Преосвященный Антоний, в мантии, омофоре и митре ожидавший святые мощи в храме, велел снять крышку с гроба, – по всей церкви распространилось благоухание. Началась по церковному чину панихида; предстоящие молились с умилением и радостными слезами. При конце оной протодиакон возгласил: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему», и вместо имени почившего в Боге святителя Тихона, произнес имя Преосвященного Антония, но тотчас, вспомнив ошибку, помянул святителя Тихона и возгласил вечную память. Услышав это, Преосвященный Антоний осенил себя крестным знамением и сказал: «Да будет воля Божия!» По окончании панихиды все приложились к руке святителя. Панихида кончилась в 12 часов ночи. Гроб закрыли крышей, в двух местах обвязали его кругом тесьмой, Преосвященный Антоний запечатал его своей печатью и приказал поставить на северной стороне храма, поверх пола. Тогда все разошлись; остались только Серафим, Паисий и Зосима для устроения надгробия над мощами и ступеней к нему, чтобы удобнее было прикладываться. 20 мая Преосвященный Антоний донес Святейшему Синоду об обретении тела святителя Тихона нетленным, и о перенесении святых мощей в теплую монастырскую, Христорождественскую церковь . Тогда же, особым письмом, уведомил о сем обер-прокурора Святейшего Синода, прося довести сие до сведения Государя Императора. В письме к графу Протасову, Преосвященный Антоний высказал духовный восторг, каким исполнена была душа его при обретении святых мощей святителя Тихона. «За приятное для себя дело считаю,– пишет он,– довести до сведения вашего сиятельства о таковом обретении и нетленого тела Преосвященного Тихона, радостном для святой нашей Православной Церкви, в недрах коей только процветает нетление среди всеобщего разрушения. При сем не могу пред вами скрыть того сладостного, неземного восторга, которым исполнена была душа моя при виде нетленного тела Преосвященного Тихона. Я готов и рад бы был разрешиться от уз бренной и дряхлой плоти моей и с праведным Симеоном, удостоившимся принять на руки Христа Спасителя, воскликнуть: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, известному мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Время основания прихода Красногорского и построения первого храма не известно, за отсутствием документов в церковном архиве. Предание сообщает, что храм этот сгорел «от напольного пожара». Вместе с ним, вероятно, сгорели и церковные документы. Второй храм был тоже деревянный, но совершение богослужений в нём по причине его ветхости в 1806 г. было прекращено, св. антиминсы переданы пономарю Верхотурской Воскресенской церкви Феодору Трофимову Старцеву для доставления в Верхотурское духовное Правление, а самый храм в 1820 г. был разобран по распоряжению Пермской Консистории от 12 августа того года. Настоящий третий, каменный, храм заложен по благословению Иоанна, епископа Пермского и Екатеринбургского, 31 мая 1802 г. присутствующим в Верхотурском Духовном Правлении священником Симеоном Белоусовым, в честь Преображения Господня, с приделом во имя великом. Екатерины. Придельный храм был освящён 8 февраля 1804 г., по благословенной грамоте Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского, тем же священником Белоусовым, а главный храм – им же, 4 июля 1810 г., причём был переименован в честь Нерукотворённого Образа Спаса. Тот и другой храм строились иждивением прихожан, под наблюдением местного священника Стефана Земляницына, память о котором до сих пор жива в народе. Постройка храма обошлась в 5615 р. 89¼ коп. За скорое построение храма прихожанам был дан похвальный лист от Иустина, епископа Пермского и Екатеринбургского. В 1821 г. храм обнесён каменною оградою, и в северо-восточном углу её построено каменное здание для проживания просфорни, которое ныне приспособлено для приёма паломников, идущих на поклонение св. мощам и могиле Праведного Симеона. В 1874 г., по благословенной грамоте Антония, епископа Пермского, к храму пристроен придел во имя Святого Николая, Мирликийского Чудотворца, который освящён 28 октября 1876 г. благочинным Г.В. Морозовым. При Красногорском храме имеется древний Нерукотворённый Образ Спасителя, который явился в давнее время. О явлении этого образа существуют два предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что касается постройки различных деревянных и каменных строений монастырских, то не перечисляя их здесь (о чем будет ниже), мы здесь не можем не упомянуть о том, что весьма многие из них выстроены в период настоятельства игум. Софии (с 1829–47 г.), память о которой должна оставаться незабвенною в обители по многочисленным постройкам и по учрежденному и благоустроенному ею общежитию, что случилось при следующих обстоятельствах. В 1817 г. проезжая чрез г. Кострому во Владимирскую губернию, монахини Нижегородского Крестовоздвиженского монастыря – София, Рахиль, Надежда, рясофорная Зинаида и послушница Агриппина, по совету почтенных граждан Костромских, пожелали поступить в Костромской Крестовоздвиженский монастырь. Из них София 22 мая того же года назначена была казначею с уполномочием всевозможными способами устроять монастырь, вводить лучший порядок и особенно общежитие, «дабы сестры не имели нужды скитаться часто по рынку для покупки пищи и другого нужного». Составленное из этих пяти приезжих сестер общежитие, по присоединении к нему других приезжих монахинь и послушниц из того же Нижегородского монастыря, возросло в том же году до 19, а к 1820 г. до 30 монашествующих. С возведением в 1829 г. казначеи Софии в сан игуменьи, внешний и внутренний строй монастырской жизни совершенно преобразован на началах общежитии, которое вполне окрепло и стало умножаться еще быстрее. Так в 1835 г. находилось в общежитии до 100 сестер, в конце же 40-х годов до 200 сестер. В 1857 г. разрешено было иметь сверх штата 20 монашеских вакансий; в 1862 г. в монастыре состояло 250 сестер с находившимися на испытании. Введение общежительных порядков много содействовало, при благотворительности Костромских граждан, внутреннему и внешнему благоустроению обители. В общежитии всем сестрам соответственно их способностям назначены были приличные послушания или рукоделья; так лучшие мастерицы занимались шитьем из золота и серебра, окладыванием св. образов разными материалами и т. под. Преуспеяние нравственного благоустройства в обители привлекало общее уважение к ней местных жителей и располагало многие благочестивые души искать спасения в хорошо устроенной обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

22 апреля 1893 г. Кончина благотворительницы Скорбященского и Зачатьевского монастырей В Москве, Св. Пантелеимоновского монастыря на Афоне и др., храмоздательницы Собора Всемилостивого Спаса АКИЛИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ СМИРНОВОЙ (тайная монахиня РАФАИЛА). Погребена в часовне рядом с собором. Надгробная часовня АКИЛИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ СМИРНОВОЙ (тайной монахини РАФАИЛЫ). Современный вид. 6 августа 1893 г. Закладка святых врат по обе стороны соборного храма и ограды длиной 16 сажен по Долгоруковской улице и 28 сажен по Вадковскому переулку. 5 февраля 1894 г. Открытие кладбища при монастыре. Распоряжение подписано Московским генерал-губернатором генерал-адъютантом Великим Князем СЕРГИЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ. Кладбищенский храм Трех Святителей (предполагался с пределами преп. Сергия Радонежского и Василия Блаженного) сооружался иждивением сергиевопосадского купца Ивана Ефимовича Ефремова. Освящен 8 мая 1910 г. 25 октября 1894 г. Освящение митрополитом Московским и Коломенским СЕРГИЕМ (Ляпидевским) монастырского собора – Храма Всемилостивого Спаса. Вид на Храм Всемилостивого Спаса с Долгоруковской (Ныне Новослободской) улицы. Ок. 1914 г. Внутренний вид Соборного храма Во имя Всемилостивого Спаса Скорбященского женского монастыря. Ок. 1914 г. Митрополит Московский и Коломенский СЕРГИЙ (Ляпидевский) 1820 – 1898 На Московской кафедре в 1893 – 1898 гг. Верный последователь Свт. Филарета. Известный своей строгостью и требовательностью к приходскому духовенству иерарх, оставивший о себе добрую память. Его забота о порядке и благоукрашении храмов сочеталась с вниманием к неукоснительному точному соблюдению уставных богослужебных требований. 6 ноября 1894 г. Освящение правого предела Храма Всемилостивого Спаса во имя иконы БМ “Скоропослушница” (освящал казначей Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Никон) 12 декабря 1894 г. Освящение левого предела Храма Всемилостивого Спаса во имя Двенадцати Апостолов (освящал наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Павел) 1 июня 1900 г. Первое посещение Скорбященского монастыря митрополитом Московским и Коломенским ВЛАДИМИРОМ (Богоявленским)

http://pravmir.ru/150-let-skorbyashhensk...

54 Высочайше утверждены в 30 день августа. 1814. Семен Н. Красноцветов, 1-й Магистр» 6-го курса Петерб. Ак., в июле 1830 определен Священником к Правосл. церкви в Швейцарии; в 1857 Протоиерей Успенской церкви, что на Сенной. в С.-Петербрге. 55 Семен Н. Красноцветов, 1-й Магистр» 6-го курса Петерб. Ак., в июле 1830 определен Священником к Правосл. церкви в Швейцарии; в 1857 Протоиерей Успенской церкви, что на Сенной. в С.-Петербрге. 56 Анна Федоровна обвенчана с Великим Князем 15 Фев., 1796, Формально разведена с мужем, 1 Апр., 1820 ум. в Эльфенау, близ Берна. 12 Августа 1860. 60 Димитрий Петр. Горихвостов, Капитан Гвардии, в 1831 основал в Москве заведение для воспитания сирот – девиц Духовного звания, для призрения вдов и пожилых девиц того же звания; ум. 15 Авг., 1846. 63 Мелетий Смотрицкий, Архиепископ» Полоцкий написал превосходную для своего времени Славянскую Грамматику, изданную в Москве, 1648. 65 Князья А. Н. Голицын и И.С. Мещерский были Обер-Прокурорами Св. Синода, первый с 1803 по 1817, а втрой с 1817 по 1833. 66 Макарий Глухарев, магистр 2-го курса Петерб. Академии, до назначения к Миссии (1829) проходил наставническое и начальническое служение в Семинариях Екатиринославской и Костромской; ск. 1847, мая 18, на 36 году своей жизни. 71 Штиллинг Юнг, в следствие экзальтированного благочестия, витал в мистицизме и суеверие, и в этом духе написал многие сочинения; ум.1817. 72 Эта Библия состоит из нескольких, отдельно переплетенных книг одна книга утрачена и находится ныне в Московском Алексеевском девичьем монастыре. На полях ее встречаются краткие выписки из Библий Греческой, Латинской, и из толковников, не то обозначены одни только имена толкователей, не исключая Западных. 74 Афанасий Дроздов, 1823 пострижен. 1824 Магистр 4-го курса Моск. Академии и бакалавр. 1828 Ректор Пензенской. 1829 Костромской. 1838 Рязанской. 1840 Херсонской Семинарии. 1841 Петерб. Академии 1842 Епископ Винницкий, с оставлением в звании Ректора Академии. 1847 Епископ Саратовский, 1836 Астраханский, 1838 Архиепископ. 1870 ув. на покой, ск. 1876. дек. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

63. Арсений Тодорский 16 декабря 1792 г. переведен из Петергофской Сергиевой Пустыни, a 21 июня 1796 г. в Юрьев монастырь. 64. Каллист Звенигородский 1796–1800 г. 7 марта уволен на покой. 65. Назарий Романовский 7 марта 1800 г. переведен из Вифании, а в январе 1802 г. в Свияжский Богородицкий монастырь. 66. Вениамин Жуков 29 января 1802 г. переведен из Петергофской Сергиевой пустыни, a 9 августа 1809 г. в Иверский Валдайский монастырь. 67. Порфирий Кириллов 9 августа 1809 г. переведен из Петергофской Сергиевой пустыни. Скончался 28 сентября 1817 г. в Кирилове 143 . 68. Гедеон Мошатин 4 февраля 1818 г. переведен из Вяжицкого монастыря, а в 1829 г. уволен на покой и скончался 144 . 69. Иннокентий 2 мая 1820 г. переведен из Зеленецкого монастыря, а в 1840 г. в Иверский монастырь. 70. Рафаил 1840 г. переведен из Ростовского Борисоглебского монастыря, управлял монастырем до 1841 г. 71. Ефрем 1842–1852 г. 72. Варлаам Денисов 1853 г. переведен из Нижегородского Макарьева монастыря; 1857 г. переведен в Юрьев монастырь. 73. Феофан (из дворян), управлял Кирилловским монастырем с 1857 г., по 1866 г.; впоследствии переведен в Соловецкий монастырь, там и скончался. 74. Иаков (Поспелов) 1869 года, студент и кандидат Богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии; настоятельствовал здесь около 30 лет. Этот благочестивый настоятель следовал во всей строгости уставу препод. Кирилла, отличался необычайной добротой и милосердием, как к своей братии, так и вообще к ближним о Христе. Благотворительность его доселе памятна многим, как в самом городе Кириллове, так и в окрестностях. Особенно он был щедр для бедных учеников духовного звания; многих из них содержал он училище 145 на свои средства. Скончался 16 января 1895 года на 79 году от рождения. Память его в благословениях 146 . 75. В настоящее время в Кирилло-Белозерском первоклассном монастыре настоятельствует священно-архимандрит Никодим – из духовного звания. До 1895 года он находился в Александро-Невской лавре, где с честью проходил должность благочинного монастыря – в звании игумена. В том же 1895 году переведен в Кирилло Белозерский монастырь в сан архимандрита. При нем в обители находятся (по штату первого класса) в должностях следующие лица:

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Открылась выставка о небесных покровителях Российской империи сентября 2022 В праздник перенесения мощей святого Александра Невского , 12 сентября, в особняке Румянцева была представлена выставки " Петр и Александр - небесные покровители Российской империи " . Она приурочена к 350-летию дня рождения императора Петра I, который избрал для Санкт-Петербурга небесных покровителей - апостола Петра и святого Александра Невского. Куратор выставки, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга Надежда Катсон в приветствии напомнила, что этих небесных покровителей города особо чтил император Петр Великий. Представлены не только их образы, но и иконы Спасителя, Богоматери, других почитаемых в северной столице святых. " В экспозиции удивительно сочетаются глобальность и камерность, которая позволяет воспринять эту глобальность сердечно, через гармоничное соединение миниатюр с иконами, - отметил председатель епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам архимандрит Александр (Федоров) . - Я полностью согласен с идейной стороной выставки: святые Александр и Петр - покровители не только Российской империи, но и Святой Руси, чьей преемницей она является. Само имя Петр тоже преемственно в истории - и ветхозаветной, и новозаветной, что подчеркивает выставка " . Представлены иконы XVIII-XX веков из собрания Музея истории Санкт-Петербурга и Музея христианской культуры. На редкой иконе из ризницы Петропавловского собора " Петр и Павел в предстоянии Спасителю " , написанной в 1841 году Ильей Яковлевым, рядом с образами Иисуса Христа, апостолов Петра и Павла находятся два сюжетных изображения - " Исповедание Петра " и " Обращение Савла " . Внимания заслуживает икона " Благоверный князь Александр Невский и преподобный Тит в молении Христу, со сценой покушения на царя Александра II " , созданная в память о спасении монарха во время покушения на него в 1879 году. Представлена также серия литографий из " Русского художественного листка " , который издавался художником Василием Тиммом (1820-1895) с сюжетами, посвященными святому Александру Невскому: перенесение мощей из Владимира в Санкт-Петербург, победа великого князя над шведами, вид раки в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, крестный ход из монастыря. Посетителя увидят и фотокопию анонимной записки 1681 года, найденной в начале ХХ века при вскрытии раки святого: " 7189 год, 20 мая, собраны эти мощи благоверного князя Александра после церковного пожара, ибо тогда сгорели все иконы " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

В конце 1781 г. прислано было в Консисторию из Наместнического Правления сообщение за 1832 о даче жалования причту Скопинского собора. Ноября 2 того же года прислано было от Рязанского наместника Михаила Каменского просительное письмо к преосвящ. о приписании к Скопинскому собору приходских дворов, а вслед затем Наместным Правлением сообщено было в Консисторию и о возвращении собору церковной земли, которой соборяне пользовались недолго: пользование землею снова было заменено жалованием в 85 руб., которое в 1820 г. было прекращено. В 1822 г. 16 мая соборный причт просил о возвращении им принадлежавшей некогда собору земли, но получил в том от Правительствующего Сената отказ. Усадебной земли для соборного причта отведено было в 1793 г. «восемь нумеров», но и та впоследствии признана была городскою. Из памятников древности, находившихся в Троицком соборе, достойна особенного внимания древнего письма икона Спасителя, бывшая прежде в скопинском Троицком монастыре, а, по упразднению монастыря, в 1764 г. икона эта взята была из монастыря и поставлена в нарочно устроенной в городе часовне. В 1810 г. часовня сгорела до основания, но икона найдена невредимою и перенесена в соборную церковь, где и ныне находится. Ежегодно из Троицкого собора совершается на Духов день крестный ход с иконою Спасителя в Свято-Духов монастырь в память того, что икона эта некогда принадлежала обители. Кроме того, крестные хода совершаются: 18 июня вокруг всего города и в один из воскресных дней Петровского поста вокруг подгородной слободы, принадлежащей к соборному приходу, в котором в настоящее время при 217 дворах числится муж. пола 567, жен. пола 635 душ. По штату 1873 г. в причте Троицкого собора положены 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика. Добролюбов Иоанн Васильевич «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных...» Том 2, 1885 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=38873

Закрыть itemscope itemtype="" > День памяти легендарного летчика Маресьева Сегодня мы вспоминаем князя П.А.Ширинского-Шихматова, генерала Н.А.Иванова, полярника Н.А.Бегичева и скульптора М.К.Аникушина 18.05.2020 451 Время на чтение 6 минут Сегодня Святая Церковь чтит память вмц. Ирины (I-II). Прп. Варлаама Серпуховского (1377). Обретение мощей прп. Иакова Железноборовского (1422). Прмч. Ефрема Нового (1426) (Конст.). Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (1878). Сегодня день памяти видного русского государственного деятеля, академика Петербургской Академии наук и поэта князя Платона Александровича Ширинского-Шихматова, скончавшегося 5 мая 1853 года. Он родился 18 ноября 1790 г. в селе Дерново Вяземского уезда Смоленской губернии и принадлежал к старинному русскому княжескому роду, происходившему от беев Ширинских, которые имели обширные владения по Волге, а затем были завоевателями Крыма. Окончив Морской кадетский корпус (1807), князь служил во флоте, участвовал в войне с наполеоновской Францией 1812-14 гг. В 1820 г. Ширинский-Шихматов был назначен начальником отделения Инженерного департамента Военного министерства. Сблизившись с адмиралом А.С.Шишковым, который назначил его директором канцелярии министерства народного просвещения, князь примкнул к т.н. «русской партии» - православно-патриотической консервативной группе русских государственных деятелей. В 1842 г. он был назначен товарищем министра, а в 1850 г. - министром народного просвещения. В этой должности Ширинский-Шихматов стремился оградить учащуюся молодежь от влияния идей Запада. Для Ширинского-Шихматова как поэта характерны религиозно-мистические мотивы (особенно циклы «Опыты духовных стихотворений», 1825) и твердая православно-монархическая ориентация. Его перу принадлежит ряд патриотических стихотворений: «Ода на кончину князя Кутузова-Смоленского» (1829), «Ода на мир, заключенный в 1829 году с Оттоманскою Портою» (1830), «Военная песнь Россиян» (1840) и др. В 1828 г. Ширинский-Шихматов стал членом Петербургской Академии наук. Как председатель Отделения русского языка и словесности принимал участие в издании «Словаря церковно-славянского и русского языка». Был также председателем Петербургской археографической комиссии.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/18/de...

20. Церковная жизнь В 20 в., как и в предшествующее столетие, Святейший Синод проявлял чрезмерную осмотрительность при канонизации святых. Прославление новоявленных угодников бывали исключительно редкими событиями. Лишь через 40 лет после обретения мощей иркутского святителя Иннокентия, в 1804 г., Синод установил празднование в его честь, назначив его на 26 ноября, днем раньше кончины святого, ибо в самый день его преставления совершается празднование иконы Божией Матери Знамение. Память воронежского святителя Митрофана благоговейно чтилась в его епархии со времени кончины святого. С 1820 г. увеличился поток почитателей подвижника, стекавшихся в Воронеж к его мощам; умножились и случаи благодатных знамений. Воронежский архиепископ Антоний многократно сообщал в Синод о чудесах и ходатайствовал о причислении епископа Митрофана к лику святых. В 1831 г. Синод назначил комиссию для освидетельствования его мощей и чудесных знамений, совершавшихся по молитвам к нему. По заключению комиссии, 7 августа 1832 г. состоялось прославление угодника. Память его определено праздновать 7 августа и 23 ноября – день преставления святого. В день, предшествовавший открытию мощей святителя, архиепископ Антоний, собираясь идти в храм возложить на мощи новое архиерейское облачение, почувствовал внезапное расслабление и услышал тихий голос: «Не нарушай моего завещания». Размышляя об услышанном, он открыл ризницу и обнаружил там схиму, принесенную незадолго перед тем неизвестной монахиней, сказавшей, что скоро эта схима понадобится. Тогда архипастырь понял, что воля святителя Митрофана в том, чтобы не полагать на его мощи архиерейского облачения, а оставить их в схиме. 13 августа 1861 г., в день преставления другого воронежского святителя Тихона Задонского , состоялась его канонизация. Церковные праздники устанавливались и в честь икон, прославившихся чудесными знамениями. В 1843 г. древняя и ветхая икона Богоматери «Споручница грешных», хранившаяся в старой часовне Николаевского Одрина монастыря Орловской епархии, была торжественно принесена в церковь . К образу Богородицы стали стекаться верующие, чтобы помолиться перед ним о врачевании своих болезней и скорбей. По молитвам матери перед иконой получил исцеление расслабленный мальчик. Во время холеры многие из больных исцелялись предстательством «Споручницы грешных». В 1848 г. усердием москвича Димитрия Бонческула был сделан список с этой иконы, который прославился цельбоносным мироточением. Этот список перенесли в храм Святителя Николая в Хамовниках. Празднество в честь «Споручницы грешных» совершается 7 марта и 29 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010