В необозримых сокровищах Матери нашей я нашел небольшой герметический чванец с иероглифами, важную, и в особенности для вас, нужную тайну знаменующими, с немногими каплями живой воды, почерпнутыми в реке из горнего Эдема истекающей (т. е. в Евангелии), дабы напаять сад церковный, и на четыре начала разделяющейся, которые блаженный Иероним называет quadriga Domini. 182 .Примите от меня сей чванец в знак братского усердия, и искреннего желания вам благословений Божиих в сии торжественные дни жизни вашей. Окропите себя и друга вашего сей святой водой, сим благоуханием Христовым, которое для одних, воня животная в живот, а для других – воня смертная в смерть ( 2Кор.2:16 ). Пусть уйдут со двора лихие незваные гости, когда опутать сей запах для них несносный, а на воню мира сего да стекутся к вам желанные други, светлые, добрые, умные сыны брака Агнча, разделит с вами брачную радость. Чванец закрыт и открывается потаенным искусством, которое известно вашему сердцу, размыслите в сердцах ваших на ложах ваших ( Пс.4:5 ), и вы узнаете приемы нужные. 183 .Аз же нищ и убог есмь ( Пс.69:6 ), и что мог бы от своего представить вам, разве ложь одну? Но у друзей все общее, только образ имения и употребления вещей различен (на все закон есть, и на самое дружество, если оно не беззаконное). Следственно и нашим с ними чинам не противно, что я делаю вам подарок из имения, которое даже по буквальному смыслу более вам, нежели мне, принадлежит. Тем лучше. Мы дети одного Отца и одной Матери, и одного имения наследники, и сонаследники Единому. Только бы нам не проживать родительского благословения блудно. А что между нами по рукам ходит, как чаша круговая, то между нами и остается ни твоим, ни моим, а нашим. Мы и сами не свои, а принадлежим Единому друг в друге, и друг другу в Едином. Один и тот же чванец и к вам идет, и у меня остается. Пейте во здравие и спасение ваше, когда Господь совершит Им начатое, Им благословляемое слово и дело. Тайна сия велика есть до скончания века, Аз же глаголю во Христа, и во Церковь , ( Еф.5:32 ). Сей в плоть, от плоти пожнет истление; а сей в дух, от духа пожнет живот вечный. ( Гал.6:8 ). «Не зван я был на бракосочетание нашей дочери, пишет святый Григорий Богослов к Диоклу (письмо 193), однако ж явился, и праздную вместе, и принимаю участие, и желаю вам всего наилучшего. А одно из лучшего, чтобы сам Христос присутствовал на браке, потому что где Христос, там благопристойность, и чтобы вода стала вином, то есть, все претворилось в лучшее, а поэтому не было смешиваемо несоединимое между собой, и не были сводимы вместе епископы и смехотворы, молитвы и рукоплескания, псалмопения и звуки свирелей. Потому что как все прочее, так и браки христианские должны иметь благопристойность, а благопристойным делает степенность. Вот что приносим в дар бракосочетанию» 184 . Сей приносит дар вашему браку святой Григорий, рукой преданного вам Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Соч.: Краткий обзор крюковых и нотнолинейных певчих рукописей Соловецкой б-ки: (Прил. к Описанию соловецких рукописей)//ПС. 1910. Ч. 2. Июль/авг. Прил. (отд. отт.: Каз., 1910); Церковно-правительственные комиссии по исправлению богослужебного пения Русской Церкви во 2-й пол. XVII в.//Там же. Т. 2. Окт. С. 433-475 (отд. отт.: Каз., 1910); Ив. Сем. Морев: Регент хора Богоявленской ц. в г. Казани (1888-1893)//Музыка и пение. 1913. 11; Придворный распев//Вятские ЕВ. 1913. 38. С. 1132; Регент Вятского архиерейского хора и местный церк. композитор архим. Анатолий [Луппов]//Там же. 1914. Отд. неофиц. 5. С. 89-98; А. А. Осокин: Регент Вятского архиерейского хора и церк. композитор//Там же. 6. С. 117-123; Прот. А. А. Попов: Ключарь Вятского кафедр. собора и духовный композитор//Там же. 8/9. С. 200-203; Н. Д. Дмитриев: бывший член Вятского окружного суда и местный композитор//Там же. 10. С. 255-261 (отд. отт.: Вятка, 1914); Рус. церк. музыка в ее ист. развитии за посл. сто лет своего существования//Там же. 14. С. 394-409; Духовный композитор А. Е. Космачевский и бывш. секретарь Вятской духовной консистории//Там же. 20. С. 612-616; Член Вятского церковно-певч. об-ва и местный духовный композитор свящ. А. Н. Чистяков//Там же. 21; Православное пастырство и современность//Там же. 45. С. 1413-1424; Вятское церк.-певч. об-во в 1914 г.//Там же. 1915. 4. С. 84-88; А. Н. Карасев//Там же. 6/7. С. 176-179; «Спутник псаломщика»: Библиогр. очерк//Там же. 12. С. 359-363; Народные хоры//Там же. 30. С. 951-955; Епархиальный регент-инструктор//Там же. 46. С. 1350-1352; Духовно-музыкально-певческая школа в Чернигове//Там же. 47. С. 1378-1379; Азбука знаменного пения//Тр. Вятской арх. комис. Вятка, 1915. Вып. 1. С. 1-16; М. А. Гольтисон: К годовщине со дня смерти//Музыка и пение. 1915. 4; Совр. война и народная песня//РМГ. 1915. 37/38. С. 553-555; Воспоминания о С. В. Смоленском//Там же. 43. Стб. 672-675; Указатель книг религиозно-нравственного и вообще воспитательного характера. Вятка, 1915; Церк.-певч. дело в г. Вятке и Вятской епархии//Вятские ЕВ. Отд. неофиц. 1916. 5. С. 85-92; 7. С. 150-157; 8. С. 183-189; 9/10. С. 223-227; 11. С. 271-274; 12. С. 285-290; 13. С. 402-406; 14. С. 430-438; 16/17. С. 470-475; 18/19. С. 503-508; 20/21. С. 522-525; 22/23. С. 565-574; 24. С. 594-599; 25. С. 612-618; 26/27. С. 632-638 (отд. отт.: Вятка, 1916); Вятское церк.-певч. курсы: Отчет//Там же. 1916. 28/29, 30/31; Священник Е. Ф. Сосунцов и его лит.-пед. деятельность. Каз., 1917; Священник И. В. Шестаков: Очерк жизни и тр. Сарапул, 1917 (обл. 1918).

http://pravenc.ru/text/293509.html

Являясь председателем Московской группы Комиссии по исполнению поручений II съезда, З. участвовал в рассмотрении вопросов об учреждении Устава Всероссийского об-ва хоровых деятелей, об авторском праве, о преподавании пения в школе, о разработке анкеты о положении хорового школьного церковного и светского пения, об организации регентско-учительских курсов. На V Всероссийском съезде регентов (1914) З. был избран товарищем председателя. В докладе «Богослужебное пение в православной церкви и значение в этом вопросе церковного пения» З. коснулся актуальных проблем церковно-муз. творчества. Автор критиковал церковные сочинения Нового направления, назвал произведения К. Н. Шведова , С. В. Рахманинова , А. Т. Гречанинова «извращением стиля церковного пения» (см.: Рыбаков. Стб. 596), имея в виду несовместимость концертного, оперного стиля с «идеей богослужения» (Там же). З. предлагал организовать комиссии при Святейшем Синоде и комитеты по церковно-богослужебному делу при епархиях для цензуры муз. сочинений, исполняемых в церкви, приравнять права регентов к правам псаломщиков. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 371. Оп. 1. Ед. хр. 448. Л. 13, 18, 24, 37 об., 51, 53; Оп. 2. Ед. хр. 67. Л. 3; ЦГАЛИ. Оп. 662. Ед. хр. 1. Л. 3, 5. Соч.: Музыкальная хрестоматия для уроков хорового пения. М., 1895; Хоровое пение в средних учеб. заведениях Мин-ва народного просвещения. М. [: Тип. Лисснера и Д. Собко], 1904; То же//Циркуляры по Моск. учебному округу/Ред.: В. Исаенков. М., 1904. 9. Прил. С. 3-15; Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом: Год 1-й. М., 1907; Методические заметки к «Практическому курсу школьного хорового пения». М., 1912; Что такое музыкальный слух?//ХРД. 1909. 7/8. С. 183-191; 9. С. 219-222. Лит.: Пятидесятилетие Московской 4-й гимназии (1849-1899)/Сост.: Д. Соколов. М., 1899. С. 125, 240; Столетие Московской 1-й гимназии (1804-1904)/Сост.: И. Гобза. М., 1903. С. 357, 364; [П. А.] 1-й Всерос. регентский съезд//РМГ. 1908. 26/27. Стб. 561; 30/31. Стб. 620-621; Разные известия//Там же. 1908. 15/16. Стб. 293-294; 2-й съезд хоровых деятелей в Москве//ХРД. 1909. 7/8. С. 100-161, 175, 177; 2-й съезд хоровых деятелей в Москве//РМГ. 1909. 29. Стб. 637; Витошинский Е. М. Съезды хоровых деятелей//ХРД. 1910. 11. С. 265-270; Отчет о Московских регентско-учительских курсах за 1909 и 1910 гг.//Там же. С. 274-276; 12. С. 311-315; 3-й Всерос. съезд хоровых деятелей//РМГ. 1910. 32/33. Стб. 683-687; Казанский К. Итоги работы бывших съездов регентов и др. хоровых деятелей//ХРД. 1912. 5/6. С. 87-89; Рыбаков С. Г. 5-й Всерос. съезд хоровых деятелей//РМГ. 1914. 26/27. Стб. 590-596; Труды 5-го Всерос. съезда хоровых деятелей//ХРД. 1914. 12. С. 211-225; Апраксина О. А. Муз. воспитание в рус. общеобразовательной школе. М.; Л., 1948. С. 48-55; Локшин Д. Л. Хоровое пение в рус. дореволюционной и сов. школе. М., 1957. С. 124, 142-143, 167, 175, 180. Т. М. Зацепина Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182633.html

XIII в.). Разделяя предположение Шарпа о том, что после сер. IX в. ирл. агиографы перестали использовать латынь, Мак Хаврань пришел к выводу, что первоначальное Житие К. было создано ок. 800 г. Однако, поскольку предположение Шарпа подверглось критике и не было принято большинством исследователей, такая датировка Жития представляется не вполне обоснованной. В то же время Мак Хаврань вопреки мнению Шарпа заключил, что в X-XI вв. Житие неоднократно подвергалось переработкам; в текст добавляли новые эпизоды, в к-рых получила отражение политика руководства церковной общины Гленн-Да-Лохи ( Mac Shamhr á in. 1996. P. 5-10; Idem. Uí Máil and Glendalough//Glendalough. 2011. P. 183-210). Нек-рые исследователи предлагали датировать Житие К. XII в. (напр.: Ó Riain P. The Lives of Kevin (Caoimhghin) of Glendalough//Ibid. P. 137-144). Первоначальное Житие было несомненно составлено в Гленн-Да-Лохе, там же делались и дополнения к тексту. На это указывают топографические подробности в описаниях церковного поселения и его окрестностей, а также эпизоды, в которых говорится о политических реалиях обл. Лаген (Лейнстер). Однако лит. история Жития К. представляется более сложной, чем считали многие исследователи. «Австрийская» редакция, по-видимому, составлена из нескольких эпизодов, заимствованных германским редактором из более пространного текста, содержание к-рого трудно восстановить. В сокращенной редакции содержится наиболее последовательное изложение биографических сведений о К., но стройную композицию этого текста можно объяснить не только тем, что его составитель точно следовал первоначальному сказанию, но и серьезной редакторской работой над «дублинской» редакцией или схожим текстом. Пространная редакция Жития представляет собой совокупность эпизодов, возможно заимствованных из разных источников. Хотя составители этой редакции стремились соединить эпизоды в последовательное повествование, в тексте сохранились признаки его неоднородного происхождения (логические противоречия, отступления от хронологического порядка повествования, эпизоды со схожим сюжетом). Так, в главах 6-7 жилищем К. названы сначала дупло дерева (in quadam arbore cavata), затем пещера в скале (in suo specu), а в гл. 20 говорится, что святой жил в пещере (согласно сокращенной редакции, К. иногда жил в дупле дерева, иногда - в пещере). В гл. 16 сообщается, что святой перестал вести отшельническую жизнь и основал мон-рь, но в гл. 19 о нем снова говорится как об отшельнике. В главах 7 и 19 сообщается, что отшельника обнаружил пастух или охотник; в гл. 18 упоминается о явлении святому ангела с повелением смягчить суровую аскезу, но в гл. 17 такое же повеление приписывается демону. В неск. эпизодах говорится об искушении К. демонами, к-рые пытались заставить его покинуть место подвига (главы 17, 21, 29-30); мотив искушения юного подвижника красавицей представлен в главах 4 (о К.) и 43 (о мон. Берхане).

http://pravenc.ru/text/2458917.html

В альманахе публиковались статьи и исследования: историков С. В. Фомина, Р. В. Багдасарова, Н. Н. Лисового, свящ. Георгия Павловича; писателей А. Н. Стрижёва, Р. А. Балакшина; архит. М. П. Кудрявцева; отечественных краеведов и др. авторов. Впервые было опубликовано духовное наследие сщмч. Сергия Мечёва (Беседы и проповеди на Великий пост, 1923-1925//К Свету. 1993. Вып. 5/6. С. 1-40); митр. Вениамина (Федченкова) (Святый сорокоуст: Мысли по поводу указов митр. Сергия//Там же. 1994. Вып. 13. С. 12-60; Сорокоуст на родине//Там же. С. 77-95); архиеп. Арсения (Жадановского) (Строитель Зосимовой пустыни схиигумен Герман//Там же. 1994. Вып. 14. С. 11-27; Затворник зосимовский//Там же. С. 46-47); прп. Иакова (Поспелова) (Летопись событий Кирилло-Белозерского мон-ря с 1397 по 1893 г.//Там же. 1996. Вып. 15. С. 9-21); мон. Меркурия (Попова) (Закрытие Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря и дальнейшая судьба монахов//Там же. 1997. Вып. 16. С. 113-126); мон. Самона (Манакова) (Воспоминания о братии Ново-Афонского мон-ря//Там же. С. 104-109); свт. Николая (Велемировича) , архиеп. Жичского и Охридского (Символы и Сигналы//Там же. 1995. Вып. 17. С. 3-14); архиеп. Сергия (Голубцова) (Церковная архитектура//Там же. С. 47-59); мон. Феодосия (История Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря//Там же. 2000. Вып. 18. С. 5-128), изданы материалы к Житию иеросхим. Аристоклия (Там же. С. 129-171). Впервые на рус. языке была опубликована работа иером. Серафима (Роуза) «Философия абсурда» (1993. Вып. 2. С. 2-10). Также впервые были опубликованы материалы гос. архивов: документы Алтайской духовной миссии 1837-1839 гг. и 1844 г. (ЦХАФАК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 5; Оп. 2. Д. 12, 105; Ф. 50. Оп. 11. Д. 35 и др. (Вып. 20)); документы барнаульского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря , переписка насельниц, свидетельства их исповедничества за 1894-1938 гг. (ЦХАФАК. Ф. 138. Оп. 3. Д. 28; Ф. 187. Оп. 3. Д. 1, 143; Ф. 536. Оп. 1. Д. 85; Ф. 4. Оп. 1. Д. 3218; Ф. 9. Оп. 1. Д. 24; Ф. 131. Оп. 1. Д. 64; Ф. 40. Д. 35-78; Ф. 2. Оп. 10. Д. 7637 и др. (Вып. 20)); документы об основании и утверждении Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита муж. мон-ря за 1876-1880 гг. (РГИА. Ф. 796. Оп. 157. Д. 438 (Вып. 16)); документы и переписка по подготовке прославления прп. Серафима Саровского, 1895-1897, 1902-1903 гг. (РГИА. Ф. 796. Оп. 176. Д. 2134; Оп. 183. Д. 2524; Оп. 205. Д. 247; Ф. 472. Оп. 43/475. Д. 189; ОР РГБ. Ф. 333. Оп. 1. Д. 66 и др. (Вып. 21)).

http://pravenc.ru/text/1319726.html

РИБ. Т. 6. Ч. 1. 6–7. Там же. 6. Стб. 92. Там же. 7. Стб. 108. Там же. 6. Стб. 92. 7. Стб. 108. Для Северо-Восточной Руси см. сведения об уплате «сборного» в пользу митрополичьей кафедры в «Повести о Митяе» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Пг., 1922 . Стб. 126), в докончании Василия Дмитриевича с Киприаном (АСЭИ. Т. 3. 6. С. 19); для Северо-Западной Руси — в грамоте Витовта монастырю Рождества Богородицы в Троках (Собрание древних грамот городов. Ч. 2. 55: «...а игумен збожных (!) куниц не маеть здавати»); для Юго-Западной Руси — в документах 1459 г. относительно прав митрополита взимать «куницы с попов ... издавна» (marduribus de poponis... ab antiquo.— Akta grodzkie i ziemskie z czasyw Rzeczypospolitej polskiej z Archiwum tzw. bernardycskiego we Lwowie. Lwyw, 1878. T. 7. N 51 (далее: AGZ)). Подобный анализ ранних данных о клиросе см.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь... С. 126 и сл. РИБ. Т. 6. Ч. 1. 6. Стб. 92. См.: Лотоцький О. Coбophi клироси на та Бiлoi Руси в XV–XVI вв.//Записки Наукового товариства iм. Шевченка. Льbib, 1896. Т. 9. С. 16. Подробнее об этом см.: Щапов Я. Н. Государство и Церковь... С. 70–71. РИБ. Т. 6. Ч. 1. 6. Стб. 92. «И своим тиуном приказываю церковного суда не обидети, ни судити без владычня наместника» (ДКУ. С. 23). См. также: Щапов Я. Н. Государство и Церковь... С. 71. Русский феодальный архив. XIV — 1-й трети XVI в. М., 1986. Т. 1. 44 (далее: РФА). См. и жалобу киевского наместника Мануила князю Семену Олельковичу на захват церковных земель (1470 г.): Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов. Т. 1. 1. Архив ЮЗР. Т. 10. Ч. 1. 5. В одном из актов середины XVI в. прямо упоминаются «объезды наши епископские и наместничьи» (АВАК. Т. 33. 53). См.: АЮЗР. Т. 1. 238 (60-е гг. XVI в.). РИБ. Т. 6. Ч. 1. 6. Стб. 92–93. Голубинский E. Е. История Русской Церкви. М., 1880. Т. 1. 1-я пол. С. 390–393. См. в послании митрополита Киприана 1378 г.: «Новый городок Литовский давно отпал, и яз его оправил, и десятину доспел к митрополии же и села» (РИБ. Т. 6. Ч. 1. 20. Стб. 182–183).

http://sedmitza.ru/lib/text/442931/

Е. выступал за «деятельное участие христиан в политической жизни страны». Он. считал необходимым для Церкви быть в потоке жизни, всюду отстаивать справедливость: «Мы работаем не вне политики, а вне партий и… стоим за демократическую республику. Я считаю такое участие долгом ради спасения Церкви от противохристианской пропаганды. Мы должны сказать политическое кредо как граждане русской земли; иначе удалимся от жизни и от участия в будущем определении России». Арх.: ЦГА СПб. Ф. 8. Оп. 1. Д. 3498; Ф. 8778. Оп. 1. Д. 45. Л. 43-43 об. Соч.: По поводу доклада г-на Мережковского: Заметка для журнала «Церковный вестник»//РНБ ОР. Ф. 832. Д. 244. Л. 1-12 об.; Великая задача//Церк. обновление. 1906. 6. С. 81-83; «Как по Божьему будет?»//Там же. 7. С. 97-100; Скоро рассвет//Там же. 1907. 2. С. 11-12; Живая проповедь//Там же. 6. С. 42-43; Христос и дети//Там же. 7. С. 52-54; Соборность и парламентаризм//Век. 1907. 23. С. 350-353; Соборность Христовой Церкви//Вопросы религии. 1908. 2. С. 92-107; О благодатной радости. СПб., 1909; О молитве. СПб., 1909; То же, изм. загл.: Беседы о молитве. СПб., 1910; О воспитании детей. СПб., 1909; Что такое Братство Св. Креста? СПб., 1910; Новый учеб. план, кр. программа и методика Закона Божия. Пг., 1917; Законы жизни. Пг., 1918. Кн. 1-3; Православие и жизнь в нем: Новый путь истинно-православной христианизации личной и общественной жизни. Пг., 1918; Простые речи о труде//Вестн. труда. 1918. 2; Светлой памяти христианина-пастыря//Божия нива. 1918. 1/2. С. 6-8; «Что же теперь делать?»//Соборный разум. 1918. 3/5. С. 15-16. Лит.: Зернов Н. М. Рус. религиозное возрождение ХХ в. П., 19912. С. 117; Колеров М. А. Издания «Христианского братства борьбы» (1906-1908)//Новое лит. обозр. 1993. 5. С. 299-308; он же. Не мир, но меч: Рус. религ.-филос. печать от «Проблем идеализма» до «Вех» (1902-1909). СПб., 1996. С. 258, 268; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 25, 35; Шкаровский М. В. Обновленческие движения в РПЦ ХХ в. СПб., 1996. С. 10, 13, 96; Взыскующие града: Хроника частной жизни рус. религ. философов в письмах и дневниках. М., 1997; СПб. епархия в ХХ в. 2000. С. 57, 58, 213, 235, 260; Макаров Ю. В. Моя служба в старой гвардии, 1905-1917: Мирное время и война. СПб., 2001. С. 117-118; «Обновленческий» раскол. С. 153, 373, 374, 985; Фирсов С. Л. Рус. Церковь накануне перемен: (Кон. 1980-х - 1918 гг.). М., 2002. С. 325, 339, 610; Записки петербургских религ.-филос. собраний, 1901-1903. М., 2005. С. 69, 201, 514; Сорокин В., прот. Исповедник: Церк.-просвет. деятельность митр. Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 68, 183, 201, 563; Галкин А. К., Бовкало А. А. Избранник Божий и народа. СПб., 2006. С. 275-276; Марцинковский В. Ф. Записки верующего. Новосиб., 2006. С. 241; Ермичев А. А. Религиозно-философское об-во в Петербурге (1907-1917): Хроника заседаний. СПб., 2007. С. 209, 221, 240.

http://pravenc.ru/text/189533.html

Лит.: De sanctis martyribus Galactione et Episteme: Comment. praevius//ActaSS. Nov. Т. 3. P. 33-34; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 344; Т. 3. С. 455-456; Безобразов П. В. Визант. сказания//Визант. обозр. Юрьев, 1916. Т. 2. вып. 2. С. 208-209; Державин A. M. Четии-Минеи Святителя Димитрия, митр. Ростовского, как церк.-ист. и лит. памятник. М., 1953. [Маш. с авт. правкой]//РГБ. Ф. 218. 1402.1. С. 10(177)-16(183); Sauget J. -M. Galazione ed Episteme//BiblSS. Vol. 5. Col. 1356-1359; idem. Galacmion et Épistème//DHGE. T. 19. Col. 703; Белоброва О. А. Житие Галактиона и Епистимии//СККДР. Вып. 1. С. 143-144; Протопопова И. А. Восприятие романов в христ. культуре: Житие Г. и Е.// Она же. Ксенофонт Эфесский и поэтика иносказания. М., 2001. С. 393-396; Коробейникова Л. Н. История текста «Жития Галактиона и Епистимии»: Предв. наблюдения//ГДРЛ. 2004. Сб. 11. С. 351-366; она же. О сюжетосложении «Жития Галактиона и Епистимии»//Там же. С. 321-350. Л . Н . Коробейникова Гимнография Память Г. и Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-X вв. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 88). Мученики Галактион и Епистимия. Фрагмент иконы «Минея на ноябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Мученики Галактион и Епистимия. Фрагмент иконы «Минея на ноябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) В разных редакциях Студийского и Иерусалимского уставов до московских печатных изданий XVII в. на память Г. и Е. полагается служба с пением на утрене Аллилуия . В издании Типикона 1682 г. (и во всех последующих до совр.) приводится тропарь и кондак Г. и Е. (в этом издании всем святым без знака, приходящимся на время вне 4 постов, были назначены тропари). Последование, помещенное в совр. богослужебных книгах, включает: тропарь 4-го гласа:       (греч. Минея не указывает тропарь), кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»: Μαρτρων Χριστο τος δμοις ριθμθητε (        ); группу стихир-подобнов. Каноны в греч. и в рус. Минеях разные: в греч. помещен канон 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Τος νεσπρους φωστρας, τος λογικος ορανος (Невечерние светила, слова небесные); в рус. - канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, греч. оригинал к-рого известен в рукописях (AHG. T. 3. P. 164-174), с акростихом: Ζυγν θλητν ζγων μλπειν θμις. Ιωσφ (Союз подвижников небрачный подобает воспевать. Иосиф), ирмос: Τ κτινξαντι ν θαλσσ (          ), нач.: Ζωοποι Τριδι, παμμκαρ, παρεστηκς χαρμονικς (          ), к-рый изначально включал 2-ю песнь (в рус. Минее опущена).

http://pravenc.ru/text/161493.html

Соч.: Апокрифният Апокалипсис на Йоан Богослов по препис 639 от Синодалната сбирка в Москва//Palaeobulgarica. 1994. Год. 18. 4. С. 64-74 (совм. с Л. Тасевой); Преводачески особености в Книга на прор. Иезекиил по ръкопис F.I.461 от РНБ//Там же. 1995. Год. 19. 4. С. 40-52 (совм. с Л. Тасевой); Двата старобълг. превода на Псевдо-Методиевото Откровение//КМС. 1995. Кн. 10. С. 22-45 (совм. с Л. Тасевой); Древнеболг. перевод Апокрифического апокалипсиса Иоанна Богослова//Slavia. Praha, 1996. Ro. 65. Seš. 3. S. 281-293 (совм. с Л. Тасевой); Композиция на неделните служби в Солунския Октоих//Palaeobulgarica. 1997. Год. 21. 4. С. 37-71; Ранната слав. текстова традиция на Книгата на прор. Иезекиил//Там же. 1998. Год. 22. 2. С. 26-39 (совм. с Л. Тасевой); Среднобългарският превод на Псевдо-Методиевото Откровение//Търновска книжовна школа. Велико Търново, 1999. Т. 6. С. 281-294 (совм. с Л. Тасевой); Праздничные и воскресные блаженны в визант. и слав. богослужении VIII-XIII вв.//Palaeobulgarica. 2001. Год. 25. 3. С. 31-60 (совм. с А. Пентковским); Текстовая традиция чтений из Кн. прор. Иезекииля на Богородичные праздники//Език и история на бълг. средновек. текстове: Сб. в чест на проф. Е. Дограмаджиева. София, 2001. С. 65-80. (КМС; 14) (совм. с Л. Тасевой); За два Октоиха от Библиотеката на Хърватската акад. на науките и изкуствата//Българи и хървати през вековете: Мат-ли конф. София, 20-22 мая 2001 г. София, 2003. С. 66-76; Солунският Октоих в контекста на южнослав. октоиси до XIV в. София, 2004. (КМС; 16); Божието име Адонаи в книжнината на православните славяни през Средновековието//Jews and Slavs. Jerusalem; Sofia, 2005. Vol. 15. P. 297-312 (совм. с Л. Тасевой); Старата латинска заемка скриня//Acta Palaeoslavica. Sofia, 2005. Vol. 2. P. 148-156; За датата на Успението на цар Петър и за култа към него//Тангра: Сб. в чест на 70-годишнината на акад. В. Гюзелев. София, 2006. С. 543-557 (совм. с И. Билярски); Январская служба св. Афанасию Александрийскому в ранней слав. книжности//Многократните преводи в южнослав. средновековие. София, 2006. С. 91-110; Календарът на миней Григ. 1/5 от ОГНБ (втори Добрианов миней)//Християнска агиология и народни вярвания: Сб. в чест на проф. Е. Коцева. София, 2008. С. 83-104; Оригинална славянска творба ли е Службата за св. Михаил Воин?//XXXIV научна конф. на XL семинар за македонски jaзuk, лит-ра и култура. Ckonje, 2008. С. 183-196; The Unedited Oktoechos Canons for Prophets and Martyrs in the Byzantine and Slavonic Tradition//Bsl. 2008. T. 66. N 1/2. P. 139-166 (совм. с D. Getov); Анонимният Канон за архангел Михаил с предполагаем непреводен произход//Црквене cmyдuje. 2009. Год. 5. Бр. 6. С. 203-214; Съставът на киевските печатни минеи в светлината на вековната слав. ръкописна традиция//Старобългарска лит-ра. 2009. Кн. 40/41: Юбилеен сб. в чест на 60-годишнината на проф. К. Станчев и А. Наумов. С. 53-63; Южнославянската литургическа книжнина през XIII в.//ЗРВИ. 2009. 46. С. 351-364.

http://pravenc.ru/text/1238015.html

Л. 1–51 и в сборн. импер. Публ. библ. Бычков. Опис. 2. 307 145]. А последнее Слово — в рукоп. Ундольск. 362. Л. 197 и в рукоп. библиотеки моск. Чудова мон. 280. Л. 52–104 175 Служба и канон на Положение ризы Господней и все перечисленные молитвы — в рукоп. Моск. Дух. Ак. 214. Л. 405, 427, 430 Каноны Софии Божией и двум названным Устюжским чудотворцам — в рукописи Москов. Синодал. библ. 1009. Л. 17 Канон трем святителям Московским — в рукоп. Моск. Дух. Ак. 201. Л. 341 и 203. Л. 222 А об акафисте преп. Сергию — в Опис. рукописей Тр.-Серг. лавры. Ч. 3. Ст. 174 Известна еще «Копия со списка князя Семена Шаховского записки», которая есть краткий журнал его с 1601 по 1649 г. (Опис. библиот. Моск. общ. истории и древн. 1. 227. С. 110 176 Олеарий, в Чтен. М. истор. общ. 1868. 4. Отд. 4. 323, 369, 374 по свидетельству Олеария, многие латиняне тогда у нас крестились (там же. 316). 177 Собр. госуд. грам. 3. 83 А. и. 3. 181 178 Олеарий. Там же. 369–372 А. и. 3. 225 Собр. госуд. грам. 3. 116 179 Москов. главн. арх. Министер. иностр. дел. Дела греч. 7131 г. 5 Связк. 2. 3, 9 Связк. 6. 11, 13 Связк. 8. 22 Связк. 9. 7 Связк. 12. 1 Связк. 14. 13, 18 Муравьев. Сношения России с Востоком. 2. 10–17, 24–26, 53–56, 60, 104, 110–121, 146, 178–179 180 Моск. главн. архив. Мин. иностр. дел. Дела греч. Св. 24. 18 Св. 25. 6, 9 Св. 26. 32 Св. 27. 29 Св. 28. 9 Мурав. Снош. России с Восток. 3. 542, 550 об., 552–553 об., 576, 622, ¤ . 181 Москов. главн. архив. Мин. иностр. дел. Дела греч. Св. 2. 1, 3 Св. 3. 5 Св. 7. 21 Св. 8. 23 Св. 12. 6 Св. 13. 7 Св. 23. 40 Мурав. Снош. России с Восток. 2. 15, 32–33, 76–79, 105–107, 151–152, 172, 345 182 Москов. главн. архив. Мин. иностр. дел. Дела греч. Связк. 25. 24 Связк. 28. 27 Связк. 29. 8 Сношен. России с Восток. 3. 560 об., 626 об., ¤ . 183 Москов. главн. арх. Мин. иностр. дел. Дела греч. Связк.24. 13, 15 Св. 25. 3, 16, 22 и др. Мурав. Снош. с Восток. 3. 529, 531, 546, 556, 559, 574 об., 576 об., 578, 582 об., 585 об., 608–610, 612, 614–619, 632, 643–654, ¤ .

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010