После возобновления мон-ря им управляли архимандриты. В 1887 г. в мон-ре насчитывалось свыше 120 насельников, из них - 70 иноков; в 1908 г.- 67 монахов, 21 указной послушник, 53 чел. на испытании; в 1917 г.- 86 монахов и 34 послушника. В 1887 г. за А. м. числилось 254 дес. земли и 289 дес. леса в Ахтырском у. и 150 дес. в Купянском у.; в 1917 г. земельные владения мон-ря составляли 750 дес. земли. Мон-рю принадлежали лавка в каменном ряду и дом с усадьбой в Ахтырке, а также неск. мельниц в близлежащих селах. Ежегодный доход А. м. составлял 17 616 р. До 1868 г. мон-рь ежегодно получал 171 р. 42 к. штатной суммы - «милостынной дачи», перечисленной от упраздненных мон-рей Курской епархии - хотмыжского Знаменского и Белогорского Николаевского. В обитель поступали денежные пожертвования от благотворителей, самое большое пожертвование (15 тыс. р.) было сделано кнг. С. А. Голицыной, правнучкой прот. Тимофея Надаржинского. В 1922 г. А. м. закрыли, последний настоятель архим. Аристарх с братией были репрессированы. В 2002 г. на территории обители находился испытательный полигон Ахтырского завода «Нефтепроммаш», из построек мон-ря сохранилась полуразрушенная колокольня. 28 мая 2002 г., по благословению еп. Сумского и Ахтырского Иова (Смакоуза), началось возрождение мон-ря. В сент. 2002 г. в колокольне начались реставрационные работы. На первом этаже колокольни устроили храм. 12. янв. 2003 г. еп. Иов совершил освещение престола храма. К 2009 г. весь мон-рь распологался в одной колокольне. Наместник мон-ря - игум. Симеон (Гагатик). Ежегодно, на 3-й день после праздника Троицы, из Покровского кафедрального собора Ахтырки к колокольне бывш. обители совершается крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери. Ист.: 2 ПСЗ. Т. 17. С. 67; ОДДС. 1880. Т. 4. С. 77-78, 360-367; Чудесные исцеления пред иконою Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что в Ахтырском Свято-Троицком мон-ре, с предварительным сказанием об этой иконе и самом мон-ре. Х., 1884; Багалей Д. И. Материалы для истории колонизации и быта степной окраины Московского государства в XVI-XVIII ст. Х., 1886. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/77222.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРЕЯСЛАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Киевской епархии, названо по г. Переяславу (с 1943 Переяслав-Хмельницкий Киевской обл., Украина). Инициаторами создания П. в. были гетман И. С. Мазепа и Киевский митр. Варлаам (Ясинский) , поводом для учреждения Переяславской кафедры послужило отсутствие викарного епископа в подчинении Киевской митрополии. В 1698 г. митр. Варлаам получил разрешение иметь викария, 1 окт. 1700 г. митрополит в соборе Св. Софии в Киеве возглавил хиротонию во епископа Переяславского Захарии (Корниловича) , настоятеля киевского Златоверхого во имя архангела Михаила монастыря. 4 марта 1702 г. царь Петр I Алексеевич дал еп. Захарии жалованную грамоту на епископство. Захария возглавлял Переяславскую кафедру до своей смерти 28 авг. 1715 г., являлся коадъютором (помощником) Киевского митрополита. П. в. было полусамостоятельным, т. к. его территория не входила в Киевскую епархию. Первоначально П. в. включало территорию Переяславского полка на левом берегу Днепра и владения Трахтемировского (Трехтемировского) Троицкого (см. Святой Троицы монастырь в с. Трахтемиров) и каневского Успенского мон-рей, а также запустевший Ирдынско-Виноградский Успенский мон-рь на правом берегу Днепра. Еп. Захария, оставаясь настоятелем киевского Златоверхого мон-ря, являлся игуменом Каневского и Трахтемировского мон-рей. В 1704 г. в урочище Монастырище близ г. Богуслава был возобновлен Рождество-Богородичный мужской мон-рь, также в юрисдикции Переяславского епископа (в 1740 переведен к Николаевской ц. в Богуславе, в 1750 перешел в унию). В 1726 г. правобережные мон-ри были переданы под непосредственное управление Киевского митрополита. 1 июня 1700 г. в переяславском Вознесенском мон-ре (см. Переяслав-Хмельницкий в честь Вознесения Господня мужской монастырь ) был освящен построенный на средства гетмана Мазепы Вознесенский собор (строительство начато в 1695), ставший кафедрой Переяславских епископов. В Вознесенском мон-ре до 1785 г. находилась резиденция Переяславских архиереев, Вознесенский собор являлся их усыпальницей. В 1701 г. Мазепа подтвердил Вознесенскому мон-рю права на все ранее приобретенные земли и подарил ему новые владения, а в качестве вклада передал в собор Пересопницкое Евангелие . При мон-ре существовала иконописная школа. По инициативе еп. Захарии в 1711-1713 гг. при деревянной ц. арх. Михаила в Переяславе (построена не позднее 1701 на месте каменного собора 1089/90) был основан мон-рь (см. Переяслав-Хмельницкий во имя архангела Михаила мужской монастырь ). В 1713 г. в монастырский Михаило-Архангельский храм были перенесены мощи прмч. Макария (Токаревского) , которые после закрытия обители в 1786 г. переданы в переяславский Вознесенский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2580016.html

Лит.: Свиньин П. П. Ипатиевский мон-рь//Отеч. зап. СПб., 1820. Ч. 1. 1. С. 1-44; он же. Картины России и быт разноплеменных ее народов. СПб., 1839. С. 135-145; Павел (Подлипский), еп. Описание костромского Ипатиевского мон-ря. М., 1832; Погодин М. П. Дорожные записки//Москвитянин. 1841. Ч. 6. 12. С. 247-249; Андроников П. И. Имп. Александр II в Костромской стороне. Кострома, 1858. С. 12; Диев М. Я., прот. Ист. описание костромского Ипатского мон-ря. М., 1858; Вознесенский Е. П., свящ. Восп. о путешествиях высочайших особ благополучно царствующего имп. дома Романовых в пределах Костромской губ., в XVII, XVIII и текущем столетиях. Кострома, 1859; Макарий (Миролюбов), архиеп. Вклады Годуновых в Ипатиевском мон-ре//ИИАО. 1861. Т. 3. Вып. 3. Стб. 231-237; Ипатиевский мон-рь//Памятная кн. Костромской губ. на 1862 г. Кострома, 1862. С. 286-290; Милютин В. А. О недвижимых имуществах духовенства в России. М., 1862; Ипатиевский мон-рь со времени учреждения штатов до его восстановления в 1835 г.//Костромские ГВ. 1863. 34. Ч. неофиц. С. 223-224; Самарянов В. А. Памятная кн. для Костромской епархии. Кострома, 1868. С. 91-102; он же. Палаты бояр Романовых или дворец царя Михаила Феодоровича в костромском кафедр. первокл. Ипатиевском мон-ре. Рязань, 1892; Островский П. Ф., прот. Ист.-стат. описание Костромского первокл. кафедр. Ипатиевского мон-ря. Кострома, 1870; Покровский Н. В. Ипатиевская лицевая Псалтирь 1591 г.//ХЧ. 1883. Ч. 2. 11/12. С. 594-628; он же. Древности костромского Ипатьевского мон-ря//ВАИ. 1885. Вып. 4. С. 1-34; он же. Памятники церк. старины в Костроме//Там же. 1909. Вып. 19. С. 1-32; Сторожев В. Н. К истории сельскохозяйственного быта костромских Ипатиевского и Богоявленского мон-рей. М., 1894; Яцковская С. Костромской Ипатьевский мон-рь, колыбель Дома Романовых. М., 1896; Рождественский С. В. Служилое землевладение в Московском гос-ве XVI в. СПб., 1897; Рожков Н. А. Сельское хоз-во Московской Руси в XVI в. М., 1899; Сырцов И. Я., прот. Усыпальницы бояр Годуновых в костромском Ипатьевском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Ч. 1. 201. С. 179-180, см.: Кучкин. 2002. С. 101). География возникновения киновий позволяет выделить 2 центра их распространения: Н. Новгород и Москва. С Н. Новгородом связана деятельность свт. Дионисия († 15 окт. 1385), архиеп. Суздальского, Нижегородского и Городецкого, который поддерживал самые тесные связи с К-польским Патриархатом. В 1-й трети XIV в. прп. Дионисий основал нижегородский Печерский мон-рь. Обитель, видимо, сразу получила общежительный устав, поскольку в летописной записи о возведении Дионисия в 1374 г. на Суздальскую кафедру он назван «общему житию началником» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 105-106). Как следует из грамоты прп. Дионисия Снетогорскому мон-рю, святитель считал «общее житие» наиболее совершенным устройством монастырской жизни. Под влиянием святителя инокини нижегородского Зачатиевского монастыря, основанного ок. 1355 г. кнг. Василисой, женой кн. суздальского и нижегородского Андрея Константиновича, приняли общежительный устав (в 1369 прп. Дионисий постриг княгиню в монахини с именем Феодора). К 1374 г. настоятель Печерского Вознесенского мон-ря носил сан архимандрита, что говорит о высоком статусе обители. Ученики Дионисия, прошедшие школу монашеской жизни в Печерском мон-ре, основали множество киновий. Между 1355 и 1363/64 гг. свт. Дионисий послал своего ученика прп. Евфимия в Суздаль для создания общежительной обители. Прп. Евфимий выделил участок для строительства Покровского жен. мон-ря, настоятельницей к-рого стала его двоюродная сестра Евфимия. Преображенский мон-рь был общежительным, но ктиторским: он зависел от князя, к-рый давал ему «милостыню довольну». Еще 11 насельников Печерского мон-ря отправились в др. «верховские города» создавать обители в землях бывшего Черниговского княжества (Житие относит эти события к 6860 (1351/52) г.). Как следует из древнейшей редакции Жития Авраамия Галичского, Чухломского, учеником свт. Дионисия был прп. Авраамий ( Розанов С. П. Отрывки из неизвестной древнейшей редакции Жития Авраамия Галичско-Городецко-Чухломского. Варшава, 1912. С. 10). До 1375 г. он основал 1-й общежительный мон-рь в Галицком княжестве - Авраамиев Новозаозерский в честь Успения Божией Матери . Галицкий кн. Георгий (Юрий) Димитриевич учредил в мон-ре архимандритию, «ради большей чести». Впосл. прп. Авраамий основал еще 3 общежительных мон-ря: в честь Положения ризы Пресв. Богородицы, в честь Собора Пресв. Богородицы на р. Виге, Авраамиев Городецкий на Чухломском оз. Учеником Дионисия был прп. Макарий Унженский († 25 июля 1444?). Будучи 12-летним отроком, он тайно от родителей принял постриг в Печерском мон-ре и стал келейником игум. Дионисия. Затем в поисках безмолвия святой покинул Печерскую обитель и основал 3 мон-ря: в честь Богоявления Господня на р. Лух, Желтоводский во имя Св. Троицы и Унженский во имя Св. Троицы.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Со 2-й пол. 40-х гг. XVIII в. она была послушницей московского Зачатьевского мон-ря, в 1761 г. приняла монашеский постриг, вскоре стала казначеей обители, в 1767-1772 гг. возглавляла тамбовский Вознесенский жен. мон-рь. Преемницей Палладии (Дуровой) была игум. Елисавета (1794-1808), к-рая ранее возглавляла московский Георгиевский жен. мон-рь. Значительную роль в жизни обители в 1-й пол. XIX в. сыграла игум. Мефодия (в миру Мария Ивановна Якушкина; 1808-1846), до этого (с 1800) возглавлявшая московский Страстной мон-рь. Она организовала эвакуацию и возвращение в Н. м. м. ризницы обители, оказала материальную помощь Московскому ополчению, под ее наблюдением велась реставрация мон-ря после Отечественной войны 1812 г. В 1846 - июле 1853 г. Н. м. м. возглавляла игум. Клавдия, ранее бывшая казначеей (1823-1827) и настоятельницей (1830-1846) московского Алексеевского монастыря (на время ее управления пришелся перенос монастыря в Красное Село, она сыграла важную роль в развитии обители на новом месте), а также настоятельницей московского Зачатьевского мон-ря (1827-1830). В 1854-1861 гг. игуменией Н. м. м. была Паисия (Нудельская, Нудольская), которая в 1839 г. приняла постриг в московском Страстном мон-ре, а в 1846-1854 гг. управляла московским Алексеевским мон-рем. В 1861-1871 гг. Паисия возглавляла московский Вознесенский мон-рь. В 1861-1867 гг. Н. м. м. управляла игум. Вера (в миру Варвара Михайловна Головина, урожд. Львова), которая после смерти мужа и дочери по совету митр. Московского и Коломенского Филарета приняла постриг в московском Зачатьевском мон-ре, где построила келью с церковью и богадельней. В 1855-1858 гг. игум. Вера управляла Покровским Хотьковским монастырем, в 1858-1861 гг.- московским Никитским мон-рем. В 1867-1885 гг. настоятельницей Н. м. м. была игум. Евпраксия (в миру Евфросиния Федоровна Мосолова), принявшая в 1866 г. постриг в обители. В 1878 г. по ее прошению в мон-ре введена должность благочинной. Она провела большие работы по благоустройству монастыря: возведены плотина за оградой, 2-этажный корпус для живописных и рукодельных работ, устроена духовая печь в ц.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Он вернулся в Киехту, раздал свое имущество нищим и ушел странствовать. На берегу р. Кены, за 5 верст от Преображенского Кенского мон-ря, А. С. остановился в лесу на ночлег, здесь ему во сне явился седой старец в белых одеждах с крестом в руках, к-рый сказал: «Возми крест свой, гряди вослед мене, иди подвизайся». Восстав от сна, А. С. пришел в Преображенский мон-рь и стал просить настоятеля прп. Пахомия Кенского принять его в обитель. Игумен сам обучал новоначального инока монашескому деланию, в 1508 г. А. С. принял постриг. Житие сообщает, что А. С. был «телом мощен и крепок зело, в трудех велми мужествен, яко за два мощно ему трудитися или за три» (РГБ. Троиц. 694. Л. 15 об.). Преподобный трудился в поварне, рубил лес, расчищал землю под пашню, служил немощным братиям в монастырской больнице. Когда в мон-ре не стало священника, игум. Пахомий благословил А. С. на священство. В 1513 г. А. С. вместе с монахами Александром и Иоакимом удалился из мон-ря на р. Емцу к Тёмному порогу, где поставил часовню, кельи и ц. во имя свт. Николая Чудотворца. До наст. времени сохранилось напрестольное Евангелие из этой церкви, ранее принадлежавшее А. С. (БАН. Арханг. 1200). В Никольскую пуст. к А. С. пришли еще 4 инока. Конфликт с местными жителями, не желавшими соседствовать с мон-рем, заставил монахов в 1520 г. переселиться дальше на северо-восток - в малонаселенные леса по р. Сие. Однажды, когда иноки молились в лесу, их увидел охотник Самуил, житель с. Бросачева. Пораженный увиденным, он подошел к А. С. за благословением, а святой попросил его указать место, удобное для устроения мон-ря. Самуил отвел их на берег Угловатого оз., где он слышал ранее колокольный звон и молитвенное пение. Преподобный основал мон-рь в 8 верстах от этого места, на п-ове Михайловского оз. Жизнь на новом месте была полна лишений, часто монахи не имели масла, соли, хлеба - «всему бо скудость бяше, чего не помяни, того не обретеся». Братия хотела разойтись, но по молитвам А. С. в обитель неожиданно пришел некий человек, принес хлеб, муку, масло и дал милостыню на строительство мон-ря. Вскоре произошло др. чудо, к-рое еще более убедило иноков остаться в обители. Сборщик податей Новгородского архиепископа Василий Бебрь, думая, что в новом мон-ре есть некие сокровища, нанял разбойников, чтобы они ночью ограбили обитель. Когда разбойники подошли к мон-рю, то увидели множество вооруженных людей, охранявших его. На разбойников напал страх, и они бежали. Наутро разбойники рассказали Василию об увиденном. Тот послал в мон-рь священника близлежащего села расспросить святого, что за люди охраняли обитель. Оказалось, что в мон-ре, кроме монахов, никого не было, а святой, по своему обыкновению, всю ночь молился. Пораженный чудом, Василий Бебрь пришел к А. С. и раскаялся в своем греховном намерении.

http://pravenc.ru/text/116108.html

196. Оп. 1. 1710 [Синодик, кормовая и вкладная книги коломенского Голутвина мон-ря, нач. XVIII в.]; РГБ. Ф. 178. 8299 [Вкладные, кормовые книги и синодик лихвинского Анастасова мон-ря, 1558 г. XVII в.]; 8298. [Вкладные книги белёвского Спасо-Преображенского мон-ря, нач. XVIII в.]; 8539 [Вкладная книга и синодик Водожской пуст., XVIII в.]; 7174 [Кормовая книга и записи вкладов Коряжемского во имя свт. Николая мон-ря, XVII-XVIII вв.]; 10933 [Вкладные 1668/69-1702 (без начала), приходо-расходные (1628-1745 гг.) и описные (посл. треть XVII в.) книги Белогостицкого мон-ря, XVII-XVIII вв.]; Ф. 256. 387 [Выписи из синодиков, вкладных книг и описей церковного имущества древнерусских мон-рей, 1815 г.]; РГБ. Ф. 304/I. 40-42 [Синодики и вкладные записи Троице-Сергиева мон-ря, 1575 г.- кон. XVI в.]; 821 [Вкладная и кормовая книги Троице-Сергиева мон-ря, 1591/92 г.]; Ф. 200. 18 [Денежная вкладная книга 1860-1865 гг. и синодик Нилово-Столобенской пуст.]; РГБ. Ф. 711. 31 [Вкладная книга и синодик Махрищского мон-ря, XVI-XVII вв.]; ЮПКМ. 2394 [Вкладная и кормовая книга Михаило-Архангельского мон-ря в Юрьеве-Польском, кон. XVI-XVII в.]; СИХМ. 1673 [Вкладная книга серпуховского Высоцкого мон-ря, 1648]; РИАМЗ. КП-8835 [Вкладная книга Солотчинского Рождество-Богородицкого мон-ря, XVII в.]. Публ.: Карамзин Н. М. История гос-ва Российского. М., 1995. Т. 5. С. 262-263. Примеч. 122 [Вкладные и кормовые книги московского Симонова мон-ря]; Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского мон-ря//ЗОРСА. 1851. Т. 1. Отд. 3. С. 46-139; Выписки из рукописной вкладной книги Александро-Свирского мон-ря 1566-1743 гг.//Олонецкие ГВ. 1853. 10-27; Вкладная книга Владимирского Рождественского мон-ря/Сообщ. К. Н. Тихонравов//Тр. Владимирского губ. стат. ком. Владимир, 1864. Вып. 3. Стб. 338-369; Горский А. В. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. Ч. 2: Прил. архим. Леонида. VI. С. 45-64; Леонид (Кавелин), архим. Махрищский мон-рь: Синодик и вкладная книга//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 1-38; он же. Вкладная книга Моск.

http://pravenc.ru/text/158928.html

Посл. четв. XVI в. (Иверский мон-рь) На протяжении XVII в. Валахия продолжала оказывать помощь афонским мон-рям. Большей частью она осуществлялась через преклоненные мон-ри, скиты и церкви. Мон-рю Ивирон были дарованы неск. мон-рей: Раду-Водэ в Бухаресте вместе с его подворьями - скитом Тутана в Арджеше и храмом с. Бэлтени в у. Ильфов, мон-ри Главачок в Арджеше и Стеля в Бухаресте. Дарителем мон-ря Ивирон был господарь Раду Шербан (1602-1611). 3 авг. 1607 г. Раду Шербан даровал также мон-рю Ксенофонт поместья Рацка и Силиштя и сделал вклад в 9 тыс. аспр. Храму Успения Богородицы в Карее был дарован мон-рь Котрочени в Бухаресте, возведенный Шербаном Кантакузино (1678-1688). Створка двери: Спаситель. Валашский воевода Михня II. Посл. четв. XVI в. (Иверский мон-рь) Створка двери: Спаситель. Валашский воевода Михня II. Посл. четв. XVI в. (Иверский мон-рь) Известным покровителем Церкви и ктитором мн. мон-рей был господарь Матфей Басараб . Дарственные грамоты 1641 и 1649 гг. и др. лет, полученные в его правление мон-рями Ксенофонт, Ивирон, Дохиар, св. Дионисия и Кутлумуш, свидетельствуют о значительности недвижимого имущества, к-рым владели преклоненные мон-ри в Валахии с настоятелями из греков. Тщанием господаря в Вел. Лавре была возведена новая ц. св. Михаила Синадского, в ее росписях присутствуют изображения господаря и его супруги Елены. Им же были дарованы храму 2 служебных Евангелия. Миниатюра одного из Евангелий изображает коленопреклоненных пред св. Михаилом Матфея Басараба и Елену. В 1642 г. Лавра получила от господаря значительное денежное пожалование за присылку в Валахию главы св. Михаила Синадского, что чудесным образом предотвратило нашествие саранчи. Однако им же в 1639 г. был принят указ, запрещавший даровать А. или др. св. местам Востока целый ряд древних и крупных мон-рей Валахии, среди к-рых были такие мон-ри, как Тисмана, Козия, Арджешский и др. В следующем году появился еще один указ: в дополнение к 22 мон-рям, упомянутым ранее, добавился запрет на «преклонение» еще неск.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Афины Ахваз (Хузистан) – см. Бет-Хузайе Ба-Айната – см. Бет-Айната Ба-Арбайа – см. Бет-Арбайе Бавазиг (Бавазидж) – см. Бет-Вазик Багдад Багдадская школа Балад Басра – см. также Перат-де-Майшан Батна (Батны, Батнан) Бахрейн Бахурасир – см. Бет-Хардашир Башмурские копты – см. Копты Башош, в Сафсафе Башошская школа Бейрут (Берит) Беритский Собор Берлинская библиотека Бет-Аве, 46 мон. в Марге Бет-Адрай Бет-Айната (Ба-Айната) Бет-Арамайе (Ассирия) Бет-Арбайе (Ба-Арбайа) Бет-Аршам Бет-Гангал, мон. Бет-Гармай Бет-Гармайская епископия Бет-Дальита (Дальята?) Бет-Дарайе Бет-авдай Бет-Карду Бет-Катрайе (Катар) Бет-Лафат (Гунде-Шапур) Бет-Лафатский Собор Бет-Мадайе (Мидия) Бет-Малка, мон. – см. Map Малха мон. Бет-Нухадра Бет-Раббан-Зхаишо, мон. в Дасене Бет-Разикайе Бет-Регум, мон. Бет-Хузайе (Хузистан, Ахваз) Бодлеанская библиотека Бостра Аравийская Британский музей Вавилония Валаршапат Васит – см. Кашкар Великий мон. на горе Изла (Map Арваама) Вероя – см. Алеппо Вефиль Византийская империя Габала Габбула (аль-Джаббул) Галлия Гангра Гангрский Собор Гевилта (Джабилта) Гедала (Джудал) Гезирта Гераклея – см. Харкел Германикия Германикия – см. Мараш Гешир Греки (византийцы) Греция – см. Византийская империя Греческая литература древнегреческая Св. Писание византийская поэзия переводы сочинения сирийцев рукописи Греческий язык Грузинские переводы Губба-Баррайа, мон. Гумья (Джуна) Гунде-Шапур – см. Бет-Лафат Гунны Дальята – см. Бет-Дальята Дамаск Дамасская библиотека Дара Дарад, мон. Джабилта – см. Гебилта Джебель-Баракат Джерабис – см. Эвропос Джудал – см. Гедала Джума – см. Гумья Диярбекир Диарбекирская библиотека Дирин, остров Дура-Эвропос Евреи (иудеи) Еврейский язык и литература Европа Евсевиев мон. в Кафра-де-Барте Евсевоны мон. в Телл-Адде Евфрат, p. Египет Екатерины св. мон. на Синае Зав Заккая (Закхея) мон. – см. Мар-Заккая мон. Зафаранский мон. (Map Анании), близ Мардина Зукнинский мон. близ Амида Зхаишо мон. – см. Бет-Раббан-Зхаишо Иераполь – см. Маббуг (Манбидж) Иерихон Иерусалим

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

В 1821-1843 гг. епархия находилась под упр. митр. Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского Серафима (Глаголевского) . Митрополит нечасто бывал в Новгородской губ.: в 1824 г. приезжал на месяц, в 1834 г.- на 20 дней для осмотра результатов ремонта в Софийском соборе и обозрения церквей и мон-рей, в 1836 г.- на 20 дней по епархиальным делам. Во время его управления произошли нек-рые изменения в новгородских мон-рях: в 1822 г. было добавлено 13 монашеских вакансий в Кирилловом Новоезерском мон-ре, в 1826 г.- 5 вакансий в Сырковом жен. мон-ре, в 1827 г. назначен денежный оклад Филипповой Ирапской пуст., в Юрьевом мон-ре был введен общежительный устав, к нему была приписана ц. Рождества Пресв. Богородицы бывш. Перынского мон-ря; в 1830 г. Преображенский муж. мон-рь в Ст. Руссе причислен ко 2-му классу, в Юрьевом мон-ре было учреждено 17 больничных вакансий; в 1832 г. было испрошено из казны ежегодное пособие для Кириллова Белозерского мон-ря (1 тыс. р.) и Антониева мон-ря (500 р.) (Там же. С. 165-169). 21 апр. 1828 г. территория Олонецкой губ. отделена от Новгородской епархии и выделена в самостоятельную Олонецкую епархию. Улучшилось финансовое положение Новгородской епархии: в частности, свечной доход за 1830-1831 гг. вырос более чем в 2 раза (до 27,8 тыс. р.). Серьезное участие в управлении епархией принимал еп. Старорусский Тимофей (Котлерев ; 1827-1834; впосл. архиепископ), неоднократно совершавший ее объезды, осуществлявший надзор за деятельностью архим. Фотия (Спасского) в Юрьевом монастыре и др. В 1834 г., при настоятельнице игум. Максимилле (Шишкиной), к 1-му классу был причислен новгородский женский Духов монастырь. Фактически самостоятельно в связи с болезнью митр. Серафима управлял Новгородской епархией еп. Старорусский свт. Феодотий (Озеров ; 1837-1842; впосл. архиепископ). Неоднократно (в янв.- февр. 1843 до приезда в С.-Петербург нового архиерея, в 1845-1846 и в 1848) управление епархией временно вверялось еп. Старорусскому Леониду (Зарецкому; 1843-1850).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010