Итак, писатель имел целью изобразить личность Давида, как первого угодного Богу царя и родоначальника Мессии из колена Иудина. Посему с наибольшею потребностью описывается жизнь его преимущественно в фактах, характеризующих его нравственный и теократически-политический облик. О Самуиле говорится, как о пророке, помазавшем и избравшем Давида, о Сауле преимущественно в его отношениях к Давиду и в поступках, вызвавших его отвержение Господом и выяснявших нравственный характер Давида. Указанная идея отразилась и на плане книги. Во введении – молитве Анны, личность Самуила уподобляется как бы предтече Давида и выражается надежда, что Господь укрепит «Помазанника Своего» ( 1Цар.2:10 ); в середине книги находится как бы центр всего повествования, пророчество Нафана о доме Давида и его вечном престоле (2Цар.7гл.), а в конце помещена молитва Давида, исполненная надежд на «вечный завет» с ним Господа и на происхождение «Владыки верного, действующего по страху Божию» ( 2Цар.23:2–5 ), т.е. Мессии. О смерти Давида, хотя и известной писателю ( 2Цар.5:5 ), последний умалчивает, потому что она не гармонировала с его идеей о вечности царствования дома Давидова. Можно думать, что книга кончается собственно 23 главой – пророчеством о «будущем Владыке», а последняя 24 глава есть как бы приложение, составляющее переход к эпохе Соломона, строителя храма, так как в ней повествуется о построении Давидом жертвенника на гумне Орны. Так, обозренные нами исторические книги находятся, по Божественному Промышлению, в тесной взаимной последовательной связи, не только хронологической, но и богословско-учительной. А это далеко не то, что рекомендуемое критическими гипотезами признание их «безыдейным конгломератом» или «мозаикой фрагментов " … Видно, что священные ветхозаветные книги и писались и собирались в священный случайно и без разбору, а по высшим планам Господня провидения. Кто был писателем первой и второй книг Царств? Решить этот вопрос довольно трудно. Иудейское предание (Baba Batra 14b) и некоторые из христианских богословов (Иероним, Григорий Великий ), соответственно написанию их в еврейской Библии именем Самуила и упоминанию в книгах Паралипоменон об исторических записях Самуила ( 1Пар.29:29 ), признавали писателем их Самуила.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Иевосеф 8 , сын Саула, коварно умерщвляется Рехавом и Вааною сыновьями Реммона Веротскаго. И когда они возвестили Давиду и показали ему голову врага, то были умерщвлены Давидом, который сказал: мужи лукавии убиша мужа праведна в дому на одре его ( 2Цар. 4, 11 ). Конечно Иебосеф не был праведен, однако назван праведным в том смысле, что был убит без вины. Когда ковчег Господень перевозился в Иерусалим, и неспокойные быки наклонили повозку на одну сторону, Оза левит коснулся рукою, чтобы поддержать наклонившийся ковчег. И вот разгневался, гневом Господь на Озу, и поразил его тамо Бог за неведение, и умре тамо у кивота Господня. И опечалился Давид, понеже порази Господь Озу. И убояся Господа Давид в день той, глаголя: како внидет ко мне кивот Господень ( 2Цар. 6, 7–9 ). Давид, – праведный, и пророк, и помазанный в царя ( Пс. 77 ), – которого избрал Господь по сердцу своему, чтобы творил он все хотения Его, видя наказанное гневом Божиим неведение, страшится и печалится, и не спрашивает причины у Господа, почему Он поразил неведущего, а сам страшится подобного приговора. Приказал Давид военачальнику Иоаву исчислить народ; и вот Писание говорит: Ии сокрушил сердце свое Давид, и сказал к Господу: согрешил я тяжко, что сделал это» ( 2Цар. 24, 10 ). Когда он давал приказание для исполнения, он конечно не знал что говорил; и однако сам упрекает себя, и за эту вину его мечем ангела умерщвляется семдесят тысяч человек. Соломон, по исполнении обрядов храма, простер обе руки к Господу и говорил: «когда согрешит Тебе народ, ибо нет человека, который бы не грешил» ( 3Цар. 8, 46 ). Ахия пророк Силомский не знал, что к нему пришла жена Иеровоама, и сказал ему Господь: се жена Иеровоамова входит вопрошании тя о сыне своем, яко болезнует: по сему и по сему да глаголеши к ней ( 3Цар. 14, 5 ). Елисей сидел на горе; приходит к нему женщина, у которой умер сын, и припавши к ногам его, вопит. И когда Гиезий отгонял ее, человек Божий сказал ему: остави ю: яко душа ея болезненна в ней, и Господь укры от мене, и не возвести мне ( 4Цар. 4,27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1Цар. 5:4 . «И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред Ковчегом Господним; голова Дагонова и (обе ноги его и) обе руки его (лежали) отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона.» Дан. 14:23 . «Был на том месте большой дракон, и Вавилоняне чтили его.» Дан. 14:27 . «Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни!» Священные изображения по воле Божией нередко проявляют неземную Силу: 2Цар. 6:6 . «И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простер руку свою к ковчегу Божию (чтобы придержать его) и взялся за него, ибо волы наклонили его.» 2Цар. 6:7 . «Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.» 2Цар. 6:11 . «И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его. Ср.: 1Цар. 5:4 ; Чис. 21:8 .» Своих идолов и кумиров язычники не только называли «богами», но часто и совсем признавали за настоящих богов: Прем. 13:10 . «Но более жалки те, и надежды их – на бездушых, которые называют богами дела рук человеческих! золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки.» Прем. 14:7 . «Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!» Прем. 14:8 . «А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его – за то, что сделал; а это тленное названо богом.» Прем. 15:15 . «Они почитают богами всех идолов языческих, у которых нет употребления глаз для зрения. Ср.: Ис. 44:17 .» Сделанные по Божию повелению фигуры никогда не признаются и не называются богами (в собственном смысле), но прямо называются «херувимами», «изображениями херувимов», так что св. иконы суть только как бы портреты св. личностей: 3Цар. 6:29 . «И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне. Ср.: Исх. 37:7 .» Язычники при чествовании своих идолов и кумиров честь относили прямо к самой вещи или фигуре идола и кумира:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Старец Самуил из рога льет елей на чело юного Давида, за которым стоят Иессей, отец его, старец, и семь братьев его разного возраста и удивляются ( 1Цар. 16 ). 78. Давид, играя пред Саулом на киннире, отгоняет от него злого духа Царь Саул, старый, сидит на престоле. Руки его простерты к Давиду. Подле него стоят воины. А юный Давид держит кинниру и играет на ней пред царем [Киннира – вид Кифары, или лиры, с десятью струнами. Звуки извлекались из нее смычком (Евфимий Зигазин, писатель XI века)]. 79. Давид убивает Голиафа Давид, юный, без бороды, прицепив пращу к поясу и перевесив суму за плечо, в левой руке держит голову, а в правой меч. Пред ним иноплеменник Голиаф лежит на земле, вооруженный и обезглавленный. Вдали евреи гонят филистимлян, а еще далее девицы пляшут под звуки кифар и тимпанов. 80. Давид со всем народом переносит ковчег завета в Иерусалим Два вола везут колесницу, на которой стоит кивот, как золотой ящик. На нем видны два золотых херувима. А пред ним Давид в белой одежде бряцает в кинниру, сопровождаемый священниками, из которых одни держат тимпаны, другие кифары, иные трубы. У кивота на земле лежит Оза мертвый. Позади идет народ ( 2Цар. 6 ) [Эта картина хорошо изображена в алтаре соборного храма Иверского монастыря на Афоне]. 81. Давид, обличенный Нафаном, покаялся в грехе своем В царском чертоге у золотого престола Давид преклонил колена. Пред ним стоит пророк Нафан и говорит ему на хартии: «отьял Господь грех твой.» Подле него ангел влагает меч свой в ножны ( 2Цар. 12 ). 82. Когда Давид исчислил народ свой, тогда прогневанный Господь послал ангела, который истребил 70 тысяч и ради жертвы прекратил пагубу Среди гумна стоит ангел с мечом в простертой руке. Вокруг него видны нивы и многие умершие люди. На одном конце гумна стоит жертвенник, и на нем сгорают два вола, снопы пшеницы и обломки плуга. Пред жертвенником стоит на коленах Давид; лицо его обращено к ангелу. Позади жертвенника видны два воина. А между ангелом и Давидом стоит пророк Гад и, смотря на сего царя, указывает ему ангела. Близ них видна крепость Иерусалимская ( 2Цар. 24 ). 83. Помазание Соломона на царство

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Итак, писатель имел целью изобразить личность Давида, как первого угодного Богу царя и родоначальника Мессии из колена Иудина. Посему с наибольшей подробностью описывается жизнь его преимущественно в фактах, характеризующих его нравственный и теократически-политический облик. О Самуиле говорится, как о пророке, помазавшем и избравшем Давида, о Сауле преимущественно в его отношениях к Давиду и в поступках, вызвавших его отвержение Господом и выяснявших нравственный характер Давида. Указанная идея отразилась и на плане книги. Во введении – молитве Анны, личность Самуила уподобляется как бы предтече Давида и выражается надежда, что Господь укрепит «Помазанника Своего» ( 1Цар.2:10 ); в середине книги находится, как бы центр всего повествования, пророчество Нафана о доме Давида и его вечном престоле ( 2Цар.7 гл.), а в конце помещена молитва Давида, исполненная надежд на «вечный завет» с ним Господа и на происхождение «Владыки верного, действующего по страху Божию» ( 2Цар.23:2–5 ), то есть Мессии. О смерти Давида, хотя и известной писателю ( 2Цар.5:5 ), последний умалчивает, потому что она не гармонировала с его идеей о вечности царствования дома Давидова. Можно думать, что книга кончается собственно 23 главой-пророчеством о «будущем Владыке», а последняя 24-я глава есть как бы приложение, составляющее переход к эпохе Соломона, строителя храма, так как в ней повествуется о построении Давидом жертвенника на гумне Орны. Так, обозренные нами исторические книги находятся, по Божественному Промышлению, в тесной взаимной последовательной связи, не только хронологической, но и богословско-учительной. А это далеко не то, что рекомендуемое критическими гипотезами признание их «безыдейным конгломератом» или «мозаикой фрагментов»... Видно, что священные ветхозаветные книги и писались, и собирались в священный канон не случайно и без разбору, а по высшим планам Господня провидения. Кто был писателем первой и второй книг Царств? Решить этот вопрос довольно трудно. Иудейское предание (Baba Batra.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Со времен поражения при первосвященнике Илии ковчег находился в Кириафиариме, в доме Аминадава. Давид решает перенести ковчег завета в Иерусалим. Он отправляется за ним во главе 80 тысяч человек, однако ковчег уже не несут на руках по древнему обычаю, а ставят на повозку. Во время транспортировки повозка накренилась, один из служителей, Оза, хотел поддержать ковчег, «простер руку свою к ковчегу Божию [чтобы придержать его] и взялся за него», и за это дерзновение он умер ( 2Цар. 6:6–8 ). Давид, смутившись этим обстоятельством, принимает решение не нести ковчег в Иерусалим, а повременить, ожидая, что же будет дальше, и оставляет его неподалеку от места, где произошло поражение израильтян, в доме Аведдара Гефянина. Когда через три месяца Давиду сообщили, что Господь благословил Аведдара и весь дом его, он перенес ковчег в Иерусалим с великим торжеством и сам с радостью плясал и скакал перед ковчегом, чем (то есть неподобающим царю поведением) навлек на себя осуждение своей жены Мелхолы, дочери Саула ( 2Цар. 6:20 ). 14.4. Обетование Давиду Перенеся ковчег, Давид решает построить храм для поклонения Богу, говоря: «Я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром» ( 2Цар. 7:2 ), следовательно, первоначально Давид соорудил для ковчега в Иерусалиме скинию (прежняя, судя по указанию ( 1Пар. 21:29 ), находилась, по-видимому, в Гаваоне). Пророк Нафан сначала одобряет это устроение, но затем получает откровение от Бога, в котором говорится, что Давид Дом не построит: «Скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания, когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии? Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой, Израиля: “почему не построите Мне кедрового дома”? И теперь так скажи рабу Моему Давиду, так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля, и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Ибо конец худого порождения самый худой. Они зачинают скорбь и рождают беззаконие. О глазе их написано: се боль неправдою, зачат болезнь и роди беззаконие ( Пс. 7:15 ). Если же это говорится о нечестивых, то каким образом Самуил, муж блаженный и праведный, родил весьма худых сыновей, которые не ходили по пути отца ( 1Цар. 8 ), и Давид, от семени которого родился Христос, родил двух сыновей, Амнона и Авессалома, из которых один явился убийцею брата, другой – отца ( 2Цар. 13:28 ); ( 2Цар. 15:14 ); ( 2Цар. 10:11 )? Из всего этого мы научаемся, что сыновей и внуков должно понимать согласно с тем, что мы сказали. Согласно с этим и Павел был в муках рождения о детях, доколе не изобразится в них Христос ( Гал. 4 ), и родил Онисима в узах. Когда они воззовут, то тотчас будут услышаны, и когда они будут говорить, Господь скажет: вот Я. Все это мы видим даже буквально исполнившимся в Деяниях Апостолов. Ибо не могли бы в столь короткое время уверовать все народы, если бы чудесами знамений не была некоторым образом исторгнута вера их. Ибо когда говорили и взывали апостолы и мужи апостольские, Господь отвечал величием знамений, так что Серна встала по молитве Петра ( Деян. 9 ), и отец Публия на острове Мелит, по молитвам Павла, исцелился от лихорадки и боли в животе, – болезней, которые противоположны одна другой ( Деян. 28 ), и весь мир называл их богами, ходящими среди людей. Тогда волк и ягненок паслись вместе, – преследователь Павел и ученик Анания ( Деян. 9 ). Это тот волк, о котором написано: Вениамин волк хищник, рано яст добычу и на вечер даст пищу ( Быт. 49:27 ), или, как в еврейском говорится: будет делит добычу , учение которого было пищею для верующих и который во всем мире торжествовал над побежденными противниками. Агнцами же должны быть признаны все те, которые в белых одеждах следовали за Агнцем, куда бы Он ни пошел, коих Господь предал Петру для пасения, говоря: паси овцы Моя ( Ин. 21:16 ). Также лев, как вол, будет есть солому, когда мужи красноречивейшие и бывшие некогда сильными в мире предадут себя простоте Писаний, чтобы не пастись на мирском красноречии, которое наподобие меда каплет из уст блудницы, но следовать малозначительности и солом исторического изложения, пока продолжительный труд и усердие не удостоятся достигнуть пшеницы мыслей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Итак, устное исповедание грехов пред священником, имея основание и начало в ясно выраженной воле Божией о кающихся грешниках, существовало и по неложному обещанию Господню («кому простите грехи, тому простятся») должно существовать всегда в Церкви Христовой, как необходимое условие для получения прощения грехов от Самого Господа. Тексты Св. Питания, на которых сектанты пытаются обосновать свое лжеучение: 2  Цар. 12:13; Лук. 5:21 ; 1Иоан. 2:1 ; Иак. 5:16 ; Мф. 6:12 ; Иер. 17:5 ; Мк. 2:5 . Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов. В таинстве покаяния– христианин получает разрешение от грехов, совершенных после крещения: Иоан. 20:21–23 ; Мф. 18:18 ; Деян. 19:18 ; 1Иоан. 1:8–9 ; Мф. 3:6 ; Сир. 4:30 ; 2Цар. 12:13 . Покаяние или исповедь существовала еще в Ветхом Завете: Лев. 5:5–6 ; Числ. 5:7 ; Притч. 28:13 ; Пр. Сол. 11:24; Числ. 12:11–13 ; 2Цар. 12–13 ; Ездры 10:10–11; Неем. 1:6–6 ; Ионы гл. 3-я. Пропов. о покаянии: Иоан. Креститель: Мф. 3:2–6 ; Мк. 1:5 . Христос обещал апостолам дать власть прощать или разрешать людям их грехи; Мф. 16:19, 18:18 , а по воскресении даровал им эту власть: Иоан. 20:21–23 . Св. апостолы пользовались этою властью прощать и связывать грехи: 1Тимоф. 1:20 ; 1Кор. 5 гл.; 2Кор. 2: 8–10 . Апостолы передали эту власть своим законным преемникам, пастырям Церкви: Иак. 5:14–16 ; 1Тимоф. 5:18–20 ; Ефес. 4:11 ; Иуд. ст. 22 – 23, ибо Христос сказал им: Матф. 20:20 . Без исповеди человек не может наследовать вечной жизни: Откр. 21:27 . 6. О ТАИНСТВЕ БРАКА. Сектанты не признают брака за благодатное установление, а только за священный обряд. Православная же Церковь , согласно с словом Божиим признает и учит, что брак есть таинство. И Св. Писание ясно указывает нам, что брак есть таинство. В книге Бытия находим свидетельство, что брак благословил Сам Бог (1, 28). Господь Иисус Христос, бывший на браке в Кане Галилейской, Своим присутствием благословил и освятил брак ( Иоан. 2:1–11 ). Когда к Христу Спасителю обратились фарисеи с вопросом: «позволительно ли разводиться мужу с женою» ( Мк. 10:2 ). Он дал истинное понятие о браке, как таинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Во всех этих ст. речь идет о событиях прошедших. Употребление будущего вр. в ст. 38, 39 и 43 в слав. гр.-лат. (=халд. и сирск.) можно понимать как выражение Давидом уверенности в совершении при помощи Божией тех же подвигов и в будущем; но переводчиками оно принято собственно в соответствие евр. 2-му аор., который в русск. точнее переведен – временем настоящим. Вм. скорблю ст. 39) в древне-слав. Псалтирях (см. у Амфилохия) читалось сокрш (ср. 2 Ц. 22:39 и Пс.67:22 евр.-слав. ср. пораж Втор.33:11 и Суд.5:26 евр.-слав.). мд. Избавиши м поставиши м во глав зыквъ: ихже не вдхъ, работаша м, 44. Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне; 44 . Господь Своею помощью избавлял Давида и от внутренних несогласий в его собственное народе ( – какие напр. были в начале царствования Давида при продолжавшемся еще господстве дома Саулова и разделении народа между двумя династиями ( 2Цар.3:1, 6–4:1 и след.), и потом, к концу его царствования, во время восстании Авессалома ( – 15:10 и сл.) и Савея ( – XX, 1–22). При такой помощи Божией к усмирению внешних и внутренних врагов царства евр., Давид соделался главою не только всего Израиля, но и соседних с ним иноплеменных народов ( зыквъ). Ему покорились и сделались его данниками ( работаша м ср. 2Ц.8:6: стали рабами, платящими дань) даже такие народы, которые до того времени были неизвестны ему, каковы вероятно были, по своей отдаленности и редким сношениям с Иудеей, народы Сирии и Месопотамии ( 2Цар.8:3–8 ; Пс.59:2 ). Но господство Давида над иноплеменниками не было так обширно и полно, чтобы его можно было прямо без ограничения назвать главою иноплеменников. В полном своем смысле эти слова представляют пророчество об обетованном Христе Спасителе (ср. Ис.55:3–5 ), который в земной жизни своей быв предметом пререкания ( Лк.2:34 ) между иудеями ( Ориген у Кордерия; ср. бл. Феодор. и Августин), в своем воскресении силою Божественною ( Деян.2:24:33 ) избавившись от рук их (Зигабен), распространением Евангелия во вселенной ( Мф.28:18–20 ) соделался превыше всех, главою Церкви Своей ( Еф.1:21–22 ) и воцарился над всеми языками (Афанасий и бл. Феодорит), и наведавшими прежде Господа, бывшими от Него далеко ( Еф.2:13 ) и как бы неведомыми Ему (Зигабен). При этом и будущее вр. глаголов избавиши.. поставиши м пер. евр. 2-го аор., который последовательность требовала бы передать прошедшим вр. (=русск. пер.), может указывать на пророческий смысл изречения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

3Цар.8:17 .  У Давида, отца моего, было на сердце построить храм имени Господа Бога Израилева; 3Цар.8:18 .  но Господь сказал Давиду, отцу моему: «у тебя есть на сердце построить храм имени Моему; хорошо, что это у тебя лежит на сердце; 3Цар.8:19 .  однако не ты построишь храм, а сын твой, исшедший из чресл твоих, он построит храм имени Моему». 3Цар.8:20 .  И исполнил Господь слово Свое, которое изрек. Я вступил на место отца моего Давида и сел на престоле Израилевом, как сказал Господь, и построил храм имени Господа Бога Израилева; 3Цар.8:21 .  и приготовил там место для ковчега, в котором завет Господа, заключенный Им с отцами нашими, когда Он вывел их из земли Египетской. (ср. 2Пар.6:4–11 ). Если слова стихов 12–13 Соломон произнес, обратясь к Святому храма, то речь, ст. 14–21, произнесена им к народу; «собрание» кагал, εκκλησα, слав.: «собор») благоговейно стояло. Речь воспроизводит сжато, но полно всю историю построения храма с момента возникновения у Давида мысли об этом (ср. 2Цар.7:2 ; 3Цар.5:16 ; 1Пар.22:6–11,28:2–7 ). В выражении «храм для пребывания... имени Иеговы» (стихи 16–19, 29; 3Цар.9:3 ; 4Цар.21:4 ; ср. Втор.12:5,11 ; 2Цар.7:13 ) имя (евр. шем ) есть откровение существа Иеговы ( Исх.3:14 ) со стороны Его святости и освящения Израиля ( Исх.29:43–46 ). 3Цар.8:22 .  И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу, Начиная молитву, Соломон снова обращается к храму, воздевает руки свои к небу и преклоняет колена (ст. 54) на медном амвоне ( 2Пар.6:13 ). Воздевание рук для молитвы, ср. ст. 38, – древний и постоянный обычай, естественное выражение молитвенного настроения (ср. Исх.9:29,33 ; Ис.1:15 ; Иов.11:13 и др.). Преклонение колен при молитве столь же естественное проявление благоговейного молитвенного чувства, встречающееся в Библии задолго до плена вавилонского ( Быт.24:26,52 ; Ис.45:23 ; Иов.1:20 и др.), вопреки мнению (Бенцингера и др.), будто обычай коленопреклоненной молитвы послепленного происхождения и будто уже поэтому молитва Соломона могла возникнуть лишь после плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010