1449 Или – как о такой категории (­ способе сказывания сущего), которая отлична от категории сущности. 1450 Категории 9а 14–24, пер. А. В. Кубицкого с сущ. изм., цит. по изд.: Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2. М., 1978. Сс. 73–74. 1451 Укажем, что для «Категорий» в целом характерен дискурс, в рамках которого о качествах, отличных от сущности, говорится так, что ими обладают, ср.: Категории 9а7, 11. 1457 Ср.: Он же, О Божественных именах 2.9: PG 3, 648В; 133.16–134.2 (Suchla); ср. также: Прокд. Начала теологии I 25, 22 (S. – W.). 1458 Ср.: Он же, О Божественных именах 2.9: PG 3, 648В; 133.16–134.1 (Suchla); ср.: Прокл. Платоновская теология I 20.4–5 (S. – W.): οι μεν κατ επιστμην οι δε κατ την εκ εν εππνοιαν ποιονται τους λγους. 1465 Plur. ενσεις, помимо «О Божественных именах», встречается только у Прокла (Платоновская теология I 92.15 и др.) и Дамаския (О первых началах I 119.21). 1466 Термин, встречающийся у Прокла (2 раза) и Дамаския (1 раз), однако не применявшийся ими для обозначения Единого. Тем не менее μονιμτης у Дионисия имеет неоплатонический подтекст, поскольку понимается не столько как субстантивация вполне обычного μνιμος, но как обозначение качества μον. Ср.: Дионисий Ареопагит . Послание 9.3.23–25 (Heil, Ritter): та? προνοητικς ενεργε ας εν τη μον ιμτητι και την μνην εν τ 7 τρονοεν συμφυς μα και περφυς εχων. Поэтому мы переводим здесь не «постоянство», но «пребывание». Связь между μνιμος и μον см. в: Дамаский. О первых началах I 92.22; I 93.17; I 99.8–9; I 169.19; I 169.23; I 169.28–29 и др.; Прокл. Платоновская теология I 103.14–15; III 35.19–21; III 50.5–6 и др. 1467 Термин, введенный, по всей вероятности, учителем Прокла Сирианом Афинским, см.: Сириан. Комментарий на Метафизику 109.25. Помимо Сириана его употребляли Прокл, Дамаский и Пс. – Дионисий, νεκφοτητος предполагает систему категорий метафизики Прокла: все происходящее из Начала остается в нем, происходит из него и возвращается к нему. Для обозначения связи между производящим и произведенным Прокл и использует данный термин, см.: Комментарий на Парменид 816.24–25, 1043.26–29, 1045.6–9 (данное место по языку наиболее близко к пассажу Пс.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

В этой связи следует заметить факт, не отмеченный мной раньше: и преп. Димитрий Прилуцкий выступает в грозной карательной роли в посмертном чуде „о вятчанехъ», где рассказывается, как при нападении вятчан на Вологду (1450) один из врогов, хотевший ограбить гробницу преподобного, потерпел казнь свыше: он был расслаблен, а вскоре и умер. Этот эпизод давно известен в нашей литературе благодаря сравнению, которое делает рассказчик, вспоминающий по поводу данного события, между прочим, подобное же чудо св. Стефана Сурожского 318 . Суровый характер указанных посмертных чудес отличает их от основных частей разобранных житий; он скорее напоминает другой цикл агиобиографической литературы; к одному из видных произведений этого цикла за данный период времени я теперь перехожу. Я разумею жизнеописание Пафнутия Боровского († 1478 г., память 1 мая), составленное Вассианом Саниным, братом знаменитого основателя и настоятеля волоколамской обители, Иосифа, в начале XVI в. 319 . Данное житие В. О. Ключевский отнес к разряду более жизненных и содержательных; и таким оно является как потому, что дает немало точных и определенных фактических указаний, так и потому (и для моей цели это особенно важно), что содержит немало характерных черт, служащих для выяснения образа мыслей и идеаловя среды, из которой данный памятник вышел. И эти черты представляют значительное отличие от тех, которые я отмечал в житиях вологодских святых, отличие, доходящее до противоположности. При этом следуетъ заметить, что хотя Вассиану принадлежит главная роль в составлении жития, однако оно в значительной степени является трудом коллективным; источники его Вассиан указывает обстоятельно; в состав жития вошла в сокращении обстоятельная записка о кончине преподобного, составленная его учеником Иннокентием; далее Вассиан приводит много рассказов, переданных ему другими лицами, при этом указывая обыкновенно, от кого он слышал тот или другой рассказ. Это увеличивает значение жития, как источника для характеристики воззрений не одного автора, а и окружавшей его среды.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

478. Историки говорят о «металлическом голоде»: по мере того как наиболее крупные рудники истощались, золото и серебро, не выкачивавшиеся из Европы для оплаты восточных предметов роскоши, все больше укрывались, что приводило к самым разным трудностям в торговле. В 1460-х годах дефицит металла в городах вроде Лиссабона был настолько острым, что торговые суда, заходившие в их порты с трюмами, полными товара, зачастую возвращались домой, так ничего и не продав (Spufford 1988:339–362). 479. Разумеется, я очень сильно упрощаю: другой проблемой стало расширение системы крупного землевладения, сопровождавшееся ростом задолженности мелких собственников, не способных расплатиться с крупными землевладельцами. По мере того как члены постоянно увеличивавшегося императорского семейства и семьи фаворитов освобождались государством от уплаты налогов, налоговое бремя на мелких собственников достигло таких масштабов, что многие были вынуждены продать свои земли могущественным семьям в обмен на дальнейшую их аренду, для того чтобы освободиться от налогов. 480. Китайские историки насчитали 77 различных «шахтерских восстаний» в 1430-1440-х годах (Harrison 1965:103–104; cf. Tong 1992:60–64; Gernet 1982:414). Они превратились в серьезную угрозу в 1445–1449 годах, когда в перенаселенных областях Фудзянь и Шасянь шахтеры под руководством своего вожака по имени Йе Цон-Лю объединились с крестьянами-арендаторами и городской беднотой. Восстание распространилось на другие провинции, охватив множество городов, и привело к изгнанию многих землевладельцев. 481. Фон Глан (Von Glahn 1996:70–82) документально описывает этот процесс. Жерне (Gernet (1982:415–416) пишет, что между 1450 и 1500 годами большая часть налогов стала уплачиваться серебром. Процесс достиг кульминации в методе «одного удара хлыстом»: такое название получили реформы, проведенные в 1530–1581 годах (Huang 1974, см. Arrighi, Hui, Hung и Seldon 2003: 272–273). 482. На протяжении XVI столетия стоимость серебра в Китае (в золотом исчислении) оставалась приблизительно вдвое выше, чем в Лиссабоне или Антверпене (Flynn & Giraldez 1995, 2002).

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

ориентации, отличавшиеся меньшей веротерпимостью. Военное противостояние с Испанией в 20-х гг. XVII в. из-за владений на материке окончилось для Венеции неудачей, ситуацию обострили неурожаи и эпидемия чумы в 1630-1632 гг. Благодаря реорганизации флота морские границы республика защищала более успешно. Тем не менее турки продолжали вытеснять ее из вост. части Средиземноморья, в 1669 г. они захватили почти весь о-в Крит (с нач. XIII в. принадлежал Венеции). После неудачной для турок осады Вены венецианцы вернули себе часть греч. территорий, что было закреплено Карловицким миром (1699). В целом Венеция сохранила свои позиции крупнейшего независимого политического и культурного центра И. Лит.: Burckhardt J. Die Cultur der Renaissance in Italien: Ein Versuch. Basel, 1860. Stuttg., 2009 12 (рус. пер.: Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. СПб., 1904-1906. 2 т. М., 1996 2); Leva G., de. Storia documentata di Carlo V in correlazione all " Italia. Venezia; Padova; Bologna, 1863-1894. 5 vol.; Pastor L. Fr., von. Geschichte der Päpste seit dem Ausgang des Mittelalters. Freiburg i. Br., 1886-1933. 16 Bde; Корелин М. С. Очерки итал. Возрождения. М., 1896; он же. Ранний итал. гуманизм и его историография. СПб., 1914 2. 4 т.; Тарле Е. В. История Италии в Новое время. СПб., 1901; Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века. СПб., 1907-1912. Т. 4-5; Виллари П. Никколо Макиавелли и его время. СПб., 1914. Т. 1; Дживелегов А. К. Очерки итал. Возрождения. М., 1929; Doren A. Italienische Wirtschaftsgeschichte. Jena, 1934; Инфессура С., Бурхард И. Дневники: Док-ты по истории папства XV-XVI вв. М., 1939; Cantimori D. Eretici italiani del Cinquecento. Firenze, 1939; Garin E. Il Rinascimento italiano. Mil., 1941; Fanfani A. Storia del lavoro in Italia dalla fine del sec. XV agli inizi del XVIII. Mil., 1943; Гуковский М. А. Итальянское Возрождение. Л., 1947. Т. 1: Италия с 1250 по 1380 г. 1961. Т. 2: Италия, 1380-1450 гг.; Luzzatto G. Storia economica d " Italia. R., 1949. Vol.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

18:20–22. Лжепророчество. Подобно лицам, призывающим к почитанию других богов (13:1–3), лжепророки – это, как правило, те, кто говорит от имени других богов. В Книге Второзаконие существование других богов, равно как и достоверность высказываний их пророков, отрицается. В тех случаях, когда пророки «дерзают» говорить от имени Яхве без разрешения, истинность пророчества проверяется его исполнимостью. В библейском тексте представлено несколько примеров лжепророчеств. О них с негодованием говорит Иеремия в своем обращении к Анании ( Иер. 28:12–17 ) и в предостережении против пророков, предсказывающих скорое окончание плена (29:20–23). Израильтяне были не одиноки в своем осторожном отношении к лжепророчествам. Но в других культурах для подтверждения сообщения пророка использовали гадание, а в Израиле это было запрещено. 18:14–22. Пророчествование на древнем Ближнем Востоке. Тексты из Месопотамии, Сирии и Анатолии содержат большое количество пророческих высказываний, подтверждающих существование пророков на протяжении большей части истории древнего Ближнего Востока. Хотя некоторые из этих текстов можно отнести к области поучительной литературы и к сводам предзнаменований, значительное их число принадлежит лицам, утверждавшим, что они получили весть от бога. Наибольшей известностью пользуются пятьдесят текстов из Мари (XVIII в. до н. э.), содержащих отчеты пророков и пророчиц: предупреждения о заговорах против царя, повеления бога о постройке храма и о совершении погребальных жертвоприношений, уверения в победе на войне. Эти пророки представляют божественные послания, полученные в сновидениях или с помощью знамений. Другие пророки впадали в транс и произносили пророчества в экстатическом состоянии. Сообщения об этом виде пророчества встречаются в египетской повести об Ун-Амуне (XI в до н. э.), в 1Цар. 10:5–11 и 4Цар. 3:15 . 19:1–21 Города-убежища 19:1. Хананейские города периода поздней бронзы. Основные сведения о хананейских городах периода « " поздней бронзы получены из археологических раскопок и исследований, а также из надписей египетских фараонов, правивших в этом регионе. Важнейшие города этого периода (Иерусалим, Сихем, Мегиддон) были окружены стенами, но поселения располагались довольно далеко друг от друга. Центральная горная местность до 1200 г. до н. э. была малонаселенной. Население было смешанным и состояло из народов, пришедших из Хеттского царства, Сирии, Месопотамии и пустынных областей Аравии. Очевидно, египтянам было нелегко управлять этой территорией, и во многих случаях им приходилось посылать военные экспедиции для подавления бунтов и обуздания разбойников (о чем сообщают письма XIV в. до н. э. из Амарны и победные надписи Аменхотепа II (1450–1425 гг. до н. э.) и Мернептаха (1208 г. до н. э.)).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В позднейшей раввинской литературе и в Новом Завете она ассоциируется с нечистотой, или скверной. Трудно сказать, придавали ли ей такое значение в столь древний период. Горькие травы определяются в поздней раввинской литературе как латук, цикорий, хрен и осот, не требующие сложного приготовления. Однако неясно, входили ли эти понятия в библейскую терминологию. Известно, что латук выращивали в Египте, и древнееврейское слово, переведенное как «горькие травы», соответствует аккадскому (вавилонскому) названию этого растения. Повеление испечь мясо на огне можно объяснить двумя причинами. С одной стороны, считается, что это сделано для противопоставления еврейской Пасхи языческим весенним праздникам, включавшим иногда вкушение сырого мяса. С другой стороны, поспешность, с которой евреи покидали свои дома, не позволяла варить мясо, поскольку такой способ приготовления требует много времени на разделку и потрошение туш. Ввиду того, что трапеза была сакральной, оставлять мясо не разрешалось, и его остатки следовало надлежащим образом уничтожить.   Датировка исхода Определение даты исхода оказалось трудной задачей. Ввиду того что в тексте не названы имена фараонов, исследователям приходится опираться при решении этой задачи на различные второстепенные подробности. В этой информации различают «внутренние» (находящиеся в самом тексте) и «внешние» (полученные в результате археологических и исторических исследований) данные. «Внутренние» данные, состоящие главным образом из генеалогических и хронологических сведений, приведенных в тексте (напр.: 3Цар. 6:1 ), указывают на середину XV в. до н. э. Чтобы признать эту извлеченную из библейского текста дату, ее необходимо обосновать с историко-археологической точки зрения. Однако выводы, к которым приходят археологи, страдают либо от недостатка данных, либо от неправильного истолкования имеющихся данных. Например, если исход имел место около 1450 г. до н. э., то завоевание Ханаана евреями следовало бы датировать периодом поздней бронзы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Гибель Дмитрия Шемяки А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) После падения Галича судьба Дмитрия Шемяки была предрешена. Борьбу с Москвой предстояло начинать сызнова, а людские ресурсы мятежного Севера были основательно потрепаны. Да и энтузиазм борцов с московским единодержавием шел на убыль. Апатия, как следствие усталости от братоубийственной борьбы, очевидно, захватывала все большие круги населения. Не случайно именно на упреке в братоубийственных распрях играли церковные иерархи в своих агитационных посланиях, направленных против Шемяки. В новой обстановке у князя Дмитрия было два варианта продолжения борьбы: первый — поднять против Москвы Новгород, второй — попытаться сплотить вокруг своего знамени те земли, которые еще оставались не покоренными Москвой, т.е. Двину, Устюг и Вятку. Дмитрий Шемяка мог надеяться, что ему удастся убедить дальновидного архиепископа Евфимия и боярское руководство Новгородской республики в том, что если они не откликнутся на его призыв и не положат предела победоносному шествию московского деспотизма, то скорый конец новгородских вольностей неизбежен. Возможно, подобные мысли приходили на ум князю Дмитрию, когда он бежал из-под Галича в Новгород, где он появился 2 апреля 1450 г. Дмитрий Юрьевич «челова крест к Великому Новугороду, а Великый Новъгород челова крест к великому князю Дмитрию заедино». Новгородцы, следовательно, и на этот раз признали Дмитрия Шемяку великим князем. Впрочем, не отказались они считать великим князем и Василия II. На этом, собственно говоря, альянс их с Шемякой и кончился. Новгород не оказал «великому князю Дмитрию» действенной помощи. В то же самое время великий князь тверской Борис Александрович «съодиначилъся» с Василием II «на Дмитрия князя». Вот это было опасно, ибо князь Борис в подобных случаях словом не ограничивался, а посылал свою «силу» и пушки. Дмитрию Шемяке не удалось преодолеть близорукую уверенность новгородского боярства в незыблемости их порядка, существующего испокон веку. Расчет на «все обойдется» усыплял бдительность тех, кто дорого заплатит за свою инертность при сыне Василия II Иване III.

http://sedmitza.ru/lib/text/438793/

См.: Григорианский хорал. М., 2008; Евдокимова Ю. Многоголосие средневековья. 10–14 вв. М., 1983; Кунцлер М. Литургия Церкви. В 3–х кн. М., 2001 , Лебедев С.Н., Поспелова Р.Л. Musica Latina: Латинские тексты в музыке и музыкальной науке. СПб., 2000; Симакова Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения. М., 1985; BesselerH. Die Musik des Mittelalters und der Renaissance. Potsdam, 1931; Boetticher W. Geschichte der Motette. Darmstadt, 1989; Brothers T. Vestiges of the Isorhythmic Tradition in Mass and Motet, ca. 1450–1475/Journal of the American Musicological Society. 1991. Vol. 44; Bulst W.Hymni latini antiquissimi. Heidelberg, 1956; Chevalier U. Poesie liturgique du Moyen–Age: rythme et histoire. Paris, 1893; Everist M. French motets in the thirteenth century: music, poetry and genre. Cambridge, 1994; Fontaine J. Etudes sur la poesie latine tardive d’Ausone a Prudence. Paris, 1980; idem. Naissance de la po6sie dans l’occident chretien: Esquisse d’une histoire de la poesie latine chretienne du 3–e siecle. Paris, 1981; Julian J. Dictionary of Hymnology: Origin and History of Christian Hymns and Hymnwriters of All Ages and Nations. 2 vols. Grand Rapids (Mich.), 1985; Leichtentritt H. Geschichte der Motette. Lpz., 1908; Ludwig P Studien zum Motettenschaffen der Schtiler Palestrinas. Regensburg, 1986; Michel A. In hymnis et canticis: Culture et beaute dans l’hymnique chretienne latine. Louvain, 1976; Michels U. Atlas zur Musik. Bd. 1: Von den Anfangen zur Renaissance. Kassel; Basel, 1977; Die Motette: Beitrage zu ihrer Gattungsgeschichte/Hrsg. H. Schneider, H.–J. Winkler. Mainz, 1991; Norberg D. Introduction a l’etude de la versification latine medievale. Stockholm, 1958; Sesini U. Poesia e musica nella Latinita cristiana dal 3 al 10 sec. Torino, 1949; Szoverffy J. Die Annalen der lateinischen Hymnendichtung. 2 Bde. Berlin, 1964–1965; idem. Iberian Hymnody: Survey and Problems. [Albany (N.Y.)], 1971 (2 nd ed.: Tumhout, 1998); idem. Latin hymns. Tumhout, 1989; Те DecetHymnus: L’innario della «Liturgia Horarum»/A cura di Anselmo Lentini, O.S.B. Citta del Vaticano, 1984.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нужно заметить, что с отсутствием у церкви в настоящее время самостоятельной юстиции по религиозным преступлениям уже и теперь некоторые деяния, с церковной точки зрения подлежащия наказанию, на деле остаются безнаказанными. Так, по ст. 1594 Улож. о наказ, кровосмешение между свойственниками наказуемо только до 2 степени включительно и не распространяется на 3 и 4 степени (об этом ст. 1594 не упоминаетъ), хотя церковью и запрещаются браки в 3 и 4 степенях свойства. Таким образом кровосмешение в 4 степени свойства уголовно не наказуемо. Остается, следовательно, только церковное наказание. Но нам встретилось в Архиве Казанской Духовной Консистории дело, где консистория, получив от прокурора окружного суда сообщение, что указываемый ею факт кровосмешения в 4 степени свойства уголовно не наказуем, постановила производством это дело прекратить, поручив лишь приходскому священнику увещевать виновных воздержаться от блудного сожития 1450 . Факт довольно знаменательный. Другим ненаказуемым преступлением является вероотступничество. В Уложении за него не положено почти никакого наказания, так как указываемые 185 и 187 статьями Улож. наказ. меры, касающияся ограничения виновных в правах владения, имеют не столько карательный, сколько предупредительно полицейский характер. Увещание и вразумление, кои предписываются этими статьями, также не имеют карательного характера. Поступление с вероотступниками по правилам церковным, как выражается 187 ст., может быть понимаемо в смысле наложения на них церковного наказания. Но так как последнее имеет место лишь по отношению к отступившим от православного в другое христианское исповедание и не применимо к отступившим из православного или иного христианского исповедания в нехристианское (ст. 185 Ул. о нак.), а равно и к уклонившимся в раскол, – то отсюда вытекает, что по смыслу Уложения вероотступничество вообще не наказуемо даже церковно, кроме одного случая, указываемого 187 ст. Следовательно, вероотступничество, поскольку оно вообще не наказуемо, не может считаться и преступлениемъ; с другой стороны оно не есть и деяние правомерное, так как Уложение его помещает в категорию преступлений. Словом, по действующему праву вероотступничество – это какое-то непреступное преступление. В известном смысле Редакционпая Коммиссия была вполне последовательна, когда она вовсе вычеркнула это деяние из Проэкта нового Уголовного Уложения. – Достаточно и этих двх примеров для иллюстрации того положения, что фактическое отсутствие у церкви самостоятельной юстиции по религиозным преступлениям ведет к ненаказуемости некоторых преступных деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Изнела прегршт разгледница, изводе умрлих и друга различита документа, углавном на руском за местом где деда. На разгледницама, су стизале из Талина, адреса исписана различито. На пише: „ Jugoslavia, пошта с.Добротино, Косово, Проти М. (длл. Федора Михаиловича Ласкеева).“ Ова разгледница са Талина и датум 4. V-1929. године. То било само десет дана пре дедушкине загонетне смрти. На разгледници, 23. XII- 1926. пише: „Урошевац, г. г. Михаилу Пароху Неродимском Jougoslavie, На од 29.XII-1926. je адресирано: “Protojereju Mihailu Laskejevu, Jugoslavija, Uroševac.” Густо су исписане поруке. Требало би време, добар познавалац руског и искусан графолог да се растумаче записи на овим картама. Михаил Михаилович Ласкеев 8. фебруара 1877. године у месту Копоре у Име добио по свом оцу Михаилу , а име Екатерине дати По завршетку Духовне 1900. године, за свештеника у селу лугски реон. Службу наставио у малом месту Гдов од 1903. све до 1919.године. Гдов се налазио близу града Псков у на обалама Чудског Био и имао плату 1450 Древни град Псков током многих векова био на северозападу имало улогу у 123 рата. Истовремено се као културни, уметнички, и научни центар. Овде настала посебна школа архитектуре и иконописа, а су се и летописи. Данас Псков модеран регионални центар. Град има преко тристотине споменика архитектуре. Те драматичне године, деветсто осамнаесте, када цар Други Романов, у Пскову страдала царске Управо овде он абдицирао годину дана су сви, су названи „Бели Руси“ а служили су Богу и Цару, морали да беже од „Црвених Руса“. Под да сви бити ако за пет минута не напусте породица напустила дом када Михаил Ласкеев за цркве свете Петке 1903. године. Кренули су у неизвесност док су за остали мириси, успомене, лета и зиме. У од дасака, налик на скандинавску остала топла зидана цветни шалови, чипкасте крагне и рукавице, санке, и разне ситнице. Велики био пун тог када су одлазили. Разноврсно нису дочекали те Понели су нешто мало Прота Михаил са Параскевом, синовима Феодором и и Екатерином и Антонином возом стиже у у Талин или како су га звали. У сачуваном пасошу виде се са дневним у то време пасош служио као нека врста личне карте.

http://srpska.pravoslavie.ru/134929.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010