Заметим также его незлобие и постоянную готов­ность избегать всякого повода к вражде; когда брат его Стефан позавидовал его игуменству и начал оскорблять его, он не вступает с ним в пререкания, несмотря на любовь братии, тотчас удаляется и основывает новый рассадник духовной жизни – Махрищский монастырь. Вспомним как он избегал всякого приобретения, почестей, известно­сти. сколько раз отказывался от игуменства, как под ветхим рубищем скрывал свой высокий сан, получая за то оскорбления, которыми питалась смиренная душа его; а от святительства, несмотря на настояния московского святителя Алексия так и отказался, так что никакими доводами не удалось его склонить.. и так до конца дней своих остался первым и трудолюбивейшим работником в основанной им бедной, пустынной, ныне столь прославленной Лавре, сотворив в сердце своем непрестанную и неветшающую обитель Святой Живоначальной Троицы. Скончался препо­добный 25 Сентября 1391 г. на 78 году жизни. Учениками и современниками был целый сонм прославленных святых Божиих угодников, как то обещано было ему в видении. Памятка Друзьями и собеседниками преподобного Сергия были: Стефан Пермский ск. 1396 г., Стефан Махрищский 1406, Афанасий иг. Высоцкий 1401, Дмитрий Прилуцкий 1392, Дионисий Суздальский 1384, Евфимий Суздальский 1405, Михаил Смо­ленский. Учениками преподобного были: любимым Андроник Московский 1404 г., Савва Звенигородский, основавший Сторо­жевский Звенигородский монастырь близ Москвы 1406 г., Павел Комельский 1429, племянник Федор архиепископ Ростовский 1394, Сильвестр Обнорский им и пострижен, ск. 1379, Михей келейник его 1385, Никита Боровский, Ме­фодий Пешновский 1392, Авраамий Галицкий 1375, Иаков Галицкий 1422, Сергий Нуромский, долго подвизался в обители преподобного, затем, удалившись в Вологодские леса по гласу Божией Матери основал свою на р. Нуроме, ск. 1412 г. и многие другие, все прославившиеся святостью и основавшие обители в разных местах России. 26-го сентября И вот, к толпе, шумящей праздно, Подходит муж благообразный.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Житие Стефана Пермского Житие Стефана Пермского было создано, как свидетельствует сам Епифаний, на основании собранных им сведений и воспоминаний о святом, с которым он познакомился в ростовском монастыре Григория Богослова  и часто встречался во время посещений Стефаном Троицкого монастыря, по дороге в Москву, когда тот уже был епископом в Перми. Это единственное сочинение Епифания Премудрого , в отношении которого вопросов об атрибуции никогда не возникало. Традиционно ЖСП датировалось 1390-ми гг., по-видимому, в связи с представлением о том, что оно было написано вскоре после смерти Стефана Пермского, последовавшей в 1396 г. Некоторые ученые называют даже точные хронологические границы – 1396–1398 гг. (см., например: [ Филарет (Гумилевский) 1859, с. 84; Ключевский 2003, с. 79; Кусков 1977, с. 130; Творогов 1981, с. 83]). Тем не менее твердой датировки, исключающей начало XV в., нет. По мнению Б. М. Клосса, Епифаний написал Житие в 1408– 1409 гг., о чем свидетельствует имеющаяся в тексте фраза с просьбой о даровании Руси митрополита: «создание Жития Стефана Пермского следует датировать 1406–1410 гг., причем более вероятными представляются 1408–1409 гг. (судя по тоскливому чувству, вызванному отсутствием на Руси митрополита)» [Клосс 1998, с. 98]. На то, что предположение Б. М. Клосса ошибочно, указали авторы работы [Бобров, Прохоров, Семячко 2003, с. 431–432], заметив, что фраза о даровании Руси митрополита представляет собой цитату из молитвы к Богу, произносимой во время литургии, и, следовательно, датирующего значения иметь не может. Соглашаясь с Б. М. Клоссом, что твердым ориентиром создания ЖСП является промежуток времени между 16 сентября 1406 г. (день кончины митрополита Киприана) и 23 марта 1410 г. (день приезда митрополита Фотия), В. А. Кучкин указывает, что такая датировка возможна при условии, что Епифаний Премудрый скончался до или в 1430-х гг. Однако если Епифаний дожил до 1440-х гг. (см. выше, π. 1), тогда возможна в принципе и другая датировка ЖСП, поскольку на Руси не было митрополита также в 1440–1448 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Стефан был еще раз в Москве и в 1383 г. был сделан епископом края, им облагодетельствованного. Скончался 26 апреля 1396 г. § 21. Святитель Киприан, митрополит Московский (ум. 1406) Был болгарин, происходит из города Тырнова. Его племянником был Григорий Цамблак – известный литовский митрополит. По влечению к монашеской жизни он рано поселился на Афоне и затем был чиновником в константинопольском клире. Его первое появление в России относится к концу 1373 г. в качестве патриаршего посла. В течение этого пребывания он сумел склонить на свою сторону литовских князей, и те в письме просили патриарха поставить его в сан митрополита русского. Вернувшись обратно, Киприан был избран и поставлен патриархом Филофеем в сан митрополита Киевского и Литовского, с правом на всю Россию по смерти митрополита Алексия. Это был неканонический акт. В декабре 1375 г. Киприан получил поставление и уже 9 июня 1376 г. выехал в Киев, остуда он хотел проникнуть в Москву, но вел. кн. Димитрий Донской не принял Киприана, и тот решил выжидать в Киеве благоприятных обстоятельств. Св. Алексий умер 12 февраля 1378 г., однако кн. Димитрий избрал своего кандидата в митрополиты – Михаила Митяя. В ходе долгих судов и тяжб в Константинополе в июне 1380 г. Киприан соборно был лишен даже Киева, с сохранением за ним малой России и Литвы, а митрополитом русским был назначен архим. Пимен. Однако князь Димитрий отверг Пимена и пригласил к себе Киприана, а Пимена в 1381 г. схватил в Коломне и заточил.  Киприан 23 мая 1381 г. был принят в Москве с особой торжественностью, но уже в октябре 1382 г. он впал в немилость князя, и был удален в Киев, а Пимена вызвал из заточения и встречен с честью. В Киеве Киприан нашел поддержку кн. Владимира Ольгердовича, и выехал в Константинополь, где в конце 1387 г. было соборно определено митрополитом Киевским и всея Руси называть только Киприана. К тому времени умерли и Димитрий Донской и митр. Пимен. В феврале 1390 г. Киприан торжественно вступил в Москву после 14 лет скитаний. Наслаждаясь спокойствием он подолгу жил во владимирской области на «озере святом». 16 сентября 1406 г. Киприан скончался. 27 мая 1472 были открыты его мощи и произошло прославление.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Похвальное слово Киприану, Чт. в О. И. и Д. Р., 1872, кн. I, стр. 25. 1935 «Идущи ми к вам, яко же и доспев реки,… река ж Немон бяше протичющиа Литвы, на ней жь горькому нам стретшю возвещению, ни ж плакати можахом, ни ж телесны органы ко естественному движимыи имети», и проч. Ibid. стр. 30. – Указание, что Цамблак получил известие о смерти дяди, когда достиг реки Немана, дает возможность с некоторою точностью определить время его прибытия в Литву. Киприан умер 16 сентября 1406 года. Недели через две, самое большее, известие о его смерти должно было дойти до западных границ Литвы. Цамблак достиг этих границ или одновременно с этою вестью, или несколькими днями позднее. Таким образом, он вступил в Литву приблизительно в начале октября 1406 года. 1936 Шевырев, наприм., готов даже отрицать самое существование этой загадочной обители. Производя название «Плинаирская» от πλν (вне) и ρ (воздух) – «вне воздуха сущая», – он спрашивает: «не понимал-ли Григорий эту обитель в смысле иносказательном?» (Лекции по ист. рус. Словесности, ч. 3, стр. 349 и 385). 1937 Из актов Константинопольского патриархата видно, что в XIV в. в Константинополе существовал какой-то Плинарский монастырь, – μον τς περγνου δεσπονης κα θεομτορος κα πικεκλημνη το Πλυναρου (Acta Patr. Const. t. I, p. 194–195), μον τν Πλυναρεων (Ibid., p. 423). Весьма возможно, что этот именно Константинопольский Плинарский монастырь и есть обитель Плинаирская Цамблака. Можно допустить, что Цамблак, состоя в Константинополе синкеллом при патриархе, в тоже время числился игуменом этого монастыря. Почему прибыв в Россию, он назывался игуменом этой именно обители, а не игуменом Дечанского монастыря, которым он управлял непосредственно пред тем, это можно объяснить некоторыми личными расчетами: титул игумена Константинопольского монастыря, без сомнения, имел для русских больше значения, чем титул игумена сербского монастыря. 1938 Хронология событий определяется чрез сравнение Никоновской летописи, где год считается от Сентября, с другими летописями, в которых факты записываются по Мартовскому году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1357 году святитель Алексий вызван был в Орду и там исцелил Тайдулу, жену хана Джанибека. По кончине великого князя Иоанна Иоанновича, святитель принял на себя попечение о мамлолетнем сыне его Димитрии (в последствии Донском) и выхлопотал ему великокняжеское достоинство (в 1363 году). Спустя два года основан св. Алексием в Московском Кремле Чудов монастырь на месте, подаренном ему царицею Тайдуллою. Другие, основанные им монастыри, исчислены А.В. Горским (Прибавл. к Твор. Св. Отцев 1848, стр. 119–122). Сохранилось составленное св. Алексием послание или поучение пастве и Новый Завет , писанный его рукою и исправленный с греческого подлинника (Филарет, Обзор Рус. Дух. Литературы, стр. 102–105). Ум. 12 февраля 1378 и погребен в построенной им Чудовской церкви. Оттуда мощи перенесены в 1686 году в новый храм, где и ныне открыто почивают. Подле раки хранятся святительские облачение и жезл великого угодника Божия. Многочисленные списки жития, в пяти редакциях, отчетливо описанных Барсуковым (стр. 28–32). Древнейшая редакция принадлежит епископу Пермскому Питириму, по словам Степенной книги (I, 415). По «Иконописному Подлиннику», под 12 февраля: «Алексий лежит во гробе; подобием сед, брада аки Власиева, раздвоилась; на главе клобук бел, в саккосе, омофор и Евангелие» (Филимонов, стр. 270). 174. Святый Киприан митрополит преставися в лето 6914 месяца сентября в 16 день Родом Серб, митрополит всей России 1376–1406 г., пастырь образованный, заботившийся о восстановлении упавшего просвещения в России. Перенес в жизни своей много неприятностей и гонений. Посвященный на митрополию в Константинополе, еще при жизни святителя Алексия, он не был принят в Москве в.к. Димитрием, но в 1381 году призван им же на митрополию. Вскоре после нашествия Тохтамыша, разорившего Москву, по неудовольствиям от вел. князя, принужден был уехать в Киев, и только в 1390 г. возвратился в Москву, где был ласково принят сыном и преемником Донского в.к. Василием. Ум. 16 сентября 1406 года в любимом его подмосковном селе Голенищеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

1 января 1406 года, пребыв в Великом княжестве Литовском " лето едино и 5 месяць " , митрополит Киприан вернулся в Москву, где совершил многочисленные епископские хиротонии. Осенью 1406 года Киприан тяжело заболел, 15 сентября скончался в селе Голенищеве под Москвой и 16 сентября был погребен в Успенском соборе Московского Кремля. Его мощи были обретены 27 мая 1472 года во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле и были положены в Московском Успенском соборе под спудом. В истории Русской Церкви митрополит Киприан занимает важное место, как деятель на поприще исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. В Русской Церкви первоначально принят был студийский устав , обработанный св. Феодором Студитом и господствовавший в Византии до конца XI в., когда там стал входить в употребление церковный устав другого типа, иерусалимский , в XIV в. окончательно упрочившийся на всем Востоке и у южных славян. Русская Церковь стала тогда получать с Востока богослужебные книги, составленные применительно к новым порядкам; во множестве приезжали с Востока и духовные лица, привыкшие к иерусалимскому уставу и применявшие его и в России. Отсюда ряд недоумений, которые принимали иногда острый характер, и необходимость просмотра всего круга богослужебных книг, составленных по началам устава студийского, для исправления их согласно началам устава иерусалимского. Митрополит Киприан много способствовал разрешению этой задачи; но не по силам одному человеку было полное исправление богослужебных книг. В литургических книгах, которые считаются у нас принадлежавшими Киприану или списанными с книг, ему принадлежавших — служебнике и требнике , - Киприаном переведены и отчасти приспособлены к потребностям русской практики только некоторые отдельные части. Несомненна принадлежность свт. Киприану Псалтири (рукопись московской духовной академии). В общем деятельность свт. Киприана была направлена более на постановку задачи, нежели на осуществление ее в подробностях. Св. Киприану приписываются и некоторые мелкие статьи литургического содержания, частью переводные, частью самостоятельные; но лишь немногие из них могут считаться трудами свт. Киприана. Последний разряд литературных трудов митрополита Киприана образуют его послание к игумену Афанасию, поучение к новгородскому духовенству о церковных службах и послание к псковскому духовенству с наставлением разным предметам служебной практики. Изучение этих произведений св. Киприана имеет важное значение для разъяснения несогласий, возникших при исправлении книг патриархом Никоном ; они проливают свет на богослужебные порядки XIV - XV вв. и на их отношение к порядкам, введенным при Никоне.

http://drevo-info.ru/articles/7120.html

Киприан понимал дело, и хотел было ограничиться тем, чтобы оставить Антония при себе. Но Витовт грозил отнять у Киприана западные области, если Антоний не будет низложен, и святитель должен был уступить силе. Наконец в январе месяце 1406 года, св. Киприан в последний раз возвратился в Москву. Отягченный горькими лишениями и летами, он начал чувствовать близость кончины, и потому поселившись в любимом своем селе Голенищеве начал по преимуществу заниматься богомыслием и молитвою. В начале сентября, он уже больной посвятил в Голенищеве епископа Митрофана в Суздаль, – а 16 сентября того же 1406 года скончался мирно смертью праведника. 255 3) Святитель Фотий митрополит Киево-Московский на Волыни Блаженный Фотий посещал пределы Волынские во время управления всероссийскою митрополией два раза. Он был грек и поставлен во всероссийские митрополиты, спусти два года после смерти Киприана (1409) патриархом Цареградским Матфеем. 256 Сентября 1 того же года он прибыл в Киев, и как на юге России давно жаловались, что не видят у себя митрополита, то Фотий пробыл здесь более 7-ми месяцев, лично осматривая положение дел и решая жалобы. После этого он отправился в Москву, куда прибыл на кануне Пасхи 22 апреля 1410 года. Здесь особенно заняли его дела о возвращении митрополичьих имений и земель, захваченных во время набегов монгольских. Это сильно вооружало против него бояр и даже самого великого князя. Но несмотря на это, Фотий успел возвратить кафедре все ей принадлежащее. Но особенно тяжелое время настало для Фотия со времени подчинения Литвы и Волыни под власть Витовта, когда сей последний составил план об отделении своих владений от царства польского, и приобретении для своей династии титула королевского. Для достижения этой цели ему необходимо было с одной стороны задобрить папу, который один в то время считался раздаятелем корон, а с другой – прекратить всякие отношения своих русских подданных к Московским митрополитам, которые, проживая в Москве, своим влиянием постоянно поддерживали между литовско-русскими и московскими князьями дух братства, опасный для литовского самовластия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Иларион, епископ Коломенский О преосвященном Иларионе сохранилось немного сведений. Был игуменом Лисицкого (на Лисичьей горке) Богородичного монастыря Новгородской епархии. С 1396 года – архимандрит Московского Симонова монастыря. 26 августа 1406 года хиротонисан во епископа Коломенского. Хиротонию совершал митрополит Киприан в селе Голенищеве, когда был уже болен. 16 сентября 1406 года митрополит Киприан скончался, и епископ Иларион участвовал в его погребении. Скончался 9 марта 1409 года. Погребен в соборной церкви г. Коломны. Литература: Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 244. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4, кн. 1. – С. 85. Марков Н. М., священник. Коломенская епархия. – М., 1888. – С. 216. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 98, 149, 1029. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 337. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 46. Книга степенная царского родословия, содержащая историю российскую с начала оныя до времен государя царя и великого князя Ивана Васильевича. Сочинена трудами митр. Киприана и митр. Макария: напечатана под смотрением Герарда Фридерика Миллера. – М., 1775, 2 ч„ см. также ПСРЛ т. 21: Книга степенная царского родословия. – СПб., 1908., т. 1. – С. 558–559. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г.. т. 2. – С. 1411. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 12. – С. 355. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 8. – С. 85. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архив Новости Приветствие Святейшего Патриарха Болгарского Максима по случаю международной церковно-богословской конференции, посвященной памяти святителя Киприана, Московского чудотворца Патриарх Болгарский Максим Возлюбленные о Господе чада святой Православной Церкви! В настоящем 2006 году от Рождества Христова все мы, клир и церковная полнота Болгарской Православной Церкви, отдаем дань уважения и признания памяти одного из святых архипастырей, просиявших в роде болгарском – митрополита Киевского и всея Руси Киприана, Московского чудотворца (1330–1406). Рядом с именами Рыльского чудотворца преподобного Иоанна, Тырновского патриарха Евфимия и других наших и всеправославных святых, имя святого Киприана является еще одним свидетельством нашего славного церковного прошлого, оно навсегда вписано золотыми буквами в историю болгарской святости. Святой Киприан Московский происходит из царственного града Тырново, из знатного и прославленного рода Цамблаков. Монашеский путь будущего Всероссийского митрополита начался в Килифаревском монастыре преподобного Феодосия Тырновского и продолжился в Константинополе и на Святой горе Афон. В 1375 году он был рукоположен святителем Филофеем, Константинопольским патриархом, в Киевского митрополита, а с 23 мая 1381 года и окончательно с осени 1390 года до дня своего блаженного успения (16 сентября 1406 года) святитель Киприан был фактически митрополитом Московским и всея Руси. В Москве, началось и его церковное прославление. Он был канонизирован Русской Православной Церковью в 1472 году, хотя масштабы его деятельности выходят далеко за границы этого поместного почитания. Безупречный аскет и самоотверженный пастырь, книжник  и духовный писатель уровня Святейшего патриарха Евфимия Тырновского и вдохновенный иконописец, святитель Киприан вызывает нескрываемое восхищение не только своих современников и последователей в Русской Церкви, но и признание всего православного мира. Для Болгарской Православной Церкви и родных нам богословских школ подвиг святителя Киприана есть не только основание для заслуженной гордости, но и пример, который ежедневно призывает нас ко все большему усердию и непрестанной ревности «в деле служения для созидания тела Христова» (Еф. 4:12).

http://pravoslavie.ru/news/061002164920....

Евфимий суздальский 1 апр. 1406. Стефан махрищ. 14 июля 1406. Киприан м. м. 16 сент. 1406. Юлиания княгиня вязем. 21 дек. 1406. Княгиня Евфросиния 7 июля 1407. Савва звенигородский 3 дек. 1407. Арсений епископ тверск. 2 мар. 1409. Феодор и Павел 12 окт. 1410. Сергий обнорский 7 окт. 1412. Феофил и Иаков омуч. 21 окт. 1412. Корнилий палеостр. 21 авг. 1420. Симеон арх. н. 4 фев. 1421. Ферапонт белозерский 27 мая 1426. Никон игум. радонежск. 17 нояб. 1426. Кирилл белозерский 5 июня 1427. Павел ком. 10 янв. 1429. Евфимий корельский 18 апр. 1430. Фотий м. м. 1 июля 1435. Савватий тверской 2 мар. 1434. Феодор князь острож. 28 авг. 1435. Савватий соловецкий 27 сент. 1435. Дионисий глушиц. 1 июня 1437. Игнатий арх. 28 авг. 1438. Александр кушт. 9 июня 1439. Иаков железноборский 11 апр. 1440. Григорий пельшемский 30 сент. 1441. Герасим. еписк. пермский 30 янв. 1442. Арсений коневский 12 июля 1444. Макарий унженский 25 июля 1444. Варнава 11 июня 1445. Михаил клопский 11 янв. 1452. Амфилохий глушицкий 12 окт. 1452. Князь Иоасаф 10 сент. 1451. Питирим. пермский 30 янв. 1455. Филипп рабанский 15 нояб. 1457. Евфимий арх. новгородский 10 мар. 1458. Паисий гал. 23 мая 1460. Евфимий сянжем. 11 апр. 1460. Савва вышерский 1 окт. 1460. Иона м. м. 31 мар. 1461. Иона епископ пермский 30 янв. 1462. Варлаам шенкурский 19 июня 1462. Георгий шенкурский 23 апр. 1465. Тихон мядынский 16 июня 1465. Савва тверской 2 мар. 1467. Иона новгородский 5 нояб. 1470. Исидор мучен дерпт. 8 янв. 1472. Исидор юродивый ростов. 14 мая 1474. Иларион псковский 28 мар. 1476. Пафнутий бор. 1 мая 1477. Зосима соловецкий 17 апр. 1478. Александр ошев. 20 апр. 1479. Иона псковский 29 мар. 1480. Антоний краснох. 17 янв. 1481. Евфросин и Серап. псков. 15 мая 1481. Досифей 8 окт. 1481. Мартиниан белозер. 12 янв. 1483 Макарий коляз. 17 мар. 1483. Феофил арх. новгород. 28 авг. 1483. Герман соловецкий 30 июля 1484. Козма яхром. 18 фев. 1492 Онуфрий мальский 12 июня 1492. Ефрем. перек. 26 сент. 1492. Иоанн юродивый 29 мая 1494

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010