Публикации «M. G. H.» демонстрируют достижения метода исторической критики источников, разработанного в XVIII - нач. XIX в. немецкими учеными (И. Д. Михаэлис, Б. Г. Нибур и др.). Во 2-й пол. 30-х гг. XIX в. Пертц начал привлекать к работе выпускников исторического семинара, к-рый вел в Берлинском ун-те крупнейший нем. историк Л. фон Ранке (1795-1886): Г. Вайца (1813-1886), Р. Кёпке (1813-1870), В. Ваттенбаха (1819-1897) и др. Спектр возможностей об-ва значительно расширился после назначения Пертца на пост директора Королевской б-ки в Берлине (1842). В работе над «M. G. H.» совершенствовались принципы анализа рукописей, критики и реконструкции текстов, отрабатывались новаторские типографские приемы (использование разных шрифтов, оформление критического аппарата). С 1841 г. в связи с распространением в немецких ун-тах практики проведения исследовательских семинаров начался процесс перепечатки наиболее востребованных текстов, ранее вышедших в формате in folio, отдельными книгами карманного формата (in octavo) и с облегченным справочно-критическим аппаратом «для нужд учащихся» (in usum scholarum). В XIX в. издание «M. G. H.» послужило образцом для аналогичных серийных публикаций источников во мн. странах Европы. В сер. 40-х гг. XIX в. центральная дирекция фактически прекратила существование: Пертц после смерти Бёмера стал единственным руководителем издания, к-рое он рассматривал уже как личное предприятие. Своим преемником он рассчитывал сделать сына, К. Пертца (1828-1881), хотя тот имел репутацию посредственного историка. Подготовленный им 1-й том сер. «Diplomata» (1872) получил резко отрицательные рецензии. В 1862 г. из-за конфликта с Пертцем из «M. G. H.» ушел один из лучших сотрудников Ф. Яффе (1819-1870), начавший публикацию собственной серии источников - «Bibliotheca rerum Germanicarum» (1864-1869. Т. 1-5; 1873. Т. 6). Пертц развернул в печати кампанию против Яффе, а затем обвинил его в краже рукописи из берлинской б-ки и в шпионаже. В результате травли у Яффе развилось психическое заболевание и он покончил с собой.

http://pravenc.ru/text/2564140.html

По замыслу османских гос. деятелей это должно было препятствовать росту национализма и сепаратизма среди христ. народов, а также иностранному вмешательству в дела О. и. Тем не менее национальные идеи греческих, сербских, болгарских, валашских, молдавских и армянских интеллектуалов все больше вступали в противоречие с принципом сохранения османского суверенитета и правосл. миллета в традиц. виде. Среди греков, а также части валахов, славян и албанцев-христиан распространялась т. н. Мегали идеа (Великая идея) воссоздания на месте Османской державы «Великой Греции» или Византии со столицей в К-поле. Одним из вариантов этого проекта была идея эллинства, продвигавшаяся правящими кругами Греции, мечтавшими о включении в состав Греческого гос-ва областей исторического проживания греков в древности, в т. ч. Балкан, М. Азии и Кипра. В то же время среди правосл. болгар по примеру греческого и сербского национальных движений в 20-30-х гг. XIX в. стали распространяться требования выдвижения церковных иерархов болг. происхождения в епископы, использования церковнослав. языка вместо греческого в богослужении и церковном образовании. Эти первые проявления болг. этнического национализма стали конкурировать в рамках Рум-миллета как с традиц. представлением о доминировании греков-фанариотов, так и с параллельно растущими идеями греч. национализма. В 30-70-х гг. XIX в. одним из проявлений кризиса системы миллетов стало их дробление и офиц. признание правительством нек-рых новых религ. общин благодаря поддержке со стороны ряда зап. держав (особенно Англии, Франции и Пруссии). В 1830 г. султан Махмуд II издал фирман, утвердивший права католич. общины как самостоятельного миллета в О. и. В 1835 г. такое же офиц. признание получили греко- и армяно-католики, а в 1850 г. был учрежден протестантский миллет. Стремление каждой христ. конфессии получить статус самостоятельного миллета в О. и. привело к тому, что к кон. XIX в. таковых было уже 12. Дробление миллетов сопровождалось постепенной утратой высшим духовенством монополии на управление ими, особенно в том, что касалось налогообложения, судопроизводства и образования.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

В отличие от ряда европейских стран (Англия, Испания, Италия, Австро-­Венгрия), где абсолютно преобладало крупное землевладение аристократии, в России к началу XX века большинство земли принадлежало крестьянам (общинно или единолично). К 1905 году им принадлежало 61,8 % частновладельческой земли, к 1916-­му — более 80 %. Промышленность и железные дороги После окончания Смутного времени Россия в рекордно короткие сроки смогла восстановить и увеличить объемы промышленного производства: было создано около 60 различных мануфактур, на некоторых из которых работали сотни людей. Наметился также заметный рост ремесла, в крупных размерах перераставшего в товарное производство. Западно-­Сибирская железная дорога, токарная мастерская станции Омск. Фото конца XIX в. К середине XVIII в. по основному показателю развития металлургии того времени — выплавке чугуна — Россия вышла на первое место в мире: к 1750 г. действовало около 100 металлургических заводов, ежегодно производивших до 2 млн пудов чугуна. В начале ХХ в. Россия располагала крупнейшей и лучшей в мире нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью: 94 % всей нефти перерабатывалось внутри страны, продукция славилась высоким качеством и дешевизной. В 1897 г. в России было завершено строительство самого протяженного в мире нефтепровода длиной 835 км. К началу Первой мировой войны Россия занимала 1-­е место в мире по темпам роста промышленного производства. За последние 40 лет XIX в. объем промышленной продукции вырос в 7 раз, тогда как в Германии — в 5, в Англии — в 2, во Франции — в 2,5 раза. Только в 1881—1893 гг. выплавка чугуна выросла на 160 %, стали — на 59,3 %, добыча угля — на 129 %, нефти на — 1475 %. За период же 1860—1895 гг. выплавка чугуна выросла в 4,5 раза, добыча угля — в 30 раз, нефти — в 700 раз. В Российской империи в конце XIX — начале XX вв. темпы строительства железных дорог были самыми высокими в Европе. С 1881 по 1894 гг. сеть железных дорог в России увеличилась на 60 %. В России в 1901 г. была построена крупнейшая в мире железнодорожная линия — Транссибирская магистраль протяженностью около 7 тыс. км.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Существовали 2 ступени раввинской иерархии - рабби и даян. Рабби был кантором и проповедником в намазе (синагоге) своей деревни или своего квартала, учителем в талмид-хуне (хедере) и шохетом (резником). Даян - это главный раввин города. Он избирался руководителями общины и являлся высшим религ. авторитетом не только для своего города, но и для соседних поселений, председательствовал в религ. суде (бет-дине), был кантором и проповедником в главной синагоге города и руководил иешивой. Начиная с сер. XIX в. нек-рые горские евреи учились в ашкеназийских иешивах Российской империи, гл. обр. в Литве. С сер. XIX в. даян Темир-Хан-Шуры был признан царскими властями главным раввином горских евреев в Сев. Дагестане и на Сев. Кавказе, а даян Дербента - главным раввином горских евреев в Юж. Дагестане и Азербайджане. В дополнение к их традиц. обязанностям власти возложили на них роль казенных раввинов. Основными сидурами (молитвенниками), к-рыми пользовались, как правило, горские евреи в последние 120 лет, были сидур сефардского раввина Хида (1860) и сефардский сидур под ред. дербентского раввина Пинхасова (1908). В 1894 г. в Д. проживало 10 686 иудеев, что составляло 1,8% общего числа населения области. В последующие годы численность иудейского населения неуклонно повышалась (в 1897 - 10 056 чел., в 1915 - 17 580 чел.). В 1892 г. в Д. насчитывалось 15 школ при синагогах, в которых обучалось 252 чел.; в 1913 г.- 21 (493 чел.). К 20-30-м гг. XIX в. относятся первые контакты между горскими евреями и евреями-ашкенази. Но лишь в 60-х гг., после опубликования постановлений, разрешающих евреям-ашкенази селиться в большей части районов расселения горских евреев, эти контакты участились и упрочились. Уже в 70-х гг. главный раввин Дербента рабби Яков Ицхакович-Ицхаки установил связи с рядом евр. ученых С.-Петербурга. В 1884 г. главный раввин Темир-Хан-Шуры рабби Шарбат Ниссим-оглы посылает своего сына Элияху в Высшее техническое уч-ще в Москве, и тот становится первым горским евреем, получившим высшее светское образование. В нач. XX в. открылись школы для горских евреев в Баку, Дербенте и Кубе с преподаванием на рус. языке, где наряду с религиозными изучались и светские предметы. В 1862 г. в Махачкале по инициативе Иосифа Певечевича была построена первая синагога, в к-рой молились как ашкенази, так и горские евреи.

http://pravenc.ru/text/168606.html

В 1482 г. в устье р. Конго высадились португальцы во главе с Д. Каном. Тогда же началась проповедь христианства среди местных жителей, к-рая на территории совр. К. не принесла заметных результатов. К. стало крупным центром работорговли: в XVI-XIX вв. из К. ок. 1,5 млн чел. были вывезены и проданы в рабство. К нач. XIX в. К. представляло собой небольшое княжество. В 70-х гг. XIX в. в страну стали проникать французы. Первые франц. экспедиции во главе с А. Маршем, маркизом В. де Компьенем и П. Саворньяном де Бразза (итал. Брацца) в бассейн р. Конго в 1872-1878 гг. носили разведывательно-географический характер. Во время 2-й экспедиции (1879-1882) де Бразза заключил с правителем Макоко договор о строительстве франц. фактории, к-рый предусматривал переход значительной части правобережья р. Конго под контроль Франции. Договор о франц. протекторате над этими землями был ратифицирован франц. парламентом 30 нояб. 1882 г. По договору в бассейнах рек Конго и Куилу создали колонию Французское Конго, генеральным комиссаром к-рой стал де Бразза. В 1883 г. был заключен договор о протекторате с правителем королевства Лоанго, согласно которому устанавливался контроль Франции над частью побережья Атлантического океана. В 1903 г. в составе Французского Конго (с 1910 Французская Экваториальная Африка) были образованы колонии Габон и Ср. Конго. Правитель Макоко (на носилках) на пути в Браззавиль. Фотография. 1896 г. Правитель Макоко (на носилках) на пути в Браззавиль. Фотография. 1896 г. В 1883 г. Конгрегация Св. Духа организовала миссию для проповеди христианства в К. В 1886 г. на территории франц. К. был образован Апостольский викариат Французского Конго. После распространения проповеди в верховьях р. Конго в 1890 г. учрежден Апостольский викариат Убанги. В 1895 г. впервые конголезец был посвящен в духовный сан. Католич. миссионеры организовали 2 семинарии, к-рые до сер. 50-х гг. XX в. оставались единственными учебными заведениями, дававшими высшее образование в К. Франц. колонизаторы столкнулись с ожесточенным сопротивлением местного населения. В сев. районах они смогли закрепиться только после 2-летних военных действий. Однако и впосл. им неоднократно приходилось подавлять восстания местного населения (в 1910, 1913, 1928). Для наведения порядка колониальные власти постоянно держали на территории К. значительные вооруженные силы.

http://pravenc.ru/text/1841888.html

В. фон Штейгеля с преобладанием черт англ. готики на Бульварно-Кудрявской ул., 27 (реконструкция - 1877-1879), доходный дом П. И. Бонадурер на Мариинско-Благовещенской ул. (ныне Саксаганского, 30) (1899-1900); построенные в стилистике венецианских палаццо: особняк Сулимовской на ул. Терещенковской, 17 (1875); особняк С. С. Могилевцева на Левашовской ул. (ныне Шелковичная, 17) (80-е гг. XIX в.); особняк с курдонером сахарозаводчика С. И. Либермана (бывш. дом Ф. Ф. Трепова) на углу улиц Банковой, 2, и Александровской (ныне М. Грушевского, Национальный союз писателей Украины) (1898) и усадьба М. Б. Гальперина на углу улиц Левашовской и Александровской (ныне Шелковичной и М. Грушевского, 2/18, здание комитетов Верховной рады Украины) (1899); особняк Демидова Сан-Донато (Бибиковский бульвар, ныне Музей Т. Г. Шевченко); особняки М. Й. Зайцева на ул. Александровской (ныне М. Грушевского), 20 (1897), и барона В. А. Икскюль-Гильденбрандта на ул. Левашовской (ныне Шелковичная), 19/2) (1901). Особняки, спроектированные Н., отличались стилистическим разнообразием и богатством отделки интерьеров (необарокко, неоренессанс, византийский и мавританский стили, модерн, неоампир). В 1877-1878 гг. Н. построил дом для М. Чаплинской (Терещенковская ул., 9). После покупки этого дома Ф. А. Терещенко в 1880 г. по эскизному проекту акад. А. Л. Гуна (1881) Н. осуществил в 1882-1885 гг. перестройку и надстройку здания, приобретшего пышные фасады в стиле «неогрек» с кариатидами, барельефами и маскаронами (с 1922 Киевская картинная галерея; с 1936 по 2017 - Киевский музей рус. искусства). Внутреннее пространство сочетало парадную анфиладу с жилыми покоями в различных стилях. Н. спроектировал дополнительно помещения картинной галереи и зимнего сада, а также соседний жилой дом 11 (1880). Покровский храм в Соломенке в Киеве. 1895–1897 гг. Фотография. 2015 г. Покровский храм в Соломенке в Киеве. 1895–1897 гг. Фотография. 2015 г. Н. принадлежит архитектурное оформление ряда памятников в Киеве. Отказавшись от гонорара, Н.

http://pravenc.ru/text/2565618.html

– Студинский И. М. Русское духовенство в Отечественную войну 1812 года. – Кострома, 1912. – Шавельский Г. И. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. – М., 1912. 1.4. Центробежные тенденции Вопросы: 1. Появление военного духовенства Гвардии и отдельного Грузинского (впоследствии Кавказского) корпуса. 1816–1890 гг. 2. Обер-священник армии и флота Павел Антонович Моджугинский. 3. Двоевластие продолжается. Идея централизации военно-духовного правления, у истоков которой стояли император Павел I и обер-священник П. Я. Озерецковский, с честью прошла испытание в горниле Отечественной войны 1812 года, последующей кампании 1813–1814 годов. Казалось, что видимых причин к её пересмотру не было. Тем не менее, вопрос о военно-духовном правлении подвергся пересмотру. В 1814 году высочайшим указом об управлении военного департамента, был утверждён штат гвардейского корпуса, а 8 сентября этого же года настоятель Преображенского всей гвардии собора, протоиерей Алексий Торопогрицкий (1814–1827 гг.) получил о данном событии уведомление. В уведомлении сообщалось, что отец Алексий назначается корпусным священником, а штат гвардейского корпуса будет состоять из 14 членов. С 1 января 1816 года А. Торопогрицкий стал именоваться «во уважение отличной службы и подъятых трудов в кампанию 1812–1814 гг.» обер-священником Главного Его Императорского Величества Штаба. При этом самому Торопогрицкому указано было состоять под непосредственным ведением Святейшего Синода. Таким образом, произошло образование отдельного, независимого от обер-священника армии и флота, управления духовенством гвардейского ведомства, сохранившего свою полную самостоятельность до вступления в должность главного священника армии и флота, гвардии и гренадер А. Желобовского (1888–1910 гг.). Следующим пунктом центробежной тенденции тех лет явилось формирование ещё одной ветви военно-духовного правления: в 1816 году на основании учреждения действующей армии был образован Штаб отдельного Грузинского (впоследствии Кавказского) корпуса. По свидетельству видного военно-церковного историка Фёдора Ласкеева, первым корпусным священником нового оперативного объединения, обер-священником армии и флота И. С. Державиным был утверждён протоиерей грузинского гренадерского полка Авраамов (1816–1819 гг.). В конце 30-х годов XIX века Святейший Синод разрешил начальствующему над духовенством отдельного Кавказского корпуса духовному лицу называться обер-священником. Причинами этого были названы, во-первых, наличие значительного числа армейского духовенства (47 священников), во-вторых, корпус часто участвовал в боевых действиях, требовавших незамедлительного решения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С сер.- 2-й пол. XIX в. в Пермской губ. получило развитие пароходство, строились и железные дороги. В 1846 г. создано первое в регионе Пермское пароходное об-во, с 1848 г. началось регулярное движение буксирных пароходов по Каме, открылись регулярные пассажирские линии Пермь - Н. Новгород (1859), Пермь - Чердынь (1860), Пермь - Нов. Усолье (1863) и др. Среди крупнейших компаний и пароходовладельцев - Товарищество Волжско-Камского пароходства, Товарищество пароходства и транспортирования грузов братьев Ф. и Г. Каменских, Н. В. Мешкова. Открыто движение по железнодорожным линиям Пермь - Чусовская, Чусовская - Гороблагодатская (все 1878), Чусовская - Солеварни (ныне Березники; 1879), Пермь - Вятка (ныне Киров; 1899), Пермь - Кунгур - Екатеринбург (1909), Бердяуш - Лысьва (1916). Советская власть на большей части территории Пермской губ. была установлена мирным путем: в Перми - в нояб. 1917 г., в ряде мест - в нач. 1918 г. В февр. 1918 г. центр Соликамского у. перенесен в с. Нов. Усолье, преобразованное в г. Усолье, а уезд переименован в Усольский. В дек. 1918 - янв. 1919 г. в ходе гражданской войны 1917-1922 гг. большая часть Пермской губ. была занята частями Сибирской армии А. В. Колчака, власть на этой территории перешла к «Омскому правительству». В кон. июня - нач. июля 1919 г. в результате Пермской наступательной операции Восточного фронта РККА 1919-1920 гг. территория губернии была занята частями РККА. Постановлением НКВД РСФСР от 15 июля 1919 г. из состава Пермской губ. была выделена Екатеринбургская губ., после чего Пермская губ. стала делиться на 6 уездов: Кунгурский, Осинский, Оханский, Пермский, Усольский и Чердынский. Постановлением ВЦИК от 5 янв. 1921 г. в состав Пермской губ. был передан Сарапульский у. Постановлением ВЦИК от 3 нояб. 1923 г. Пермская губ. была упразднена, ее территория вошла во вновь образованную Уральскую обл., составив в ней Верхкамский (Верхнекамский), Кунгурский и Пермский округа. В 1923-1924 гг. проведено районирование. Главной задачей руководства Уральской обл. стало восстановление хозяйства после гражданской войны. Наиболее высокими темпами восстанавливались черная металлургия и металлообработка, цветная металлургия, угледобыча, химическая промышленность. Активно проходила индустриализация. В 20-х гг. XX в. быстрыми темпами развивалось сельское хозяйство (в т. ч. маслоделие), однако в нач. 30-х гг. на его состоянии отрицательно сказалась форсированная коллективизация.

http://pravenc.ru/text/2580038.html

Скончался заместитель председателя Императорского православного палестинского общества Н.Н. Лисовой 8 января 2019 г. 17:48 В ночь на Рождество Христово, в три часа утра 7 января 2019 года, после продолжительной и тяжелой болезни скончался заместитель председателя Императорского православного палестинского общества Н.Н. Лисовой. Церемония прощания пройдет в Успенском храме Новодевичьего монастыря в Москве. Отпевание состоится 10 января 2019 года в 10.30. Адрес: Москва, Новодевичий пр., 1, стр. 30. Метро: «Спортивная», «Лужники». Николай Николаевич Лисовой (23.10.1946 — 07.01.2019), известный российский ученый, писатель и общественный деятель, заместитель председателя ИППО в 1995-2019 гг., член Общества с 1974 г., главный научный сотрудник Института российской истории РАН. Родился в городе Станислав (ныне Ивано-Франковск) на Украине, в офицерской семье. Учился в Москве, сначала на факультете теоретической и экспериментальной физики МИФИ, а затем на физико-математическом факультете МГЗПИ, который блестяще окончил в 1967 г. В 1968 г. поступил на заочное отделение Института философии АН СССР, где в 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1969-1992 гг. внештатно сотрудничал с Издательским отделом Московской Патриархии, где соработничал его председателю митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву). Н.Н. Лисовой работал в Институте прикладной математики АН СССР (с 1967 г.), в Институте иностранных языков им. М. Тореза (1974-1975), на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова (1975-1978), в Государственном историческом музее (1981-1995). В 1995-2019 гг. работал старшим, а затем главным научным сотрудником Института российской истории РАН. В 2007 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX века». В 1974 г. Н.Н. Лисовой вступил в РПО при АН СССР. Активно работал в Обществе, сотрудничал с редакцией Палестинского сборника, неоднократно выступал с лекциями по истории Общества, в том числе с большим циклом, прочитанном в Политехническом музее. В 1989 г. был избран членом Совета Общества, в составе которого бессменно работал до конца жизни. Николай Николаевич был признанным хранителем традиций и самым авторитетным специалистом по истории ИППО. Он известен в России и за рубежом как один из виднейших ученых, занимающимся историей русско-иерусалимских духовных, политических и гуманитарных связей, историческим и современным состоянием Святой Земли. В 1992 г. он стал одним из инициаторов возвращения Обществу исторического названия — Императорское православное палестинское общество. В 1994-1998 гг. Николай Николаевич принимал активное участие в первых паломнических поездках на Ближний Восток, которые были организованы ИППО в постсоветский период, привозя из них новые и неизвестные ранее материалы и документы о русском присутствии на Святой Земле.

http://patriarchia.ru/db/text/5339441.ht...

Табличка из амарнского архива. XIV в. до Р. Х. Табличка из амарнского архива. XIV в. до Р. Х. В Ниневии были найдены глиняная призма с анналами Ашшурбанипала и 4 цилиндра с описанием походов Синаххериба, в т. ч. вторжения в Иудею и осады Иерусалима. Последовали и открытия более древних памятников Шумера, систематическое исследование Вавилона Р. Кольдевеем (1899-1917), воссоздавшим структуру укреплений, жилых кварталов, дворцов и храмов города, открытие Ч. Л. Вулли г. Алалаха за р. Оронт. В нач. XX в. появилась хеттология: в 1906 г. нем. ученый Г. Винклер приступил к работам в Сидоне и Богазкёе, но тексты из Богазкёя, написанные на хеттском языке, расшифровал лишь через 10 лет чеш. ученый Ф. Грозный. С 80-х гг. XIX в. начался новый расцвет археологии в Египте. В 1887 г. были случайно открыты в руинах Телль-эль-Амарны первые таблички с амарнскими письмами , содержащими новые сведения о жизни и политике Египта и древнего Ханаана до его заселения древними евреями. Сотрудники Американской школы исследований Востока. Иерусалим. 30-е гг. ХХ в. Сотрудники Американской школы исследований Востока. Иерусалим. 30-е гг. ХХ в. В Сиро-Палестинском регионе период разведок надолго затянулся. Хотя в 70-80-х гг. XX в. здесь возникли Американское Палестинское исследовательское об-во, лютеран. Германский Палестинский союз (1877), рус. Православное Палестинское об-во (1882), доминиканская Французская школа библейских и археологических исследований (1894), францисканская Библейская школа, а позже «школы» в Иерусалиме (Германский евангелический ин-т изучения древностей Св. земли, Американские школы исследований Востока (1900), Британская археологическая школа в Иерусалиме (1919)), они не смогли организовать на научной основе долговременные раскопки на крупных объектах. Тем не менее проведенные ими разведывательные работы позволили продолжить традиц. реконструкцию исторической географии Палестины, что привело к созданию классического труда Дж. Смита (The Historical Geography of the Holy Land. N. Y., 18973).

http://pravenc.ru/text/76476.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010