E. The New Islamic Dynasties: A Chronological and Genealogical Manual. Edinb., 2004. P. 213-214, 232-233, 239-242. (с указанием годов, к-рые упом. в источниках): св. Сосипатр, ап. от 70 (пам. 28 апр., 10 нояб.); сщмч. Тертий (Терентий), ап. от 70 (пам. 21 июня, 30 окт., 10 нояб.); сщмч. Корнут (пам. 12 сент.); Цельс (ок. 10-20-х гг. III в.); Никомас (60-е гг. III в.); Петр (ок. 314); Евлалий (325); Иоанн (50-60-е гг. IV в.); Фавстин (до 372); свт. Амфилохий (373 или 374 - после 394); Валериан (июнь-июль 431); Онисифор (8.08.449 - нояб. 451); Палладий (457); Феодул (536); Пастор (14 мая 553); Феодор (2-я пол. VI в.); Павел (681); Илия (691); Лев (786-787); Константин (сент. 810, 825 или 840); Феофилакт (869-870); Феофил, (нояб. 879); Лонгин (IX-X вв.); неизвестный (916 или 921); Фока (между 956 и 970); Василий (февр. 997); Иоанн (1027-1032); Исаия (1078-1082); Евстафий (1094); Иоанн (7 сент. 1159); Иоанн (1166-1177); неизвестный (1186); Николай (8 янв. 1192); неизвестный (между 1223 и 1240); неизвестный (1256); неизвестный (февр. 1274); неизвестный (1283-1289); Иоанн (2 июня 1294); кафедра на попечении митрополитов Кесарии (1327-1365); Маркелл (1370 - смещен в 1380); неизвестный (1382-1385); Феодосий (1392-1393); Феодор (ок. 1450); Амфилохий II (1484,1488); Харитон (май 1541); Иоасаф (1572-1594); Никифор (1610); Климент I (1624); Леонтий (1625); Афанасий I (1625-1630; кафедра объединена с кафедрой г. Тианы); Аверкий (1630); Парфений I (ок. 1637-1639); Лаврентий (1638); Климент II ( смещен в 1655); Сильвестр I ( 1655-1663); Афанасий II (1666; участвовал в суде над патриархом Московским и всея Руси Никоном); Климент III (1666-1668; узурпатор К-польского престола в 1667); Даниил (до 1680; смещен); Нектарий (1690; смещен); Парфений II (июль 1694); Пахомий (до 1699); Анфим I (1699-1712); Иоаким I (1720-1721; кафедра переведена в г. Нигде); Сильвестр II (1722-1728); Иоаким II (1734-1749); Дионисий (1749-1763); Гавриил (1767); Макарий (1796); Рафаил (1803); Кирилл (Сербедзоглу; 1803-1810); Неофит I (1810-1825); Анфим II (1825-1835); Самуил (1835-1840); Иоаким III (1840-1846); Мелетий (1846-1849); Неофит II (1849-1865); Софроний (Христидис; 1865-1873); Агафангел (1873-1885); Дорофей (Евелпидис; 1885 - июль 1886); Амвросий (Контос; 1886-1889); Афанасий (Илиадис; 1889-1911); Прокопий (Лазаридис; 1911-12 марта 1923).

http://pravenc.ru/text/389044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНДЕЛИН [лат. Vendelinus; нем. Wendelin; франц. Wendel] († ок. 578), прп. (пам. зап. 21 окт., 5 июля перенесение мощей), отшельник. Известны 4 жития В.- 2 на латыни и 2 на нем. языке, написанные после 1417 г., т. к. в них упоминается о спасении г. Саарбрюккена от пожара, случившегося в городе в том году. В. происходил из ирл. королевской семьи. Решив посвятить жизнь Богу, он покинул родину, перебрался на континент и вел отшельническую жизнь в горах Восег (совр. Вогезы), недалеко от Августы Треверов (совр. Трир). Согласно нек-рым сведениям из Жития св. Магна, написанного в 975 г., начало подвижнической жизни В. в Восеге относится ко времени епископства Мангериха Треверского (561-565). В. был погребен возле своей кельи. В житиях описывается, что, когда его тело было перенесено в др. место, оно чудесным образом вернулось на прежнее. По сведениям стабульского календаря (нач. XI в.), тело В. сначала находилось в мест. Вилла Бозона, впосл. названном Сант-Вендель в честь В. 2-е лат. житие сообщает, что здесь над могилой В. была построена часовня в честь св. Марии Магдалины. В ср. века эта местность принадлежала аббатству Толай, чьим покровителем считался В. Этот факт стал причиной возникновения позднейшей легенды о том, что он был нек-рое время настоятелем мон-ря. В 1360 г. Боэмунд II, архиеп. Трирский, перенес мощи В. в новую церковь, к-рая была освящена папой Иннокентием VI , произведшим при этом опознание мощей. Папа Николай V в 1450 г. утвердил почитание В. для всей католич. церкви. Почитание В. получило особое распространение на территории совр. земель Саар и Рейнланд-Пфальц в Германии, особенно в XV-XVIII вв. В народе В. почитался как защитник от чумы и покровитель домашнего скота. Ист.: ActaSS. Oct. T. 9. P. 342-351. BHL, N 8845-8846. Лит.: Selzer A. Wendelin//LTK. Bd. 10. Sp. 1041; Rettberg F. -W. Kirchengeschichte Deutschlands. Gött., 1846. Bd. 1. S. 480; Brouette E. Vendelino//BiblSS. T. 12. Col. 1000-1003. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/150199.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Дэбрэ-Бизэн [Дэбрэ-Бизан; эфиоп.       - мон-рь Византии; местное название:           - Энда-Абуна-Филиппос (обитель отца нашего Филиппа)], эфиоп. мон-рь. Расположен в совр. Эритрее, близ дер. Нэфасит, в 25 км от столичного г. Асмэра. Происхождение названия мон-ря остается неясным; скорее всего топоним Бизэн существовал до основания обители и относился к расположенному по соседству горному массиву. Местное наименование указывает на основателя мон-ря св. Филиппа (пам. эфиоп. 29 июля), бывшего учеником и последователем св. Евстафия (пам. эфиоп. 15 сент.), поборника монастырского нестяжания и почитания субботнего дня наравне с воскресным. Д.-Б. был основан в 1374 г. и стал одним из центров евстафиан . На рубеже XIV и XV вв. он подвергался гонениям со стороны как царского, так и митрополичьего престолов. В 1400 г. эфиоп. царь Давид II сослал основателя Д.-Б. в обитель Дэбрэ-Хайк-Эстифанос , под начало его идейного противника аккабе-саата Царака Берхана. В 1404 г. под влиянием аввы Георгия из Саглы , бывшего сторонником почитания субботы, царь освободил Филиппа, возвратил его в родную обитель и даровал его последователям свободу субботствования. С этого времени Д.-Б., оказавшийся на границе христ. царства и мусульм. султанатов (сначала Йифата, потом Адаля), к-рые контролировали торговый путь к побережью Красного м. и с к-рыми христ. цари вели постоянную борьбу, превратился в наиболее крупный мон-рь в Сев. Эфиопии. Он пользовался благоволением и поддержкой эфиоп. царей: Давида II, Исаака (1413-1430) и особенно Зара Якоба (1434-1468), при к-ром субботствование в Эфиопской Церкви было введено повсеместно (Собор в Дэбрэ-Метмаке, 1450). К кон. XVIII в. мон-рь пришел в упадок и был покинут монахами. С сер. XIX в. обитель начала возрождаться и отстраиваться. Когда в 80-90-х гг. XIX в. итальянцы, захватившие Сев. Эфиопию, устроили там колонию Эритрея, Д.-Б. оказался ее самым крупным духовным центром. Это положение он сохранил и после достижения Эритреей независимости (1993) и образования Эритрейской Церкви : в числе епископов, рукоположенных для Эритреи в 1994 г. копт. Александрийским Патриархом Шенудой III , был настоятель Д.-Б. В мон-ре похоронен первый Патриарх Эритрейской Церкви Филиппос (1998-2002).

http://pravenc.ru/text/180783.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Владимир Белопесоцкий. Икона. Кон. XX в. (Василий; ок. 1450, Ржев - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель и первый игумен Белопесоцкого во имя Св. Троицы мон-ря . Согласно монастырской «Летописи 1868 г.» (составлена на основе документов из ТСЛ, ныне хранится в архиве Белопесоцкого мон-ря), В. Б. происходил из детей боярских, служил воеводой, монашеский постриг принял в Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня мон-ре . В кон. XV в. на берегу Оки, в 50 км от Серпухова, преподобный основал мон-рь. Впервые Белопесоцкая обитель и ее основатель упоминаются в жалованной грамоте служилого татарского кн. Магмет-Амина 16 нояб. 1498 г. (ААЭ. Т. 1. С. 101-102. 135). В февр. 1507 г. вел. кн. Василий III Иоаннович дал В. Б. тарханную и несудимую грамоту на починки Ступинский, Крутовражский, Воргосовский в Туровской вол. и дер. Мальцово в Растовской вол. Каширского у. (АРГ, 1505-1526. 29. С. 35-36), а в июле 1511 г.- жалованную и несудимую грамоту на деревни в Туровской и в Растовской волостях Каширского у. (Там же. 86. С. 91-92). 28 февр. 1512 г. датируется жалованная несудимая грамота мон-рю Абдыл-Летифа (Там же. 100. С. 104-105), бывш. казанского хана, получившего в удел Каширу, по-видимому во 2-й пол. 1511 г. 7 янв. 1515 г. Василий III дал в обитель еще неск. починков в Каширском у. (Там же. 118. С. 118-119), 20 янв. 1516 г. кн. П. В. Великим-Шестуновым игумену Белопесоцкого мон-ря были даны вкладом деревни в Каширском у. (Там же. 131. С. 128-129). Последняя жалованная грамота, выданная В. Б., датируется янв. 1522 г. «Летопись 1868 г.» сообщает, что жития святому «было 72 года». При жизни преподобного в Белопесоцком мон-ре были построены деревянная ц. во имя Св. Троицы и кельи. Согласно Описной книге Каширского у. 1578-1579 гг., «печальник и строитель старец Володимир» был погребен «у Троицы под папертью». В монастырском синодике (частное собр.), составленном в 1645 г., переписан «род начальника обители сея преподобного игумена Владимира», насчитывающий 88 имен.

http://pravenc.ru/text/159098.html

Просьба исполнена и выдана грамота 1630 г. июля 22 в Варшаве (см. Киевл. 1840 г., 238–243). 292 В этом евангелии многие церковно-славянские слова и обороты заменены или пояснены словами языка южнорусского «для лепшаго (лучшего) выразумления люду христианскаго посполитого». Писано оно на пергамене, в лист, иждивением благочестивой княжны Настасии Юрьевны Заславской, урожд. Гольшанской; ныне хранится в переяславском Вознесенском монастыре, которому подарил его в 1701 г. Мазепа как строитель монастыря. Писец этого евангелия не раз повторил, что оно переведено «из языка болгарскаго на мову рускую» (см. Ж. М. Н. П. 1838 г., кн. 5; Киевл. 1840 г. «О городах Пересопнице и Дубровицах»; Временник, 1849 г. «Книжная старина южнорусская»). 296 См. письма Курбского во 2-м томе его Сказаний; также Опис. Рум. муз., CXCIII, 240–244; Ист. Р. Ц. III, 87, 88. 299 См. Энц. лекс. о Будном Симоне. – Будный нашел себе покровителя в кальвинисте князе Радзивиле, которому посвящал свои книги. В Луцке Будный жил в доме дворянина Кишки; ревностными сотрудниками его были отступник Матвей Кавечинский и кальвинский пастор Лаврентий Кришковский. 304 Так, об одном князе Острожском, согласившемся на гражданское соединение княжества литовского с Польшею, но оказавшем много усердия и услуг православной церкви, находим отзывы как о человеке легковерном, нерешительном, тщеславном (см. Сказ. Курб. II, 221–226; Лукашевича – о Гельвет. исповед. в Чтен. моск. общ. ист. 1847 г., 8). Так, о пане Бакее из писем Курбского знаем, что он по легковерию предался было на сторону неправомыслящих, но, устыдясь своего непостоянства и малодушия, снова обратился от «ереси к православию» (Сказ. Курб. II, 193–196). Ист. Р. Ц. III, 246, 247. Во владимиро-брестской епархии древние монастыри: Св. Гора, или загоровский Рождественский, Богородичный, Апостольский, Михайлов; затем корецкий Воскресенский ок. 1450 г. Во Владимире: Св. Спаса прежде 1500 г. и Св. Креста (Киев. пам. 2, 26:52), Михайлов в м. Гуще (Симбир. сбор. 172), дрогочинский Троицкий, прежде 1563 г., заблудовский Успенский ходкевичей с 1567 г., бресткий Симоновский, дрогичинский Преображенский и ясногородский Троицкий (Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ ИЗ ФЛЮЭ [Нем. Niklaus von Flüe, Nikolaus von Fluehe; лат. Nicolaus de Rupe] (1417/21-21.03.1487, Ранфт, коммуна Заксельн), св. (пам. зап. 25 сент.) отшельник Флюэский (Унтервальдский), аскет и мистик. Покровитель Швейцарии. В народной традиции известен как брат Клаус. Источники Известны 3 латинских и одно немецкое Жития Н. из Ф. Еще при жизни святого (ок. 1479-1481) А. фон Бонштеттен составил трактат «История брата Николая с кручи» (Historia fratris Nicolai de Rupe). Наиболее ранние сведения о периоде жизни Н. из Ф., когда он стал известен как брат Клаус, содержатся в анонимном «Трактате паломника» (Pilgertraktat) 1487 г., созданном в Аугсбурге. Также биография святого написана Г. фон Гундельфингеном между 1488 и 1501 гг. Труд не издан и существует в рукописи ( Gundelfingen H. Historia Nicolai Underwaldensis heremite//Bonon. Archigin. A 152). В этой работе Н. из Ф. представлен как историческая личность, лишенная склонностей к мистике. Историческое сочинение Г. Л. Берната «История брата Николая с горы» (Historia Fratris Nicolai de Saxo...) о жизни и деяниях святого также сохранилось в рукописи Paris. lat. 5618 (XVI-XVII вв.). На рубеже XVI и XVII вв. Бернат перечислил ок. 20 своих предшественников, работавших над биографией Н. из Ф. Жизнь Н. из Ф. род. в немецкоязычном полукантоне Обвальден в крестьянской семье. Отец - Генрих из Флюэ, урожденный Лёвенбруггер или Леопольтини, происходил из Италии. Мать - Хемма Руоберт из Обервиля. Считается, что первые божественные видения были ему посланы еще в утробе матери. В младенчестве Н. из Ф. отказывался от еды по субботам. В детстве проповедовал сверстникам. С 16 лет постоянно имел Божественные видения. С 22 лет работал горняком, служил в армии (см.: Krieg. 1967). С 1440 по 1444 г. Н. из Ф. участвовал в Старой Цюрихской войне (1436-1450) в звании офицера. После возвращения женился на Доротее Вис из Альтцеллена и имел 10 детей. Был достаточно зажиточным крестьянином, являлся членом совета своего кантона, а также судьей в общине.

http://pravenc.ru/text/2566108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КАПИСТРАНСКИЙ [Иоанн Капистран, Иоанн из Капестрано; лат. Johannes Capistranus; итал. Giovanni da Capestrano; венг. Kapisztran Janos; хорват. Ivan Kapistranski] (24.06.1386, Капестрано, совр. обл. Абруцци, Италия - 23.10. 1456, Уйлак, ныне Илок, Хорватия), св. католич. Церкви (пам. 23 окт.), францисканец, проповедник, политический деятель. Важными источниками сведений о жизни И. К. являются его переписка (сохр. более 700 посланий; частично изд.) и многочисленные жизнеописания, составление к-рых началось уже в 70-х гг. XV в. В 1-м Житии (BHL, N 4360; автор - Николо Телло из Фары, спутник И. К. в Германии) подробно описаны события в Венгрии, тогда как деятельность И. К. в Германии, Чехии и Польше представлена лишь в общих чертах. Составитель 2-го Жития (BHL, N 4363) Кристофоро Пичинелли из Варесе сопровождал И. К. в Германии и Чехии. Это Житие еще при жизни составителя в сокращенном виде было переведено на итал. язык. Джироламо из Удине, входивший в круг близких к И. К. людей, составил краткое 3-е Житие (BHL, N 4362), где подробно описал события в Венгрии, осаду Белграда, болезнь и кончину И. К. К агиографическим сочинениям примыкает ряд посланий. В посланиях Николо Телло францисканцам-обсервантам Тосканы (от 4 и 24 июля 1451 - BHL, N 4364-4365) сообщается о прибытии И. К. в Австрию и о чудесах, совершенных им в Вене, а также о начале его инквизиторской деятельности в Германии. В разосланном по всем провинциям францисканского ордена послании 1457 г. описана кончина И. К., а в 2 посланиях францисканца Джованни Тальякоццо католич. св. Иакову из Марки рассказывается об осаде Белграда турками и также о кончине И. К. (BHL, N 4366-4367). В кон. 50-х гг. XV в. по инициативе жителей Уйлака был составлен сборник посмертных чудес И. К. (до апр. 1458) (Miracula post mortem - BHL, N 4368). В рукописных кодексах сборник чудес часто объединялся с соч. «Praecanonizatio» (Предканонизация) Петера Шопрони, одного из венгерских спутников И. К. Произведение, где восхвалялись добродетели И. К., было написано в ожидании его скорой канонизации, на к-рой в 1450-1460 гг. настаивали влиятельные члены францисканского ордена и кор. Венгрии Матьяш I Хуньяди.

http://pravenc.ru/text/471280.html

(Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский. Сведения о святом содержатся в его Житии, созданном в сер. XVII в., по словам автора, «по прехождении многих лет» после кончины блаженного. Г. род. в крестьянской семье в дер. Ярополи (Великониколаевский приход) близ г. Шенкурска. После смерти родителей он посвятил себя служению Богу и «нача похабствовати» (принял на себя подвиг юродства). «Буйное и уродственное проходя житие», святой носил на себе «гнусную и раздранную ризу», бродил по лесу «в непроходимых местах, удалялся от человек... томя плоть свою постом, и жаждою, и зноем, и студием от дождя и снега». Житие сообщает, что Г. часто ходил на погост к храму свт. Николая и на холм, расположенный среди болот на расстоянии одного поприща (ок. 1,4 км) от церкви. Почувствовав приближение смерти, он завещал похоронить себя на этом холме и предрек, что вскоре вблизи будет поставлена церковь. Так и произошло - по-видимому, в нач. XVI в. из-за угрозы подтопления р. Вагой храм свт. Николая был перенесен на место неподалеку от могилы святого. (О времени переноса храма, как можно думать, свидетельствует грамота Новгородского митр. Макария 18 марта 1661, в к-рой упоминается Никольская ц., освященная в нач. XVI в., вероятнее всего после кончины блаженного: «В Шенкурской-де четверти в Шенкурском стану стоит-де храм... во имя Николая Чудотворца, а как-де тот храм воздвигнут и освящен, тому де больше полуторых сот лет» (цит. по: Краткое ист. описание. С. 18-19).) В Житии нет указания на точное время жизни и кончины Г. Архим. Леонид (Кавелин) считал его современником прп. Варлаама Важского († 1462; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 104). В «Описании о российских святых» говорится, что Г. преставился в 6900 (1392) г., по всей видимости, дата дефектна (недописана) (С. 146). В соч. «Достопамятности города Шенкурска», использованном свящ. Михаилом Усердовым при подготовке к изданию Жития Г., указано, что блаженный преставился ок. 1450 г.

http://pravenc.ru/text/164233.html

Свт. Геронтий, митр. Московский. Икона. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ГМИР) († 28.05.1489), свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Московский и всея Руси. Г. стал настоятелем Симонова московского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря незадолго до 1445 г., когда пожар уничтожил монастырский архив (о гибели монастырских актов известно из грамоты мон-рю вел. кн. Василия II Васильевича 1448 г.- АСЭИ. Т. 2. С. 346. 350). В 1445 г. Г. уже являлся архимандритом Симонова мон-ря, поскольку монастырские старцы ок. 1463 г. говорили на суде, что грамоты «погорели... при архимандрите Геронтье» (Там же. С. 368. 374), но к времени пожара в мон-ре еще не было грамот на имя Г. Симонов мон-рь находился под великокняжеским патронатом, назначение Г. зависело от правителя. Г. был среди церковных деятелей, активно поддерживавших вел. кн. Василия II во время борьбы с кн. Димитрием Юрьевичем Шемякой за великокняжеский стол в 1446-1447 гг. Возвратив в февр. 1447 г. вел. княжение, Василий II уже 28 марта дал Симонову мон-рю жалованную тарханную и несудимую грамоту с широким объемом привилегий (полный судебный иммунитет, замена всех налогов полтиной оброка - АСЭИ. Т. 2. 349, ср.: 345, 351; АЮБДР. Т. 1. 31/IX; АФЗХ. Л., 1983. 153. С. 189-190). 29 дек. 1447 г. Г. был участником Собора в Москве, направившего Шемяке грамоту с требованием примириться с Василием II и с угрозой отлучения от Церкви в случае неповиновения Собору. Г. вместе с митрополитом и др. иерархами сопровождал московское войско в походе на Шемяку, напавшего на Кострому в 1449 г. После взятия 27 янв. 1450 г. великокняжескими войсками столицы владений Шемяки - Галича симоновские соляные варницы у Соли Галицкой были на 5 лет освобождены от дани. В 1451 г. Г. вместе с духовником Василия II спасским архим. Трифоном и духовником вел. княгини чудовским архим. Феодосием (буд. митрополит) был «послухом» при составлении духовной грамоты вел. кнг. Софии Витовтовны (ДДГ. 57. С. 178). Все эти факты позволяют говорить о Г. как о человеке, близком к великокняжеской семье.

http://pravenc.ru/text/164853.html

Прп. Иаков Железноборовский. Икона. Кон. XIX - нач. XX в. (ц. Рождества Христова, с. Борок Буйского р-на Костромской обл.) († 11.04.1442, Железноборовский Иоанно-предтеченский мон-рь), прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Железноборовский, основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря. Основные сведения о святом содержатся в его житии, составленном в 1598 г. игум. Железноборовского мон-ря Иосифом. В наст. время житие известно в единственном списке (в составе конволюта из разновременных тетрадей кон. XVIII - нач. XIX в.: РНБ. Тит. 3800. Л. 50-55) и в пересказах историков и краеведов XIX - нач. XX в., в чьих работах отразилась разновидность Жития, отличающаяся от списка РНБ. Тит. 3800. В XIX - нач. XX в. была известна более подробная редакция текста, нежели та, что отразилась в сохранившемся списке; утраченная редакция Жития содержала сведения о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., об учениках И., в частности о прп. Иакове Брылеевском, и др. Согласно житию, И. происходил из рода галичских служилых людей Аносовых. После кончины родителей он поселился в Троице-Сергиевом мон-ре, где принял постриг от прп. Сергия Радонежского. Прожив в мон-ре нек-рое время, И. по благословению прп. Сергия отправился в Галичское княжество. На берегу р. Тёбзы (левый приток Костромы), у с. Железный Борок (ныне с. Борок Буйского р-на Костромской обл.), И. остановился для отдыха и в тонком сне увидел чудесный свет. Приняв видение за знамение свыше, преподобный основал на этом месте мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи. Согласно пересказам жития, в 1390 г. И. получил от митр. Киевского и всея Руси св. Киприана благословенную грамоту на строительство деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи ( Румянцев. 1873. С. 12-15). Житие связывает с заступничеством И. чудо благополучного разрешения от бремени вел. кнг. Софии Витовтовны в 1415 г., известное по летописям (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 40-41; Т. 11. С. 225-226). Вел. кн. Василий I Димитриевич просил некоего старца (в летописях его имя не названо) из «монастыря святого Иоанна Предтечи под бором за рекою», к которому имел большую любовь и доверие, молиться о здравии своей тяжко страдавшей в родах жены. Старец предсказал благополучное рождение наследника. 10 марта 1415 г. в великокняжеской семье родился сын - буд. вел. кн. Московский Василий II Васильевич . Железноборовский монастырь пользовался покровительством московского великокняжеского дома. Василий I Димитриевич пожаловал обители землю и средства на строительные работы. В 1450 г., во время междоусобной войны с кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой, вел. кн. Василий II разместил в монастыре свою ставку и за взятие Галича «молебная совершал во церкви Ивана Предтечи», благодаря «Бога, и Пречистую Его Матерь, и великих чудотворец» (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 123-124).

http://pravenc.ru/text/200169.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010