18 Квиетизм — католическое учение о соединении с Богом путем собственных аскетических подвигов. 19 Преп. Максим Кавсокаливит, подвизался на Афоне. Память во вторую Неделю по Пятидесятнице, в соборе отцев, на Афоне просиявших. 20 Свят. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, годы его жизни ок. 329—379. Ревностный поборник Православия, друг свят. Григория Богослова. Свят. Василий любил красоту церковную, благолепие храма, гармонию богослужения. Заботился о нищих, неимущих; устроил немало больниц, богоделен, приютов, - сам служил прокаженным. После свят. Василия Великого остались богословские труды, наиболее известные из них: «9 бесед на шестоднев», «13 бесед на псалмы», 5 книг против ариан, одна — о Божестве Св. Духа, уставы для монашествующих, молитвы и Литургия. Память свят. Василия Великого 1 14 января. 21 Преп. Макарий Великий — египетское, а лучше сказать, вселенское солнце, светлее солнца просиявшее в неизреченных дарованиях Святого Духа (старец Паисий Величковский). 22 Преп. Ефрем Сирин, святой IV b. Всю жизнь усердно изучал Св. Писание. От природы пламенный, в юности был раздражителен. В 70-х годах IV b. поселился на горе, близ города Едессы, где проводил строго подвижническую жизнь. Отрешившись от всех земных привязанностей, преуспел в молитве, пощении, богомыслии, нестяжательности. В конце жизни достиг высочайшей степени смирения. Оставил после себя много умилительных молитв и песнопений, из которых особенно известна «Господи и Владыко живота моего». Скончался ок. 379 г. Память 28 января 10 февраля. 23 В Ветхом Завете Бог назначил между городов левитских места убежища, в которых неумышленные убийцы могли укрыться от смертной казни. 24 Огнезрачными именуются Архангелы (см. Канон св. Архистратигу Михаилу и прочим Бесплотным Силам; песнь 6). 25 Филофей Синайский — писатель, аскет (IX b.), по другим источникам — XI b. Был игуменом синайской обители «Купина». Известен аскетическими трудами, из которых известны: «О бодрствовании и молитве», «Сорок глав о трезвении».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4146...

Он прославился своей святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства. Среди постоянных опасностей св. Василий поддерживал христиан, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан. Все свои личные средства он употреблял в пользу бедных: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря — мужской и женский. Ариане всюду преследовали его. Св. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Он же сказал: «Смерть для меня благодеяние. Она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь». Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память. Современник Василия Великого, епископ Амфилохий (память 23 ноября) так оценил его заслуги: «Он принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 октября, 2023 19 августа, 2023 19 августа, 2022 17 декабря, 2021 13 декабря, 2021 14 октября, 2021 6 апреля, 2021 18 января, 2021 6 июня, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

Макарий Великий (Египетский) (ок. 300 – ок. 390) – святой, один из первых отцов-пустынников, сподвижник Антония, снискавший наряду с ним великую славу и влияние, сыгравший крупную роль в становлении монашества; удалился в пустыню Египта. Его кротость и смирение привлекали людей, для которых его поставили в пресвитеры. Из писаний св. Макария имеем 50 бесед и послание. Цит. по книги «Беседы, послания и слова», из Добротолюбию (т. 1). Василий Великий (ок. 330–379) -святитель, богослов. Вместе с братом своим св. Григорием Нисским и своим другом св. Григорием Назианзином (Богословом) был представителем Каппадокийской школы православного богословия, занимавшей среднее, примирительное положение между школами Антиохийской и Александрийской. В семье свт. Василия к лику святых причислены мать Эмилия (память 1 января), сестра Макрина (память 19 июля), брат Григорий (память 10 января). Отец был адвокат, под его руководством Василий получил первоначальное образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом (память 25 января), а позже перешел в школы Константинополя. Для завершения обучения св. Василий отправился в Афины – центр классического образования. В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Около 357 г. святой Василий возвратился в Кесарию. Желая найти духовного руководителя, он посетил Египет, Сирию, Палестину. Подражая наставникам, вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис. Вокруг него собрались иноки. В 362 г. был рукоположен в сан диакона, в 364 г. – в сан пресвитера. При императоре Валенте (334–378), стороннике ариан, в тяжелые времена для Православия к Василию перешло управление церковными делами. В это время он составил чин Литургии, «Беседы на Шестоднев», а также книги против ариан. В 370 г. Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 г. он преставился ко Господу, будучи 49 лет. Церковь тотчас стала праздновать его память.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

15:5) и еще: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете» (Мф. 7:7). Я призываю на помощь Господа Бога нашего, Спасителя и Помощника, ибо Он есть Бог наш, щедрый Даятель благ, Дарователь богатых даров, премудрости Наставник и Податель разума, заблуждающихся Исправление, научающий людей разуму, дающий умение неумеющим, дающий молитву молящемуся, дающий просящему мудрость и разум, дающий всякое благое дарование, дающий дар на пользу просящим, дающий хитрость незлобивым и юному отроку — благоразумие и ум, проповедание же слов Его просвещает и дает разум младенцам.    На этом я заканчиваю предисловие, помянув Бога и призвав Его на помощь: благо есть с Богом начать дело, и с Богом кончить его, и с Божиими рабами беседовать, и о Божием угоднике писать повесть. Начнем же самое главное — возьмемся за повествование, приступим к началу рассказа и так начнем описание жизни старца в Боге.    Свт. Василий Великий, Архиеп. Кесарии Каппадокийской, отец Церкви († 379, память 1 января).    Феодор Ростовский, Архиеп., племянник Преп. Сергия Радонежского, († 1394, память 23 ноября).    Ср.: Мф. 25:14—30. Талант — древнегреческая мера веса и денежная единица. Глава 2. Начало жития Сергия    Благослови, отче! Преподобный отец наш Сергий родился от родителей благородных и благоверных — от отца, звавшегося Кириллом, и матери по имени Мария, которые были Божиими угодниками, праведными пред Богом и людьми и исполненными и украшенными всякими добродетелями, что Бог любит. Бог не попустил, чтобы младенец, которому предстояло воссиять, родился от неправедных родителей, но сначала Бог создал и предуготовал таковых праведных родителей и потом от них произвел Своего угодника. О достохвальная чета! О блаженнейшие супруги, бывшие родителями таковому младенцу! Сначала подобает почтить и похвалить родителей его, и это будет неким добавлением к похвалам и почестям ему. Ибо было необходимо, чтобы Сергий был дарован Богом для блага, спасения и пользы многих людей, и поэтому не пристало таковому младенцу родиться от неправедных родителей, и другим, то есть неправедным, родителям не пристало бы родить таковое дитя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Вероятно, в марте 380 года святитель Григорий посетил Ивору, где принял участие в выборах кандидата на место находившегося при смерти епископа Араксия. Затем, в апреле того же года, он был в Севастии для участия в выборах нового епископа этой митрополии, во главе которой долгое время стояли противники никейской и новоникейской партий. При этом неожиданно и против своей воли он был избран митрополитом Севастийским, что привело к беспорядкам. Только после новых выборов, на которых епископом Севастийским был избран Пётр (возможно брат святителя Григория Нисского ), он смог вернуться в Ниссу, где продолжил начатую святителем Василием полемику с ересью Евномия. В этот период были написаны две первые книги его трактата «Против Евномия». 1 января 381 года он отправился в Кесарию Каппадокийскую, где произнес похвальное слово в память святителя Василия Великого 22 . В царствование императора Феодосия I Великого, в 381 году был созван в Константинополе Второй Вселенский Собор против духоборца Македония. Святой Григорий Нисский был там вместе с другими Святыми Отцами поборником благочестия. На этом соборе старанием святого Григория дополнен был никейский Символ веры членом о Святом Духе, причем к нему были присоединены еще девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый члены. Вообще, Григорий Нисский был одним из главных деятелей Собора. Вместе с другими епископами он участвовал также в утверждении святого Григория Богослова в звании Константинопольского архипастыря и читал ему и блаженному Иерониму свое сочинение против Евномия 23 . После окончания Собора, 30 июля 381 года, император Феодосий I Великий издал эдикт, в котором святитель Григорий Нисский , митрополит Элладий Кесарийский и епископ Отрий Мелитинский были объявлены хранителями Православия в Понте, так что все епископы, желавшие сохранить за собой кафедры, должны были находиться в общении с ними. Возможно, по поручению этого Собора и при содействии императора, предоставившего ему средства на дорогу и казенную повозку для передвижения, святитель Григорий направился в поездку по Аравии для наведения порядка в местной Церкви, о которой было сказано выше (либо это были две отдельные поездки – и после Антиохийского 379 г., и после II Вселенского Собора 381 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Еще в начале 90-х годов прошлого столетия мало кто мог поверить, что удастся возродить из небытия нещеривскую церковь. Усилиями ее первого настоятеля протоиерея Сергия и местных жителей храм расцветал год за годом. Бог помог сделать то, во что не верили даже опытные реставраторы. И сегодня нельзя не любоваться живописным пейзажем вдоль обуховской дороги, украшенным старинным казацким храмом в честь Преображения Господня. Как доехать на скит От метро «Выдубичи» каждые полчаса отправляется маршрутка на Обухов 309. Стоимость проезда 3 грн 50 коп. Ехать до села Нещерив, после чего пройтись 10 минут по центральной сельской дороге. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи Местонахождение [ править править код ] Адрес : Украина, Киев, ул. Тимирязевская, 1. Проезд: От ж/д вокзала к монастырю идет троллейбус и маршрутное такси 14 до конечной остановки «Ботанический Сад». На них же можно сесть и на станции метро «Печерская» (автобус 62 от ст. метро «Печерская» до конечной остановки «Ботанический Сад»). В случае проезда на городском такси обязательно нужно указать, что пунктом назначения является «Новый Ботанический Сад на Печерске», так как в Киеве есть еще один Ботанический Сад (возле ж/д вокзала). На входе нужно сказать, что Вы идете в храм. Богомольцев пропускают бесплатно. Далее — пешком по территории Сада в сторону храма. Телефон: +38 (044) 284-95-93 . Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений [ править править код ] Актуальное расписание богослужений 22 января в Ионинском монастыре большой праздник — память преставления ее основателя старца Ионы. Где остановиться [ править править код ] К сожалению, монастырь не имеет возможности принимать паломников. Православные паломники могут остановиться в Киеве следующих монастырях: Дом " Лаврский паломник " Адрес: Киев, ул. Лаврская, 15 Телефоны: +38(044)379-34-05 , +38(063)220-99-33 - Дом «Лаврский паломник» корпус

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Своими богословскими трудами и церковной деятельностью св. Василий готовил победу православия на II Вселенском Соборе, хотя и не дожил до него. Он умер сорока девяти лет от роду от· истощения сил 1 января 379 года. Его богословское наследие достаточно обширно, включая в себя знаменитые «Беседы на Шестоднев», изъясняющие рассказ книги Бытия о творении Богом мира, толкования Псалмов и книги пророка Исайи, полемические сочинения против ариан, церковные поучения, послания к разным лицам и монашеские правила. Горячо защищая Церковь от ересей, св. Василий был полон любви к людям. Интересно событие, происшедшее с ним перед самой его смертью . У св. Василия был друг, которого он очень любил. Это был лечивший его врач-еврей, который умом и сердцем принял Христа, но никак не мог решиться креститься. – Я верю в Господа Иисуса Христа, – говорил он, – но я не хочу изменять вере моих отцов. Когда св. Василий смертельно заболел, он послал за врачом своим и спросил его, сколько времени ему осталось жить. – Ты скончаешься сегодня ночью, – грустно ответил врач. Св. Василий сделал вид, что не поверил ему, и уверял, что он будет здоров к утру. – Жизнью своей заверяю тебя, что ты не доживешь до утра, – отвечал врач. Утром Василий опять послал за врачом. – Видишь, я не умер, а ты жизнью своей заверял меня, что я умру этой ночью. Теперь ты должен отдать твою жизнь и возродиться в святом крещении. Я сам совершу таинство. Святой Василий встал с постели, прошел в крестильню и окрестил своего друга и его семью. Потом вернулся домой и на следующий день тихо скончался. Святой Григорий Богослов – борец за православие. Когда св. Василий стал архиепископом Кесарии Каппадокийской, он уговорил своего друга св. Григория стать епископом, с тем чтобы иметь соратника в епископском сане в борьбе за православие. Св. Григорий был в 372 г. рукоположен во епископа Сасимского, по имени незначительного каппадокийского городка, и продолжал помогать своему престарелому отцу в управлении епархией в Назианзе вплоть до его кончины в 375 году. Он был тяжко болен, когда до него дошла весть о кончине его друга св. Василия, поэтому он не смог присутствовать на его погребении. Однако впоследствии он написал замечательное слово в память о своем друге, которое представляет превосходный образец христианского богословия и ораторского искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Отец Павел (Груздев) и другие старцы – они были такими ищущими Бога людьми? – Я бы ответил так: старцы, избранники Божии от младых ногтей, обретя истину однажды, раз и навсегда, ей служили, страдали за нее. И благодаря этой истине, я уверен, они только и выжили. Сколько горя и боли на их долю выпало: раскулачивание, ленинские гонения и сталинский ГУЛАГ, пытки, унижения, – всё вынесли. И да: они не боялись получить от Бога ответ, который нам бы показался, может быть, «неудобным», или, как сейчас принято говорить, «некомфортным». Вот эта безбоязненность, в очень хорошем смысле этакая русская «бесшабашность» («Господи, я Тебя ищу, и откройся мне, чего бы это мне ни стоило», «Как Бог даст, так и будет, и нечего тут!»), а проще говоря, доверие Христу, и отличает их жизнь во Христе от глупых, досужих и праздных умствований псевдоинтеллектуалов. Они не боялись получить от Бога ответ, который нам бы показался «неудобным» Поймите: всем «колхозом» в Царство Божье не войти. И это правильно. Каждый должен найти свою дорогу к Церкви и встретиться со Христом – в этом смысле уместно, не без улыбки, конечно, назвать каждого честно ищущего человека «единоличником». Вот почему необходим поиск, духовный, интеллектуальный, физический. Надо спрашивать Бога, беседовать с Ним – как иначе. За лозунгами в стройных партийных рядах не спрячешься. Напомню, кстати, категорическое утверждение о. Александра Ельчанинова о том, что христианство – не идеология. «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13,14). – Жизнь в поисках честных и очень «некомфортных» ответов от Бога легкой назвать сложно. – В мирском смысле – да. Но не нужно смущаться. Да, мы сейчас часто сталкиваемся (а когда, впрочем, было иначе?) с потоком хулы на Церковь, особенно это заметно в блогосфере. Когда я вижу что-то подобное, на память приходят слова из последней книги Библии: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро…» (Откр. 22, 11–12). Думаю, что встреча с Грядущим даст многие ответы каждому из нас. И очень надеюсь, что эти ответы будут нам в радость. Тут всё зависит от честности наших вопросов, нашего поиска. Рейтинг: 10 Голосов: 379 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 22 января 2022, 01:56 Я православный христианин - инвалид по слуху третей группы... Пусть я не слышу , но моя душа услышит Божественное слово!!! Слава Богу за все!!! аминь Андрей 20 января 2022, 23:42 Да, в 95х атмосфера другая была. Погоня за успехом людей сильно подкосила. Анастасия 20 января 2022, 16:26 Интервью отца Довмонта произвело огромное впечатление!!! Спасибо! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/143993.html

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры. По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память. Святой Амфилохий, епископ Иконийский († 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: " Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством " . Иконописный подлинник Новгород. XV. Святители Афанасий, Кирилл Александрийские, Игнатий Богоносец. Икона (таблетка). Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей. Византия. X. Избранные святые (фрагмент). Икона. Византия. X в. 34,5 х 25,2. Монастырь св. Екатерины на Синае. Египет. Византия. XII. Распятие с избранными святыми на полях. (фрагмент). Икона. Византия. XII в. Монастырь св. Екатерины на Синае. Сербия. 1209. Свт. Василий. Фреска. Сербия (Студеница). 1209 г. Константинополь. Ок. 1316-1321. Свт. Василий. Фреска. Константинополь (Хора). Около 1316-1321 г. Русь. XVII. Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Русь. XVII. Свт. Василий Великий с житием. Икона. Русь. Начало XVII в. 119 х 82. Из Покровской церкви сольвычегодского Крестовоздвиженского монастыря. Сольвычегодский государственный историко - художественный музей. Архангельская обл. Венеция (?). 1683. Свт. Василий Великий. Эммануил Тзане Мпуниалис, иерей 1683. Икона. Венеция (?). 1683 г. Собрание Музея икон. Венеция.

http://patriarchia.ru/db/text/909470.htm...

1 Свт. Василий Великий, Архиеп. Кесарии Каппадокийской, отец Церкви († 379, память 1 января). 2 Феодор Ростовский, Архиеп., племянник Преп. Сергия Радонежского, († 1394, память 23 ноября). 3 Ср.: Мф. 25:14—30. Талант — древнегреческая мера веса и денежная единица. 4 Впоследствии принявшие иноческий постриг препп. Кирилл и Мария Радонежские были прославлены в лике святых Русской Православной Церкви. 5 Анна, одна из двух жен Елканы, мать пророка Самуила. Будучи бездетной, она молила Бога даровать ей потомство, которое обещала посвятить Богу. Родив, наконец, сына и вскормив его, отдала будущего пророка Самуила в храм, служить Господу (1 Цар. 1:1—28). 6 В Книге пророка Иеремии Бог говорит, обращаясь к нему: « Прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя » (Иер. 1:4—5). 7 Когда пророк Самуил, еще будучи отроком, служил в храме, он трижды услышал глас Бога, обращавшегося к нему (1 Цар. 3:1—8). 8 Пророк Давид во время одной из войн израильтян с филистимлянами победил в единоборстве великана Голиафа, бросив камень из пращи (1 Цар. 17:1—51). 9 Пророк Илия построил жертвенник из камней, положил на жертвенник дрова и тельца и повелел трижды выливать воду на жертву и на дрова; после молитвы Илии на жертвенник ниспал огонь и поглотил жертву, дрова, камни и воду (3 Цар. 18:29—39). 10 Пророк Илия воскресил сына вдовы, трижды простершись над ним (3 Цар. 17:17—22). 11 Пророк Иона был выброшен по жребию мореходами в море, чтобы утишить бурю; его проглотил кит, и он провел в его чреве три дня и три ночи, а затем был извергнут китом на сушу (Иона 1, 1—2, 11). 12 Три еврейских отрока, Анания, Азария и Мисаил, были брошены по повелению царя Навуходоносора в раскаленную печь за то, что отказались поклоняться языческим богам, но остались невредимы (Дан. 3:8—95). 13 Пророк Исаия в видении лицезрел Бога, окруженного Серафимами, воспевавшими: « Свят, свят, свят Господь Саваоф! » (Ис. 6:1—3). 14 О введении Пресвятой Богородицы в храм рассказывается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова»; об этом событии упоминается также в творениях некоторых отцов Церкви (святителей Кирилла Александрийского, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина) и в церковных песнопениях, посвященных двунадесятому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы, который празднуется 21 ноября (4 декабря).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010