Таковы и отдельно появлявшиеся и в различных повременных изданиях труды его, кроме раньше упомянутых (напеч. в Чтениях в Обществе Истории и Древностей) в хронологическом порядке: 1) Рассказы из Истории русской церкви, печатанные первоначально в Душеполезном Чтении за 1865–1871 и 1873–1875 годы, а потом выходивши и отдельными книгами и выдержавшие до 6-ти изданий. Эти „Рассказы», на мысль о которых навел автора покойный друг его М. М. Евреинов († 1878), приобрели так же, как и ,,Житие св. Николая чудотворца ,, большую популярность 180 и читались охотно, как написанные живо, с чувством, с теплотой веры и, вдобавок, с хорошим знанием дела и потребностей читающего общества; 2) Владимир Сырков. Исторический рассказ из времен Грозного царя. С портретом царя Иоанна. Москва 1866. 8°, стр. 68 181 ; 3) Стихотворенье по случаю события 4 апреля 1866 года (в Душеполезном Чтении за 1866 г., ч. 1); 4) „Благодарное воспоминание о милостях Божиих» (там же, и за 1869 г. ч. 1); 5) „Воспоминание юности» (там же, 1866, 2); 6) „Преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский“ (там же, ч. 3); 7) „Иеросхимонах Иисус, основатель Распятского скита» (там же); 8) „Илларион, митрополит Суздальский» (там же, 1867, 1); 9) „Путевые письма с севера» (описание путешествия в северные русские монастыри) (там же, 1867, 2–1868, 1); 10) „Пребывание в Москве Афонской святыни и исцеления от нее“ (там же, 1867, 3); 11) „Нечто об игумене Артемии, мнимом еретике» (Вологод. Епарх. Ведомости 1868 г., 15); 12) „Василий Степанович Своеземцев, в иночестве преподобный Варлаам Важский» (Душеп. Чтение 1868, 3) 182 ; 13) „Маврикия Ходнева, игуменья Горецкого монастыря» (там же, 2); 14) „Путевые письма из древней Суздальской области» (там же, 1868, 3–1869, 1 и 2); 15) „Юлиания Устиновна Осоргина, благочестивая и праведная помещица 16 века» (там же, 1869, 1); 16) „Живой мертвец» (там же, 1869, 2) 183 ; 17) „Письма из Киева“ (там же, 1869, 3–1870, 1–3); 18) „Церковное торжество в Москве 18 и 19 мая 1869 года по случаю двухсотлетнего пребывания Иверской иконы Богородицы в Московской Иверской часовне» (там же, 1869, 3) 184 19) „Освящение храма в Московской духовной академии» (там же, 1870, 1); 20) „Письмо к М.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Сам епископ Григорий шел путем деятельной христианской любви. Он мужественно и стойко совершал путь исповедничества: " В совершающемся со мною вижу Божью волю. Принимаю ее только как премудрую, милосердную " . В Кашине Владыка Григорий посещал собор св. благоверной княгини Анны Кашинской, но служил, по-видимому, дома. При аресте его было изъято архиерейское облачение и большое количество свечей. Епископ Григорий был арестован 16 апреля 1937 г. по ст. 58-10/11. Владыка обвинялся в том, что являлся руководителем фашистко-монархической организации в г. Кашине. На первом же допросе он отверг обвинение и виновным себя не признал. В течение апреля - мая он допрашивался трижды. Владыка никого не назвал. Ответы следователю были продуманы и не давали никаких поводов для обвинения. 10 мая 1937 года был последний допрос. Убедившись в твердости Владыки, следователи больше его не вызывали. 13 сентября 1937 года епископ Григорий в числе 50 человек был приговорен Тройкой Кашинского УНКВД к расстрелу. Через четыре дня Владыка удостоился мученического венца. Лебедев, Константин, протоиерей, Памяти епископа, – Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский. Проповеди. " Благовестие святого евангелиста Марка " (Духовные размышления). Письма к духовным чадам, М., 1996, с.3. Там же, с.4. Там же, с.5. Григорий (Лебедев), епископ Шлиссельбургский. Проповеди…, с.20. Константин Лебедев, протоиерей, Памяти епископа, – там же, с.6. Филимонов В.П., Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа, С.-Пбг., 1999, с.75. Григорий (Лебедев), епископ, Проповеди…, с.158 Там же, с.160. Там же, с.182-183. Антонов В.В., Материалы к биографии – Григорий (Лебедев), еп., Проповеди..., с.9. Антонов В.В., Материалы к биографии, – там же с.9-10. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, М., 1999, с.581-582. Григорий (Лебедев), епископ, Проповеди..., с.217-218. Там же, с.425. Там же, с.416. Там же, 413. Архив Тверского управления ФСК у.24937, т.2, ЛЛ 1-19. Священник Афанасий Гумеров 13 февраля 2004 г.

http://pravoslavie.ru/1592.html

Слово 29, 5, PG 36, 80А (р. п.: Т. 1. С. 416). 178 1 Тим. 3:16. 179 Тит. 2:11. 180 Рим. 4:14. 181 Евр. 12:1. 182 Мф. 13:25. 183 Мф. 10:27, Лк. 12:3. 184 Символ веры. 185 Малая доксология. 186 Иер. 28:9 (по славянской Библии — 51:9). 187 «Благочестие» (εσβεια) в святоотеческой письменности обыкновенно выступает синонимом ортодоксии, а не ортопраксии, как это слово чаще всего понимается в современной речи. Поэтому «символ благочестия» здесь — Символ веры. 188 Необходимо заметить, что в древности «Священными Писаниями» называли не только книги Ветхого и Нового Заветов, но и вообще всякое писание святых. Поэтому и здесь речь может идти также о разных местах у отцов. 189 1 Петр. 5:6. 190 1 Кор. 15:28. 191 1 Кор. 15:25. 192 Ин. 14:28. 193 Сирах. 1:4. 194 Такого стиха в Библии не обретается, но издатель греческого текста дает здесь ссылку на Сирах. 23:20 (по славянской Библии — 23:29): прежде неже создана быша вся уведена Ему, хотя смысл сего места прямо противоположен цитированным словам. Вероятно, св. Григорий цитировал по памяти из какого–то еретического труда, где они искажают слова Писания, не сверившись с подлинным текстом. 195 Ин. 5:19, 30. 196 Ин. 6:38. 197 Лк. 6:12. 198 Евр. 5:8. 199 Лк. 2:52. 200 Ин. 3:14 и др. 201 Ин. 7:39. 202 Лк. 13:32; Евр. 5:9; Ин. 19:28, 30. 203 Ин. 1:1. 204 Там же. 205 Притч. 8:25. 206 Пс. 71:17. 207 Варух 3:36. 208 Ин. 10:30. 209 Ин. 10:30. 210 Ин. 14:10. 211 Ин. 14:9. 212 Пс. 109:3. 213 См. Пс. 71:7–8. 214 Фил. 2:10. 215 Пс. 144:13. 216 Ср. Дан. 2:44. 217 2 Кор. 3:6. 218 Ср. 1 Кор. 2:14. 219 «τον περ αυτος οχλον» — буквально: «окружающую их толпу». 220 Ин. 20:22. 221 Ин. 20:23. 222 Иоанн Златоуст, Омилия 86 на Евангелие от Иоанна, 3, PG 59, 471 (р. п.: Т. 8. (2). С. 589). 223 В оригинале игра слов: «φαντασα, κατ την φαντασαν τν κεφλων». Слово «φαντασα» по–гречески означает как «фантазию», так и «привидение», «призрак». 224 «Акефалами» — буквально: «безголовыми» — называлась секта радикальных монофизитов, которая отреклась от своего патриарха Петра Монгуса, как принявшего в 482 г. Энотикон (т. е. присоединительный эдикт) греческого императора Зенона, и таким образом оставшаяся без иерархического возглавления. Во главе их стояли пресвитеры Юлиан и Иоанн и софист Павел. 225

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

11 Orygenes, przeciw Celsusowi, prze. S. Kalinowski, Warszawa 1986, s. 182–183. 12 Henryk Pietras, artyku o «oszustwie uytecznym» w Roczniku Wywziau Filozoficznego w Krakowie, 1990. 13 Homil. Ex. 8, 6 (греческий фрагмент). 14 Princ. II, 3, 5. 15 Princ. IV, 4, 1. 16 Hoмil. Ierem. 19, 15 (конец). 17 Princ. III, 6, 6. 18 Princ. 1, 6, 3: «Следует ответить, не смогут ли некоторые чины, действующие под водительством диавола и внимающие его наветам, когда-то в будущих веках обратиться к добру, как имеющие свободную волю. Или же их постоянное и застаревшее зло станет настолько им привычным, что превратится в их вторую природу. Ты читатель сам должен исследовать, на самом ли деле и эта часть творений вообще не будет во внутреннем несогласии с окончательным единством и гармонией» Башкиров Вл. Указ. Соч. С. 251. 19 Henryk Pietras. Цит. соч. С. 133. 20 Письмо к Авиту. Там же. 21 Ep. 124, 3. Цит. по: Henryk Pietras. C. 134. 22 Princ. III, 5, 7. 23 Homil. Ierem. 18, 1. 24 De Orat. 27, 15 (конец). 25 Homil. Ierem. 14, 18. 26 Princ. I, 6. 4; II, 2, 2. 27 Там же. II, 3, 2. 28 Com. Io. XX, 14, 110. 29 Princ. I, 6, 4. 30 Princ. III, 3, 6. 31 Там же. III, 6, 6. 32 Contra Celsium VI, 71. 33 Более подробное знакомство с учением самого Оригена невольно возвращает нас к истории осуждения апокатастасиса на 5м Вселенском соборе 553 г. Собор практически повторяет формулу синода 543 года, принятой по инициативе императора Юстиниана († 565). Девятый анафематизм его послания патриарху Мине († 552) звучит так: « Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, – да будет анафема». Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. СПб., 1996. С. 537. Думается, однако, что и Ориген согласился бы с таким определением. Он, ведь, сам комментировал речения апостола Павла о тех, кто не войдет в Царство Небесное ( Гал. 5:19 ; Еф. 5:5 ). Разница только в том, что он считал возможным их обращение после смерти в каком-то из миров, и предполагал, что и они потенциально могут перестать быть демонами и нечестивыми людьми. Анафематизм же представляет апокатастасис как всеобщую амнистию, распространяющуюся на все существа без каких-либо заслуг с их стороны, а это совсем не увязывается с умозрением Оригена. Можно только предполагать, что инициаторы осуждения односторонне подошли к его наследию. Они не приняли во внимание метод его эгзегезы, придали доктринальное значение гипотезам и приписали ему мнения, которые он сам опровергал (Henryk Pietras. Цит. соч. С. 127, 140).

http://azbyka.ru/apokatastasis-v-svyashh...

Dubowicz. Hierarch. 183 Kulesz. Wiara praw. 184 Kulczyñsk. Specimen. Eccl. Ruth. 123 и др. Вилен. археогр. сборн. 6. 4. С. 8 Супрасл. рукоп. С. 141–143 Летопись выражается: «И принесоша листы благословены, под великими печатьми оловянными, великому князю, и великой княгине, и митрополиту, и епископом, и князем, и бояром, и всем православным христианом». Супрасл. рукоп. 143, 145 Известно, что мощи этого святителя доселе нетленно почивают в Киево-Софийском соборе. П. собр. р. лет. 4. 165; 8. 229 Ник. лет. 6. 142 А. З. Р. 1. С. 233–234 Достойно замечания, что в современной записке московских послов, сопровождавших Елену в Вильну (Древн. росс. вивлиоф. 14. 13–14 та русская церковь, в которой здесь встретили Елену, несколько раз сряду называется церковию Рождества Пречистой. Это значит, что или Пречистенский собор был тогда не во имя Успения, а во имя Рождества Богородицы, или существовала в Вильне другая церковь во имя Пречистой, где и встречена была Елена. И действительно, в начале XVI в. в Вильне упоминается «церковь Пречистое Богоматере в городå», ясно отличаемая от Пречистенской соборной (Вилен. археогр. сборн. 6. 5 и называвшаяся «церковию в городå», «церковию городскою» (там же. С. 8, 10 В этой-то церкви, как находившейся в замке-городе или близ замка, и следовательно, вблизи костела Станислава, и могла быть встречена Елена, чтобы потом удобнее было ей перейти пешком в костел для бракосочетания. Да и сам вел. кн. Александр говорил впоследствии своему тестю Ивану III, что для Елены, «церковь греческаго закона в городå есть близко» (А. З. P. 1. С. 141 Карамз. 6. 156. Прим. 400 Древн. росс. вивлиоф. 6. 15–16 А. З. Р. 1. 116. П. 7, 8 А. З. Р. 1. 134 Бантыш-Каменск. Переписка между Россиею и Польшею по дипломатич. бумагам, в Чтен. М. истор. общ. 1860. 4. Отд. 2. 29 Батюшков. Памятники русской старины в Западн. губерниях. Вып. 5. 90. СПб., 1872 А. Ю. и З. Р. 1. 233 А. З. Р. 1. 140, 141 А. З. Р. 1. 144, 145, 148 Супрасл. рукоп. 146 По актам видно, что в феврале 1498 г. митрополитская кафедра была еще не занята (А. З. Р. 1. 152 Есть основание думать, что со смерти митроп. Макария до избрания Иосифа в течение года митрополитскою епархиею заведовал епископ Пинский Вассиан (упом. в 1495–1502 гг.) и поставлял священников в этой епархии. Он упоминается как временный «наместник на митрополии» именно между митроп. Макарием и его преемником Иосифом (Вилен. археогр. сборн. 6. 4. С. 9

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

М.: Просвещение, 1996. С. 14.. Флоровский Георгий, прот. Догмат и история. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998. С. 401. Лазарев В.Н. Византийская живопись. М.: Искусство, 1986. Табл. 122. Кутковой В.С. От веры в науку – к вере в науке//Покров. Великий Новгород, 2002. (9). С. 6-8. Серафим (Роуз), иером. Душа после смерти. СПб., 1994 С. 40. Преп. Иоанн Дамаскин пишет, что Ангелы «являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтоб они являлись, не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря потому, как могут видеть смотрящие». - Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. СПб, 1894. Репринт: М.: «Лодья», 2002. С. 47. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим. Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 179. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991 С. 92-93. Там же. С. 82. Там же. С. 94. Алипий (Кастальский-Бородин), архим. Исайя (Белов), архим. Указ. соч. С. 183-184 Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. СПб, 1894. Репринт: М.: «Лодья», 2002. С. 48. . Алипий (Кастальский-Бородин), архим. Исайя (Белов), архим. Указ. соч. С. 180. Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. СПб, 1894. Репринт: М.: «Лодья», 2002. С. 47. Цит. по: Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж: Изд-во Западноевропейского экзархата Московской Патриархии, 1989. С. 94. Там же. С. 180. Тихомирова К.Г. Героическое сказание в древнерусской живописи.//Древнерусское искусство: Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств. XIV-XVI вв. М., 1970. С. 8-17. См.: 1) роспись северной стены церкви Воскресения в Ростове (ок. 1675 г.);            2) фреска церкви Иоанна Предтечи в Ярославле (1694-1695). Успенский Л.А. Указ. соч. С. 121-122. Там же. С. 117. Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии тамара 16 января 2017, 14:04 Для АННЫ (18 августа 2009г) Аннушка,как сложилась Ваша судьба??? Верю,что у Вас всё прекрасно!!Никому не надо верить,что Вы в чём-то ущербная!!! Вам Господь дал такую чистоту ...Берегите её...Помоги Вам ,Господи,всегда и во всём...

http://pravoslavie.ru/142.html

2003. 6–8. С. 142–145. 1552–1570 гг. 1555–†1563; пам. 5 дек. 1555–1566 гг. 1560–1570 гг. Горский А. В., прот. Историческое описание... Ч. 1. С. 176. Там же. Там же. С. 177. Там же. С. 178. Там же. Там же. Там же. С. 179. Там же. С. 180. Там же. С. 180–181. С. В. Бахрушин пишет: «Крупные внемосковские монастыри, как Волоколамский, Болдинский, имели в Москве свои подворья» ( Бахрушин С. В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма (Научное наследие). М., 1987. С. 36–37). Было подворье в Кремле и у Троицкого монастыря ( Панова Т. Д. Подворья в составе владений Русской Церкви в Московском Кремле XIV–XVI веков//Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. К 200-летию Московского Кремля. М., 2006. С. 296 – 297). 16 октября 1558 года на Троицком подворье Митрополит Макарий вместе с Крутицким епископом Нифонтом и духовенством освятили вновь построенный каменный храм шатровой архитектуры во имя преподобного Сергия ( Горский А. В., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры… Ч. 1. С. 178). Храм преподобного Сергия просуществовал до 1808 года, поэтому о его архитектуре мы можем судить только по сохранившимся изображениям (См.: История русского искусства. М., 1955. Т. 3. С. 443; ЖМП. 1978. 2. С. 73. См. также: Ильин М. А. Русское шатровое зодчество: Памятники середины XVI века. М., 1980. С. 97–99. Горский А. В., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры… Ч. 1. С. 181. Там же. 182. Там же. 183. Должно быть число, т.е. 6, но на грамоте в этом месте находится пятно. РГБ. Ф. 303. I. Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. [Л.] 1937. С. 77, 78; Иностранцы о древней Москве. М., 1991. С. 44–45. См. также: Макарий (Веретенников), архим. Свидетельства иностранцев о Всероссийском Митрополите Макарии//Православие и Россия: Канун третьего тысячелетия. Томск, 2000. С. 41. Ворота могли называться Водяными ( Гончаренко В. С. Стены и башни. Путеводитель. М., 2010. С. 85). Русская историческая библиотека.

http://bogoslov.ru/article/6193342

Старец Филофей. Послание о неблагоприятных днях и часах//Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. - М.: Айрис-пресс, 2004. - С. 30. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. - К.: «Путь к Истине», 1991. - С. 11. Священник Павел Флоренский. Записка о Православии//Соч. в 4-х томах. - Т. 2. - М.: «Мысль», 1996. - С. 546. Архимандрит Константин (Зайцев). Чудо русской истории. - М.: «Форум», 2000. - С. 305. Там же. - С. 84. Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идеология. - М.: «Лествица», 2000. - С. 16-19. Цит. по: Кожинов В.В. Россия как уникальная цивилизация и культура//Кожинов В.В. Победы и беды России. - М.:ЭКСМО-Пресс, 2002. - С. 15. Архимандрит Константин (Зайцев). Чудо русской истории. - С. 172-173. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: Изд. МГУ, 1990. - С. 8. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. - М.: Книга, 1990. - С. 410. Костомаров Н.И. Гетман Иван Степанович Мазепа//Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга 2. Вып. 5, 6,7. - М.: Сварог, 1994. С. 482-483. Митрополит Иоанн (Снычев). «Вы же род избран...» (Смысл русской истории). - С. 25. Архиепископ Нафанаил (Львов). Наследие святого Владимира//Избранные труды. Семь святых таинств. Церковь как восстановление подлинного человека. - СПб.: «Кифа», 2007. - С. 328-329. Чаплин В., прот. Лоскутки. - М.: Фома-Центр, 2007. - С. 108-109. Там же. - С. 107. Там же. - С. 108. Протоиерей Александр Шаргунов. Православная монархия и новый мировой порядок. - М.: «Новая книга», 1999. - С. 136; 148. Там же. - С. 110. Блаженный святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович). Россия//В чем спасение России? Пророчества старцев. - М.: «Фавор», 2002. - С. 83; 85. Осипов А.И. Православное понимание смысла жизни. - К.: Изд. им. св. Льва, 2001. - С. 159-160. Панарин А.С. Россия в социокультурном пространстве Евразии//Москва. - 2004. - 4. - С. 181. Там же. - С. 185. Чаплин В., прот. Лоскутки. - С. 183-184. Св. праведный Иоанн Кронштадтский. Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса. - Изд. Мгарского монастыря, 2004. - С. 104-105.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

1031 С. Г. Рункевич . История Минской архиепископии – стр. 166. Приведя такую цифру церквей в Минской архиепископии за 1793 г, на основании подсчета их по ведомостям, г. Рункевич оговаривается, что в виду неисправности тогдашней статистики, можно думать, что православных церквей там было больше. 1032 Там же, стр. 169–170, 173. В виду того, что в капитальном труде С. Г. Рункевича «История Минской архиепископии», составленном на основании, главн. обр., архивных материалов, прекрасно изложена история воссоединения западно-русских униатов с 1794 по 1796 г., то мы будем мало касаться этого вопроса. 1033 Там же, стр. 182–183. По округам можно судить о пространстве Минской архиепископии. В Минской губернии были округи: 1. бобруйская, 2. борисовская, 3. вилейская, 4. давидгородская, 5. дисненская, 6. докшицкая, 7. игуменская, 8. минская, 9. мозырская, 10. несвижская, 11. пинская (тут пинский монастырь), 12. поставская. По Изяславской и Брацлавской губерниям: 1. изяславская (тут медведовский монастырь), 2. владимирская (в другом списке домбровицкая – тут игумен мошногорский), 3. житомирская (родомысльская – тут игумен лебедянский), 4. корецкая и стенанская (тут игумен богуславский), 5. овруцкая (тут игумен ржищевский), 6. александровская (игумен виноградский), 7. брацлавская и винницкая, 8. богуславская и подгородничества – каневское, фастовское и паволоцкое, 9. белоцерковская, 10. бершадская и ямпольская, 11. острогская, 12. гродецкая и иваньковская, 13. теофипольская, 14. каменецкая, 15. рашковская, 16. хмелъницкая, 17. летичевская, 18. староконстантиновская. Большинство округ (здесь обозначены курсивом) находились в Изяславской губернии. На лебедянском съезде православного духовенства в лебедянском монастыре в июле 1794 года к прежним округам и благочиниям прибавились по Изяславской губернии округи: Проскуровская (Плоскировская), Могилевская, Рожевская и Янишпольская, в Брацлавской губ. Дашевская, Звенигородская и Уманская (там же, стр. 190–191). 1036 Полн. Собр. Зак. Рос. Имп. XXIII, 17264 и 17272. Манифест о присоединении земель от Польши к России по третьему разделу опубликован в декабре 1794 г., но самое принятие присоединенных жителей в русское подданство посредством присяги совершилось в мае 1795 г. (Сборн. Импер. Русск. Истор. Общ XVI, 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Иоанн Златоуст, Слово о Святом Духе, 11, PG 52, 826. 349 Ин. 3:34–35. 350 Иоанн Златоуст, Беседа 30 на Евангелие от Иоанна, 2, PG 59, 174 (р. п.: Т. 8(1). С. 193). 351 Пс. 44:3. 352 Имеется в виду тело Спасителя. 353 Ин. 1:16. 354 Иоиль 3:1. 355 2 Кор. 1:22. 356 Иоанн Златоуст, Толкование на псалом 44, 2–3, PG 55,185D–186C (р. п.: Т. 5 (1). С. 187–188). 357 Первое антирретическое слово к Евномию, PG 45, 464ВС (р. п.: Творения. М., 1863. Ч. 5. С. 148). 358 Т. е., по аналогии с человеком, который «рождает», то есть произносит слово посредством дыхания. 359 Там же. 360 См. Григорий Нисский, Послание к Авлавию о том, что не три бога, PG 45, 133ВС (р. п.: Творения. М., .1862. Ч. 4. С. 111–132). 361 Его же, К эллинам на основании общих понятий, PG 45, 180С (р. п.: Творения. Ч. 4. С. 183). 362 «τν ν βασιλεσι θεον ικν» — очень красивый греческий оборот, не передаваемый адекватно средствами современного русского языка; по–церковнославянски это читалось бы: «в царех божественнаго песнопевца». 363 Пс. 32:6. 364 Это Слово св. Григория не сохранилось. 365 Т. е., у человека причина бытия каждого заключается в двух лицах, — отца и матери, — равно как и вызванных ими к бытию детей может быть двое или больше. 366 В античную эпоху — третейский судья, посредник (διαιτητς). 367 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 7, С. 266 (р. п.: С. 267). 368 Григорий Нисский, К Авлавию, PG 45,133В (р. п.: Творения. Ч. 4. С. 130–131). 369 Иак. 1:17. 370 Григорий Богослов, Стихотворения. Песнопения таинственные, 3, 24–28, PG 37, 410А (р. п.: Творения. Т. 2, С. 23). Григорий Нисский, Опровержение исповедания Евномия, 2, PG 45, 469 В (р. п.: Творения. Ч. 5. С. 267). Палама (или его издатель) допускает здесь ошибку в цитате. Вместо «ο γαρ αν Πατρ κεχωρισμνος εφ " εαυτο νοηθεη» он пишет «αφ " εαυτο», в результате чего в новогреческом переводе читаем: «невозможно было бы помыслить Отца отдельно от Себя Самого, если Сын не присоединяется…». 371 Григорий Нисский, Опровержение исповедания Евномия, 2, PG 45, 469В (р. п.: Творения. Ч. 5. С. 267). Палама (или его издатель) допускает здесь ошибку в цитате. Вместо «ο γαρ αν Πατρ κεχωρισμνος εφ " εαυτο νοηθεη» он пишет «αφ " εαυτο», в результате чего в новогреческом переводе читаем: «невозможно было бы помыслить Отца отдельно от Себя Самого, если Сын не присоединяется…». 372

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010