Льва Толстого, село. Тихонова пустынь. Собор Спаса Преображения. Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:приблизительно 2002 - 2006. Адрес: Калужская область, с.Льва Толстого, ул. Советская, 19 Координаты: 54.604706, 36.038343 Проезд:с Киевского вокзала экспресс или электричка до г.Калуга, далее автобусом, 174 км от г. Москвы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первый каменный храм - Преображенский собор - был сооружен в 1680-х гг. С начала XIX века положение монастыря стало укрепляться, и, как следствие, началось масштабное строительство. В результате к началу XX века монастырь был отстроен практически заново. После закрытия монастыря в 1918 г. в нем организовали техникум для инвалидов. В дальнейшем в монастырских зданиях располагались клуб, кинотеатр, магазины, гаражи, склад сельхозтехники. К 1990-м гг. часть построек была разрушена, другие требовали ремонта. Монастырь возродился в 1992 г. Основу и индивидуальность архитектурного ансамбля монастыря составляют постройки в русско-византийском стиле. Преображенский собор сооружен в 1879-1886 гг. на месте предыдущих храмов 1680-х гг. и 1840-х гг. Полностью разрушенный в советское время, он был восстановлен в 2000-х гг. В подклете собора хранятся мощи преподобного Тихона. Собор был изначально построен и освящён на территории монастыря в конце XVII века на месте прежнего Трёхсвятительского храма, где были сокрыты под спудом мощи преподобного Тихона Калужского. В 30-х годах XIX века к храму была пристроена трапезная часть в стиле классицизма, и в ней устроены два придела. В течение XVIII и XIX веков храм перестраивался и расширялся. Была пристроена трапезная часть, устроены приделы во имя Николая Чудотворца, свт. Тихона Амафунтского. В 80-х годах XIX века на прежнем месте был заново выстроен уже трехпрестольный собор в русско-византийском стиле, с сохранением старой трапезной части с двумя приделами. Собор стал таким образом пятипрестольным. В конце XIX-haчaлe ХХ веков под трапезной частью был устроен подземный храм-усыпальница Шепелевых. В 30-годы ХХ века Преображенский собор был разрушен, и все шесть имевшихся в нём престолов – утрачены.

http://sobory.ru/article/?object=07088

Самые ранние Ирмологионы, непосредственно связанные с Киево-Печерским мон-рем, относятся ко 2-й четв. XVII в. О принадлежности этому мон-рю ряда певч. сборников могут свидетельствовать имеющиеся в них гравюры, известные также по книжным изданиям обители (НБУВ ИР. Ф. 301. 350п, 2-я четв. XVII в.; 85л, 1629 г.; см.: Ясиновський. 1996. С. 68). Нек-рые экземпляры были написаны вне мон-ря, но со временем стали его собственностью: это Ирмологионы киевского (НБУВ ИР. КПЛ. 33п, 34п) и смежных (Там же. 30п, 35п; Ф. 312. 114/644с) регионов, а также сборники российского происхождения: Ирмологион московского Симонова Нового в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (Там же. 38п), Осмогласник из с. Жданова Смоленской губ. (Там же. Ф. 305. 226) и др. В ряде укр. Ирмологионов XVIII-XIX вв., составленных как в Киево-Печерской лавре, так и в других местах, отмечена их принадлежность разным храмам и частям обители: Великой Успенской ц. (НБУВ ИР. Ф. 1. 5385, 20-е гг. XVIII в.; 5394, 20-30-е гг. XVIII в.; 5396, 20-30-е гг. XVIII в.; НКПИКЗ. Кн. 2084, 1852 г.; 2087, 1852 г.; 855, XIX в., 879 и 2874, оба - 1854 г.), Дальним пещерам (НБУВ ИР. Ф. 30. 20, 80-е гг. XVIII в.), Ближним пещерам прп. Антония (Там же. Ф. 1. 5390, кон. XVIII в.), ц. Рождества Богородицы Дальних пещер (Там же. КПЛ. 36п; Ф. 30. 17), просфорне (Там же. Кир. 876п; см.: Прилепа. 2011. С. 177), Никольскому Больничному монастырю (НБУВ ИР. Ф. 1. 5392, 20-30-е гг. XVIII в.; 5386, после 1768-1770 гг.), Феодосиевской ц. (Там же. КДА. 91л). Несмотря на то что на Украине нотопечатание началось с 1700 г., в Киево-Печерской лавре до нач. XX в. придерживались рукописной нотной традиции. С посл. трети XVII в. в мон-ре периодически печатали ненотированные Октоихи ( 1670, 1699, 1704, 1739, 1768, 1797) и ненотированные Ирмологионы (1674,1698, 1753, 1769, 1778, 1791), что указывает на устную традицию монашеского пения. Большое значение имела ориентация на распевание богослужебных текстов по ненотированным богослужебным певч. книгам - по памяти. Такое исполнение передавало живой опыт многовековой монастырской молитвы. В рукописных певч. памятниках К.-п. н., с одной стороны, частично запечатлена древняя устная традиция, с другой - зафиксированы более поздние формы песнопений, в к-рых отражены исторические особенности их бытования.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; † 20.03.1612, Синозерская Благовещенская пуст.), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Синозерский, основатель Синозерской Благовещенской (Троицкой) пуст. на берегу Синичьего оз., близ Устюжны Железнопольской. Основным источником сведений о Е. является его Житие, написанное в 1650 г. иноком Синозерской пуст. (пострижеником Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря ) Ионой Филипповым Суровцыным. Текст был создан по благословению 2-го настоятеля Синозерского мон-ря Моисея со слов крестьянина с. Долоцкого Емелиана Сумина, отец к-рого Иван Сумин был свидетелем мученической кончины Е. Во 2-й пол. XVII - нач. XIX в. рукопись Жития хранилась в пустыни, копировалась. Один из списков кон. XVIII - нач. XIX в., содержавший сведения о 3 чудотворениях Е., был опубликован в 1901 г. В 1778-1779 гг. с рукописи Жития, предположительно относившейся к XVII в., был сделан список, долгое время находившийся в Троицко-Благовещенской ц. упраздненной Синозерской пуст. В 1936 г. он поступил в Череповецкий краеведческий музей (Череповецкий краевед. музей. 69 (9-55, 1056/47)), текст по данной рукописи опубликован в 1999 г. Известны и др. списки Жития Е.: БАН. Собр. Тихвинского мон-ря. 1, XIX в.; РНБ. F.I.926, 1830 г. Свящ. Г. Яковцевский вместе с публикацией Жития Е. в 1901 г. издал записи о 27 чудесах, совершившихся по молитвам к святому в кон. XVIII - сер. XIX в. (до 1862), позднее были опубликованы сведения еще об 11 чудотворениях, совершившихся в 1862-1912 гг. (чудотворения преимущественно связаны с исцелениями от различных болезней). В Синозерской пуст. до сер. XIX в. хранился синодик XVII в., начатый иером. Ионой (вероятно, автором Жития Е.), в к-ром перечислены строители обители начиная с Е. Биография Святой род. в селении на сев.-зап. берегу Ладожского оз., в «Корельском крае». Житие сообщает, что Ефрем «бысть спожитель», возможно послушник, Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . В 1578 г. обитель была захвачена и разграблена шведами. Вероятно, с этим связано отмеченное в Житии пребывание Ефрема в с. Долоцком, вотчине Н. Ф. Годунова, находившейся в 30 верстах от Устюжны, где он стал чтецом в ц. во имя вмч. Георгия. Затем Ефрем, «вся в дому своем добре устроив», ушел в тихвинский Большой в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , где принял монашеский постриг с именем Евфросин.

http://pravenc.ru/text/187852.html

Углич. Богоявленский монастырь. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Храм заложен 21 мая 1805 г. в память Федоровской иконы Божией Матери, подаренной монастырю инокиней Марфой, матерью царя Михайли Федоровича. Строительство храма завершилось в 1818 г., в том же году его освятили. Интерьер храма расписан Тимофеем Медведевым в 1822-1824 гг. В 1836-1837 гг. с западной стороны пристроена небольшая паперть и ярусная колокольня, разобранная в 1950-е гг. В 1862 г. храм поновлен с заменой иконостаса и новыми росписями, выполненными ярославским мещанином Егором Дьяконовым. В 1970-1980-е г. проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. Церковь иконы Божией Матери Феодоровская в Богоявленском Угличском монастыре Кирпичная церковь в стиле классицизма, построенная в 1805-1818 гг. Большой пятиглавый храм в виде четырёхлистника-квадрифолия - к основному среднему кубу с четырёх сторон примыкают полукруглые выступы с четырёхколонными портиками. Завершением служат пять световых барабанов-ротонд, увенчанных куполами, малыми барабанами и луковичными главами. В 1836-1839 гг. к западному фасаду храма пристроена внушительная трёхъярусная колокольня. В 1930-х гг. после закрытия монастыря колокольня была разрушена. В 1980-х гг. и в 2010 г. церковь отреставрирована. Возвращена верующим в 2003 г. В настоящее время является летним храмом монастыря. Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. Углич, 2003, с. 20-22 В XIX веке Богоявленский монастырь вступает в период расцвета, в нем начинается активное каменное строительство. Самым значительным делом того времени стало возведение обширного храма в честь Федоровской иконы Божией Матери, который стал летним собором монастыря. Строительство началось 21 мая 1805 г. при игуменье Маргарите, а завершилось в 1818 г. при игуменье Августе (Чепчуговой). В 1836-1839 гг. при игуменье Еликониде (Муратовой) к западному фасаду церкви была пристроена внушительная трехъярусная колокольня, соединявшаяся через перешеек. Колокольня была ярусной четырехгранной с арочными проемами и колоннами. Ее нижний ярус был равен по высоте объему церкви и повторял его оформление. Завершением служили купол, небольшой барабан и вызолоченная глава. Высота колокольни составляла 30 сажен (64 м). В ее нижнем ярусе размещалась монастырская библиотека.

http://sobory.ru/article/?object=02890

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛОНГИН Прп. Лонгин Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Дальние пещеры) Прп. Лонгин Киево-Печерский. Икона. 40-е гг. XIX в. (Киево-Печерская лавра, Дальние пещеры) (Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов). Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском монастыре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.- в Киево-Печерском патерике , в «Повести временных лет» (см. в ст. Летописание ) и в Житии прп. Феодосия Печерского. Возможно, Л. жил во 2-й пол. XIII-XV в. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. В XIX в. на доске над его захоронением имелась надпись, текст которой, очевидно, был составлен в синодальный период: «Преподобный Логгин, вратарь Печерский, свято и праведно монастырское проходя послушание, сицеваго от Всевидца Бога сподобился дара, яко ведал приходящих в монастырь и исходящих мысли сокровенныя. Добрых во благом предложении утверждал, злых же нещадно обличал, приводя к покаянию. По многотрудном богоугодном житии отиде ко Господу и есть неусыпающий о всех приходящих к Богу молитвенник» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 36-37; ср.: Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 477. Примеч. 2). Аналогичная информация содержалась в рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» ( Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 35). Впервые Л. упоминается в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах. Однако Л. не указан в составленном по благословению Киевского митр.

http://pravenc.ru/text/2110691.html

Самара. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты Петропавловская церковь обязана своим современным видом архитектору А.А. Щербачеву, перестроившему здание в конце XIX в. Начало храму было положено в феврале 1863 г., когда на окраине Самары заложили однопрестольную приходскую церковь. Единственным благотворителем, взявшим на себя все расходы по возведению церкви, явился купец Андрей Наумович Головачев. Ее построили за два строительные сезона и 26 сентября 1865 г. освятили во имя апп. Петра и Павла. Архитектура храма была выдержана в русском стиле. Две шатровые главки венчали объем настоящей церкви и колокольни. Внешние фасады были оштукатурены и выбелены. В 1882-1884 гг. храм перестроили на средства купца Василия Андреевича Головачева, сына и наследника первого строителя храма, и других благотворителей. У храма появились боковые приделы. Они располагались возле колоколъни и трапезной симметрично друг другу. 3 июня 1884 г. правый придел освятили в честь блгв. кн. Александра Невского. В нем был установлен аркообразный трехъярусный иконостас. В 1898-99 гг. Петропавловская церковь перестраивалась вновь. Архитектор А.А. Щербачев в два раза увеличил объем боковых приделов за счет пристроев. Интерьеры храма переделывались заново. Мастер И.В. Белоусов выполнил работы по обновлению иконостасов и росписи стен. В 30-х гг. XX в. во время кампании по ликвидации культовых построек несколько раз ставился вопрос о закрытии Петропавловской церкви. Храм закрыли в 1939 г. Его здание использовали под военный склад, а затем под конюшни. В конце Великой Отечественной войны храм вновь возвратили верующим. Его капитально отремонтировали, заново расписали внутри и оборудовали той утварью, что уцелела от других разрушенных храмов. В настоящее время левый придел освящен во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Православные храмы во многом определяли облик городской архитектуры дореволюционной Самары. На исходе XIX столетия её население насчитывало порядка 50 тысяч человек; они составляли приходы двух десятков церквей и около тридцати домовых храмов. Первые из них, срубленные из дерева, были недолговечны, однако вели своё начало ещё со времён основания Самарской крепости (1586 г). Церкви строились, погибали в пожарах, возрождались. В середине XIX века их возводили уже преимущественно в камне. Весьма знаменательным стал 1851 год. Уже в январе была учреждена новая губерния - Самарская, территория которой прежде входила в Симбирскую в статусе уезда, а два месяца спустя открылась Самарская православная епархия. Это ускорило развитие новой губернской столицы, ставшей духовным центром округи, вызвало приток нового населения и, как следствие, потребность в новых храмах. Одновременно новый статус города вызвал и подъём самосознания его жителей, в особенности состоятельных, а также рост благотворительности и числа меценатов.

http://sobory.ru/article/?object=14255

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. И. Бартенев. Фотография. 70-е гг. XIX в. (РГАЛИ) Петр Иванович (1.10.1829, с. Королёвщина Липецкого у. Тамбовской губ.- 22.10.1912, Москва), историк, археограф, библиограф, мемуарист. Из старинного дворянского рода. Учился в благородном пансионе при Рязанской гимназии (1841-1847), затем в Московском ун-те на словесном отд-нии историко-филологического фак-та (1847-1851), где слушал лекции Т. Н. Грановского, М. П. Погодина , С. П. Шевырёва и С. М. Соловьёва . Еще студентом Б. составил «Словарь языка древних русских летописей», подготовил «Рассуждение о языке и слоге Несторовой летописи», занимался переводами с лат., нем., чеш. и серб. языков. После окончания ун-та Б. в течение 2 лет жил в С.-Петербурге, служа воспитателем детей Л. Д. Шевич (дочери гр. Д. Н. Блудова ). Общение с Блудовым, П. А. Вяземским , С. А. Соболевским, П. А. Плетнёвым, С. Д. Полторацким и др. друзьями и знакомыми А. С. Пушкина помогло Б. в собирании и публикации материалов о великом рус. писателе. Б. стал одним из основателей изучения биографии Пушкина. Издание в ж. «Москвитянин» (1851. 23) писем Пушкина к П. В. Нащокину было 1-й публикацией молодого историка. В 1853-1855 гг. в «Московских ведомостях» и «Отечественных записках» Б. поместил более 30 работ о Пушкине. И позднее эта тема продолжала занимать важное место в научно-издательской деятельности Б., подготовившего книги: «Пушкин в Южной России: Материалы для биографии» (М., 1862, 19142); «Бумаги А. С. Пушкина» (А. С. Пушкин: Новонайденные его соч. М., 1881. Вып. 1); «К биографии А. С. Пушкина» (Там же. М., 1885. Вып. 2); «Рассказы о Пушкине, записанные со слов его друзей П. И. Бартеневым в 1851-1860 гг.» (Л., 1925). В 1853-1858 гг. Б. служил в московском Главном архиве Мин-ва иностранных дел. Результатом его архивных изысканий стали публикации: «Собрание писем царя Алексея Михайловича» (М., 1856) и «Записки Г. Р. Державина, 1743-1812», с примечаниями издателя (М., 1860). В 50-х - нач. 60-х гг. Б. участвовал в редактировании журналов «Москвитянин» (1853), «Русская беседа» (1857), сотрудничал в ж. «Библиографические записки» (1858-1859, 1861). В 50-х гг. Б. сблизился с идеологами славянофильства А. С. Хомяковым , братьями И. В. и П. В. Киреевскими , семьей Аксаковых, что оказало решающее влияние на формирование общественно-политических взглядов историка.

http://pravenc.ru/text/77626.html

Орёл. Успенский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты Успенский мужской монастырь, существовавший на Взвозной горе с XVI века, после разорения города Орла в Смутное время, был перемещен к Богоявленской церкви, а в 1680 году был возвращен на прежнее место. В 1820 году монастырь стал резиденцией орловских епископов, монахи же были переведены в Мценский Петропавловский монастырь. В конце XIX столетия на его территории монастыря находилось несколько храмов, в том числе Успенская церковь, построенная в 1693 году, придельная к ней церковь Иоанна Предтечи (1700 г.), Троицкая церковь - усыпальница семьи Кочубеев (1845 г.), Троицкий собор (1879 г.), Архиерейский дом с домовой церковью, консистория, хозяйственные постройки. В Успенской церкви и рядом с ней были похоронены орловские епископы Никодим (1786-1839 гг.), Поликарп (1798-1867 гг.), Ювеналий (1817-1882 гг.), Ириней (1836-1904 гг.), Елецкий викарный епископ Митрофан (1863-1914 гг.), а в наши дни - Архиепископ Орловский и Ливенский Паисий (в миру - Самчук Павел Николаевич) (15.08.1930-20.03.2008 гг.). В Архиерейском доме неоднократно бывал брат императора Николая II Михаил Александрович. В 1918 году была разгромлена консистория, в 1921-1926 годах были закрыты все храмы монастыря, а на его территории в разное время размещались школа-коммуна для беспризорников, общежитие педагогического института, лагерь военнопленных, после войны - тюрьма-колония для несовершеннолетних преступников, база областной ГАИ. Троицкий собор был взорван в 1929-30 годах, Успенская церковь разобрана в 1980 году, Троицкая церковь-усыпальница использовалась под художественные мастерские. В 1992 году территория бывшего монастыря передана Орловско-Брянской епархии. С 1996 года здесь возродилась монастырская жизнь. В 2002 году был освящен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный по проекту архитектора М.Б. Скоробогатова, по его же проекту возведен в 2006 году Троицкий собор. Монастырь этот является своего рода продолжением монастыря Богоявленского, основанного у храма Богоявления, древнейшего из сохранившихся орловских храмов. Храм был построен в 1646 году попом Борисом, ставшим впоследствии, после пострижения в монахи под именем Боголепы, первым настоятелем монастыря. После орловского пожара 1673 года с разрешения патриарха Иоакима монастырь был перенесен на новое место, именуемое Каменным Верхом, расположенное на Ямской горе. На месте этом некогда жили в ископанных собственными руками пещерках схимники из братии Богоявленского монастыря, а в древние времена, еще до нашествия самозванца и поляков, здесь также находился монастырь. Перенесение монастыря свершено было по благословению архиепископа Коломенского и Каширского Никиты при игумене Евфимии, трудами которого монастырь и созидался.

http://sobory.ru/article/?object=02336

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Церковно-политическая ситуация в прибалтике в XIII веке В 1230 г. в Ливонию прибыл папский легат Балдуин. Несколько позже папа Григорий IX лично посвятил его в епископа Земгалии и дал ему полномочия папского легата в Ливонии, Готланде, Финляндии, Эстонии (Эстляндии) и Курляндии. Балдуин получил право проповедовать учение Христа в пределах своего округа, наказывать духовных лиц за провинности, посещать с ревизиями церкви, утверждать и посвящать в епископы. В случае противодействия он имел даже право отлучать, запрещать, вплоть до наложения интердикта . В 1234 г. папа Григорий IX лишил Балдуина полномочий легата с оставлением его в должности епископа Земгальского и назначил на его место Вильгельма Моденского . Наступление католических государств и рыцарских Орденов на страны Восточной Прибалтики в XIII в. вызвано было, по мнению финского историка Г. Доннера, не желанием захватить и поработить прибалтийские народы, а напротив, оно ставило «благие» цели распространения католичества и «передовой» европейской культуры. Так, идеализируя Вильгельма Моденского, Доннер писал: «Наиболее характерной чертой его было стремление к миру. Куда бы он ни приходил, он умело умерял страсти, примирял борющиеся стороны и старался установить длительный мир» . И все же, излагая события 30-х гг. XIII в., Г. Доннер вынужден был показать ведущую роль Вильгельма в подготовке католическими государствами похода 1240 г. на Русь. Пытаясь оправдать Вильгельма, финский историк считал, что организованная папой и его легатом экспансия против русских земель все же имела «благородную» цель — подчинить греко-православную Церковь католицизму . Русская историография еще в XIX в. связывала немецко-шведскую агрессию против Руси в 1240–1242 гг. с деятельностью Римской курии. Впервые мысль о направляющей роли курии высказал Н. Г. Устрялов . Более четко она сформулирована в 60-х гг. Н. И. Костомаровым и в его трактовке прочно вошла в русскую историческую литературу. Надо, однако, заметить, что до нас «не дошло ни одного источника, где говорилось бы о роли папского престола в подготовке похода на Русь в 1240–1242 гг. и содержащего открытый призыв к нападению на русские земли» . Обычно историки ссылаются на буллу папы Григория IX от 9 декабря 1237 г. как на документ, в котором содержится призыв к походу на Русь. В действительности булла, обращенная к «верным католикам» Швеции, призывала к крестовому походу на финское племя емь, восставшее в начале 30-х гг. против шведов. Русские могли лишь подразумеваться в булле как союзники финнов.

http://sedmitza.ru/lib/text/430103/

Церковь Аствацацин. 1612-1613 гг В 1604-1605 гг. иран. шах Аббас I, стремясь создать «мертвую зону» на пути следования тур. войск, предпринял депортацию населения Вост. Армении, в т. ч. Д., во внутренние провинции Ирана. Жителям Д. были созданы условия для обустройства в пригороде Исфахана, столицы Сефевидов, получившем название Нор-Джуга (Нов. Джульфа, ныне в черте Исфахана). Намереваясь при помощи арм. купечества расширить торговые и политические связи Ирана с др. странами, шах Аббас даровал Нор-Джуге привилегии, равные правам «хассов двора»; в 1617 г. шах аннулировал торговый договор с Англией и передал купцам Нор-Джуги монополию на экспорт иранского шелка-сырца. В 20-х гг. XVII в. население Нор-Джуги превышало 30 тыс. чел., город стал центром торгового капитала Ирана. Жители возвели храм Всеспасителя, отстроили 17 др. церквей, поставили хачкары, открыли школы. Успешно развивались искусства и ремесла (зодчество, живопись, в т. ч. фрески и миниатюры, поэзия ашугов, переписка и художественное украшение книг, огранка драгоценных камней, ковроделие, шелкоткачество, набивка тканей). В 30-х гг. Хачатур Кесараци открыл учебное заведение, к-рое современники называли университетом и где обучали музыке, поэтике, грамматике, философии, естественным наукам. В школе мон-ря Всеспасителя изучали иностранные языки и «коммерческое искусство». При мон-ре была создана б-ка арм. рукописей. В 1638 г. была основана арм. типография, к-рая в 1641 г. напечатала «Жития св. отцов» с цветными маргиналиями. Нор-Джуга стала церковно-адм. центром армян Ирана (кроме Атрпатакана), а затем и Индии. Обладая широким самоуправлением (собственный суд, глава города), арм. колония быстро окрепла, в XVII-XVIII вв. ее представители сосредоточили в своих руках почти всю внешнюю торговлю Ирана от Скандинавии до Японии. В сер. XVII в. была основана «Армянская торговая компания Нор-Джуги», которая заключала договоры с иностранными гос-вами и торговыми компаниями; на арм. купцов зачастую возлагались дипломатические миссии. В 1667 и 1673 гг. они заключили торговые договоры с Россией, давшие им существенные привилегии; за благосклонное отношение к армянам купцы подарили рус. царю Алексею Михайловичу трон, украшенный алмазами, изумрудами и рубинами (хранится в Оружейной палате Московского Кремля). В кон. XVII в. колония пришла в упадок, вызванный экономическим кризисом в Иране, усилившимися религиозными преследованиями. В 1722 г. в результате набегов афганцев Нор-Джуга подверглась разрушениям, значительная часть арм. населения эмигрировала в Индию, Францию, Австрию, Нидерланды, Россию и др. страны. В XIX-XX вв. Нор-Джуга оставалась центром епархии Армянской Церкви (ныне Исфаханская епархия), а также культурным центром армян.

http://pravenc.ru/text/171873.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010