Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОВМОНТ (Тимофей) († 20.05.1299, Псков), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), правитель Нальшанской земли в составе Литовского великого княжества (ранее 1260-1266), служилый кн. в Псковской земле (1266-1299), муж св. кнг. Марии Димитриевны , зять вел. кн. Владимирского и Переяславского св. Димитрия Александровича . Источники сведений о Д. можно разделить на 2 группы: летописные записи и различные редакции жизнеописания св. князя. Наиболее древними являются краткие летописные заметки о Д., сохранившиеся в составе харатейной Новгородской I летописи старшего извода (список кон. XIII в., дополненный в 1-й трети XIV в.); они касаются псковского периода жизни князя. Подробный рассказ о событиях, предшествовавших побегу Д. из Литвы в Псков, содержит Ипатьевская летопись, повествующая об убийстве Д. кор. Миндовга . В др. летописях, отражающих своды XIV в., есть редкие упоминания о Д., летописи XV-XVII вв. соединяют сведения Новгородской I летописи с жизнеописанием Д., составленным псковским автором. Св. кн. Довмонт. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " 60-е гг. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге)_ Св. кн. Довмонт. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " 60-е гг. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге)_ Жизнеописание Д. сохранилось в неск. редакциях XIV-XVI вв. (далее: Повесть, Житием оно называется только в редакции кон. XVI в.). В более ранних редакциях жизнеописание Д. не имеет заголовка либо именуется «Успение» Д., «Сказание» или «Повесть» о Д. Первоначальная редакция Повести была создана во 2-й четв. XIV в., история ее текста тесно связана с псковским летописанием. Текстуальные совпадения между Повестью и статьями псковских летописей 1323, 1341, 1343 гг. доказывают, что Повесть о Д. и летописные статьи 2-й четв. XIV в. создавались приблизительно в одно и то же время в одном круге книжников. В Повести о Д. князь изображен исключительно в ратных ситуациях (походы на Литву, на Раквере и в Поморье, сражения на Мироповне, с «местером Рижским», у ц. св. апостолов Петра и Павла). Автор не рассказывает о литов. периоде жизни князя и причинах его побега в Псков, не упоминает о строительстве им церквей и крепостной стены, об основании псковского Снетогорского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . В Повести о Д. воплотился псковский идеал князя - воина, готового в любую минуту встать на защиту псковских земель. В заключительной похвале князю, составленной на основе особой редакции Жития вел. кн. св. Александра Невского, прославление ратной доблести Д. соединяется с перечислением его христ. добродетелей.

http://pravenc.ru/text/178701.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Андрониково Евангелие. 1-я четв. XV в. (Л. 2) (ГИМ. Епарх. 436), иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий, или Евангельских чтений (апракос), с месяцесловом. Исполнено на пергамене (291 л.) крупным полууставом в 2 столбца. По палеографическим признакам датируется 1-й четв. XV в., переплет - XVII в. Сведения о происхождении содержатся в записи XIX в. на крышке переплета, вероятно сделанной при передаче А. Е. в Московскую епархиальную б-ку в нач. 60-х гг. XIX в., с 1921 г. хранится в ГИМ. Более древние пометы исторического характера отсутствуют. Предположительно создано для Андроникова в честь Нерукотворного Образа Спасителя муж. мон-ря в качестве соборного напрестольного Евангелия. Роскошные украшения А. Е.- выходная миниатюра, 2 заставки (перед синаксарем и месяцесловом), 373 инициала - связывают памятник с центральным скрипторием Москвы при митрополичьей кафедре. Начало активной работы мастерской приходится на 90-е гг. XIV в., длительное время, до 1400 г., ее возглавлял протодиак. Спиридоний . Отсюда вышли такие шедевры, как Киевская Псалтирь (1397; РНБ), Евангелие Хитрово (ок. 1399-1400; РГБ), Евангелие Успенского собора Московского Кремля (Морозовское) (нач. XV в.; ГММК) и др. Оформление А. Е. следует декору названных рукописей. Начальная заставка (Л. 2), основная часть инициалов относятся к образцам неовизант. орнамента; зооморфные инициалы в виде драконов, змей, дельфина, птиц повторяют или варьируют мотивы предшествующих кодексов и принадлежат той же группе мастеров. Спас в силах. Миниатюра Андроникова Евангелия. 1-я четв. XV в. (Л. 1 об.) Спас в силах. Миниатюра Андроникова Евангелия. 1-я четв. XV в. (Л. 1 об.) К индивидуальным особенностям А. Е., вероятно оговоренным заказчиком (игуменами Андроникова мон-ря преподобными Саввой или Александром Московским), относится отсутствие разграничений в тексте, кроме синаксаря и месяцеслова, а также сюжет выходной миниатюры (л. 1 об.) - Христос Еммануил во славе, с открытым Евангелием с текстом: «              » (Ин 15. 17). Нек-рые исследователи связывали миниатюру с именем прп. Андрея Рублёва (А. И. Успенский, В. И. Антонова, В. Г. Брюсова и др.). По всей вероятности, она принадлежит московскому художнику, имя к-рого неизвестно, но манера исполнения также основана на традициях палеологовской живописи (по предположению С. С. Чуракова, это мог быть Даниил ).

http://pravenc.ru/text/115430.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИКОНОСТАС Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - сер. XVI в. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля. Кон. XIV - сер. XVI в. [греч. εκονοστσιον, от εκν - изображение, образ и στσις - место стояния], преграда в виде стенки с иконами, отделяющая алтарное пространство от основной части восточноправосл. храма. Термин «И.» («иконостав») появился во 2-й пол. XVII в., ранее И. назывался «Деисус» или «деисусы» (по главному ряду). И. восходит к визант. каменным низким алтарным преградам (темплонам), где на архитрав ставили ряд икон на отдельных досках или сильно вытянутую по горизонтали икону-эпистилий. В течение долгого времени господствующим типом визант. алтарной преграды оставался невысокий темплон, устойчивая традиция украшения к-рого иконами появилась только в послеиконоборческое время. Количество икон и рядов темплона постепенно увеличивалось. В XIII в. известны многоярусные эпистилии: в ц. Санта-Мария ин Валле Поркланета в Рошоло-деи-Марси, Абруцци, Италия (XIII в.), главный деисусный ряд резного деревянного эпистилия включает 31 икону, под ним - 11 икон праздников, над ним - 9 икон с изображениями ангелов и Этимасии. Не позднее сер. XIV в. интерколумнии алтарной части визант. и балканских храмов стали заполнять иконами. В ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, в интерколумниях возвели каменные стенки, к-рые украсили фресками (1317-1318). Большие иконы стояли в интерколумниях алтарных преград церквей Христа Пантократора монастыря Дечаны, Косово и Метохия (после 1335), и вмч. Димитрия Маркова монастыря, Македония (после 1347). На архитрав темплона часто ставили 2 ряда икон - праздничный и поясной деисусный (праздничные иконы из ц. Богородицы Перивлепты в Охриде; 11-фигурный деисусный чин Хиландарского мон-ря, 3-я четв. XIV в.). Разрастание темплонов в XIV в. могло быть вызвано общей атмосферой эпохи - последнего блистательного взлета визант. духовности,- на которую пришлись богословские споры варлаамитов и исихастов.

http://pravenc.ru/text/389068.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРШАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Евангелист Лука. Миниатюра из Оршанского Евангелия. Сер. XIV в. (Киев. НБУВ ИР. ДА/П. Ф. 301. 555. Л. 42 об.) Евангелист Лука. Миниатюра из Оршанского Евангелия. Сер. XIV в. (Киев. НБУВ ИР. ДА/П. Ф. 301. 555. Л. 42 об.) (Киев. НБУВ ИР. ДА/П. Ф. 301. 555), Евангелие-апракос полное, памятник древнерус. кириллической книжности, созданный в ростовском архиепископском скриптории в сер. - 2-й пол. XIII в. (в лит-ре ранее высказывались датировки памятника от XII до XIV в. и мнения о его белорус. или укр. происхождении). Название памятник получил по г. Орша (совр. Республика Беларусь), где в одном из мон-рей, предположительно в базилианском Покровском, был найден в 1812 г. среди утвари, разбросанной наполеоновскими солдатами. Однако, возможно, кодекс был среди трофеев франц. армии, вывезенных из Москвы и брошенных при отступлении (при этом с рукописи мог быть снят оклад, украшенный драгоценностями). До обнаружения история О. Е. не прослеживается. Рукопись была передана в музей КДА (после 1917 - Музей культуры и быта, с 1926 - Киево-Печерский историко-культурный гос. музей-заповедник) помещиком И. С. Меленевским до 1 дек. 1874 г., судя по записи, сделанной на обороте крышки переплета секретарем Церковно-археологического об-ва Н. И. Петровым. Впоследствии рукопись оказалась в совр. месте хранения. Инициал «В». Миниатюра из Оршанского Евангелия. Сер.— 2-я пол. XIII в. (Киев. НБУВ ИР. ДА/П. Ф. 301. 555. Л. 104 об.) Инициал «В». Миниатюра из Оршанского Евангелия. Сер.— 2-я пол. XIII в. (Киев. НБУВ ИР. ДА/П. Ф. 301. 555. Л. 104 об.) По месту обнаружения до кон. XX в. О. Е. рассматривалось в научной лит-ре как белорус. или укр. памятник, хотя крупнейший белоруссовед XIX-XX вв. Е. Ф. Карский никогда не связывал его с этими землями. На рубеже 1990 и 2000-х гг. О. А. Князевская отождествила один из почерков О. Е. (не основной) с почерком Спасского Евангелия (ок. 1223-1224; ЯИАМЗ. 15690 - см.: Турилов. 2009. С. 238). При этом основной почерк в рукописи О. Е. близок (но не тождествен) почерку 1-го писца Апостола толкового 1219 г. (ГИМ. Син. 7), также написанного в Ростове. В пользу ростовского происхождения рукописи свидетельствуют и отсутствие регионализмов в орфографии и наличие в Месяцеслове памяти свт. Леонтия , еп. Ростовского. Установленная близость к кодексам 1-й четв. XIII в., написанным в скриптории Ростовского архиепископа, позволяет датировать О. Е. временем не позднее сер.- 3-й четв. XIII в.

http://pravenc.ru/text/2581591.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГУРИЙ Свт. Гурий, архиеп. Казанский. Фрагмент Казанской иконы Божией Матери. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) Свт. Гурий, архиеп. Казанский. Фрагмент Казанской иконы Божией Матери. 1-я четв. XVII в. (ВГИАХМЗ) (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495, Радонеж - ночь с 4 на 5.12.1563, Казань), свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Казанский и Свияжский. Основным источником сведений о святом является Житие святителей Варсонофия и Г. (см. ст. Варсонофий, свт. , еп. Тверской), написанное в 1596-1597 гг. митр. Казанским и Астраханским сщмч. Ермогеном (впосл. патриарх Московский и всея Руси) по повелению царя Феодора Иоанновича и патриарха св. Иова вскоре после канонизации Г. Согласно Житию, святитель происходил из обедневшего дворянского рода. Род московских служилых людей Руготиных известен с кон. XV в., уходит корнями в сер. XIV в., ведет свое происхождение из Можайска (см.: Кузьмин А. В. Князья Можайска и судьба их владений в XIII-XIV вв.: Из истории Смоленской земли//ДРВМ. 2004. 4(18). С. 116. Примеч. 55, 56; Беляев Л. А. Русское средневековое надгробие. М., 1996. С. 328). Родственник Г. Феогност (Руготин) был, как и Г., пострижеником Иосифова волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря , впосл. являлся игуменом Селижаровского во имя Святой Троицы монастыря ( Зимин. Крупная феодальная вотчина. С. 156). В синодике казанского Благовещенского собора под заголовком «Род святителя Гурия» записан прп. Иосиф Волоцкий. Несмотря на то что в Житии о родстве Г. с прп. Иосифом ничего не говорится, запись в синодике дает основание для предположения о родственных связях Саниных и Руготиных. По сообщению Жития, в молодые годы Г. Руготин был холопом (по-видимому, боевым) кн. Ивана Пенкова Ярославского, затем стал «управителем» хозяйством. Заподозрив Григория в прелюбодеянии со своей женой, Пенков хотел его казнить, но за слугу заступился сын князя. (Возможно, господином Григория был не кн. Иван (Хомяк) Данилович Пенков († 1540), не имевший детей, а его брат кн. Василий († между 1527 и 1530), женатый на Арине (Ирине) и имевший сына Ивана, к-рый ок. 1557 стал боярином; см.: Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI вв. М., 1988. С. 92-93; Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992. С. 120.) Григорий был брошен в темницу, где провел ок. 2 лет, питался овсом, к-рый ему сбрасывали в снопах. Один из охранников передавал узнику бумагу и чернила, Григорий писал азбуки, охранник их продавал, а деньги по указанию узника раздавал нищим. По молитвам Григория однажды двери темницы чудесным образом оказались открыты, и он отправился в Иосифов волоколамский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/168357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Аствацацин мон-ря Нораванк. Вид с запада. 1331–1339 гг. художественная школа в средневек. Армении, представленная памятниками архитектуры, резьбы по камню и иллюминированными рукописями; получила название по одноименной области в пров. Сюник, южнее оз. Севан. Сложилась во 2-й пол. XIII в., была одним из наиболее значительных очагов христ. культуры в Закавказье, развивавшейся в мусульм. окружении до сер. XIV в. Активному монументальному строительству в В.-д. способствовала деятельность 2 княжеских семей, Прошянов (Хахбакянов) и Орбелянов. Памятники архитектуры этого периода представляют собой развитие уникальных композиций: 2-ярусная церковь-усыпальница, увенчанная сквозной ротондой (напр. ц. Богородицы мон-ря Нораванк, 1331-1339); церковь, состоящая из алтарной части, выходящей на площадь под открытым небом (напр. ц. Зорац (Войсковая) в Ехегисе, 1320); гавиты (притворы) со сталактитовыми сводами на скрещивающихся арках (напр. церкви в мон-рях Нораванк, Аратес). Свойственные провинциальному зодчеству небольшие размеры построек, камерный характер образов сочетаются с виртуозностью исполнения. Тимпан над окном зап. фасада притвора ц. св. Карапета. Мон-рь Нораванк. XIII в. Тимпан над окном зап. фасада притвора ц. св. Карапета. Мон-рь Нораванк. XIII в. Памятники В.-д. XIII-XIV вв.- яркие образцы традиц. для Армении синтеза архитектуры и фасадной скульптуры. Скульптуры выполнены в технике высокого или низкого рельефа, объемные изображения выделены на фоне резьбы, напоминающей кружево, органически сочетаются орнаменты и надписи. Композиции рельефов с изображениями Христа и Богородицы на фасадах не имеют аналогий в архитектуре, их расположение свидетельствует о существовании иконографической программы и гармонично связано с конструкцией и декором постройки. В ц. Аствацацин мон-ря Нораванк изображение Богородицы (тип Одигитрия) присутствует на тимпане нижнего входа, изображение Христа с апостолами Петром и Павлом - на тимпане верхнего входа, куда ведут консольные лестницы зап. стены, из колонок ротонды выступают фигуры, составляющие композицию с образами ктиторов, на др. фасадах представлены геральдические образы животных. Тимпан входа в гавит мон-ря Нораванк также украшен образом Одигитрии, выше, на тимпане окна, представлена Св. Троица (кон. XIII или 1-я четв. XIV в.). В ц. Богородицы в Арени (1321) наряду с образом Одигитрии на тимпане присутствуют образы евангелистов на 4 парусах. Одухотворенностью и величием отличается образ Богоматери «Умиление» в церкви мон-ря Спитакавор (1321).

http://pravenc.ru/text/153851.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ ЕВГЕНИК Арх. Гавриил. Роспись собора Христа Спаситебя в г. Цаленджиха, Грузия. 1384–1396 гг. Мастер Мануил Евгеник Арх. Гавриил. Роспись собора Христа Спаситебя в г. Цаленджиха, Грузия. 1384–1396 гг. Мастер Мануил Евгеник [Греч. Μανουλ Εγενικς], греч. художник к-польского происхождения, в 80-90-х гг. XIV в. работал над росписью собора Христа Спасителя в Цаленджихе (Зап. Грузия, Мегрелия). Имя художника упоминается в 3 надписях - 2 грузинских (выполнены асомтаврули) и греческой, к-рые размещены на сев.-зап. и юго-зап. подкупольных столпах храма в Цаленджихе. Надпись на греч. языке сделана художником от первого лица: «Αμαρτωλου Μανουηλ του Ευγενικου του ξυγραφου» («[моление] грешного Мануила Евгеника живописца»). В груз. надписях перед именем художника стоит ([kyr]) - калька с греч. κριος, т. е. «господин» (иногда ошибочно трактуется как часть имени мастера). Надписи сообщают, что роспись была исполнена по заказу Вамеха I Дадиани, пригласившего к-польского художника, за к-рым в визант. столицу были отправлены груз. художники Махаребели Квабалия и Андроник Габисулава. Дата в надписи отсутствует, но упоминание в ней «эриставт эристава мандатурухуцеса Дадиани Вамека», т. е. Вамеха I Дадиани, управлявшего областью Одиши (историческая провинция Зап. Грузии, в которой находится храм) в 1384-1396 гг., дает основание для датировки фресок. Князья Дадиани, известные своими политическими амбициями и неоднократно называемые в источниках «царями» (особенно Вамех I, завоевавший часть абх. территорий, чеканивший свою монету в Цхуми (Сухуми)), имели возможность пригласить художников из столицы Византии. Стиль фресок Цаленджихи находит аналогии в византийских памятниках, относящихся к классицистическому направлению позднепалеологовской живописи. Среди произведений 2-й пол. XIV в. Х. Бельтинг особо выделил икону-диптих с изображениями Божией Матери «Одигитрия» и сцены «Снятие со Креста», посл. четв. XIV в., из мон-ря вмц. Екатерины на Синае ( G., S ô tiriou М. 1956. Vol. 1. Pl. 234). Эта икона, как считает Бельтинг ( Belting. 1979. P. 111-112), настолько близка к фрескам, исполненным М. Е., что могла бы быть написана им (это предположение носит характер частного мнения). Кроме информации о росписи цаленджихского храма, достоверных сведений о др. работах М. Е. не сохранилось.

http://pravenc.ru/text/2561916.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том LII Том LII НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества «НОМОКАНОН 50 ТИТУЛОВ» один из наиболее ранних церковно-юридических сборников Византии, объединивший церковные каноны и имп. законодательство о Церкви «НОМОКАНОН XIV ТИТУЛОВ» византийский канонический сборник, включающий в себя, наряду с церковными канонами, положения гос. законодательства о Церкви и разделенный тематически на 14 глав (титулов) «НОМОКАНОН ПРИ БОЛЬШОМ ТРЕБНИКЕ» принятое в Русской Церкви название церковнославянской версии поздневизант. сборника церковных епитимий дополненных выдержками из визант. имп. законодательства (см. «Номоканон XIV титулов», разд. «Происхождение») НОНКОНФОРМИСТЫ собирательное название представителей различных течений англ. протестантов, не признающих офиц. «установленную законом» Церковь Англии (Established Church) НОНН (ок. 570), исп. (пам. зап. 2 сент.), подвизался в мон-ре на горе Соракт (ныне Соратте, близ Рима) НОНН [Ноннос, Нонноз] (VI в.), продолжатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов сир. происхождения НОРБЕРТ [Норберт из Ксантена, Ксантенский] († 6.06.1134), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 июня), архиеп. Магдебургский, основатель ордена регулярных (уставных) каноников-премонстрантов 57-107 107-109 109-110 110-111 НОРОВСКАЯ ПСАЛТИРЬ среднеболг. рукопись (с дополнениями) 1-й пол. (1-й четв.?) XIV в., выдающийся памятник среднеболг. каллиграфии и книжного искусства 111-114 «NOSTRA AETATE» [«В наш век»], декларация Ватиканского II Собора об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям 114-119 119-119 119-123 НОТКЕР ЗАИКА (ок. 840 - 912), блж. Римско-католической Церкви (пам. 7 апр.), монах бенедиктинского Санкт-Галленаббатства 123-126 НОТР-ДАМ ШКОЛА название, данное современными исследователями группе церковных музыкантов, деятельность которых была связана с собором Нотр-Дам в Париже в период ок. 1150 - ок. 1250 гг.

http://pravenc.ru/vol/LII.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Минея Служебная на январь. 2-я четв. XVII в. (Zorg. N 76. Fol. 1) По происхождению В. С. мог быть и болгарином и сербом, а судя по прозвищу, уроженцем или жителем Софии. Из его подписных работ известна Минея Служебная на сент. 1642 г. (Zogr. 73; 1 л.- в РНБ. F. I. 622). В записи, сделанной им на странице рукописи, сообщается, что «сы Минеи исписах... в место Ятрополь, у монастир рекоми Троица, и принесе их в Святую гору, в монастир Зоограф, и приложи их у цръква в дар святаго мученика Георгиа». на основании почерка и украшений В. С. надежно атрибутируют декабрьский и январский (там же. 72, 76) и с известной долей условности октябрьский (Там же. 102) тома комплекта. Почерк В. С., некрупный литургический полуустав, подобно письму др. этропольских книгописцев, характеризуется унифицированным начертанием отдельных букв и представляет типологическую параллель молдав. полууставным каллиграфическим почеркам. Орфография текста - выдержанная ресавская, господствовавшая в то время в серб. и болг. рукописях. Минея Служебная на сентябрь. 1642 г. (Zorg. 73. Fol. 1) Минея Служебная на сентябрь. 1642 г. (Zorg. 73. Fol. 1) Минеи Служебные, переписанные рукой В. С., украшены вначале большими (более чем на полстраницы) квадратными полихромными заставками плетеного орнамента с арабесковыми мотивами, характерными для южнослав., в первую очередь серб., кодексов 2-й пол. XIV в. В отечественной искусствоведческой лит-ре этот стиль принято рассматривать как вариант балканского, в южнослав.- как неовизант. Сентябрьский том Минеи (там же. 73) украшен заставкой с помещенным в среднике медальоном-миниатюрой «Чудо св. Георгия о змие» - композицией, патрональной для Зографа. В средних и малых заставках, в маргинальных украшениях-указателях и крупных инициалах часто используется мотив человеческой (муж. или юношеской) головы, увенчанной короной, клобуком и (или) служащей подставкой для фантастического растения. Этот мотив является отличительной особенностью рукописей ресавской орфографии со 2-й четв. примерно до 80-х гг. XVII в. Употребляются также традиц. плетеные инициалы стиля и тонкие киноварные с пышными растительными отростками. В заголовках используется вязь, иногда полихромная с применением желтой, зеленой и синей красок, с относительно небольшим количеством штамбовых соединений, но достаточно высоким показателем. Дополнительную сложность рисунку заголовков придают орнаментальные отростки растительного характера и мотив человеческого глаза, включенный в петли букв.

http://pravenc.ru/text/149775.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «МАРГАРИТ» Поучения свт. Иоанна Златоуста. Лист из рукописной кн. «Маргарит». 3-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 304.1. 148. Л. 4) Поучения свт. Иоанна Златоуста. Лист из рукописной кн. «Маргарит». 3-я четв. XVI в. (РГБ. Ф. 304.1. 148. Л. 4) [Μαργαρται, греч. жемчужины] - некалендарный гомилетический сборник, состоящий из слов свт. Иоанна Златоуста и приписываемых ему произведений. В греческой рукописной традиции сборники слов Златоуста под названиями Λγοι μαργαρται или Μαργαρται το Χρυσοστμου могли значительно различаться по составу, и нельзя утверждать, что это один и тот же сборник гомилий. Как правило, в таких сборниках содержатся слова о непостижимом, против аномеев, против иудеев, о серафимах (толкования на св. прор. Исаию). Часто к основному составу добавляются слова о священстве, о богатом и Лазаре, об Анне Пророчице (показательны в этом плане греч. рукописи Синод. собр. ГИМ, имеющие надписание «М.», 3 из к-рых близки по составу к описанному выше, а 4-я совсем иного содержания - Владимир (Филантропов). Описание. 1894. Ч. 1. С. 176-179, 184-186, 190-191). В слав. письменности, по-видимому, существовало неск. переводов греческих «М.», и слова из разных переводов в отдельных случаях могли включаться в одни и те же рукописные сборники. Наибольшее распространение получил сборник, состоящий из 30 слов Златоуста: 6 слов против аномеев (греч. слова 1-5, 11 - PG. T. 48. Col. 701-748, 795-802), 6 - против иудеев (слова 1, 4-8 - Ibid. Col. 843-856, 871-942), 6 - о серафимах (слова 2, 1, 4, 3, 5-6 - Ibid. T. 56. Col. 97-142), 5 - о богатом и Лазаре (слова 1-4, 7 - Ibid. T. 48. Col. 963-1016, 1043-1054), 3 - о Давиде и Сауле (Ibid. T. 54. Col. 675-708), 4 - об Иове (Ibid. T. 48. Col. 563-582). Он сохранился более чем в 50 болгарских, сербских и русских рукописях XIV-XVII вв., в сер. XVI в. сборник был включен в состав Великих Миней-Четьих митр. Московского св. Макария (под 14 сент.). Сохранились указания уставов на чтение «М.» от Новолетия и недели по Воздвижению до Сырной недели на утренях ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. С. 292).

http://pravenc.ru/text/2561954.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010