Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОБИХОД Чин Божественной литургии в Обиходе. XVI в. (до 1569 г.) (РГБ. Ф. 113. 240) Чин Божественной литургии в Обиходе. XVI в. (до 1569 г.) (РГБ. Ф. 113. 240) Термин в рус. церковном пении, имеет 2 значения. 1. Певч. книга, содержащая нотированные песнопения суточного богослужебного круга (всенощного бдения, повечерия, Божественной литургии и др.), а также годового подвижного богослужебного круга и различных чинов и таинств ( чаши заздравной , венчания брака , погребения , панихиды и др.). Название певч. книги объясняется тем, что содержащиеся в ней песнопения являются повседневными, обычными. По этой причине значительная часть таких песнопений, к-рые представляют 2 стилистических пласта древнерус. церковного пения - внегласовый и гласовый, столетиями не записывалась, а передавалась изустно. Песнопения О. не фиксировались в иных певч. книгах. В рукописной традиции название книги становится устойчивым только после ее формирования, к сер. XVII в.; оно появилось в нотированных рукописных книгах в 1-й пол. XVII в.: «Начало обихода всенощнаго бдения» (РНБ. Кир.-Бел. 654/911, 1-я пол. XVII в.), «Обиход на литоргии» (Там же. 586/843, нач.- 30-е гг. XVII в.), «Последование постнаго обиходу» (РНБ. Погод. 396, сер. XVII в.), «Начало постнаго обихода от недели мытаря и фарисея и во святой и великий пост» (Там же. 424, 2-я пол. XVII в.), «Обиход пасце» (РНБ. Солов. 621/662, кон. XVII в.), «Сия книги глаголемая Обиход великий» (Там же. 618/637, 3-я четв. XVII в.). Иные варианты заголовков данной книги также характеризуют ее содержание как повседневное и обычное: «Возследование нужнейших церковных потреб… вечерних, утренних и литургийных; и… постнаго пения и святыя пасхи и всея светлыя недели» (Там же. 621/662). Прототипом О. является визант. певч. кн. Аколуфии , сформировавшаяся в XIV-XV вв. и так же, как и О., содержащая неизменяемые песнопения суточного круга. Напр., рукопись «Аколуфии, составленные маистром кир Иоанном Кукузелем, от начала великой вечерни до окончания Божественной литургии» (Athen. Bibl. Nat. gr. 2458, 1336 г.) включает песнопения, входившие в состав 2 др. певч. книг - Псалтикона и Асматикона , а также иные песнопения служб суточного круга. Кроме того, имеется ряд параллелей в словесном тексте песнопений, впосл. составивших О., и дополнительных разделов Кондакарей (мелос песнопений Кондакарей не расшифрован, поэтому нет возможности судить о мелодическом соответствии).

http://pravenc.ru/text/2578051.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ Стихира-осмогласник в Неделю Православия мон. Иоакима (Иоанна) Харсианита. Певческий сборник письма Акакия Халкеопулоса. Нач. XVI в. (Athen. Bibl. Nat. 917. Fol. 107) Стихира-осмогласник в Неделю Православия мон. Иоакима (Иоанна) Харсианита. Певческий сборник письма Акакия Халкеопулоса. Нач. XVI в. (Athen. Bibl. Nat. 917. Fol. 107) (Иоанн) Харсианит, мон., доместик Сербии, мелург. По мнению совр. исследователей, мелурги Иоаким и Иоанн, чьи имена встречаются в греч. нотированных рукописях XV - нач. XVI в. с определением «Харсианит» (греч. το Χαρσιαντου),- одно и то же лицо. Наличие 2 имен объясняется по-разному. По одной версии, Иоанн - это мирское имя, а Иоаким - монашеское. По др. версии, имя Иоанн было получено при постриге в великую схиму. Иоакимом мелург назван в рукописях Ath. Ivir. 544 (1453 г.), 1120 (1458 г.), Athen. Bibl. Nat. 928 (3-я четв. XV в.), Ath. Vatop. 1495, (2-я пол. XV в.), а Иоанном - в рукописях Ath. Konstamon. 86 (1-я пол. XV в.), Ath. Vatop. 1528 (сер. XV в.), Athen. Bibl. Nat. 886 (2-я пол. XV в.), 917 (нач. XVI в.). Прозвище Харсианит указывает либо на мон-рь в честь Богородицы Перивлепты, основанный в К-поле Иоанном (в монашестве Иов) Харсианитом в сер. XIV в., либо на место рождения мелурга (фема Харсиан в Каппадокии), возможно являясь в этом случае его родовым именем. В пользу последнего предположения говорит то, что в нек-рых рукописях, где мелург назван Иоанном Харсианитом, отсутствует определение «монах» (см., напр.: Ath. Vatop. 1528. Fol. 84, сер. XV в.). Стих «И путь нечестивых погибнет» (Пс 1. 6) Иоакима (Иоанна) Харсианита. Певческий сборник письма мон. Матфея. 1453 г. (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 38) Стих «И путь нечестивых погибнет» (Пс 1. 6) Иоакима (Иоанна) Харсианита. Певческий сборник письма мон. Матфея. 1453 г. (Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 38) Ремарка «доместик Сербии» при имени И. присутствует в немногих ранних рукописях, относящихся ко времени падения К-поля (Ibid. 1528. Fol. 84: Ιωννου το Χαρσιαντου, δομεστκου Σερβας; Athen. Bibl. Nat. 2406. Fol. 254-254v, 421-422, 1453 г.: κρ Ιωακεμ μοναχο το Χαρσιαντου κα δομεστκου Σερβας). Как отмечает А. Яковлевич, в период правления Георгия Бранковича (см. ст. Бранковичи ) и его супруги Ирины Кантакузины (гречанки) мн. греки-беженцы переселились в Сербию, вероятно тогда И. получил этот чин и жил нек-рое время в Сербии. М. Велимирович, сопоставляя появление И. в Сербии и аналогичный случай с Мануилом Хрисафом , полагает, что оба они были дипломатическими курьерами, к-рые благодаря монашескому чину и авторитету псалтов могли безопасно пересекать вражеские территории. Велимирович также отмечает, что эти данные об И. являются древнейшим датированным упоминанием о Сербии в связи с визант. музыкой.

http://pravenc.ru/text/468899.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вел. кн. Димитрий Александрович. Гравюра. 1819 г. (РГБИ) (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294, близ Волока Ламского), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами), 2-й сын вел. кн. Владимирского св. Александра Ярославича Невского , брат св. кн. Даниила Александровича , отец св. кнг. Марии Димитриевны (в иночестве Марфы), 2-й супруги кн. св. Довмонта (Тимофея) . Д. А. впервые упоминается в Новгородской I летописи под 1259 г., когда отец посадил его наместником в Новгороде вместо старшего сына Василия, отказавшегося выполнить приказ вел. князя и принять в городе ордынских численников. В 1262 г. вместе с дядей кн. Ярославом (Афанасием) Ярославичем Д. командовал объединенными войсками Новгорода, Пскова и княжеств Сев.-Вост. Руси в походе на Дерпт (совр. Тарту, Эстония), предпринятом по приказу вел. кн. Александра Невского и завершившемся победой русских войск. Зимой 1263/64 г., после смерти Александра Невского, новгородцы сместили Д. А. с княжения, «зане князь зело мал бяше» (НПЛ. С. 84). Д. А. вокняжился в Переяславле Залесском. Поход князей Димитрия Александровича и Ярослава Ярославича на Дерпт. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 29 об.) Поход князей Димитрия Александровича и Ярослава Ярославича на Дерпт. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 29 об.) В 1268 г. Д. А. по просьбе новгородцев оказал им помощь в войне с Ливонским орденом. 18 февр. он разгромил рыцарское войско у замка Раквере (Раковор). В ливонской «Рифмованной хронике» говорится, что «король Дмитрий был героем: с пятью тысячами русских избранных воинов предпринял он наступление, когда другие войска его отступили» ( Матузова В. И. , Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь, кон. XII - 1270 г.: Тексты, пер., коммент. М., 2002. С. 249). В псковской «Повести о Довмонте» (2-я четв. XIV в.) Д. А. прославляется как защитник правосл. Руси: «И бысть сеча велика с погаными немцы на поле чисте, помощию Святые Софеи, Премудрости Божии, и Святые Троицы немецкие полки побиша... И славна бысть вся земля... страхом грозы хрбрьства князя Дмитрея и зятя его князя Довмонта» ( Охотникова. С. 190). Однако общая неудача военной кампании 1268 г. привела к тому, что Д. А. вынужден был оставить Новгород.

http://pravenc.ru/text/178187.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона. 90-е гг. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца Снетогорского мон-ря) Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона. 90-е гг. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца Снетогорского мон-ря) († 4.03.1299), прмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Снетогорский, Псковский, игум. Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря. Игумен и иноки Снетогорского мон-ря были убиты рыцарями католич. Ливонского ордена во время нападения на Псков и его окрестности в нач. марта 1299 г., тогда же погибли настоятель (см. Василий Мирожский ) и насельники псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря . Сообщение об этом событии содержится в псковских летописях, включающих «Сказание о благовернем князи Домонте и о храбрости его» 2-й четв. XIV в.: «Изгониша немци изгонною ратью посад у Пскова в лето 6807-е месяца марта в 4 день, на память святого мученика Павла и Ульаны, и избиша игумены. Тогда убиен бысть Василей, игумен святого Спаса, Иосиф презвутер, Иоасаф, игумен Святой Богородицы Снятной горе, и с ними 17 мних; и черньца, и черници, и убогыа, и жены, и малыа детки» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 18, 86; ср.: Там же. Вып. 1. С. 14 (во 2-м случае не названо число убитых)). В число погибших 17 монахов, очевидно, включены монахи Мирожского и Снетогорского монастырей. Сведения о них, вероятнее всего, были заимствованы агиографом или летописцем из монастырских синодиков. После того как 5 марта немцы были разбиты дружиной св. кн. Довмонта , псковичи обрели тела убитых монахов. По мнению Н. И. Серебрянского , И. мог быть основателем пригородной псковской обители на Снетной (Снятной) горе, т. к. мон-рь ранее 1299 г. не упоминается. Свт. Дионисий, архиепископ Суздальский и Нижегородский , посетив в 1382/83 г. Псков в качестве патриаршего экзарха, выдал Снетогорскому мон-рю уставную грамоту, в к-рой, в частности, записано: «Приде же в слухи наша и се, яко ктитор сего честнаго монастыря, рекше создатель, создав сий монастырь, и братью совъкупив, и устав въведе святых отець общее житие, яже многым наказанием известив и клятвами утвердив» (ПДРКП. Ч. 1. 24. Стб. 210). Вероятнее всего, И. не был создателем обители, поскольку церковные правила запрещали ктиторам быть игуменами мон-рей (см. в ст. Игумен ).

http://pravenc.ru/text/578060.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Николаевский Непоротовский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. Николаевский Непоротовский мон-рь. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Николаевский Непоротовский мон-рь «Галиц») (Черновицкой и Буковинской епархии УПЦ), находится в урочище Монастырь, к северо-востоку от с. Галица Сокирянского р-на Черновицкой обл. (Украина). XII - кон. XVIII в. Изучение истории Н. Ч. м. осложняет полное отсутствие письменных источников о нем до 2-й пол. XVIII в. По мнению археолога Б. А. Тимощука, обитель возникла не позднее XII в. ( Тимощук. 1984. С. 84) рядом с пограничным древнерус. г. Кучелмин, к-рый исследователь отождествил с городищем в урочище Галица на берегу р. Каютин, близ ее впадения в Днестр (Там же. С. 85). Это отождествление в 2000-х гг. было поддержано археологом С. В. Пивоваровым. Основной монастырский пещерный комплекс (по подсчетам Б. Т. Ридуша, включает 21 помещение; см. Piдyш. 2000. С. 110) располагается на правом склоне Галицкого оврага (схему см.: Там же; Мандзяк. 2016. С. 299). Площадь самых маленьких помещений бывших часовен и кладовых составляет 2×2 м и до 2 м в высоту, хозяйственные помещения и кельи достигают размеров 3×3,5 м и до 3,5 м в высоту ( Piдyш. 2000. С. 114). Пещерный храм занимал наиболее значительное помещение (4×8 м и 3,5 м в высоту), поднятое на 3 м выше келий, в к-рое вела каменная лестница, в нем сохранились остатки штукатурки на стенах и фрагменты крупных деревянных балок; портал храма был выложен каменной кладкой (Там же. С. 115). Первоначально и вплоть до 1-й четв. XIX в. пещерный храм и весь мон-рь, вероятно, имели посвящение св. Георгию Победоносцу ( Щеглов. 1898. С. 509). Неподалеку от основного монастырского комплекса располагались еще неск. пещер. К востоку от него, примерно в 50 м, расположена т. н. пещера пустынника (ширина 4,2 м, длина 4,5 м) с выдолбленной в скале гробницей и нишей в сев.-вост. части помещения (возможно, служила алтарем). В этой пещере были обнаружены осколки глиняной посуды, датируемые XV-XVI вв. Напротив основного монастырского комплекса, на левом склоне Галицкого оврага, исследовались 3 пещеры. На скале между ними и в одной из пещер были обнаружены изображения крестов различного вида и размера, отдельных букв и знаков. По иконографии некоторые изображения относятся исследователями к периоду не позднее XIII-XIV вв. ( Piдyш. 2000. С. 118, 125). В скальной стенке к западу от монастырского комплекса был исследован 3-нефный грот (длиной 44 м, глубиной 5,6 м, в среднем нефе высота стен достигает 5,6 м). На юж. стене среднего нефа вырезаны 17 изображений крестов, на вост. стене расположена прямоугольная полуниша для установки иконы. В гроте обнаружены осколки керамики XVI-XVIII вв. (Там же. С. 118).

http://pravenc.ru/text/2566194.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОВРУЧСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя свт. Василия Великого. Ок. 1190 г. Реконструкция по проекту А. В. Щусева, 1904–1906 гг. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Томашевский Церковь во имя свт. Василия Великого. Ок. 1190 г. Реконструкция по проекту А. В. Щусева, 1904–1906 гг. Фотография. 2013 г. Фото: А. П. Томашевский (Овручской и Коростенской епархии УПЦ), находится в г. Овруче Житомирской обл. (Украина). Основан в 1909 г. Является преемником средневековых Спасо-Васильевского и Заручаевского Успенского монастырей г. Овруча. На месте О. м. находился древний деревянный храм свт. Василия Великого, возведение к-рого позднейшее предание приписывает равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу (см.: Казанский. 1911). В люстрации г. Овруча за 1519 г. упоминается каменный храм: «Также на высокой горе стоит каменная церковь Васильевская; говорят люди старые, была когда-то златоверхая, но уже от незапамятных лет неприятелями огнем сожжена и совсем испорчена и разбита» (АрхЮЗР. Ч. 7. Т. 2. С. 12 (2-я паг.)). Большинство историков и археологов считают строителем каменного храма кн. Рюрика (Василия) Ростиславича († 1210?). Овруч до 1194 г. являлся неофиц. столицей владений кн. Рюрика, т. к. его старший киевский соправитель Святослав (Михаил) Всеволодович правил непосредственно в Киеве. Не исключено, что именно на Васильевской горе располагался древнерус. княжеский двор, на к-ром кн. Рюрик Ростиславич построил ктиторскую церковь. В 1990 - нач. 2000-х гг. в ходе археологических исследований на Васильевской горе вокруг церкви и монастырских зданий, на огородах частных владений учеными на площади ок. 2,5 га был обнаружен подъемный материал XII-XIV вв. и более позднего времени. Комплексный анализ культурного слоя, а также граффити на штукатурке, относящиеся к 1192 г., дали основание археологам датировать строительство церкви посл. четв. XII в. (до 1192) ( Раппопорт. 1972; Он же. 1982; Томашевський. 2004).

http://pravenc.ru/text/2578159.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛИЦКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ 1144 г. (ГИМ. Син. 404), древнейшая точно датированная слав. рукопись Евангелия тетр, старшая из известных датированных галицко-волынских рукописей. Кодекс в совр. виде состоит из 260 л. пергамена размером 23 ´ 16. Основная часть рукописи (собственно Г. Е.), содержащая евангельский текст (л. 1-228), переписана, согласно записи безымянного писца на л. 228, за 50 дней - с 1 окт. по 9 нояб. 1144 (6652) г. Место создания кодекса в записи не указывается, происхождение рукописи устанавливается по языковым особенностям. Каллиграфическое письмо этого кодекса обнаруживает довольно близкое сходство (но не тождество) с почерком писца Христинопольского (Городисского) Апостола толкового сер. (?) XII в.- рукописи также южнорус. (вероятнее всего, галицко-волынского) происхождения. Эта часть Г. Е. украшена 4 инициалами (в начале каждого из Евангелий) старовизант. стиля с раскраской. Заставка перед месяцесловом в Галицком Евангелии. 1144 г. (ГИМ. Син. 404. Л. 242 об.) Заставка перед месяцесловом в Галицком Евангелии. 1144 г. (ГИМ. Син. 404. Л. 242 об.) В кон. XIII - нач. XIV в. кодекс был дополнен листами 229-260, содержащими синаксарь и месяцеслов, возможно написанные взамен утраченных первоначальных. В правописании этой части Г. Е. также прослеживаются галицко-волынские особенности, а ее письмо обнаруживает близкое сходство с каллиграфическими почерками совр. ей рукописей этого региона, такими как отрывки Евангелия апракос из Народного музея в Праге (1 Dc 2/10) кон. XIII в. и Пандекты Антиоха Черноризца 1307 г. (Львов. Нац. музей. Рк 48/257). Она украшена 2 заставками (в т. ч. перед месяцесловом на л. 242 об. крупной полихромной старовизант. стиля) и контурными инициалами с подкраской. До посл. четв. XVII в. Г. Е. бытовало в регионе создания. Вскоре после написания дополнительной части кодекс был вложен неким Яковом, написавшим на л. 111 об. поминание себя и своих близких, в неустановленный храм (начало записи выскоблено). В 1576 г. на книге, находившейся в то время в кафедральном храме в Крылосе (ныне село в Ивано-Франковской обл., Украина), расписался еп. Гедеон (Балабан) . К 1679 г. Г. Е. оказалось в Молдавии, у Сучавского митр. Досифея, к-рый, судя по записи на том же л. 228, намеревался вернуть его в Крылос, но рукопись вскоре оказалась в Москве, у справщика иером. Тимофея, после смерти к-рого в 1699 г. поступила в б-ку Московского Печатного двора (с 1721 Синодальная типография). В 1786 г. Г. Е. в числе др. древних книг по имп. указу было передано в Московскую Синодальную б-ку, в составе к-рой поступило в 1920 г. в ОР ГИМ.

http://pravenc.ru/text/161545.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕНЗУРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ Мотет Филиппа де Витри «In nova fert». Фрагмент рукописи «Роман о Фовеле». Ок. 1317 г. (Paris. fr. 146. Fol. 44v) Мотет Филиппа де Витри «In nova fert». Фрагмент рукописи «Роман о Фовеле». Ок. 1317 г. (Paris. fr. 146. Fol. 44v) Разновидность западноевроп. муз. нотации, применявшаяся для записи вокального полифонического многоголосия во 2-й пол. XIII - нач. XVII в. Совр. название М. н. восходит к терминологии, к-рая была введена уже в самых ранних зап. трактатах по муз. ритму (сер. XIII в.) для обозначения новой, метризованной полифонической музыки (лат. musica mensurabilis - размеренная музыка, cantus mensurabilis - размеренное пение, в противоположность cantus planus - ровному пению, т. е. одноголосному григорианскому пению ) и ее основополагающих свойств (mensura - мера; mensuratio temporis - измерение времени). Термин «мензуральная» фиксирует способность нотации точно передавать длительности нот и пауз посредством графических знаков («фигур») и их комбинаций. Различают т. н. черную (примерно до 1450) и белую (примерно после 1450) М. н. Знаки черной нотации происходят от символов римской квадратной нотации , служившей для передачи григорианского пения. Характерная для этих знаков квадратно-ромбовидная форма зачерненных нотных головок объясняется удобством ее начертания с помощью имевшегося писчего инструментария. Переход к белой нотации, в к-рой нотные головки крупных длительностей не закрашивались, обусловлен гл. обр. заменой пергамена на бумагу (заимствованную из Китая в XIII-XIV вв.). М. н. развилась из модальной нотации - самой ранней в истории западноевроп. многоголосия системы письменной фиксации музыки с последовательным нотированием ритма. Принципы модальной нотации были впервые изложены Иоанном де Гарландиа в трактате «De musica mensurabili» (О мензуральной музыке; 2-я четв.- сер. XIII в.). Модальная нотация передавала ритмику полифонического репертуара школы Нотр-Дам , примерно с 60-х гг. XII в. этот репертуар стал подвергаться ритмизации. В результате приспособления античной стопной метрики к условиям многоголосной литургической музыки sine littera (без текста) образовались ритмические модусы (по Иоанну де Гарландиа, их 6), подчиненные единой счетной мере в 3 единицы времени (в 3 темпуса).

http://pravenc.ru/text/2562984.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНОН Мч. Конон Исаврийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 102 об.) Мч. Конон Исаврийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 102 об.) (I в.), исп. Исаврийский (пам. 5 марта; пам. визант. 6, 8 марта, 4 нояб.). Источники Основным источником сведений о жизни К. является пространное Мученичество и чудеса святого Конона Исаврийского (BHG, N 2077) из Минология (Минеи-Четьи), изданного в 1934 г. Р. Траутманом и Р. Клостерманом по рукописи Vat. gr. 1669, X в. Текст также содержится в 3 др. списках: Vat. gr. 1629 (фрагмент), X в.; Vat. gr. 1256, XVI в., и Vat. Ottob. gr. 358, XVII в. Слав. перевод данной редакции, выполненный в Болгарии в X в., вошел в Супрасльский сборник XI в., в Волоколамскую Минею посл. четв. XV в. (РГБ. Вол. 595) и в ВМЧ (ВМЧ. Март, дни 1-11. Л. 50-57). Более краткое Житие и мученичество преподобного отца нашего Конона Исаврийского (BHG, N 2078) содержится в Императорском Минологии («Царская Минея») 1034-1041 гг., опубликованном В. В. Латышевым. В 1985 г. Ф. Алькен издал по рукописи Patm. 736, XIV в. еще одну дометафрастовскую пространную редакцию Жития К. (BHG, N 2079) с франц. переводом. В рукописи Vat. lat. 6188, XVI в. сохранился перевод на лат. язык греч. сказания о К., выполненный, вероятно, кард. Гульельмо Сирлети. Сохранилось 3 редакции Жития К. на груз. языке: под 5 марта - кименная (оригинальная) (Ath. Iver. georg. 8. Fol. 332-334v, X в.; НЦРГ. Н 341. Л. 604-610, XI в.; Bodl. 1. Fol. 2-5, XI в.; НЦРГ. S 139. Л. 625-627, XVIII-XIX вв.; Кут. 320. Л. 63-66 об., 1818 г.; также в агиографическом сборнике XVIII в. (Л. 56-59) в Цагерском краеведческом музее (Грузия)) и метафрастическая (расширенная) (Кут. 2. Л. 71 об.- 93, XVI в.); под 6 марта - синаксарное сказание, составленное в XI в. прп. Георгием Святогорцем и включенное им в сб. Великий Синаксарь (Ath. Iver. georg. 30, Sinait. iber. 4, Hieros. Patr. georg. 24/25, НЦРГ. А 97, А 193, Н 2211, все XI в.). Житие

http://pravenc.ru/text/1841964.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУЛИКОВСКАЯ БИТВА Сражение 8 сент. 1380 г. объединенных войск правителей княжеств Сев.-Вост. Руси под предводительством блгв. вел. кн. Владимирского и Московского Димитрия Иоанновича Донского и его союзников из др. княжеств против войск хана Тюляка (Тулунбека) и его темника Мамая на Куликовом поле в устье р. Непрядвы (правый приток Дона). Источники Главными источниками о К. б. являются: памятники «Куликовского цикла», созданные преимущественно в кон. XIV - 1-й четв. XVI в. (Краткая и Пространная летописные повести, «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»), древнерус. краткие летописцы и общерус. летописные своды, синодики, сохранившие имена павших в битве на Дону, московско-рязанский договор от 2 авг. 1381 г., Повесть о житии и преставлении св. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского, Житие прп. Сергия Радонежского, послание Ростовского архиеп. Вассиана (Рыло) на р. Угру 1480 г., Хронограф Русской редакции, Синопсис , Сказание об обретении чудотворной иконы свт. Николая Чудотворца на Угреше, родословные росписи княжеско-боярских и дворянских служилых фамилий кон. XV - XVII в. Прибытие перед Куликовской битвой к Московскому вел. кн. св. Димитрию посланцев с благословением на победу. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 249) Прибытие перед Куликовской битвой к Московскому вел. кн. св. Димитрию посланцев с благословением на победу. Миниатюра из Жития прп. Сергия Радонежского. Кон. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21/М. 8663. Л. 249) Памятники «Куликовского цикла» продолжили лит. традиции описаний битв, к-рые были известны читателям по таким переводным памятникам, как «Иудейская война» Иосифа Флавия и «Александрия», а также по текстам оригинальных древнерус. источников - «Повесть временных лет» , «Слово о полку Игореве» и др. В составе летописных сводов до нас дошла «Повесть» о К. б. в 2 редакциях: Краткой - «О побоище на Дону» (создана вскоре после битвы, сохранилась в Рогожском летописце 1-й пол. 40-х гг. XV в., Троицком и Комиссионном списках Новгородской I летописи младшего извода сер. XV в., Симеоновской летописи кон. XV в. и Первом Белорусско-Литовском своде нач. XVI в.), а также Пространной редакции, составленной на основе «Повести о житии Александра Ярославича Невского», кратких редакций «Повести...», Синодика, «Чтения» о святых Борисе и Глебе (в составе общерус. летописных сводов, начиная с Новгородско-Софийского свода сер. XV в.). К несохранившейся первоначальной (авторской) версии поэмы «Задонщина», по мнению ряда исследователей созданной бывш. брянским боярином Софонией Рязанцем, восходят Краткая (Кирилло-Белозерский список инока Евфросина ) и Пространная редакции памятника, отразившиеся в 4 списках. Недошедшая Сводная редакция представлена в позднейшей переработке - Синодальной редакции «Задонщины».

http://pravenc.ru/text/2462231.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010