ДОСИФЕЙ упом. как соловецкий затворник и пустынник, включен в Собор Новгородских святых (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице), в Собор Соловецких святых (пам. 9 авг.) ДОСИФЕЙ Иерусалимит (Досифей I; до 1187 - нач. 1189), патриарх Иерусалимский и К-польский (февр. 1189; окт. 1189 -10 сент. 1191) ДОСИФЕЙ (2-я пол. XIV - 1-я четв. XV в.), архим. нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря, книжник ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780 - 1845), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря ДОСИФЕЙ (Тутолмин; † ок. 1530?), строитель в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДОСОКРАТИКИ условное наименование ранних греч. философов (VI-V вв. до Р. Х.), развивавших свое учение до или во время жизни Сократа ДОСПЕВСКИЕ династия болг. иконописцев, сыновья и ученики Димитра Зографа; представители самоковской художественной школы 88-100 100-103 «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ празд. 11 июня, чудотворный образ на Св. Горе Афон, перед к-рым, по преданию, в X в. явился арх. Гавриил 103-105 105-116 ДРАГАЛЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ («Св. Богородица Витошская»), жен., в честь Успения Пресв. Богородицы Софийской епархии Болгарской Православной Церкви 116-117 ДРАГАНОВА МИНЕЯ [Зографский трефологий] (кон. XIII в.), праздничная, с месяцесловом и избранными проложными Житиями; памятник болг. языка и лит-ры, муз. культуры, книгописания и книжной иллюминации 117-120 ДРАГОВИЧ мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Далматинской епархии Сербской Православной Церкви (на территории Хорватии) 120-121 ДРАГОЛЯ ПОПА СБОРНИК [«Сборник пресвитера Василия», в ранней лит-ре «Сборник П. Сречковича»], серб. пергаменный кодекс смешанного содержания 2-й пол. XIII в. (не ранее 1259)

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН [греч. αμιανς] († 1280 или 1281), прп. Эсфигменский (пам. греч. 23 февр.). В юношеском возрасте принял постриг в афонском мон-ре Эсфигмен . Отличался добродетелями и строгим монашеским житием. Узы духовной дружбы связывали его с прмч. Космой Зографским. Впосл. Д. подвизался отшельником на горе Самария в окрестностях мон-ря. Д. всегда соблюдал заповедь старца оставаться ночевать только в своей каливе, но однажды заблудился, возвращаясь от духовника, жившего близ мон-ря Хиландар. Помолившись Спасителю, Д. был чудесным образом перенесен к своей каливе. После преставления Д. от его мощей исходило столь сильное благоухание, что его ощущали на большом расстоянии, в мон-ре Эсфигмен. Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. T. 3. Σ. 314; Афонский Патерик. М., 1897, 20022. Ч. 1. С. 254-255; Ματθαου. ΜΣ. T. 2. Σ. 367-369. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 53; Т. 3. С. 83; Παπαδοπολου Σ. αμιανς//ΘΗΕ. T. 4. Σ. 935; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 106. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня)

http://pravenc.ru/text/168754.html

Екатерины на Синае. От XIV в. сохранилось ок. 50 рукописей, в т. ч. Лалоев Апостол 1359 г. 49), сб. «О постничестве» свт. Василия Великого 1368 г. 3), «Богословие» Иоанна Дамаскина 125), Паренесис Ефрема Сирина 101), неск. списков «Лествицы» Иоанна Синайского, Торжественник минейный на нояб.-дек. 94), Зографский сборник (Торжественник минейный) кон. XIV в. с сочинениями свт. Евфимия Тырновского 107), Сводный патерик 83), старший список перевода Учительного Евангелия («Патриаршего гомилиария», 134), Грубанова Триодь, представляющая один из ранних списков нового перевода 39), 2 списка Служебника свт. Евфимия Тырновского 103), список 1392 г. перевода стихир и канона «святым всего лета» (метрического месяцеслова) Христофора Митилинского 115) и др. От XV в. сохранилось 22 рукописи в основном библейского, литургического и богослужебного содержания, из к-рых выделяются Сборник 1433 г. 105) с особыми редакциями Хроники Иоанна Зонары и Жития серб. деспота Стефана Лазаревича, написанного Константином Костенечским, и Пролог стишной 47), написанный попом Иоанном Милошевым и его братом Николой в с. Пископие близ Дебара и включающий единственные списки 1-го Жития св. Наума Охридского и слав. перевода краткого Жития св. Климента Охридского Димитрия Хоматиана. От XVI в. осталось ок. 40 рукописей, в т. ч. ок. 30 богато украшенных Четвероевангелий, созданных на болг., серб. и молдо-влахийских землях, нек-рые с автографами книжника Иоанна Кратовского 12, 25, 26). Нач. XVI в. датируются происходящая из З. рукопись Творений Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника (Vindob. slav. N 14), представляющая единственный среднеболг. по орфографии список этого текста, и Торжественник минейный с триодными статьями, переписанный в Кратове Гюро Грамматиком (Ath. Zogr. N 109). От XVII в. сохранилось ок. 60 рукописей, большая часть к-рых была принесена в З. паломниками с болг. земель, а нек-рые были написаны по заказу мон-ря каллиграфами из Этрополе ( Караджова. 1995. С. 233-239). В 1-й четв. столетия в мон-ре книгописанием занимался св. Пимен Зографский ( Moussakova. 2005).

http://pravenc.ru/text/199949.html

Помимо древнейшего перевода И. к. с толкованиями, содержащегося в Чудовском списке 1394 г. и ряде др. списков восточнослав. происхождения, известно 2 позднейших, выполненных юж. славянами, причем существование 2-го установлено лишь недавно болгар. исследовательницей И. Христовой-Шомовой. Первый, перевод которого был выполнен в Хиландаре с греч. рукописи Эсфигменского мон-ря, представлен серб. ресавским списком 1412 г. (ГИМ. Син. 202) с послесловием переводчика (?) и писца инока Гавриила (подробное описание см.: Горский, Невоструев. 1875. С. 53-59, 63) и (возможно восходящим непосредственно к 1-му) среднеболгар. тырновским (Бухарест. БАН Румынии. Слав. 96), переписанным в 1503 г. в Зографском мон-ре по повелению митр. Сучавского Георгия известным книгописцем Виссарионом Хиландарским. Второй сохранился в 2 ресавских списках из б-ки Рильского мон-ря (Болгария): 1-й список - в составе сборника 4/4 (Л. 158-191), переписанного в 1456 г. Владиславом Грамматиком (см.: Христова Б. Опис на ръкописите на Владислав Граматик. Велико Търново, 1994. С. 11-24); 2-й - в отдельном списке посл. четв. XV в. 1/4. Толкования в списке Владислава Грамматика сильно сокращены, а во мн. случаях исключены полностью. Второй из этих переводов подробно исследован и издан (факсимильно и набором) по списку 1456 г. ( Христова-Шомова И. Книга на Йов с тълкувания в славянски превод. София, 2007). На рубеже XIV и XV вв. в книжной школе патриарха Тырновского свт. Евфимия был сделан новый перевод И. к., снабженный толкованиями более 20 визант. авторов; он сохранился в Сборнике 1456 г., переписанном Владиславом Грамматиком (Болгария. Б-ка Рильского мон-ря. 4/14), и в рукописи кон. XV в. (Там же. 1/4). В 1412 г. серб. книжник Гавриил из Хиландарского мон-ря составил новую редакцию мефодиевского перевода, сверив его с греч. рукописью из мон-ря Эсфигмен и сопроводив текст толкованиями Никиты, митр. Ираклийского, в основе к-рых лежат толкования диак. Олимпиодора Александрийского , ошибочно названного в заглавии автором (ГИМ. Син. 202; см.: Горский, Невоструев. Описание. 1857. Отд. 2. Ч. 1. С. 53-59).

http://pravenc.ru/text/578206.html

В мае 1521 г. З. получил статус ставропигиального мон-ря актом К-польского патриарха Феолипта I . Акту предшествовала жалоба братии патриарху на митрополита Фессалоники, к-рый настаивал на подчинении мон-ря ему (см.: Иванов. 1931. С. 546-547). В XVI или в нач. XVII в. в З. была сфабрикована т. н. Коломанова (Калиманова) грамота якобы 1192 г. (хотя царь Коломан I Асень правил Болгарией в 1241-1246), скрепленная настоящей печатью его отца, болг. царя Иоанна Асеня II. Хотя ее содержание было вымыслом, призванным узаконить нек-рые владения мон-ря, ее сведения о владениях обители в Охриде, в Струге, в Софии и на Дунае и упоминания исторических деятелей, взятые из древних несохранившихся грамот, могут быть достоверными ( Иванов. 1931. С. 602-608; Tch é r é missinoff. 1983. S. 17; Павликянов. 2005. С. 77-78). О хорошем экономическом состоянии З. в сер. XVI в. свидетельствует документ 1569 г. о выкупе мон-рем как частной собственности в 1568 г. земель, принадлежавших ему до конфискации османскими властями, имеются также упоминание о числе братии (48 монахов) и подробное описание монастырского комплекса и имущества. На территории монастыря находились церковь, трапезная, кухня, больница, 3 дома, 57 келлий, башня, пекарня, 2 хлева и 4 колодца; обитель имела владения на п-овах Афон и Халкидики, в долине р. Стримон, близ г. Серры и проч., а также ей принадлежали пристань, 19 домов, мастерская, 4 мельницы, 4 погреба, 10 хлевов, 3 сеновала, 127 га виноградников, 10 га садов, 10 га маслиновых рощ, 3 пасеки. Обитель имела 130 коз, 80 овец, 40 коров, 35 буйволов и 9 коней. Документы 1478, 1504, 1519, 1527, 1529, 1548, 1568, 1696 гг. дополняют этот список владениями на п-ове Касандра, близ Драмы, на о-ве Тасос и проч. ( Мердзимекис. 2001. С. 176-185; Он же. 2005. С. 459-471). В XVII в. З. поддерживал тесные экономические и культурные связи с болг. городами (София, Карлово, Дряново) и мон-рями Черепишским, Этропольским, Рильским. В Житии книжника прп. Пимена Зографского († 1618) сообщается, что во время проживания святого в мон-ре обитель владела в Софии храмами вмч. Георгия Победоносца и свт. Николая Чудотворца, а также 20 торговыми лавками. Согласно приписке 1622 г., братия З. сильно пострадала от чумы, а в выходной записи попа Манассии из Дрянова (работавшего в обители) на Октоихе гласов 5-8 (Ath. Zogr. slav. N 100; прежний шифр - II.r.9; см.: Порфирий (Успенский). 1880. С. 156; Иванов. 1931. С. 251) упомянуто, что в 1644 г. монастырскую пристань захватили «франки» (вероятно, венецианцы или зап. пираты). Во время Критской войны 1645-1649 гг. между Османской империей и Венецией мон-рь был разграблен вторично. Отношения с Россией, Украиной и Белоруссией

http://pravenc.ru/text/199949.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА ЗОГРАФСКИЙ Прп. Косма Зографский. Роспись парекклисиона Рождества св. Иоанна Предтечи мон-ря Зограф. 2-я пол. XVIII в. Прп. Косма Зографский. Роспись парекклисиона Рождества св. Иоанна Предтечи мон-ря Зограф. 2-я пол. XVIII в. [Болг. Козма Зографски] († 22.09.1323 (иногда в лит-ре указывается 1423)), прп. (пам. болг. 22 сент.; пам. рус. 23 февр. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных). Род. в Тырнове в семье благочестивых бояр. Получил хорошее образование. Когда родители захотели его женить, ушел на Афон в мон-рь Зограф. Вскоре удостоился видения, как Некая Жена управляет жизнью монахов на Св. Горе. От этого видения он смутился, но афонские старцы ему объяснили, что он видел Пресв. Богородицу. Был рукоположен во диакона, затем во иерея. По Божию указанию поселился в пещере недалеко от монастыря. Прославился дарами молитвы и прозорливости. Когда через 40 дней после его смерти насельники Зографа хотели перезахоронить его останки на территории мон-ря, они обнаружили, что те бесследно исчезли. Время составления Жития К. З. на греч. языке неизвестно, в 1802 г. протоигум. Евфимий перевел его на болг. язык. В мон-ре Зограф есть неск. его настенных изображений и иконы. В 2008 г. во имя К. З. впервые был освящен храм близ г. Стара-Загора (Болгария). Лит.: Служба и жumie прп. отца нашего Космы Зографскаго чудотворца. [Св. гора Атон], 1911. С. 23-44; BHG, N 393-393b; Партений (Стаматов), еп., Атанасий (Бончев), архим. Жития на светиите. София, 1974. С. 463-465; Χρυσοχοδης Κ. Παραδσεις κα πραγματικτητες στο Αγιον Ορος στ τλη το 15ου κα στς ρχς το 16ου ανα//Ο Αθως στος 14ο - 16ο ανες. Αθνα, 1997. Σ. 111-112, 114; Павликянов К. История на българския светогорски манастир Зограф от 980 до 1840 г. София, 2005. С. 110; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1. С. 13-21. Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.)

http://pravenc.ru/text/2458819.html

изгнала их с оружием в руках. Зографские монахи обратились с жалобой к проту Феофилакту и по решению совета в Карее (15 авг. 1051) территории К. и Каллиграфу были размежеваны (Actes de Zographou. 1911. N 4; Oikonomid è s. 1978. P. 1-2). К. также упоминается как сосед мон-ря Ксирокастр в акте о передаче последнего Великой Лавре (Actes de Zographou. 1911. N 2). Однако общепринятой датировки этого акта не существует: предлагаются варианты 1008, 1023, 1038 или 1098 г. ( Oikonomid è s. 1978. P. 2). Согласно «Повести о переписке царя Алексея с Николаем патриархом», кастамонитский игумен участвовал в посольстве монахов, отправленном к Алексею I Комнину по поводу изгнания с Афона влахов, и якобы приходился родственником императору ( Порфирий (Успенский). 2007. Т. 1. С. 588); по легендарной истории К., это был Иларион, ставший впосл. протом Св. Горы ( Oikonomid è s. 1978. P. 2; Actes de Kastamonitou. 1978. Append 2. P. 97). Главный вход в мон-рь Кастамонит Главный вход в мон-рь Кастамонит На протяжении XII - 1-й пол. XIII в. упоминания К. отсутствуют, что, очевидно, свидетельствует о скромной роли мон-ря, расположенного вдали от Кареи и не имевшего собственного представителя на великом собрании. В 1262 г. К. вновь появляется в акте, сохранившемся в мон-ре Дохиар, в связи с еще одним межевым спором из-за Каллиграфу (Actes de Docheiariou. 1984. N 7; Oikonomid è s. 1978. P. 2). Предполагают, что в 1278 или 1276 г. К. был разорен сторонниками Лионской унии. В авг. 1287 г. кастамонитский иером. Варфоломей подписал, вероятно в качестве игумена К., акт прота Иоанна (Actes de Lavra. 1977. N 79). Тот же Варфоломей присутствовал как игумен К. на собраниях в нояб. 1294, в 1296 и в нояб. 1310 гг. (Actes de Chilandar. 1975. N 9; Actes de Kastamonitou. 1978. N 2; Actes de Vatopédi. 2001. N 24). Преемником этого игумена, управлявшего К. более 23 лет, очевидно, был игум. Матфей, упомянутый в документе, датируемом 23 июня 1311 г. (Actes de Zographou. 1911. N 1). Следующим игуменом стал Виссарион, подписавший акты от 1313/14 и мая 1316 гг.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

на гравюре «Болгарские книжники» Н. Иванова из Пазарджика, отпечатанной в Белграде в 1858 г. ( Василиев. 1970. С. 114. Фиг. 15), на иконе 1860 г. тревненского иконописца Симеонова из ц. Св. Троицы в Свиштове. В 1863 г. иконописец Н. Тодорович изобразил К. молодым, а Мефодия - седым (Там же. С. 115. Фиг. 19). В росписи 1889 г. по сторонам входных ворот мон-ря св. Петки Мулдавской возле Асеновграда оба святых изображены пожилыми архиереями, над вратами - буквы кириллицы. Подобные изображения есть в соседних храмах: в Араповском мон-ре, в с. Хвойна, в с. Лесидрен близ Тетевена и др. Отличается образ 2-й пол. XIX в. из ц. К. и Мефодия в болг. г. Русе, на к-ром св. братья показаны в крещатых ризах и головных уборах с крестами, подобно изображениям свт. Кирилла Александрийского. На свитке в правой руке К. написана глаголица, а в раскрытой книге у Мефодия помещен кириллический текст. Подобная икона была создана Х. Молдау в 1902 г. для ц. К. и Мефодия в Зографском монастыре. На иконе 1861 г. Д. Зографа из ц. Пресв. Богородицы в Скопье К.- молодой, в монашеских одеждах, Мефодий - средовек в архиепископском облачении. Подобное изображение есть на гравюре 1867 г. из Хиландарского мон-ря, созданной по заказу проигум. Анфима Хиландарца из Тырнова. В небесном сегменте представлена Пресв. Богородица (Там же. С. 118. Фиг. 44). Монахом и архиереем соответственно изображены К. и Мефодий на фресках Н. И. Образописова в ц. вмч. Георгия в с. Долни-Лозен (ныне Лозен) близ Софии, на иконе 1886 г. Е. Попдимитрова в ц. Св. Троицы с. Горановци возле Кюстендила и на иконе 1886 г. Й. Недялкова в храме с. Байлово близ Софии. Вариантом парной композиции представляется иконография с аналоем (или столом) в центре, на к-ром лежит Свящ. Писание. На сев. стене Преображенской ц. часовой башни Зографского мон-ря в росписи 1869 г. К. и Мефодий показаны ровесниками, в одинаковых архиерейских облачениях, с митрами на головах, стоящими возле маленького столика, на к-ром лежит Евангелие, и держащими развернутый свиток с кириллицей; рядом св.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

N 7. P. 85). Ок. 1200 г. болг. мон-рь на А. несомненно существовал. В кратком Житии св. Симеона Сербского, написанном вскоре после смерти святого его сыном свт. Саввой, болгары упомянуты (наряду с греками, грузинами, сербами и русскими) в качестве национальной монашеской общины Св. Горы ( Сава, св. Сабрана дела. Београд, 1998. С. 184). В царствование Иоанна Асеня II (1218-1241) Зограф наряду с др. афонскими мон-рями пользовался покровительством этого правителя, «Сказание о Зографских мучениках» упоминает его вклады в обитель и построенный на его средства пирг. Во 2-й пол. XIII или в нач. XIV в. мон-рь пережил резкий упадок, о чем свидетельствует состояние его б-ки и архива, сохранивших лишь случайные книги и документы более раннего времени, что не может быть объяснено только их вывозом за пределы А. в Новое время. Показателем бедности монастырского собрания древностями уже в сер. XVII в. служит полное отсутствие зографских манускриптов среди привезенных с А. в 1655 г. Арсением (Сухановым). Это заставляет, несмотря на молчание греч. источников, признать в целом историчность известий слав. «Сказания о Зографских мучениках» о разграблении и сожжении обители в 1275 г. «Сказание» и частично примыкающие к нему по содержанию слав. версия «Повести о Ксиропотамском мон-ре» (известна в списках с XVI в.- Вишенский И. Сочинения. М.; Л., 1955. Прилож. С. 332-335) и «Рай мысленный» Стефана Святогорца (XVI в.) содержат довольно подробный рассказ о мученической смерти игумена, 21 инока и 4 мирян (см. Зографские мученики ), отказавшихся признать Лионскую унию и погибших в монастырском пирге, откуда их пытались выгнать с помощью огня и дыма лат. наемники. В огне погибла монастырская б-ка, состоявшая почти из 200 книг, и ризница. Возможно, мон-рь пострадал также в нач. XIV в., во время каталанских разбоев на А. Псалтирь. XIII в. (Зограф. Л. 69 об.— 70) Псалтирь. XIII в. (Зограф. Л. 69 об.— 70) После смерти имп.-униата Михаила VIII Зограф получил в 1289 г. от его сына и наследника Андроника II Палеолога хрисовул с подтверждением всех своих прав и владений.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Поликарпа Смирнского, бессребреников Космы и Дамиана и мч. Трифона ( Πεντζκης Γ. Ν. Αγιον Ορος: Ενας πλρης ταξιδιωτικς οδηγς. Αθνα, 2003. Τ. 2. Σ. 419). В соборе мон-ря хранятся 3 чудотворные иконы вмч. Георгия Победоносца. Фануилская (XIV в., отражает влияние т. н. палеологовского стиля - см.: Прашков, Шаренков. 1987. С. 155) расположена на пилоне юж. хора и связана с легендой об основании З. 3 братьями. История наименования иконы объясняется в легенде, согласно к-рой в мон-ре Фануил близ Лидды в Палестине на глазах у монахов пропал лик с иконы вмч. Георгия Победоносца, а позже игум. Георгию явился святой и рассказал, что нашел для своей иконы лучшее место, после его указания братия пришла на Афон и обнаружила икону в З. Воденский (Эдесский) епископ не поверил в нерукотворность иконы и презрительно ткнул ее пальцем, кончик пальца прирос к поверхности иконы, и его пришлось ампутировать (Вышний Покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. М., 1997р. С. 151-155). Аравийская икона (кон. XII - нач. XIII в.) размещена на пилоне сев. хора ( Прашков, Шаренков. 1987. С. 154-155); согласно легенде, она приплыла в лодке из Палестины; на сев. алтарном столбе находится молдав. (1456 или 1484) икона, подаренная молдав. господарем Стефаном III Великим. В мон-ре почитаются 2 чудотворные иконы Пресв. Богородицы. Акафистная Зографская икона Божией Матери , к-рая, по преданию, в 1275 г. предупредила братию о приближении латинян, хранится в Успенской ц. Икона «Епакууса» (Услышательница) пребывает в ц. равноапостольных Кирилла и Мефодия; согласно Житию прп. Космы Зографского, она услышала вопрос подвижника о выборе лучшего пути спасения и передала ему ответ Своего Сына ( 2005. С. 80). А. А. Турилов, Д. Чешмеджиев Разрез и план кафоликона З. является одним из самых больших на Афоне. В плане он представляет собой неровный прямоугольник, вытянутый с севера на юг. Обширный двор, в к-ром находится 2 храма, со всех сторон окружен жилыми зданиями и имеет широкие ворота с сев.

http://pravenc.ru/text/199949.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010