12:15. Переход через Иордан во время разлива. В первый месяц (примерно соответствует марту по нашему календарю), когда происходит таяние снегов в горах, уровень воды в Иордане повышается, и река выходит из берегов. Есть любопытная надпись ассирийского царя Саргона II (VIII в. до н. э.), в которой он заявляет, что провел свои войска через Тигр и Евфрат в момент наводнения, как посуху. С одной стороны, такая водная переправа чрезвычайно опасна, но с другой (и в этом причина) – этот неожиданный маневр часто помогает застигнуть противника врасплох. 12:23–40. Союз племен и образование царства. Израиль еще был на стадии племенного развития, вопреки решению поставить во главе израильских колен царя. В результате, всякий претендент на престол должен был обеспечить себе поддержку старейшин всех колен и необходимый воинский контингент. 13:1–14 Неудачная попытка переноса ковчега Господня в Иерусалим Более подробные сведения о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2Цар. 6:1–11 . 14:1–17 Победа над филистимлянами Более подробные сведения о содержании этого раздела см. в коммент. ко 2Цар. 5:17–25 . 15:1–16:43 Перенос ковчега Господня в Иерусалим 15:1. Строительные проекты Давида в Иерусалиме. Библия упоминает лишь о строительстве царского дворца. Археологические раскопки, к сожалению, не обнаружили никаких других сооружений времен Давида в Иерусалиме. О царском дворце см. в коммент. ко 2Цар. 5:11 . 15:20,21. Певцы и музыканты. Приводятся технические музыкальные термины, которые используются в заголовках ряда псалмов, например, «аламоф» в Пс. 45 и «sheminith» в Пс. 6–12 ( опущенные в русском переводе). «Тонкий голос», вероятно, соответствует сопрано. Аккадские тексты обнаруживают знакомство с семью нотами и нотными ключами (музыкальной настройкой), а также с интервалами, необходимыми для исполнения аккордов (напр., терциями). Более подробно эти вопросы рассматриваются в коммент. ко 2Цар. 6:12–23 . 16:26. Все боги – идолы. См. коммент. к Лев. 26и Втор. 4:15–18 . 16:39. Святилище на высоте в Гаваоне. Нигде, кроме 1 Пар., не упоминается святилище в Гаваоне. Гаваон расположен в 6 милях к северо-западу от Иерусалима, а в 3Цар. 3говорится, что там был главный жертвенник.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Псалом этот имеет следующее надписание: Псалом песни обновления дому Давидова , и он составляет 1-й стих псалма. В русских изданиях Псалтири надписание это читается различно. В переводе с еврейского оно читается так: «Псалом Давида; песнь при обновлении дома»; а в переводе с греческого так: «Псалом Давиду. Песнь освящения». Все эти три разночтения однако же понятны и не заключают в себе какого-либо противоречия. Они, напротив, ясно указывают: 1) на то, что псалом этот принадлежит Давиду, или составлен Давидом, 2) что составитель псалма назначил его для пения, с участием органа, псалтири и других употреблявшихся тогда музыкальных инструментов ( 1Пар.15:16 ; 2Цар.6:5 ), и 3) надписание это указывает на повод, или побудительную причину к составлению псалма сего. Впрочем, отцы Церкви и другие толковники псалмов дают различные объяснения относительно повода к составлению сего псалма. В историческом, или буквальном, смысле, под именем обновления, или освящения, дома некоторые разумеют освящение жертвенника на гумне Орны Иевусеянина, построенного Давидом по случаю язвы, опустошавшей землю Иудейскую ( 2Цар.24:18–25 ). Другие думают, что Давид, вместе с приготовлением различных материалов для построения храма, приготовил к освящению знаменитого храма Соломонова и этот псалом. Иные же в надписании сего псалма видят указание на торжественное празднество, устроенное царем Езекией, когда он, по воцарении своем, распорядился очистить храм Соломонов от запустения, допущенного при его предшественниках, и совершил праздник обновления храма ( 2Пар.29:3–28, 30:26 ). Большая же часть толковников надписание это относят к освящению новоустроенной Давидом скинии или к освящению дома Давидова по окончании постройки его или после осквернения его Авессаломом ( 2Цар.16:22 ). Вместе с тем весьма многие дают словам песнь обновления духовный, или таинственный, смысл и разумеют: или – обновление Церкви Божией чрез воплощение Христово, или – воссоздание человеческого естества смертью и воскресением Сына Божия и благодатью святого крещения. Домом, говорят еще, названа здесь душа Давидова, как сделавшаяся жилищем пророческого дара Святого Духа. Обновлением посему названо «обновление души» его ( Пс.50:12 ), когда, по учинении тяжкого греха ( 2Цар.12:9 ), чрез слезное покаяние он опять удостоился дара пророческого и стал пророчествовать по-прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Конец эпохи судей и время первых царей (XI-X вв. до Р.Х.) ознаменовались особым проявлением пророчества в лице Самуила, Давида, Гада и Нафана. Самуил, призванный быть пророком в отроческом возрасте, подтвердил предсказанное «человеком Божиим» отвержение всего дома Илия, первосвященника и судьи, и явился орудием Божественного промышления во время реформы правления в Израиле ( 1Цар. 8–12 глл.). Библейское предание изображает Самуила как первого после Моисея великого пророка, признаваемого всем Израилем «от Дана до Вирсавии» ( 1Цар. 3:20 ). В деле защиты монотеистической религии Завета ему помогал сонм «пророческих сынов» ( 1Цар. 10:5 Давид, как пророк, известен, главным образом, своими мессианскими пророческими псалмами, а Гад и Нафан были его советниками ( Мф. 22:43 ; Деян. 2:30 ; Евр. 11:32 ). Гад, «прозорливец Давида», посоветовал изгнаннику-Давиду возвратиться из Моава в Иудею, возвестил ему наказание за горделивое предприятие (военную перепись), указал место будущего храма и помогал в организации левитов для богослужения ( 1Цар. 22:5 ; 2Цар. 24:11 18 слл.; 2Пар. 29:25 ). Нафан, также как и Гад, чуждый всякого пресмыкательства перед царём, трижды вмешивался в жизнь Давида; запретил ему строительство храма, как пролившему много крови в войнах; возвестил пожизненные бедствия в наказание за грехопадение, а также предсказал вечность его рода, ибо из него произойдёт Мессия. ( 2Цар. 7 гл.; 1Пар. 17 гл., 22:8–10; 2Цар. 12 гл.; 2Пар. 29:25 ). Именно в рассматриваемое время, за тысячу лет до Рождества Христова, из пророчества Нафана, возвещённого Давиду по поводу его намерения построить храм (2Цар. 7гл.), и затем из пророческих псалмов Давида впервые стала известна великая мессианская идея о происхождении Мессии-Христа из рода Давидова и о спасении через Него потомков Иакова и языческих народов, – идея, которая далее будет подробнее развиваться другими пророками, особенно Исаией. Период разделённой монархии, продолжавшийся более двухсот лет (от смерти Соломона до падения северного царства; 931–722 гг. до Р.Х.) также был временем особенно активной деятельности пророков. Во весь этот период действовал институт пророков-проповедников, воздвигаемых Богом, которые как бы контролировали жизнь библейского народа, а также деятельность самих царей, – большинство которых были нечестивыми, – и направляли её согласно требованиям монотеистической религии Завета. В исторических книгах (3–4 Цар. и 2Пар.), описывающих этот период, упоминаются по имени 15 пророков-проповедников и несколько пророков анонимных. К концу периода разделённой монархии относится начало непрерывного служения пророков-писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Для Иоиля царь – сын Божий, бен Элохим ( 2Цар.7:14 ; Пс.89:27–28 ; Пс.2:7–8, 44:7, 89:15–30 ). Идея божественного происхождения царя глубоко укоренена в народах-соседях Израиля, в Египте, в Месопотамии, у хананеев и хеттов, которые видят в своем царе наместника Бога на земле. Но Иоиль хорошо знает историю своего народа: царская власть существовала не всегда. Она не только не является проявлением естественного миропорядка, она была установлена против воли пророка Самуила и против замысла Господня. Народ хотел лишь «походить на другие народы». Именно поэтому он обратился к Самуилу с просьбой назвать ему его царя – Саула. Укрепленная Давидом и Соломоном царская власть не имела и не могла иметь в сакральной вселенной евреев мирского характера. Царь подчеркивает священное качество своего положения ежегодным присутствием в Храме на церемонии, посвященной царскому культу. Кроме того, он не должен забывать, что он человек, подчиняться установлениям Торы, не умножая ни жен, ни лошадей ( Втор.6:15 ). Царская власть покоится, таким образом, на союзе, который объединяет царя с Богом, перед которым он несет ответственность, а также со своим народом ( 2Цар.5:3 ; 1Цар.10:25 ; 4Цар.11:17 ; 3Цар.14:7 ; 2Цар.23:5 ). Если он проявит неверность по отношению к этому двойному союзу, на него и его династию падет суровая кара. Царь должен быть всецело сопричастен культу: он приносит жертвы и курит фимиам. Храмы Господа в Иерусалиме – жилище Господа ( 3Цар.12:28 ; Ам.7:13 ). Царский дворец связан переходом с Храмом, который Господь одаривает подношениями и жертвами. Он там полноправный господин и может отдавать любые приказания, хотя не является главным священником. Один из самых главных атрибутов царя – справедливый суд: во сне Соломон просит сначала Господа даровать ему внимательное сердце, чтобы праведно судить народ, по отношению к которому он должен стать верховным судьей ( 3Цар.3:9 ). Царь может передать свою власть назначенным им судьям, но сам он всегда остается защитником слабых, угнетенных, вдов и сирот ( 2Цар.14:5 ; 1Цар.3:16 ; 3Цар.8:3 ; Иер.22:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда Давид вернулся домой, тот его жена Мелхола, дочь Саула, унизила его: – Как отличился сегодня царь Израиля, обнажившись перед глазами рабынь, как обнажается какой-нибудь пустой человек! На это Давид ответил: «Пред Господом [плясать буду. И благословен Господь], Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен» ( 2Цар. 6, 21–22 ). Бог наказал высокомерную Мелхолу бездетностью. Давид построил себе дворец и решил, что негоже ему жить во дворце, а Ковчегу стоять в шатре. Он пригласил пророка Нафана и сказал, что желает построить Богу храм. Пророк одобрил его желание, но Бог велел сказать царю: «Ты ли построишь Мне дом?.. Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле… После тебя Я восставлю семя твое. Он произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки.Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном…» ( 2Цар. 7, 12–14 ). Этими словами Бог предсказал не только царствование Соломона, сына Давидова, построившего Храм Иерусалимский, но и рождение величайшего Царя из рода Давида – Иисуса Христа, Сына Божия и Сына Давидова, восседающего на престоле Давидовом навеки. Услышав это великое пророчество, Давид пошел к Ковчегу и сказал: «Кто я, Господи [мой], Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил! И этого еще мало показалось в очах Твоих, Господи мой, Господи; но Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль. Это уже по-человечески. Господи мой, Господи!.. Ради слова Твоего и по сердцу Твоему Ты делаешь это, открывая все это великое рабу Твоему. По всему велик Ты, Господи мой, Господи! ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя… И ныне начни и благослови дом раба Твоего, чтоб он был вечно пред лицем Твоим» ( 2Цар. 7, 18–26 ). Грех Давида и его покаяние (2Цар. 11–12)

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ибо некоторые становятся в соприкосновение близко, и не становятся издали; так например: Самуил знал о пропаже ослов, предсказал отыскание их, и предвозвестил Саулу будущее царство ( 1Цар.9:15, 20 ); предсказывает, даже, что Давид будет его преемником, но не предсказывает, что сей будет отцом Царя вечного ( 1Цар.16:12 ). А некоторые становятся в соприкосновение (с духом) издали, и не становятся близко. Так, например, тот же Давид знал о воплощении Единородного Сына Божия, говоря о Сионе: человек и человек родися в нем, и той основа и Вышний ( Пс.86:5 ); разумел и то, что Он вознесется на небеса и сядет одесную Бога Отца, говоря: рече Господь Господеви моему: сиди одесную Мене ( Пс.109:1 ); и однако же не предвидел ближайших событий. Из множества их скажу о немногих: он не знал о замысле слуги Мемфивосфеова, Сивы, против господина своего ( 2Цар.16:3–4 ); а Амессаю обещая говорит: сия ми да сотворит Бог и сия да приложит, аще не будеши князь силы предо мною во вся дни вместо Иоава ( 2Цар.19:13 ), именно по незнанию того, что должно было случится; потому что этот Амессай не только не получил начальства над войском вместо Иоава, но и жизнь свою кончил чрез несколько времени от Иоава ( 2Цар.20:10 ). А когда хотел построить храм Богу, то не зная, что будет вблизи, вопросил о том другого Пророка ( 2Цар.7:3 ). 14 . Но некоторые (Пророки) становятся в соприкосновение (к духу) как издали, так и вблизи. Так Исайя пророчествует о далеком событии в будущем, говоря: се Дева во чреве приимет, и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил ( Ис.7:14 ). О Нем же он опять говорит: Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, Его же начальство бысть на раме Его: и нарецается имя Его велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века, Начальник мира. И велие начальство Его, и мира Его несть предела ( Ис.9:6–7 ). И он же (Исайя), близко поставленный в соприкосновение с духом пророчества, предсказал Царю Езекии, что сей выздоровеет, и сколько еще лет проживет после выздоровления ( Ис.38:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Изъяснение псалма 26-го. «Псалом Давиду прежде помазания». Надписания сего в Екзаплах я не нашел, но есть оно в некоторых списках. Иные взяли сие за повод отвергать все надписания, как неистинныя. Ибо говорят: как мог Давид писать пророческие псалмы, когда не был еще помазан и не приял благодати Всесвятаго Духа, и притом был еще молод, пас овец, а не царством управлял, и никем еще не был гоним? Но им надлежало знать, что, по сказанию истории царств, Давид помазан был двукратно, и даже трекратно: в первый раз в Вифлееме Пророком Самуилом; во второй раз в Хевроне коленом Иудиным после погибели Саула, и в третий всеми коленами по смерти Мемфивосфея. О втором же помазании сказуется так: «и вопроси Давид Господа, глаголя: вниду ли в един от градов Иудиных? и рече Господь к нему: вниди. И рече Давид: камо вниду? и рече: в Хеврон» ( 2Цар. 2, 1 ). Потом бытописатель разсказав, как он взошел, присовокупил: «и приидоша мужие от Иудеи, и помазаша тамо Давида, да царствует над домом Иудиным» ( 2Цар. 2, 4 ). О третьем помазании опять сказуется так: «и приидоша вся племена Израилева к Давиду в Хеврон» ( 2Цар. 5, 1 ), и чрез несколько слов: «и положи им царь Давид завет в Хевроне пред Господем, и помазаша Давида на царство над всем Израилем» ( 2Цар. 5, 3 ). А посему видно, что псалом сей изречен прежде, нежели Давид приял второе поставление на царство, и вступил в управление делами. Итак изрек он слова сии гонимый Саулом, когда пришел к священнику Авимелеху, и помолясь в скинии Божией, прияв благословение святых хлебов, избежал от рук врага. О сем и говорит он в этом псалме: «яко скры мя в селении своем в день зол моих» (5). Тогда и Доик Идумеянин, пасший там царских мсков, известил Саула о бегстве Давидовом; почему и говорит Пророк в псалме: «яко возсташа на мя свидетеле неправеднии» (12). Но яснее покажет сие подробное изъяснение. Пс.26:1 .  Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?» Просвещаемый Тобою, говорит Пророк, и озаряемый умным Твоим светом, пренебрегаю я всех в совокупности врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Иоанн Златоуст . Разъясняя только, что высказанную молитву о сохранении души, псаломопевец продолжает: спас раба твоего бже мой. оуповающаго на т, – спаси меня, Боже мой, от врагов (или избавь от несчастий), ибо я раб Твой и на Тебя одного возлагаю свое упование (ни на кого другого не надеюсь). Рабом Божиим псалмопевец называет себя в том смысле, что он свою волю подчинил (поработил) воле Божией и старался поступать в своей жизни так как угодно Богу (а не как приятно и угодно себе самому). Доказательством того, что Давид действительно был рабом Божиим в указанном смысле, могут служить весьма многочисленные поступки его, записанные в книгах Царств. Вот некоторые из них: жестоко и упорно преследуемый царем своим Саулом, пр. Давид не принимал никаких мер к тому, чтобы отомстить ему, хотя имел много случаев. Так однажды, когда Саул был в его руках, и когда окружающие Давида советовали ему воспользоваться этим случаем и убить Саула, – он решительно отверг эти советы и сказал: сохрани меня Бог, чтобы я наложил руку на царя моего: ибо он помазанник Божий ( 1Цар. 24, 7; 26, 9–11 ). После смерти Саула Давиду представилась возможность оставить свое убежище в чужой земля и возвратиться в свое отечество. Однакоже он не прежде решился сделать это, как предварительно вопросив о том Бога ( 2Цар. 2, 1 ). Так он поступил вообще во всех наиболее важных случаях: прежде чем препринять что либо, он всегда вопрошал предварительно Бога ( 2Цар. 2, 19, 23; 7, 3 ). Когда, гонимый сыном своим Авессаломом, Давид покинул Иерусалим, то первосвященник Садок, взяв с собою Ковчег Завета, готов был следовать за ним. Но Давид сказал ему: возврати Ковчег Божий в город: если господь милостив ко мне, то Он возвратит меня и даст мне возможность снова увидеть скинию и ковчег. Если же Он скажет мне: «нет более благоволения Моего к тебе» – то я готов и на это; пусть он творит со мною по благой своей воле ( 2Цар. 15, 24–26 ). Затем, когда Давид после этого пришел в пределы колена Вениаминова, то здесь близ Вахурима встретил его некто Семей из рода Саулова и стал его проклинать и бросал в него камнями. Окружающие Давида при этом просили его дозволить им убить Семея за эту дерзость. Но Давид сказал на это: оставьте его, пусть он проклинает меня, верно Господь повелел ему это. А если Господь повелел ему проклинать меня, то кто запретит ему ( 2Цар. 16, 9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

И с трудом был удержан истребитель: когда уже он хотел наложить поражающую руку и на живущих во святом граде, духовном Иерусалиме, тогда только ему возбраняется, поскольку Бог был умилостивлен: «отъими теперь, – говорит Писание, – довольно» ( 2Цар. 24, 16 ). Церковь же есть град святой, обитатели которого суть усовершаемые к освящению чрез хлеб живой. О столь святом и достойном удивления городе воспоминает и божественный Давид, говоря: «Славное возвещается о тебе, град Божий!» ( Пс.86, 3 ). Ибо в нас вселился Христос, который есть жизнь и животворящий. Поэтому Бог от освященных и отгоняет губителя, как уже не долженствующего побеждать после явления святой трапезы, которую прикровенно означает время обеденное. Итак, Христос, как бы созерцаемый в лице Давида, избавил нас. Поскольку Он видел, что смерть истребляет сущих на земле, то и соделался ходатаем за нас пред Отцом: Он Себя Самого принес за нас и добровольно подверг смерти; посрамил губителя, называя грех Своим не потому, будто Он соделал грех, но потому, что, по Писаниям, Сам " грехи наши берет на Себя и о нас болезнует» ( Ис.53, 4 ), «к злодеям причтен был» ( Ис. 53, 12 ), и хотя Сам не знал греха ( 2Кор. 5, 21 ), но был «за нас клятвою» ( Гал.3, 13 ). Нужно же, как сказано, более потерпеть пастырю, нежели овцам ( 2Цар. 24, 17 ); и Он, как пастырь добрый, «душу Свою положил за овцы» ( Ин.10, 11 ). Потом, по Божественному напоминанию, богомудрый Давид на том месте, где увидел Ангела истребителя уже бездействующим и стоящим (а видел его, сказано, «пред гумном» – 2Цар. 24,16 ), водрузив жертвенник, принес Богу «всесожжения и мирная» ( 2Цар. 24, 25 ), – это виды и образы жертвоприношений по закону. Под гумном ты разумей Церковь , достигши которой, смерть наконец остановилась и была упразднена, и губитель удержал издревле страшную и разрушительную руку; ибо Церковь составляет дом Того, в Ком жизнь по естеству, то есть Христа. Церковь же мы называем гумном по некоторому подобию и образу: в ней, по примеру снопов и колосьев, собираются те, которые отсекаются от мирской жизни словом святых жителей, то есть Апостолов и Евангелистов, для того, чтобы быть вознесенными в вышние дворы и внесенными, подобно чистому хлебу, как бы во Владычнюю житницу, в небесный Иерусалим, по отложении непотребных и ненужных дел, а вместе и мыслей, каковые разумеются как бы в виде соломы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Он с самого начала вводит читателя в атмосферу хеседа – он предупреждает: история, которую я вам хочу рассказать, немножко о других людях или, во всяком случае, о других отношениях между людьми. Это позволяет ему не повторять Осию, а пойти ещё дальше по пути создания «образа и понятия» другой любви. КР соотносится с Книгой Осии, как образец с исключением, или как самая идеальная норма с крайностью. По-видимому, как норма закрепляется в иудео-христианской традиции та концепция брака, которая в Книге Осии только предвосхищается, а в КР уже очерчена. Апостол Павел придаёт догматическую ясность именно этой, уже существующей концепции, когда уподобляет супругов Христу и Церкви. И раби Акива исходит из неё же, когда уподобляет мужа Крепкому Израиля, а жену – Шехине, Его сопребыванию с людьми. Книга Руфи и 1–2 Царств Давно было замечено, как в традиционной экзегезе, так и в библеистике, что царь Давид находится в особых отношениях с, так сказать, явлением «любви». Имя его может быть понято как милый, любимый, оно созвучно постоянному эпитету героя в Песни Песней 1:13 (/dôdî), хотя настоящая этимология этого имени темна. Рассказы о жизни Давида, как правило, построены на том, что кто-то любит его. В первую очередь, и к этому мы ещё вернёмся, это Ионафан, сын Саула ( 1Цар.18:1 и многие другие), но и сам Саул начал с того, что полюбил Давида ( 1Цар.16:22 ). Давида полюбила дочь Саула Мелхола и не только вышла за него замуж, но и спасла от гнева отца ( 1Цар.18:20, 27, 19:11–17 ). Давида любят его слуги и дружинники и иногда совершают ради него дерзкие подвиги, как в эпизоде с водой, которую они для него достали во вражеском стане ( 2Цар.23:15–17 ). У него есть особые друзья, способные ради него на отчаянную хитрость и притворство, и самопожертвование, как Хусий и Авиафар ( 2Цар.15:33–37, 16:16–19, 17:5–22 ). И, наконец, просто сказано, что весь народ любил Давида и называл его «светильником Израиля» ( 1Цар.18:30 , 2Цар.5:1, 21:17 ). Если перейти от библейских текстов к традиции, можно заметить, что особая любовь к Давиду никогда не угасала в еврейском народе, превратившись в поговорки и колыбельные: «ты красив, как царь Давид», «спи, сыночек, тебя любят, как царя Давида» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010