Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН КОШКА (Василий?; нач. XVI в.- май 1568, Иосифов волоколамский мон-рь), агиограф, переписчик книг. По-видимому, в сер. 20-х гг. XVI в. В. К. принял постриг в Иосифовом волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , был учеником книгописца прп. Фотия («старца Фатея, Касиянова ученика Босова» - РГБ. Ф. 113. 530. Л. II об.), подвизавшегося в обители в 1509-1554 гг. Л. А. Ольшевская не исключает возможности того, что В. К. был знаком с прп. Максимом Греком и Вассианом (Патрикеевым) , находившимися в Иосифо-Волоколамском мон-ре в заточении во 2-й пол. 20-х - 30-х гг. XVI в. По-видимому, уже в кон. 40-х гг.В. К. стал архимандритом Покровского Отмицкого (Вотмицкого) мон-ря в устье р. Тьмы (Тверской у.). Из написанного В. К. жития прп. Фотия известно, что в кон. 1553 - нач. 1554 г. книжник уже не жил в Иосифо-Волоколамском мон-ре. Назначение В. К. архимандритом приходится на время еп-ства в Твери свт. Акакия (1522-1567), позднее В. К. стал его духовником. Сведения о тверском периоде жизни В. К. содержатся в 2 записях в сборниках, переписанных книжником (ГИМ. Син. 927. Л. 1; РГБ. Ф. 113. 530. Л. II об.), в писцовой книге Тверского у., составленной в 1549 г. (Писцовые книги Моск. гос-ва. Ч. 1. Отд. 2. С. 287 и др.). Встречающееся в лит-ре мнение о том, что В. К. был архимандритом Возмицкого в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря (П. М. Строев , В. О. Ключевский , И. У. Будовниц, Р. П. Дмитриева и др.), ошибочно. Ранее 1563 г. В. К. удалился на покой в Иосифо-Волоколамский мон-рь (в 1563-1564 вел записи во вкладной книге обители - ГИМ. Епарх. 419. Л. 1-6, 128-129 об.). По-видимому, в сер. янв. 1567 г. он посетил своего духовного сына свт. Акакия в Жёлтиковом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , присутствовал при кончине святителя. Известие о смерти В. К. находится в дополнении к описи книг Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г.: «7076, маия... После архимандрита Васияна Вотмицкаго, Фотеева ученика, осталось» 7 книг «его писма» (КЦДР. С. 40). Подробное описание этих книг приводится в описях монастырской б-ки 1573 и 1591 гг.

http://pravenc.ru/text/149895.html

Павла с Авраамием , во время к-рой чудовский настоятель остановил архиерея, с кулаками набросившегося на Авраамия. 16 нояб. 1671 г. И. по поручению Алексея Михайловича приезжал к Ф. П. Морозовой , чтобы убедить ее покориться царю и оставить раскол. Поездка была безуспешной, в тот же день И. объявил Морозовой и кнг. Е. П. Урусовой об аресте. И. присутствовал при 1-м допросе сестер, к-рый прошел в Чудовом мон-ре 18 нояб. 2 нояб. 1666 г. И. вместе с русскими иерархами на ступенях Успенского собора встречал приехавших для участия в Соборе патриархов Паисия Александрийского и Макария III Антиохийского (последний поселился в Чудовом мон-ре). 1 янв. 1667 г. И. сослужил патриархам в домовой царской ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя, 18 янв. вместе с патриархом Макарием совершил отпевание бывш. архиеп. Тобольского и всея Сибири св. Нектария (Теляшина) , жившего в Чудовом мон-ре на покое. И. участвовал в обсуждении на Соборе вопроса о чине присоединения к Православию иноверцев. Подпись И. содержится под отменой постановления Собора 1620 г., предписывавшего перекрещивать зап. христиан и единоверных «белорусцев». 12 дек. 1666 г. И. присутствовал в Благовещенском храме Чудова мон-ря при низложении Никона, на выборах нового патриарха Московского и всея Руси (31 янв. 1667), также прошедших в Чудовом мон-ре, и на поставлении троицкого архим. Иоасафа II на Патриарший престол (10 февр.). 17 февр. 1672 г. вместе с митрополитами Павлом Крутицким и Питиримом Новгородским И. находился у постели умиравшего патриарха Иоасафа. 3 июля 1672 г. на Патриарший престол был возведен Питирим. 21 янв. 1671 г. И. (единственный из настоятелей мон-рей) был на обручении Алексея Михайловича с Н. К. Нарышкиной, 29 июня 1672 г. крестил в Чудовом мон-ре новорожденного царевича Петра I Алексеевича . Пользуясь близостью к царю, И. выступал ходатаем по челобитным мон-рей, с к-рыми был связан, в частности Валдайского Иверского мон-ря (ходатайства И. не всегда имели успех). (Об особо доверительных личных отношениях между царем и И.

http://pravenc.ru/text/468879.html

Второе чудо произошло 25 февр. 1657 г., во время переложения мощей И. в новую, серебряную раку. Ночью накануне того дня патриарх во сне видел яркий свет на месте Иверского мон-ря и на возвышении лежащее тело И.: «нага», прикрытого «рубами». Патриарх приблизился, чтобы прикрыть останки, и руки святого сложились для благословения. Когда приступили к переложению мощей в новую раку, патриарх увидел, что руки святого сложены для благословения так, как ему было явлено во сне. В Иверском мон-ре мощи И. открыто почивали в Успенском соборе за левым клиросом в серебряной раке под балдахином. Во время пожара в Успенском соборе 11 мая 1704 г. Иверская икона Божией Матери и мощи И. были вынесены в ц. арх. Михаила и находились там до восстановления собора в 1710 г. В 1858 г. для мощей И. была изготовлена новая рака. В 1670-1671 гг. в Иверском монастыре была построена деревянная ц. во имя И., которая в 1700 г. сгорела. На ее месте в сев.-вост. углу мон-ря к 1708 г. была возведена каменная церковь с таким же посвящением и рядом - 2-этажный корпус больничных келий. К 30-м гг. XVIII в. посвященные святому церкви действовали на московском и новгородском подворьях Иверского мон-ря. Память И. праздновалась в Иверском мон-ре 22 мая и 23 окт., когда совершался крестный ход. В Боровичском мон-ре хранилось ребро И., для к-рого устроили деревянную золоченую раку. На 8 клеймах раки были изображены явление, погребение, открытие и перенесение мощей И. В мон-ре над св. воротами была поставлена деревянная ц. во имя И. (упом. в описи 1658). Ок. 1664 г. храм был перенесен в основанный патриархом Никоном на левом берегу Мсты Новодухов мон-рь. В сер. 70-х гг., после прекращения строительных работ в Новодуховом мон-ре, Иаковлевский храм был возвращен в Боровичскую обитель. После пожара 1732 г. и наводнения 1743 г. в Боровичском монастыре были построены новая деревянная ограда с башнями, к востоку от Свято-Духовского собора - деревянные св. ворота с ц. во имя И. В 1778 г. Иаковлевский храм сгорел и вскоре был отстроен в камне.

http://pravenc.ru/text/200241.html

Кн. 4 6224) сделана монахом западнорус. происхождения (хотя и не относящимся к числу пантелеимоновских иноков) и фиксирует национальный состав гостей, а не хозяев. С сер. XVI в. до запустения мон-ря (в 1568/69-1583) обитель существовала «в союзе» с Хиландаром, выражавшемся, очевидно, в совместном ведении хозяйства; возможно, поэтому в кадастровых регестах 1560 г. владения мон-рей описаны вместе ( С. 103). Сохранились сведения о числе иноков в Русской обители в кон. XV-XVI в., в разные годы оно существенно колебалось и составляло (по подсчетам серб. историка А. Фотича) в 1489 (или 1517/18?) г. 120 чел., 1530/31 г.- 25, в 1561 г.- 170 чел. В 1-й пол. XVII в. в братии Пантелеимонова мон-ря, вероятно, преобладали греки. Об этом свидетельствует, в частности, храмозданная надпись 1619 г. монастырского собора, выполненная только по-гречески (плита с этой надписью сохранилась среди уцелевших музейных экспонатов в б-ке мон-ря). Число братии в обители в 1661 г. составляло 120 чел., в 1677 г.- 200 ( С. 90). К нач. XVIII в., особенно в связи с русско-тур. войной 1686-1700 гг., Пантелеимонов мон-рь материально оскудел и братия оставила его. По свидетельству Григоровича-Барского, русские в то время были сильно притесняемы от греков и, «боящися внешней казни, убегоша в страны незнаемы». До XVII в. рус. иноки, жившие на А. в этнически смешанных скитах и келлиях греч. мон-рей, были более многочисленными, нежели рус. насельники Пантелеимонова мон-ря. В кон. XIV и в особенности в 1-й пол. XV в. связи рус. монашества с А. после длительного перерыва возобновились и стали активными. В то время на Св. Горе подвизались буд. основатели и настоятели рус. общежительных мон-рей: прп. Сергий Нуромский († 1412), Иларион , игум. новгородского Лисицкого мон-ря (вернулся на Русь не позднее 1397), Дионисий Царьградский, архим. Спасо-Каменного мон-ря (в 1418-1425 архиеп. Ростовский), Досифей , архим. нижегородского Печерского мон-ря (был на А. в кон. XIV - нач. XV в.), прп. Арсений Коневский († 1447). Ок. 5 лет прожил на Св. Горе прп. Савва Тверской (Бороздин; † 1467), игум. тверского Саввина мон-ря в честь Сретения Господня, о чем сообщает в своей «Духовной грамоте» прп. Иосиф Волоцкий (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 554). С афонской традицией был тесно связан и митр. свт. Киприан (отождествленный исследователями с одноименным святогорским монахом - адресатом послания свт. Евфимия, Патриарха Тырновского, дошедшего в большом числе рус. списков с нач. XV в.). Вероятно, в нач. XV в. на А. побывал известный рус. агиограф Епифаний Премудрый , в 1420 г. Зосима, инок Троице-Сергиева мон-ря, совершил путешествие на А. и составил список 20 афонских мон-рей. Со Св. Горы монахи привозили книги, до той поры неизвестные на Руси: лисицкий игум. Иларион привез Тактикон Никона Черногорца, прп. Савва Тверской - Иерусалимский устав и Кормчую, архим. Досифей - Устав Св. Горы и Чин пения 12 псалмов.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Икона сщмч. Никиты (ок. 2005) и ковчег с частицей его мощей (ц. во имя сщмч. Никиты Афонского в Сересе, Греция) О последних днях жизни и мученической кончине Н. С. достоверно известно из письма 19 февр. 1809 г. проигум. Константия в Пантелеимонов мон-рь. Оно впервые опубликовано на рус. языке в 1893 г. в ж. «Душеполезный собеседник», затем в 1897 г. в 7-м изд. «Афонского патерика»; на греческом - Д. Мелфосом в 1940 г. ( Μλφος Δ. Αγιος Νικτας τν Σερρν. Σρρες, 1940). В изложении биографических сведений существует 2 традиции. Первая свойственна в основном русскоязычной лит-ре, она усвоила священномученику слав. происхождение. Вторая традиция отражена в грекоязычной агиографии и гимнографии, в частности в «Похвальном слове святоаннинским святым» мон. Иакова Неаскитиота. В соответствии с ней Н. С. происходил из Трапезунда, вначале подвизался в скиту св. Анны, затем перешел в Пантелеимонов монастырь; пострадал в 1810 г. В грекоязычной лит-ре приводится также дата 19 февр. 1809 г. (см.: Δουκκης. ΜΣ. Σ. 329; Μακρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 6. Σ. 222-223). Это противоречит свидетельству иером. Константия и документам Свято-Аннинского скита (см.: Αζριας Αγιανναντης. 2007. Σ. 34-36). Почитание В месяцеслов РПЦ индивидуальное празднование памяти Н. С. не включено. В г. Сересе, небесным покровителем которого считается Н. С., его память с 1987 г. празднуется в Неделю о Фоме. Почитание святого началось сразу после его кончины. В Сересе, согласно письму проигум. Константия, христиане благоговейно собирали кровь мученика, смешанную с землей. В одном из документов скита св. Анны от 29 апр. 1808 г. Н. С. уже назван преподобномучеником (см.: Αζριας Αγιανναντης. 2007. Σ. 34). Служба Н. С. на греч. языке составлена предположительно в сер. XIX в. Некоторые исследователи приписывают авторство мон. Иакову Неаскитиоту, составителю «Последования святоаннинским святым» (в их число входит и Н. С.) ( Αναγνωστπουλος. 2008. Σ. 208). Служба Н. С. также могла быть составлена в Пантелеимоновом мон-ре, возможно иером. Фомой Германосом (Герману) (см.: Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2012. Σ. 426-427). На церковнославянский язык служба переведена насельником Пантелеимонова мон-ря схим. Аркадием (Любовиковым) (см.: Денасий (Юшков). С. 152). Перевод сохранил особенности, характерные для житийного содержания оригинала (отечеством святого назван Понт, местом первых подвигов - скит св. Анны и т. д.). Текст службы на церковнослав. языке помещен в Минее, изданной в 1985 г. (Минея (МП). Апр. Ч. 1. С. 98-112).

http://pravenc.ru/text/2565422.html

Проч. Типиконы, к нач. XX в. использовавшиеся в качестве соборных, составлены в XVII-XIX вв. Они уделяют много внимания особенностям совершения богослужения в том или ином святогорском мон-ре и содержат такую подробную регламентацию церковных обрядов, что исследователи иногда говорят об особой святогорской редакции Иерусалимского устава (ср.: Там же. С. 508-765). Для Дионисиатского мон-ря в 1624 г. иером. Игнатий составил Типикон, включив в него описания обычаев разных мон-рей Св. Горы (Dyonis. 449 - Там же. С. 517-522), на основе к-рого иером. Иоасаф в 1638 г. написал соборный дионисиатский Типикон (Там же. С. 522-532). 1794 г. датируется составление соборного Типикона мон-ря Ксенофонт (см. выше); 1813 г.- соборного Типикона Филофеевского мон-ря (Там же. С. 539-559). 2 дионисиатских Типикона 1624 и 1638 гг., а также филофеевский Типикон 1813 г. послужили источниками для соборного греч. Типикона Пантелеимонова мон-ря 1841 г. (Там же. С. 559-637). На основе соборного ксенофонтовского Типикона 1794 г. составлены соборный Типикон мон-ря Св. Павла 1850 г. (Там же. С. 637-656) и (с привлечением соборного филофеевского Типикона) соборный Типикон мон-ря Кастамонит 1854 г. (Там же. С. 689-710). В 1851 г. был составлен соборный Типикон Григориатского мон-ря (Там же. С. 656-689). В 1865 г. архимандритами Иларионом и Афанасием, использовавшими в первую очередь дионисиатские Типиконы 1624 и 1638 гг., написан соборный Типикон Иверского мон-ря (Там же. С. 721-745). Т. о., соборные афонские Типиконы сильно зависят друг от друга. Совр. практика Хотя богослужебная практика афонских мон-рей неодинакова и каждый мон-рь имеет свои традиции ( [ Χρυσστομος (Κατσουλιρης), ρχιμ. ] . Σ. 17), можно говорить об общих особенностях святогорского богослужения, одна часть из к-рых восходит к древней афонской традиции, др.- к общецерковной практике XV-XVI вв. (и тем самым отчасти сближает афонское богослужение с рус. старообрядческим), третья заимствована из возникших сравнительно недавно (ок. XIX в.) греч. приходских обычаев. Большинство мон-рей имеют свои рукописные соборные Типиконы; в Пантелеимоновом мон-ре ныне греч. «рукописный... Типикон не употребляется, а богослужение совершается по Типикону, изданному Московской Патриархией, с сохранением нек-рых общеафонских особенностей» ( Клименко. С. 116). Устройство храма

http://pravenc.ru/text/Афон.html

С. 336-362; Кавельмахер В. В. Когда мог быть построен Смоленский собор Новодевичьего мон-ря?//Новодевичий монастырь в рус. культуре. 1998. С. 154-179. (Тр. ГИМ; Вып. 99); Кипнис С. Е. Новодевичий мемориал: Некрополь Новодевичьего кладбища. М., 19982; Чистякова М. В. Синодик Новодевичьего мон-ря 1710 г. как ист. источник//Новодевичий мон-рь в рус. культуре. 1998. С. 114-128. (Тр. ГИМ; Вып. 99); она же. Монахини «с Белой Роси» в Новодевичьем мон-ре. М., 2000. (Тр. ГИМ; Вып. 116); Голубцов С. А., протодиак. Моск. духовенство в преддверии и начале гонений, 1917-1920 гг. М., 1999; Смирнова И. Ю. Елизаветинское благотворительное об-во и участие в нем моск. мон-рей//Макарьевские чт. М., 2000. Вып. 7. С. 258-269; Кузнецова Т. Ф. Работы моск. женских мон-рей на выставках кон. XIX - нач. XX вв.//Моск. архив. 2002. [Вып. 3]. С. 171-178; Квливидзе Н. В. Символические образы Моск. гос-ва и иконогр. программа росписи собора Новодевичьего мон-ря//ДРИ: Рус. искусство позднего средневековья: XVI в. СПб., 2003. С. 222-236; Баталов А. Л. К полемике о времени строительства собора Новодевичьего мон-ря//Визант. мир: Искусство К-поля и нац. традиции: К 2000-летию христианства: Памяти О. И. Подобедовой. М., 2005. С. 599-620; Богословский М. М. Петр I: Мат-лы для биографии. М., 2005. Т. 1; 2007. Т. 3; Подъяпольский С. С. О времени возведения Смоленского собора Новодевичьего мон-ря// Он же. Ист.-архит. исслед.: Статьи и мат-лы/Сост.: Е. Н. Подъяпольская. М., 2006. С. 111-124; Мастеркова А. А. Игумении моск. мон-рей круга свт. Филарета Московского (по мат-лам ГИМ)//Тр. ГИМ. 2007. Вып. 169. С. 246-258; Беляев Л. А., Романов Н. С., Шлионская Л. И. Надгробия игумении Елены Девочкиной и схимницы Феофании в Новодевичьем мон-ре//РА. 2010. 2. С. 156-165; Бойко Т. В. Моск. музеи-монастыри в контексте культурно-просветительской политики сов. гос-ва в 1917-1920-е гг.//Моск. Новодевичий мон-рь: к 500-летию основания: Антология. М., 2012. С. 101-111; Евдокия (Киреева), мон. Новодевичий мон-рь на рубеже XIX-XX вв.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

Антимом Ивиряну в 1713-1715 гг., к-рый лично участвовал в оформлении церкви (роспись, иконы, скульптурно-резные работы). После канонизации сщмч. Антима в 1992 г. монастырь стал называться в честь него. В наст. время комплекс включает также Библиотеку Синода РумПЦ, здания администрации Патриархии, в т. ч. резиденцию патриарших викарных епископов. Архангельская церковь мон-ря, Ставрополеос, была построена в 1726 г. греч. архим. Иоанникием. Когда Иоанникий был хиротонисан во митрополита Ставрупольского, церковь и мон-рь стали называть Ставрополеос. Церковь является одной из жемчужин брынковянского стиля. В мон-ре 7 насельниц, настоятельница - мон. Михаела (Лукиан). Церковь Св. Троицы мон-ря Раду-Водэ. 2-я пол. XVI в. Церковь Св. Троицы мон-ря Раду-Водэ. 2-я пол. XVI в. К новым монастырям Бухареста следует отнести 2 обители. Мон-рь Кристьяна был основан в 1992 г. по инициативе врача П. Кирилэ, которую поддержала группа священников и медиков. Помимо собственно монастырских зданий (в 2001-2005 построены ц. в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и келейный корпус) на территории находится приют для женщин, к-рым оказывается медицинская помощь, работают специально оборудованные медицинские кабинеты, волонтеры ухаживают за больными. Среди насельниц мон-ря у одной высшее медицинское образование, у 10 - среднее. Настоятельница - ставрофора Венедикта (Чиробочя). Мон-рь во имя Всех румынских святых был построен в 2003-2006 гг., архитектура и росписи воспроизводят образцы брынковянского стиля. Подвизаются 7 монахов, настоятель - иером. Петру (Унгуряну). Наибольшее число мон-рей архиепископии находится в жудеце Илфов. Мон-рь Снагов (с. Силиштя-Снаговулуй, на острове оз. Снагов) был основан господарем Мирчей I Старым (1386-1418), перестроен от основания господарем св. Нягое Басарабом (XVI в.), в то же время мон-рь был расписан. При митр. Унгро-Влахийском сщмч. Антиме Ивиряну в мон-ре действовала типография. Мон-рь Плумбуйта в Бухаресте был основан господарем Петром, сыном Михни, в 1564 г.

http://pravenc.ru/text/2564344.html

В Прибавлениях к «И. е. в.» основное место занимали материалы по истории Церкви в Сибири, исторические очерки отдельных храмов, церковных школ и др. В Прибавлениях печатались статьи почти обо всех мон-рях епархии: Посольском в честь Преображения Господня мон-ре (1872. 12-14, 19-20, 22, 28, 44, 46; 1881. 44; 1892. 52), нерчинском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре (1883. 45), иркутском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре (1890. 14. С. 1-6; 15. С. 1-8; 17. С. 1-5; 20. С. 1-7; 21. С. 1-8; 24. С. 1-6; 25. С. 1-5; 26. С. 1-4; 27. С. 10-12), иркутском в честь Вознесения Господня мон-ре (1905. 3/4. С. 168-192; 1908. 24. С. 649-652; 1910. 4. С. 99-105; 1911. 11. С. 232-242; 1912. 3. С. 39-42; 1914. 13/14. С. 434-443), иркутском Князь-Владимирском мон-ре (1906. 20. С. 533-538; 21. С. 560-565), Усть-Киренском во имя Св. Троицы мон-ре (1912. 15. С. 449-451). Опубликованы летописи храмов Иркутской епархии: «Летопись Градо-Иркутской Преображенской церкви, ведена с 1867 г.» (1875. 23. С. 315-320), «Летопись Градо-Иркутской Крестовоздвиженской церкви с 1717 по 1771 г.» (1875. 26. С. 353-358; 27. С. 371-376; 35. С. 467-479; 36. С. 483-487; 37. С. 499-506; 38. С. 515-524; 39. С. 535-543; 40. С. 553-554; 41. С. 563-568; 42. С. 575-588; 45. С. 615-619; 47. С. 636-638), «Летопись Успенской церкви г. Иркутска, составленная по архивным актам бывшим настоятелем сей церкви, свящ. Иоанном Родионовым» (1876. 26, 29), «Летопись Верхнеудинского округа, Урлакской волости, Малокударинской Покровской церкви, составленная по архивным делам и по сохранившимся преданиям» М. Рещиковым (1876. 50-51), «Летопись Усть-Кяхтинской Тихвинской церкви» (1882. 36-38), «Летопись Кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа», составленная И. Протопоповым (1892. 1-3), «Краткая летопись (1791-1891) существования храма в Бирюльском селении, Иркутской губ., Верхоленского округа, Качугской волости», составленная А. Колодезниковым (1892. 4-5). Значительные по объему материалы о Тобольских и об Иркутских архиереях подготовил к печати прот. П. Громов. В течение неск. лет выходили публикации о Тобольском свт. Антонии (Стаховском) (1863. 13. С. 165-170; 14. С. 190-193), об Иркутских епископах свт. Иннокентии (Кульчицком) (1863. 15, 17, 21-24, 26; 1864. 1-5, 7-8, 10-13, 15, 17-40, 46; 1865. 2, 4-6), об Иннокентии (Неруновиче) (1867. 24-28, 34, 43-47, 50-52; 1868. 3, 48-49, 51; 1869. 25, 39; 1870. 29, 39, 43, 48, 52), о Михаиле (Бурдукове) (1879. 47-49). Громов был автором множества др. статей (иногда неподписанных) по истории Иркутской епархии. В 1863-1888 гг. в журнале были напечатаны 35 Слов и поучений свт. Иннокентия (Кульчицкого).

http://pravenc.ru/text/674059.html

2411 Система григорианского пения может быть представлена в след. виде: 1) автентический лад: ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре. 1) плагальный – ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля. 2) автентический – ми, фа, соль, ля, си, до, ре, ми. 2) плагальный – си, до, ре, ми, фа, соль, ля, си. 3) автентический – фа, соль, ля, си, до, ре, ми, фа. 3) плагальный – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. 4) автентический – соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль. 4) плагальный – ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре. 2412 Чтения в общ. любит. дух просв. 1889 г., I, 21 стр., статья: Богослужебная музыка Западной Церкви. 2415 ПреображенскийРеформа богосл. пения в кат. церкви. Русск. муз. газета, 1847, 11, 1527 стр. 2420 Оратория происходит от Лат. слова: oratorium – молитвенный зал. Применение этого названия к рассматриваемой музык. форме объясняется следующим образом. Некто Филипп Нери – священник, стал устраивать религиозные собеседования в молитвенном доме (oratorio) монастыря св. Джироламо и позднее в церкви Santa Maria в Валличелле. Для того, чтобы придать этим собраниям более торжественный характер Нери, вошел в соглашение с композитором Анимуччьа, который написал музыку, исполняемую на таких собраниях, так. назыв. «Laudi Spirituali». В зависимости от места исполнения и самые музык. произведения эти стали называться ораториями. 2425 9-го ноября прочитав одну очередную лекцию и придя снова в аудиторию, чтобы читать другую, я нашел на кафедре обращенную ко мне записку: «просим вас сказать свое слово по поводу смерти Льва Николаевича Толстого». Желание студентов в данном случае выслушать меня – православного апологета – я нашел естественным и законным. Я сказал то, что думал о Толстом. Но застигнутый врасплох предложением своих слушателей я, понятно, излагал свои мысли не в систематической и литературной форме и опустил нечто, что, мне кажется, следовало бы добавить. Теперь я печатаю свою речь, сообщая ей лишь некоторую отшлифовку и небольшие дополнения, но, не изменяя её существа и не снабжая её никакими дополнительными справками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010