все более укреплялся в убеждении, что для прогресса наук требуется тесное взаимодействие исследователей, постоянный обмен научными идеями и результатами. Он безуспешно пытался заинтересовать нем. князей проектами издания научного журнала или организации в Германии об-ва ученых (Академии) по образцу англ. Королевского об-ва и Французской академии наук (см.: Ibid. P. 96-99). С кон. 60-х гг. XVII в. Л. активно занялся распространением своих сочинений и идей, вступив в переписку со мн. европ. правителями, философами, теологами и учеными. Хотя иногда письма Л. оставались без ответа (напр., 2 письма Гоббсу), в большинстве случаев представители интеллектуальных и научных кругов Европы давали его сочинениям положительную оценку и охотно принимали участие в обсуждении формулируемых Л. в письмах философских и научных проблем. Обширная переписка позволяла Л. получать актуальную информацию о научных достижениях современников, а также быть в курсе основных политических и интеллектуальных событий. В число лиц, с к-рыми он начал обмениваться письмами в этот период, входили: Иоганн Фридрих (1625-1679), герц. Брауншвейг-Люнебургский (Ганноверский); Г. Ольденбург (ок. 1618-1677), секретарь англ. Королевского об-ва; философы и ученые Г. Конринг (1606-1681), Л. ван Велтёйсен (1622-1685), П. де Каркави (ок. 1600-1684), О. фон Герике (1602-1686) и др. (подробнее о переписке Л. см.: Gerber. 1966; ср.: Погребысский. 2004. С. 72-74). Л. в Париже и в Лондоне (1672-1676) В 1672-1673 гг. Л. завязал личные контакты со многими франц. философами и учеными, в т. ч. с А. Арно (1612-1694), П. Николем (1625-1695), Дж. Д. Кассини (1625-1712), Гюйгенсом. Поскольку теоретические и практические навыки Л. в области новейшей математики и ее приложения к механике были довольно слабыми, Л. стал брать уроки у Гюйгенса, который высоко оценивал его природные дарования. Первоначально математические интересы Л. лежали в области суммирования бесконечных числовых рядов, однако под влиянием Гюйгенса он также стал заниматься анализом бесконечно малых, постепенно переходя от работы над отдельными проблемами к построению общей системы математического анализа (см.: Antognazza.

http://pravenc.ru/text/2463351.html

Ок. 1672 г. К. познакомился с принцем Вильгельмом Оранским через его врача. Оценив личные качества К., принц предложил ему стать тайным агентом в Англии и Шотландии и передавать информацию о политической обстановке. Наибольший интерес для принца представляли сведения о ходе переговоров кор. Англии Карла II (1660-1685) относительно союза с Францией, а также о ситуации в Шотландии. Сохранились неск. тайных донесений К. из Англии, которые относятся к 1672-1674 гг. К. регулярно ездил из Нидерландов в Англию и обратно, исполняя тайные поручения принца. 19 сент. 1674 г. он был арестован в Англии, допрошен и обвинен в заговоре против короля. После отказа признать свою вину К. был направлен в Эдинбург и заключен под стражу; он пробыл в тюрьме до 29 июля 1679 г. После освобождения К. посетил родственников в Ирландии, побывал в Лондоне, в течение нескольких месяцев был проповедником в Хартфордшире. 6 июня 1682 г. он вступил в брак с Элизабет Кекуич († 1724), ставшей спутницей К. до конца его жизни. В 1681 г. К. вернулся к агентурной деятельности и принял участие в заговоре против кор. Карла II, помогая заговорщикам в Нидерландах, Англии и Шотландии поддерживать связь друг с другом (см.: Ibid. P. 40-43). После раскрытия заговора англ. властями 21 июля 1683 г. К. был схвачен в Тентердене (графство Кент) и обвинен в планировании покушения на жизнь короля и участии в подготовке военного восстания (Ibid. P. 43). После отказа дать показания и назвать имена сообщников К. был отправлен для продолжения расследования его деятельности в Эдинбург. Здесь в ходе допросов К. был подвергнут жестоким пыткам (Ibid. P. 46-47), после которых согласился дать показания при условии, что сведения не будут использованы против к.-л. из названных им лиц в суде; следователи заключили с К. письменный договор (опубл.: Story. 1874. P. 96). В сент. 1684 г. К. признал свое участие в заговоре; в ходе допроса он не сообщил к.-л. новой информации, а лишь повторил уже известные следователям сведения о заговорщиках.

http://pravenc.ru/text/1681173.html

426 Там же, 457. — На Русь евфимиевская триодь проникла в том же XIV-м веке. В И.П.Б. есть любопытный экземпляр славянской триоди XIV в. (F.n.I. 30), писанный на Руси. Манера письма — устав, переходящий в полуустав. До службы субботы первой седмицы переписчик дает исправленный текст древнеславянской триоди, начиная же с указанного пункта, он прямо переписывает евфимиевскую триодь. 427 Но иногда попадаются. Например, второй седален понед. 5 сед. Господи, пути ( δος ) намъ предварить . 428 В евфимиевской триоди есть лишь первый — в пяток на молебне. 429 Однако же никоновские справщики оставили первый перевод въ ирмосе — Воистинну ( κυρως ) тя Богородицу ucnobjьдyeмъ (9 п. Феодор. трипеснца пятка Ваий). 430 Филарет архп. Черниговск., Обзор русской духовной литературы, 1859, стр. 340. 431 Свод этих поправок см. в любопытной брошюре, изданной Почаевской лаврой: «Об исправлении богослужебных книг (окружное письмо униатского митрополита Афанасия Шептицкого к духовенству от 1738 г.)» изд. 2-е, Почаев, 1905, стр. 9—11. 432 Триодь 1656 г., говорится в донесении московской типографской конторы, «с нынешнею в 1745 г. печатанною триодею в паремиях является по большей части согласна; також главами и стихами против каждой паремии на полях первая из триодей видится означена»... триодь 1672 г. «с нынешнею триодею в паремиях от показанной в 1656 г. напечатанной согласнейшая... Имеется же в типографской библиотеке триодь, напечатанная в 1704 г., которая с 707, с 710, с 717, с 724, с 731, с 742 и по ней следующими напечатанными в 1745 и 1748 годех триодми совершенно в паремиях согласна, а с триодми же выше сего показанными в 1656 и 1672 годех напечатанными мало не согласны, а с самою Библиею вышеозначенных всех годов триоди в паремиях никакого согласия не имеют, а с каких те с 704 году триоди оригиналов исправлены были, ни в самых описаниях и в типографской библютеке и в правиленой полате указов ни записок никаковых не имеется». Дело Архива Св. Синода 1748 г. марта 3 дня за 7. 23) Там же.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

В оставшихся, старописанных и печатных, книгах, за исключением немногих, сделали разные приписки в своем раскольническом духе и повреждения, которые видели и засвидетельствовали современники и доселе еще можно видеть в некоторых памятниках соловецкой библиотеки 371 . Служка Фаддей Кожевник со своими единомышленниками почему-то вооружился против древних крестов, имевших на себе «положенную титлу» или надпись, и множество их, какие только обрелись на Соловецком острове, посек и пожег. Иноки и старцы, которые дерзали обличать такие неистовства, заключаемы были в оковы и темницы 372 . Волохов провел то в Сумском остроге во 120 верстах от Соловецкого монастыря, то на Заяцком острове, куда обыкновенно приезжал с стрельцами на три летних месяца, около четырех лет и почти без всякого успеха; а к самому монастырю, по малочисленности ли своей дружины и по недостатку больших орудий, или по беспечности и нерадению, все не приступал 373 . Только в декабре 1669 г. прибыли в Сумский острог бежавшие из Соловецкого монастыря одиннадцать человек чернецов да девять бельцов; в июле того же года высланы из монастыря в Сумский острог самими мятежниками двенадцать человек 374 , и в октябре 1670 г. пойманы были на море и заключены в Сумском остроге двое из главнейших мятежников – келарь Азарий да служка Фаддей Кожевник, с тринадцатью другими иноками и 23 бельцами, которые отважились было на вооруженных лодках отплыть из гавани для ловли рыбы 375 . Волохов, за свою безуспешность в исполнении поручения, за разные своевольства и злоупотребление монастырскою казною, особенно же за несправедливости и жестокости против архимандрита Иосифа, в конце 1672 г. вызван был в Москву 376 . Так кончилась первая попытка к усмирению соловецких мятежников! Не менее неудачна была и вторая. На место Волохова прислан был в исходе 1672 г. голова московских стрельцов Клементий Иовлев. Ему дано было 600 двинских стрельцов, и он, присовокупив в ним еще 125 стрельцов сумских и кемских, тогда же отправился к Соловецкому монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В Англии времен Честертона достаточно было подписи двух врачей, чтобы человека признали сумасшедшим. Сэр Чарлз Грандиссон – идеальный джентльмен, герой нравоучительного романа английского писателя С. Ричардсона (1689—1761) «История сэра Чарлза Грандиссона» (1754). Роджер де Коверли – вымышленный английскими писателями Робертом Стилом (1672—1729) и Джозефом Аддисоном (1672—1719) комический персонаж нравоописательных эссе в журналах «Болтун» и «Зритель», старомодный и наивный помещик, живущий среди практичных и здравомыслящих английских буржуа. Терпин Ричард (1706—1739) – знаменитый английский разбойник, повешенный в Йорке. Описан У. Х. Эйнсуортом (1805—1882) в романе «Роквуд» (1834). Бэзби Ричард (1606—1695) – прославленный педагог, известный своей строгостью. Джонсон Сэмюел (1709—1784) – английский критик, лексикограф, писатель, автор фундаментального «Словаря английского языка» (1755), авторитетнейший комментатор Шекспира. Был чрезвычайно эксцентричен. Честертон написал о нем эссе «Доктор Джонсон» и пьесу «Суждение доктора Джонсона» (1927). Его самого иногда называли «доктором Джонсоном двадцатого столетия». Месмеризм – учение австрийского врача Ф. Месмера (1785—1815), в основе которого лежит понятие о «животном магнетизме», с помощью которого можно изменять состояние организма и излечивать болезни. Эдуард I (1239—1307) – король Англии из династии Плантагенетов, правил в 1272—1307 гг. Или во славу Божью, или за честь моего короля//В отчаянии, с открытой грудью, на краю моей земли! – Строки из «Франсиады» (1572) Пьера Ронсара (1524—1585). Железный герцог – так называли Артура Уэлсли, герцога Веллингтона (1769—1852), английского политического деятеля и военачальника, одержавшего победу над Наполеоном в битве при Ватерлоо (1815). – имена крупнейших исторических фигур, героев литературных произведений и их авторов: герой старофранцузского эпоса «Песнь о Роланде»; его друг Оливье (англ. – Оливер); ветхозаветный пророк; французский король Карл Великий; центральный персонаж легенд Артуровского цикла; герой древненемецкого эпоса «Песнь о Гильдебранде»; великий поэт Древней Греции; деятель французской революции; крупнейший художник итальянского Возрождения; знаменитый английский поэт и драматург эпохи Возрождения. Брэкспир Николас (ум. 1159) – папа Адриан IV, единственный англичанин на папском престоле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Рано овдовев и будучи, по-видимому, от природы деятельной и незаурядной натурой, Ф. П. Морозова не удовлетворилась воспитанием сына и хозяйственными делами: она искала для себя деяния и духовного подвига. Встреча весной 1664 г. с вернувшимся из сибирской ссылки в Москву протопопом Аввакумом во многом определила её дальнейший жизненный путь: вместе со своей младшей сестрой княгиней Евдокией Прокопьевной Урусовой Ф. П. Морозова выступила убеждённой противницей церковной реформы. Протопоп Аввакум стал её «духовным отцом» и наставником в делах веры. Последовательное сопротивление Ф. П. Морозовой церковной реформе, проводимой патриархом Никоном и царём, поддержка боярыней приверженцев «старой веры», твёрдый отказ выполнить волю царя и поступить вопреки собственным убеждениям сделали её сначала опальной боярыней, а затем поставили в ряд государственных преступников. Ни богатство, ни прежние личные связи семьи не спасли её от царского гнева: в ночь на 16 ноября 1671 г. Ф. П. Морозова была арестована вместе с сестрой Е. П. Урусовой, разлучена с сыном, умершим вскоре после ареста матери (весной 1672 г.), закована в кандалы и лишена всего своего состояния. Непослушание Ф. П. Морозовой царь пытался сломить и уговорами, и суровым тюремным заключением: ножные кандалы с Ф. П. Морозовой на третий день были сняты, но власти пригнули к земле непокорную голову боярыни: её шею замкнуло «огорлие» железной цепи, на другом конце которой находилась тяжёлая деревянная колода – «стул»; когда же стало ясно, что позиция Ф. П. Морозовой неизменна, начались «казни»: её вместе с сестрой подвергли жестоким и унизительным пыткам на «дыбе» (по-видимому, в самом конце зимы 1672/73 г.), и затем вместе с Евдокией и Марией Герасимовной Даниловой, женой стрелецкого полковника Иакинфа Ивановича Данилова, – заключили в земляную тюрьму Боровского острога (предположительно с конца лета–осенью 1673 г.), где узниц уморили голодом по приказу царя, не решившегося на публичную казнь. Ф. П. Морозова умерла в ночь с 1 на 2 ноября 1675 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1966. Т. 2. С. 81–110; Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. P. 96–144. Ср. сн. 1. 53 См. сн. 32. 5 . Историография о свт. Филофее (Коккине) в работе М. Митреа Хронология Событие Сведения об источнике/исследовании Кон. XIV в. Вскоре после смерти свт. Филофея написаны короткое житие в виде энкомия с общей информацией о сочинениях и последование службы святителю, которое содержит некоторые биографические сведения. Автор – анонимный, современник святителя. Цамис (Tsames) уже к нач. XV в. относит появление первых иконографических свидетельств о почитании свт. Филофея (Коккина) как святого. Тексты обнаружены и изданы Коцабасси (Kotzabassi) в 1996 г. Tsames «Εκονογραφικς μαρτυρες», πιστημονικ πετηρς τς Θεολογικς Σχολς το Πανεπιστημου Θεσσαλονκης, 22, 1977, σ. 37–52. 1604 г. J. Pontanus Philipp Solitarii Dioptra: Ingolstadti, 1604 (позднее текст опубликован в PG 154, 767A-820D). 1672 г. Французским доминиканским монахом Комбефисом (Combefis) опубликованы соборные томосы 1351 и 1368 г. (автор свт. Филофей). M. Combefis. Bibliothecae graecorum patrum auctarium novissimum. Pars altera. Parisiis 1672. (Bibliothecae graecorum veterum partum), II, 135–172 (томос 1351 г.). Томосы переиздавались впоследствии Успенским (1892), Кармиресом (Karmires, 1968), Риго (Rigo, 2004) и Лоритценом (Lauritzen, 2016). 1698 г. Патриархом иерусалимским Досифеем II Нотаром опубликованы 15 антирретиков против Никифора Григоры в «Томосе Любви». Томос Любви (Τμος γπης): (томос 1351 г.), (томос 1368 г.), 1–239 (15 антирретиков). 1698 г. Опубликована одна из первых научных статей о свт. Филофее. Данная статья сосредотачивается на сочинениях святителя и рукописях, в которых они содержатся. Некоторые труды приписываются перу свт. Филофея (Коккина) ошибочно. Из агиографических произведений здесь указываются только 3-и, посвященные всем святым, прпмц. Анисии и вмч. Димитрию Мироточивому. Cave, William. «Philotheus, cognomento Coccinus». In Appendix ad scriptorum ecclesiasticorum historia literaria.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Создание основного массива научных трудов, посвященных изучению вкладных книг Троице-Сергиева монастыря, приходится на вторую половину XX в. Чаще всего они выступают предметом источниковедческого, текстологического или библиографического . Хронологические записи пожертвований во вкладных книгах Троице-Сергиевой обители строго систематизированы по принадлежности вкладчиков к определенным социальным группам. В отдельные главы объединены вклады князей и царей, начиная с князя Дмитрия Ивановича Донского, митрополитов и патриархов, архиепископов и епископов, представителей боярских родов, служилых людей, дьяков, духовенства, торговых гостей, людей разных чинов государева двора, т. е. стряпчих, стольников и жильцов, а также подьячих, казаков, боярских и торговых людей, крестьян, слуг и т. д. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря известна в двух списках: 1638/39 и 1672/73 гг. В рамках каждой отдельной главы книг пожертвования записывались в четкой хронологической последовательности. По родам были сгруппированы в главы боярские вклады; в данном случае последовательный хронологический порядок глав строился по первому пожертвованию представителей отдельного рода. В 1987 г. сотрудниками Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника было подготовлено издание вкладной книги, что открыло путь к использованию этого ранее недоступного источника широкому кругу . Конюшенное хозяйство было важной частью хозяйства Троице-Сергиева монастыря. Коневодство и заботы о конюшенных дворах поручались старцам-конюшим, многочисленным слугам и . «Монастырская конная служба» считалась особо ответственной статьей хозяйства. На ее высокий статус указывает письменная фиксация дворов, подробные списки лошадей, включая молодняк, и их возраст: «А каковы те лошади в шерсть и в приметы, и леты, и тому имянная записка в книгах на конюшенном Одним из источников пополнения монастырских конюшен были вклады. Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря полна записями о поступлении лошадей от вкладчиков всех социальных групп. Представители феодальной знати нередко передавали монастырю десятки лошадей. К таким случаям, в частности, относится вклад Бориса Федоровича Годунова по Ивану Михайловичу Глинскому 27 января 1602 г.: «2 санника, 3 жеребца, 61 кобылица, 5 жеребчиков, 12 – всего 83 лошади. Но, как правило, в качестве вклада одна-две лошади.

http://sedmitza.ru/lib/text/8968989/

а) Сочинение его Мессия правдивый, или разговор христианина с жидом о истинном Мессии, на польском языке изд. в Новгор. Сев. 1668 г., на южном русском – в Киеве 1669 и 1672 г. В предисловии описан случай, по которому писано это сочинение: случай замечательный. «Правоверный народ христианский! напиши себе на сердце грехи Жидов... Напиши твердо в памяти твоей, как, в недавнее время, в 1660 г., на Волыни, на Подолье, во всей Малой России, во всем княжестве Литовском и в Польском королевстве и в других пограничных странах, ненабожность жидовская подняла было рога своей гордости, раздвинула своеволие и начала было трубить для своего прославления, что явился в восточной стороне, в Смирне, некто называющийся Себефом, который выдает себя за Иудейского Мессию, призывает и влечет к себе евреев чудесами ложными, обещает жидам возвратить Иерусалим и Палестину – отчизну их, освободить их от неволи, в которой они находятся, рассеянные меж народами. Глупые жиды, быв обмануты, торжествовали, веселились, радовались, что Мессия на облаке возьмет их в Иерусалим, на облаке проводит их. И где бы ни явилось облако, на нем возмет их Мессия в Иерусалим. Тогда жиды побросали дома, имения, ничего не хотели делать; вот Мессия, говорили, немедленно проводит их до Палестины, в Иерусалим. Они постились для своего Мессии по нескольку дней, даже детям не давали есть по целому дню; зимою, в суровую стужу, мылись под льдом, читая новосоставленную молитву. И много жидов умерло от суровой стужи, купаясь в холодной воде подо льдом. Каждый день и ночь ходили в молитвенные дома свои, и там кричали, отправляя нечистую службу свою; молили Бога, чтобы скорее пришел к ним Мессия и проводил их до отчизны. Тогда сильно величались они пред христианами, смеялись над ними, сочиняли похвальбы, грозили своим Мессиею ложным, обещались мстить христианам, которые властвуют над ними: вот, говорили они, мы будем вашими панами, гетманами, воеводами, сенаторами; все христианские паны, князья и цари будут у Иудеев кучерами, пастухами, земледельцами, жнецами... Этого-то ложного Жидовского Мессию, называвшегося Нафаном Леви, найдет каждый в этой книге между ложными Мессиями и ложными пророками Иудейскими... Некоторые из христиан, будучи малодушны, слыша о чудесах ложного Мессии, видя самохвальство жидов, стали было тревожиться о Христе, истинный ли он Мессия, стали было склоняться мыслью к ложному Жидовскому Мессии. Для того то написали мы книгу. Пусть не тревожатся для ложного Мессии, пусть твердо верят, что Христос наш есть истинный Мессия». Сочинение написал «недостойный иеромонах Иоанийкий Голятовский, архимандрит Черниговский» (Опис. кн. Толстого 142; Царского 198). В 1672 г. эта книга представлена была царю Алексею Михайловичу (Молодик 1844 г., стр. 287).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1374 - 90-х гг. XIV в. нижегородские и городецкие земли оказались в юрисдикции свт. Дионисия , еп. Суздальского (с 1382 архиепископ), и его преемника на кафедре (с 1389) архиеп. Евфросина Суздальского, однако, вероятно, не позднее сер. 90-х гг. XIV в. они вновь оказались в составе Митрополичьей обл. На Московском Соборе 1589 г. по предложению царя Феодора Иоанновича было принято определение о том, чтобы учредить в Русском гос-ве 14 архиерейских кафедр (в их числе должна была быть и Нижегородская). Однако это намерение не было реализовано. В 1589-1672 гг. территория буд. Н. и А. е. входила в состав Патриаршей области . В 1667 г. царь Алексей Михайлович на Московском Соборе с участием вост. патриархов предложил учредить архиерейскую кафедру в Н. Новгороде (Московские соборы 1660, 1666, 1667 годов. СПб., 2014. Т. 2. С. 232), однако и в этот раз утверждения не последовало. Нижегородская епархия в 1672-1799 гг. На Московском Соборе 1672 г., созванном в т. н. период междупатриаршества, в Патриаршей Крестовой ц. Московского Кремля Собор решил единогласно: «...в великом княжении Низовския земли Архиерею быти». Этому не в последнюю очередь способствовало усиление в регионе позиций старообрядцев (ДРВ. 17912. Ч. 18. С. 111-113; Московские соборы эпохи падения Московского патриархата в XVII в. СПб., 2015. С. 20-24). Созданная определением Собора 24 марта епархия была включена в число отдельных митрополий, а новопосвященный архипастырь Филарет был наименован митрополитом Нижегородским и Алатырским (получил настольную грамоту 2 июня 1672). При учреждении епархия включала кроме Н. Новгорода и г. Алатыря посадские города Курмыш и Ядрин вместе с соседними поселениями. По приходным книгам Патриаршего Казенного приказа за 1672 г. в городах и уездах, поступивших в ведение митр. Филарета, значилось 336 храмов, из них 22 - в Н. Новгороде. В 1672 г. в Нижегородском кремле был построен деревянный архиерейский дом, а в нач. XVIII в. он принял вид каменного 2-этажного, при нем находилась Крестовая Казанская ц.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010