Преподобный Савва Московский, †ок. 1410–1420, память 13 июня. Преподобный Александр Московский, †после 1427, память 13 июня. Преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский, †до 17 ноября 1426, память 13 июня. Преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский, †до 17 ноября 1426, память 4 июля и 13 июня. Преподобный Роман Киржачский, †29 июля 1392. Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший, †после 1401, память 12 сентября. Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший, †12 сентября 1395. Преподобный Леонтий Стромынский, †ок. 1380, память 20 июля. Преподобный Савва Стромынский, †20 июля 1392. Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, †З декабря 1407, обретение мощей 19 января 1652. Преподобный Иаков Стромынский, XIV, память 21 апреля. Преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский, XIV–XV, память 25 января. Преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий, †ок. 1388, память 26 ноября и 25 сентября. Преподобный Феодосий Череповецкий, †ок. 1388, память 26 ноября и 25 сентября. Преподобный Мефодий Пешношский, †4 июня 1392, память 14 июня. Преподобный Иаков Железноборовский, †11 апреля 1442. Преподобный Никифор Боровский, †до 1414, память 9 февраля. Преподобный Никита Боровский, †после 1421, память 1 мая. Преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский, XIV–XV, память 27 мая. Собеседники Преподобного Сергия Святой благоверный великий князь Димитрий Донской, †19 мая 1389. Преподобная Евфросиния Московская (в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия), †7 июля 1407, память 17 мая. Святитель Стефан, епископ Великопермский, †26 апреля 1396. Святитель Михаил, епископ Смоленский, †б мая 1402, память 28 ноября. Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский, †15 октября 1385, память 26 июня. Преподобный Евфимий Суздальский, †1 апреля 1405, обретение мощей 4 июля. Преподобный Димитрий Прилуцкий, †11 февраля 1392. Преподобный Стефан Махрищский, †14 июля 1406. Преподобномученик Григорий Авнежский, †15 июня 1392. Преподобномученик Кассиан Авнежский, †15 июня 1392.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возвратясь из поездки в западные епархии, святитель Киприан, отягченный старостью и болезнями, удалился в уединенную келью свою в селе Голенищеве. Здесь он и преставился 16 сентября 1406 года. 290 При последнем посещении Смоленска блаженным Киприаном, этот древний город, захваченный Витовтом , принадлежал уже к Литовской Руси. Последний владетель Смоленский, князь Юрий Святославич, искал убежища в вольном Новгороде и получил звание наместника в Торжке, но там запятнал себя гнусным злодейством. Друг его, разделявший с ним изгнание, князь Симеон Вяземский имел прекрасную, добродетельную супругу, по имени Иулианию. Жестокий и сластолюбивый, Юрий пылал вожделением осквернить ложе Симеона; он не успел в том ни соблазном, ни угрозами и решился на явное злодеяние: в своем доме, среди веселого пира он убил князя Симеона, надеясь безнаказанно насытить похоть свою насилием. Но целомудренная Иулиания, любя непорочность более всего в мире, схватила нож и ранила насильника в плечо. Тогда любострастие уступило место ярости. Юрий, обнажив мечь, погнался за мужественной княгиней, изрубил ее и велел бросить тело ея в реку Тверцу. 291 Это было 21 декабря 1406 года. Другой поучительный примерь целомудрия и искреннего благочестия представляла собою мать великаго князя, святая великая княгиня Евдокия Димитриевна. Живя в супружестве, она была супругою нежною, кроткою, набожною, и вместе с мужем своим заботилась о спасении души, не предаваясь стремлениям чувственности. Благочестивое расположение молодых супругов поддерживали великие угодники Божии: святитель Алексий был отцем и хранителем юной четы; св. Феодор, игумен Симоновский, был духовником их, а великий чудотворец Сергий принимал детей их от святой купели. Благоверная княгиня поддерживала супруга своего в борьбе со скорбями и в ратных подвигах неусыпною молитвою и щедрою милостынею бедным. В память Мамаева побоища, она построила в Московском Кремле, на дворе княжеском, каменный храм Рождества Богородицы, 292 а лишившись супруга, основала, рядом с Чудовым монастырем, женскую обитель Вознесения Господня. Из духовного завещания Донского видно, что он высоко уважал подругу своей жизни. 293

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   С 1371 г. ведет свою известность псковско-новгородская секта стригольников, отрицавшая действительность иерархии потому, что все ставленники опорочены симонией. Споры на эту тему прошли перед нами в начале XIV в. по поводу борьбы тверского велик. князя Михаила Ярославича против митр. Петра. Они не замерли. Преемник митр. Петра греч. митр. Феогност слыл среди новгородцев, как любитель собирать тяжелую денежную дань. При его преемнике, митр. Алексии, западные литовские конкуренты Алексия, Роман и Феодорит, врывались в пределы Алексия и пытались рукополагать ставленников, которых, конечно, не мог признать законными митр. Алексий. Новое десятилетие состязаний Киприана и Пимена породило в среде их ставленников тоже сомнения: кто из них канонически законен и кто нет? Все это подливало масла в огонь неумиравших споров о законности всей иерархии, и греческой, и русской, а на почве этих споров сложилось сектантское движение стригольников. Митрополит Киприан (1390—1406 гг.)    Поставленный митрополитом русским в 1375 г., т. е. уже 15 лет тому назад, митр. Киприан провел почти все это время вне Москвы. Но ему суждено было прослужить еще 16 лет (до 1406 г.) уже в прочном положении московского митрополита. Своей выдающейся разносторонней деятельностью в духе возвеличения Москвы и русской церкви, он вошел в серию ее святителей, прославленных и канонизованных. Память его празднуется 16 сентября.    Митр. Киприан прибыл в Москву через Киев в начале 1390 г. Вступив в союз с московским князем, митрополит Киприан, как и его предшественники, намеренно или ненамеренно своей иерархической деятельностью содействовал Москве в ее собирании земли русской. Такова, напр., его борьба (хотя и неудачная) с Новгородом из-за месячного суда.    В борьбе новгородцев с московскими митрополитами по церковным вопросам всегда сказывались мотивы политические. Время церковной смуты давало благоприятные условия для выражения сепаратистских стремлений новгородцев в церковной сфере. И вот, в 1385 г. все духовные и мирские люди Новгорода единодушно постановили на вече и целовали крест в том, чтобы впредь им не являться на суд в Москву к митрополиту, и не давать ему месячного суда в Новгороде, а судиться окончательно у своего владыки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Для Ув. 70 были написаны особые статьи на 2 мая (перенесение мощей свв. Бориса и Глеба) и 24 июля (их мучение). 411 В Тырновском прологе под 2 мая только указано заглавие «Страсть святою мученику Рускую царю Бориса и Гл ба». В Хлуд. 189 память 2 мая не вошла, а под 24 июля читается текст, характерный для сербских Прологов РГБ ОР, ф. 256 (Рум.), 319 (XIV в.) и Лесневского 1330 г. (Белград, САНУ, бр. 53). 412 В русских Прологах он не встречается. В Хлуд. 189, Рум. 319, Лесневском и Тырновском прологах есть память св. княгини Ольги. Редакция отличается от русской, 413 но, возможно, составлена на ее основе. Под 15 апреля встречается память праправнука Владимира Мстислава Владимировича Великого (Ув. 70, Хлуд. 189, Рум. 319, Лесневский), который, как уже говорилось, потом не почитался святым. 414 В южнославянских Прологах есть также память преп. Феодосию Печерскому , которая отличается от обеих известных в древнерусской письменности редакций. 415 Источник южнославянских прологов определить довольно сложно. Чтения св. Глебу 5 сентября и Мстиславу происходят из 1-й редакции. Память св. Ольге читается во 2-й редакции, память св. Владимиру неизменно входила в обе, но именно ее нет. Видимо, в основу общего источника южнославянских Прологов лег какой-то особый список времен активного формирования текста 2-й редакции. Случайно в нем отсутствовала память св. Владимира или была изъята намеренно, выяснить невозможно. 4. Младшие виды и редакции Проложного жития ПрЖ-2 дало начало целой группе переработок, которые встречаются не только в поздних списках Пролога 2-й редакции, но и в минеях и сборниках. 416 Вторая редакция ПрЖ-2 встречается в составе особой подборки после Краткой редакции «Памяти и похвалы» (так называемого Древнего жития) Иакова Мниха: РГБ, ОР, ф. 256 (Рум.), и ф. 304 (Тр.), 792 (1572 г.), РНБ, ОР, F 1.257, Пог. 949 и Соф. 1419 . 417 Заглавие: «Похвала благов рному князю Владимеру, нар ченному во святомъ крещении Василию». Начало: «Сеи бысть сынъ Святославль отъ племени Варяжьска...». Конец: «...ея же трапезы сподобимся и мы, недостойнии кающеся о съгр шенияхъ своихъ». Отличается небольшими добавлениями: после «обрящу учителя» добавлено «да иже могущаго ми испов дати о истинн и в р », «свя- щенници» вместо «прозвутеры»; «украсивъ сребромъ и златомъ» вместо «удививъ» о церкви Богородицы; известия о том, что св. Владимир прожил 28 лет после крещения. Третья редакция ПрЖ-2 известна в одном списке РГБ ОР, ф. 310 (Унд.), 1306. Ее выделение представляется сомнительным, так как она отличается очень незначительно. ПрЖ-3 А. А. Шахматов назвал переработку ПрЖ-1. Она встречается в ряде списков Пролога 2-й редакции. Старший список: упомянутый двухтомный Пролог начала XV в., мартовское полугодие, ГИМ, 1406 г. 418 Кроме того, этот текст был включен в Великие Минеи Четьи митрополита Макария. См., например: РНБ, ОР, Соф. 1323 , лл. 113–113 об. Заглавие: «Успение блаженнаго и великаго князя Владиммира, крестившего землю Рускую».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

311. Андрей Дмитриевич, князь дорогобужский, племени князей тверских, младший из двух сыновей Дмитрия Еремеевича, князя дорогобужского 677), от брака с неизвестной. – О времени и месте его рождения сведений нет; потерял отца в 1406 г.; приехал в Новгород и принят Новгородцами в 1418 г. – Ничего больше летописи о нем не говорят, – Из родословных же видно, что он оставил сыновей: Осипа (Иосифа ) и Юрия (Георгия ), князей дорогобужских. 312. Андрей Дмитриевич 312. Андрей Дмитриевич, князь друцкий, старший из двух сыновей Дмитрия Васильевича, князя хрупкого 670), от брака с Анастасией Олеговной, княжной рязанской 287). Именуется летописно, однажды, в числе 74-х князей, подручников Литвы, убитых при поражении Литовцев Витовта, Татарами Тимур-Кутлуя. на р. Ворскле, 12 августа 1399 г, – Потомства его, в родословных, не видно; да и он сам во многих пропущен. 313. Андрей Дмитриевич 313. Андрей Дмитриевич, князь друцкий, второй из четырех сыновей Дмитрия Васильевича, князя друцкого 669), от брака с неизвестной. – Именуется только в родословных, из которых видно, что он, находясь удельным подручником Лигвы, выехал, при Глинских, с братом Богданом 381) и племянником Дмитрием Юрьевичем (Георгиевичем 685), в Москву, в 1508 г., где ни он, ни его сыновья: Данило, Михаил и Иван, князья Друцкие, – не были уже удельными. 314. Андрей Дмитриевич 314. Андрей Дмитриевич, святый, в иночестве Иоасаф, князь заозерский и чудотворец вологодский, старший из двух сыновей Дмитрия Васильевича, князя заозерского 671), от брака с неизвестной. – Род. в Заозерье, (так назывались земли за озером Кубенским, с княжеской резиденцией в городке, на устье Кубены, где теперь деревня Чурикова, в 45 в, от Вологды), по одним известиям – в 1428 г., по другим в 1436 г.; постригшись в Спасокаменном монастыре, на острове озера Кубенского, по одним известиям – 12-ти, по другим 17-ти лет, ум., после 5-ти-летнего иночествования, 10 сентября 1453 г. Тело его, погребенное в деревянной Успенской церкви того же Спасокаменного монастыря, много лет оставалось нетленным и признано св. мощами, остатки которых, собранные после пожара 3 сентября 1478 г., хранились в ковчеге под престолом, и частью заделаны в трипядный, обложений серебром, крест; наконец, помещены .в раку, у южных врат монастырской соборной церкви, 10 июня 1650 т., и, после вторичного пожара, уничтожившего Спас о каменный монастырь, 24 июня 1773 г., перенесены в город Вологду, в Духов монастырь, который, в память погоревшего, переименован Спасокаменным. – По единогласному свидетельству всех родословных, был женат на княжне Марье Ивановне Деевой ), но значится бездетным. 315. Андрей Дмитриевич

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Митрополит Киприан объединил под своей властью Московскую и Киевскую митрополии и все время святительства (после признания его) управлял единолично, и церковная жизнь в этот период протекала мирно. Скончался святитель 16 сентября 1406 года. Погребен в Московском Успенском соборе. 27 мая 1472 года во время строительства нового Успенского собора Московского Кремля, на месте обветшавшего старого, была обнаружена гробница митрополита Киприана и обретены его нетленные мощи, которые были оставлены под спудом. Его имя как святителя значится уже в месяцеслове 1487 года (ГБЛ, ф. 304, 761). Труды: Житие Петра митрополита, 1381//Памятники литературы Древней Руси. XIV – сер. XV в. – М., 1981. – С. 430–443. Послания//Православный собеседник. – Казань. 1860, ч. 2. – С. 75–106. Ответы игумену Афанасию//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 1, 7–11, 252, 253, 255. Повесть о Митяе Михаиле//Прохоров Г. М. Повесть о Митяе//Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. – Ленинград, 1978. Грамоты//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 1. См. также: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 1, 11. – С. 6–7. Духовная грамота//Калачов Н. В. Акты, относящиеся до юридического быта древней России: в 3 т. – СПб., 1857. – Т. 1, 83. – С. 544. Два послания исторического характера// Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1. Литература: Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Православие на западе России в лице ближайших представителей или Патерик Волыно-Почаевский. – М., 1888. – С. 84–89. Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Очерк из истории православной церкви и древнего благочестия на Волыни... – Житомир, 1878. – С. 102–107. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 150, 166, 177, 201–206, пр. 16. Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 47, 63, 77, 93, 133.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

59 . Княжна Суздальская Евфросиния, жившая в первой половине XIII века (память 25-го сентября, 60 . Епископ Ростовский Иаков, скончавшийся 27-го ноября 1392-го года, 61 . Николай Кочанов, юродивый Новгородский, скончавшийся 27-го июля 1392-го года, 62 . Евфимий Суздальский, основатель Спасо-Евфимиева монастыря, который находится в городе Суздале Владимирской губернии, скончавшийся 1-го апреля 1404-го года, 63 . Павел Обнорский или Комельский, основатель Троиц- —94— кого Павло-Обнорского монастыря, который находится в Вологодской губернии, в 15-ти верстах от города Грязовца, скончавшийся 10-го января 1429-го года, 64 . Максим, юродивый Московский, скончавшийся 11-го ноября 1433-го года, 65 . Дионисий Глушицкий, основатель Глушицкого Покровского монастыря, который находится в Кадниковском Уезде Вологодской губернии, к северу от Вологды, на речке Глушице, скончавшийся 1-го июня 1437-го года, 66 . Исидор Твердислов, юродивый Ростовский, скончавшийся 1474-го года, 1317 и 67 . Ефрем Перекомский, основатель Николаевского Перекомского монастыря, который находится на западном берегу озера Ильменя, в 25-ти верстах к югу от Новгорода, скончавшийся 26-го сентября 1492-го года. Наконец, в святцах одной Следованной псалтири, написанной в 1487-м году 1318 , находим еще 68 . Митрополита Киприана, скончавшегося 16-го Сентября 1406-го года. Из последнего времени перед Макариевскими соборами 1547–1549-го годов известны два случая отклонения высшей церковной властью ходатайств о причислении двоих умерших к лику святых, так как ходатайства найдены были церковной властью не подлежащими удовлетворению. Случаи имели место в 1539-м и 1544-м годах. Преп. Даниил Переяславский, быв в Москве в 1539-м году, донес царю Ивану Васильевичу (нужно подразумевать: боярам, правившим за царя-мальчика, которому в 1539-м году было только 9-ть лет) и митрополиту Иоасафу, что в Переяславле, при церкви св. Николая, которая у городских ворот, лежать в земле мощи чудна и свята мужа, князя Андрея Смоленского, которого мощи прежде лежали в церкви и были с верою лобызаемы от приходящих в нее, которому прежде была совершаема служба с пением канона и стихир и которого образ был написуем на иконах, – и просил у царя и митро-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Взяв преподобного Андроника, святитель Алексий вернулся в Москву. Он предоставил много средств для основания нового монастыря, место для которого было выбрано за рекой Яузой. На вопрос преподобного Андроника во имя кого построить храм в обители, святитель Алексий рассказал: «Когда мы плыли от Константинова града к Русской земле, внезапно поднялся сильный ветер в море, так что корабль начал погружаться. Тогда я дал обещание, что если Господь поможет мне, то создам церковь в честь того святого, праздник которого случится в день, когда приду к пристани. И тотчас же Божиею помощию волнение прекратилось на море, и мы вошли в пристань месяца августа в 16-й день. И завещал я поставить церковь в честь Нерукотворенного образа Спасова, но забываю в делах церковных. Ныне же хочу упраздниться от дел и исполнить обет». Так вскоре была воздвигнута прекрасная церковь , освященная митрополитом в честь пречистого Нерукотворенного образа Спасителя. Преподобный Андроник был поставлен святителем Алексием игуменом новой обители. В монастыре был принят общежительный устав. Преподобный Андроник со смирением и усердием нес настоятельские труды, пребывая во всяком воздержании и молитве; он был воистину кроток и смирен сердцем, как благоразумный ученик кроткого учителя – Преподобного Сергия. К преподобному Андронику часто приходили люди за духовным советом и благословением. Братия монастыря умножалась в числе и преуспевала в добродетелях (см.: «Житие и жизнь преподобнаго отца нашего игумена Сергиа» – «Богословские труды», сб. 11., М., 1973, с. 226–227). Некоторые современные исследователи указывают на несоответствие отдельных фактов этого сказания летописным данным и отмечают, что строительство Спасо-Андрониковского монастыря было связано с деятельностью не святителя Алексия, а святителя Киприана, митрополита Московского. Как бы ни решились в дальнейшем спорные вопросы, несомненно, что первоначальная история монастыря тесно связана с именами обоих Московских святителей: Алексия († 1378, память 12 февраля) и Киприана († 1406, память 16 сентября), что позволило в непродолжительное время собрать в монастыре прекрасных зодчих, иконописцев и книжных писцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Спиридон, архиепископ Новгородский и Псковский До посвящения в святительский сан служил иеродиаконом в Юрьевом монастыре под Новгородом. В 1229 году, в связи с тяжёлой болезнью Новгородского архиепископа Антония (Добрыня Ядрейкович; † 1232, память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых), Спиридон по жребию был избран на Новгородскую кафедру. Новгородцы часто избирали себе владык из простых иноков, даже из белого духовенства, в отличие от прочих епархий, где во епископы избирались почти исключительно настоятели обителей. В том же году 17 декабря Спиридон отправился в Киев для хиротонии. 4 марта 1230 года митрополитом Киевским Кириллом (1233) был рукоположен во иеромонаха, а затем хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа и в том же году 19 мая возвратился в Новгород. Время его святительства совпало с тяжёлыми бедствиями, постигшими новгородцев. Землетрясение, неурожай, голод, пожары косили людей, как косой. Все были в страхе. Святитель Спиридон, как истинный отец своей паствы, всеми силами старался помогать бедствующим и материальной поддержкой, и молитвой. Во время войны со шведами святитель Спиридон ревностно содействовал благоверному великому князю Александру Невскому († 1263, память 23 ноября/6 декабря, 30 августа/12 сентября) в отражении посягательств враждебных соседей. В 1240 году он благословил князя выступить против неприятеля с дружиною гораздо меньше неприятельской и затем торжественно встречал его в Новгороде с победой. Двадцать лет Спиридон управлял паствою, не вмешиваясь в дела шумного Новгородского веча, стараясь ладить с приходившими в Новгород татарами, и тем самым сохранил в Новгородском крае мир, тишину и безопасность. Скончался в 1249 году. Погребён в Мартириевой паперти Софийского собора. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времён введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. Новгород, 1891, Т. 1, стр. 125–130. Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. – Новгород. 1897, стр. 16. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (1853–1858) (рукопись архива Святейшего Синода 1771). Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 3, стр. 155,156, прим. 328, 331, 369; т. 4, стр. 17, прим. 38. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 34. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев. 1913, стр. 1406. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 18. Русский биографический словарь; в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 19, стр. 258–259. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 2, стр. 322, 399. 498. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Голенищеве он и занемог. За четыре дня до смерти им написана была прощальная грамота. Она была прочтена, согласно его воле, при его погребении, равно как после была читаема и при погребении последующих митрополитов, за исключением св. Фотия, написавшего свою грамоту. В примечании к «Житию святых» (изд. 1903 г.) о грамоте говорится: «Она исполнена любомудрия христианского, проникнута духом глубокого благочестия и с трогательным красноречием говорит о тленности, суете и ничтожестве всего земного и о памяти смертной». Преставился митрополит Киприан в Голенищеве 16 сентября 1406 г. Он был митрополитом 30 лет без полутора месяцев. Мощи его были обретены в 1472 г. при разобрании старого московского Успенского собора и потом пребывали в новом под спудом. Память святителя Киприана празднуется 16 сентября; память обретения и перенесения мощей – 27 мая. Местное празднование было установлено после 1805 года. Шестисотлетие игуменства Преподобного Сергия Радонежского 24 25 сентября, 5 июля Шестьсот лет тому назад. Свыше одного века пребывала уже Русь под татарским игом. Тяжкое, временами казалось, безысходное было время. Но переносил народ испытания, сохраняя верность Церкви и ее верным сынам, природным Государям, осторожно и планомерно воссоздававшим разоренное государство. В 1354 г. правил благочестивый сын Калиты, Великий Князь Иоанн II Иоаннович Кроткий. В глуши Радонежских лесов к тому времени возникла обитель, основанная братьями Стефаном и Варфоломеем, сыновьями ростовских бояр. В 1340 г., с благословения св. митрополита Феогноста, освящена была там церковь во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы. В 1342 г. в убогом еще храме смиренный игумен Митрофан совершил 7 октября пострижение Варфоломея, дав ему имя святого того дня – Сергия. В 1354 г. притекшие за эти годы в обитель иноки пожелали иметь Сергия игуменом. Придя все вместе к нему, они сказали: «Отче! мы не можем долее жить без игумена; исполни наше сердечное желание: будь нам игуменом, будь наставником душ наших; мы будем каждый день приходить к тебе с покаянием и открывать пред тобою нашу совесть; а ты будешь подавать нам прощение, благословение и молитву. Мы желали бы видеть тебя совершающим ежедневно Божественную литургию, и от твоих честных рук причащаться Святых Христовых Таин. Ей, честный отче, таково наше общее сердечное желание; не откажи нам в этой милости!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010