Воскресенье 1/14 января 1940. У Владыки – 39 градусов. Решили принять самые исключительные меры: пригласить дневную сестру милосердия с тем, что доктор Жаворонков будет ночевать в квартире Митрополита. Вечером врачи определили воспаление левого легкого и исключительную слабость сердца, переутомленного высокой температурой. Понедельник 2/15 января 1940. Вчера в состоянии Владыки произошло сильное ухудшение. Утром сегодня положение было почти безнадежное, а когда около часа дня температура упала от 40 до 36.4, доктора сказали, что сердце не выдержит. Только Айтов сохранил надежду и дал новое сильное сердечное средство. Чудесно, против всех ожиданий, Владыка перенес кризис благополучно, а к вечеру чувствовал себя даже бодрее. Слаб он бесконечно и не может поднять даже руку. Четверг 5/18 января 1940. До лицея зашел к Лосским, чтобы переговорить о сектантстве о. Серафима Родионова 224 , который в Le Mans отказывается обслуживать солдат не литовской юрисдикции. Володя вполне понял мое возмущение и обещал принять меры, чтобы такое отношение не повторялось. Говорил с о. Жоржем Жуанни о помощи мобилизованным. Он горит рвением, но вместе с тем возмущен до глубины души отношением о. Николая и Аметистова, проваливших все дело общеправославного комитета. Он с февраля издает православную газету для солдат и предлагает мне и Зандеру принять участие в этом деле. Когда Н. Полторацкий пошел сговариваться с о. Николаем, после того как Митрополит дал свое благословение на вхождение Дарю в комитет, настоятель ему заявил: «Митрополит глух, не понял, что это за дело, и не может решать; решаем мы с Тихоном Александровичем». Пятница 6/19 января 1940. Крещение Господне. В «Журналь Оффисиель» новый закон об апатридах и беженцах и о воинской их повинности. Им вменяются большие обязанности, чем натурализованным. Мой возраст подлежит годичному отбыванию воинской повинности. Впервые определенно указаны и права. После литургии ходили в ограниченном количестве – священники, о. Владимир, псаломщики и я – к Митрополиту. Пели тропарь и кондак. Владыка сам себя покропил святой водой и спросил о службе. Выглядит он сегодня лучше, но все же восково-бледен, бел как лунь и очень слаб. Он полусидит на кровати. Евгения очень строга и никого к нему не пускает. Владыка прозвал сестру губернаторшей. Обошли с о. Никоном все квартиры и повсюду пели тропарь и кондак.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

86. Беглов А. Прозелитизм среди мертвых: Католическая пропаганда записывает в ряды приверженцев Римского престола расстрелянных православных епископов//НГ-религии. И августа 1999 г. 15(38). С. 6. 87. Беглов А. «Миссионерская разведка» отца Николая Трубецкого. Как начиналась Псковская миссия//Альфа и Омега. 2001. 2(28). С. 243–251. 88. Беглов А. «Катакомбное наследство»: в реальности и на самом деле//Религия в России/Проблемы. 22 октября 2001: 89. Беглов А. Архиепископ Варфоломей (Ремов) : Argumentum advocati Dei. Настоятель Высоко-Петровского монастыря по материалам архивов его прихожан// Церковь в истории России. Вып. 5. М., 2003. С. 222–240. 90. Беглов А. Церковное подполье в СССР в 1920–1940-х годах: стратегии выживания//Одиссей. Человек в истории. 2003. М., 2003. С. 78–104. 91. Беглов А. Епископат Русской Православной Церкви и церковное подполье в 1920–1940-е гг.//Альфа и Омега. 2003. 1(35). С. 138–155. 92. Беглов А. Эволюция церковной жизни в условиях подполья: итоги двадцатилетия (1920–1940-е гг.)//Альфа и Омега. 2003. 2(36). С. 202–232. 93. Беглов А. Советское законодательство в отношении Русской Православной Церкви 1920–1940-х гг.: колебания границы легальности//Религии мира. 2004. М., 2004. С. 211–218. 94. Беглов А. Л. «Сергианское» подполье: к постановке проблемы//XV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Материалы. Том 1. М., 2005. С. 292–298. 95. Беглов А. Церковная оппозиция в 1940-е годы//Альфа и Омега. 2006. 2(46). С. 111–133. 96. Беглов А. Понятие «катакомбная церковь »: мифы и реальность//Меневские чтения. 2006. Научная конференция «Церковная жизнь XX века: протоиерей Александр Мень и его духовные наставники». Сергиев Посад, 2007. С. 51–59. 97. Беглов А. Опыт выживания православного монашества в советское время и возрождение русской аскетической традиции (на материалах архива нелегального Высоко-Петровского монастыря в Москве 1920–1930-х гг.)//Возрождение православных монастырей и будущее России. Материалы III Всероссийской научно-богословской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России». Нижний Новгород, 2007. С. 58–69.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первое собрание «немецкого» Строительного комитета состоялось 12 августа 1940 г. На нем председательствовал А. Н. Фену, присутствовали священник Е. Ножин, князь С. Н. Романовский и другие члены комитета (Протокол 1, 12 августа 1940 г. (Архив Храма-памятника в Лейпциге). Leipziger Zeitung. 1940. 17. Juli. S. 3. Комитет зарегистрирован в реестре с 2131 16 июля 1940 r.:«Komimee zur Erbauung und Erhaltung der russischen orthodoxen Gedächtniskirche zu Leipzig e.V.». Протокол Строительного Комитетаот 6 января 1939 г. (Архив Храма-памятника в Лейпциге). См. письменные характеристики на членов Строительного комитета, поданные Отделом кадров НСДАП на имя обер-бургомистра Лейпцига 18 августа 1941 г. (Stadtarchiv Leipzig, Kap. 42.0, Nr. 2, Bl. 130). Письмо саксонского чиновника министру церковных дел Германии, и дальнейшую переписку см.: BA, R901/69300, Bl. 228–232. См. письмо митрополита Серафима (Ляде) А. Н. Фену от 23 июля 1942 г. (Архив Храма-памятника в Лейпциге). Родионов А. Частица веры нашей, русской//Трибуна. 2004. 28 декабря. С. 7. Письмо Патриарху Алексию через протопресвитера Н. Колчицкого и протоиерея Ф. Казанского передали 11 октября 1945 г. священник Ф. Соловьев, протоиерей Г. Романович и профессор К. Д. Илич (Православные русские приходы в Германии//Журнал Московской Патриархии. 1945. 12. С. 7–8). См.автобиографии священников в архиве Храма-памятника. Биографию архиепископа Мстислава (Волонсевича) см.: Журнал Московской Патриархии. 1978. 7. С. 14–15. «Храм, наряду с его предназначением памятника, стал также духовным центром для русско-православных христиан в Лейпциге и его следующей окрестности живущим. Особенно много людей посещали богослужения во время Второй мировой войны. Сюда приходили угнанные нацистами " восточные рабочие " , если они могли получить увольнение: они черпали здесь новые силы, новую надежду на освобождение» ( Ein Symbol der Freundschaft. Russische Gedächtniskirche//LVZ. 1963. 23. September). . Шкаровский М. В. Нацистская Германия и православная Церковь. М., 2002. С. 308.

http://sedmitza.ru/lib/text/6864892/

М.В. Шкаровский Глава III. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР 1. Феномен экзархата Московской Патриархии в Прибалтике Религиозная ситуация в различных регионах оккупированной части СССР, как и германская церковная политика в них, при наличии основных общих черт все же отличалась определенным своеобразием. Поэтому следует подробно рассмотреть ее на отдельных территориях. По-своему уникальной являлась ситуация в Прибалтике и на Северо-Западе России. Это был единственный регион, где сохранился и даже вырос экзархат Московской Патриархии во главе с митрополитом Сергием (Воскресенским). Прибалтийские республики Литва, Латвия и Эстония только в июле 1940 г., после занятия их советскими войсками, вошли в состав СССР. На их территории проживало 510 000 православных, объединенных в 400 приходов (в Латвии 164, Эстонии 164 и Литве 72), имелось 6 монастырей. Но только Литовская Церковь , которой в 1924–1940 гг. управлял митрополит Елевферий (Богоявленский) оставалась к 1940 г. в юрисдикции Московской Патриархии. Эстонская же Православная Церковь в 1923 г., а Латвийская в 1936 г. были приняты в юрисдикцию Константинопольского патриарха. Так как это было сделано без канонического отпуска Московской Патриархии, последняя никогда не признавала законность данного акта. В августе 1940 г. Синод, а затем и глава Латвийской Церкви митрополит Августин (Петерсон) под давлением значительной части мирян и духовенства ходатайствовали о воссоединении с Русской Церковью. В том же месяце с подобным ходатайством обратился и глава Эстонской Церкви митрополит Александр (Паулус). В конце 1940 г. в Прибалтику в качестве полномочного представителя Патриархии выехал архиепископ Сергий (Воскресенский). Сначала главой православных приходов Латвии и Эстонии был назначен митрополит Елевферий, но 1 января 1941 г. он скончался, и новым митрополитом Литовским, а с 24 марта 1941 г. и экзархом всей Прибалтики стал архиеп. Сергий. 28 марта 1941 г. митрополиты Августин и Александр в кафедральном соборе Москвы публично принесли покаяния в грехе раскола и были приняты в литургическое общение 682 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Афонский патерик ОГЛАВЛЕНИЕ Афонский патерик ОГЛАВЛЕНИЕ   Предисловие   Январьянваря Житие и страдания святого нового преподобномученика Онуфрия Память св. преподобномучеников Ватопедских – игумена Евфимия и двенадцати иноков Жизнь святого Евстафия, архиепископа Сербского 5  января Страдание святого преподобномученика Романа 11  января Память преподобного и богоносного отца нашего Феодосия, митрополита Трапезундского 13  января Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Максима Кавсокаливита 14  января Житие преподобного и богоносного отца нашего Саввы I-ro, архиепископа Сербского Предисловие Первые годы святого Саввы, до его пострижения Иноческие подвиги Саввы; пострижение отца его Начало Хиландарской обители Кончина и явление преподобного Симеона Священство и странствования преподобного Саввы Свидетельство святого Саввы Царское венчание Стефана Странствования Саввы во Святую Землю Преставление святого Саввы Уставы святого Саввы для обители Хиландарской и кельи " Типикарницы " на Карее Заключение 16  января Память преподобного Ромила, ученика святого Григория Синаита 21  января Память преподобного Неофита, Просмонария Ватопедского Житие преподобного отца нашего Максима Грека 24  января Житие преподобного Дионисия, подвизавшегося долгое время на святой горе Афонской и скончавшегося на Олимпе 30  января Страдание святого мученика Феодора 31  января Страдание святого преподобномученика Илии Ардуниса         Февраль 1  февраля Память преподобного отца нашего Василия, архиепископа Солунского 8  февраля Память преподобного отца нашего Саввы II-ro, архиепископа сербского 13  февраля Память преподобного Симеона мироточивого, ктитора Хиландаря 16  февраля Страдание святого преподобномученика Романа 23  февраля Память преподобного Дамиана Есфигменского Страдание святого преподобномученика Дамиана   Март 1  марта Память преподобного отца нашего Агапия 5  марта Страдание святого мученика Иоанна Болгарина 19  марта

http://isihazm.ru/?id=1837

28 декабря/10 января. Служил литургию в храме иконы Божией Матери «Трех Радостей» на Покровке. 31 декабря/13 января. Служил всенощную в храме Василия Кесарийского на Тверской – Ямской. 1922 год 1/14 января. День памяти святителя Василия Кесарийского. Служил литургию в храме Василия Кесарийского на Тверской – Ямской и всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 2/15 января. Служил всенощную в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве. 5/18 января. Крещенский сочельник. Служил вечерню и освящал воды в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье, служил всенощную в храме Богоявления Господня в Елохове. 6/19 января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Христа Спасителя и возглавил крестный ход на Москву – реку. 9/22 января. Служил литургию в храме Спаса Преображения в Пушкарях, на Сретенке. 16/29 января. Служил литургию в храме апостолов Петра и Павла в Лефортове. 19 января/1 февраля. ЦК Помгол утвердил положение для православного духовенства о порядке пожертвования церковных ценностей на нужды голодающим. 21 января/3 февраля. Служил литургию и отпевал митрополита Евсевия в храме Христа Спасителя. 22 января/4 февраля. Служил всенощную в храме Сергия и Германа на Валаамском подворье. В советских газетах опубликован циркуляр ЦК РКП(б) «О постановке антирелигиозной пропаганды». 23 января/5 февраля. Служил литургию в храме Сергия и Германа на Валаамском подворье. 24 января/6 февраля. Воззвание патриарха Тихона к православному населению с разрешением жертвовать на помощь голодающим церковные ценности, не имеющие богослужебного употребления. («Призывая на всех благословение Божие, молю православный русский народ, чад церкви Христовой, откликнуться на этот наш призыв».) 29 января/11 февраля. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 30 января/12 февраля. Служил литургию в храме Казанской иконы Божией Матери в Сущеве. 1/14 февраля. Служил литургию в храме Трифона мученика в Напрудной и всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Погружения в иордань:   19 января с 12:00 до 24:00 Для всех желающих будут организованы теплые раздевалки (мужские и женские), обогреваемые инфракрасными лампами, а также горячий чай с пирогами. На территории купели будут дежурить службы МЧС, полиции и скорой помощи. Невский округ Храм иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " подворья Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря (пр. Обуховской обороны, 24) 18 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 12:00 - освящение иордани, начало погружений; 18:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды. Погружения в иордань: 18 января с 12:00 до 24:00; в ночь с 18 на 19 января до 6:00; 19 января с 12:00 до 24:00 Для всех желающих будут организованы палатки с горячим чаем. Рядом с иорданью будут организованы дежурства служб МЧС и скорой помощи. Храм святого апостола Петра в Веселом Поселке (Искровский пр., 11) 18 января  09:15 - Божественная литургия с чином великого освящения воды;  18:00 - Всенощное бдение. 19 января 10:00 - Божественная литургия. Погружения в иордань: 19 января с 12:00 до 21:00. Для всех желающих будут организованы палатки с горячим чаем. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком (Рыбацкий пр., 12, лит. А) 18 января 09:00 - царские часы, Божественная литургия; 18:00 - Всенощное бдение; 20:00 - освящение иордани на территории яхт-клуба (Рыбацкий пр., 10). 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды. Погружения в иордань:  18 января с 20:30; в ночь с 18 на 19 января до 3:00; 19 января с 11:30 до 20:00 Петроградский округ Храм Преображения Господня лейб-гвардии Гренадерского полка   (Инструментальная ул., 3а, лит. А) 18 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды; 18:00 - Всенощное бдение; 21:00 - освящение иордани (Аптекарская наб. между ул. Профессора Попова и Аптекарским пр.), начало погружений. 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=126...

В храмах города и области отметят праздник Богоявления января 2024 В храмах Санкт-Петербурга и области 18-19 января состоятся празднования Крещения Господня (Богоявления) . После богослужений пройдут омовения в освященных водоемах.  Большая городская иордань расположена в акватории Невы у Петропавловской крепости (прибрежный участок напротив Екатерининской куртины между Трубецким и Нарышкиным бастионами). Чин великого освящения воды в ней совершит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий 19 января в 13:00.  ВАСИЛЕОСТРОВСКИЙ РАЙОН Успенское подворье Оптиной пустыни (наб. Лейтенанта Шмидта, 27/2) 18 января 08:00 - царские часы. Изобразительны 09:40 - великая вечерня и литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды 11:00 - молебен. Освящение иордани возле храма 16:50 - великое повечерие с литией. Утреня. 1-й час 19 января 06:40 - часы. Божественная литургия 09:35 - часы. Божественная литургия 16:50 - вечернее богослужение Погружения в иордань: с 11:00 18 января до 05:00 19 января; с 10:00 до 14:00 19 января КОЛПИНСКИЙ РАЙОН Свято-Троицкий собор (Колпино, ул. Володарского, 42) 18 января 9:00 - царские часы 10:00 - великая вечерня c литургией. Великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение, освящение иордани 19 января 9:30 - часы. Божественная литургия. Великое освящение воды 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - великая вечерня Погружения в иордань: с 18:00 18 января до 23:59 19 января Храм святого Александра Невского (пос. Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 217) 18 января 9:00 - царские часы. Изобразительны. Великая вечерня. Божественная литургия святителя Василия Великого. Великое освящение воды 17:00 - Всенощное бдение с литией 19 января 10:00 - Божественная литургия с чином великого освящения воды 17:00 - великая вечерня Погружения в иордань: с 19:00 18 января до 23:59 19 января; КУРОРТНЫЙ РАЙОН Храм святых апостолов Петра и Павла (Сестрорецк, Петровская наб., 1) 18 января 8:30 - царские часы, Божественная литургия с чином великого освящения воды

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Служба состоит из соединения текстов служб преподобному Сергию (на 25 сентября) и преподобному Никону (на 17 ноября). Значение рукописи Гефсиманского скита в том, что она зафиксировала богослужебную практику Троице-Сергиевой лавры середины XIX века. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним († 1982) освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. На следующий день после праздника обретения святых мощей преподобного Сергия, 6/19 июля 1981 года, было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых. В том же году были составлены тропарь, кондак и молитва Радонежским святым. К службе преподобному Сергию, которая была взята за основу, присоединили службы преподобному Михею Радонежскому (1913 г. издания), в которой упоминаются другие ученики аввы Сергия. Позднее была составлена особая служба Радонежским святым. На протяжении XIV-XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV-XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября» 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV в.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV в.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV в.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV в.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV в.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV в.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV в.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Из недостатков кредитной работы Госбанка СССР необходимо отметить следующее: а). Наличие значительных банковых кредитов, не обеспеченных материальными ценностями. Размер банковых ссуд составил на 1 января 1940 г. – 2345 млн. руб., на 1 октября 1940 г. – 2339 млн. руб. и на 1 января 1941 г., по предварительным данным, – 2500 млн. рублей. б). Большая взаимная задолженность хозорганов и рост просроченной задолженности Госбанку. Взаимная задолженность хозорганов составила на 1 января 1940 г. – 2,8 млрд. руб., на 1 октября 1940 г. – 6,6 млрд. руб. и на 1 января 1941 г. – 2,6 млрд. руб. Просроченная задолженность Госбанку возросла с 1,1 млрд. руб. на 1 января 1940 г. до 2,3 млрд. руб. на 1 октября 1940 г. В декабре месяце в связи с выдачей Госбанком специальных кредитов хозорганам размер просроченных ссуд уменьшился до 844 млн. рублей. в). Наличие на протяжении 1940 г. значительной задолженности по заработной плате. Общая сумма задолженности по заработной плате составляла 225 млн. руб. – на 1 января 1940 г., 600 млн. руб. – на 1 октября 1940 г. и 241,1 млн. руб. – на 1 января 1941 г. При этом задолженность по вине Госбанка составляла 13,4 млн. руб. – на 1 января 1940 г., 56,2 млн. руб. – на 1 октября и лишь 2,3 млн. руб. – на 1 января 1941 г. Задолженность по вине хозяйственных организаций за это же время определилась в следующих размерах: на 1 января 1940 г. – 212 млн. руб., на 1 октября 1940 г. – 544 млн. руб. и на 1 января 1941 г. – 239 млн. рублей. Начавшийся подъем в черной металлургии и в угольной промышленности, .а также увеличение рабочего времени и укрепление трудовой дисциплины создают полную возможность увеличить в 1941 г. темпы роста промышленности и транспорта по сравнению с 1940 г. Уроки, вытекающие из результатов выполнения плана 1940 г., нашли свое отражение в плане развития народного хозяйства на 1941 г., предусматривающем в качестве основной задачи 1941 г. дальнейший всемерный рост производства чугуна, стали, проката, алюминия, угля, нефти, оборонной продукции, металлургического оборудования, станкостроения, вагоностроения и энергооборудования. В частности, план 1941 г. предусматривает:

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010