( < < back) Арсений скончался в конце VIII века. ( < < back) и подвизался в XII веке. Мощи его почивают в Антониевой пещере. ( < < back) Житие преподобного отца нашего Евфимия Великого горная страна, к югу от Кавказа и к востоку от Малой Азии; она делилась на две части: большую или восточную Армению, и малую или западную. Город Мелитина, ныне Малатия, находился в южной части Малой Армении, на одном из притоков Евфрата. ( < < back) Полиевкт был замучен в царствование Валериана в 259-м году. Память его совершается 9-го января. ( < < back) от греческого глагола радуюсь, утешаюсь — в переводе значит: благодушный, веселый. ( < < back) царствовал с 364–378 г, Грациан — с 375–383 г. ( < < back) область Византийской империи, в северо-восточной части Балканского полуострова. Адрианополь — город на р. Гебре (Марице); ныне значительный и многолюдный, главный город турецкого вилайета (области) того же имени. ( < < back) Феодосий Великий царствовал с 379–395 г. ( < < back) епископ Мелитинский, просиял на 2-м Вселенском Константинопольском соборе 381 г.; впоследствии он был причтен к лику святых. Память его совершается на востоке 17-го апреля. ( < < back) Акакий впоследствии за богоугодную жизнь был избран епископом Мелитинским; он присутствовал на 3-м Вселенском Эфесском соборе 431 года; скончался около 435 года. Память его совершается Церковью 17-го апреля. Синодий — преемник Акакия по кафедре. ( < < back) Евфимию было тогда около 29 лет. Это было в 406 г. ( < < back) Фаранская, или Фаре, основана преподобным Харитоном (память его 28 сентября) в 1-й половине IV века, в шести миллиариях (с небольшим 8 верст) от Иерусалима к востоку, по пути в Иерихон. ( < < back) Кутиллийская лежала к северо-востоку от Иерусалима, в недалеком расстоянии от Иерихона, ниже лавры святого Саввы Освященного к Мертвому морю, отстоящей к востоку от Иерусалима на 12 верст. ( < < back) преподобные Евфимий и Феоктист удалялись в пустыню после отдания праздника Богоявления Господня и пребывали там до праздника Входа Господня в Иерусалим, или Вербного воскресенья (недели Цветоносной, иначе — Ваий).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

В 30 лет ушел в глубокую пустыню Египта – «песчаное море, где можно было ходить только по указанию звезд». Был учеником, сподвижником и последователем преподобного Антония Великого († 356) – основателя пустынножительства и отца монашества. По его благословению Макарий удалился в Скитскую пустыню (на северо-западе Египта). В возрасте 40 лет был посвящен во пресвитера и назначен настоятелем монашеской обители в Скитской пустыне. Его кротость и смирение преображали души человеческие, силой его молитвы многие спасались от бед и искушений. Во время одного из арианских гонений на Православие был сослан на один из островов Нила, где обратил ко Христу все население. Свой подвижнический опыт он отобразил в глубоких богословских творениях: пятидесяти беседах, посланиях, семи подвижнических словах, подвижнических молитвах. Память преподобного Макария 19 января (1 февраля).   2. Святитель Василий Великий (330–379), архиепископ Кесарии Каппадокийской (восточная часть Малой Азии). Богомудрый отец и учитель Церкви происходил из знатной христианской семьи, получил блестящее образование. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший обширные познания в астрономии, математике, медицине, он глубоко изучил и Священное Писание. Будучи еще чтецом, он толковал Священные Книги народу. В юности вступил на путь аскетической жизни и подвизался в уединении вместе со своим другом – Григорием (впоследствии – также великим отцом и учителем Церкви святителем Григорием Богословом; † 389). В 370 году святой Василий был возведен на кафедру епископов Кесарийских. В числе его богодухновенных творений, отличающихся особым духовным величием и высотой богословия, – девять бесед на шестоднев (на шесть дней творения мира), тринадцать бесед на псалмы, двадцать бесед на различные случаи, сочинения догматические, полемические, правила церковного благочиния, уставы монашеской жизни, письма, а также молитвы и чин Божественной литургии. Скончался святой Василий в возрасте 49 лет. Память его 1 (14) января и 30 января (12 февраля).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

– Так все-таки должна ли Церковь , награждая того или иного политика или чиновника, учитывать негативный шлейф, если он тянется за ним в общественном сознании, или главное, что он что-то сделал для Церкви, а на остальное можно закрыть глаза? – Я считаю, что не учитывать этого невозможно и что учитывать это, конечно, нужно. Но как выходить из описанной Вами ситуации, я, честно говоря, не очень хорошо понимаю. Наверное, каждый человек, который попытается рассуждать и попытается примерить на себя: «Что бы я сделал в такой ситуации?», может с облегчением сказать: «Слава Богу, я не Патриарх и мне этого решать не нужно». – Церковь награждает государство, государство в ответ оказывает преференции Церкви. У людей, наблюдающих за процессом со стороны, создается ощущение некой круговой поруки. Может, было бы лучше, чтобы церковных наград не было вовсе? Церковь смогла бы без них прожить? – Лично мне кажется, что, может быть, было бы действительно лучше, если бы этих наград не было, так же как было бы лучше, если бы не было и в самой Церкви каких-то наград, которые отмечают либо определенное по продолжительности служение священника, либо что-то, им содеянное, потому что таким образом вносятся какие-то отличия, различия, которые, наверное, только усложняют нашу жизнь. Но тем не менее, поскольку эта практика уже есть – и наград внутри Церкви, и церковных наград светским людям, в жизни Церкви участвующим, – одним росчерком пера ее отменить достаточно сложно. Это, мне кажется, непростая ситуация. Не самый главный вопрос, но тем не менее достаточно непростой. 103 Святой благоверный князь Александр Невский (1220–1263 гг.) прославлен в лике святых как подвижник и защитник Руси; память 23 мая/5 июня, 30 августа/12 сентября, 23 ноября/6 декабря 107 Антиминс – прямоугольный плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо святого, необходимый для совершения богослужения 109 Святитель Василий Великий (ок. 330–379 гг.) – один из трех Вселенских святителей и учителей Церкви, архиепископ Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), выдающийся богослов; память 1/14 января, 30 января/12 февраля

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

Лавра Св. Афанасия - крупнейший греческий монастырь Афона, штатный. Построена Св. Афанасием Афонским по желанию и при содействии воеводы Никифора Фоки в 961-963 годах. Представляет собой гранитный замок, окруженный высокими зубчатыми башнями. Св. Петр Афонский- первый отшельник, подвизавшийся в пещере в IX или VIII веке. Память его празднуется 12 июня. Кавсокаливийский скит - основан подвижником XIII века Максимом Кавсокаливой. Один из самых аскетических скитов: его монахам не разрешается даже иметь сети и лодки для ловли рыбы. Пещера Нила Мироточивого - находится в отвесной скале во владениях Лавры Св. Афанасия. Преп. Иоанн Кукузель жил в XII веке. Память его празднуется 1 октября. Речь идет об источнике Св. Афанасия Афонского. По преданию, после постройки Лавры был большой неурожай и голод, и вся братия разбрелась на поиски пищи. Покинул Лавру и сам Афанасий, но по дороге ему явилась Богоматерь; упрекнув его в маловерии, Она повелела вернуться в обитель. По Ее приказанию Афанасий ударил жезлом о скалу, откуда забил источник. В память явления была воздвигнута церковь в честь Богородицы Живоносного источника. Собор Лавры построен Св. Афанасием в конце X века и посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Великомученик Димитрий Солунский (память его празднуется 26 октября) особо чтим на Афоне. В Ватопедском, Пантелеймоновом и Ксенофском монастырях хранятся частицы его мощей Монах Феофан (Критянин) - художник XVI века. Епископ Порфирий Успенский относит его фрески в Соборном храме и трапезной Лавры Св Афанасия к 1535-1536 годам, а росписи в Георгиевской церкви Ксенофа - к 1564 году. Великий и вселенский учитель и святитель Василий Великий, крупнейший православный писатель, автор литургии, епископ Кесарии (ок. 330-379). Память его празднуется 1 января Дольмены (от брет. dol men - " каменный стол " ) - древние памятники, первоначально считавшиеся алтарями или жертвенниками друидов (кельтских жрецов), расположенные на западе Европы в Передней Азии, Индии и в незначительном количестве на Кавказе. Позднее археологами было установлено, что дольмены являются каменными гробницами доисторической эпохи.

http://isihazm.ru/1/?id=824

10) Св. Василий Великий , архиепископ города Кесарии Каппадокийской, происходил из благочестивого христианского семейства, которое с юных лет воспитало в нем благочестие и любовь к истине. В продолжение 14 лет св. Василий посещал знаменитые училища в Кесарии, Константинополе и Афинах и в 359 г. принял крещение и уединился вскоре затем в пустыни вместе с другом своим Григорием. В 364 г. он посвящен был в сан пресвитера в г. Кесарии, а в 370 г. избран в архиепископа этого города. В этом сане он явился неутомимым подражателем св. Афанасия и всячески отстаивал православие против арианства. Писания его весьма многочисленны; мы воспользуемся одним местом из толкований сего св. отца на книгу прор. Исаии, именно на 11 главу этой книги. Св. Василий скончался в 379 г. Память его 1 января. 11) Св. Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский, друг св. Василия Великого , также как и он, первое воспитание получил в кругу своего благочестивого семейства, а затем вместе с Василием приобретал познания в языческих школах. После окончания образования, он вскоре крестился и затем уединился с св. Василием в пустыню. Вскоре отец его, Григорий, епископ г. Назианза, вызвал его и посвятил в пресвитера, а в 372 г. Василий посвятил его во епископа г. Сасима. В 378 г. св. Григорий приглашен был устроить Константинопольскую церковь , где сильно было арианство. Много опасностей и неприятностей терпел он от ариан, однако дожил до торжества истиной веры в 380 г., при Феодосии Великом. В 382 г. был председателем ΙΙ Вселенского Собора, а затем добровольно удалился из Константинополя и провел остальную жизнь в уединении до самой кончины своей, в 389 году. Память его 25 января. Св. Григорий был не только великим богословом, но и стихотворцем; из его стихотворений мы в последствии обратим внимание на одно, озаглавленное: «Сон о храме Анастасии». Храм Анастасии (по нашему воскресенье) – это была та маленькая церковь , в которой св. Григорий совершал богослужение и произносил свои проповеди в первое время своего пребывания в Константинополе, когда еще в руках ариан были все храмы столицы. Св. Григорий наименовал эту маленькую церковь «Анастасия (воскресение)», ибо он питал надежду, что благодаря этой церкви – православие вско ре воскреснет и победит арианство. В стихотворении «Сон о храме Анастасия» св. отец упоминает о знаменитом Константинопольском храме свв. двунадесяте Апостол, который устроен был на подобие четвероконечного креста. Мы в своем месте укажем на это место из стихотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

А. Бредиус-Субботиной. Просьба писателя была выполнена, но в дальнейшем отношения между Р. Г. Земмеринг и О. А. Бредиус-Субботиной были очень напряженными.  Ед. хр. 59. Л. 1. Почтовая открытка, рук. Ед. хр. 4. Л. 49. Почтовая открытка, рук. 97 …Анастасия — значит — “Воскресшая”! — имеется в виду “воскресшая” жена писателя, т.к. Шмелев видел мистическую связь между умершей женой и О. А. Бредиус-Субботиной (их имена и отчества совпадали). В творчестве И. С. Шмелева упоминаются две святых Анастасии: Анастасия Римляныня (память 29 октября/11 ноября) — мученица III в., небесная покровительница главной героини повести “Неупиваемая чаша” Анастасии Ляпуновой; Анастасия Узорешительница — мученица нач. IV в. (память 22 декабря/4 января), к заступничеству которой прибегала главная героиня романа “Пути небесные”.  Ед. хр. 4. Л. 56, 57. Письмо, рук. 98 “Какой выкуп даст человек за душу свою?” — Мф. 16:26 . 99 …“дас-эвиге-вейблихе”… — Das Ewige Weibliche (нем. Вечно-Женственное), символический образ в “Мистическом хоре” из финала “Фауста” И.-В. Гёте, восходит к гностической Софии, связан с идеей мировой души в философии Ф. Шеллинга, В. С. Соловьева и др. Имена Гёте и В. С. Соловьева упомянуты на страницах романа “Пути небесные”, тема вечно-женственного неоднократно появляется в творчестве И. С. Шмелева. 100 …В “Неупиваемой” тоже островок… — описание пруда и островка в повести И. С. Шмелева “Неупиваемая чаша” (1918). См.: Шмелев И. С. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1. С. 379. 101 “Яичко” — рассказ И. С. Шмелева, впервые опубликован: Руль. 1929. 5 мая; отд. изд.: Въезд в Париж (1929). 102 …Вы отвалили камень… — аллюзия на Ин. 11:1-46 . 103 …благовест Оптиной… — Оптина мужская пустынь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, основана в XV в. около г. Козельска (совр. Калужская обл.). 104 “Голубенький чистый подснежник-цветок…” — стихотворение А. Майкова “Весна” (1857). 105 …Ольгин день… — память св. равноапостольной княгини Ольги, 11/24 июля. 106 … был на могилке. — О. А. Шмелева была похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

– А если я доживу до утра? – спросил его святитель. – Тогда я приму Крещение, – ответил иудей. Святой Василий помолился и наутро пришел в храм, сам крестил своего врача, прославившего силу Христа, отслужил Литургию и после слов увещания отошел ко Господу 1 января 379 года. Память святителя совершается 14 января. Святитель Григорий Богослов Как уже говорилось, ближайшим другом Василия Великого и вторым великим святителем был Григорий Богослов . Про них говорили, что «в двух телах жила одна душа». Еще до рождения мать посвятила Григория Богу. В юности он решил сохранить свое девство, узрев в видении двух небесных девиц – Целомудрие и Чистоту, которые сказали ему: – Будь единомысленным с нами, ум свой соедини с нашим умом и лицо твое сделай подобным нашему (то есть скромным – прим. авт.). Тогда мы тебя вознесем на Небеса, сверкающего невиданным блеском, и поставим рядом с величайшим Троическим сиянием. Получив хорошее образование, Григорий вместе с Василием принял Крещение и жил в уединении, к чему мечтал вернуться всю жизнь. Однако его отец, который был епископом, возвел его в сан священника, желая, чтобы тот помогал ему. А затем святитель Василий рукоположил его в епископа одной деревни (Сасимы). Но Григорий не пожелал участвовать в столкновениях за епископский престол, которые грозили ему в случае вступления на кафедру, и вновь бежал в уединение. Однако Промысл Божий вел его к другому служению. Собор епископов попросил святителя отправиться в Константинополь, где уже давно не было православного епископа, а безраздельно властвовало арианство. Придя в столицу, Григорий узнал, что у православных не осталось ни одного храма. Тогда он стал служить в домовой церкви, названной им Анастасией (то есть «Воскресением Православия»). Своими прекрасными проповедями, до сих пор являющимися образцом христианского богословия, святитель опроверг злоумышления еретиков. Многие заблуждающиеся обратились к познанию Бога. Тогда еретики пытались убить его, кидали в него камни и даже подсылали убийц, но Бог хранил Своего святого. Григорий отвечал на нападения еще более возвышенным богословием, основанным на собственном опыте.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Николая. 218 Святитель Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, умер в 379 г. Память его празднуется 1 января. Святой великомученик Георгий, уроженец Каппадокии, возведенный Диоклетианом в почетное звание комита и воеводы, замучен по его приказу в 303 г. Память его празднуется 23 апреля (см.: Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского , 23 апреля. Страдание святого великомученика Георгия Победоносца). 221 Сказанное касается лишь чина, но не касается нижнего, местного ряда иконостаса, где св. Георгий и другие мученики могут изображаться в своем воинском достоинстве и с оружием 222 Память прп. Сергия празднуется в день его преставления, 25 сентября, и в день обретения его мощей, 5 июля. 223 Общение с дикими зверями является характерной чертой множества житий православных святых, и смысл этого общения везде одинаков. Ученик и биограф прп. Сергия Епифаний, говоря о послушании диких зверей святому, замечает: «И пусть никто этому не удивляется, зная наверное, что когда в каком человеке живет Бог и почивает Дух Святый, то все ему покорно, как и сначала первозданному Адаму до преступления заповеди Божией...» (цит. приведена автором по статье Е. Трубецкого «Россия в ее иконе» ; см.: Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. М., 1991. С. 91. –Ред.). 226 Das Leben des Heiligen Symeon Stylites/hrsg. H. Leitzmann. Leipzig, 1908; также см.: Delehaye H. Les Saints Stylites. Bruxelles, 1923. 230 Икона расчищена в 1945 г. О ее состоянии до расчистки можно судить по квадрату, оставленному на борту внизу с правой стороны. Это сравнительно редкая, даже для XVI в., икона, которая не имеет никаких более поздних подправок, ни до расчистки, ни после 235 Имя Елисавы, Елисаветы не встречается в сказаниях: образец и указание того, что иконопись знала предания помимо книжных источников. -Кондаков Н. Я. Русская икона. Т. 3: Текст. Ч. 1. Прага, 1931. С. 135, прим. 2. 237 Кроме того, на многих иконах, например греческих и коптских, одновременно изображается и другое посмертное чудо св. Георгия (вернее, одно из трех схожих одно с другим чудес), а именно чудо освобождения мальчика, взятого в плен агарянами, совершенное по молитве его родителей. Изображение следует рассказу мальчика: «...сию скляницу налих вином, еже подати князю, и восхищен бых некиим мужем пресветлым, на коне ездящим, иже посади мя к себе на коня, единою убо рукой держах скляницу, а другою держахся за пояс его и обретохся зде...» т. е. у родителей в день праздника св. Георгия (ср.: Четьи Минеи, 23 апреля.) 241 Василий Великий, свт. Беседа 8-я, говоренная во время голода и засухи/Творения. Ч. 4. М., 1846. С. 133; ср.: PG 31, col. 317d/320a. Читать далее Источник: Смысл икон/В.Н. Лосский, Л.А. Успенский ; [пер. с фр. В.А. Рещиковой, Л.А. Успенской]. - Москва : Эксмо : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2014. – 336 с. : ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Варвар, прп., популярный Пелопоннесский святой, по преданию один из агарян, сделавших набег на Этолию при Михаиле II. Поздняя запись легенды, сделанная посетившим храм святого Константином Акрополитом (XIV в.). Издана Пападопуло-Керамевсом в Аналектах, I, 405−420. Delehaye отождествляет этого святого с вышеназванным муч. Варваром, и полагает, что мы имеем дело с несколькими легендами, связанными с одним популярным именем. Память 6 мая. Вар Константинопольский, прп. Жил при императоре Зиноне и Анастасии. Как и преп. Патапий происходил из Египта. Поздняя похвала этому популярному, но легендарному святому, написанная Иоанном Эвхаитским в XI в. Издана Пападопуло-Керамевсом в «Мαυρоγоρδτειоς βιβλιοϑκη, νκδοτα λληνικ», 1884 г. стр. 38−45. Василий Аннирский, муч. при Юлиане. Позднее описание мучений в AASS март, III, Другое житие, принадлежащее Иоанну Агиолиту (X в.), издано Крашенинниковым. (Юрьев, 1907 г.). Память 22 марта. Василий Великий , свт. † 379. Происходил из Неокесарии Каппадокийской, сын знатных родителей. Очень содержательные и ценные в бытовом отношении житие и чудеса, написанные на основании рассказов современников (житие стр. 188 и 197) Амфилохием еп. Иконийским. Напечатаны в редком издании трудов прп. Амфилохия, Мефодия Патарского и Андрея Критского , сделанном Комбефисом (Париж 1644, стр. 155−225). Память 1 января. Василий Новый прп., † 944 (Болланд.). Происходил из М. Азии, очень популярный, подобно Андрею Юродивому, Константинопольский святой, в житии которого имеется рассказ о хождении Феодоры по загробным мытарствам. Несколько редакций жития (греческих и славянских), издано С.Г. Вилинским в Зап. Новор. Унив. 1911 года, с обширным исследованием об их взаимоотношении. Напечатан там же в 1913 г 1532 . Вилинский основательно приходит к выводу, что основное житие действительно написано во второй половине X века, и может принадлежать ученику и другу Василия – Григорию, постоянно говорящему о самом себе. Во всяком случае, житие представляет первоклассный источник для понимания материального и духовного быта столицы в эпоху Македонской династии. Память 26 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще во время служения в Константинополе он начал слагать свои дивные песнопения. Им были составлены каноны на все двунадесятые праздники, каноны многим святым, множество стихир. Самое известное творение святого Андрея — Великий покаянный канон, который читается во всех храмах в 1ю и 5ю седмицу Святой Четыредесятницы. Но творением святителя Андрея Критского является и приводимый в этой книге покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу . Задостойник праздника Рождества Богородицы  (и второй канон праздника, из которого он взят), также принадлежит перу святителя Андрея. Антиох, именем которого помечена одна из молитв на сон грядущим , — возможно, монах палестинской Лавры прп. Саввы Освященного, автор сочинения «Пандекты» (ок. 620 г.) — сокращенного изложения учения Священного Писания и отцов Церкви по вопросам христианской нравственности и отчасти веры применительно к монашеской жизни. Этот христианский писатель не входит в число канонизированных святых, но предание, бережно донесшее молитву до наших дней, могло снабдить его и наименованием «святого» — хотя бы как изрекшего дивные слова святой молитвы. Но не менее вероятно, что молитву эту составил другой сирийский подвижник, совсем не бывший писателем — например, преподобный V века, память которого отмечается 23 февраля. Не сохранилось ни подвижнических наставлений, ни каких-либо иных молитв этого святого. Василий Великий, святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской (329–379 г.; память 1 января) — вселенский учитель Церкви. Один из величайших христианских богословов, автор многочисленных бесед (наиболее известны «Беседы на Шестоднев» и 13 бесед на отдельные псалмы) и поучений, догматическо-полемических сочинений, «Нравственных правил», великий организатор монашеской и церковной жизни. Святитель Василий Великий упорядочил чин богослужения и Божественной литургии. Литургия, носящая его имя, совершается в современной Церкви десять раз в году; тайные молитвы, которые отличают эту Литургию от Литургии святителя Иоанна Златоуста, — несомненно, творение святителя Василия. Святителю Василию также принадлежат многие молитвы, сохранившиеся до наших дней в богослужении и в келейном правиле: молитвы в конце 6го и 9го часа, все или большая часть утренних молитв, тайно читаемых священником в начале чина утрени (и несомненно та из них, что читается после 11й кафизмы: «Воссияй в сердцах наших, Человеколюбче…»), молитвы в составе различных чинов, две молитвы перед Причащением (1я и 5я, с. 194 и 204) и одна по Причащении (2я, с. 217), в келейном молитвенном правиле — 5я и 6я утренние молитвы .

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010