181. Плоды истинной молитвы Но и действия молитвы, или плоды раждаемые от нее, не меньше побуждают и поощряют человека к молению. 1) Молитва вселяет Духа Святого в сердца человеческая. Лк.11:13. 2 ) Молитвою вера истинная возрастает в душе человеческой, и умножается. 3) Молитвою, аки некоей рукою, вся благая от Господа приемлем душевная и телесная. 4) Молитвою грех побеждаем, скорби прогоним, утешение в сердцах чувствуем, и противу различных искушений и самого диавола вооружаемся. 5) Молитвою наконец вечное спасение получаем. По оному: всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется. Деян. 2:21 . Кто же в таковых действиях упражняется, тот Божиих обещаний не презирает, но твердое подает извещение, яко вся обетования Божия высоко почитати подобает, и яко Бог наш верен есть, и несть неправды в нем. 182. О небрежения о молитве многая злая раждаются Напротив того коликая злая там последуют, где молитва отставляется, особливо же если от презорства и гордости презираемая есть: 1) Там заповедь Божия преступается. 2) Там дражайщих обетований Божиих несть уважения, но презрение, и тем милосердию Божию наносится досаждение. 3) Там Дух Святой не может иметь места себе. 4) Там вера оскудевает, и помалу совсем угасает: молитва бо есть пища веры и других добродетелей. 5) Там смелость на всякое бесстудство, и от единого к другому греху скорое и удобное поползновение: таков человек различными искушениям, напастям и бедствиям подвержен. 6) Таковый человек сам себе лишает всех дарований Божиих духовных, а наконец и царствия Божия, что все чрез молитву милосердием Божиим подается. И посему кто от презорства и небрежения не молится, тот не познал еще Господа своего, и не уразумел первых заповедей Господних, якоже подобает разумети. О таковых сказать то достоин, что сказал Господь о иудеях: позна вол стяжавшего и, и осел ясли Господни своего: Ииль же мене не позна, и людие мои не разумеша. Исаии 1:3. 183 Вкратце зде упомянут полезно, что молитвы наши и пособия, яко то, пост, бдение, трезвость, действительна суть, когда бывают. 1) С верою, духом и истиною: вся, елика аще воспросите в молитве верующее, примите. Мф.21:22. 2 ) О имени Иисус Христове. Аминь. Аминь глаголю вам, вся елика аще чесо просите от отца во имя мое, даст вам Иоан.16:23 . То же на многих местах утверждается. 3) Со страхом Божиим: волю боящихся его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я. Псал.144:19. 4 ) Со смирением и сокрушением сердца: жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Псал.50:19 . Сираха.35:17. 5) С прощением грехов ближнему и примирением: егда стоите молящееся отпущайте, аще что имате на кого: да и Отец ваш отпустит вам, и проч. Марк.11:25 . Мф.5:23. 6 ) Без гнева и размышления: хощу, да молитвы творят мужие на всяком месте, воздеюще преподобные руки без гнева и размышления. 1Тим.2:8 . Если прошения с волею Божией согласна суть: аще чесо просим по воли его, послушает нас. 1Ин..5:14.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

69. fr. (фрагменты) 12 (М. 7.1236А). 70. sel. in Ps. (Из Оригеновых толкований на Псалмы) 1:5 (М. 12 1096В). 71. Там же (1093В). 72. Catech. (Огласительные слова) 18.19 (L 1363). 73. 1 Cor. (Толкование на 1 Послание к Коринфянам: фрагменты) 15:41 (L 1363). 74. res. inert. (Беседы о воскресении мертвых) 8 (М. 50.430). 75. Цит. по Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.95. 76. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. 15.10. 77. hom. in Phil. (Беседы на Послание к Филиппинцам) 13.2 (М. 62.279). 78. Цит. по: преподобный, Творения. Иоанн Дамаскин. Христологические и полемические трактаты, с.321. 79. Ar. 2 (Против ариан. Слово 2-е) 63 (М. 26.100 С). 80. or. catech. (Большое огласительное слово) 16 (М. 45.52 С). 81. hom. in Jo. (Беседы на Евангелие от Иоанна) 45.2 (М. 59.253). 82. hom. in Thess. (Беседы на 1 Послание к Фессалоникийцам) 7.1 (М. 62.436). 83. Lit. Jac. (Литургия апостола Иакова) (L 123). 84. Jo. (Толкование на Евангелие от Иоанна) 10.35 (GCS vol. 10,1903 р.209.32; М. 14.372В). 85. Максим Исповедник, преподобный. Творения. Кн.1, С.168. 86. Творения. Толкования... на 1 посл. К Кор... С.597. 87. f.o. (Точное изложение православной веры) 3.17 (М. 94.21В). 88. Там же 4.18 (1184В). 89. imag. (Защитительные слова против отрицающих святые иконы) 1.19 (М. 94.1249В). 90. Отечник. С.362. 91. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григорий Палама. С.245 92. Духовные беседы. Б.15,10. 93. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.149. 94. hom. in Ps.. (Беседы на Псалмы) 29 (М. 29.320 С). 95. 2 Cor. (2-е Послание к Коринфянам) 8:2 - L 1225. 96. Diogn. (Послание к Диогнету) 6.5 f (L 1224-1225). 97. Исаак Сирин. М.: Слова подвижнические. Сл.21. С.85. 98. Соловьев В. Собр. соч. Т.1. С.141. 99. Начертание христианского нравоучения. С.326. 100. Мефодий Патарский, священномученик. Творения, С.181-183. 101. Феофан Затворник, епископ. Начертание христианского нравоучения, С. 325-326. 102. f.o. (Точное изложение православной веры) 2.3 (М. 94.868В).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

Дополн. к Акт. ист. 1. 181 Напечатаны в Дополн. к Акт. ист. 1. 180 Заглавие третьего, ненапечатанного, см. там же в прим. с. 15. Дополн. к Акт. ист. 1. 183 Акт. ист. 1. 30 Напечат. в П. собр. р. лет. 6. 144 Ник. лет. 5. 100 В послании в Киево-Печерский монастырь Фотий писал: «Не зазрите убо смерению моему, яко неискусну ми сущю писанию вашему и языку» (Доп. к Акт. истор. 1. С. 323 В Никоновой летописи о нем замечено: «Книжен зело, изучен убо бе книжнии мудрости всяцей из детства, и много писаниа сотворив остави» (5. 73 Коялович говорит о нем: «Gregoreus Cemivlacus vir singularis eruditionis, in sacra scriptura commendatus [Григорий Цамблак — человек исключительной учености, большой знаток Священного Писания (лат.)]» (Miscell. rerum ad stat. eccles. in magno Lituaniae ducatu. Vilnae, 1650. P. 43 См. прил. 10. Перечень и оглавление Слов Григория Самвлака в Опис. рукоп. Моск. Синод. библ. Кн. 4. 235. С. 134–140 и Шевыр. Ист. русск. слов. 3. Лекц. 15. Прим. 2 Опис. рукоп. Москов. Синод. библ. Кн. 4. 330. С. 741 254]. Акт. ист. 1. 12, 16, 27 П. собр. р. лет. 4. 118 Опис. рукоп. Моск. Синод. библ. Кн. 4. 321. С. 626 254]. П. собр. р. лет. 4. 118 Ник. лет. 5. 72 Список составленного Епифанием жития святого Стефана Пермского есть в сборн. моей библ. 68. Л. 190–263 ; но в более полном виде оно напечатано в Памятн. старинн. русск. лит. 4. 119–171 Надобно заметить, что после этого «Плача пермьских людей», которым в нашем списке оканчивается житие святого Стефана, в списке напечатанном следуют еще три статьи: а) «Плачь Церкви Пермъския», б) «Молитва за Церковь», в) наконец, «Плачь и похвала инока списающа». Все эти статьи, а особенно последняя, отличаются, как и все житие, чрезвычайным многословием и витиеватостию. Мы пользовались списком этого жития по сборн. нашей библ. 42. Л. 1–269 Находится в том же сборн. Л. 269–316. В предисловии к этому Слову Епифаний говорит: «Светла убо воистину, и просвещенна, и всякоя почести от Бога и радости достойна, имже наших боголюбивых душ, яко возлюбленных чад отец,

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

1903. 10. С. 434-443; 11. С. 471-483; 14. С. 629-637; 15. С. 657-671; Карасев А. Сведения о церк. хорах в Вятской епархии//Там же. 1904. 11; Н. К. , прот. О чудотворной иконе Нерукотворенного образа Христа Спасителя, находящейся в Вятском Спасском соборе//Там же. 1904. 18; Когда Вятский архиерейский духовный приказ начал называться духовной консисторией//Тр. Вятской УАК. 1906. Вып. 5/6. Отд. 3. С. 47-48; Решетников М. [Н. ] Вятские епарх. съезды духовенства и их деятельность: (Кр. ист. очерк)//Вятские ЕВ. Ч. неофиц. 1907. 26. С. 663-670; 27. С. 689-697; 28. С. 719-725; 29. С. 757-766; 30. С. 785-799; 31. С. 817-826; 32. С. 853-863; 33. С. 886-894; 34. С. 923-947; 35. С. 969-990; N. Ист. справка [о Вятском ДУ]//Там же. 1908. 47. С. 1260-1261; Тихвинский Н. , прот. 25 лет Братства св. Николая, 1882-1907: Ист. очерк//Там же. 1908. 11. С. 291-310; Данные о материальном положении бывш. Вятских архиереев//Тр. Вятской УАК. 1909. Вып. 2/3. Отд. 3. С. 66-96; Вятская епархия: Ист.-геогр. и стат. описание: (С карт. Вятской губ.). Вятка, 1912; Осокин И. , прот. Об участии вятского духовенства в событиях Отечественной войны//Вятские ЕВ. Ч. неофиц. 1912. 33; Альбом портретов Вятских и Великопермских епископов за время 1658-1914 гг. Вятка, 1914; Глезденев Н. , свящ. Глазовская инородческая переводческая комиссия//Вятские ЕВ. Ч. неофиц. 1916. 9/10. С. 228-229; Игнатьев А. , свящ. Церк.-певч. дело в г. Вятке и Вятской епархии//Там же. 1916. 5. С. 85-92; 7. С. 150-157; 8. С. 183-189; 9/10. С. 223-227; 11. С. 271-274; 12. С. 285-290; 13. С. 402-406; 14. С. 430-438; 16/17. С. 470-475; 18/19. С. 503-508; 20/21. С. 522-525; 22/23. С. 565-574; 24. С. 594-599; 25. С. 612-618; 26/27. С. 632-638; Кружок любителей церк. старины и церк.-археол. музей при нем//Там же. 1916. 5. С. 101-109; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 289-290, 293, 501; Желнин В. А. Национализация церк. имущества в Вятской губ. в 1918 г.//История и культура Волго-Вятского края. Киров, 1994. С. 229-231; он же. Особенности церк.-обновленческого движения в Вятской губ.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Е. выступал за «деятельное участие христиан в политической жизни страны». Он. считал необходимым для Церкви быть в потоке жизни, всюду отстаивать справедливость: «Мы работаем не вне политики, а вне партий и… стоим за демократическую республику. Я считаю такое участие долгом ради спасения Церкви от противохристианской пропаганды. Мы должны сказать политическое кредо как граждане русской земли; иначе удалимся от жизни и от участия в будущем определении России». Арх.: ЦГА СПб. Ф. 8. Оп. 1. Д. 3498; Ф. 8778. Оп. 1. Д. 45. Л. 43-43 об. Соч.: По поводу доклада г-на Мережковского: Заметка для журнала «Церковный вестник»//РНБ ОР. Ф. 832. Д. 244. Л. 1-12 об.; Великая задача//Церк. обновление. 1906. 6. С. 81-83; «Как по Божьему будет?»//Там же. 7. С. 97-100; Скоро рассвет//Там же. 1907. 2. С. 11-12; Живая проповедь//Там же. 6. С. 42-43; Христос и дети//Там же. 7. С. 52-54; Соборность и парламентаризм//Век. 1907. 23. С. 350-353; Соборность Христовой Церкви//Вопросы религии. 1908. 2. С. 92-107; О благодатной радости. СПб., 1909; О молитве. СПб., 1909; То же, изм. загл.: Беседы о молитве. СПб., 1910; О воспитании детей. СПб., 1909; Что такое Братство Св. Креста? СПб., 1910; Новый учеб. план, кр. программа и методика Закона Божия. Пг., 1917; Законы жизни. Пг., 1918. Кн. 1-3; Православие и жизнь в нем: Новый путь истинно-православной христианизации личной и общественной жизни. Пг., 1918; Простые речи о труде//Вестн. труда. 1918. 2; Светлой памяти христианина-пастыря//Божия нива. 1918. 1/2. С. 6-8; «Что же теперь делать?»//Соборный разум. 1918. 3/5. С. 15-16. Лит.: Зернов Н. М. Рус. религиозное возрождение ХХ в. П., 19912. С. 117; Колеров М. А. Издания «Христианского братства борьбы» (1906-1908)//Новое лит. обозр. 1993. 5. С. 299-308; он же. Не мир, но меч: Рус. религ.-филос. печать от «Проблем идеализма» до «Вех» (1902-1909). СПб., 1996. С. 258, 268; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 25, 35; Шкаровский М. В. Обновленческие движения в РПЦ ХХ в. СПб., 1996. С. 10, 13, 96; Взыскующие града: Хроника частной жизни рус. религ. философов в письмах и дневниках. М., 1997; СПб. епархия в ХХ в. 2000. С. 57, 58, 213, 235, 260; Макаров Ю. В. Моя служба в старой гвардии, 1905-1917: Мирное время и война. СПб., 2001. С. 117-118; «Обновленческий» раскол. С. 153, 373, 374, 985; Фирсов С. Л. Рус. Церковь накануне перемен: (Кон. 1980-х - 1918 гг.). М., 2002. С. 325, 339, 610; Записки петербургских религ.-филос. собраний, 1901-1903. М., 2005. С. 69, 201, 514; Сорокин В., прот. Исповедник: Церк.-просвет. деятельность митр. Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 68, 183, 201, 563; Галкин А. К., Бовкало А. А. Избранник Божий и народа. СПб., 2006. С. 275-276; Марцинковский В. Ф. Записки верующего. Новосиб., 2006. С. 241; Ермичев А. А. Религиозно-философское об-во в Петербурге (1907-1917): Хроника заседаний. СПб., 2007. С. 209, 221, 240.

http://pravenc.ru/text/189533.html

- ВХРМ. - с.21. 164. Там же. - с.21-22. 165. Вдовенко Евгений, диакон, рукоположен в 1921 г. в Сербии. Ранее жил в Крыму, где имел имение и хороших кровных лошадей, работал инженером-техником. 166. Там же. - с.22. 167. Просьба графа В.А. Игнатьева, 1941.01.5. - ВХРМ. 168. Клировая ведомость. - ВХРМ. 169. Письмо митрополита Евлогия, 1929.15/28.02. - ВХРМ. 170. Историческая записка. - ВХРМ. - с.11. 171. Евлогий Г. Ук. Соч. 172. Митрофан, игумен. Православный приход в г. Курига (Марокко). -//ЖМП, 1948, - с.53. 173. Письмо священника Владимира Балина митрополиту Николаю, 1962.06.3.. - ВХРМ. 174. Записка по истории Касабланского прихода. - УХКМ. 175. Письмо Игнатьева к архиепископу Дионисию, заместителю Экзарха, 1957.20.11. - ВХРМ. 176. Письмо митрополита Николая священнику Владимиру Балину, 1962.01.3. - ВХРМ. 177. Евлогий Г. Ук. Соч. - с.506. 178. Там же. 179. Четвертое Епархиальное собрание, Париж, 1936 г., 1 июля. - ВХРМ. 180. В 1999 г. автору приходилось бывать в шерифской семье Саади (потомки династии правившей в Марокко до Аллауитов). Бабушка Джиада Саади вспоминала о тех русских семьях, которые жили в Мараккеше. В молодости она работала в доме одной русской женщины в Мараккеше. 181. Церковные дела в Рабате. -//РМ, 1954, (16.02). 182. Отзыв на обращение Ук. соч. - ВХРМ. 183. Там же. 184. Церковные дела в Рабате. -//РМ, 1954, (19.02). 185. См.: Петровский Н. Ук. Соч. 186. В.Б. Русская жизнь в Марокко. Православная община. -//РМ, 1952, - с.4. 187. Там же. 188. В.Б. Русская Пасха в Касабланке. -//РМ, 1952, - с.4. 189. Там же. 190. См.: Незабытые могилы: В 6 томах. Т. 2: Г-З. -М.: Пашков дом, 1999. - с.468. 191. См.: Карпова М. (Франция). - http://zarubezhje.narod.ru/index.html. 192. Там же 193. См.: Р. Лохмач. Касабланский русский храм под угрозой. -//РМ,1952.21.7. 194. Каледин Алексей Максимович (1861-1918 гг.), генерал от кавалерии, атаман войска Донского, после военного краха сложил с себя полномочия и застрелился. 195. Евлогий Г. Ук. Соч. - с.470. 196. Де Мазьер П.П.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

В необозримых сокровищах Матери нашей я нашел небольшой герметический чванец с иероглифами, важную, и в особенности для вас, нужную тайну знаменующими, с немногими каплями живой воды, почерпнутыми в реке из горнего Эдема истекающей (т. е. в Евангелии), дабы напаять сад церковный, и на четыре начала разделяющейся, которые блаженный Иероним называет quadriga Domini. 182 .Примите от меня сей чванец в знак братского усердия, и искреннего желания вам благословений Божиих в сии торжественные дни жизни вашей. Окропите себя и друга вашего сей святой водой, сим благоуханием Христовым, которое для одних, воня животная в живот, а для других – воня смертная в смерть ( 2Кор.2:16 ). Пусть уйдут со двора лихие незваные гости, когда опутать сей запах для них несносный, а на воню мира сего да стекутся к вам желанные други, светлые, добрые, умные сыны брака Агнча, разделит с вами брачную радость. Чванец закрыт и открывается потаенным искусством, которое известно вашему сердцу, размыслите в сердцах ваших на ложах ваших ( Пс.4:5 ), и вы узнаете приемы нужные. 183 .Аз же нищ и убог есмь ( Пс.69:6 ), и что мог бы от своего представить вам, разве ложь одну? Но у друзей все общее, только образ имения и употребления вещей различен (на все закон есть, и на самое дружество, если оно не беззаконное). Следственно и нашим с ними чинам не противно, что я делаю вам подарок из имения, которое даже по буквальному смыслу более вам, нежели мне, принадлежит. Тем лучше. Мы дети одного Отца и одной Матери, и одного имения наследники, и сонаследники Единому. Только бы нам не проживать родительского благословения блудно. А что между нами по рукам ходит, как чаша круговая, то между нами и остается ни твоим, ни моим, а нашим. Мы и сами не свои, а принадлежим Единому друг в друге, и друг другу в Едином. Один и тот же чванец и к вам идет, и у меня остается. Пейте во здравие и спасение ваше, когда Господь совершит Им начатое, Им благословляемое слово и дело. Тайна сия велика есть до скончания века, Аз же глаголю во Христа, и во Церковь , ( Еф.5:32 ). Сей в плоть, от плоти пожнет истление; а сей в дух, от духа пожнет живот вечный. ( Гал.6:8 ). «Не зван я был на бракосочетание нашей дочери, пишет святый Григорий Богослов к Диоклу (письмо 193), однако ж явился, и праздную вместе, и принимаю участие, и желаю вам всего наилучшего. А одно из лучшего, чтобы сам Христос присутствовал на браке, потому что где Христос, там благопристойность, и чтобы вода стала вином, то есть, все претворилось в лучшее, а поэтому не было смешиваемо несоединимое между собой, и не были сводимы вместе епископы и смехотворы, молитвы и рукоплескания, псалмопения и звуки свирелей. Потому что как все прочее, так и браки христианские должны иметь благопристойность, а благопристойным делает степенность. Вот что приносим в дар бракосочетанию» 184 . Сей приносит дар вашему браку святой Григорий, рукой преданного вам Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

XVIII (того же собрания ркп. 3). Сборник дополнительных декретов (Breviarium extravagantium т. e. guae extra Decretum vagabantur), составленный Бернгардом Циркою в 1187 году. Писан на пергамине, на 65 листах. [На первом листе крандашом написано: «булы редкие 37 р. серебром». На корешке 2206. – 35 X 24,5]. В четвертую долю листа XIX (по старому каталогу 98). Ex annalibus Russicis breviter excerptae res gestae principum, regum, sive tzarorum et urbium Russiae, quorum nomina reperiuntur in priscis nummis Copeicae dictis, т.е. Деяния, кратко извлеченные из русских летописей, князей, царей и городов России, которых имена находятся на прежних монетах, называемых копейками. – Писан этот перечень на толстой серой бумаге, в конце XVIII или в начале XIX века, на 36 листах. Все сочинение состоит из 47 глав, происшествия с 1398 по 1682 г. Против каждого происшествия в четырех линейках означены: 1) годы сотворения мира; 2) от Рождества Христова; 3) книги, откуда заимствовано происшествие; эти нотаты трех родов: а) Step. т.е. Stepenna – Степенная книга, b) Ехс.=excerpta, т.е. извлечения и с) Ann.=annales, т.е. летописи. 4) В последней графе означены листы книг, цитуемых для подтверждения сказанного. – На корешке переплета 96. – 20,5 X 16. XX (по старому каталогу 1215). Observationes ad Capitulationem imperatoris Caroli VI Invictiss., per dr. Vitr. Писана на простой бумаге, на 168 лл., XVIII в. Переплет обыкновенный; на лицевой стороне его наклеен кусок кожи (8Х4:8) с изображением короля Карла VI. На переплете еще 9. – 20,7 Х 16. XXI (по старому каталогу 1253). Феофана Прокоповича Риторика (Rhetorica Theophanis Procopovicz), составленная им для учеников Киевской академии в 1706 г., в бытность его там учителем риторики. Писана в половине XVIII в., скорописью, на 308 листах. [Куплена в XIX в. за 50 коп. На корешке переплета 183. – 19,6 X 15,5]. XXII (по стар, каталогу 1255). Готгарда Лиенье (Liehnie), клерика духовных школ (Cleric. Regul. schol. piar.) в Фрейдентале 883 , похвальные оды императрице Екатерине II , в 4 книгах, с посвящением автора, писанным в 1775 г. Подносный экземпляр, украшенный фигурными заглавными буквами, бордюрами и разными изображениями и разводами в пробелах. Рукопись писана красивою скорописью на 82 листах, в атласном переплете, с золотым обрезом. – 23,5 X 18,1.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

183 Там же 16.5–6 (Parmentier, Scheidweiler). Это терминологическое разучение между «по природе» и «по положению» в отношении Сына Божия и христиан было востребовано в христианской догматике и использовалось, например, в несторианских и иконоборческих спорах, а также в спорах XI в. (ср.: Симеон Новый вогослов. Гимн 17, а также лело монаха Нила). 190 Эта формула встречается у Астерия и в т. н. «Лукпановском символе», принятом на Антиохийском соборе 341 г. (см. статью, посвященную Астерию, в данном томе «Антологии»). 193 Феодорит Кирский . Церковная история 1.4: 12.23 (Parmentier, Scheidweiler). Свят. Д. А. Лебедев , сравнивая эго место из свт. Александра с другими (14.17; 15.4), а также с положениями Ария, которые опровергал свт. Александр, приходит к выводу, что здесь имеется в виду временной промежуток (Лебедев АА., свящ. Св. Александр Александрийский и Ориген … Сс. 269–270). Тема отсутствия «диастемичности» в области негварного, в противоположность тварному, для которого в ею онтологическом устроенны характерна «лнастемичность», промежуточность (в том числе и в плане промежутков времени), была подхвачена в святоотеческой письменности и развивалась свт. Афанасием (Против ариан 1.12), Аполлинарием Лаодикпйким (Изложение веры 167.1 (Lietzmann)), Каппадокийскнмн отцами и др. Об этой теме у Каппадокийских отцов см. исследование: Douglass S. Theology of the Gap. Cappadocian Language Theory and the Trinitarian Controversy. New-York, 2005. 195 Такого мнения придерживается Адольф Гарнак: Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. В. 2. Freiburg i. В., Leipzig, 1894. S. 201. Ср. у свт. Иринея: Против ересей 2.28.6. 197 См.: «Для означения нерожденностп человеческий ум не в состоянии изобрести никакого слова» (Феодориш Кирский. Церковная история 1.4: 21.18–19 (Parmentier, Scheidweiler)). 202 Ayres L· Nicaea and its Legacy: An Approach to Fourth-Century Trinitarian Theology. Oxford, New-York, 2004. P. 45. 210 Феодорит Кирский . Церковная история 1.4: 8.12–25.9 (Parmentier, Scheidweiler); текст приводится по изд.: Феодорит , епископ Киррский. Церковная история. М., 1993. (История христианской Церкви в произведениях ее писателей 1). Сс. 26–36 с изм. В текст перевода Д. С. Бирюковым внесены изменения терминологического и стилистического характера.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

1 Подстрочные примечания, авторство которых не указано, принадлежат переводчику и издателям 2 Архимандрит Иустин (Попович) (1894—1979) — выдающийся сербский богослов и церковный деятель, недавно канонизированный Сербской Православной Церковью, преподобный (память 25 марта 7 апреля). 3 Антропоцентричный — имеющий своим центром человека. 4 Октоих. М., 2003. Л. 183. 5 В оригинале: τν θεοειδεαν . 6 Дословно: «разумнотворение всего» ( η λογικοποησις των παντων ). 7 Дословно: «благодать вместо благодати» ( χαριν αντι χαριτος ). 8 Апостасия — отступление, отступничество. 9 Богиня Кирка — в греческой мифологии дочь бога Солнца, волшебница. 10 В оригинале: λογοποισεως . 11 См.: тропарь Святой Пасхи. 12 Триодь цветная. М., 2003. Л. 2, об. 13 См.: Архимандрит Иустин (Попович). Человек и Богочеловек. Внешняя миссия нашей Церкви. Афины, 1969. С. 55. 14 Так в оригинале. 15 Имеется в виду «Гора искушений», которую до сих пор показывают в Иудейской пустыне. По преданию, именно на ней провел Господь сорок дней в посте и молитве, там к Нему приступил искуситель. 16 В Греции в период турецкого ига 1453—1821 гг. 17 Здесь уместно привести мысль святителя Игнатия (Брянчанинова) из приложения к его «Слову о смерти» о том, что духи — Ангелы и демоны, а также и душа человеческая — называются бесплотными лишь по сравнению с грубыми человеческими телами. В сравнении же с Богом, единственным действительно невещественным Духом, они суть вещество. Святитель Игнатий выражает общую мысль святых отцов, ярко высказанную преподобным Иоанном Дамаскиным. Последний, излагая учение Православной Церкви о природе Ангелов, говорит следующее: «Бестелесною же она называется, также и невещественною, по сравнению с нами, ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только не сравним ни с чем, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество поистине невещественно и бестелесно» ( Преподобный Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 45—46). 18 Ср. в Синодальном переводе: «обличит Меня в неправде» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3416...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010