260-263 263-278 ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ АПОСТОЛА ИАКОВА чин литургии Преждеосвященных Даров согласно традиции древнего иерусалимского богослужения 278-280 ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО чин полной евхаристической литургии, некогда использовавшийся в византийской богослужебной традиции по воскресеньям и праздникам, а в настоящее время совершаемый в православной Церкви 10 раз в год 280-289 ЛИТУРГИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА в правосл. Церкви основное чинопоследование евхаристической литургии с послеиконоборческого времени и до наших дней 289-295 ЛИУДГЕР [Лиутгер, Людгер] (ок. 742 - 809), миссионер, 1-й еп. Мюнстера, основатель монастыря Верден, св. (пам. зап. 26 марта) 296-299 299-300 300-302 ЛИФШИЦ (род. 19.01.1944, Москва), российский историк искусства, д-р искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ 302-303 (1906-1999), литературовед, историк культуры, искусствовед, исследователь средневек. рус. книжности, издатель и переводчик древнерус. лит. памятников, общественный деятель 303-398 308-311 ЛИХУДЫ Иоанникий (Иоанн; 1633 - 1717) и Софроний (Спиридон; 1652 - 1730), греки, братья, иеромонахи, просветители, богословы, основатели Славяно-греко-латинской академии 311-314 ЛИЦИНИЙ [Валерий Лициниан Лициний; Ликиний] (ок. 265 - весна 325), рим. имп. (11 нояб. 308 - сент. 324) 314-316 ЛИЦО философский и богословский термин, к-рый обозначает целостного человеческого индивидаиндивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; в христ. богословии употребляется также для обозначения Ипостасей единого Бога 316-326 326-328 ЛИЯ старшая дочь Лавана, жена прав. ветхозаветного патриарха Иакова (пам. в Неделю св. праотец) 328-329 ЛОБЗАНИЕ МИРА [«святое целование»], в христ. богослужении один из древнейших жестов литургических,обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означающим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом 329-332 ЛОГАНОВСКИЙ Александр Васильевич (1812-1855), скульптор эпохи классицизма, мастер русской церковной скульптуры

http://pravenc.ru/vol/xli.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872, с. Люторич Епифанского у. Тульской губ.- 19.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. Из семьи служащего. Окончил ДУ, в 1895 г. поступил послушником в Чудов московский муж. мон-рь , где вскоре был пострижен в монашество. Ок. 1909 г. рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. После закрытия Чудова мон-ря в 1918 г. перешел в Высокопетровский московский муж. мон-рь , где жил до 1923 г. (по др. сведениям, в 1917-1925 гг. служил в московском храме свт. Николая в Плотниках), в 1925-1929 гг. служил в Преображенской ц. на Песках. В 1929 г. возведен в сан игумена. 28 дек. 1930 г. арестован и заключен в Бутырскую тюрьму, обвинен в «контрреволюционной деятельности... выражавшейся в антисоветской агитации». По постановлению особого совещания при Коллегии ОГПУ от 31 янв. 1931 г. сослан на 3 года в Казахстан. По возвращении из ссылки В. 26 дек. 1933 г. был направлен служить в Покровский храм в с. Дьякове Коммунистического р-на Московской обл., 20 окт. 1936 г. переведен в Покровскую ц. в с. Андреевском Дмитровского р-на. 5 нояб. 1937 г. арестован и заключен в Таганскую тюрьму. Обвинялся в «антисоветской агитации», а также в том, что пытался «расширить и укрепить влияние Церкви на население... участил службы, причем сами службы тянутся очень долго... Пытается вмешиваться в вопросы воспитания детей в школе и ведет среди школьников религиозную пропаганду». Виновным в «антисоветской агитации» В. себя не признал, 17 нояб. тройкой УНКВД по Московской обл. был приговорен к расстрелу. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив Московской Патриархии; РГАДА. Ф. 1207. Оп. 1. Ед. хр. 953; ЦА ФСБ РФ. Арх. Н-6656. Т. 3; ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. У-19322. Лит.: Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937-19.10.1938. М., 1997; Бутовский полигон. Вып. 2. С. 222; Дамаскин. Кн. 6. С. 311-313; Дамаскин (Орловский), игум. Житие прмч. Варлаама (Никольского)//Моск. ЕВ. 2003. 1/2.

http://pravenc.ru/text/154159.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕТУЛИЙ, АМАНТИЙ, КЕРЕАЛ И ПРИМИТИВ [лат. Getulius, Amantius, Cerealis, Primitivus], мученики Римские (пам. зап. 10 июня), современники имп. Адриана (117-138). Согласно Житию (BHL. T. 1. N 3524-3525), Г. был знатным человеком из Тибура (ныне Тиволи, Италия), где находилась загородная резиденция имп. Адриана. Г. оставил жену и детей и отправился проповедовать веру во Христа в Габии (обл. Сабина; 50 км по Соляной дороге от Рима). Амантий, брат Г., трибун рим. армии, тайный христианин. По приказу имп. Адриана, знакомый Амантия трибун Кереал должен был арестовать Г., но сам обратился ко Христу и принял крещение. Император приказал арестовать всех троих вместе с их другом Примитивом. В тюрьме они не отказались от веры во Христа и были приговорены к сожжению, но огонь не коснулся Г., и он был обезглавлен. Мощи Г. покоились в одном из его имений в Сабине. Совр. исследователи считают Житие Г. легендарным; по стилистическим и композиционным признакам оно сближается со «Страстями св. Симфорозы» (BHL. T. 2. N 7971; VI-VIII вв.). У Жития Г. есть множество текстологических совпадений и с Житием св. Зотика (BHL. T. 2. N 9028); при этом остается неясным, какое из житий следует считать первичным, а какое - заимствованием. В рим. традиции поздней античности Г. и Амантий поминались в храмах на Лабиканской дороге 10 февр. вместе со св. Зотиком. Св. Примитив в Мартирологе блж. Иеронима упомянут под различными датами; сообщается, что его могила находилась на Пренестинской дороге. В эпоху поздней античности известен культ некоего святого в Сабине, но его имя нигде не упоминается. Ист.: MartHieron. P. 122, 311-312; MartRom. P. 232, 251, 252; ActaSS. Iun. T. 2. P. 261-264; Mara M. G. I martiri d. Via Salaria. R., 1964. Лит.: Quentin H. Les Martyrologies historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 542-543; Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Brux., 19332. P. 278, 286, 288, 295; DHGE. T. 12. Col. 163; T. 20. Col. 1123-1124. Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/164917.html

близ Генуи. В Добрудже сохранился народный праздник филипии (11-17 нояб.), середина к-рого (14 нояб.) приходится на память ап. Филиппа и начало Рождественского поста. Праздник особо популярен у крестьян (молятся о том, чтобы не пострадать от диких зверей; ап. Филипп, как и ап. Андрей, считается в регионе покровителем волков). К кон. III - нач. IV в. христ. общины Добруджи управлялись еп. Томисским (Томиса, ныне Констанца - в то время столица М. Скифии) сщмч. Евангелом, который упомянут в Житии преподобномучеников Епиктета и Актиона (BHL, N 2568; Popescu . 1994. P. 92-99). Ок. 300 г. в М. Скифии проповедовал епископ мч. Ефрем (пам. 7 марта), присланный еп. Иерусалимским Германионом (300-314) ( Holubeanu . 2007). Христианство проповедовали как миссионеры, так и использовавшие греч. или лат. язык представители новых церковных центров, образованных на Балканском п-ове. Процесс романизации и христианизации территорий совр. Р. был напрямую связан с присутствием в регионе римских гражданской администрации и армии, мн. представители которых уже приняли христианство. В кон. III в. на севере Добруджи пострадал офицер рим. армии, расквартированной в Скифии, уроженец Фригии мч. Аврелий Гай ( Popescu . 1999). Христианство проповедовали солдаты-христиане 5-го Македонского легиона, к-рый разместил в крепости Троэсмис (Трезмис; на северо-западе Добруджи, на берегу Дуная, рядом с Балтой, ныне на территории коммуны Туркоая, жудец Тулча) имп. Траян (98-117) и к-рый до этого был расквартирован в вост. регионах, уже ставших христианскими,- в Армении, Палестине и Александрии. В первые неск. веков после Р. Х. в М. Скифии пострадало довольно много мучеников. Наиболее ранние случаи относятся к периоду преследования христиан имп. Децием Траяном (249-251) - ок. 30 чел. были похоронены в палеохрист. базилике в Никулицеле неподалеку от Новиодуна (ныне Исакча, жудец Тулча) ( Popescu . 1994. P. 100-106). Ок. 180 мучеников пострадали во время преследований рим. императоров Диоклетиана (303-305), Галерия (293-311) и Лициния (308-324) ( Idem . 1989; Dnil. 1995/1996). Известны имена нек-рых мучеников: Зотик, Аттал, Камасий и Филипп (Никулицел); Адеодат, Александр, Фаустин (Диногетия, ныне Гарвэн, жудец Тулча); преподобномученики Епиктет и Актион (уроженцы М. Азии) и местные жители Кирилл, Тасий (Дасий) и Киндей (Альмирис, ныне Дунавецу-де-Жос, жудец Тулча); Кирилл, Дасий и Фауста (Аксиополь, ныне Чернаводэ, жудец Констанца); Дасий, Маркиан, Максим (Дуростор, ныне Силистра, Болгария) и др. В 362 г. во время преследований, организованных имп. Юлианом Отступником (360-363), погиб солдат-мч. Емилиан .

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ I Привилегия папы Римского Николая I аббатству Сен-Дени (863 г.). Прорисовка из кн.: Toustain Ch. F., Tassin R. P., Baussonnet Y. B. Nouveau traité de diplomatigue. P., 1760. Vol. 5. P. 186. Planche 80 Привилегия папы Римского Николая I аббатству Сен-Дени (863 г.). Прорисовка из кн.: Toustain Ch. F., Tassin R. P., Baussonnet Y. B. Nouveau traité de diplomatigue. P., 1760. Vol. 5. P. 186. Planche 80 [Николай Великий; лат. Nicolaus] (ок. 820 - 13.11.867, Рим), св. (пам. зап. 13 нояб.), папа Римский (с 24 апр. 858). Источники Из обширного эпистолярного наследия Н., о котором упоминается в его жизнеописании (LP. T. 2. P. 166), сохранилось ок. 160 посланий. Большая их часть адресована правителям и епископам империи Каролингов , в основном Западнофранкского королевства и «срединного» королевства (Лотарингии). Большинство посланий сохранилось в рукописных сборниках западнофранк. происхождения. Известны тематические сборники посланий Н., напр. в рукописи Laon. Bibl. municip. 407, составленной по указанию архиеп. Гинкмара Реймсского (послания, связанные с делами еп. Ротада Суасонского и клириков, рукоположенных архиеп. Эббоном). Некоторые сборники носят региональный характер, напр. рукопись Paris. lat. 1557 (создана между 872 и 882 в Лане), в которой содержатся 45 посланий Н., направленных в Западнофранкское королевство. Возможно, этот сборник был составлен Одоном, еп. Бове, к-рый в 863 г. доставил в Рим решения Питрского Собора и вернулся в королевство зап. франков с папскими посланиями. Из Бове происходит рукопись Vat. lat. 3827 (кон. IX в.), в к-рую включены тексты посланий, связанных с фотианской схизмой (о сборниках посланий Н. см.: Perels. 1912; B ö hmer. Reg. Imp. I. Bd. 4. Tl. 2. Lfg. 2. S. XII-XVIII). К папским посланиям примыкают акты и каноны Соборов, проведенных по указанию Н. в Риме и в различных городах империи Каролингов (MGH. Conc. T. 4. P. 90-311).

http://pravenc.ru/text/2566078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛЛА [лат. Galla] ( ок. 550), св. (пам. зап. 5 окт.). Краткое жизнеописание Г. приводится в «Диалогах» свт. Григория I Великого . Дочь патриция и принцепса сената Квинта Аврелия Меммия Симмаха, советника остготского кор. Теодориха. В юности вышла замуж за молодого патриция, но через год овдовела и вступила в мон-рь при базилике св. ап. Петра на Ватиканском холме, где подвизалась до самой смерти. Св. Фульгенций , еп. Руспе, знавший ее семью, находясь в изгнании на Сардинии в 520-523 гг., направил ей послание с аскетическим наставлением. Умиравшей от рака Г. явился в видении ап. Петр и предсказал время кончины неск. сестер мон-ря. Предание XI в. также рассказывает о явлении Г. Пресв. Богородицы. Память об этом событии в Римско-католической Церкви празднуется 17 июля. Память Г. впервые появляется в Римском Мартирологе в XVI в. В сер. XVII в. трудами М. А. Анастасио Одескальки в Риме был основан благотворительный госпиталь, названный в честь Г. Первая приходская ц. во имя Г. была построена в Риме в 1940 г. Ист.: ActaSS. Oct. T. 3. P. 147 sqq; Fulgentius Ruspensis. Epistulae//PL. 65. Col. 311 sqq; Greg. Magn. Dial. 4, 13//PL. 77. Col. 340; Григорий Двоеслов, свт. Избр. творения. М., 1999. C. 638-640. Лит.: Proja G. -B. Galla patrizia romana//BiblSS. Vol. 6. Col. 8-9. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/161559.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИСЕР [Греч. Νσερ] (нач. IV в. (?)), мч. (пам. греч. 6 дек.). Краткие сведения о святом содержатся в визант. рукописной Минее за нояб.-дек. XIII в. (Paris. gr. 1621. Fol. 60v - SynCP. Col. 284). Согласно сказанию, во время правления имп. Максимиана Н. был схвачен и приведен на суд к Юлию и Элиану. На допросе он не пожелал отречься от Христа и за это был подвергнут жестокой пытке: Н. раздели и пронзали его раскаленными вертелами. Затем святого отдали под стражу, а на следующий день с Н. содрали кожу и потом бросили мученика в огромный костер, где он и предал Богу душу. Сведения о Н. не были включены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца. В «Новом Синаксаристе» иером. Макария Симонопетрского страдания Н. датируются приблизительно 304 г. и относятся ко времени «великого гонения» императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана Галерия (293-311). В слав. агиографической традиции Н. не упоминается. Ист.: Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 4. Σ. 66 (рус. пер.: Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 439-480). Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 360-361. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2577683.html

8 нояб. 309 С. 12 : Заседание С.-Петербургского военно-окружного суда по делу о 16 лицах, обвиняемых в государственных преступлениях: (Заседание 25 октября): (Из газ. «ПВ»): (Оконч.) X: Доставление денежных средств членам социал-революционной партии. ((Ф)); С. 2 : Москва, 7 ноября: (Суждения Г.-П. о необходимых преобразованиях Закона о печати, высказанные им по предложению Комиссии)/(Г.-П.); Первое представление «Юдифи» (А. Н. Серова). (О); С. 3 : Из Вязников. 16 окт.: «Бегомания». Несчастные случаи. Меры по благоустройству города. (ВИ); Восточные земли. Из Филиппополя. 9 окт.: Открытие областного собрания. Наше больное место. О мерах к улучшению финансов провинции. Суд над убийцами (О. Н.) Скобелевой. Курьезное заявление старшин Рупченского округа. (ИИ). 9 нояб. 310 С. 12 : Крестница герцогини: Роман Карла Мерувеля. IXXII/О. Ш. ((Ф)); С. 2 : Москва, 8 ноября: («Полезны ли нар. чтения?» О моск. читальнях)/(Авт. не установлен); Петербург: (Дар обществу древней письменности (гр. А. Д. Шереметева: серб. рукописи XV и XVI вв., отд. листы из пергаментных рукописей XIIIXV вв.)); С. 3 : Из Воронежа. 28 окт.: Материальное богатство. Недостаток школы. Процветание медицинского персонала. Нужды города. Банкротства; Из Тихвина. 19 окт.: Дороговизна. Случаи во время ярмарки/(А. П. Шамшев); Из Курска. 6 нояб.: Верное средство к понижению цены на хлеб/(А. А. Танков); Из Одессы. 27 окт.: Итальянская опера. Просьба студентов Новороссийского университета. Запрещение газеты «Правда». Выборы в университет. Сборник статей (Ф. К. Бруна) «Черномор(ье)» ((Одесса, 18791880. Ч. III)). Строгие наказания. Погода. (ВИ). 10 нояб. 311 С. 1 : Самоубийца. VIIIIX/Е. Некрасова. ((Ф)); С. 2 : Москва, 9 ноября: (О доступе семинаристов в ун-т и «аттестате зрелости»)/(Г.-П.); Из писем в редакцию (о хлебе): I/Л.; II/X.; С. 23 : Из Ярославля. 15 окт.: Состояние погоды. Закрытие навигации. Крестьяне, застигнутые врасплох зимой. Буря. Учителя-скептики. Каток. Казармы. Дороговизна; С. 3 : Из Тамбова. 1 нояб.: О правах для реалистов. Выписка периодических изданий; Из Киева. 30 окт.: Общества вспомоществования недостаточным учащимся; Из Тифлиса. 31 окт.: Драматический грабеж. Объявления о пропаже супругов. Курьез в думском заседании/Пров. (ВИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Имп. Максимин II Дайя. Динарий. 308–309 гг. [Даза; Гай Валерий Галерий Максимин Дайя; лат. Gaius Valerius Galerius Valerius Maximin Daia; греч. Μαξιμνος Δια] (20.11.270 - авг. 313, Тарс, Киликия, ныне Тарсус, Юго-Вост. Турция), рим. император (с 1 мая 305 цезарь, с мая 309 август). Род. в сельской местности в Иллирике, близ рим. колонии Феликс Ромулиана (ныне Гамзиград, Вост. Сербия), племянник (сын сестры) Максимиана Галерия . Был пастухом, затем Галерий усыновил его, и М. Д. сделал военную карьеру. К 305 г. М. Д. был военным трибуном. 1 мая 305 г. в Никомидии (ныне Измит, Турция) Галерий был провозглашен августом, а М. Д. стал его соправителем, получив титул цезаря и управление диоцезами Востока и Египта; его основной резиденцией стала Антиохия. М. Д. продолжал жестокие гонения на христиан, начатые в 303 г. имп. Диоклетианом и поддержанные имп. Галерием. Уже действовавшие антихрист. эдикты в 306 г. М. Д. дополнил требованием от наместников провинций добиваться от граждан принесения жертв языческим богам ( Euseb. De mart. Palaest. IV 8). М. Д. неоднократно лично вел судебные процессы против христиан и присутствовал при казнях. 20 нояб. 306 г. М. Д. был на праздновании своего дня рождения в Кесарии Приморской , и в этот же день на арене был растерзан зверями мч. Агапий (Ibid. VI 1). Отношения между М. Д. и Галерием постепенно становились все более натянутыми, однако причины их начавшейся вражды неизвестны. В нояб. 308 г. на имп. совещании в Карнунте Галерий отказался даровать М. Д. титул августа и сделал своим новым соправителем Лициния , вероятно в противовес М. Д. В нач. 309 г. Галерий ввел новый титул - «сыновья августов», к-рыми провозгласил Константина и Максенция, вновь обойдя М. Д. ( Lact. De mort. persecut. 32. 5). С этого времени между М. Д. и Галерием началась открытая вражда. В мае 309 г. М. Д. при содействии своих войск на Востоке провозгласил себя августом (Ibidem; Euseb. Hist. eccl. VIII 13). Галерий не признал это и объявил, что в империи есть только 4 августа: он сам, Лициний, Константин и Максенций. Войны между М. Д. и Галерием не произошло, вероятно из-за смерти последнего в мае 311 г. Узнав о кончине Галерия, М. Д. двинул войска из Сирии на запад, быстро поставил под свой контроль М. Азию и заключил соглашение с Лицинием, к-рый управлял Балканами ( Lact. De mort. persecut. 36. 2). Резиденцией М. Д. стала Никомидия, и тем самым он мог претендовать на роль основного наследника Галерия. Летом 311 г. сын М. Д. Максим и Кандидиан, сын Галерия, были провозглашены цезарями. Состоялась также помолвка Кандидиана с дочерью М. Д. (Ibid. 50. 7; Euseb. Hist. eccl. IX 11. 7).

http://pravenc.ru/text/2561682.html

3. «Сумма богословия» (Summa theologiae; Το γου Θωμ το Ακυιντου... τς θεολογικς συνψεως/συντξεως [μρος]). К. перевел части: prima quaest.], prima secundae quaest.], secunda secundae quaest.]. Пер. был начат К. до 13 нояб. 1358 г. (вероятно, в кон. 1354 - нач. 1355, см.: Παπαδπουλος. 1967. P. 47) и закончен самое позднее в 1363 г. Издан частично с разным (порой неудовлетворительным) уровнем качества (в серии Corpus philosophorum Graecorum recentiorum): Secunda secundae, qu. 1-16: Δημητρου Κυδνη Θωμ Ακυιντου Σομμα Θεολογικ ξελληνισθεσα. Τμ. II, 15. Επιμλεια κδσεως κα παρουσισεως π Γ. Λεοντσνη κα Α. Γλυκοφρδου-Λεοντσνη. Αθναι, 1976. Qu. 17-22: Τμ. II, 16 /Επιμλεια... π Θ. Δ. Δημητρακοπολου. Αθναι, 1979; Qu. 23-33: II, 17A/Επιμλεια... π Θ. Δ. Δημητρακοπολου, πομνηματισμς Μ. Μπρεντνου. Αθναι, 1980; Qu. 34-46: II, 17B/Επιμλεια... π Σ. Η. Σιδρη, πομνηματισμς π Π. Θωτοπολου. Αθναι, 1982; Qu. 57-79: II, 18/Επιμλεια... π Ε. Μ. Καλοκαιρινο. Αθναι, 2002. Готовится продолжение издания в рамках проекта международного коллектива ученых по публикации всех переводов К. сочинений Фомы Аквинского. Как показал Б. Л. Фонкич ( Фонкич Б. Л. Заметки о греч. рукописях советских хранилищ. 7. Московский автограф Димитрия Кидониса//ПКНО, 1981. Л., 1983. С. 11-12, 15-17 [илл.], 25-26 [примеч.]; Fonki B. L. Nouveaux autographes de Démétrius Cydonès et de Gennade Scholarios//TM. 2002. Vol. 14. P. 243-250), 1-я ч. греч. пер. сохранилась в ркп. Ath. Vatop. 254 (гл. 1-43) и ГИМ. Син. греч. 228 (гл. 44-119; рукопись датируется 13 нояб. 1358). Эти две рукописи, не учтенные в совр. изданиях, были «рабочим экземпляром» К., поскольку сохранили его собственноручную правку - различные дополнения и комментарии. О переводе см.: Rackl M. Demetrios Kydones als Verteidiger und Übersetzer des hl. Thomas von Aquin//Der Katholik. Mainz, 1915. Bd. 95. N 1. S. 21-40; Idem. Eine griechische Abbreviatio der Prima Secundae des hl. Thomas von Aquin//Divus Thomas. Ser. 2. 1922. Bd. 9. P. 50-59; Idem. Die griechische Übersetzung der Summa Theologiae des hl. Thomas von Aquin//BZ. 1923-1924. Bd. 24. S. 48-60; Idem. Thomas von Aquin im Werturteil eines byzantischen Theologen//Aus d. Geist des Mittelalters. Münster, 1935. S. 1361-1372. (BGPhMA. Suppl. 3); Παπαδπουλος. 1967. P. 43-52; Glykofridou-Leontsini A. La traduzione in greco delle opere de Tommaso d " Aquina//Nicolaus. 1975. Vol. 3. P. 429-432; Demetracopoulos Ph. Demetrius Kydones " Translation of the Summa Theologica//JÖB. 1982. Bd. 32. N 4. S. 311-320; Scognamiglio R. In margine all " «editio princeps» della versione greca (D. Kydones, XIV sec.) della «Summa theologiae» (S. Tommaso d " Aquino)//Nicolaus. 2003. Vol. 30. P. 337-338.

http://pravenc.ru/text/1684325.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010