Великодолинское. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:не позже 1848. Построена как лютеранская церковь, в нач. 1990-х передана УПЦ, частично реконструирована. Ссылки:   Адрес: Украина, Одесская область, Одесский район, пгт Великодолинское, Центральная ул., 97 Координаты: 46.346438, 30.576811 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История храма в пос. Великодолинское берет свое начало в середине XIX века. В то время на территории поселка Великодолинское располагалась немецкая колония Гросслибенталь ( Gross Liebenthal ). Зданием храма является бывшая евангелическо-лютеранская кирха во имя Апостола Петра, ее строительство было начато в 1845 году, а в 1846 году кирха была освящена. Кирха считалась архитектурным шедевром. Имела восьмиугольные колонны, внутри был орган Энгельманна. Рядом с кирхой находился дом пастора. Во дворе дома стояла ветряная мельница новейшей, на те времена, конструкции. Вместо четырех крыльев у этой мельницы была круглая турбина с множеством лопастей, которые захватывали ветер. Турбина была закреплена на оси и скорость ее вращения зависела от силы ветра. Ось турбины была соединена длинным рычагом с эксцентриком, что позволяло выкачивать воду из колодца глубиной примерно 10 м. Вода по трубам, проложенным под землей, шла к зданию богадельни. Таким же образом снабжался водой и дом пастора. Пастор осуществял и надзор за богадельней. В то время церковь была самым высоким в поселении зданием, переднюю сторону которого украшала высокая башня. В этой башне висело три колокола разных размеров. Высокие окна с обеих сторон пропускали достаточно света, чтобы можно было прочитать псалмы в сборнике. Два ряда высоких колонн разделяли помещение на три части. В основной части стояли широкие скамьи в два ряда. Левый ряд предназначался для мужчин, правый — для женщин. Две меньшие части помещения предназначались для детей. В основнойчасти для взрослых напротив скамеек стояли специальные устройства, с которых удобно было читать во время пения. Перед алтарем стоял длинный стол, покрытый черной тканью. На нем стояло распятие. Над алтарем помещалось правильное круглое окно с цветными стеклами. Там, на этом окне, была изображена голова Христа, увенчанная терновым венцом.

http://sobory.ru/article/?object=55868

Много забот и хлопот, болезней и скорбей было при рождении этой новой семинарии 107 . Он исходатайствовал в 1839 г. у Св. Синода возвышение оклада на содержание семинарии и возведение ее в первый разряд по отношению к штатам. Этого мало. Имея в виду, что весьма значительную часть населения Тавриды и самой Одессы составляют греки, и что епархия его состоит из разноплеменников, он учредил в семинарии практический класс греческого языка, дабы будущие священники греческих приходов не затруднялись в общении с своими прихожанами; равно и преподавание языков немецкого и французского, по его распоряжению, должно было иметь характер практический. Поэтому наставники сих языков были из природных знатоков. Митрополит Филарет, видимо, одобрял отеческую заботливость преосвященного Гавриила о семинарии. В одном из писем своих он так говорит: «Семинарии вашей желаю успеха паче причастниц» 108 . В другом он писал: «Радуюсь, что семинария ваша благоуспевает. Одобрительное испытанию ее письмо я принес с собою и покажу его здесь» (т. е. в Св. Синоде) 109 . Ректор семинарии, архимандрит Порфирий (Успенский) , «человек гуманный и критик забавный», – как выражается о нем преосв. Геннадий, – а также молодые наставники из Московской духовной академии могли поставить и, действительно, поставили Одесскую семинарию на высокую степень умственного развития, и она справедливо заслужила похвалу от митрополита Филарета. А о том, какие порядки велись в Одесской семинарии по надзору за учениками, и как относился сам преосвященный Гавриил к инспектору семинарии, мы можем судить по следующему свидетельству самого инспектора этой семинарии в 1845 году, архимандрита Геннадия: «Каков я был инспектор в 1845–57 г.г., об этом и теперь со страхом воспоминаю. Педагогика только показывалась в сочинениях; определенных теоретических начал не знал; любил земляков... детей моих семинарских товарищей и родных… как свою душу, – и тряс… по тогдашнему… виноватого, как грушу. А виноватых много было, по особенным качествам города Одессы и хохлят.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

XX в., возрожден в 2011), Винницкий Георгиевский (муж., находился в с. Винницкие (Старые) Хутора Винницкой обл., основан как православный, к 1745 был униатским, в 1745 присоединен к Шаргородскому мон-рю), немировский Николаевский (муж., в Немирове ныне Винницкой обл., основан не позднее 1745 как униатский, с 1783 женский, с 1798 православный, закрыт в 1929, действовал в 1941-1951, восстановлен в 1996 как немировский во имя Св. Троицы жен. мон-рь ), Шелеховский Ильинский (жен., в с. Шелехово совр. Хмельницкой обл., основан не позднее 1745 как православный, закрыт ок. 1773 униатами), Городищенский в честь Рождества Пресв. Богородицы (муж., в с. Городище Шепетовского р-на Хмельницкой обл., основан в 1746-1782 как католический (кармелитский), в 1832 закрыт, в 1858 в постройках разместился правосл. жен. мон-рь, в 1923 закрыт, действовал в 1942-1960, в 1995 возобновлен как мужской), немировский Успенский (жен., в Немирове, упом. как униатский с 1753, до 1773 упразднен, преобразован в городской собор, в 1783 возрожден как православный, в 1798 упразднен), Гусятинский Параскевинский (муж., существовал между местечками Гусятин и Сидоров в совр. Тернопольской обл., закрыт в 1760), могилёв-подольский Георгиевский греч. (муж., в Могилёве-Подольском ныне Винницкой обл., существовал в 1762-1801), барский Покровский (в г. Баре совр. Винницкой обл., основан в 1838 как мужской, с 1881 женский, закрыт в 1962), браиловский во имя Св. Троицы (жен., в пос. Браилове Жмеринского р-на Винницкой обл., учрежден в 1845 переводом в Браилов насельниц винницкого Благовещенского монастыря, закрыт в 1932, действовал в 1942-1962, возрожден в 1989), Рожецкая Александро-Мариинская пуст. при браиловском Свято-Троицком мон-ре (жен., близ с. Рожок ныне Винницкой обл., основана в 1891 в качестве подворья Браиловского мон-ря неподалеку от упраздненного униат. жен. мон-ря, закрыта в 1923), балтский Феодосиевский (муж., в г. Балта совр. Одесской обл., основан в 1908, упразднен в 20-х гг. XX в.). Лит.: Памятная книжка Подольской губ.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

В 1858 г., 10 февраля, последовало Высочайшее повеление построить храм св. князя Владимира. Тогдашний игумен херсонесский Евгений подал мысль построить храм в два этажа так, чтобы в нижнем оставить неприкосновенными фундамент и сохранившиеся стены древнего храма. План и фасад, составленные профессором архитектуры Д.И. Гримом, удостоены 2 июня 1859 г. Высочайшего утверждения. В том же году, 18 августа, учрежден был строительный комитет, впоследствии (18 августа 1872 г.) упраздненный. В 1861 г., 23 августа, покойный Государь Император Александр II, прибыв в херсонесский монастырь с Августейшею Супругою Своею, положил в основание храма камень в присутствии Великого Князя Константина Николаевича и Великой Княжны Марии Александровны, при священнослужении преосвященного Алексия, епископа таврического. Одесское общество пожертвовало для престола из своего музея мраморную доску с византийскими крестами с обеих сторон, найденную в 1845 г. в местности херсонесского монастыря. В 1867 г., 15 августа, Великий Князь Владимир Александрович, благоволивший, с соизволения Государя Императора, принять на себя звание ктитора соборного херсонесского храма, изволил положить камень в стене горнего места, начинающий собою первый ряд кладки стен второго этажа собора. – В 1873 г. взял на себя подряд по постройке храма известный московский капиталист Губонин. – И вчерне храм давно уже отстроен. – Это громадное, высокое, двухэтажное, грандиозное здание превосходной архитектуры. Корпус его сооружен из превосходного Инкерманского камня. Наружные стены украшены гладкими византийскими крестами из желтого с жилками мрамора, добытого также из инкерманских каменоломней. Он в плане крестообразен, очень высок и обширен. Окна не широкие, полуциркульные. Весьма светлый и высокий купол увенчан золотым четырехконечным крестом. Новый храм служит как бы огромным футляром для древнего нижнего храма: в него вошло все оставшееся основание храма с уцелевшими его стенами. Нижний храм невысок, с плоским сводом. Пространство между стенами древнего и нового храма – в несколько саженей ширины, а с западной стороны – около 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Гертоп, ныне Хыртоп р-на Флорешть, известен с кон. XVIII в., упразднен в 1812), Городищенский Благовещенский (мужской, в с. Городище, ныне Хородиште р-на Рышкань, известен с кон. XVIII в. как скит, преобразован в мон-рь в 1815, упразднен в 1845), Мановский скит (женский, в с. Манна, ныне Мана р-на Орхей, известен с кон. XVIII в., упразднен в 1811), Фынтына-Доамнейский Константино-Еленинский (женский, в урочище Фынтына-Доамней близ с. Кэлинешть р-на Фэлешть, известен с кон. XVIII в., упразднен в 1815), Попоуцкий вмц. Варвары (женский, в с. Попоуцы, ныне Пэпэуць р-на Резина, известен с кон. XVIII в., упразднен в 1816), Кокорозеновский (Кукурузенский) Благовещенский скит Ватопедского мон-ря (мужской, ныне с. Кукурузень р-на Орхей, основан в XVIII в., упразднен в 1806), Речинский Архангельский скит (мужской, ныне с. Реча р-на Рышкань, основан в XVIII в., упразднен в 1804), Галицкий (Непоротовский) Георгиевский скит (мужской, совр. хутор Галица близ с. Непоротова Сокирянского р-на Черновицкой обл., Украина, основан в кон. XVIII в. на месте пещерного Непоротовского мон-ря, упразднен в 1809), Фуратовский Параскевинский скит Новонямецкого мон-ря (мужской, совр. с. Фуратовка Саратского р-на Одесской обл., Украина, основан в 1911, упразднен в 1944). Ист.: Православие в Молдавии: Власть, Церковь, верующие, 1940-1991: Собр. док-тов: В 4 т./Отв. ред., сост., предисл.: В. И. Пасат. М., 2009-2012. Лит.: Грифцов М. Историко-стат. очерк Кишинёвского архиерейского дома//Кишинёвские ЕВ. 1882. 14. С. 749-760; 17. с. 948-983; Арсений (Стадницкий), митр. Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812 гг.) и митр. Кишинёвский (1813-1821 гг.). Кишинёв, 1894 (на рус. яз.), 2004 (на молдав. яз.); Гурий (Гросу), иером. Главнейшие моменты в истории молдавского книгопечатания в Бессарабии//Кишинёвские ЕВ. 1907. 2. С. 57-62; 3. С. 107-111; 4. С. 140-147; 5. С. 173-178; Лотоцкий П. А. История Кишинёвской ДС. Кишинёв, 1913. Вып. 1; Пархомович И. Духовно-учебные заведения Кишинёвской епархии.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Еще покойный император Александр I, по представленью адмирала черноморского флота Алексея Самуиловича Грейга († 1845 г.), имел мысль построить храм во имя св. князя Владимира на развалинах древнего Корсуня. 746 Но мысль его не осуществилась. Собранный капитал получил другое назначение: князю М. Воронцову († 1856 г.) и адмиралу М. Лазареву († 1851 г.) почему-то представилось, что местность древнего Корсуня еще недостаточно расследована и определена, и потому собранный капитал употреблен был на постройку храма во имя св. князя Владимира не в херсонесском монастыре, а в соседнем с ним городе – Севастополе. Между тем архиеп. Иннокентий, чтоб сохранить развалины Херсонеса, ходатайствовал об отчислении херсонесской местности из морского ведомства в епархиальное с тем, чтобы близ развалин места, где св. князь Владимир принял крещение, была построена церковь с келлиями для иноков. Ходатайство его было уважено. В 1852 г. он проектировал и план предположенного храма, в котором бы соблюдены были все архитектурные детали древней формы византийских храмов IX века. Был уже составлен и проект плана, по его мысли, под руководством члена одесского общества истории и древностей Мурзакевича. 747 Но война (1853–56 г.) и кончина преосвященного Иннокентия остановили его предприятие. – Место же храма, где св. князь Владимир принял крещение, благодаря живому и деятельному участью и заботам и трудам известного ученого археолога, графа А. С. Уварова, производившего в Херсонесе раскопки, не только было найдено, но и открыто самое основание храма, имеющее около 17 саженей длины и 10 ½ ширины, в форме базилики: это был соборный храм Рождества Божией Матери, о котором писал летописец Нестор. По расчистке фундамента, открыта в полу купель в виде продолговатого ящика в 2 ½ аршина длины и аршина 1 ½ ширины, устроенного из больших тесаных плит: она углублена ниже основания пола и находится на расстоянии 3 аршин от солеи, несколько правее царских врат. Начиная с алтаря, стены храма сохранились местами сажени на 1 ½ в вышину, местами аршина на 2 от фундамента.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

2 ноября 1852 года вода выступила из берегов моря и покрыла все улицы, так что по улицам можно было ездить на лодках. Собор и площадь покрыты были на аршин в вышину. Но к вечеру вода спала. Для устранения подобных случаев, устроен волнорез, длиною около версты, защищающий город от напора морских волн. Город представляет как бы треугольник, разделенный несколькими прямолинейными улицами и постепенно суживающийся по мере приближения к морю. В 1825 году блаженной памяти Император Александр I повелел новороссийскому генерал-губернатору, князю Михаилу Семеновичу Воронцову († 1856 г.) найти при Азовском море самую удобную местность для порта, так как таганрогский порт по мелководью рейда был неудобен для нагрузки и выгрузки товаров с судов. Воронцов, по совету главного командира черноморского флота, адмирала Алексея Самуиловича Грейга († 1845 г.), указал Государю на нынешний бердянский рейд, как имеющий обширную и удобную бухту. Но за кончиною Государя (19 ноября 1825 г.), дело это затянулось. Однако, с 1828 г. народонаселение Бердянска стало увеличиваться: Воронцов начал населять Бердянск и Ногайск переселенцами преимущественно из Курской губернии, а в 1836 году он, по просьбе негоциантов, производивших заграничную торговлю в Мариуполе и желавших переселиться в Бердянск, по сношенью с министром финансов, открыл здесь таможенную заставу, – и тогда из Мариуполя и Одессы переселились в Бердянск негоцианты: Попович, Митрович, Джурасович, Грифани, Розали и другие. В 1837 г. явились здесь их конторы; торговля закипела; Бердянск ожил, и его народонаселение быстро стало увеличиваться. В конце 1841 г. назначен был начальник города и порта полковник Григорий Никитич Черняев, управлявший городом по 1855-й год. 10 мая 1842 года открыты были, в присутствии генерал-губернатора, уездные присутственные места. «Смотришь и не надивишься, писал тогда Одесский Вестник, за 6 лет была здесь степь, а теперь посетили наш порт уже 400 иностранных судов; на них вывезено заграницу 800000 четвертей хлеба и учреждено здесь 20 иностранных контор; завелись склады соли и каменного угля; дома и сады будто волшебною силою вырастают из земли; все живо; все движется; все полно надежд.» – В 1848 г. открыта в Бердянске портовая таможня 1 класса; в 1866 г. построен мол на бердянском рейде, под наблюдением инженера Фон-Дезена, подрядчиком Николаем Кобезевым, начатый в 1862 г., и обошелся в 313000 р. Сумма эта образовалась в течении нескольких лет от уплаты сперва по 3, а потом по 5 копеек с четверти хлеба, отправляемого за границу. Постепенно стали появляться в Бердянске и учебные заведения. В настоящее время здесь: 2 гимназии, мужская и женская, мореходный класс 2-го разряда, двухклассное городское училище, 5 начальных училищ, училища – лютеранское, менонитское, талмуд-тора, караимское и несколько частных. На учебные заведения Бердянск расходует свыше 36000 р. в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Одесск. у. Поселено графом Северином Осиповичем Потоцким. 1807 год Села Ивановки, Усекновения главы Предтечевы, Херсонск. у. Города Николаева, кладбищная, Всех Святых. Основана и сооружена по ходатайству Черноморского Флота адмирала маркиза Ивана Ивановича де-Траверсе. 1808 год Села Благодатного, Михайловская, кам. Бобр. у. Села Петриковки, (тоже Заводовка), Петро-Павловская, кам. Одесск. у. Построена по прошению графа Илии Васильевича Заводовского, в имении брата его графа Петра Заводовского, и по разрешению от Святейшего Синода, последовавшему в 1808 году. Села Ряснополя, Петро-Павловская, кам. Одесск. у. До построения сей церкви был тут молитвенный дом, но литургии в нем не совершалось. Селение основалось немного раньше церкви, именовавшись «Гижицким», от имени основателя генерала Гижицкого, который населил место сие Малороссиянами. Села Аджигола, Успенская, Одесск. у. Был прежде тут молитвенный дом, но литургии в нем не совершалось; жители состоят из Малороссиян. Колонии Большого-Буялыка, Успенская, камен. Одесск. у. Обселено сие место Болгарами, из-за границы в 1801 и 1802 годах вышедшими, для которых тогда и построена церковь на казенный счет. Колонии Малого-Буялыка, Иоанно-Предтеченская, кам. Одесск. у. Обселена Болгарами, в 1801 году из-за границы вышедшими, для которых церковь и построена казенным иждивением. Села Брашевановки, Покровская, камен. Тир. у. Были ли прежде сей церкви другие, неизвестно; а жители были всегда здесь Молдаване. Колонии Катаржиной, Рождество-Богородичная, камен. Тираспольск. у. Сооружена казенным коштом, вместо молитвенного дома, выстроенного Болгарами, по прибытии их сюда из Турции, которые и теперь тут жительство имеют. Села Березовки, Михайловская, кам. Бобр. у. В означенный 1808 год поставлен и освящен здесь молитвенный дом, а церковь сооружена после того. Города Одессы, греческая Троицкая, кам. В 1844 году распространена двумя приделами. Внутри храма погребен Блаженнейший Константинопольский патриарх Григорий, в 1821 г. повелению Султана Махмуда умерщвленный и потом кинутый в море, откуда тело его вынуто, привезено в Одессу и 19 Июня, того года, земле предано.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Вне церкви, за алтарём погребены: Греческой церкви епископы Силистрийский, Наплузский, Червенский, Синайский и митрополит Адрианопольский Герасим. Села Де-Витовки, Троицкая, кам. Бобр. у. Сооружена помещицею графинею Софией Потоцкой по первому мужу де-Витт. 1809 год Села Измаиловки, Софиевская, плет. Одесск. у. Основанию церкви почти, современно и существование села, в котором живут Малороссияне. Села Нечаевки, Покровская, кам. Одесск. у. Церковь сия построена с разрешения Святейшего Синода, последовавшего в 1802 году. Селение однако существовало прежде под именем «Козлова», от основателя оного генерал-лейтенанта Козлова, обсалившего место Малороссиянами. Села Степановки, Свято-Духовская, кам. Бобр. у. Села Мойсеевки, Преображенская, кам. Ананьевск. у. Заложена по данному в 1807 году прошению от помещика, корнета Добровольского. 1810 год Села Перешор, Николаевская, кам. Ананьевск. у. Прежде сей церкви был молитвенный дом. Впрочем, как сей дом, так и селение не раньше существовать начала, как по покорении Россией области Очаковской. Села Заградовки, Адриано-Наталиевская, кам. Херс. у. Села Гуровки, Покровская, кам. Бобр. у. Села Семеновки, Николаевская, кам. Бобр. у. Села Мостового, Николаевская, кам. Ананьевск. у. Построена по прошению помещика Боровского и по благословению Святейшего Синода, из которого указ последовал в 1809 году. Села Куяльника, Вознесенская, кам. Одесск. у. Построена церковь по прошению мещанского общества города Одессы, жительствующего на городской земле, в урочище Куяльнике. Слободы Петровой, Покровская, кам. Бобр. у. 1811 год Села Ковалевки, Михайловская, кам. Одесск. у. Основана и сооружена помещиком, коллежским советником Михаилом Михайловичем Кирьяновым. Селение сие, будучи обзаведено полковником Андреем Шостаком, на отведенной ему земле в новоприобретенной от Порты Оттоманской области, существует с 1792 года. Села Варваровки, Михайловская, камен. Одесск. у. Был прежде сей церкви молитвенный дом, в котором однако литургии не совершалось. Село существует с 1804 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Села Еремеевки, Казанской Божия Матери, кам. Одесск у. Построена иждивением помещика, который при болезненном своем состоянии завещание свое оставил, чтобы церковь , на счет доходов от земли его и от его людей, выстроена была приличным образом. Села Гориевки, Успенская, кам. Тирасп. у. Была ли прежде сей церкви другая, неизвестно; жили и живут тут Молдаване. Местечка Петро-Веровки, Петро-Павловская, кам. Тирасп. у. Обселено не раньше как с 1814 года Малороссиянами. Села Васильевки, Преображенская, кам. Тирасп. у. Села Усатовых-хуторов, Рождество-Богородицкая, камен. Одесск. у. Обселено Одесскими мещанами. Села Алексеевки, Иоанно-Богословская, кам. Бобр. у. 1823 год Села Троицкого, Троицкая, кам. Херс. у. Местечка Павловки, Петро-Павловская, камен. Тирасп. у. Церковь сия здесь первая. Местечко основано после присоединения Очаковской области и населено Малороссиянами. Села Николаевки, Николаевская, кам. Ананьевск. у. 1824 год Села Вшивого, Покровская, кам. Херс. у. Села Александровки, Георгиевская, кам. Александрийск. у. Села Осиповки, Иосифовская, кам. Тирасп. у. Села Покровского, Покровская, кам. Одесск. у. Села Александро-Дариевки, Николаевская, кам. Одесск. у. Селение сие было еще до построения сей церкви или молитвенного дома и называлось Кобургом или Кимбургом. В нем живут теперь Бугские отставные чиновники. Села Семено-Косовки, Троицкая, дер. Бобр. у. 1825 год Села Егоровки, оно же и Ферстеровка, Георгиевская, камен. Одесск. у. Построена генерал-лейтенантом Ферстером, именем коего и самое село называется. Села Кондратовки, Иоанно-Богословская, кам. Ананьевск. у. До построения сей церкви был здесь молитвенный дом, который существовал не более восьми лет. Около сего времени начало свое имеет и селение. 1827 год Посада Ново-Георгиевска, единоверческая Воскресенская, кам. Александрийск. у. До построения сей церкви была тут деревянная, также основанная в 1810 году и построенная старообрядцами, отделившимися от общества раскольников, имеющих и доныне в Ново-Георгиевске свою часовню, которой начало относят к 1770 году. В каменной Воскресенской церкви с 1839 года устроен новый хороший иконостас, сооруженный почетным гражданином Макаром Бондаревым с детьми его. Да и часовня в 184–5 году преобразована в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010