В результате русско-тур. войны 1768-1774 гг. Крымское ханство попало под влияние Российской империи. В 1783 г. к Российской империи были присоединены Правобережная Кубань и Таманский п-ов. В 1792-1793 гг. на эти земли переселились запорожские (черноморские) казаки, было образовано Черноморское казачье войско. В 1793 г. основан г. Екатеринодар (ныне Краснодар). Казаки вновь соорудили укрепленную линию вдоль р. Кубань - Черноморскую кордонную линию. Для пограничной службы на Кубань переселялись также казаки Донского казачьего войска. В 1794 г. они основали станицы Воровсколесскую, Григориполисскую, Кавказскую, Прочноокопскую, Темнолесскую и Усть-Лабинскую (станицы составили Кубанский казачий полк). Памятник Екатерине II в Краснодаре. Фотография. XXI в. Памятник Екатерине II в Краснодаре. Фотография. XXI в. В 1802-1803 гг. на Черноморской кордонной линии основаны станицы Воронежская, Казанская, Ладожская, Темижбекская и Тифлисская, население к-рых составило Кавказский казачий полк. В 1826-1827 гг. на наиболее опасный участок линии переселились донские казаки Хопёрского полка, основавшие в 1827 г. станицы Барсуковскую, Баталпашинскую, Бекешевскую, Беломечётскую, Карантинную, Невинномысскую. По условиям Адрианопольского мира 1829 г., завершившего русско-тур. войну 1828-1829 гг., Российской империи отошло Черноморское побережье Кавказа - от устья р. Кубань до северной границы Аджарии (в 30-х гг. XIX в. вдоль побережья возведена Черноморская береговая линия). В ходе Кавказской войны 1817-1864 гг. к Российской империи присоединено Закубанье. В 1832 г. отдельные линейные казачьи полки объединены в Кавказское линейное казачье войско, занимавшее Кавказскую укрепленную линию между устьями рек Лаба и Терек. В 1840 г. началось устройство Новой, или Лабинской, кордонной линии от устья р. Белая вверх по ее течению до Майкопского ущелья. Из казаков станиц Новой линии был сформирован Лабинский линейный казачий полк. В 1844-1845 гг. Кубань включена в состав Кавказского наместничества. В 1860 г. началось наступление рус. войск в Закубанье, к-рое завершилось в 1864 г. Значительная часть адыгов переселилась в Османскую империю, другая, согласившаяся перейти в российское подданство, заняла территорию рек Кубань и Лаба.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

Еп. Климент (Вечеря), В. В. Бурега Сравнительное богословие и история западных исповеданий в КДА Академический устав 1809-1814 гг. не выделял сравнительное (или обличительное, как оно тогда называлось) богословие в самостоятельную дисциплину. Более того, составители устава считали нецелесообразным уделять слишком большое внимание «части полемической». Преподавателю богословского класса предписывалось давать студентам лишь общее понятие «о вопросах, в споре обращающихся, и о лучшем способе их разрешения». В соответствии с типовым конспектом по богословским наукам, подготовленным в 1814 г. в СПбДА и впосл. разосланным во все ДА, обличительное богословие входило в состав общего курса богословия и изучалось во 2-м полугодии 4-го года обучения вместе с «собеседовательным богословием» (гомилетикой) и каноническим правом. Т. о., в первые годы существования КДА студенты получали лишь самые общие сведения о вероучении других христианских конфессий в рамках общего богословского курса. Бакалавры богословских наук должны были преподавать не только обличительное богословие, но и ряд других разделов богословия, что не способствовало самостоятельному развитию этой дисциплины. В 30-х гг. XIX в. ректор свт. Иннокентий (Борисов) в богословском курсе рассматривал обличительное богословие как отдельную дисциплину и стремился выделить ее в самостоятельную кафедру. По воспоминаниям одного из студентов КДА 30-х гг. XIX в., «полемическое богословие в Академии и семинариях исключительно обязано ему (свт. Иннокентию.- В. Б.) своим бытием в настоящем виде» ( Феофилакт (Праведников). 1895. С. 637). Тем не менее до 50-х гг. XIX в. бакалавры богословских наук совмещали в КДА преподавание обличительного богословия с преподаванием др. дисциплин. Наиболее ранние из сохранившихся программ КДА по обличительному богословию относятся к 1847/48 и 1848/49 уч. г. (ЦГИАК. Ф. 711. Оп. 1. Ед. хр. 2981). Они были составлены преподовавшим эту дисциплину архим. Антонином (Капустиным). Во введении в свой курс он рассматривал цели и задачи обличительного богословия, раскрывал его метод и приемы, говорил о его связи с другими богословскими дисциплинами.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

Реформация, особенно закрытие мон-рей в 30-40-х гг. XVI в., привела к разрушению древней местной традиции церковной музыки. Отсутствие народной поддержки Реформации и бедность страны послужили причинами задержки введения в церковную практику метрических муз. обработок псалмов и перевода на валлийский язык основных богослужебных книг. В сер. 30-х гг. XVIII в. в Церкви Уэльса возникла местная разновидность методизма, приверженцами к-рой стали мн. валлийцы; к 80-м гг. XIX в. 80% населения Уэльса были нонконформистами (т. е. протестантами, но не англиканами). Именно в этой обстановке и в качестве ее отличительной черты утвердилась практика пения гимнов всей общиной. Хорошо запоминавшиеся мелодии гимнов были «подкреплены» гармонизацией. В XX в. развивалась и внецерковная музыка: многие из валлийских гимнов с англ. подтекстовкой стали общим достоянием англоговорящего христ. мира, самым известным композитором в области церковной музыки стал валлиец Уильям Матиас (1934-1992), чьи мелодии пользуются успехом и за пределами его родины. Лит.: Luff A. Welsh Hymns and Their Tunes. L., 1990; Shaw W. The Succession of Organists of the Chapel Royal and the Cathedrals of England and Wales from c. 1538. Oxf., 1991. С. Кэмпбелл Церковная археология В.- одна из самых развитых в Европе. Еще в XVI-XVII вв. появились первые историко-топографические обзоры В., включавшие значительное количество церковных древностей ( Leland J. The Laboryeuse Journey and Serche for Englandes Antiquitees; A New Yeares Gyfte to Kynge Henry. L., 1549; idem. The Itinerary. 1710-1712. 9 vol.; Gough R., Camden W. (ed.) Britannia. L., 1789. 3 vol.). конфискация церковных имуществ в 30-40-х гг. XVI в. привела к запустению и разрушению аббатств и церквей, со временем составивших особый круг памятников, реставрация и раскопки их руин стали основой церковной археологии В. в XVIII-XIX вв. Совр. наука опирается на законодательство по археологии и охране памятников, сложную систему общественных, церковных и гос. орг-ций (English Heritage; Cathedrals Fabric Investigation for England; Council for British Archaeology Churches Committee; Society of Antiquaries; British Archaeological Association), специальные учебники (У. Родуэлл, Р. Моррис и др.), церковно-археологические (Снигсн Archaeology (САг) (York, 1997-.) и общие периодические издания (Antiquaries Journal (AJ), L.; Archaeological Journal (ArchJ) (L., 1844-.); Archaeology, or Miscellaneae London; British Archaeological Report (BAR); Council for British Archaeology. Research Report (CBA RR).

http://pravenc.ru/text/150119.html

2 нояб. 1789 г. революционным правительством Франции был издан Декрет о секуляризации церковного имущества. Мон-ри и М. рассматривались революционерами как наследие феодализма и старого порядка, которые должны быть уничтожены. В февр. 1790 г. были изданы законы об отмене монашеских обетов и роспуске религ. общин. Вскоре началась конфискация монастырской собственности. Аббатства массово закрывались, их здания продавались с торгов или разрушались. C нач. XIX в. до II Ватиканского Собора Экспансия революции за пределы Франции в ходе революционных и наполеоновских войн вела к тому, что процессы секуляризации активизировались и в соседних государствах. Запрет на деятельность орденов был введен в нач. XIX в. во мн. регионах Италии. Некоторое восстановление М. произошло после Венского конгресса 1815 г., однако после объединения Италии при кор. Викторе Эммануиле (1861-1878) монастыри вновь стали закрываться (нек-рым монахам разрешали остаться, чтобы заботиться об исторических памятниках, как это произошло в Монте-Кассино). В Испании антимонашеское законодательство начали вводить с 1812 г. В 30-х гг. XIX в. в Испании и Португалии были отменены монашеские обеты, происходила конфискация монастырской собственности. Многие мон-ри были превращены в музеи, монастырские церкви переводились в разряд приходских. Исключение делалось только для нищенствующих орденов, к-рые считались нетребовательными и общественно полезными, поскольку готовили и отправляли миссионеров в колонии. Во Франции, наоборот, в 30-х гг. началось нек-рое возрождение монашеской жизни. В 1837 г. была создана Французская (Солемская) конгрегация бенедиктинцев, ставшая правопреемницей Клюнийской конгрегации и конгрегации св. Мавра. Значительный вклад в процесс восстановления мон-рей и М. во Франции внес основатель литургического движения аббат Проспер Геранже . Подобные Солемскому аббатству центры ученого бенедиктинского М. появились к кон. XIX в. и в др. регионах Европы (в Германии - Бойрон, в Бельгии - Маредсу и Мон-Кейзерсберг (Сезар)).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. А. де Лагард. Фотография. 2-я пол. XIX в. [Lagarde; наст. фам. Бёттихер (Bötticher)] Пауль Антон де (2.11.1827, Берлин - 22.12.1891, Гёттинген), нем. востоковед и библеист. Происходил из семьи потомственных протестант. пасторов. В 1844-1849 гг. изучал богословие и восточные языки в Берлине, где его учителем был востоковед и поэт Ф. Рюккерт. В 1849 г. Л. защитил дис. «Начала учения о цвете у арабов» (Initia chromatologiae Arabicae). В 1852 г., после защиты в Галле габилитационной диссертации (с правом получения профессорской должности), отправился в Лондон, затем в Париже работал над подготовкой к изданию сир. рукописей. В 1854-1866 гг. преподавал классические языки в гимназии в Берлине и занимался текстологическими исследованиями. В 1869-1891 гг.- профессор вост. языков в Гёттингене. Значительная часть работ Л. была посвящена подготовке критического издания Септуагинты . С этой целью он опубликовал ее древние вост. переводы - сирийские, коптские и арабские. Л. предполагал, что все тексты Септуагинты восходят к одному прототипу. По его мнению, этапом реконструкции первоначального текста Септуагинты должна была стать реконструкция упоминаемых блж. Иеронимом Стридонским 3 версий (рецензий) греч. перевода Библии - Оригена, Лукиана и Исихия. Хотя сам Л. подготовил только критическое издание греч. текста кн. Бытие, его программа на долгие годы определила направление текстологических исследований греч. переводов Библии, а также исследований ее древнеевр. текста. Л. считается одним из основателей текстологии ВЗ. Им подготовлены первые критические издания таргумов . Лексикографические и этимологические работы Л. внесли заметный вклад в развитие семитологии и иранистики. Проект полного критического издания Септуагинты был осуществлен учеником Л.- А. Ральфсом . После победы Пруссии во франко-прусской войне 1870-1871 гг. Л., обеспокоенный упадком нравственности и культуры в Германии, превалированием в обществе материальных интересов, призывал к построению новой национальной Церкви, к-рая, по его мнению, должна основываться на очищенном от богословских интерпретаций провозвестии Христа и иметь целью нравственное обновление общества. Политические и философские идеи Л., отраженные в его кн. «Немецкие сочинения» (Deutsche Schriften. 1878), оказались созвучны зарождавшейся в сер. XIX в. идеологии пангерманизма. В 10-30-х гг. XX в. идеи Л. приобрели большую популярность в Германии и были активно усвоены идеологами нем. национал-социализма.

http://pravenc.ru/text/2462487.html

В XIX в. монастырский комплекс несколько раз перестраивался, в т. ч. после пожаров (1802, 1845, 1870). В 1799-1800 гг. храм частично перестроен, а в 1801-1806 гг.- расписан. В 1846 г. игум. Серафим, желая поставить вместо монастырской церкви большой храм, получил султанский фирман с разрешением на строительство и успел собрать необходимый материал. Но впосл. передумал, а собранный материал использовали для возведения храма в Охриде. Его преемник - тезка Серафим, пришедший с Синая, построил игуменские покои, трапезную, кафеану (небольшой трактир) и архондарик для приема гостей. Существовала традиция, когда жители разных населенных пунктов строили в мон-ре галереи и покои для размещения во время праздников: так появились галереи (чардаци) и конаки жителей городов Корчи (1810), Охрида (1813 и 1819) Мосхополя (1815), Ресена и Янковаца, Струги и Белицы (1835), Крушева (1856-1857). В 1818 г. построено здание кухни и выкопан колодец, в 1828 г. сооружен каменный мост через р. Чёрный Дрим, в 1881 г. построено здание уч-ща. Об этническом составе и о численности братии мон-ря сведений не сохранилось: вероятно, настоятелями чаще становились греки, а большинство монахов составляли славяне. По указу настоятеля-грека Дионисия (Анадолаца; † 1835) были сожжены все слав. рукописные книги из монастырской б-ки ( Куев К. Съдбата на сторобългарските ръкописи през вековете. София, 1979. С. 142), несмотря на то что при обители действовало уч-ще: в сер. XIX в. в нем учились по 20-30 чел. В нач. XVIII в. в Н. О. м. проживали ок. 60 монахов, а в XIX в.- обычно лишь насельник, службы в храме иногда совершали священники из окрестных сел. С 1869 г., после перехода обители под управление Охридской болгарской общины, настоятели и члены совета по управлению мон-рем назначались руководством общины и часто были из числа мирян ( Спространов Е. По възражданьето в град Охрид//СбНУНК. 1896. Кн. 3. С. 673-674); в 1870-1871 гг. одним из членов совета был известный македон. писатель Г. Пырличев. От периода болг. церковной общины сохранилась поздняя из 6 известных монастырских печатей (самая древняя датируется периодом со 2-й пол. XVI в. до 1767, также известны 2 печати 1774 г. и 2 - 1-й пол. XIX в., см.: Гошев И. Старите печати на манастира «Св. Наум» в Македония//Сб. в памет на П. Ников. София, 1940. С. 91-108). В 1873 г. обитель вернулась под управление греч. церковной общины в Охриде.

http://pravenc.ru/text/2564756.html

В кон. XVIII в. Россия активизировала кавказское направление внешней политики. В 1783 г. к России были присоединены Крымское ханство и правобережная Кубань. Во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг. на территории К.-Ч. произошло сражение, существенно повлиявшее на ход кампании. 30 сент. 1790 г. в верховьях Кубани, возле речки Тохтамыш (ныне Абазинка), 25-тысячная армия под командованием Батал-паши была разбита 4-тысячным отрядом ген. И. И. Германа, тур. военачальник был взят в плен. Блестящая победа побудила горцев искать союза с Россией. В 1803 (или в 1804) г. был заложен Баталпашинский редут. От него через крепости Прочный Окоп и Кавказская до Усть-Лабинской крепости шел правый фланг Кавказской линии. От Баталпашинского укрепления на пути к верховьям Кубани был создан ряд новых укреплений: Усть-Джегутинское, Николаевское, Хумаринское и Каменномостское. В 1825 г. на месте редута была основана ст-ца Баталпашинская (ныне Черкесск). 20 окт. 1828 г. на горе Хасаука, возле впадения р. Худес в Кубань, состоялось сражение отряда под командованием ген. Г. А. Эммануэля с карачаевским ополчением, карачаевцы потерпели поражение. 21 окт. рус. войска подошли к аулу Карт-Джурт, где их встретила депутация карачаевских старейшин, к-рая согласилась на окончательное подданство Карачая России. 23 окт. было подписано соглашение, по к-рому карачаевцы обязывались не принимать враждебных России лиц, задерживать неприятельские войска или сообщать рус. командованию об их перемещении. В подтверждение верности были выданы аманаты из 4 знатных карачаевских семей. В 1829 г. по р. Б. Зеленчук рус. командованием была заложена Зеленчукская оборонительная линия, ее строительство продолжалось до сер. XIX в. После окончания русско-тур. войны 1828-1829 гг. активность России на территории К.-Ч. возросла. В кон. 30-х гг. XIX в. началось перенесение оборонительных укреплений со Ср. Кубани на запад (на Лабу, Чамлык и Уруп). Одновременно шла казачья колонизация территории К.-Ч., в 1858-1861 гг. здесь появились казачьи станицы, вошедшие в учрежденную в 1860 г. Кубанскую обл. После окончания Кавказской войны (1864) власти предложили черкесам Причерноморья либо принять российское подданство, либо переселиться в Османскую империю; в 1864-1865 гг. ок. 200 тыс. чел. эмигрировали, меньшая часть горцев была переселена на Кубань. Отмена крепостного права и окончание Кавказской войны открыли возможность для заселения Сев.-Зап. Кавказа крестьянами из внутренних российских губерний. Особенно активным заселение Кубанской обл. стало после 1868 г., когда лицам невойскового сословия было разрешено селиться и приобретать недвижимость на казачьих землях, не испрашивая согласия войскового начальства и станичных обществ.

http://pravenc.ru/text/1681005.html

ч. неокружниками, часовенными (см. ст. Часовенное согласие ). Есть сведения и о более экзотических направлениях староверия: спасовцах (см. ст. Спасово согласие ), дырниках, последователях «беловодской» иерархии. Часть старообрядческих общин прошла регистрацию в 1900-х гг. В 1909-1911 гг. были зарегистрированы 2 федосеевские общины в Шипицинской вол. Каинского у., община «стариковской секты» (стариковцы) в Касминской вол. Каинского у., 3 поморские общины (2 - в Каинском у., 1 - в Малышевской вол. Барнаульского у.). По более поздним данным, общины поморцев существовали в селах совр. Северного, Болотнинского, Ордынского, Татарского, Куйбышевского, Кыштовского, Новосибирского и др. районов. В 30-х гг. XX в. открытая церковная жизнь поморцев прекратилась вслед. репрессий. 26 окт. 1993 г. в Новосибирске получила регистрацию община Древлеправославной поморской церкви. 21 мая 2006 г. на съезде поморских общин из Новосибирска, Бердска, Красноярска, Бийска, Таштагола, Темиртау, Новокузнецка, Белова, Минусинска был образован Сибирско-Алтайский совет. Формирование сибир. белокриницких обществ, как правило, на базе орг-ций беглопоповцев в Томской губ. активизировалось в 60-80-х гг. XIX в., после образования старообрядческой Тобольской (дек. 1862) и Томской (осень 1885) епископских кафедр. Первыми эти кафедры возглавляли епископы Саватий (Лёвшин) и Мефодий (Екимов). Наиболее крупным белокриницким обществом в регионе во 2-й пол. XIX в. являлось Колыванское (сообщение об учреждении митрополии в Белой Кринице старообрядцы в Колывани получили уже в апр. 1847). Белокриницкая община в Новониколаевске, появившаяся в нач. 90-х гг. XIX в., получила офиц. регистрацию 21 февр. 1907 г. Она распространяла свою деятельность на с. Койновское Бердской вол., с. Бугры Бугринской вол., дер. Пузырёву Ояшинской вол., разъезд Порос и ст. Ояш Сибирской железной дороги. Кроме того, были зарегистрированы общины в с. Черновка (Черновское) Кыштовской вол. Каинского у. и в с. Маслянине Николаевской вол. Барнаульского у.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Западно-Сибирская железная дорога, токарная мастерская станции Омск. Фото конца XIX в. К середине XVIII в. по основному показателю развития металлургии того времени — выплавке чугуна — Россия вышла на первое место в мире: к 1750 г. действовало около 100 металлургических заводов, ежегодно производивших до 2 млн пудов чугуна.  В начале ХХ в. Россия располагала крупнейшей и лучшей в мире нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью: 94 % всей нефти перерабатывалось внутри страны, продукция славилась высоким качеством и дешевизной. В 1897 г. в России было завершено строительство самого протяженного в мире нефтепровода длиной 835 км. К началу Первой мировой войны Россия занимала 1-е место в мире по темпам роста промышленного производства. За последние 40 лет XIX в. объем промышленной продукции вырос в 7 раз, тогда как в Германии — в 5, в Англии — в 2, во Франции — в 2,5 раза. Только в 1881—1893 гг. выплавка чугуна выросла на 160 %, стали — на 59,3 %, добыча угля — на 129 %, нефти на — 1475 %. За период же 1860—1895 гг. выплавка чугуна выросла в 4,5 раза, добыча угля — в 30 раз, нефти — в 700 раз. В Российской империи в конце XIX — начале ХХ вв. темпы строительства железных дорог были самыми высокими в Европе. С 1881 по 1894 гг. сеть железных дорог в России увеличилась на 60 %. В России в 1901 г. была построена крупнейшая в мире железнодорожная линия — Транссибирская магистраль протяженностью около 7 тыс. км.   Поезд-экспресс на Южно-Манчжурской железной дороге. 1900-е гг.   Экономика  Всего за два десятилетия начала XVIII в. в России появилось около 180 крупных производств, в  результате чего к 1726 г. в структуре экспорта России готовые изделия составляли 52 %, а сырье и материалы — менее половины. Созданная при Петре Великом стройная десятеричная монетная система оказалась настолько эффективной, что Россия в самое тяжелое время Северной войны (1700–1721 гг.) в отличие от других стран того времени не только обходилась без иностранных займов, но и оказывала союзникам денежную помощь.

http://foma.ru/romanovyi-3-veka-czarstvo...

Дискуссия вокруг судьбы евр. религ. образования и его возможного реформирования стала характерной чертой эпохи. Так, главы мн. И. выступали против создания т. н. раввинских семинарий, утверждая, что это новшество, не соответствующее традиции, не может принести пользы. Поэтому в странах, где И. занимали доминирующее положение в религ. жизни евр. общин, в частности в Польше и России, образованные по новому образцу семинарии для раввинов, готовившие специалистов, в т. ч. и по светским программам, на академическом уровне, не укоренились. Только в 1887 г. высшее собрание раввинов в С.-Петербурге приняло решение о реформе обучения и согласилось ввести в учебные планы И. рус. язык и арифметику в объеме курса евр. народных уч-щ. С сер. XIX в. в Ковно (ныне Каунас, Литва) и других местах открылись И., где имело влияние недавно возникшее нравственно-этическое течение мусар , представители которого воспитывали учащихся в духе религиозного ригоризма и аскетизма. В 70-х гг. XIX в. в И. стали проникать космополитические идеи хаскалы, а в 80-х гг. многих учащихся привлекло движение т. н. палестинофилов («Хововей Цион»), ставшее предтечей политического сионизма. Сторонники традиц. форм евр. религ. образования, опасаясь распространения новых идей, основали ряд И., ориентированных на сохранение прежних основ обучения. Хасидизм также создавал свои образовательные структуры: к кон. XIX в. в России и Польше была сеть хасидских И.; наиболее значимая И. была основана движением «Хабад» в Любавичах (ныне Смоленской обл.). Реформирование евр. образования в нач. XX в. сказалось на деятельности И. Новая программа преподавания, разработанная комитетом, в состав к-рого входили известные деятели еврейской интеллигенции, предусматривала изучение всех предметов, включая Танах и Талмуд, согласно научным методам, принятым в большинстве раввинских семинарий Зап. и Центр. Европы. Первым учебным заведением, где началось воплощение этих проектов, стала И. в Одессе (с 1906 высшая школа иудаизма). Здесь преподавали такие деятели евр. науки и культуры, как И. Клаузнер и Х. Бялик. С 1920 г. по инициативе Народного комиссариата просвещения СССР началась ликвидация евр. религиозных учебных заведений. Через год мн. преподаватели и учащиеся выехали из страны. В сер. 20-х гг. Комитет раввинов поддерживал И. в 12 городах с общим количеством учащихся 620 чел. В 20-х гг. известны случаи создания новых И., однако их руководители сразу подвергались преследованиям. Несмотря на попытки продолжения обучения в малых группах в нелегальных условиях, к сер. 30-х гг. все И. были ликвидированы.

http://pravenc.ru/text/293812.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010