archiv für Philologie und Paedagogik, herausgegeb. v. Iahn und Klotz, X, Band. I Heft, Leipzig, l844 (Neue Jahrbücher, X Supplementband, 1 Heft). (О Григоре: Bovanus, Nicephori G–rae vita, opera, elogia, в изданиях Истории. У Migne, CXLVIII, 19–96. Биография в русском переводе Истории, составленная по Бовину. Schopen, Beiträge zur bysantinischen Geschichte und Chronologie, aus den noch ungedruckten Büchern das N–rus Gr–ras. Bonn, 1834. О Кантакузене: Parisiot, Canmacusèn, homme d’étas et historien, Paris, 1845. Schopenus, Praefatio, Migne, CLIII). Литерат. Allatius, De libris ecclesiasticis graecorum, Dissert II (Migne, CL. col. 862). De consens. p. 801–840 (Migne, CL, col. 875–908). – Игум. Модеста, Св. Григорий Палама . Киев, 1860. – Недетовского, Варлаамитская ересь, Труды Киеавк. Дух. Акад. 1872, февр. 319. – Особенно: Успенского, Очерки, 246–364. (Здесь указаны: Христодула, Слова против Варлаама и Акиндина, см. И. Iohannis Chrisosmomi. II, р. 128, cod, Мединейский, VIII, plut 8. Монаха Давида, Краткая история происхождения злой ереси Варлаама и Акиндина, рукоп. Моск. Синод. библиот. 290 л. 1. Тоже: Вена, Cod. theol. graecus, 210, f. 353. Акиндина, Записка, представленная патриарху Иоанну Калеке, Cod. Monac graec. 223, f. 51, вполне переведена на стр. 327. Филофея, Главы против ереси Акиндина и Варлаама (анафематизмы), Мюнх. cod grace. 505, f. 2 v. и его же Исповедание правосл. веры или архиерейская присяга, Мюнх. cod. graec. 508, f. 123; кроме того указаны: на Варлаама и Акиндина главизны, Моск. Синод. библ. 93 л. 551). – Русский перевод: Св. отца нашего Григория Палама десять бесед. М. 1785. Его же Десятословие Нового Завета. Христ. Чтен. 1848, 325. – Об Аргире: Успенск. 363.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Там же. С. 196-197; Российский государственный исторический архив, ф. 796, оп. 189, д. 8336, ф. 1278, оп. 2, д. 1076. [iv] Там же. С. 116, 117, 121; Сабенникова И.В. Российская эмиграция (1917-1939): сравнительно-типологическое исследование. Тверь, 2000. С. 326. [vii] Шорников П.М. Политика румынских властей и кризис Православной Церкви в Бессарабии. 1918-1940 годы. С. 163-164. [xvi] Галкин А.К. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой отечественной войны до Собора 1943 года//Вестник церковной истории. Москва. 2008. 2 (10). С. 58, 75, 102. [xxi] Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война: Сборник церковных документов. М., 1943. С. 81. [xxvi] Там же. 9.05.1943. S. 2; Spuler B. Die orthodoxen Kirchen, in: Internationale kirchliche Zeitschrift 33 (1943), Heft 3/4, S. 167. [xxxi] Boeckh K. Rumänisierung und Repression. Zur Kirchenpolitik im Raum Odessa/Transnistrien 1941-1944, in: Jahrbücher für Geschichte Osteuropas 45 (1997), Heft 1, S. 65-66. [xxxiii] Heyer F., Weise Ch. Kirchengeschichte der Ukraine, Göttingen, 1997. Handschrift. S. 275; Dallin A. Odessa 1941-1944: A case study of soviet territory under foreign rule. Santa Monica/California, 1957. Р. 227-238. [xxxix] Якунин В.Н. Немецкие оккупационные власти и Русская Православная Церковь в Прибалтике, Белоруссии и на Украине//сайт pusoir.ru. [xl] Сообщения и распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима митрополита Берлинского и Германского и Среднеевропейского митрополичьего округа (СР). Сентябрь 1942. С. 9; СА, д. 18/41, л. 21-22. [xlii] Heyer F., Weise Ch., а.а.О., S. 227; СР. Сентябрь 1942. С. 9, Декабрь 1943. С. 3; СА, д. 18/41, л. 20. [xlv] Алексеев В.И., Ставру Ф.Г. Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории//Русское Возрождение. 1982. 18. С. 107-108. [xlvi] Церковная жизнь в Одессе//Православная Русь. 1942. 21-22. С. 8; Одесская газета. 1941. 4 декабря. С. 4, 1942. 3 марта. С. 3, 17 марта. С. 4, 19 марта. С. 4. [xlviii] Шорников П.М. Православная Церковь «Заднестровья» в годы румынской оккупации. 1941-1944 годы//Радонеж. 2007. 20 ноября. 8 (184).

http://bogoslov.ru/article/656557

LesMoinesdeConstantinople. Paris. 1897. Константин.монашество от основания города до кончины патр. Фотия СПБ. Об афонском монашестве –труды арх. Порфирия и Соколов. Афонскоемонашество. 1904. Peyer. Die Haupturkunden f. d. Geschichte der Athosklöster. Leipzig. 1894. 14 Spreitzenhofer. Die Entwickelung des älteren Mönchthums in Italien. Wien. 1894. Heimbrecher. Die Orden und Kongregationen der kathol. Kirche. Paderborn. 1896. Battifol. L’abbaye de Rossano. 1891. Grützmacher. Die Bedentung Benedicts von Nursia u. seiner Regel in der Geschichte des Monchthums. Berlin 1892. Tosti.Vita di S. Benedetto. 1895. Berliere. St. Benoit et le monachisme primitif. (Les origines du monachisme). 1891. 15 Бронзов. Преп. МакарийЕгипетский. T. 1. СПБ. 1899. И. В. Попов . Мистическое оправдание аскетизма в творениях преп. Макария Егип. («Богосл.Вестник», 1904. ältestenAnsätzederchristlichenMystik. Bonn. 1908. Архим. Феодор (Поздеевский) . Аскетические воззрения преп. Иоанна Кассиана Римлянина . Казань. 1902. Usener.Der heil.Thedosios. Leipzig. 1890. Krumbacher. Studien zu den Legenden des heil.Thedosios (Sitzungsberichte d. Münchener Akademie d. Wiss.1892. 2 Heft. 220–379). Zöckler. Hilarion von Gaza (Neue Jahrbücher f. deut. Theologie.1894. 2 Heft. 146–178). K. Д. Попов. БлаженныйДиадох. T. 1.Киев, 1903. Lietzmann.Das Leben des heil. Symeon Stylites, mit einer deut. Uebersetzung der syrischen Lebensbeschreibung und der Briefe (Texte und Untersuchungen hrsg. v. Harnack) Leipzig. 1908. Thomas. Theodor von Studion und sein Zeitalter.Osnabrück. 1892. Schneider. Der heil. Theodor von Studion. Leben und Wirken.Münster, 1900. Marin. St. ThéodoreuumaльяhckuйnepeboдTorino, 1908.Гроссу. Преп. ФеодорСтудит, его время, жизнь, и творения. Киев. 1907. Преображенский. Преп. Феодор Студит и его время. М. 1896. 16 Mayer. DiechristlicheAskese. Freiburg a. 1894.Zöckler.Askese und Mönchthum.Frankfurt a. M. 1897.Harnack. Das Mönchthum, seine Ideale und Geschichte. Giessen 7 Auflage. 1907; русскийпереводподредакциейНикольского. СПБ. 1908. Пономарев. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV века. Казань. 1899. Зарин. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПБ. 1907.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

277 . Croke Br. The Origins of the Christian World Chronicle//History and Historians P 116–131 278 . Cullman О. Christ and Time Philadelphia, 1950 279 . Dempf A. Christlische Philosophie Der Mensch zwichen Gott und der Welt Bonn, 1952 280 . Dempf A. Geistgeschichte der frühchristlichen Kultùr Wien, 1960 281 . Dempf A. Eusebios als Historiker//Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften Philosophisch-historische klasse München, 1964 Heft 11 282 . Dempf A. Geistesgeschichte der altchnstlischen Kultur Stuttgart, 1964 283 . Dempf A. Der Platomsmus des Eusebius, Victorinus und Pseudo- Dionysius//Verlag der Bayerischen Akademie der Wissenschaften Philosophisch-Historikal Klasse Heft 3 München, 1962 S 3–18 284 . Dempf A. Sacrum Imperium Geschichts-und Staatsphilosophie des Mittelalters und der politischen Renaissance München, 1925 285 . Diller H. Der Philosophische Gebrauch von κοσμος und κοσμειν/Festschrift В Schell München, 1956 S 47–60 286 . Dodds E. R. Pagan and Christian manage of Anxiety Some aspects of religious experience from Marcus Aurelius to Constantine Cambridge, 1965 287 . Downey G. Perspective of the early church Historians//GRBS, 1965, 6 288 . Drake H. A. Constantine and Consensus//Church History 1995 1 С 1–15 289 . Drake H. A. In Praise of Constantine A Historical Study and New Translation of Eusebius’ Tricenmal Orations//Univ of California Press Berkeley, 1976 V 15 290 . Droge A. J. Homer or Moses 71 Early Christian Interpretations of the History of Culture//Hermeneutische Untersuchungen zur Theologie 26 Tubingen,1989 P 168–193 291 . Dolger F. Byzantine Literature//The Cambridge Medieval History Vol IV Cambridge, 1967 292 . The Early Christian Fathers Ed by H. Bettenson Oxford, 1969 293 . Early Christianity Origins and Evolution to 600 A D Ed by I. Hazlett SPCK, London, 1991 294 . Eisenstein E. L. Clio and Chronos Some Aspects of History-Book Time//History and Theory Studies in the Philosophy of History 1966 Bieheft 6 P 36–64 295 . Eltade M. Cosmos and History The Myth of the Eternal Return New York, 1959

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

10 Шемая и Авталион получили от них.,. 12. Гиллел и Шаммай получили от них Гилллел говорит: будь из последователей Аарона: люби мир и преследуй мир (т.е. мирные цели), люби людей и приближай их к торе... 15. Шаммай говорит: сделай свою тору постоянной; говори (т.е обещай) мало и делай много; принимай всякого человека с приветливым лицом“ (Переферкович. Талмуд, т IV, кн. VII и VIII. Трактат Авот, гл. I, стр. 478–481). Обо всех этих знаменитых книжниках ничего почти неизвестно, кроме немногих изречений, приписываемых им преданием. Даже история знаменитейших из них -Гиллела и Шаммая полна легендарных вымыслов. Возбуждает уже большое сомнение эта правильная схема, или классификация по два; может быть; она сделана в соответствие популярнейшим двум раввинам Гиллелу и Шаммаю, которые действительно известны за современников, создавших школы (Schürer, Geschichte, II, s. 351, 2, 6). Время жизни этих знаменитых книжников приблизительно устанавливается благодаря тому, что Симон сын Шетаха был современником Александра Ианнея и царицы Александры, следовательно жил около 90–70 гг. пред Р. Хр. (Ср. Taanith, III, 8 с – И. Флавия „Иудейские древности, XIV, 2, 1. См. Schürer, Geschichte II, s. 356–357). Следовательно, первая из двух раннейших пар могла жить и действовать около 150 лет до Р. Хр. О знаменитейших Гиллеле и IIIaммae известно, что они жили за 100 лет до разрушения Иерусалима, т.е. при Ироде Великом. Они оставили особенно глубокий след в иудейском сознании, как тонкие знатоки закона, изобретатели методов толкования и представители двух различных принципов: Гиллел держался гуманного рассудочного направления, а Шаммай защищал букву закона и был ригорист. Они создали целые школы. Hamburger, Real-Encyklopadie II, Heft. III, s. 401–412, Heft, VII, 1061–2; Schürer, Geschichte, II, s. 359–365; Derenbourg, Essai sur Phistoire et la geographie de la Palestine. Paris. 1877, s. 176–192. Grätz, Geschichte der Israeliten. B. III, s. 222. Jost, Geschichte des Judenthums, I, 255–270. Каценельсон, Восход.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

481 Lehmann, S. 68 . 482 Ibidem, 72, 20, 76. 483 Все его сочинения собраны в небольшом томе в русск. переводе: Творения св. Дионисия Великого. Перев. свящ. Дружинина. Каз., 1900. 484 De-Boor . Neue fragmente aus der Kirchengeschichte des Philippus Sidetes (Texte und Untersuch. von Gebhar. u. Harnack. B. V. Heft. 2, S. 179. Leipzig, 1888). 485 Сколько знает церковная история, аплодисменты в храме по адресу ораторов впервые появились во время жизни Павла Самосатского. Но затем этот обычай нашел широкое распространение в церкви ГУ и V веков. Впрочем, нужно заметить, что и великие христианские ораторы не только терпели его, но до известной степени и защищали его (разумеем Златоуста, Августина). Без сомнения, обычай этот возник под влиянием языческих ораторских турниров. 486 Епископ — врач. Спрашивается, что общего между обязанностью епископа и врача? Этот вопрос прекрасно разработан в книги Harnack " u : Medicinisches aus der altesten Kirchengeschichte (Texte und Untersuch. B. VIII, Heft. 4. Leipz. 1892). Оказывается, что в целях противодействия культу Эскулапа представители христианства усердно занимались врачеванием больных. С точки зрения Гарнака, хорошо уясняется значение христианского института «заклинателей», института, до сих пор остававшегося темным. 487 Harnack . Die Quellen der apost. Kirchenordnung. 10. Leipz. 1886. 488 Творения Григория Нисского. Перев. Том VIII, стр. 170—175. 489 Hippolyti . Philosophum., lib. IX, cap. 11. 490 Harnack . Op. citat. S. 10. — У проф. Болотова встречается указание, что ранее того (в конце I в.) на Александрийском престоле восседал даже «сапожник» (Анниан), но не какой-нибудь мастер, а сапожник, который «чинил лишь старые сапоги» (День и год кончины евангел. Марка: «Христ. Чт ., 1893, II, 429). 491 Statuta ecclesiae antiquae. 145. Hefele . Conciliengesch., B. II, S. 69. Binterim . Denkwurdigkeiten der Christ-kath. Kirche. B. 1, Theil 2, S. 224—226. 492 Novella 123, cap. 12. 493 В законе запрещается рукополагать кого-либо, ει μη γραμματα ισασι .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2642...

1118 Употребив в приложении к Лицам Св. Троицы термин «personae», бл. Августин прибавляет: «Si ita [personae] dicendae sunt». De Trin VIII, VI, 11. Migne, t. 42, col. 945. 1120 См. об этом у A. Harnack " a, Lehrbuch der Dogmengeschichte. Aufl. 2-te. Freib. im Br. 1888. Bd. II. S. 298. 1125 Contra Litteras Petiliani. II, XXXVIII, 91. Migne, t. 43, col. 292. Cnfr. Confess. I, XIV, 23. Migne, t. 32, col. 671; p. п. I, 20–21. 1128 Thesen über das «Filioque». Internation. theologisch. Zeitschrift. 1898. Heft. 24. S. 687 ср. русс. пер. в Христ. Чт. 1913 г. Мес. Май, стр. 584; отд. брош. стр. 40. 1129 Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. С.-Петербург. 1898. стр. 97. 1130 Lehrbuch der Dogmengeschichte. Freib. im Breisg. 1888. II 296–297 ср. II, 292. Anm. 2. См. об этом также Von einem russ. Theol. Thesen über das «Filioque». Internat. theolog. Zeitschr. 1898. Heft. 24. S. 687. J. Langen. Johannes von Damascus. Eine patristische Monographie. Gotha. 1879. S. 3. О характере знакомства бл. Августина с греческим языком см. еще – Th. Gangauf. Des heil. Augustinus speculative. Lehre von Gott dem Dreieinigcn. Augsburg. 1865. S. 7. Anmerk. Подробн. об отношении бл Августина к греческому языку и вообще к кафолическому Востоку см. в исследовании Н. Reuter " a, Augustinische Ftudien. Gotha. 1887. SS. 153–230, 479–516. 1133 Thesen.... S. 686–687 ср. русск. пер. Хр. Чт. 1913 г. Мес. Май, стр. 584–585; отд. брош. стр. 40–41. Тот же автор в той же своей статье несколько выше (S. 686, р. п. стр. 583; отд. брош. стр. 39) замечает: «в основе наличного богословского мнения старокатоликов – (как и всех западных богословов) об образе исхождения Св. Духа – лежит чисто западный (жирный шрифт автора) ϑεολογομενον блаж. Августина». 1134 При этом мы оговариваемся, что вовсе не имеем в виду возбуждать здесь принципиальный вопрос о так называемом – «авторитете отцов», их сочинений и содержащихся в них их воззрений, как и вообще не ставим себе задачей, так или иначе выяснять здесь основной смысл этого одного из центральных и вместе самых трудных понятий патрологической науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Кир. библ. 73–1312, л. 284 об.–286 об.). – Кроме того в 1621 году около дверей, чрез которые ходили в придел св. Феодора Стратилата. находились иконы Одигитрии и Живоначальной Троицы (там же, л. 286 об.–287). 698 Изображение их см. в альбоме Мартынова (Имп. Общ. Люб. Древн. Письм.) л. 22, фотографий И. Ф. Барщевского 1307, 1308 и 1309. 699 Ср. л. V рисунков в книге М. Т. Преображенского, Памятники древне-русского зодчества в приделах Калужской губернии, СПБ. 1891 и там же стр. 50. – По мнению М. Т. Преображенского, двери эти по характеру орнамента могут быть отнесены к XV столетию, но какой церкви принадлежали они, остается неизвестным. 700 Время устройства этих врат неизвестно. Фототипию с них см. на табл. XXIV при статье А. Павлинова, Древности Ярославские и Ростовские, в Трудах VII археолог, съезда в Ярославле, т. III, М. 1892, стр. 42. 701 См. в альбоме Мартынова (Имп. Общ. Люб. Древн. Письм.) л. 29, фотографий И. Ф. Барщевского 1310 и 1311. – Рисунок этих врат помещен Л. В. Далем в журнале «Зодчий», за 1877 год, л. 45 (см. М. Т. Преображенский, о. с., стр. 50). 702 А. М. Павлинов (История русск. архитектуры, М. 1894, стр. 224) называет орнамент этих дверей, похожим на орнамент царских врат в Боровском Пафнутиевом монастыре. 703 Композиция царских врат церкви Вознесения в Ростове, по словам А. Павлинова, «своею формою листьев с первого взгляда напомнила» ему «рисунки кавказских рукописей и крымскую орнаментику» (Древности Ярославские и Ростовские, в Тр. VII археол. съезда, т. III, М. 1892, стр. 42). В своей же «Истории русской архитектуры» (М. 1894, стр. 224) Павлинов сближает тот же орнамент с арабским. Но в мавританско-арабском стиле завитки орнамента обыкновенно имеют более удлиненную и чаще заостренную к концу форму, так что имея по средине утолщение, они держатся как бы на тонкому стебле (см. напр. Zahn, Vorlagen fur Ornamentmalerei, Leipzig, 1873, Heft I, Tafel, IV, 14, и рисунки в издании: La Alhambra palais, Plans, elevations and sections of the Alhambra with the elaborated details of this beautiful specimen of moorish architecture from drawings taken on the spot in 1834 by Jules Goury and Owen Jones, 1841. – Едва ли не вероятнее сближать происхождение рассматриваемого орнамента с романским стилем. Сравн. напр. рисунок у Zahn’a в его Vorlagen fur Ornamentmalerei, Leipzig, 1873, Heft I, Tafel II, 10 – (из иллюстрированного миссала XIII в.); см. также Лекции (литографированные) академика Горностаева: История искусства средних веков, Романский стиль, СПБ 1864, стр. 290. См. также следующие примечания. 704 См. напр. Prince Greg. Gagarine, Recueil d’ornements byzantins et vieux russes, S.-Peterebonrg, 1887, pl. XXXVI (из рукописи XII ст. Нацинальной Библиотеки в Париже); Сборник орнаментных украшений, почерпнутых из греческих и древне-русских рукописных книг с X по XVI век включительно, Москва, 1877, вып. IV (см. орнамент из греческой рукописи 975 года «Слова Григория Назианзена », 60 Моск. Синод. Библ.) и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010