Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛОБУКОВ КАШИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Клобуков (Клобуков, Клабуков) Кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Тверской и Кашинской епархии Тверской митрополии), находится в г. Кашине Тверской обл., на левом берегу р. Кашинки, при впадении в нее р. Вонжи. XIV-XX вв. Клобуков Кашинский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1900 г. (ГПИБ) Клобуков Кашинский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1900 г. (ГПИБ) Первоначально мужской, до XVII в. К. м. являлся одним из 3 (вместе с Димитриевским и кашинским в честь Сретения Господня ) мон-рей, окружавших удельный г. Кашин. К. м. основан не позднее 2-й пол. XIV в. Косвенно об этом свидетельствуют сведения Жития прп. Макария Калязинского (Колязинского), к-рый подвизался в К. м. в 20-30-х гг. XV в. Наименование К. м. включает в себя 2 компонента: посвящение, вероятно, единственного до посл. четв. XVII в. соборного храма во имя свт. Николая Чудотворца; версии о значении 1-й части названия - Клобуков, известного по документам с XV в., имеют и легендарное и топонимическое объяснение. Наиболее ранняя легендарная версия, записанная в ВМЧ свт. Димитрия (Савича (Туптало)) XVIII в., связывает это название с находкой на месте основания обители клобука, упавшего с головы свт. Иоанна, архиепископа Новгородского , направлявшегося в Иерусалим. Др. авторы связывают происхождение именования К. м. с фамильным прозвищем землевладельца той местности, где построена обитель. Однако нельзя исключить, что название происходит от рельефа местности нагорной части р. Кашинки, где построена обитель,- формы изгиба реки, напоминающей каблук; местное название формы некоторых возвышенностей - «клобук» ( Мурзаевы Э. и В. Словарь местных геогр. терминов. М., 1959. С. 110). Не позднее XVI в. к К. м. был приписан Введенский муж. мон-рь, находившийся за оградой, «подле... на Кашинке реке на берегу против Святых ворот» (АСЭИ. Т. 3. 176. С. 191-192). Введенский мон-рь был пожалован К. м. по грамоте от 2 окт. 1510 г. дмитровским и кашинским кн. Юрием Ивановичем. В Смутное время , в нач. XVII в., Введенская обитель запустела. В писцовой книге 1628/29 г. указывается: «Под монастырем слободка, а в ней храм Пресвятыя Богородицы Введения, древян верх шатром» ( Архангелов. 1909. С. 11). Т. о., после запустения мон-ря оставался действующим храм, ставший приходской церковью г. Кашина, очевидно, уже с XVII в.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Димитриев Прилуцкий монастырь Статья из т. 14 «Православной энциклопедии». Москва, 2006 г. Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Гос-подня мужской монастырь (Вологодской и Великоустюжской епархии), в г. Вологде (микрорайон Прилуки), на лев. берегу р. Вологды. Название Прилуцкий получил от речной излучины - «луки», при к-рой расположен. Основан прп. Димитрием Прилуцким во 2-й пол. XIV в., вероятно в период между 1378 и 1382 г. Впервые Д. м. упоминается в «Уставе Святыя горы» (кон. XIV в.) - послании архим. нижегородского Печерского мон-ря Досифея ученику прп. Димит-рия, настоятелю мон-ря «святаго Спаса на Вологде в Прилуце» священноиноку Па-хомию (Никольский. Мат-лы. С. 141-144). Сведения о начале и ранней истории Д. м. содержатся в Житии прп. Димитрия Прилуцкого, написанном в 3-й четв. XV в. игум. Д. м. Макарием (сохр. более чем в 220 списках кон. XV-XIX в.). Согласно Житию, покинув Переславль, прп. Димитрий вместе с учеником иноком Пахомием остановился в Авнежской вол., при слиянии рек Великая и Лежа, постро-ил ц. в честь Воскресения Христова (ныне с. Воскресенское Грязовецкого р-на Воло-годской обл.). Однако через нек-рое время святой был изгнан местным населением, опасавшимся, что их земля и села впосл. могут стать монастырскими. Прп. Димит-рий вместе с иноком Пахомием переселился в Вологду, где, по преданию, жил на окраине города, в доме мастера-кожевенника. Узнав, что в окрестностях города нет ни одного общежительного мон-ря, прп. Димитрий нашел место для устроения но-вой обители «на Прилуце», в неск. верстах от города, на левом берегу р. Вологды. Местные жители - некий «благонарочитый муж» Илия и его сосед Исидор, по про-звищу Выпряг - предоставили преподобному поле для основания обители. Соглас-но Минейной редакции Жития прп. Димитрия, для устроения Д. м. они даже пренеб-регли взошедшими на поле озимыми, повелев уничтожить «уже свершанныи класы». На месте, к-рое благословил прп. Димитрий, был поставлен крест, впосл. находив-шийся в мон-ре (не сохр.). Вскоре с помощью жителей Вологды и окрестных селе-ний была построена деревянная ц. в честь Происхождения Честных Древ Животво-рящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). С левой стороны от алтаря в нем было устроено молитвенное место для игумена, по его просьбе огороженное доска-ми. Согласно Минейной редакции Жития, строительству Д. м. содействовал вел. кн. Московский Димитрий Иоаннович Донской, приславший по просьбе прп. Димитрия «милостыню» для «монастырского строения». Кроме келий, трапезной, поварни имелось помещение, где принимали и кормили «странников», а также б-ка. В 2 вер-стах от мон-ря на небольшом «селище» выращивался хлеб.

http://sedmitza.ru/text/569246.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИКИЕВСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ [Аникиево] (БАН. 34.7.3), литургическое Евангелие тетр с предисловиями и месяцесловом, написанное на бумаге с водяными знаками в 10-20-х гг. XV в. (датировано в 80-х гг. XX в. по водяным знакам О. П. Лихачёвой; ранее, основываясь на анализе почерка, исследователи относили создание А. Е. к кон. XV в.). А. Е. представляет собой высокий образец каллиграфии, книжной миниатюры и орнаментики. Название получило по имени владельца, свящ. Антония Аникиева, вложившего книгу в 1633 г. в храм Воскресения Христова (местонахождение неизвестно); в 1764 г. рукопись приобретена Б-кой имп. АН у книготорговца и собирателя И. Подломаева. Обстоятельства создания А. Е. и его ранняя история неизвестны, рукопись, несомненно, выполнена и украшена в крупной книгописной мастерской, вероятно московской, и является памятником, ярко отражающим результаты «второго южнославянского влияния» кон. XIV-XV в. на рус. книжную культуру. Кодекс написан каллиграфическим «младшим» полууставом, восходящим к почеркам южнослав. литургических рукописей сер.- 2-й пол. XIV в., правописание выдержанное среднеболг., без малейшего проявления восточнослав. особенностей. Вследствие этого начиная с XIX в. и вплоть до недавнего времени А. Е. считалось болг. рукописью, написанной в Молдавии или Валахии, хотя сколь-либо близкие ему аналогии как в письме, так и в оформлении слав. памятников, вышедших из румын. скрипториев, отсутствуют. Аникиевское Евангелие. 10–е гг. XV в. (БАН. Л. 148) Аникиевское Евангелие. 10–е гг. XV в. (БАН. Л. 148) 4 большие заставки А. Е. (перед каждым из Евангелий) исполнены при помощи «балканского» орнамента, состоящего из переплетения кругов и ромбов. Рисунок отличается абсолютной плоскостностью (в отличие от того же орнамента в балканских рукописях). Подобный орнамент встречается в рус. рукописях нач. XV в., в частности московских (заставка 1-й четв. XV в. в «Евангелии Кошки» (РГБ. Ф. 304. Л. 4)). Особенность заставок А. Е.- исключительное богатство исполнения с обильным применением золота и ярких фонов - синих, зеленых, желтых и оранжевых. А. Е. является 1-й по времени среди сохранившихся роскошных рус. рукописей, украшенных «балканским» орнаментом. Традиция, сложившаяся в 1-й трети XV в., нашла яркое продолжение в оформлении рус. книг последующего периода, особенно 2-й пол.- кон. XV в.

http://pravenc.ru/text/115484.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ЛАСКАРЬ [Пигонит, Сирпаган, Каломисид; греч. Ιωννης Λσκαρης, Πηγωντης, Συρπγανος (Σηρπγανος), Καλομισδης] (2-я пол. XIV - после 1425), визант. мелург и певчий. Имя И. Л. достаточно часто встречается в греч. певч. рукописях (самое раннее упоминание - Ath. Laur. Ε. 108, посл. четв. XIV в.), иногда с дополнительным определением «с Крита», часто с прибавлением одного из прозвищ: Пигонит, Сирпаган (το Συρπαγνου), Каломисид. Ласкарь, вероятно, является родовым именем и указывает на принадлежность мелурга к знатному визант. роду. По мнению М. Велимировича , прозвища Пигонит и Сирпаган могут восходить к названию к-польского квартала Пиги (α Πηγα), причем во 2-м случае корень топонима мог быть искажен из-за неправильного произношения и мог получить префикс συρ-, имеющий, согласно Г. А. Острогорскому , западный источник. Значение прозвища Каломисид неизвестно, но оно похоже на обычную греч. фамилию с типичным окончанием -δης, указывающим на происхождение из обл. Понт. Схема гласов Иоанна Ласкаря. Миниатюра из Пападики. XV в. (Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 224) Схема гласов Иоанна Ласкаря. Миниатюра из Пападики. XV в. (Athen. Bibl. Nat. 2401. Fol. 224) Нек-рые детали биографии И. Л. стали известны из обнаруженного М. Манусакасом в гос. архивах Венеции судебного дела по инциденту, происшедшему 6 окт. 1418 г. в ц. Вифлеема в Кандии (Хандаксе, ныне Ираклио) на Крите между И. Л. и протопсалтом Кандии Иммануилом Савио, а также 3 правосл. священниками. Дело содержит 13 документов: иск Савио к И. Л. (от 8 окт. 1418), ответ И. Л. на обвинение (от 17 окт. 1418), 10 свидетельских показаний (с 10 по 22 окт. 1418) и решение герцога об осуждении И. Л. и о его высылке с Крита в 8-дневный срок (от 26 окт. 1418). И. Л. был обвинен в неоднократном оскорблении протопсалта, протоиерея и иереев во время совершения треб и в том, что в указанный день во время панихиды он, «демонстративно встав возле протопсалта, опередил его в пении псалмов и присвоил себе его права», когда же, «не потерпев этого оскорбления, другие священники сняли с себя облачение и ушли со службы», И. Л. «набросился с оскорблениями на протопсалта и пригрозил, что убьет его, так как тот поддерживает правовые нормы латинян, о себе же сказал, что его назначил псалтом патриарх и он имеет от него разрешение петь повсюду; он обозвал протопсалта служителем власти... и бранил того, кто назначил его протопсалтом, и это обернулось неуважением к венецианскому государству».

http://pravenc.ru/text/471344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЕВ ГАЛИЧСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Прп. Паисий Галичский. Изображение на сев. входных дверях Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Поновление кон. 90-х гг. XIX в. Прп. Паисий Галичский. Изображение на сев. входных дверях Успенского собора Паисиева Галичского мон-ря. Поновление кон. 90-х гг. XIX в. (Костромской епархии Костромской митрополии), находится в г. Галич Костромской обл. Основан в посл. четв. XIV в., что подтверждается результатами археологических раскопок 90-х гг. XX в. ( Авдеев. 2009. С. 213). Основателем П. Г. м., возможно, был боярин Иван Овин, создавший в своей вотчине ктиторский особножительный мон-рь на горе Краснице над Галичским оз., в 2 верстах от г. Галича. До нач. XX в. сохранялся ряд топонимов, связанных с именем Овина: между мон-рем и Галичем находилась небольшая Овинова слобода (позднее - ул. Овинова Слобода, с 1925 г.- ул. Железнодорожная), в источниках XV-XVII вв. упоминается Овинов луг на берегу Галичского оз. Первоначально мужской, особножительный мон-рь был посвящен свт. Николаю Чудотворцу. После обретения Овиным чудотворной Овиновской иконы Божией Матери (кон. XIV - нач. XV в.) П. Г. м. был посвящен Успению Пресв. Богородицы. Наиболее ранним источником сведений об обретении иконы является «Сказание о чудотворном образе Богоматери Овиновския иже явися во граде Галиче», включенное в рукописный сборник сер.- 2-й пол. XVII в. (РГБ. Ф. 98. Ед. 1491; изд.: Авдеев. 2009. С. 354-358). С 30-х гг. XV в. история П. Г. м. и Овиновской иконы связана с деятельностью его настоятеля - прп. Паисия Галичского. Согласно «Сказанию...», в 1434 г. (в Житии преподобного ошибочно датировано 1429 г.), во время войны между вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным и галичским кн. Георгием (Юрием) Димитриевичем , монастырь был захвачен войсками вел. князя, а чудотворная икона увезена в Москву и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля, но в ту же ночь чудесным образом перенеслась в П. Г. м., где иноки нашли ее в храме на прежнем месте. По др. версии, образ был возвращен в Галич настоятелем мон-ря прп. Паисием, прибывшим в Москву с посольством. Вел. князь передал преподобному икону вместе с вкладом на восстановление разрушенной им же обители. Возвращение иконы, которую встречали все жители города, пришлось на день престольного праздника обители - Успения Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2578641.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУДИН АМВРОСИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Дудин Амвросиев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1912 г. Дудин Амвросиев во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь. Фотография. 1912 г. основан не позднее сер. XIV в. в Березополье Нижегородского княжества, при впадении речки Зуевки в р. Оку. В XV - 1-й пол. XVIII в. эта территория входила в состав Березопольского стана Нижегородского у., со 2-й пол. XVIII в.- Горбатовского у. Нижегородской губ., с 20-х гг. XX в.- Павловского у.; в наст. время - Богородский р-н Нижегородской обл. Название мон-ря неоднократно изменялось. В актах XIV - 1-й пол. XVI в. он именовался «Никольский», «Дудин» или «Никольский Дудин». В документах 60-70-х гг. XVI в. встречается именование «Николая Чудотворца и преподобного Сергия Дудин». В нач. XVII в. широко использовалось именование «Николая Чудотворца Амвросиев (или Амбросиев) Дудин». С 1599 г. до 30-х гг. XVII в. мон-рь значился как «Пречистыя Богородицы» или «Успения Пречистой Богородицы и великого чудотворца Николая Амвросиев (Амбросиев) Дудин», с 30-х гг. XVII в.- «Амвросиев (Амбросиев) Дудин». По преданию, Д. м. основан на месте явления иконы свт. Николая Чудотворца, на берегу Оки. Архим. Макарий (Миролюбов) полагал, что Амвросиевым мон-рь назван по имени основателя, а Дудиным - от близлежащего с. Дуденёва. В 1599 г. указом царя Бориса Феодоровича Годунова к Д. м. был приписан находившийся в Березопольском стане Троицкий мон-рь. Ок. 1606 г. на монастырских землях у р. Узола была основана Скоробогатовская Благовещенская пуст. Указом царя Михаила Феодоровича Романова в 1614 г. к Д. м. приписан Матюшевский Воскресенский мон-рь, к-рый ранее Д. м. приобрел с землями и угодьями за 200 р. и 245 четв. ржи. В 1-й пол. 70-х гг. XVII в. уже сам Д. м. был приписан к Патриаршему дому. Впервые упоминание о том, что Д. м. стал патриаршей домовой обителью, содержится в описи обители от 1 марта 1672 г., а указ о приписке Д. м. к Патриаршему дому последовал 20 нояб. 1676 г. Мотивом приписки указывается обмен - вместо изъятого у патриарха самарского Преображенского муж. мон-ря. После учреждения Святейшего Синода Д. м. стал синодальным домовым, с 1744 г. находился в ведении Коллегии экономии, с 1749 г.- епархиального начальства (кроме вотчин, денежных и хлебных доходов). В 1764 г. Д. м. «за неимением средств к содержанию» упразднен, монастырская церковь стала приходской с. Подъяблонного Горбатовского у. Храмы и другие постройки

http://pravenc.ru/text/180541.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Каленич. Общий вид [серб. жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (первоначальное посвящение точно неизвестно, вероятно, также в честь Пресв. Богородицы) Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на р. Каленичская в местности Левач, в т. н. моравских землях - между реками Велика-Морава и Зап. Морава, близ г. Крагуевац (Сербия). Настоятельница - игум. Нектария (Траяноска), в мон-ре 7 монахинь (кон. 2011). Сведений об основании и раннем периоде существования К. до XVIII в. не сохранилось. Исходя из архитектурного облика и стилистических особенностей росписи храма, его основание датируется 1-й четв. XV в. Высочайший уровень мастерства архитекторов и живописцев, строивших и украшавших храм, указывает на богатый аристократический заказ, что позволяет связать основание К. с активным монастырским строительством в моравских землях представителей серб. династии Лазаревичей (кон. XIV- нач. XV в.). Отождествить мон-рь с к.-л. из известных по историческим источникам средневек. обителей в этом регионе не удается. Не исключено, что наименование К., этимология которого не установлена, появилось не ранее XVIII в. Ктиторская композиция. Роспись сев. стены наоса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. Ктиторская композиция. Роспись сев. стены наоса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. На частично сохранившейся на сев. стене храма ктиторской композиции изображены блгв. деспот Стефан Лазаревич (с венцом на голове) и «протовидияры» Богдан с супругой Милицей и его брат Петр. Над фигурами Стефана и Петра сохранились первоначальные подписи, а над фигурами Богдана и Милицы поздние подписи, сделанные мон. Герасимом (60-е гг. XVIII в.), к-рый, вероятно, ошибся в интерпретации упраздненного к XVIII в. визант. титула протовестиара, использовавшегося при дворах серб. царя Стефана Душана IV, кн. Лазаря и деспота Стефана Лазаревича (сер. XIV- нач. XV в.). Однако неизвестно, насколько мон. Герасим отразил первоначальный текст. С. Чиркович и Г. Бабич предположили, что на композиции изображен протовестиар Богдан, придворный деспота Стефана, неоднократно упоминающийся в письменных источниках, но к.-л. свидетельств его ктиторской деятельности не сохранилось. На основании расположения фигур в композиции были выдвинуты 2 гипотезы относительно причин появления изображения правителя: для обозначения иерархических отношений между правителем и придворным или как свидетельство о финансовом вкладе или ином участии деспота в возведении обители.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЬГЕРД [Альгирдас; литов. Algirdas] (1-я пол. 1300-х гг.- май 1377), кн. витебский (не позднее 1325-1345), вел. кн. Литовский (1345-1377). Из династии Гедиминовичей. Один из старших сыновей кн. Гедимина , отец Владислава (Ягайло) и Свидригайло . Деятельность до 1345 г. Ок. 1318 г. (или в кон. 1-й четв. XIV в.) О. женился на кнж. Марии Ярославне († 2-я пол. 40-х гг. XIV в.), к-рая, по версии «Родословия князей витебских» (не ранее XVI в.), была единственной дочерью и наследницей отца, витебского кн. Ярослава Васильевича (нек-рые исследователи сомневаются в точности этих данных, т. к. в случае брака с православной О. должен был и сам, согласно традиц. практике, перейти в Православие, чего не произошло). От отца О. получил Крево, впосл. ставшее уделом его сына, Ягайло. Впервые в источниках О. упомянут 1 нояб. 1338 г., когда вместе с отцом, братом - полоцким кн. Наримантом (Глебом), Полоцким епископом, полочанами и витеблянами участвовал в заключении договора Полоцка и Витебска с Ливонским орденом и г. Ригой сроком на 10 лет. В 1342 г. О. вместе с братом Кейстутом помог псковичам в борьбе с ливонцами, но отверг приглашение вокняжиться в Пскове, условием к-рого было правосл. крещение, отправив во Псков своего сына Андрея. Свержение с виленского престола князьями Ольгердом и Кейстутом их младшего брата Явнута в 1345 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 413) Свержение с виленского престола князьями Ольгердом и Кейстутом их младшего брата Явнута в 1345 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 413) В 1345 г. по договоренности с О. кн. Кейстут сверг с виленского престола их младшего брата Явнута (Евнутия) и передал великое княжение О. Братья договорились о своеобразном разделе сфер полномочий в Великом княжестве Литовском (ВКЛ): О. вокняжился в Вильно, Кейстут - в Троках; О. распоряжался в вост. и юж. частях гос-ва, в т. ч. на присоединенных им рус. землях, где сажал на княжение своих сыновей (Ратно, Полоцк, Киев, чернигово-северские земли), Кейстут - в западной (Троки, Дорогичин, Городно, Берестье); О. во внешней политике отвечал преимущественно за вост. направление (отношения с рус. землями и Ордой), Кейстут - за зап. направление (Тевтонский орден и его подразделение - Ливонский орден, Польша, Мазовия, Венгрия, Свящ. Римская империя). Братья О. и Кейстута и их потомки, правившие в южнорус. землях (Любарт (Димитрий) Гедиминович - на Волыни, сыновья Корьята (Михаила) Гедиминовича - в Подолье), сохраняли значительную самостоятельность, даже оставаясь в политической орбите ВКЛ, и иногда присягали королям Польши и Венгрии. При этом О. принадлежала верховная власть в ВКЛ; в документах, отражающих взаимоотношения с соседями, он именуется более почетными титулами, чем кн. Кейстут, такими как «великий князь», «magnus dux» или «magnus rex». Внешняя политика

http://pravenc.ru/text/2578375.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСВАЛЬД (920-992, Вустер), св. (пам. зап. 28/29 февр.), еп. Вустерский (с 961) и архиеп. Йоркский (с 971). Источники Освальд Вустерский (?) и Эднот (?), аббат монастыря Рамси. Миниатюра из Псалтири св. Освальда. 1300–1310 гг. (NY Morgan. MSM. 302. Fol. 4v) Освальд Вустерский (?) и Эднот (?), аббат монастыря Рамси. Миниатюра из Псалтири св. Освальда. 1300–1310 гг. (NY Morgan. MSM. 302. Fol. 4v) Основной источник сведений об О.- Житие, написанное вскоре после его смерти (между 997 и 1002) Бюрхтфертом (Биртфертом), монахом мон-ря Рамси (BHL, N 6374; Byrhtferth of Ramsey. 2009). Он писал в характерном для Англии того времени герменевтическом стиле, отличающемся намеренно усложненным синтаксисом, обилием архаизмов и грецизмов. В 1-й четв. XII в. (возможно, вскоре после 1113) известный агиограф, кентерберийский мон. Эадмер, по просьбе вустерских монахов (в т. ч. своего друга приора Николая) на основе сочинения Бюрхтферта составил новое Житие О., добавив рассказы о совершившихся на его могиле чудесах (BHL, N. 6375-6376; Eadmer of Canterbury. 2006). Сочинение Эадмера послужило основой для сообщения об О. в «Деяниях английских понтификов» Уильяма из Малмсбери (ок. 1125; William of Malmsbury. 2007. Vol. 1. P. 376-380). В кон. XII в. Сенат († 1207), архикантор (с 1175) и приор (1189-1196) кафедрального капитула Вустера, создал сокращенную версию сочинения Эадмера (BHL, N 6377; The Historians of the Church of York. 1886. P. 60-97). Труд Эадмера послужил основой для заметок об О. в сборнике житий, составленном Иоанном из Тайнмута (Sanctilogium Angliae, Walliae, Scotiae et Hiberniae; XIV в.; BHL, N 6380; Nova Legenda Anglie/Ed. C. Horstman. Oxf., 1901. Vol. 2. P. 252-260), сборнике житий англ. святых из мон-ря Рамси (кон. XIV или нач. XV в.; BHL, N 6379; The Historians of the Church of York. 1886. P. 489-501) и основой для стихотворного Жития на среднеанг. языке в «Южноанглийском легендарии» (ок. 1280). Рассказ об О., возможно основанный еще на одном несохранившемся Житии, включен в созданную в 60-х гг. XII в. хронику- картулярий аббатства Рамси (BHL, N 6378; Chronicon abbatiae Rameseiensis. 1886).

http://pravenc.ru/text/2581597.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСКОВСКИЙ СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ Симонов мон-рь. Гравюра Г. А. Афанасьева. Нач. XIX в. Симонов мон-рь. Гравюра Г. А. Афанасьева. Нач. XIX в. Находился в г. Москве (совр. ул. Восточная, 4). Сведения об основании М. С. м. содержатся в различных редакциях Жития прп. Сергия Радонежского (XV в.). Мон-рь был основан его племянником - игум. св. Феодором (впосл. архиепископом Ростовским) при поддержке митр. Московского свт. Алексия (Первая Пахомиевская редакция. 1998. С. 367; Древние жития. 1892. Отд. 1. С. 125-126). В т. н. 2-й Пахомиевской редакции Жития специально подчеркивается роль вел. кн. Димитрия Иоанновича в устроении мон-ря (Древние жития. 1892. Отд. 1. С. 126). Дата устроения М. С. м. в источнике не отмечена; на основании упоминания некоторых фактов историки относят ее к 3-й четв., скорее всего ко 2-й пол. 70-х гг. XIV в. ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 45, 57; Кучкин. 1995. С. 119-121). М. С. м. получил название по местности («зовомое от древних Симоново»). Происхождение топонима неизвестно. Иногда его связывают с именем владельца из семейства Головиных ( Пассек. 1843. С. 37). В. А. Кучкин полагает, что название местности происходит от имени Симеона Гордого и что обитель возникла на великокняжеской территории ( Кучкин. 1995. С. 120-121). Основание Симонова мон-ря игум. Феодором. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–2. Л. 387 об.) Основание Симонова мон-ря игум. Феодором. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–2. Л. 387 об.) Распространенная в историографии версия о переносе мон-ря ок. 1379 г. из Ст. Симонова с новым посвящением соборного храма ( Пассек. 1843. С. 30-31, 37-38; Ивина. 1979. С. 36) прослеживается в редакциях сер. XV в. ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 168, 207), но не подтверждается 2 первичными редакциями Жития прп. Сергия, сохранившими рассказ о мон-ре (1-й и 2-й Пахомиевскими, по определению Б. М. Клосса). Согласно 1-й Пахомиевской редакции, 1-й монастырский храм был освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы, согласно 2-й Пахомиевской редакции - Успения Пресв. Богородицы. Но ни в одной редакции не говорится о переносе обители. Более предпочтительной представляется последняя версия, к-рая в отличие от первой частично подтверждена летописными записями. И во 2-й Пахомиевской редакции, и в летописи имеются указания на строительство каменного Успенского храма, а также сведения о пребывании игум. Феодора в К-поле (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 148-150; Т. 18. С. 151; Древние жития. 1892. Отд. 1. С. 124-128), при этом использование агиографом летописного материала неочевидно.

http://pravenc.ru/text/2564232.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010