Торжества завершились 17 сентября, когда София отмечала День города. В столичном храме св. Софии состоялась Божественная литургия в память о свт. Киприане, в которой приняли участие члены Св. Синода Болгарской Православной Церкви. По словам председателя Оргкомитета торжеств  — доктора филологических наук Невяны Дончевой-Панайотовой, автора ряда монографий, посвященных свт. Киприану, этот церковно-общественный научный форум вызвал живой интерес со стороны духовенства, научных работников, общественности, СМИ. «Святой Киприан, — отметила проф. Дончева — Панайотова, — одна из самых эмблематических, светлых личностей в истории болгаро-российского сотрудничества. Болгарин по происхождению, воспитанник тырновской литературной школы, а также константинопольских и афонских монастырей, свт. Киприан поднялся до вершин правления Русской Церкви и в течение 30 лет руководил ее судьбой». Свт. Киприан, выходец из знатного тырновского рода Цамблак, родился в 1330 году в древней болгарской столице Велико Тырново. Впервые митрополит Киприан посетил русскую землю в 1373 году как специальный посланец Вселенского Патриарха Филофея. В 1390 году он был поставлен на Московскую кафедру. Явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией, заботился об упорядочении богослужения и исправлении богослужебных книг. Своими пастырскими посланиями он утверждал веру в Церкви. Широко известна его деятельность по переводу богослужебной литературы. Скончался свт. Киприан 16 (29) сентября 1406 года. Его святые мощи, обретенные в 1472 году, почивают в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля под спудом. 1 октября в рамках торжеств в России, посвященных 600-летию преставления свт. Киприана, митрополита Московского и всея Руси,  в Успенском соборе будет отслужена Божественная Литургия, которую возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В торжествах в России примет участие делегация Болгарской Православной Церкви, которая будет гостить у нас с 28 сентября по 6 октября. Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/143308.htm...

Святитель Арсений, епископ Тверской, по свидетельству церковного предания, родился в г. Твери от благочестивых, богатых и знатных родителей и получил высокое по тому времени образование. Еще в юные годы отличался он кротостью, не любил рассеянность. По смерти родителей своих, оставшись наследником богатого имения, Арсений обратил дом свой в дом принятия странных и бедных. Но родные сочли такую жизнь молодого человека странной и упрекали его в расточительности. «Полезно ли нам благочестие – увидим за гробом, если не видим здесь», – говорил Арсений. Отчаявшись одолеть «вражду и брань многу», юноша решил расстаться с миром и просил Господа указать ему путь. Ночью во время сна он услышал голос, звавший его в Киев, в обитель Пречистой. Он встал, тайно вышел из города и отправился в Печерскую обитель. Со слезами объявив настоятелю о своих расположениях душевных, Арсений принят был в обитель и облечен в иночество. Как и всякий новый послушник, проходил он нелегкие послушания, но проходил с любовью. Даже среди иноков древнего монастыря, отличавшихся своим благочестием, Арсений выделялся святой жизнью – строгим хранением монашеских обетов, знанием церковного устава, начитанностью в Священном Писании и трудолюбием. Смирением и искренним благочестием Арсений обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя Московского († 1406, память 16/29 сентября). Святитель Киприан полюбил инока Арсения и приблизил к себе, посвятив в сан иеродиакона. Когда святитель Киприан занял престол Московской митрополии, он взял с собой в Москву и святого Арсения. Святой Арсений был у владыки архидиаконом, и когда Киприан в 1390 г. возвратился из Царьграда с именем и правами митрополита всея Руси, то, отправляясь в Москву, он взял с собой и Арсения и поручил ему заведовать письменными делами митрополии, ему было поручено также письмоводительство, он занимался всеми делами, относившимися к внутреннему устроению митрополии. 3 июля 1390 г. Арсений вместе с митрополитом Киприаном прибыл в Тверь, где по просьбе тверского князя Михаила Александровича состоялся собор русских и греческих иерархов для суда над Тверским епископом Евфимием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Григорий I, митрополит Киевский (Южно-русский) (Цамблак) По происхождению серб (по другим сведениям – болгарин). Родился около 1364 года в городе Тырнове в боярской семье. Образование получил под руководством патриарха Тырновского Евфимия. Был пресвитером Великой (соборной) церкви Молдовлахийской (1402), затем игуменом Дечанского Пантократорова Нямецкого монастыря в Сербии (1403–1406), наконец, игуменом греческого монастыря Плинарского, около Константинополя. В Россию он прибыл по письменному приглашению своего дяди Киприана, митрополита Московского и всея Руси (1 1406, память 27 мая/9 июня и 16/29 сентября). В момент его приезда митрополит Киприан скончался, и Григорий остался в Литве. Будучи образованным человеком своего времени, Григорий завоевал расположение литовского князя Витовта, который решил назначить его митрополитом православных литовских епархий. Вопреки запрещению Константинопольского патриарха Евфимия и Киевского митрополита Фотия, князь Витовт 15 ноября 1415 года (по летописи Е. А. – 15 ноября 1414 года) собрал литовских епископов и заставил их посвятить Григория в сан митрополита. С этого времени произошло разделение русской митрополии на две части, которое, впрочем, продолжалось до смерти митрополита Григория. Преосвященный Григорий обладал ораторским талантом, но его речи и поучения отличались оторванностью от жизни, однако в них он активно обличал латинян в их заблуждениях и отступлениях от Православной веры. В 1418 году митрополит Григорий присутствовал на Констанцском Соборе, где присутствовал и папа Римский Мартин V. Митрополит Григорий открыто заявил папе Римскому о своем решительном протесте соединения с римскою Церковью, т. е. выступил противником унии. Скончался преосвященный Григорий в Киеве зимою 1419 года (по БЭЮ, т. 7, С. 588 – скончался в 1420 году). Труды: Житие и служба сербскому королю Стефану III. Житие и служба Иоанну Новому. Сказание о перенесении мощей преподобной Параскевы из Тырново в Видин и в Сербию. Надгробное слово Григория Цамблака российскому архиепископу Киприану//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1872, кн. 1. – С. 25–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Москве начались торжества, посвященные 600-летию преставления свт. Киприана, митрополита Московского 29 сентября 2006 г. 16:03 29 сентября. Сегодня, в день памяти свт. Киприана (1330–1406) , митрополита Московского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве  начались торжества, посвященные 600-летию преставления святителя. Свт. Киприан, выходец из знатного тырновского рода Цамблак, родился в древней болгарской столице Велико Тырново. Здесь и в Софии уже состоялись торжества, посвященные 600-летию преставления свт. Киприана. В рамках торжеств прошла научная конференция «Киприановские чтения» с участием многочисленных исследователи из Болгарии, России, Украины, Швеции и других стран. Свт. Киприан известен тем, что составил первую родословную русских князей и жития русских святых. Заботился об упорядочении богослужения и исправлении богослужебных книг. Своими пастырскими посланиями он утверждал веру в Церкви. Широко известна его деятельность по переводу богослужебной литературы. В торжествах в Москве по благословению святейшего Патриарха Болгарского Максима принимает участие делегация Болгарской Православной Церкви, в которую входят митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, митрополит Великотырновский Григорий и митрополит Ловчанский Гавриил,  а также болгарские ученые профессор Н. Дончева-Панайотова и профессор А. Джурова. Юбилейные торжества начались 29 сентября Божественной литургией, которую совершили на подворье Болгарской Православной Церкви в Москве в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах митрополит Великотырновский Григорий (БПЦ) и епископ Егорьевский Марк (РПЦ). Богослужение, на котором присутствовал новоназначенный Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгарии в РФ Пламен Грозданов, сопровождал хор Софийского Патриаршего кафедрального собора-памятника в память освобождения Болгарии Россией во имя св. блгв. кн. Александра Невского. Хор, которым в течение уже 28 лет руководит доцент богословского факультета Софийского университета Димитрий Димитров, придерживается традиций русского церковного песнопения,

http://patriarchia.ru/db/text/146668.htm...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Киприан Московский, свт. - житие Святитель Киприан, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец. Память святителя Киприана, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца празднуется Православной Церковью 27 мая/9 июня, 16/29 сентября и в день Собора Московских святых (воскресенье перед 26 августа/8 сентября) Преемником святителя Алексия на Всероссийской кафедре стал святитель Московский Киприан, всея России чудотворец, возглавлявший Русскую Церковь с 1376 по 1406 год. Он родился около 1330 года в Болгарии, в городе Тырново, где и начал свой монашеский путь, впоследствии продолженный им в Константинополе и на Афоне. В Византии высокообразованный и смиренный монах был замечен Патриархом Константинопольским Филофеем и стал его доверенным лицом - “ближним монахом”. Около 1373 года он был послан Патриархом в Литву и на Русь для примирения литовских и тверского князей с митрополитом Алексием. Эту сложную миссию, столь важную для православного единства, будущий святитель успешно выполнил и, оставаясь в Литве, был ревностным хранителем православной веры и истинным просветителем края, стяжав высочайший авторитет у его князей и жителей. В 1374 году по его инициативе произошло прославление литовских мучеников-христиан Антония, Иоанна и Евстафия и перенесение их мощей. В 1375 году возобновилась вражда Литвы и Москвы. Литовский князь Ольгерд потребовал от Константинопольского Патриарха рукоположить отца Киприана в митрополита Литовского, угрожая стать католиком, если Западная Русь и Литва не приобретут отдельного митрополита. Чтобы сохранить Литву в лоне Православия и, с другой стороны, сберечь единство Русской Церкви, которое немыслимо было без единого управления, Патриарх Филофей предпринял сложный ход: хиротонисал Киприана в митрополита “Киевского, Русского и Литовского” с тем, чтобы по смерти святителя Алексия святитель Киприан объединил обе части митрополии, став митрополитом Киевским и всея Руси. 2 декабря 1375 г. Киприан был возведен в сан, прибыл в Киев и в течение двух лет спокойно правил церковными делами Западной Руси и Литвы.

http://pravicon.com/info-2659

16/29 сентябряпамять святителя Киприана, митрополита Киевского и всея Руси, основателя Московского Сретенского монастыря. В издательстве Сретенского монастыря готовится к изданию книга историка-медиевиста, профессора и преподавателя истории Русской Церкви в Московской духовной академии архимандрита Макария (Веретенникова) «Митрополиты Древней Руси». Предлагаем вниманию читателей фрагмент из этой книги – отрывок из главы VII «Беды и успехи Московской Руси. Последующее возвышение Первопрестольного града». Святой Митрополит Киприан (1375–1390–1406) Митрополит Киприан встречает Владимирскую икону      Еще до первой поездки в Литву Митрополит Киприан оказался участником события, которое нашло отражение в русском Месяцеслове. В 1395 году среднеазиатский грозный завоеватель Тимур (в русских летописях – Темир Аксак) разбил Тохтамыша, разорил столицу Золотой Орды и двинулся в сторону Москвы 1 . «Преосвященный же Киприан Митрополит, тогда украшая престол Росийския митрополия, подвизаяся по вся дьни и часы, не отступая от церкви, непрестанныя молитвы и жертвы бескровныя со слезами к Богу принося… и всему народу мужьска полу и женьска заповеда пост и молитву с милостынею». В отличие от 1382 года теперь Митрополит Киприан находился в Москве, творя усиленные молитвы о спасении Русской державы. В это время в русских храмах совершались каноны и молитвы, составленные Патриархом Филофеем и переведенные святителем Киприаном, например: «За князя и за люди, егда исходити из града противу ратных». Их творили во время Куликовской битвы, а также, «судя по летописным данным, пели пятнадцать лет спустя, когда к Москве приближался Темир-Аксак – Тамерлан». Этим временем датируется написанный святителем Киприаном Молебный канон Митрополиту Петру, молебны которому, как покровителю града Москвы, несомненно, творились в дни постигшей опасности. В преддверии нашествия грозного завоевателя по благословению Митрополита Киприана в Москву была принесена чудотворная икона Богоматери из Владимира. Этот крестный ход был исполнен глубокой молитвы о заступлении, русские люди постились и молили Матерь Божию о помощи и защите. В момент встречи святого образа Тимуру, находившемуся в Ельце на Аргамачьей горе, было видение: Пречистая Дева явилась с Ангелами, устремляясь против него. После этого татарское войско спешно уходит из московских пределов. В тюркских сказаниях сохранились сведения о явлении Тамерлану его покровителя Хызра, после чего грозный завоеватель повернул назад.

http://pravoslavie.ru/97432.html

В Москве будет установлен памятник святителю Киприану, митрополиту Киевскому, Московскому и всея Руси 9 июня 2010 г. 17:45 Комиссия по монументальному искусству при Московской городской Думе на заседании 8 июня 2010 года одобрила предложение по установке в столице памятника святителю Киприану, митрополиту Киевскому, Московскому и всея Руси, который будет передан в дар городу, сообщает портал «Интерфакс-религия» . Изначально памятник предлагалось поставить в основанном святителем Сретенском ставропигиальном мужском монастыре , но так как места для монумента в обители не нашлось, решено установить памятник у посольства Болгарии на Мосфильмовской улице, а в монастыре поставить памятный знак. Болгарское посольство находится в местности, где располагалась летняя резиденция митрополита Киприана, выходца из Болгарии. На месте деревянного храма, построенного святителем, был впоследствии возведен каменный храм Троицы Живоначальной в Троице-Голенищеве. Святитель Киприан (ок. 1340-1406), митрополит Киевский и всея Руси в 1381-82 и 1390-1406 гг. — выдающий церковно-общественный деятель, писатель, публицист, переводчик. Уроженец болгарского города Великое Тырново; принадлежал к аристократической семье Цамблаковых. Рано принял монашество и около 10 лет провел на Афоне, после чего служил в Константинополе. В 1375 г. Константинопольский Патриарх Филофей поставил Киприана митрополитом Литовским и Русским по требованию князя Литовского Ольгерда, но с условием, что после смерти митрополита Алексия Киприан станет митрополитом Киевским и всея Руси. Святитель Алексий умер в 1378 г. В 1381 г. митрополит Киприан прибыл в Москву, но после нашествия Тохтамыша был выслан и жил в Киеве и Константинополе. Вернулся в Москву в 1390 г. 26 августа 1395 г., во время приближения к Москве полчищ Тимура, по инициативе святителя Киприана в Москву из Владимира была перенесена Владимирская икона Божией Матери. В память о чудесном избавлении от Тимура на месте встречи святыни был основан Сретенский монастырь. Главной заботой святителя Киприана было сохранение единой Русской митрополии. Человек высокой книжной культуры, знаток церковного Устава, святитель особенно заботился об исправлении церковных книг, упорядочении богослужения и иноческой жизни. При Киприане в русскую церковную практику вошел Иерусалимский богослужебный устав. Преставился 16 сентября 1406 г. и был погребен в Успенском соборе в Кремле. В 1472 г., при строительстве нового Успенского собора, были обретены нетленными мощи трех московских святителей: Киприана, Фотия и Ионы. Дни памяти свт. Киприана: 27 мая (9 июня) и 16 (29) сентября. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1178197.ht...

Григорий, святитель, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белоезерский († 1416, память 6/1 9 июля в Соборе Ростово-Ярославских святых) До возведения в архиерейский сан Григорий был игуменом Вологодского Спасо-Каменного Преображенского монастыря. 29 марта 1396 года хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан архиепископа. В хиротонии принимал участие митрополит Московский и всея Руси Киприан († 1406, память 27 мая/9 июня и 16/29 сентября), епископ Коломенский Григорий и другие иерархи. Преосвященный Григорий прославился храмоздательской деятельностью в епархии. В 1411 году он на свои средства почти вновь построил Успенский собор, обрушившийся в 1403 году во время пожара. В 1413 году им построена церковь в честь Благовещения Божией Матери на Бережках. Им же основан около Ростова Белогостицкий Георгиевский мужской монастырь. В одном из храмов этого монастыря находилась древняя чудотворная икона Казанской Божией Матери. Скончался 3 мая 1416 года. Погребен в Ростовском соборном храме. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4, кн. 1. – С. 79, 113, 234. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 1018. Толстой М. В. Путевые письма с Севера. – М., 1868. – С. 45, 46. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., – С. 52. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1418. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 331. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902, вып. 3. – С. 22–23. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 353. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 928. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 23. Леонид (Кавелин) , архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, 626. Титов А. А. Восстановление древнего храма в Ростове//Русский архив. – 1886, т. 23. – С. 78. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб.. б. г., т. 1. – С. 422. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Святитель Ефрем был четвертым Патриархом Сербской Церкви (память 15 июня). В Соборе святых отцов Хилендарского монастыря прославляются также святитель Киприан, Митрополит Киевский. Родом серб, он подвизался в монашеском делании на Святой Горе. За благочестивую жизнь и глубокую образованность Константинопольский Патриарх Филофей (1354–1355; 1362–1376) в 1375 году посвятил святого Киприана в митрополита Киева и Литвы с тем, чтобы он стал Митрополитом всея Руси после кончины Митрополита Московского Алексия (†1378; память 12 февраля). Управляя Русской Церковью в сложное историческое время, святитель Киприан сумел сохранить единство Киевской и Московской митрополий. Святитель Киприан скончался в 1406 году (память 16 сентября). Святитель Василий Острожский родился 28 декабря 1610 года в Поповой волости в Герцеговине. По благословению Сербского Патриарха Паисия I (1614–1647) святой Василий удалился на Афон, где, посетив многие скиты и монастыри, поселился в Хилендарской обители. Там он подвизался в монашеском делании до 1638 года, когда был хиротонисан во епископа и поставлен митрополитом Требинским. После 1659 года ему было поручено также управление Милешевской епархией. Святитель еще при жизни был удостоен даров прозорливости и исцеления недугов. Он мирно скончался в 1671 году в своей келлии в Острожском монастыре. От его гробницы совершались многие чудеса (память 29 апреля). Кроме святителей, в Собор святых отцов Хилендарского монастыря входят также преподобные, исповедники и мученики. Преподобный Нектарий родился в XV веке в Битолии в благочестивой христианской семье. Во святом Крещении он был назван Николаем. Святой Николай удалился на Афон и там принял монашеский постриг с именем Нектарий. 5 декабря 1500 года он мирно скончался (память 5 декабря). Через 4 года ученики обрели его тело нетленным и благоуханным. Святые мощи были поставлены в ковчеге в келейном храме. Святой Дамаскин Габровский родился в XVIII веке в селении Габрово Тырновской епархии в Болгарии. Монашеский постриг он принял в Хилендарском монастыре. За добродетельную жизнь святой Дамаскин был рукоположен во иеродиакона, а затем – во иеромонаха. В 1771 году он отправился по делам монастыря в Болгарию, где принял мученическую кончину от турок (память 16 января).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси, по происхождению серб (по другим источникам — болгарин) и сначала подвизался иноком на Афоне. Своей благочестивой жизнью и образованием он обратил на себя внимание Константинопольского патриарха Филофея (1354–1355, 1362–1376), который в 1375 (1376) году посвятил Киприана в митрополита Киева и Литвы. На Константинопольском Соборе было постановлено: во избежание разделения русской митрополии «быть ему по смерти святителя Алексия митрополитом всея Руси». В Москве святитель Киприан терпел многие скорби от великого князя и потому первое время жил или в Литве, или в Константинополе. Лишь в 1390 г., при великом князе Василии Димитриевиче, он был принят как первосвятитель в Москве. Святитель Киприан явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией, ее чистого учения и установлений. Особенно много заботился он об упорядочении богослужения. Для этого рассылал он по епархиям различные церковные чинопоследования и уставы, иногда написанные собственноручно, исправлял в богослужебных книгах замеченные ошибки, сам перевел с греческого языка служебник и писал наставления касательно богослужебной практики. Среди этих забот не оставлял и литературной деятельности, памятником чего осталось несколько его по преимуществу исторических сочинений. По отзывам летописи, он был «всякаго любомудрия и разума исполнен, и вельми книжен, и духовен зело, и книг своею рукою писаше, и в молитвах часто упражняшесь, и в почитании Божественных Писаний». Скончался он в 1406 году. Мощи его, обретенные в 1472 году, почивают в Московском Успенском соборе под спудом. Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был родом грек из пелопонесского города Монемвасии (Мальвазии). Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был постриженником старца Акакия, великого подвижника (впоследствии митрополита Монемвасийского). В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана († 1406; память 16/29 сентября). Выбор патриарха Матфея (1397–1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. 1 сентября 1408 г. святитель Фотий поставлен в митрополита и через год прибыл на Русь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010