Все. Иерон. Б. и др. М. Р. МКр. М. 451. М. 1345 и 1369. Служба. Каноны Иоанна монаха и Феофана. мР. Р. А. У. Н. 11 марта ради Франциски). Св. муч. Урпасиана в Никомидии, † ок. 295 г. 1370. Мав. и др. (Гр. М. 13 марта). Св. Кесария , брата св. Григория Богослова , † ок. 369 г. Хил. 1370. Мак. (М.Р. 25 февр.). Св. Тарасия. Пролог. МГр. Максим цитерский, по свидетельству Болландистов Febr. III. 496. Он же 7 и 8 мая чудотворец в Ликаонии. II. Шести мучч. деда и бабы, отца и матери и двоих детей мечем. 1370. III. Иконы Божией Матери: Слово плоть бысть. IV. Георгия новоявленного чудотворца. Греч. 364. (Он же 5 и 10 марта или 11 и 23 марта). V. Павла , еп. плусиадского. Петр. Мед. МГр. (7 мар.). Пренесение мощей пр. Авраамия из Болгар во Владимир. 51. Белоз. 493 и 516 (1 апр.). Муч. Дионисия , иже в Коринфе. 240 Мак. Печ. прол. (10 марта). Св. отца Пафнутия . 1621. 51 (25 сент.) 10 I. Св. мучеников Кодрата, Киприана, Дионисия, Анекта, Павла, Крискента и прочих с ними в Коринфе при Декии и Валериане в 258 г. Из дружины их известны еще: Дионисий, Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серафион, Папий, Леонид, Хариесса, Нунехия, Василисса, Ника, Гали, Галина, Феодора . Вас. Иер. Кал. Флор. 1. Супр. Мст. Вен. и др. М. Р. МКр. М. 451. М. 1345 и 1369. Канон Иосифа. Служба. (Син. 1. Акад. 1. Слепч. 11 мар. ЧГр. Бодлеиан. 17 мая. У. 8 апреля. Сн. 16 апр.). Свв. мучч. Кодрата никомидийского и с ним Саторина и Руфина , † при Валериане в селении близ р. Риндака. Ч. Минея †. (МГр. М. Р. 7 мая. Вас. 240. Сирл. и др. 9 мая. 1370. 1429. 10 мая. Мед. Тур. 7 июня. Петр. 240. Клар. 9 июня. Антон. Нан. 2. Муз. 80. Минеи XII в. со службою 12 июня). Пр. Анастасии патрикии в Египте, † 567 г. 1370, Мак. (Сирм. 240 28 авг. Мак. 22 дек. Троицк. 21 дев. 724 авг. 30). Память акафиста . 1370. МГр. 1820 г. Пролог. Это похвала Богородице за избавление Царяграда от врагов. В субботу 5 недели В. поста; ибо пасха по прологу считалась 25 марта. Сн. 17 марта воскресение Лазаря. II. Муч. Маркиана , раздавленного древами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (+ 1690) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 20 апр. в день мученической гибели, 9 мая в день перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святых Родители св. младенца Гавриила были православные крестьяне деревни Зверки около Белостока. Когда ему было 6 лет, его лаской заманили к себе злодеи и зверски замучили, выпустив из него всю кровь. Тело его было выброшено в поле собакам. Но собаки охраняли его, и по их лаю оно было найдено. Убийцей оказался еврей Шутко с сообщниками. Они были осуждены и наказаны по закону, а дело было занесено в судебные книги. Св. мученик Гавриил был причислен к лику святых в 1820 г. Святые мощи его почивали в Свято-Троицком Слуцком монастыре. В том же монастыре почивала св. праведная княжна София Слуцкая, местно чтимая (память ее 19 марта). • Мощи младенца-мученика были обретены нетленными через 30 лет после его кончины; 9 мая 1755 г. из Успенского Заблудовского монастыря (в районе Белостока) мощи св. Гавриила были перенесены в Свято-Троицкий Слуцкий монастырь, принадлежащий Минской епархии (см. коммент. к житию св. Софии Слуцкой — 19 марта). Жизнь и мученическая гибель невинного младенца своей короткой историей связаны с Белостокской епархией Польской Православной Церкви, Гродненской и Минской епархиями Белорусской Православной Церкви. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437099/

Церковь во имя Марии Египетской в лермонтовских «Тарханах» вновь будет открыта Пенза, 8 мая 2006 г . Церковь во имя преподобной Марии Египетской в государственном Лермонтовском музее-заповеднике «Тарханы» вновь будет открыта. Реконструкция интерьера церкви начнется уже в июне. Там, где находится образ «Рождество Христово», сделают главный вход, а полотно перенесут в другое место. Директор музея Тамара Мельникова планирует обратиться к архиепископу Пензенскому и Кузнецкому Филарету с просьбой освятить храм – только тогда здесь вновь можно будет проводить богослужения, передает Седмица.Ru. Здание церкви св. Марии Египетской было возведено в 1820 году по инициативе бабушки поэта Елизаветы Арсеньевой в память о дочери Марии Михайловне. В храме не раз бывал на богослужении Лермонтов. Церковь была действующей вплоть до 1923 года. Затем помещичий храм превратили в клуб. В последней трети XX века ситуация изменилась. В течение нескольких десятилетий храм использовался как часть музейного комплекса. В здании размещалась экспозиция, рассказывающая об отношении Лермонтова к религии и Богу. В экспозиции были выставлены подлинные предметы церковного обихода – чаша для святой воды, купель, поднос для сбора подаяния, потир, дароносица и уникальные старинные иконы. В настоящее время руководство музея-заповедника пытается вернуть храму его первоначальное предназначение. Патриаршие мастерские в Софрино уже получили заказ изготовить для церкви Марии Египетской предметы утвари. При этом администрация музея «Тарханы» руководствовалась имеющейся в её распоряжении описью. Богослужения в храме обязательно будут проходить в день рождения Лермонтова и в день его гибели, а также 1 апреля – в день св. Марии Египетской. 8 мая 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/17294.html

Через некоторое время Рязань была разрушена монголо-татарами. Святитель Василий вновь отплыл на своей мантии под покровительством Муромской иконы, на этот раз по Оке в город Переславль Рязанский (нынешняя Рязань, в отличие от г. Старой Рязани). В Переславле Рязанском святитель Василий служил в храме во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. С того времени храм этот стал соборным. Здесь Преосвященный Василий и закончил свой святительский подвиг. 3 июля 1295 года он отошел ко Господу. Время не охладило благоговейного и усердного почитания святителя Василия в народе, ибо, по свидетельству Священного Писания, «праведники во веки живут». В XVI веке иноком Ермолаем-Еразмом было написано сказание о святителе, представленное собирателю Житий святых Митрополиту Московскому и всея Руси Макарию (1542–1563). В начале XVII века Промыслу Божию было угодно прославить святителя Василия в лике святых. 10 июня 1609 года состоялось открытие его мощей и перенесение их в Успенский собор в Рязанском Кремле. Впоследствии святитель Василий изображался на иконах вместе с другими русскими святыми. В 1638 году, при архиепископе Рязанском и Муромском Моисее (1638–1651) над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещена Муромская икона «Моление Василия». Во многих храмах Рязанской епархии имеется ныне настенное изображение святителя Василия, плывущего по воде на мантии с иконой Пресвятой Богородицы в руках. Память святителя Василия совершается 10 июня – в день перенесения его святых мощей, и 3 июля – в день преставления: местное празднование святителю Василию совершается также 21 мая. Литература: 1 . Симон, епископ. Рязанская епархия и ее покровитель святитель Василий, епископ Рязанский. – «Журнал Московской Патриархии», 1978, 4. 2 . Повесть о святом Василии, епископе Рязанском. – «Рязанские достопамятности». Рязань, 1889. 3 . Воздвиженский Т. Истори, ческое обозрение Рязанской иерархии. М., 1820. Преподобнаго Силуана схимника, в Дальних пещерах почивающаго

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Я тешу твоих, говоришь ты, а чем же бы это? – А как же: палатин ты Анночке подарил. . . – Ах, да... а я и позабыл, ха-ха-ха, – громко захохотал он, тем все и прошло. И к вечеру стал говорить с Анночкой, как будто ничего никогда и не бывало. Такой был престранный человек. Нагостившись вдоволь в Петербурге, я стала поговаривать об отъезде и заказала себе у лучшего каретного мастера Вебера большую дорожную четвероместную карету за три тысячи рублей. Эта карета-то меня и задержала, a то бы, может статься, я уехала и прежде. He жалею я, что позамешкалась в Петербурге – побыла я с сестрой на последних порах ее жизни: расстались мы с нею в июле 1822 года, a 7 мая следующего 1823 года ее не стало в живых. Она последние годы очень хворала, болела желудком и очень страдала; оказалось потом, что у нее был рак в желудке и от того изнурительная лихорадка. Очень мы плакали, расставаясь: я чувствовала, что нам больше не суждено было видеться в этой жизни. Она тоже предчувствовала, что не долго наживет, и говорила мне это. Я, конечно, ее утешала, звала в Москву, а сама видела, что при ее слабости и болях она не жилица. Утешило ее, что мальчиков ее произвели в офицеры; не могла она довольно на них налюбоваться. Милая, хорошая, умная и достойная была женщина и, несмотря на всю безалаберность мужа, любила его, как следует жене, и была прекрасная мать. Сестру схоронили на Охтинском кладбище. Изо всех моих сестер и братьев я любила сестру Вяземскую более других; она была умнее всех нас и лучше из себя; была приветлива и ласкова, но держала себя очень важно и с достоинством, и так как была довольно большого роста, то имела величественную осанку и с виду была совершенная княгиня. Мы возвратились из Петербурга в июле месяце и, проведя несколько времени в Москве, поехали в деревню, где и жили довольно поздно. Год окончили благополучно. He было у нас в родстве ничего замечательного, потому ничего не приходит на память. Глава 16 Во время зимы 1823 года были в Москве увеселения, и мои барышни выезжали немало. Голицыны и Апраксины были коренными хлебосолами Москвы и умели тешить публику, и Дворянское собрание было после 1820-х годов во всем блеске.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Бог существует. И это – непреложная истина. Об этом свидетельствует природа ( Пс.19:16 ; Деян.14:17 ; Рим.1:1820 ) и откровение Божье (Ветхий и Новый Заветы). Сомнения в существовании Бога (агностицизм) или полное отвержение Бога (атеизм) – ошибка. Псалом 13:1 утверждает, что только «Безумец говорит в сердце своем: нет Бога». Сотворение человека как по образу Божьему указывает на его радикальное отличие от других творений. И это тоже истина. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт.1:26 ). Философский натурализм не принимает эту истину. Натуралистический взгляд на происхождение жизни настолько принижает человека, что оставляет его без смысла, без моральных ориентиров, в состоянии экзистенциональной безысходности и депрессии. И это – ошибка. Жизнь «кричит» о вечно-присутствующей возможности для прямого вмешательства свыше. И это – истина. Ветхий Завет изобилует примерами сверхъестественного вмешательства. Будучи бесплодной, Сара зачала и родила Исаака ( Бытие 21 ). Это было чудом. Посылая бедствия на Египет, Бог освобождает свой народ из рабства (Исход 711). Эти могущественные деяния были чудесами Божьими. Чудом было поражение ста восьмидесяти пяти тысяч ассирийских воинов ( Ис.37:36 ). Чудом было освобождение Седраха, Мисаха и Авдснаго из огненной печи (Даниила 3), как и спасение Даниила из львиного рва (Даниила 6). Неверие в чудеса (антисупернатурализм) ошибочно. Оно показывает одновременно интеллектуальное высокомерие и моральную трусость. Бог правит миром справедливо. И это – истина. Библия постоянно напоминает, что Бог оправдывает праведных и срамит и закрывает уста злым. Простые примеры из книги Псалмов говорят сами за себя. «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (1:6). «Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его – к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них» (33:1617).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

В XII веке крестоносцы трижды подходили к городу, но взять его не смогли. Несмотря на разграбление города Тимуром в 1401 году и конфликты XIX–XX веков, в городе сохранилось большое количество памятников архитектуры, в том числе и с древнеримской эпохи. Вполне заслуженно центр города включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.  Город апостолов Дамаск связан с деяниями апостолов. Именно сюда отправился из Иерусалима Савл, взяв письмо от первосвященника с разрешением преследовать христиан. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? (Деян. 9, 3–4). Воскресший Христос повелел ослепшему Савлу идти в город, где через три дня молитвы ипоста был исцелен с помощью пришедшего к нему Анании. После крещения апостол Павел проповедовал в Дамаске и Аравии. Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его. Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его. Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине (Деян. 9, 23–25). Спасение апостола традиционно связывают с Юго-восточными воротами Старого города (Баб-Кайсан), основа которых восходит к первым векам нашей эры, а основная часть строения — к XIII–XIV векам. В память о спасении во внутреннем помещении ворот в 1939 году грекокатолики устроили небольшую церковь Апостола Павла, «что с окном». Большое значение историки приписывают Восточным воротам Старого города (Баб-Шарки), построенным в первые века нашей эры и надстроенным в XII–XIII веках. Через них также могли проходить апостолы. Близ ворот расположен старый христианский квартал Баб Тума, названный в честь апостола Фомы, ушедшего после Дамаска просвещать Индию. Здесь сохранился небольшой подземный храм Святого Анании, ныне принадлежащий Маронитской католической церкви. Предание гласит, что на этом месте находился дом первого епископа Дамаска святого Анании. Судя по раскопкам 1920-х годов, на этом месте располагалась церковь, построенная не позднее VI века. Восстановленная после ее возврата христианам халифом аль-Валидом в начале VIII века, она почиталась христианами и мусульманами как церковь Святого Креста (Аль-Мусаллаба). В 1820-е годы францисканские монахи перестроили подземную сводчатую часть в часовню Святого Анании, а в 1867 году восстановили то, что пострадало в ходе восстания друзов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

33) Надворная советница Марфа Степановна Назимова отдала в Печереком уезде, в Тайловской губернии, сенной покос. 34) К Чудотворной иконе вислая лампадка серебряная превосходной сканой работы с прорезью и насыпью, подаяние псковского купца Василья Васильевича Воскобойникова. Им же в 1812 году устроен кивот с тумбой и колоннами на Чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы. 35) Знамя белой объяри, обложенное золотой бахромой с золотыми же кистями устроено для крестных ходов псковским купеческим обществом в 1817 году, в память избавления от нашествия галлов. 36) Достоин здесь также замечания не по цене, но по редкому в свое искусству вкладом монастырю данный литой медный, наподобие шведских, внутренний большой замок с запорной при нем цепью. Вкруг всего его литыми же большими выпуклыми буквами следующая надпись «7065 (1557) года положен замок в Печеры Пречистыя замышлением раба Божьего Алексея Дмитриева сына Тверишина мастер Левуша». Многие были и тайные вкладчики, коих имена известны единому всеведущему Богу. Таковые из отличнейших вкладов их имеются следующие: 37) Ризница, низанная жемчугом и каменьями, состоящая из пяти риз, одного стихаря, одной епатрахили, одной пары поручей, двух палиц, двух набедренников и других тому подобных вещей по примерной цене 1820 года стоящая около ста семидесяти тысяч рублей. 38) Евангелие золотое по оценке 1820 года в 2880 рублей, с жемчугом и каменьями. 39) Напрестольный крест золотой чеканной работы с каменьями и жемчугом. 40) Потир, дискос, звезда, два блюда, лжицы золотые, украшенные изумрудами и яхонтами, весом 3 фунта 18 золотников. 41) Кадило золотое древнего образца с поддоном и цепями золотыми весом 3 фунта 73 золотника по примерной цене 1820 года стоящие 5415 рублей. 42) Католицкий потир напрестольный, серебряный, вне и внутри позолоченный, с надписью старинными готическими буквами на веретене под чашей: «радуйся, Благодатная Мария», а по краям поддона: «сия чаша принадлежит братскому обществу Св. Антония». На чаще же начерчен уже русской работы осмиконечный крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

438 В переписанных мною рукописях (см. „Приложения“) я привожу обыкновенно зачеркнутые рассуждения или слова. 439 Есть указания, что С-й думая иногда об издании печатно как-то своего сочинения. „Отложим сие до беседы, пишет он в 1820-году, или до большой книги, которую столько лет я собираюсь написать („Р. Арх“. 1968, стр. 1751). 446 На это противоречие С-ий, между прочим, указывает в одном Письме к дочери от VI, 26, 1819 г.: „сей плоский физический мир вообще стоит не в мире наших мыслей и воображении. Дух человеческий есть великан, коему все тесно“ („В память С-го“, ч. 1). 448 С-ий не пытается вывести факта падения из приведенных соображений. Для него падение факт потому, что он 1) дан в св. Писании и 2) не приводит к нелепостям, не диссонирует в общем ходе его мыслей. 449 См. размышление четвертое, там же – „Одна только воля, или способность свободного решения настолько велика, что я не постигаю идеи какой-нибудь способности более великой и более обширной: она-то главным образом, и показывает мне, что я ношу в себе образ и подобие Бога“. 450 Маленькая заметка на желтой бумаге, карандашом и следующая, писанная после 22 года (см. наше введение). 451 „Приложения“ стр. 5–6, 9, 12, 17, 37, 43, 53, 54, 62, 63. Первая рукопись, „ομοουσιοσ “, имеет водяной знак 1812 г. и писана, вероятно, в Перми или Великополье; вторая, „О духе“, относится к 1820–22 году написана, как и предыдущая с частыми поправками и носит печати, личного творчества. 460 Об этом мы знаем 1) из письма к Цейеру из Великополья, 2) по сообщению Попова (Корф, II, 77 и 98) и 3) по выпискам С-го из читанных отцов; выписок этих осталось почему-то очень мало (о них – ниже). 471 „Изящное“ и „чувство изящного“ – любимые темы С-го, – к которым он любит возвращаться и в своей переписке. Среди его рукописей этому вопросу посвящен ряд заметок (3, 25, 27 и др.). Так напр., в Иркутске в 1819 г. он пишет, что „созерцание изящного и духовная молитва приводят к одной и той же цели: к удивлению, к погружению в бесконечное, но путь созерцания изящного не всем доступен т. к. требует умения отвлекать предмет созерцания от материала, в котором он воплощён, от холста, мрамора etc. (25–6). Восточные народы шли путем созерцания, народы западные путем наук и искусств (ib.)“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наш тройственный союз, Союз младых певцов и чистый, и священный... Эту формулу будут неоднократно варьировать в своих стихах все три поэта. В средних классах Благородного пансиона при Главном педагогическом институте Кюхельбекер преподает русский и латинский языки. Среди его учеников - младший брат Пушкина Лев, будущий композитор Михаил Глинка. Весной 1820 года, узнав, что царь грозит Пушкину расправой, Кюхельбекер, даже не оглянувшись на свои скромные жизненные блага, с таким трудом добытые, ринулся на защиту друга. Он прочитал в Вольном обществе стихотворение «Поэты»: И ты - наш новый Корифей - Певец любви, певец Руслана! Что для тебя шипенье змей, Что крик Ифимии и Врана? - Лети и вырвись из тумана, Из тьмы завистливых времен. Министр внутренних дел мгновенно получил донос на Вильгельма Карловича. Тучи сгущались над головами теперь двух поэтов. К счастью, выручил третий: Дельвигу предложили место секретаря при богатом вельможе, отъезжавшем в заграничное путешествие, и Дельвиг отказался от выгодного предложения в пользу Кюхельбекера. В сентябре 1820 года Кюхельбекер по рекомендации друга в качестве личного секретаря князя А. Л. Нарышкина уезжает в годичное заграничное путешествие в Германию, Италию и Францию. В Веймаре в ноябре состоялось его знакомство с Гёте - университетским однокашником покойного отца Вильгельма Карловича. Очевидно, как считают исследователи, у них было несколько встреч. В дневнике Кюхельбекер записал об этом в довольно будничном тоне: «Мы, наконец, довольно сблизились: он подарил мне на память своё последнее драматическое произведение и охотно объяснил мне в своих стихотворениях всё то, что я мог узнать единственно от самого автора... Гёте позволил мне писать к себе и, кажется, желает, чтобы в своих письмах я ему объяснил свойство нашей поэзии и языка русского: считаю приятной обязанностью и по возвращении в С.-Петербург займусь этими письмами, в которых особенно постараюсь обратить внимание на историю нашей словесности, на нашу простонародную поэзию».

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/22/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010