Продолжалась утреня до пения «Святый Боже». Тогда вошли в алтарь и вновь облачились. Патриарх Никон окадил престол, вторично раздал свечи, выйдя из алтаря, окадил плащаницу и, взяв Евангелие (малое), вместе с патриархом Макарием вынес плащаницу через северные двери алтаря. Начался большой крестный ход вокруг Успенского собора с пением «Святый Боже». Обошли один раз, плащаницу вновь положили перед алтарем на прежнее место. После этого все архиереи поочередно, начиная с патриарха Никона , кадили плащаницу, алтарь, весь храм и весь народ, как в начале службы. Затем прочитали паримии, Апостол и Евангелие (на престоле) и совершили отпуст. Служба закончилась при восходе солнца. Спустя немного времени началась литургия, от которой вышли только к вечеру. И вскоре же ударили в колокола к молитве на сон грядущим. Наконец, в полночь с 14 на 15 апреля 1655 года «раздался по городу колокольный звон во всех церквах так, что земля задрожала и поколебалась. Народ, по обыкновению, шел в свои приходские храмы слушать пасхальную службу, которая была окончена задолго до рассвета» 495 . За три часа до восхода солнца началась служба в Успенском соборе. Патриархи и духовенство облачились в алтаре. Патриарх Никон раздал всем свечи, и все пошли крестным ходом вокруг престола, через северные двери алтаря, вышли в северные двери храма и, дойдя до западных, здесь совершили «чин Воскресения» 496 . Патриарх отворил двери, и вошли в храм. Патриарх Никон стоял на кафедре на середине храма, духовенство разместилось по чину по обе стороны. Затем, имея в руке крест, патриарх Никон кадил иконы на аналое, престол, алтарь, иконостас, предстоящий народ и обходил с каждением весь храм. То же сделал патриарх Макарий и за ним попарно архиереи. На седьмой песни был прочитан синаксарь. На девятой песни патриарх Никон опять кадил. Ексапостиларий пели хором все анагосты очень торжественным напевом. Все вошли в алтарь. Патриарх Никон снял свой праздничный саккос, который не мог более носить из-за его крайней тяжести.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1653 – 1665 г. Думный дьяк Ларион Дмитриевич Л опухин (заведывал посольскими делами во время отсутствия Алмаза Иванова из Москвы; вместе с царем ездил во время Польских походов, назывался думным Посольским дьяком). 20 ноября 1618 г. – жилец. 12 декабря 1633 г. упомин. в числе «дворян, посланных в Стрелецкий приказ к стрельцам в головы», Ларион Дмитриев Лопухин (21 марта 1634 г. упом. «голова стрелецкий» Л. Д. Л-н). С 155 года (6 июля 1647 г.) упом. дьяком в приказе Казанского дворца по 16 февраля 1671 г. 11 апреля 1651 г. пожалован в думные дьяки и велено «ему сидеть в Казанском дворцы». С апреля 1653 г. встречается в Посольск М приказе. 1 октября 1653 г. отправлен был в Богдану Хмельницкому для принятия его в подданство; возвратился в марте 1654 г. – 18 мая 1654 г. выехал с царем в 1-й Польский поход; возвратился 10 февраля 1655 г. – 11 марта 1655 г. во второй Польский поход (Смоленский). 15 мая 1656 г. в третий Польский поход, из коего возвратился 14 января 1657 г. В январе 1659 г. отправился в Малороссию с кн. А. Н. Трубецким, Думным Посольским дьяком называется с апреля по август 1653 г., в апреле и мае 1655 г., с мая по ноябрь 1658 г., в феврале – июле 1660 г., с февраля 1662 г. по март 1663 г., в июле–сентябре 1664 г. В 1663 г. в Печатном приказе. В 173 г. «в Посольском приказе, в Новгородской чети и в Печатном приказе – думный дьяк Ларион Лопухин; в том же году думный дьяк Алмаз Иванов и Ларион Лопухин в Казанском приказе, и 173 г. в Посольском приказе велено быть думному дьяку Алмазу Иванову по прежнему, а Лариону Лопухину в Казанском приказе». В Новгородской чети упом. в марте и апреле 1660 г., августе 1662 г. и январе 1663 г. Скрепа его в приходо-расходных книгах Новгородской четверти за 162 и 167 годы. В Печатном приказе упом. в 1654 г. (до 28 сентября), 13–17 августа 1662 г. 1667 г. февраля 18 – 21 февраля 1671 г. Боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин – Нащокин. " 17 июня 1667 г. царь указал Малороссийского приказа города и всякие дела, Владимирскую и Галицкую чети ведать в Посольском приказе боярину А. Л. Ордину-Нащокину, думным дьякам Герасиму Дохтурову, Лукьяну Голосову, дьяку Ефиму Юрьеву; а дьяку Ивану Михайлову в том приказе не быть» (До 17 июня Малороссийский приказ ведал боярин П. М. Салтыков). 26 мая 1668 г. выехал из Москвы в Курляндию на посольский съезд; возвратился 17 января 1669 г. 22 февраля 1669 г. на Польский посольский съезд; возвратился 17 марта 1670 г. Умер в 1680 г. См. выше стр. 42–44.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

1020 Князь Семен Романович Пожарский был пожалован из стольников в околичие 8 ноября 1646 года (Дворц. Разряды, т. III, СПБ. 1852, стб. 49; сравн. Др. Росс. Вивл., изд. II, ч. XX, стр. 105). 1021 Князь Василий Петрович Львов был пожалован околничим 8 ноября 1647 года (Дворц. Разряды, т. III, СПБ. 1852, стб. 74), умер в 7165 – 1652–53 году (Древн. Росс. Вивл., изд. II, ч. XX, стр. 105 и 112, Шереметевский боярский список). 1022 Князь Иван Иванович Ромодановский был пожалован из стольников в околничие 27 ноября 1647 года (Дворц. Разряды, т. III, СПБ. 1852, стб. 74), а в бояре – в 7165 – 1656–57 году (? Др. Росс. Вивл., изд. II, ч. XX, стр. 113 и 105). 1023 Иван Андреевич Милославский был пожалован в околничие из дворян 12 февраля 1648 года (Дворц. Разряды, т. III, СПБ. 1852, стб. 87), а в бояре – в 7165 – 1656–57 году (? Древн. Росс. Вивл., изд. II, ч. XX, стр. 113 и 105). 1024 Степан Гаврилович Пушкин был пожалован из стольников в околничие 25 декабря 1648 года (Дворц. Разряды, т. III, СПБ. 1852, стб. 110), умер (по словам Шереметевского боярского списка) в 7164 – 1655–56 году (Др. Росс. Вивл., изд. II, ч. XX, стр. 112 и 106). 1025 Князь Иван Андреевич Хилков был произведен в околничие (из стольников) 7 мая 1649 года (Дворц. Разряды, т. III, СПБ. 1852, стб. 118), а 20 февраля 1655 стал уже боярином (там же, стб. 458; сравн. Др. Росс. Вивл., изд. II, ч. XX, стр. 110 и 106). 1026 Федор Васильевич Бутурлин был пожалован в околничие (из дворян) 8 сентября 1649 года (Дворц. Разряды, т. III, СПБ. 1852, стб. 134; Др. Росс. Вивл., изд. II, ч. XX, стр. 107). 1027 Прокопий Федорович Соковнин был пожалован в околничие (из дворян) 17 марта 1650 года (Дворц. Разряды, т. III, СПБ. 1852, стб. 151; Др. Росс. Вивл. изд. II, ч. XX, стр. 107). 1028 Семен Лукьянович Стрешнев был пожалован в кравчие с путем 28 сентября 1645 года (Дворц. Разряды, т. III, СПБ. 1852, стб. 15). С 11 марта 1655 года – боярин (там же стб. 460; сравн. Др. Росс. Вивл., изд. II, ч. XX, стр. 111). 1029 Князь Дмитрий Алексеевич Долгорукий был пожалован в околничие из стольников 1 апреля 1651 года (Дворц. Разряды, т. III, СПБ. 1852, стб. 227. Др. Росс. Вивл., изд. II, ч. XX, стр. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

1039 Кравчий Петр Михаилович Салтыков стал боярином, по словам Шереметевского боярского списка, с 7167 – 1658–59 года (Древн. Росс. Вивл., изд. II, ч. XX, стр. 114). 1040 Федор Михаилович Ртищев был пожалован в постельничие 11 августа 1650 года (Дворц. Разряды, т. III, СПБ. 1852, стб. 182), а в околничие в 7164 – 1655–56 году (? Др. Росс. Вивл., изд. II, ч. XX, стр. 107 и 112) 1042 Думный дьяк Иван Афанасьевич Гавренев был пожалован в думные дворяне 21 декабря 1650 года (Дворц. Разряды, т. III, СПБ. 1852, стб. 218), а в околничие – 6 декабря 1654 года (так же, стб. 455; сравн. Др. Росс. Вивл., изд. II, ч. XX, стр. 108 и 111). 1043 Дьяк Поместного Приказа Феодор Елизаров был пожалован в думные дьяки 13 июня 1646 года (Дворц. Разряды, т. III, СПБ. 1852, стб. 34), а из думных дворян в околничие – 11 марта 1655 года (там же, стб. 460; сравн. Др. Росс. Вивл., изд. II, ч. XX, стр. 111 и 108). 1044 Ждан Васильевич Кондырев был пожалован в яселничие 9 ноября 1646 года (Дворц. Разряды, т. III, СПБ. 1852, стб. 49–50); с 11 марта 1655 года – околничии (там же, стб. 460; Др. Росс. Вивд., изд. II, ч. XX, стр. 108:111). 1046 «Бежеченин Семен Иванов сын Заборовский» был пожалован в думные дьяки в Разряд 2 февраля 1649 года (Дворц. Разряды, т. III, СПБ. 1852, стб. 112–113). 1047 Дьяк Иларион Лопухин был пожалован в думные дьяки 11 апреля 1651 года (Дворц. Разряды, т. III, СПБ. 1852, стб. 236; сравн. Др. Росс. Вивл., изд. II, ч. XX, стр. 111). 1048 Григорий Иванов сын Ртищев был пожалован в стряпчие с ключем 15 августа 1650 года (Дворц. Разряды, т. III, СПБ. 1852, стб. 182; Др. Росс. Вивл. изд. II, ч. XX, стр. 107). 1049 По свидетельству Шереметевского списка бояр, Афанасий Иванович Матюшкин был пожалован в ловчие в 7161 – 1652–53 году, а в яселничие – в 7162 – 1653–54 году (Др. Росс. Вивл., изд. II, ч. XX, стр. 109 и 110). 1055 См. Руков. Имп. Публ. Библ., Q., отд. IV, 120, л. 3 об. – 4 об. В списке дата грамоты – 4 ф. 6900 года (?), т. е. опущена цифра годичных десятилетий, как и в рассматриваемой разъезжей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

217 . Лев Х (Джованни Медичи) (11/19 марта 1513 – 1 декабря 1521) 218 . Адриан VI (Адриан Флоренс) (9 января/31 августа 1522 – 14 сентября 1523) 219 . Климент VII (Джулио Медичи) (19/26 ноября 1523 – 25 сентября 1534) 220 . Павел III (Алессандро Фарнезе) (13 октября/3 ноября 1534 – 10 ноября 1549) 8. Папы Реформации и Контрреформации 221 . Юлий III (Джованни Мария Чокки дель Монте) (7/22 февраля 1550 – 23 марта 1555) 222 . Марцелл II (Марчелло Червини) (9/10 апреля – 1 мая 1555) 223 . Павел IV (Джанпьетро Караффа) (23/26 мая 1555 – 18 августа 1559) 224 . Пий IV (Джованни Анджело Медичи) (25 декабря 1559/6 января 1560 – 9 декабря 1565) 225 . Пий V (Антонио Микеле Гислиери) (7/17 января 1566 – 1 мая 1572) 226 . Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи) (13/25 мая 1572 – 10 апреля 1585) 227 . Сикст V (Феличе Перетти) (24 апреля/1 мая 1585 – 27 августа 1590) 228 . Урбан VII (Джамбаттиста Кастанья) (15–27 сентября 1590) 229 . Григорий XIV (Никколо Сфондрати) (5/8 декабря 1590 – 16 октября 1591) 230 . Иннокентий IX (Джованни Антонио Факкинетти) (29 октября/3 ноября – 30 декабря 1591) 231 . Климент VIII (Ипполито Альдобрандини) (30 января/9 февраля 1592 – 3 марта 1605) 232 . Лeb XI (Алессандро Медичи) (1/10 апреля – 27 апреля 1605) 233 . Павел V (Камилло Боргезе) (16/29 мая 1605 – 28 января 1621) 234 . Григорий XV (Алессандро Людовизи) (9/14 февраля 1621 – 8 июля 1623) 235 . Урбан VIII (Маффео Барберини) (6 августа/29 сентября 1623 – 29 июля 1644) 9. Упадок Папства. Эпоха Просвещения и буржуазных революций 236 . Иннокентий X (Джамбаттиста Памфили) (15 сентября/4 октября 1644 – 7 января 1655) 237 . Александр VII (Фабио Киджи) (7/18 апреля 1655 – 22 мая 1667) 238 . Климент IX (Джулио Роспильози) (20/26 июня 1667 – 9 декабря 1669) 239 . Климент X (Эмилио Альтьери) (29 апреля/11 мая 1670 – 22 июля 1676) 240 . Иннокентий XI (Бенедетто Одескальки) (21 сентября/4 октября 1676 – 12 августа 1689) 241 . Александр VIII (Пьетро Оттобони) (6/16 октября 1689 – 1 февраля 1691) 242 . Иннокентий XII (Антонио Пиньятелли) (12/15 июля 1691 – 27 сентября 1700)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Вторая группа включает книги, изданные на московском Печатном дворе. Указанный в описи формат книг позволяет предположить, что это были любые издания 1652 г. – первой половины 1670-х гг. (до февраля 1675 г.) соответствующего формата той или иной книги: 1)« Книга Беседы, толкование на евангелиста Матфея, печатная в десть » – Иоанн Златоуст . Беседы наЕвангелие от Матфея. Ч. 1 – 2. М.: Печатный двор, 1664 г. 1272 ; 2)« Книга Евангелие толковое, воскресное, печатное в десть » – Феофилакт Болгарский . Евангелие с толкованием (Благовестное). М.: Печатный двор, 1 апреля 1649 г. 1273 или М.: Печатный двор, 20 июля 1662 г. 1274 ; 3)« Книга Треодь постная да треодь цветная, печатная в десть » – возможно, одно из трех изданий Триоди постной – 17 марта 1656г.; 8 мая 1663; сентябрь 1672; и трех изданий Триоди цветной – 4 апреля 1653 г.; 6 января 1660 г.; март 1670 г. 1275 ; 4)« Два октая на осмь гласов, печатные в десть » – возможно, это Октиох в 2-х частях, изданный 25 января– феврале 1666 г. 1276 ; 5)две книги « Требник, печатной в десть » – возможно, это Требник, изданный 10 декабря 1658 г. 1277 ; 6)« Книга Пролог с сентября по март, печатной в десть » и « Книга Пролог во весь год, росплетен надвое, печатной в десть » – одно из двух изданий Пролога, первая половина которого (сентябрь-февраль) издана 1 июня 1659 г. и 17 августа 1661 г., а вторая часть (март – август) – 1 марта 1660 г. и 17 марта 1662 г. 1278 ; 7)« Книга Псалтырь со воследованием, печатная в десть » – возможно, одно из трех изданий, осуществленных 17 марта 1658 г., в августе 1669 г. и июне 1671 г. 1279 ; 8)« Книга Апостол печатной в десть » – возможно, одно из трех изданий 23 мая 1653 г., 3 июня 1655 г. и 12 декабря 1663 г. 1280 ; 9)« Два Служебника, печатные в полдесть » – возможно, одно из пяти изданий, состоящих из одной книги, – 18 октября 1652 г., 31 августа 1655 г., 31 июля 1656 г., 5 мая 1657 г., 10 декабря 1657 г., или двух изданий, состоящих из двух частей, – 15 мая 1658 г., 1 июля 1658 г. 1281 ; 10)« Книга Псалтырь, печатная в полдесть » – издание 17 сентября 1663 г. 1282 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторая группа включает книги, изданные на московском Печатном дворе. Указанный в описи формат книг позволяет предположить, что это были любые издания 1652 г. – первой половины 1670-х годов (до февраля 1675 г.) соответствующего формата той или иной книги: 1) « Книга Бесды, толкование на евангелиста Матфея, печатная въ десть » – Иоанн Златоуст . Беседы на Евангелие от Матфея, ч. 1–2. М.: Печатный двор, 1664 г. 1273 ; 2) « Книга Евангелие толковое, воскресное, печатное въ десть » – Феофилакт Болгарский . Евангелие с толкованием (Благовестное). М.: Печатный двор, 1 апреля 1649 г. 1274 или М.: Печатный двор, 20 июля 1662 г. 1275 ; 3) « Книга Треодь постная да треодь цвтная, печатная въ десть » – возможно, одно из трёх изданий Триоди постной – 17 марта 1656 г.; 8 мая 1663; сентябрь 1672; и трёх изданий Триоди цветной – 4 апреля 1653 г.: 6 января 1660 г.: март 1670 г. 1276 ; 4) « Два октая на осмь гласовъ, печатные въ десть » – возможно, это Октоих в 2-х частях, изданный 25 января – феврале 1666 г. 1277 ; 5) две книги « Требникъ, печатной в десть » – возможно, это Требник, изданный 10 декабря 1658 г. 1278 ; 6) « Книга Прологъ с сентября по мартъ, печатной въ десть » и « Книга Прологъ во весь годъ, росплетенъ надвое, печатной въ десть » – одно из двух изданий Пролога, первая половина которого (сентябрь-февраль) издана 1 июня 1659 г. и 17 августа 1661 г., а вторая часть (март-август) – 1 марта 1660 г. и 17 марта 1662 г. 1279 ; 7) « Книга Псалтырь со вослдованиемъ, печатная въ десть » – возможно, одно из трёх изданий, осуществлённых (7 марта 1658 г., в августе 1669 г. и июне 1671 г. 1280 ; 8) « Книга Апостолъ печатной в десть » – возможно, одно из трёх изданий 23 мая 1653 г., 3 июня 1655 г. и 12 декабря 1663 г. 1281 ; 9) « Два Служебника, печатные в полдесть » – возможно, одно из пяти изданий, состоящих из одной книги, – 18 октября 1652 г., 31 августа 1655 г., 31 июля 1656 г., 5 мая 1657 г., 10 декабря 1657 г., или двух изданий, состоящих из двух частей, – 15 мая 1658 г., 1 июля 1658 г. 1282 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1644 г. июня 19 – 23 сентября 1645 г. Дьяк Степан Борисович Кудрявцев. " Во дьяцех» состоял еще в 7137 году. «На Казенном дворе у Большой казны» дьяк в 139–142, 145–147 гг 24 мая 1639 г. послан в Казань; здесь он был по 21 мая 1641 г. 13 августа 1645 г. упом. в Новгородской четверти. В 7154 году умер. 1646 г. января 13 – 28 сентября 1653 г. Дьяк Алмаз (Иван) Иванов . Дьяк еще в 7148 г. С марта 1640 г. по 1646 г. упом. дьяком – «на Казенном дворе у суда». В декабре 1645 г. его еще не было в Посольском приказе. В марте 1643 г. отправился в Швецию. 24 апреля 1653 г. выехал в составе посольства в Литву; возвратился 25 сентября того же года. 28 сентября 1653 г. назначен думным дьяком в Посольский же приказ. См. выше стр. 111. 1649 г. апреля 1 – декабрь 1653 г. Дьяк Андрей Немиров. 10 сентября 1643 г. взят в приказ Большого дворца из Нижнего Новгорода; в сем приказе пробыл только несколько дней и перешел в Посольский приказ, где подьячим был с сентября 1643 г. по март 1649 г. Апреля 1-го «велено быть во дьяцех» (19 июня упом. думный дьяк М. Волошенинов да Андрей Немиров). С июня 1649 г. он встречается дьяком и в Новгородской чети. Дьяком Посольского приказа был еще 28 сентября 1653 г., а 18 декабря сего года послан в Киев с осадными боярами и воеводами; 23 марта – 30 апреля 1654 г. в Киеве, и продолжает числиться дьяком Новгородской чети (март. 1654 г.). С ноября 1659 г. по 1663 г. дьяк в приказе Большого дворца, в 1663 г. упом. в приказе Большой Казны. 31 июля 1665 г. и в следующих годах встречаем его в приказе Казанского дворца (есть указания от 12 сентября 1667 г.). В 159–162 гг. заведывал доходами Новгородской четверти и до 16 мая 1654 г. сбором полоняничных денег. 1654 г. апреля 10 – 31 декабря 1655 г. Дьяк Иван Петров Плахидин. " Со 142 по 155 г. был на государевых службах на Литовских посольских съездах и в Литве на вечном докончанье с великими послы, а после того в Литве ж с посланники и в гонцех восмью (145, 150, 151 и 154 гг. в Польшу и Литву с посланники кн. Сем. Шаховским и диаком Гр. Нечаевым и в гонцех 4 раза – в 148 и 149 гг.)». В 148–155 гг. Новгородской чети подьячий. В 155 г. послан в Крым, по возвращении отпущен в Чебоксар с приписью, был здесь полгода. В марте (26-го) 1649 г. «взят в Посольский приказ» и здесь упом. в 1649–1654 гг. В конце 1653 г. «послан был в В. В. Бутурлиным в Запороги к гетману Богдану Хмельницкому и в марте 1654 г. возвратился уже в Москву». «Приехав к Москве, в приказе не сидит, а сидит тое же посылки за книгами за справкою». 10 апреля 1654 г. велено быть «во дьяцех»; упом. дьяком также 10 июля 1654 г. В Посольском приказе заведывал сбором полоняничных денег. Дьяком Новгородской чети называется в мае 1654 г. (2 февраля 1619 г. упом. подьячий Устюжской чети Петр IIлakuдuh. Его отец?).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Анастасий Навплиот † 1655 года, 1 февраля. Анастасий 1-й. патр. Антиохийский, 599 г., 20 апреля. Анастасий 2-й, патр. Антиохийский, 609 г., 20 апреля. Анастасий Синаид † 686 г., 20 апр. Анастасий муч. † 1794 г., 29 авг. Анастасия исп. I в., 15 апреля. Анастасия, пр. в Египте, † 565 г., 10 марта. Анастасия Римлянка, преподобно-муч. † 258 г., 29 октября. Анастасия узорешительница † 304 г., 22 декабря. Анатолий муч. (с Георгием вмч.), 23 апреля. Анатолий, патр. Конст., † 458 года, 3 июля. Анатолий Печерский † XII в., 31 окт. Анатолий другой Печер. XII века, 28 августа. Ангелина, св. Сербская, † XVI в., 10 декабря. Ангеляр (Ангеларий) пр. IX в., 27 июля. Андрей муч. † 250 г., 18 мая. Андрей, ап. Первозван., 30 ноября. Андрей Боголюбский † 1174 года, 30 июня. Андрей Критский † 713 г., 4 июля. Андрей Стратилат † 302 г., 19 авг. Андрей, муч. в Африке, IX в., 23 сентября. Андрей Юродивый X в., 2 октября. Андрей Тотемский † 1673 г., 10 окт. Андрей, муч. в Конст., † 767 г., 17 октября. Андрей, князь Смоленский, † XIV в., 27 октября. Андроник, ап. из LXX, 4 янв., 17 мая, 30 июля. Андроник, пр. Московский, † 1404 г., 13 июня. Андроник преп. † V в., 9 октября. Андроник, муч. Киликийский, † 304 г., 12 октября. Анемподист, муч. IV в., 2 ноября. Аникита муч. † 306 г., 12 августа. Аникита муч. 298 г., 7 ноября. Анисия муч. † 298 г., 30 декабря. Анна праведная, мать Пресв. Девы, 9 сентября, 9 декабря и 25 июля. Анна пророчица, 3 февр. и 28 авг. Анна преп. V в., 13 июня. Анна, в мире Ирина, великая княгиня, † 1051 г., 4 октября. Анна, княгиня Тверская, † 1338 г. 4 октября. Анна, преп. Азийская, † 826 года, 29 октября. Анна Всеволодовна (Янка княжна) † 1112 г., 3 ноября. · Анна, мать прор. Самуила, 9 дек. Антипа, Пергамский свмч., † 92 г., 11 апреля. Антипатр, муч. Кизический, III в., 29 апреля. Антонина муч. † 313 г., 10 июня. Антонин муч. (с Маркеллином), 7 июня. Антонин из Маккавеев, 1 авг. Антонин, из Ефесских семи отроков, 4 августа. Антоний Великий 358 г., 17 янв. Антоний Чернозерский † XVI в., 17 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» ( Мк. 2, 10–11 ). Отпущение грехов – чудо внутреннее, духовное: исцеление от расслабления – чудо внешнее, физическое. Этим событием оправдывается и утверждается излияние силы Божией и в порядке мира нравственного, и в течении явлений мира физического. Последнее ради первого, ибо в нем цель всего. Господь не насилует свободы, а вразумляет, пробуждает, поражает. Лучшее к тому средство – чудо внешнее. Быть ему положено тогда, когда было положено быть разумной твари, управляющейся свободой. Эта связь так существенна, что отвергающие сверхъестественное действие Божие на мир вместе с тем отвергают и свободу человека, сознавая, что последняя необходимо вызывает первое; и, наоборот, исповедующие истину воздействия Божия в мире поверх естественного течения явлений могут смело им говорить: «Мы чувствуем, что мы свободны». Сознание свободы так же сильно и неотразимо, как сознание бытия. Свобода же неотложно требует непосредственных промыслительных Божиих действий; следовательно, и их призвание так же твердо стоит, как сознание свободы. Святитель Феофан Затворник ( 107, 325–326 ). Свобода от грехов есть истинное счастье христианина ( 104, 1654 ). Сам рассуди, что пользы быть свободным извне, но внутри быть низким и рабом; телом от людей принимать служение, но душой служить Греху? Благородство души в том, чтобы стоять против всякого греха и Против него подвизаться и не допускать ему обладать собой. Лучше служить человеку, чем греху и грехом – диаволу. «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете», – говорит Господь, Освободитель наш ( Ин. 8, 36 ) ( 104, 1654–1655 ). Свободны христиане от закона, ибо уже «не под законом, но под благодатью», по учению премудрого Павла ( Рим. 6, 14 ). Не по принуждению закона, но сво бодным духом исполняют они заповеди Божии, не как рабы, боящиеся наказания господина своего, но как сыновья, проявляющие охотное и любовное послушание отцу своему, и приносят плод духовный: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. На таковых нет закона» ( Гал. 5, 22–23 ). Кажется, это подразумевал Павел, когда писал: «Закон положен не для праведника» ( 1Тим. 1, 9 ), ибо он благодатью Христовой делает то, что повелевает закон. Но для кого же положен закон? «Для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных» и прочее, как добавляет тот же апостол ( 1Тим. 1, 9–10 ). Они нуждаются в законе, обуздывающем их страсти, предохраняющем от беззакония, грозящем им наказанием ( 104, 1655–1656 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010